Syd Mead’s original drawing for Blade Runner’s dystopian Los Angeles

«Проснись, самурай!», призывает в культовом ролике Джонни Сильверхенд. В мире Cyberpunk 2077 господствуют японские мегакорпорации. Над футуристическим Найт-Сити, сияющим неоновыми вывесками с надписями кандзи и катаканой, возвышается мрачная башня дзайбацу «Арасака» — чьё название недвусмысленно отсылает к знаменитым японским винтовкам «Арисака».
Это не «фишка» авторов игры, а сознательный и точный оммаж классическому американскому киберпанку – который с первых лет своего существования был наполнен японскими мотивами даже больше, чем собственно японский киберпанк. Уже в «Бегущем по лезвию» 1982 года неонуарные улицы полны кибергейшами и японскими вывесками. Ничуть не меньше японского в первых же рассказах и романах отца жанра Уильяма Гибсона – писавшихся параллельно со съёмками «Блейдраннера».


А ведь киберпанк изначально – глубоко американский жанр. Он напрямую вырос из невесёлой реальности США 70-х годов: страны, тяжело переживающей экономический кризис из-за взлёта цен на нефть, бесконечные политические скандалы, поражение во Вьетнаме. Неудержимый экономический рост сменился депрессией, инфляцией и безработицей. Общество охватила фрустрация, массовое разочарование и в государственных институтах с традициями, и в протестном идеализме 60-х.


Технический прогресс вместо открытой дороги к звёздам оборачивался новым отчуждением, экологическими бедствиями, страхом перед всё более совершенными компьютерами и роботами. А также пытающимися выжить – и оттого плюющими на людей и природу корпорациями, «решающими вопросы» с коррумпированными политиками и изобретающими для правительства секретные штуки одна опаснее другой.


Улицы некогда идиллических городков, промзоны и кварталы мегаполисов погружались в депрессию и разруху, преступность переживала пугающий взлёт – который закончится только в 90-е. Оптимизм и яркие краски шестидесятых даже на экранах сменили мрачные, реалистичные и остросоциальные фильмы «нового Голливуда», он же «американская новая волна».

Самоощущение тогдашних американцев в некоторой степени можно сравнить с облегчённой версией того, что жители бывшего СССР пережили в 90-е. Если классический нуар породили великая депрессия и послевоенное время, то неонуар киберпанка, «Терминатора» и «Робокопа» напрямую вырос из американского кризиса 70-х годов.


При чём здесь, в таком случае, Япония?

При том, что к началу 80-х годов она пугала американцев даже больше, чем СССР.
И это несмотря на последнее обострение Холодной войны, когда сверхдержавы ощетинились ракетами малой и средней дальности в Европе, и несколько раз подходили к грани ядерного армагеддона едва ли не уровня Карибского кризиса.

▍Японское чудо


В годы Перестройки в Советском Союзе ходил мрачный анекдот: «почему СПИД, чума ХХ века, не страшен СССР и Японии? Потому, что Япония живёт в XXI веке, а СССР в XIX-м». Примерно такую же самокритичную сентенцию можно было бы услышать и в США начала 80-х.

Пока США переживали кризис 70-х в экономике и общественной жизни, Япония наслаждалась невероятным взлётом своего «экономического чуда». Из разрушенной войной нищей страны, по которой носился радиоактивный пепел, за считанные три десятка лет упорного труда, мудрой экономической политики и ставки на технологические инновации она превратилась в «мастерскую мира». Более того: вторую экономику планеты по абсолютному ВВП, первую по душевому ВВП — оставив за спиной и страны Западной Европы, и СССР.


Японские компании показывали на выставках, а затем выбрасывали на мировые рынки всё более невероятные чудеса в сфере электроники и робототехники. Акции японских корпораций мчались к небесам. Даже для американцев к началу 80-х Токио, особенно на фоне их депрессивных городов с растущими гетто и разваливающимися промзонами, выглядел сияющим идеальным мегаполисом из фантастического фильма.

Именно в это время «японское – это хлам» превратилось в американском и мировом восприятии в «японское – это сверхсовременное и качественное». Американские магазины оказались завалены японской электроникой. А по хайвеям вместо оказавшихся после взлёта цен на нефть слишком прожорливыми кадиллаков и маскл-каров помчались бесчисленные «Тойоты» и «Мазды».



▍«Японские идут!»


Многим в США уже к началу 80-х начинало казаться, что век американского господства катится к концу. А ещё недавно проигравшая мировую войну Япония, политически – младший партнёр США, находящийся под военным «зонтиком» Америки, стремительно берёт исторический реванш благодаря технологическому и коммерческому превосходству.

