Недавно мы публиковали статью «Как фотка в портфолио влияет на получение работы и заказов. Обзор исследований». Там мы рассказали про два эксперимента. В первом тестировали несколько фотографий с разными выражениями лиц у норвежских программистов (задумчивое, серьёзное, улыбающееся) и оценивали, как оно влияет на ощущение компетентности. Во втором оценивали, как зависит ощущение от профиля, но в нём менялось не только выражение лица на фотке (серьёзное и улыбающееся), но и опыт (джуниор-сеньор). Во всех европейских исследованиях фотографии с улыбками вызывали ощущение большей компетентности.

В комментариях rcl задал интересный вопрос: «Будут ли отличаться результаты в России?»

И мы попробовали сделать своё исследование. Оно не может называться научным, но мы постарались провести его максимально корректно.




Модели


Мы рассылали друзьям и в корпоративные чатики гайд для создания фото. В гайде мы просили людей сфотографироваться на нейтральном фоне, в обычной одежде, с тремя выражениями лица: серьёзным, со сдержанной улыбкой и с широкой американской улыбкой.



Всего фотографии прислали 13 моделей: восемь женщин и пятеро мужчин. Все работают в айти или рядом. Каждая из моделей написала, какая из фотографий им кажется самой подходящей для профессиональной соцсети типа линкедина.

Мы масштабировали фотографии, чтобы лицо занимало примерно одинаковый процент фото. Вот наша усреднённая модель.



Опрос


Фотографии с разными выражениями лица были равномерно распределены по трём опросам. В каждом из них было 13 фотографий одних и тех же моделей, но модели были с разными выражениями лица.

Каждый респондент получал рандомную ссылку на опрос, сгенерированную с помощью allocate.monster.

На первый опрос ответило 107 человек, на второй 107, на третий 101.



Вопросы внутри теста показывались в случайном порядке.

Респонденты


Всего было получено 315 ответов. Из них 125 (39,7%) женщин и 190 (60,3%) мужчин.
268 (85%) заняты в IT-сфере.

Постоянно в найме участвуют 72 (22,9%) человека, время от времени 139 (44,1%), никогда не участвовали 104 (33%).



В основном на опрос отвечали люди до 35 лет. Возрастной состав: до 25 лет — 29,2%, 26–35 — 58,7%, 36–45 — 11,1%, старше 45 лет — 0,9%

Результаты


В первой статье было исследование о том, что американские СЕО в основном всегда улыбаются, а китайские — почти всегда серьёзны. Кажется, мы всё-таки ближе к востоку, потому что широкая улыбка у нас воспринимается хуже всего.

Лучше всего воспринимается сдержанная улыбка.



Если вы видели исходное исследование и не особо вчитывались в цифры, то у вас может сложиться впечатление, что там как будто эффект был гораздо выраженнее. На самом деле нет, просто они химичили с графиками — шкала идёт не от нуля. Мы так не делаем, потому что это нехорошо.


Восприятие компетентности для улыбающихся, нейтральных и задумчивых фоток (зелёные — мужские, оранжевые — женские). Данные из исследования «How to pose for a professional photo: The effect of three facial expressions on perception of competence of a software developer»

Но в исходном исследовании тем не менее эффект был признан статистически значимым.

Распределение


Распределение ответов в среднем похоже для нейтрального выражения лица и широкой улыбки, но видно небольшой пик на 5 для сдержанной улыбки.


Распределение оценок для нейтрального выражения лица (1), сдержанной улыбки (2) и широкой улыбки (3)

Исходное исследование


Теперь сравним с исходным исследованием. Там были другие выражения лица: нейтральное-широкая улыбка-задумчивое, поэтому мы сравниваем только два совпадающих выражения лица: нейтральное-широкая улыбка. Да, это некорректно, но всё-таки.



У нас дельта между мужчинами и женщинами больше при любом выражении лица. То есть женщины кажутся нам с любым выражением лица в среднем чуть менее квалифицированными, чем в исходном европейском исследовании.

Также в исходном исследовании замечалось, что у нанимателей с большим опытом найма гораздо меньше дельта между воспринимаемой компетентностью мужчин и женщин. То есть ребята, которые часто нанимают в Европе, считают женщин совсем немного менее компетентными, чем мужчин. А что у нас?


Дельта между компетентностью мужчин и женщин в зависимости от опыта найма

Для редко нанимающих и у нас, и в Европе значения близкие. Но в Европе дельта между воспринимаемой компетентностью мужчин и женщин довольно сильно уменьшается при опыте найма, у нас же почти не меняется.

Опыт работы




В оценке по опыту работы приятно только то, что часто нанимающие люди внезапно чуть больше расположены к людям (неважно, с каким выражением лица), чем нанимающие редко или никогда.

Личный выбор


Сравнили средний балл для фотографий, которые посчитали удачными сами участники, и средний балл всех фото. В целом фотографии, которые человек считает симпатичными, скорее оказываются более удачными, чем нет, но довольно незначительно.



Очки


У нас была только одна модель в очках, поэтому тут мы не можем делать никаких выводов. Но тем не менее, если из интереса посчитать, её средняя оценка — 5,01, а средняя по всем участникам — 4,77. Кто знает, возможно, это именно из-за очков.

