С первого взгляда понятно, что Нижний Тагил – промышленный город. Сегодня в нем живут более 340 тысяч человек, это крупнейший город Свердловской области после Екатеринбурга по численности населения.

Но интересно, что это еще и город изобретателей – например, первого паровоза в России. А во время войны на заводе выпускали броневые листы и собирали «тридцатьчетверки», причем три из десяти этих танков делали именно в этом городе. А последние тридцать лет «Уралвагонзавод» выпускает Т-90.

Интересный факт из истории города: в 1926 году в городе еще не было водопровода и канализации, но уже были девятнадцать начальных школ, два техникума, два кинотеатра, две больницы, восемь библиотек и пять клубов. В 1939 году открыли первый вуз.

Как город живет сейчас, когда снега уже нет? Смотрим на Нижний Тагил весной.

 

Умный город

В Нижнем Тагиле установлена масса камер, которые рассортированы по районам и собственно объектам – прямо на сайте администрации. Осталось подключить к ним сервисы с применением ИИ, чтобы обеспечить безопасность в городе. В любом случае, здорово, что при каких-либо неприятных ситуациях можно вытащить запись и узнать подробности. В теории, само наличие камер в большом количестве должно снижать преступность.

Кроме того, на сайте есть карта пробок – просто «Яндекс.Карты», расписание транспорта афиша событий в театрах и других учреждениях и справка, в которой есть информация о защите прав потребителей, об образовательных учреждениях, телефоны администрации города, управляющие компании, телефоны участковых, передача показаний электросчетчика, спортивные учреждения, вакансии и так далее.

Кроме того, есть список пунктов подтверждения личности владельца учетной записи на портале госуслуг – а ведь когда-то, на самой заре этой платформы, подтвердить личность было проблемой. Вы ездили в Ростелеком? Напишите в комментариях.

То есть сделано действительно с мыслью о том, как жителям будет удобнее. Если среди вас есть те, кто живет в Нижнем Тагиле – расскажите в комментариях, вы считаете это полезным для себя или других людей?

Для обращений граждан и организаций на сайте администрации действует электронная приемная, а для вопросов благоустройства, транспорта, ЖКХ и других – можно пользоваться платформой «Госуслуги. Решаем вместе» со смартфона или на сайте Госуслуг. В этом смысле российские города позитивно отличаются от городов большинства других стран – цифровизация у нас идет быстрая. И пусть не всегда легко справиться с какой-нибудь регистрацией по месту жительства, в любом случае, в основном проблемы решаются быстрее.

В ноябре прошлого года в городе поставили 21 умный светофор. По плану такие светофоры должны снизить число аварий, уровень загазованности, улучшить пропускную способность улиц и повысить среднюю скорость движения.

Еще раньше, в 2018 году, холдинг «Швабе» представил первый в Нижнем Тагиле комплекс пешеходной навигации – стеллы с картой достопримечательностей и маршрутов и возможностью вызвать полицию. Еще одна программа холдинга в городе касается освещения: в рамках «Светлого города» планируется до 2042 года поставить более 20 тысяч энергоэффективных светоточек.

Городская среда

Центральные улицы города и набережная выглядят довольно опрятно. Некоторые объекты улучшают – сейчас идет стройка на набережной тагильского пруда. Ставят террасу, облицовывают гранитом, делают ступени и ставят детские площадки. Через пруд собираются построить пешеходный мост.  

Но в плане ухоженности есть и такие исключения. Дом раскрасили вандалы, раскрасили плохо, и никто это не убрал почему-то, несмотря даже на то, что здание старинное. В идеальном мире достаточно было бы отправить одну жалобу, чтобы это убрать.

Нижнетагильский драматический театр им. Д. Н. Мамина-Сибиряка работает с 1946 года, это самый большой и старейший театр Нижнего Тагила, один из четырех театров города.

В городе есть цирк, кинотеатры, театр кукол.

Детские сады сегодня делятся на два типа – советские серые мрачные коробки и обновленные/вновь построенные цветные. Здесь мы видим что-то между – еще не совсем яркое, но уже не депрессивное здание.