Американские компании оказывались не в состоянии соревноваться с японскими товарами: одновременно высокотехнологичными, стильными, качественными и дешёвыми. Американских рабочих выбрасывали с закрывающихся заводов, оказывавшихся не в состоянии конкурировать с японцами. Ядерный потенциал и танковые армады СССР были где-то далеко среди снегов за «железным занавесом» — а японские «Тойоты» и «Панасоники» были решительно везде, захватывая Америку. То, что не смогли сделать авианосные соединения адмирала Ямамото и вышколенные пилоты «Зеро», учинили учтивые менеджеры в строгих костюмах с корпоративными улыбками на лицах. Ну а там, где победный шаг корпораций замедлялся, дела могли «порешать» таинственные и могущественные синдикаты якудза.


Это пугало американцев, привыкших видеть себя самой передовой страной мира, особенно в технологиях и экономике. «Мы только что послали человека на Луну – а теперь не можем конкурировать с хайтековыми японцами на собственном рынке!».

К началу 80-х – времени зарождения киберпанка — будущее виделось многим американцам, во-первых, мрачным, нищим и дистопичным, во-вторых, высокотехнологичным и корпоративным, и, в третьих, имеющим отчётливо японский акцент. «High tech, low life, and Japs are everywhere!». Это было вызвано не отвлечёнными представлениями, а повседневной реальностью США того времени. Родившись в 1982 году, американский киберпанк попросту не мог не приобрести явственные японские черты.

Следы этого ощущения видны не только в киберпанке 80-х. Достаточно вспомнить «Назад в будущее»: где Марти из 1985-го шокирует Дока из 1955-го тем, что японские товары в его время считаются эталоном качества, а Марти 2015-го уже работает под руководством менеджера-японца на какую-то японскую же корпорацию.



▍Запечатление образов


К концу десятилетия всё поменялось. «Рейганомика» вывела США на новый экономический взлёт, уровень жизни в Америке снова начал расти. Крах СССР обозначил несколько неожиданную для самих же американцев победу в Холодной войне.
Более того: взлёт японской экономики обернулся катастрофическим крахом фондового рынка и всего «японского пузыря» в 1990-м году. Японское экономическое чудо кончилось – и страна Восходящего солнца не оправилась от тогдашней катастрофы до сих пор пребывая в «застое». Время с 1990-го к началу нулевых называли «потерянным десятилетием», к началу 2010-х его переименовали в «потерянное двадцатилетие», а теперь речь уже идёт о «потерянных трёх десятках лет».


Ну а по следам японского экономического чуда уже шли, наступая Токио на пятки, «азиатские тигры» вроде Тайваня и Южной Кореи. Затем настала эпоха уже китайского экономического чуда – в борьбе с последствиями которого оказываются близки даже Трамп с Байденом. А японские товары утратили свою мегапопулярность и былое господство на рынках планеты.

И всё же страх перед «японской угрозой» оставался в душах американцев и в 90-х. Многим казалось, что трудности Токио носят временный характер, и даже крах СССР не спасёт Америку от японского экономического господства.


Майкл Крайтон в 1992 году написал «Восходящее солнце» про происки японских корпораций, захватывающих американские рынки рука об руку с якудза. Том Клэнси спустя два года выпустил «Долг чести»: про заговор японских имперских реваншистов и корпораций с вероломным нападением на США. Можно вспомнить и цикл «Warstrider» Уильяма Кейта 1993 года, где американец пытается выжить и преуспеть в войсках галактической Японской империи (именно его идея легла в основу дилогии Перумова о русском в войсках галактического Германского рейха).

▍Слияние


Не покинули японские мотивы и киберпанк. «Джонни Мнемоник» 1995 года всё так же наполнен дзайбацу, якудза, кандзи – и отсылками к аниме-культуре. Ведь с середины 90-х на экраны американских подростков с американскими адаптациями японских сериалов вроде «Роботека» и видеокассетами VHS проникло аниме – и вызвало фурор.


Весомую часть этого аниме составляла первая волна японского киберпанка, оказавшая огромное влияние на эстетику киберпанка США с середины 90-х. Достаточно сказать, что в следующей вехе американского киберпанка, «Матрице», на экране уже почти нет приевшихся и всё менее актуальных дзайбацу с якудзой. Зато она почти полностью выстроена на образах классических киберпанковых аниме 80-х и 90-х, которым сюжетно и стилистически наследует гораздо больше, чем «Джонни Мнемонику» и «Бегущему по лезвию» вместе взятым.

С другой стороны, японский киберпанк в это же время стал всё больше приближаться к образам, идеям и символам киберпанка американского. Тот же Ghost in the Shell эстетически и идейно ближе к «Мнемонику» и «Блейдраннеру», чем к своим предшественникам вроде «Акиры» или «Баблгам кризиса».


(Да, в Японии 80-х был собственный, мало похожий на американский киберпанк – но о нём куда лучше расскажет этот замечательный обзор.

