Немного о боли...Беларусь всё еще утопает в бюрократии. Для получения любой (ЛЮБОЙ!) бумаги (справки/свидетельства/выписки) нужно пройти 7 кругов ада в буквальном смысле этого слова. Универсальных сервисов для уплаты налогов, заказа справок, оформления каких-то документов просто не существует.

Но государство работает в этом направлении. И отсюда...Та-дам! 03 января 2021 заработала Национальная почтовая электронная система.

Концепция работы Национальной почтовой электронной системы РБ

О начале работы этого сервиса было заявлено на официальном сайте Министерства связи и информатизации РБ. Надо сказать, описание системы достаточно сдержанное.

Данная система позволит пересылать заказные и простые письма в электронной форме, обеспечивая безопасность и конфиденциальность переписки. Отправлять и получать письма можно в любое время суток с мобильного телефона или компьютера.

Но это не всё. Если перейти по ссылке «Подробнее», можно увидеть великолепный ролик на YouTube, где показано, как переслать заказное письмо в электронной форме. Заключительный лозунг в данном видео, звучит так.

"Пересылая письма в электронной форме, вы экономите время и деньги!"

По-моему, очень справедливое утверждение. Правда, с актуальностью немного запоздали...лет этак на 20-30. Наверное, поэтому новость о новом государственном сервисе вызвала столько критики. Но, не поверив во всю абсурдность ситуации, пришлось вникнуть поподробнее.

Как это работает?

Данную услугу предоставляет Национальный почтовый оператор РБ РУП «Белпочта». По сути, это аналог сервиса «Госпочта» в РФ. Она доступна и для юридических, и физических лиц. Если кратко, то механизм работы выглядит так:

  1. Зарегистрироваться в системе с помощью сертифицированных средств выработки ЭЦП (электронной цифровой подписи). Если такого нет, нужно получить сначала её.

  2. Ввести данные получателя, текст письма (до 30ти страниц), добавить вложение (до 10 Мб) и отправить.

  3. Если получатель зарегистрирован в системе, он просто открывает e-mail в своём личном кабинете. Если нет, сотрудники почты распечатают его и доставят обычным способом (но всё строго конфиденциально!).

Т.е. фактически почтовый оператор предоставляет 2 услуги: пересылку почтовых отправлений в электронной и гибридной форме. Концепция гибридной формы отправки кажется любопытной. Допустим, если нужно отправить документы с подтверждением их получения, можно сделать это из дома. Например, чтобы выполнить претензионный порядок, можно выслать досудебную претензию без посещения почты.

Хотя на «живом» примере подпись о получении уже не является обязательным условием, чтобы письмо считалось полученным. Допустим для судебных повесток достаточно, чтобы извещение закинули тебе в почтовый ящик. Но скорее всего это исключение касается только государственных структур.

Тарифы

Почтовый оператор утверждает, что пересылка почтовых отравлений в электронной форме дешевле, чем пересылка почтовых отправлений в физической (бумажной) форме. Сравниваем в таблице:

Услуга

Белорусские рубли, BYN

Российские рубли, RUB

простое электронное письмо для физ. лиц

0,42

11,97

простое электронное письмо для юр. лиц

0,35

9,97

простое бумажное письмо с отправлением с почтового отделения

0,6

17,1

заказное электронное письмо для физ. лиц

1,5

42,75

заказное электронное письмо для юр.лиц

1,25

35,62

заказное письмо с отправкой из почтового отделения

2,1

59,84

простое гибридное отправление для физ. лиц

0,6

17,1

простое гибридное отправление для юр. лиц

0,5

14,25

заказное гибридное отправление для физ. лиц

1,8

51,14

заказное гибридное отправление для юр. лиц

1,5

42,62

Из таблицы видно, что электронные отправления действительно дешевле. Но если сравнить стоимость простого бумажного письма и гибридного, то можно заметить, что стоимость одинаковая. Плюсом ко всему почтовый оператор дополнительно взимает плату за уведомление о получении и прочтении почтового отправления (0,42/0,48 для физ. лиц и 0,35/0,4 для юр. лиц).

Зачем нужен этот сервис?

Несмотря на множество саркастичных комментариев об изобретении платной электронной почты, есть все-таки в этом сервисе практический смысл. Проблема в том, что представители почтового оператора не смогли донести его до общественности, что собственно и явилось поводом для шуток.

«Те люди или те организации, которые сегодня имеют электронную цифровую подпись, могут свои процессы таким образом оптимизировать. Нет необходимости идти в отделение почтовой связи, чтобы отправить или получить письмо. Таким образом, этот сервис – это удобство, ускорение бизнес-процессов для юридических лиц и т. д.», прокомментировал Анатолий Невмержицкий, начальник центра разцития ИТ-технологий РУП «Белпочта», в своем репортаже «В ногу со временем» на гос. тв.

Из такого комментария вопрос «чтобы что?» остался открытым. Поэтому приходится додумывать самостоятельно. По сути, этот сервис будет полезен для обмена юридическими значимыми сообщениями. Т.е. чтобы сам факт передачи такого сообщения, можно было использовать в суде и доказать, что адресат получил письмо.

Что можно отнести к юридически значимым сообщениям?

Разнообразие форматов документов, которыми пользуются юристы, нельзя назвать маленьким. Уведомления, заявления, требования, обращения и т.д. – всё это относится к юридически значимым сообщениям. Но классифицировать их лучше по целям, которые преследует отправитель.

К таковым следует отнести:

  • Информативные. Например, уведомить контрагента о смене юридического адреса, руководителя организации, банковских реквизитов.

  • Регулятивные. Другими словами, обмен актами, договорами, приложениями к документам и т.д.

  • Правообеспечительные. К правообеспечительным в основном относят досудебные претензии и требования по оплате задолженности.

Для всех этих целей юридические лица используют отправку заказной корреспонденции. Но сейчас государственный почтовый оператор расширил возможности до электронного и гибридного формата отправки, которые юридически имеют такой же вес, что и обычные бумажные.

Ко всему прочему, это бы упростило рассылку повесток/извещений/исполнительных документов для государственных ведомств. Частица «бы» в предыдущем предложении появилась не просто так. В процессе написания статьи в сеть попал документ Минюста «О режима экономии» , в котором говорится:

Предлагается принять меры по к сокращению расходов на пересылку почтовой корреспонденции за счёт перехода на электронное взаимодействие со сторонами исполнительного производства и иными участниками. Исключить направление писем заказной корреспонденцией (необходимо максимально использовать альтернативные способы отправки, фиксирующие факт получения сторонами исполнительного производства необходимых процессуальных документов (СМДО, e-mail, Viber и т.п.))

Следовательно, новая услуга государственного почтового оператора актуальна только для частных лиц. Государственные ведомства делают ставку на бесплатные способы обмена корреспонденцией.

Заключение

С одной стороны, это хорошо, что хоть как-то облегчаются способы соблюдения всех бюрократических нюансов. Но вопрос о целесообразности остается открытым. Допустим, электронная отправка заказной корреспонденции кажется актуальной. Но помимо неё есть и отправка простой корреспонденции, что действительно напоминает механизм работы электронной почты...только платной.