Blue Origin опубликовала сравнительную инфографику, в которой основное внимание уделяется программе Human Landing System (HLS) и лунному посадочному модулю компании, который сравнивается с «чрезвычайно сложным и высокорисковым» решением от SpaceX. Как заметил журналист Майкл Шитц, так компания пытается отбить у конкурента контракт с НАСА, заключенный в рамках лунной миссии.

Лунный посадочный модуль Blue Moon от Blue Origin
Лунный посадочный модуль Blue Moon от Blue Origin

Blue Origin подчеркивает, что SpaceX «никогда не выполняла орбитальный запуск» Starship с космодрома Бока-Чика «и должна продемонстрировать способность сделать это 7-11 раз с интервалом в 1 неделю». Кроме того, компания упрекает конкурента в отсутствии практики перелива криогенного топлива.

В Blue Origin считают решение НАСА выбрать Starship в качестве единственного исполнителя «неверным для лидерства Америки в космосе».

Наконец, компания упрекает НАСА в решении раздавать контракты HLS в рамках программы Lunar Exploration Transportation Services. Там считают, что такой подход «не сработает».

В апреле SpaceX выиграла контракт НАСА на постройку посадочного модуля для лунной миссии «Артемида». Blue Origin также участвовала в конкурсе на контракт. Глава компании Джефф Безос обвинил НАСА в подыгрывании SpaceX и подал жалобу в Счетную палату США. Протест Blue Origin против выбора НАСА поддержала компания Dynetics, которая оказалась на последнем месте в конкурсе. В результате в мае НАСА приостановило реализацию проекта.

Изначально Blue Origin заявила, что исполнит контракт за $ 5,99 млрд. Это почти в два раза больше, чем ценник SpaceX. Через некоторое время после начала торгов НАСА объявило о сокращении бюджета и отдало контракт компании Илона Маска. По словам Безоса, НАСА не дало возможности скорректировать условия соглашения и снизить стоимость работ, чтобы остаться в рамках финансирования.

26 июля Безос написал открытое письмо к главе НАСА. Он назвал апрельское решение агентства было поспешным и ошибочным, но предложил покрыть перерасход бюджета на сумму до $ 2 млрд, если агентство передаст контракт Blue Origin. 

Между тем НАСА объявило, что Falcon Heavy от SpaceX примет участие в миссии космического агентства Europa Clipper по исследованию Солнечной системы в 2020-х годах. Ее запустят в октябре 2024 года. В рамках миссии стоимостью $ 4,25 млрд планируется совершить полет к системе Юпитера, выйти на его орбиту и совершить 44 облета спутника планеты Европы.

Комментарии (31)


  1. dom3d
    04.08.2021 20:42
    +7

    Не понимаю. У Безоса нет ракеты, а он пытается взять контракт.
    У Blue Origin есть только носитель для суборбитального космического полета .


    1. staticmain
      04.08.2021 20:46
      +9

      Ну и что, зато инфографика есть!


      1. anatoly314
        04.08.2021 21:03
        +1

        Мне это что-то напоминает :)


        1. barbaris76
          04.08.2021 22:09


      1. tvr
        05.08.2021 11:27
        +1

        Ну и что, зато инфографика есть!

        Осталось взять Рогозина пресс-секретарём и вся утка все контракты их!


  1. dom3d
    04.08.2021 20:54

    Ага и газета есть крутая.


  1. Andy_Big
    04.08.2021 21:14
    +6

    Blue Origin подчеркивает, что SpaceX «никогда не выполняла орбитальный запуск» Starship с космодрома Бока-Чика «и должна продемонстрировать способность сделать это 7-11 раз с интервалом в 1 неделю». Кроме того, компания упрекает конкурента в отсутствии практики перелива криогенного топлива.

    А сама Блю Ориджин уже готова продемонстрировать 7-11 орбитальных запусков с интервалом в 1 неделю? :) И практики перелива криогенного топлива у нее хоть отбавляй? :)


    1. Andy_Big
      04.08.2021 22:04
      +12

      А, блин, это же @maybe_elf - автор, чьи источники информации надо перечитывать в оригинале, чтобы получить истинную картину, а не корявую интерпретацию корявого перевода :) Оказывается БО говорит не о том, что "SpaceX «никогда не выполняла орбитальный запуск» Starship с космодрома Бока-Чика «и должна продемонстрировать способность сделать это 7-11 раз с интервалом в 1 неделю»", а о том, что согласно плану SpaceX космодром Бока-Чика, с которого вообще еще не осуществлялись орбитальные запуски, должен иметь возможность обеспечить от 7 до 11 запусков Starship с периодом в 1 неделю. И про криогенное топливо - не упрекает конкурентов, а говорит, что эта процедура еще ни разу не осуществлялась. Не конкурентом, а вообще.

      Так что на самом деле со стороны БО все не настолько нагло и по-идиотски, как это кажется из новости :)


      1. BlackMokona
        05.08.2021 07:49
        +1

        Ну наглости и идиотизма тоже хватает, например они исказили размеры Старшипа на картинке. Внимательно присмотритесь к цифрам и размерам


        1. striver
          05.08.2021 08:35
          +1

          Что-то типа такого)


        1. Andy_Big
          05.08.2021 10:57

          Хватает, да. Но все равно в оригинале нет требований к СпейсИкс продемонстрировать ее способности :)


    1. dobrobelko
      05.08.2021 02:38
      +1

      Там в оригинале много прекрасного. По сути это не просто Blue Origin, а команда из четырех компаний: BO, которая разрабатывает только спускаемый модуль, Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper. Особенно понравилось это:

      Lockheed Martin develops the reusable Ascent Element (AE) and leads crewed flight operations and training, leveraging Orion spacecraft flight heritage.