Киберпанки США и Японии в XXI веке постепенно переплелись и слились в нечто единое и трудноразделимое. Попутно к началу 2020-х окончательно превратившись из актуального жанра про вызовы своего времени в форму ретрофутуризма: наряду со стимпанком и дизельпанком. Ведь наш мир «победившего киберпанка», несмотря на актуальность high tech low life и всё более продвинутые гаджеты, оказался совершенно не таким, как представлялось в 1980-е.


И отнюдь не случайно новая волна интереса к жанру киберпанка была вызвана не очередными технологическими прорывами и угрозами нашей эпохи, а всплеском ностальгии по 80-м и 90-м. С их ретровейвом, синтипопом и неоновыми расцветками.

А какой ваш любимый киберпанк?

Комментарии (63)


  1. 1234rfvb
    25.07.2021 13:26

    Спасибо за наводку на серию литературы и кино. Частично знакомо и занимает виртуальную полочку личных evergreen'ов. Пришла пора ознакомится с остальными, раз уж есть связь. Раз уж есть связь, вот и источник.


  1. M0rdecay
    25.07.2021 13:34
    +6

    Эту тему, в рамках эссе об аниме, подробно разбирал Кунгуров на личном канале

    Строго рекомендуется к ознакомлению, даже если аниме вам не нравится


    1. K0styan
      25.07.2021 14:34

      Из почитать же рекомендую Андрея Черткова (автора лучшего перевода "Нейроманта" к слову) - разные статьи и эссе, он много где печатался на рубеже 90-х - 2000-х.


  1. mSnus
    25.07.2021 13:45
    +7

    Киберпанк всегда строится на контрасте верхушек небоскрёбов и их обитателей и трущоб внизу, у основания. А вы нам только про верхушки рассказали)


  1. ne555
    25.07.2021 13:48

    японские товары в его время считаются эталоном качества

    Наоборот, читал, что сегодня американские товары в Японии явление как "большой бум" (не про взрыв в Х.Н., а про Apple подобное).


    1. ciubotaru
      25.07.2021 14:21

      Позвольте полюбопытствовать, где такое пишут?

      Возможно, я не туда смотрю, но особого спроса на американские товары я не наблюдаю. Да и "Apple-подобное" не позиционируется как made in USA.


      1. ne555
        25.07.2021 14:28

        В Ютубе на канале Шамова Дмитрия, который проживает в Японии уже долгое время.


        1. old_bear
          25.07.2021 15:10
          +9

          Едва ли не первая вещь, которую я понял прожив в Японии первую пару лет, это то что популярные ютуберы японской тематики, даже живущие в Японии достаточно долго, склонны искажать картину в угоду мировоззрению целевой аудитории (русскоязычной, американской и т.д.). Или может быть в угоду их собственному мировоззрению, которое сформировалось во время пребывания в родной среде.
          А понял я это когда лично и неоднократно столкнулся со значительной разницей того, что я вижу, и того, что эти ютуберы вещают. Так что присоединяюсь к недоумению @ciubotaruпо поводу повышенного спроса на американские товары. Впрочем не буду отрицать факт большой популярности iPhone (и прочей техники Apple) в Японии. Но он тут популярен не как американский товар а сам по себе, в силу совпадения потребительских характеристик с пожеланиями потребителей.


          1. BigBeerman
            25.07.2021 17:52
            +1

            он во всех развитых странах популярен, стараниями маркетологов ну и своими характеристиками с экосистемой. В Японии просто нет достойных аналогов.


          1. mithdradates
            25.07.2021 17:55
            +2

            Едва ли не первая вещь, которую я понял прожив в Японии первую пару лет, это то что популярные ютуберы японской тематики, даже живущие в Японии достаточно долго, склонны искажать картину в угоду мировоззрению целевой аудитории (русскоязычной, американской и т.д.).

            Уверяю, это не только с Японией так :) практически по каждой стране подобные "ютуберы" искажают реальность в угоду зрителям. Где-то это более заметно, где-то менее.


            1. vectorplus
              26.07.2021 06:59

              Подтверждаю про Канаду.


          1. MilesSeventh
            25.07.2021 18:53

            Но он тут популярен не как американский товар а сам по себе, в силу совпадения потребительских характеристик с пожеланиями потребителей.

            Вроде как, он банально дешевле


      1. tropico
        25.07.2021 19:40
        +1

        Возможно, я не туда смотрю, но особого спроса на американские товары я не наблюдаю

        iOS - 68% мобильного рынка Японии по операционным системам. Родной Sony - пятый в списке производителей смартфонов с долей в 6.4%.

        Учитывая промышленный и внешний дизайн айфонов понятно почему японцы их покупают. Но с самой Sony непонятно почему они до сих пор делают максимально некрасивые и неудобные кирпичи (хотя ладно, Самсунг еще хуже выглядит, а на ощупь так вообще).