Борода


У нас было трое бородатых и двое безбородых участника-мужчины. Средний бородатый балл — 5,09, а безбородый — 4,74. Это превосходит эффект от изменения выражения лица. Более того, эта разница больше, чем разница между средней оценкой мужских и женских фото.



Выводы


На фотке лучше делать средне-приветливое лицо. Если не умеете делать средне-приветливое и работаете в России, то смело ставьте фотку как на паспорт, которой сами боитесь. Возможно, покажетесь кому-то где-то на 4% более компетентным.



А прикладывают ли фотки вообще?


Мы посмотрели, как оценивают приложенные фотки. Но прикладывают ли эти фотки вообще? hh.ru помог нам это узнать.

Наличие фотки в резюме

Данные из резюме, которые были обновлены или созданы в 2020-21 году.



Я оставила на графике десять первых регионов по наличию фотки в резюме и десять последних. В крупных городах люди чаще прикладывают фото, в национальных республиках — чаще нет. Региональная разница очень большая, между Москвой и Ингушетией — 54%.

Женщины прикладывают фото в среднем по стране чуть чаще, чем мужчины — 38% против 31%.

Молодые специалисты редко прикладывают фото, а чаще всего встречаются фотографии в резюме у людей 25–34 лет.



Но даже если фотка есть, влияет ли она на приглашение на работу?



Результаты похожие: больше всего приглашений у кандидатов с фотографиями в больших городах. Но ведь там и кандидатов с фотографиями больше. Попробуем понять, где фотография может особенно выделить вас на фоне других соискателей. Посмотрим соотношение резюме с фотографиями к резюме без фотографий во всей базе резюме и в базе кандидатов, получивших приглашение на интервью.
Во всех регионах кандидатов с фотографией приглашают чаще, чем без. Но если в Москве кандидатов с фотками приглашают всего лишь немного чаще, чем кандидатов без фоток, то во всех регионах, где фотографии прикладывает мало кандидатов, они получают сильное преимущество. Соотношение нанятых кандидатов с фотографиями к кандидатам без фотографий в два раза выше, чем в общей базе резюме

Соотношение нанятых кандидатов с фотографиями к кандидатам без фотографий

В Республике Саха и Чукотском АО, видимо, слишком мало данных, поэтому они дают такие выбросы.

Выводы


У нас, к сожалению, нет разбивки по отраслям. Вообще, если вы синьор-разработчик, вас и так, конечно, наймут, хоть что ставь на фотку. Но если вы живёте в Дагестане, Адыгее, Карачаево-Черкесии или Чечне и не синьор-разработчик — фотку лучше приложить.

Возражения


Почему вы не посчитали критерий Фишера? Где стандартное отклонение?

Мы не настоящие сварщики, извините. Я решила, что лучше вообще ничего не считать, чем посчитать неправильно и всех запутать ложной компетентностью. Но мы приложили ссылку на исходные данные, и вы можете проверить всё самостоятельно. Если вы напишете конструктивный комментарий, то мы сможем посчитать сами и допишем апдейт.

А вот я никогда не смотрю на фотку, мне важны только профессионализм и опыт

ОЧЕНЬ много людей специально написали мне в личку, что никогда не смотрят на фото, оно вообще никак на них не влияет.

Я думаю, что даже на самых толерантных и антидискриминирующих влияют какие-то невербальные и нерациональные вещи. И если в этом не признаваться, то об этом никогда не узнаешь. Так что лучше по дефолту знать про себя, что такие-то нерациональные вещи могут подсознательно располагать вас к какому-то человеку и располагать (и наоборот) других людей к вам.

С этим правильно бороться, но неправильно это отрицать.

Но ведь дизайн эксперимента отличается!

Да, в исходном эксперименте тестировалось серьёзное, улыбчивое и задумчивое выражение лица. Но так как оно редко используется и заняло низкие позиции в исходном исследовании, мы решили заменить его на несколько градаций улыбки. Да, теперь нельзя сравнивать два исследования напрямую, зато наше стало более близким к жизни.

Там же мой знакомый!

Есть проблема с тем, что выборки, в которых мы искали моделей, и в которые потом закидывали опрос, пересекались. То есть многие могли встретить знакомых. Но в исходном исследовании модели и респонденты тоже работали в одной и той же компании, поэтому также могли быть знакомы.

Я модель и хочу узнать свои результаты

Напишите мне, пожалуйста, в тот же мессенджер, куда присылали фотографии. Я скажу, под каким номером ваша фотография, сделаю сводку и пришлю вам. Иногда результаты могут отличаться от средних. Например, я посчитала свои результаты, и там с большим отрывом идёт серьёзное лицо.

Благодарности

Спасибо всем моделям, которые сделали фото, и Екатерине Шулындиной из Яндекс.Практикума за неимоверное количество знакомых, которых она правдами и неправдами уговаривала сделать фото.

Спасибо Надежде Зотовой за помощь в обработке данных в экселе.

Спасибо аналитикам hh.ru за предоставленные данные.