Много новомодного эко-дизайна. Как для отдыха взрослых – столы и скамьи, так и для детей – площадки.

В городе есть площадки, на которых есть желание не только гулять, но и фотографироваться.

 Взрослым тоже есть где посидеть и отдохнуть.

Подобные спортивные площадки, как мне кажется, очень хорошая практика. И здесь на них занимаются. На фото того не видно только потому, что был дождь.

А под определенным углом город покажется деревней. Обманчивое впечатление, связанное с большим количеством оставшихся небольших домиков на окраинах.

А это – одно из самых популярных мест у туристов, Лисья сопка. Как раз отсюда открывается красивый вид на город. На вершине горы – Сторожевая башня, построенная в 1818 году в стиле классицизм.

Зачем башня была построена – доподлинно неизвестно. Есть версия, что это было место для наблюдения за пожарами – если был замечен огонь, то звучал набат и вывешивался сигнал, соответствующий сектору возгорания. Другая версия – что это была обсерватория в начале XIX века. Или же владелец тагильских заводов Николай Демидов построил башню в память о своей супруге.

Во времена СССР башня была пунктом метеонаблюдений и общественной обсерваторией, а также на ней был оборудован телевизионный ретранслятор.

Сейчас это один из символов города.

Промышленность и экология

Нижний Тагил вошел в историю как «Танкоград». 30% всех танков Т-34 собрали именно в этом городе, поэтому здесь установлены два памятника «тридцатьчетверке», самому массовому танку Второй мировой войны. Всего Уральский танковый завод, в который вошли эвакуированные Харьковский танковый и Харьковский тракторные заводы, а также Мариупольский металлургический завод, выпустил более 30 тысяч танков.

А раньше, в 1722 году, на Выйском заводе получили первый чугун, и в XVIII веке продукция железоделательных и медеплавильных заводов семьи Демидовых «Старый соболь» стала известной во всем мире.

В 1833 году построили первые в России паровозы – их изобрели крепостные отец и сын Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. История промышленности отображена во множестве объектов в городе.

 Сегодня среди предприятий Нижнего Тагила:

  • Нижнетагильский металлургический комбинат,

  • Уралвагонзавод,

  • Уралхимпласт,

  • Высокогорский горно-обогатительный комбинат,

  • Высокогорский механический завод,

  • Нижнетагильский завод металлических конструкций.

В атмосферу города предприятия отправляют 57 веществ. В первую очередь это оксид углерода – он получается при сжигании органики вроде угля, древесины, и способен вызвать бессонницу и слабость. На втором – диоксид азота, потенциальный возбудитель легочных инфекций. На третьем – диоксид серы, сернистый газ, который образуется в металлургических производствах.

Предприятиям необходимо исправлять эту проблему. Нижнетагильский металлургический комбинат, предприятие «Евраз НТМК», за 2020 год направил на природоохранную деятельность своих предприятий в Нижнем Тагиле и еще одном городе 2,3 млрд рублей. Тем более, что к этой компании, а также к «Уралхимпласту», больше всего вопросов у жителей. Хотя сам Евраз позиционирует себя как «самое чистое доменное производство в России».

Итог

Нижний Тагил – большой город с богатой историей, мы ее обсуждали в прошлом посте. Это город производств и изобретателей.

Сегодня здесь пытаются внедрять инновации – и да, удобный сайт, множество камер и умные светофоры к ним тоже относятся. Как бы нам ни хотелось видеть в числе технологий «умного города» квантовые коммуникации, аэротакси и роботов-доставщиков.

За набережной и прогулочными зонами пытаются следить, обновлять. Центральная часть города выглядит чисто и опрятно. На окраинах – по традиции, бывает по-разному.

Портит ли картину множество предприятий? С одной стороны, есть проблемы с экологией. С другой, без этих предприятий не было бы города. В идеальном мире возможен был бы симбиоз, при котором предприятия используют возобновляемые источники энергии и выдают нулевые выбросы, а люди ходят на работу. Проблема в том, что город и живет за счет производства.

Как решить эту проблему?