        Те же камеры Sigma серии Merrill / sd Quattro + Quattro H / dp Quattro с LVF-01 / fp + fp L - вершина дизайна, хотя эргономика dp-шок не зашла в Европе/США. Но я лично бы их просто купил для того, чтобы смотреть и щупать. Что и делаю время от времени.


        1. Forthright
          25.07.2021 22:06
          +2

          Как пользователь Xperia 5 ii, не понимаю претензии к некрасивости и неудобности. Вполне элегантный телефон, удобно сидящий в руке и в кармане. У них с пиаром и маркетингом проблемы по большей части. И с ценой, которая чуть ли не для всего модельного ряда на две-три сотни долларов выше комфортной планки.


          1. vectorplus
            26.07.2021 07:05

            Я сам фанат Сони, но две Эксперии оставили сложное впечатление. Как раз дизайн и "плотность" сборки мне понравились, но обе начали достаточно быстро подглючивать, непростительно за такие деньги. С Самсунгами такого не было. Это только мой опыт, и поколения телефонов были разные, но уж очень четко совпало.


        1. ciubotaru
          26.07.2021 15:52
          -1

          Учитывая промышленный и внешний дизайн айфонов понятно почему японцы их покупают.

          Совершенно верно. Выше по ветке уже сказали, что айфоны покупают в силу их потребительских качеств, а не потому, что они американские. Да американские ли?


        1. ris58h
          01.08.2021 08:12
          +1

          Но с самой Sony непонятно почему они до сих пор делают максимально некрасивые и неудобные кирпичи

          Уже не делают. Закрыли мобильное подразделение.


  1. le2
    25.07.2021 14:45
    +5

    У большинства в голове навязана картина что там:

    • нет коррупции

    • свободные люди дышат свободным воздухом и производят отличные товары.

    • генетическая предрасположенность

      Всё циничнее и прозаичнее. Транснациональным финансистам не важно где находится разработка и производство. Главное чтобы всё производилось с их участием и за доллары. Свет демократии не распространяется, например, на Мексику, а распространяется на крупные военные базы США: Германию, Южную Корею и Японию. Также Японии было разрешено покупать любые технологии в США, это и объяснялось "Японским экономическим и технологическим чудом". Когда Япония начала догонять по ВВП Америку, то щёлкнули пальцами, им устроили дефляцию и оказалось что в свои технологии они не очень то и могут. То есть сила японских корпораций в том что им позволен доступ на рынок богатых стран. Достаточно им сломать доступ на рынок автомобилей, например в пользу Теслы, то посыпется всё. Автопром локомотивом тащит электронику (40% мирового потребления), химию и много много всего.


    1. mSnus
      25.07.2021 15:13
      +2

      Автопром? А к же станки, фарма и тяжёлые машины? С автопромом у них совсем недавно было так себе, Mitsu довольно сильно продались PSA, Nissan ушёл под Renault, Subaru выжили за счёт Fuji Heavy Industries. Toyota одна нормально себя чувствовала..


    1. TimsTims
      26.07.2021 01:06

      распространяется на крупные военные базы США: Германию, Южную Корею и Японию.
      А как же Китай и Малайзия? Тоже же тигры, и вон как развились без военных баз. Дело здесь в другом. Если кратко — у японцев скопилось слишком много денег, а тратить их налево-направо было не принято. Всё хранили в банках. Банки хотели ещё больше денег, и начали агрессивно спекулировать, на чём и прогорели. В итоге кризис, йена не интересна японцам, и они тупо стали инвестировать всё заработанное в другие экономики, а не в свою. На это сверху давит стареющее население и пожизненный найм, который не очень дружит с экономикой и эффективностью.
      Достаточно им сломать доступ на рынок автомобилей, например в пользу Теслы
      Они уже делали такое, установив квоту на импортные авто (откуда-либо). Тогда японцы просто понаоткрывали заводов в США, и пошли дальше качать бабки :) Вот вам и щелчок пальцами по лбу японцам…


      1. boblenin
        26.07.2021 03:40

        пожизненный найм, который не очень дружит с экономикой и эффективностью.

        Сам по себе пожизненный найм может быть дружит, а может быть и нет. Но вот система отбора людей начинавшаяся с младших классов начальной школы весьма и весьма помогала.


      1. vectorplus
        26.07.2021 07:11
        +1

        Плюс - спекуляция родила старый добрый пузырь, когда дом в центре Токио стоил чуть больше, чем вся недвижимость Канады вместе взятая. Я не экономист, но подозреваю, что такое безумное количество денег должно было повлиять на процесс.


        1. sHaggY_caT
          27.07.2021 02:27
          +1

          Плюс - спекуляция родила старый добрый пузырь, когда дом в центре Токио стоил чуть больше, чем вся недвижимость Канады вместе взятая

          Что? Какой ужас, учитывая текущие цены на жильё в Канаде :(


          1. vectorplus
            27.07.2021 06:58

            Я думаю, тогда было сильно дешевле :)


      1. vsh797
        26.07.2021 08:57

        А как же Китай и Малайзия? Тоже же тигры, и вон как развились без военных баз.

        Ну, с какого момента Китай стал так активно развиваться, тоже примерно понятно.


      1. Rating-100
        26.07.2021 13:00
        -2

        По-моему, это фишка такая американцев: что всё происходит как бы "само собой". А американцы просто держат неподалёку военные базы, но "вообще не при делах".

        Сами собой японские банки начали агрессивно спекулировать, сами собой японцы стали "инвестировать всё заработанное в другие экономики". И это, кстати, очень лайтовый вариант. Такое США XX века, покорявшее сердца и умы.

        Гораздо больше вопросов возникает в XXI веке. Например, к террористам, внезапно взрывающим свадьбы и рынки в своих же собственных странах. Или национальные распри вдруг возникшие там, где раньше жили мирно. Всё само собой, разумеется.

        При этом американцы где-то рядом, но как обычно, "вообще не при делах".


        1. Exchan-ge
          26.07.2021 13:13
          +2

          Или национальные распри вдруг возникшие там, где раньше жили мирно.


          «Шесть тысяч рабочих и служащих Золотого острова были набраны со всех концов света. Первый помощник Гарина инженер Чермак, носивший звание губернатора, разместил рабочую силу по национальностям на пятнадцати участках, отгороженных друг от друга колючей проволокой.

          На каждом участке были построены бараки и молельни по возможности в национальном вкусе. Консервы, бисквиты, мармелад, бочонки с капустой, рисом, маринованными медузами, сельдями, сосисками, и прочее, и прочее заказывались (американским заводам) также с национальными этикетками.

          Два раза в месяц выдавалась прозодежда, выдержанная в национальном духе, и раз в полгода — праздничные национальные костюмы: славянам — поддёвки и свитки, китайцам — сырцовые кофты, немцам — сюртуки и цилиндры, итальянцам — шёлковое бельё и лакированные ботинки, неграм — набедренники, украшенные крокодильими зубами, бусами и т. д.

          Чтобы оправдать в глазах населения эти колючие границы, инженер Чермак организовал штат провокаторов. Их было пятнадцать человек. Они раздували национальную вражду: в будни умеренно, по праздникам вплоть до кулачной потасовки» (с) сто лет тому назад, А.Толстой

          (Число участков несколько смущает :)


    1. agat000
      26.07.2021 07:23
      +2

      Ещё один момент, такой же, как с Германией - запрет на полноценную армию и военная "крыша" от оккупационной армии. Страна не тратит приличный кусок бюджета на оборонку, соответственно тратит его на развитие и инфраструктуру. В этом плане оккупация - весьма полезная и удобная штука для проигравших. Хотя очень унизительная.


      1. razielvamp
        26.07.2021 08:26
        +2

        Звучит стройно и красиво, если не знать, что Япония платит около 200.000.000.000 ен (если поделить на сто, то примерно будет в долларах) американской армии.

        https://en.m.wikipedia.org/wiki/Omoiyari_Yosan


  1. freecoder_xx
    25.07.2021 14:58
    +2

    Зато она [Матрица] почти полностью выстроена на образах классических киберпанковых аниме 80-х и 90-х, которым сюжетно и стилистически наследует гораздо больше, чем «Джонни Мнемонику» и «Бегущему по лезвию» вместе взятым.
    ...
    Тот же Ghost in the Shell эстетически и идейно ближе к «Мнемонику» и «Блейдраннеру», чем к своим предшественникам вроде «Акиры» или «Баблгам кризиса».

    Но эстетика и стиль "Матрицы" заимствован из "Ghost in the Shell"!


    1. chupasaurus
      26.07.2021 12:36

      Вплоть до того, что нарезка из аниме была частью питча для объяснения визуальной составляющей.


    1. bamovetz
      27.07.2021 07:23

      Вы не совсем правы по поводу GIS. Если брать всю франшизу в целом то это совсем не киберпанк, ибо панка там как раз нет. Ghost in the Shell ближе к например "Трем законам роботехники" Азимова или к его же "Стальным пещерам".

      GIS по факту как раз очень далеко ушел от Гибсона. В том же ряду стоят такие произведения как Appleseed (больше постапок), Психопасспорт.


  1. freecoder_xx
    25.07.2021 15:01
    +1

    Ведь наш мир «победившего киберпанка», несмотря на актуальность high tech low life и всё более продвинутые гаджеты, оказался совершенно не таким, как представлялось в 1980-е.

    Совершенно не таким? А каким же он тогда оказался?


    1. ne555
      25.07.2021 16:21
      +3

      Таким, как в Московских анклавах (отечественный киберпанк).


      1. Neikist
        26.07.2021 13:33

        Да, помню Анклавы в свое время сильно поразили. Что впрочем по моему никнейму понятно который уже лет 10 не меняю. Вполне реалистично развитие нашего мира описано (если мистику убрать и некоторую гиперболизацию).


    1. Exchan-ge
      26.07.2021 03:22
      +1

      А каким же он тогда оказался?


      Таким
      image


    1. k102
      26.07.2021 11:29

      Не таким стилистически. У нас куда более минималистичный дизайн, он совсем не предполагает такой "модульности" как том киберпанке (посмотрите на тамошнюю технику и машины).


  1. Loggus66
    25.07.2021 15:14
    +1

    Из разрушенной войной нищей страны, по которой носился радиоактивный пепел, за считанные три десятка лет упорного труда, мудрой экономической политики и ставки на технологические инновации она превратилась в «мастерскую мира».

    Ну-ну, "потерянное десятилетие" взялось из ниоткуда.


  1. rg_software
    25.07.2021 17:29
    +6

    Есть ещё важный момент помимо отсылок к фобиям времён Холодной войны и аниме. Япония (а точнее, Токио и в значительно меньшей степени другие крупные города) -- это и есть визуально почти победивший киберпанк. Если выразиться точнее, это город в стиле ретрофутуризма. Он очень быстро рос в послевоенные десятилетия, и, естественно, отпечаток той эпохи там куда заметнее, чем где-нибудь в Нью-Йорке или Париже, где это всего лишь один из многих слоёв. Все эти многоуровневые транспортные развязки, небоскрёбы рядом с практически хижинами, неоновые огни -- всё родом оттуда. Сейчас это не в тренде, современный урбанизм делает упор совершенно на другие вещи. А Токио воспринимается именно такой вот обложкой научно-популярного журнала "про будущее". По крайней мере, таково моё впечатление. Поэтому из всех известных мне городов именно Токио наиболее близок по духу к классическому киберпанку -- так было и так, видимо, и останется.


  1. Daddy_Cool
    26.07.2021 00:41

    «современный урбанизм делает упор совершенно на другие вещи» — а кстати на какие?
    Тут же всё упирается в плотность населения. Если искусственно не ограничивать количество людей в городе, то кроме как в небоскребы, подземные дворцы и на многоярусные дороги людям деваться просто некуда, если мы хотим сохранить парки и велодорожки, ну и более-менее комфортную среду.


    1. vectorplus
      26.07.2021 07:21
      +3

      Это называется city sprawl. Вместо небоскребов бесконечное расползание двухэтажных домов, все живут в сабурбии. Я жил пять лет в десяти минутах от центра Калгари в старом доме с яблоней на заднем дворе, видел койота из окна гостиной. В небоскребах живут свежие понаихи и беднота, коммерческая недвижимость в центре и до пандемии не заполнялась более чем на 70%, а сейчас и 50% нет.


      1. major-general_Kusanagi
        26.07.2021 09:14

        В небоскребах живут свежие понаихи и беднота

        А как же пентхаузы?
        Считаете Безоса нищебродом?
        image


        1. vectorplus
          26.07.2021 14:42
          +3

          Пентхаусы это другая тема, у них отдельная парковка и отдельный лифт. Но сколько из жителей небоскреба имеет пентхаус?

          Но вообще, считается, что жить в даунтауне это для одиноких, семейные таки дом норовят купить. Чтобы детям было где побегать, чистый воздух. А из небоскреба выходишь, там бомжи и наркоманы.

          В Калгари 1.3млн населения, а небоскрёбов штук двадцать, две трети это коммерческая недвижимость, где никто не живёт.

          Я сейчас загуглил, ни один миллиардер не живёт в центре, все в своих домах.

          Upd: у Безоса куча домов, а пентхаус это так, перекантоваться по-скромному, пока посещает Нью-Йорк )

          например
          например


  1. Exchan-ge
    26.07.2021 03:19
    +1

    Уже в «Бегущем по лезвию» 1982 года неонуарные улицы полны кибергейшами и японскими вывесками


    Лиза Фу у Джона Варли в «Press Enter» 1984 года…


    1. juray
      26.07.2021 16:44
      +1

      Лиза — иммигрант, поднявшийся на социальном лифте уже на новом месте. И она вообще из Вьетнама — не хайтечного, а того самого, охваченного войной.

      Пачка цитат, раскрывающих прошлое Лизы
      — Здесь я уже восемь лет. Вы догадались, где это «дома»?
      — Вьетнам?
      — Точно. Сайгон.
      — А я принял вас за японку.

      — Когда я была маленькой, я тоже работала на огороде, — сказала Лиза. — И еще два года на рисовых плантациях.
      — Видимо, там все по-другому.
      — Еще бы, черт побери. Несколько лет после этого я не могла даже
      смотреть на рис.

      — Всем этим компьютерным штучкам ты научилась уже в Америке?
      — Кое-чему еще там. Я тебе не рассказывала про своего капитана, нет?
      — Кажется, нет.
      — Странный человек. Я еще там это поняла. Мне тогда было четырнадцать. Этот американец почему-то мной заинтересовался. Снял мне хорошую квартиру в Сайгоне и отправил в школу.

      Она смотрела на меня, словно ожидая какой-то реакции, но я молчал.

      — Мне пошло это на пользу. Я научилась хорошо читать. Ну, а когда умеешь читать, нет ничего невозможного.

      Незадолго до падения Сайгона я пыталась пробиться в американское посольство, но не сумела. Про трудовые лагеря в Кампучии я тебе уже говорила. Потом я попала в Таиланд, и, когда наконец добилась, чтобы американцы обратили на меня внимание, оказалось, что мой майор все еще разыскивает меня. Он и устроил мой переезд сюда.


      1. Exchan-ge
        26.07.2021 18:50

        И она вообще из Вьетнама


        Страна проживания не означает вьетнамского происхождения.
        Сайгон был оккупирован японцами в августе 1941, а сами японцы там жили и до этого и живут сейчас.
        К слову, именно японцы и выгнали оттуда французов (французы и француженки из Вьетнама, да :)
        (могла бы вьетнамская девушка получить должное образование (для продолжения учебы в Америке) и квалификацию в раздираемой войной стране?)


        1. major-general_Kusanagi
          27.07.2021 06:02
          +2

          Фу — это не японская фамилия, а китайская и дословно означает «счастье» 福 (есть ещё варианты «воспитывать» 傅, «залечь в засаде» 伏 и «высокий» 符).
          Японская фамилия была бы Фукуда (福田) или Фуку (福, да, абсолютно тот же иероглиф, что и в китайской фамилии).

          Китайцев во Вьетнаме 750 тысяч, а японцев 23 тысячи. Самый первый вьетнамский император Намвьета был китайцем.

          могла бы вьетнамская девушка получить должное образование (для продолжения учебы в Америке) и квалификацию в раздираемой войной стране?
          В цитате прямо написано, что она очень понравилась одному американскому офицеру, когда ей было 14 лет.


          1. Exchan-ge
            27.07.2021 10:37

            В цитате прямо написано, что она очень понравилась одному американскому офицеру, когда ей было 14 лет.


            В 14 лет школу скорее надо заканчивать («семилетка» в СССР, например), а не начинать учебу.
            Причем Ломоносовы (люди, способные начать учебу в таком возрасте и закончить школу) в реальной жизни встречаются крайне редко (я, например, не встречал, люди старшего поколения (начало ХХ века), не попавшие под компанию «ликбеза» по разным причинам — в итоге так и остались неграмотными на всю жизнь).

            А тут девушка не только училась с 14 — но еще и овладела достаточными навыками знания английского языка, для того, что бы продолжить учебу в США (офицер был преподавателем английского?)

            Так что Фу откровенно темнит и пудрит герою мозги.
            А вот версия ее китайского происхождения — вполне вероятна. Вплоть до того, что она была засланным китайцами казачком :)


        1. juray
          28.07.2021 18:25

          Даже если б Лиза была японкой — это все равно не пример «японцев в киберпанке», потому что «Нажмите Ввод» — не киберпанк.

          Не любое произведение «про хакеров и секретные технологии» стоит относить к киберпанку.

          Плюс в любом случае она не является ни примером японской культурной экспансии — в отличие от гейш, вывесок и галстука Марти (на котором изображено Восходящее Солнце — флаг Японии), ни отдельным транслятором японской культуры. Даже если она японка по происхождению — по культурному коду она вполне американский гик (особенно наглядно это заметно по футболкам).

          Ну а если она под эту субкультуру только маскируется — то все равно это другой троп.

          В случае культурной экспансии скорее наоборот, не-японцы по происхождению начинают косить под японцев — так, гейшей может выглядеть любая азиатка, а то и просто грима будет достаточно — учитывая его количество у гейш. Можно вспомнить «Фугу в мундире» Лукьяненко, там гейши оказались киргизками, емнип…

          А идеи self-made и «талант пробьётся» вполне характерны для гиковской субкультуры. Несмотря на редкость в реальной жизни.


          1. Exchan-ge
            29.07.2021 01:40

            «Нажмите Ввод» — не киберпанк.


            Это вообще первое, что было названо словом «киберпанк» в СССР.
            При публикации этого произведения в журнале «Химия и жизнь» в 1989 г. (№4-6).


            1. major-general_Kusanagi
              29.07.2021 06:49

              Названо — да, но по факту не киберпанк совсем.
              Вроде, этот жанр называется, то ли Now-Punk, то ли Real-Net.


              1. Exchan-ge
                29.07.2021 13:44
                +1

                да, но по факту не киберпанк совсем


                Смотря на чей взгляд.
                На мой — там киберпанка больше, чем во всем японском аниме на эту тему.
                (Бегущий по лезвию — киберпанк. Матрица — киберпанк. И даже Хакеры с Джоли — тоже киберпанк, хотя и комедийный :)


                1. juray
                  29.07.2021 14:15

                  Бегущий и Матрица — определенно киберпанк. Про Хакеров затрудняюсь сказать, очень давно смотрел и не помню изображенный там мир.

                  Также киберпанк имеется в сеттинге серии компьютерных игр Borderlands — имеются и корпорации, сотрудники которых щеголяют качественными имплантами, и трущобы, где или царит хаос или поселенцы самоорганизуются на уровне Дикого Запада (что роднит сеттинг также и с вестернами, это местами подчеркивается и в антураже; а еще с постапокалипсисом).


                  1. Exchan-ge
                    29.07.2021 17:18

                    Про Хакеров затрудняюсь сказать, очень давно смотрел и не помню изображенный там мир.


                    Да там одна клава у сисадмина - лютый киберпанк :)
                    image
                    image
                    image


                    1. tvr
                      29.07.2021 17:31

                      image


            1. juray
              29.07.2021 13:27

              Ну в СССР и фэнтези сказками называли.

              Напомню, основная формула киберпанка — «High tech, low life». Причем хайтек подразумевается проникшим везде, и доступным даже для низших слоев населения, но при этом не особо-то улучшающий качество их жизни.

              В этом плане, например, и «Витки» Саберхагена и Желязны не киберпанк, хотя в СССР это произведение также туда относили. Впрочем, в «витках» некоторые элементы киберпанка есть — а именно мотивы могущества корпораций и «цифрового следа».


              1. Exchan-ge
                29.07.2021 13:50

                Ну в СССР и фэнтези сказками называли.


                Сказками в СССР называли сказки.
                А слово «фэнтези» пошло в ход одновременно с тем, как в СССР его начали печатать.
                Поскольку фэнтези, по факту, было переводным, а переводчики были в курсе.
                Советское фэнтези тоже было, но по определению издателей относилось к фантастике (см. советские издания книги «Понедельник начинается в субботу») И пусть вас не смущает подзаголовок, данный книге авторами — это была всего лишь шутка.

                High tech, low life


                «low life» — понятие очень растяжимое. Кошмарный мир «Пресс энтер» вполне попадает под эту категорию


                1. juray
                  29.07.2021 14:04

                  Мир там вообще не показан. Не показано, как живут широкие массы.

                  Вообще, по тексту вырисовывается сеттинг, совпадающий с реальными США тех годов, с одним-единственным фантастическим допущением.

                  То, что фэнтези таки стали называть словом «фэнтези» не исключает того, что все же некоторые произведения этого жанра иногда называли сказкой. Увы, какие конкретно — я сейчас уже не вспомню, с тех лет много времени прошло.

                  У «Понедельника», надо сказать, есть подзаголовок «Сказка для научных работников младшего возраста». Хотя это, конечно, не классификация, а такой юмор авторов. Ну а продолжение так прямо и называется «Сказка о Тройке», что, впрочем, опять же не про классификацию.


                  1. Exchan-ge
                    29.07.2021 17:23

                    Не показано, как живут широкие массы


                    Там жанр другой. Типа как компания молодых людей осталась переночевать в старом доме :)

                    с одним-единственным фантастическим допущением.


                    Этого вполне достаточно. Не кино же, где нужна зрелищность.
                    Кстати, зрелищность киберпанка в кино, похоже, уже давно закольцевалась.


                    1. major-general_Kusanagi
                      30.07.2021 06:14

                      Нет! Одного единственного допущения недостаточно, чтобы произведение относилось к жанру.
                      Это такое же «натягивание совы на глобус», как причисление Терминатора к жанру киберпанк.


                      1. Exchan-ge
                        30.07.2021 11:44

                        Нет! Одного единственного допущения недостаточно, чтобы произведение относилось к жанру.


                        Реал:
                        image

                        как причисление Терминатора к жанру киберпанк.


                        В «Терминаторе 2» есть только один киберпанковый эпизод — когда Джон Коннор взламывает банкомат пpи помощи поpтативного компьютеpа «Atari Portfolio» :)


          1. lazy_plodozhor
            31.07.2021 19:06
            +1

            В Риге в «типа японских» суши-заведениях поваров стараются набирать из Средней Азии, антуражу ради :-)


  1. perfect_genius
    02.08.2021 13:01

    японские товары утратили свою мегапопулярность и былое господство на рынках планеты

    Но стереотип "японское качество" остался. По крайней мере, в России.