      Northrop Grumman provides the Transfer Element (TE) that brings the landing system down toward the Moon based on their Cygnus system, which has flown 13 resupply missions to the ISS.

      Orion spacecraft flight heritage состоит аж из одного четырехчасового беспилотного полета в 2014 году. Против шестидневного полета Crew Dragon Demo-1 с автоматической стыковкой с МКС и последующими тремя пилотируемыми полетами.

      Cygnus летал 13 раз против 23 запусков Cargo Dragon.

      Не знаю, как можно на такое серьезно реагировать.


      1. Andy_Big
        05.08.2021 10:58

        Согласен, БлюОриджин ведет себя по-дурацки, как обидевшийся ребенок, которому не дали поиграть с дорогой и опасной вещью.


  1. numitus2
    04.08.2021 21:17
    +3

    Какой-то дебилизм если честно. Любители пытаются тягаться с профессионалами


    1. Wesha
      05.08.2021 06:37

      Помните, что ковчег был построен любителем. Профессионалы построили "Титаник". (c)


      1. striver
        05.08.2021 08:38
        +2

        Только Титаник — это реальность, а Ковчег — вымысел.


    1. dijapif
      05.08.2021 07:23
      +1

      Выглядит даже не просто как любители, а как обиженные выскочки. Вместо того, чтобы представить видение своего проекта, пытаются обосрать чужой, но уныло и безуспешно. В результате подрывают доверие только к себе.


  1. v1000
    04.08.2021 21:20
    +3

    Опять маркетологи против инженеров.


  1. dydyman
    04.08.2021 21:56
    +5

    Blue Origin делает что угодно, но не ракету. На них там уже и партнеры начинают плеваться, что движки получились немного не такими по характеристикам, как были в рекламе.

    Тем временем SpaceX выполнила основные обязательства перед НАСА по пилотируемой программе и теперь концентрирует силы на Старшипе. Из Флориды и Калифорнии в Техас перебросили несколько сот сотрудников, в том числе личным самолетом Маска, который на время стал рейсовым. Бустер 4, который должен отправить Старшип 20 в первый орбитальный полет, собрали недели за 3 и все выглядит так, что запуск может быть уже в этом месяце. А еще СпейсХ нет смысла делать инфографику своих успехов, за них это делает комьюнити.

    Немного свежего rocketporn




    Когда что-то подобное будет от Blue Origin?


    1. abutorin
      04.08.2021 22:00

      Средняя картинка очень напоминает Н-1.


      1. dydyman
        04.08.2021 22:11
        +1

        Еще бы, на ней всего на 1 двигатель меньше, чем на Н-1.


        1. BlackMokona
          05.08.2021 20:21
          +2

          Маск пашет 80+ часов в неделю где он найдет время на 6 месяцев интенсивной подготовки?


        1. striver
          07.08.2021 20:51

          Еще раз — полгода подготовки. У него некогда в гору глянуть. У него был отпуск — 20 лет назад, когда он малярию подхватил и чуть дуба не двинул.
          Рекламы и так хватает, сейчас у них готовится 20+ человек для полёта на Драконе.


    1. Andy_Big
      04.08.2021 22:15

      Черт, я на их головной модуль думал "какой же он здоровый", но на фоне бустера он смотрится игрушечным.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. striver
      05.08.2021 13:22

      Компания, запускающая ракету раз в пятилетку,
      Куда запускают? Орбита — это разного класса ракеты.
      однако почему-то не ни одного со своим основателем (что может вызывать сомнение, а то и недоверие, не полного, во всяком случае, что также усугубляет нежелание другой его автокомпании выкупать свои акции)
      Подготовка на Нью Шепарде — не кушать за 4 часа до полёта. Подготовка полёта на Драконе — 6 месяцев интенсивной подготовки. Маск давно купил билет на полёт у Бренсона. Сравнение ни разу не сопоставимо. Ну, вопрос цены — 2 порядка.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. Jeka_M3
      05.08.2021 20:48
      +1

      Компания, запускающая ракету раз в пятилетку, однако продемонстрировавшая полет
      Это даже полётом сложно назвать, скорее подскок (прыжок). В противовес второй компании, которая осуществляет орбитальные полёты.


      1. sappience
        06.08.2021 15:39

        Многие, похоже, не понимают насколько велика разница между суборбитальным полетом и орбитальным. Ведь "большую" часть дела сделали, в космос попали. Осталось чуть подразогнаться и на орбите как-то пристроиться. Но для того, чтоб попасть в космос на высоту в 100 км (линия Кармана) в поле тяготения с ускорением свободного падения 9.81 м/с² потенциальную энергию (E = mgh) каждого килограмма летательного аппарата надо увеличить на 9.81 * 100 000 = 981 000 Дж. А для того, чтобы разогнать тот же килограмм до первой космической скорости (на высоте 100 км это 7 844 м/с) позволяющей удержаться на орбите, требуется сообщить аппарату кинетическую энергию (T = mv²/2) рaвную 7844² / 2 = 30 764 168 Дж на каждый килограмм его массы. То есть не в полтора, не в два, и даже не в десять, а в 31.36 раза больше! И это просто сравнение энергетических затрат, даже без сравнения инженерных проблем которые надо при этом решить. Например, как эту огромную энергию рассеять при спуске с орбиты.


    1. Chamie
      06.08.2021 22:10

      полет, испытавший на своей шкуре ее основателя
      Да, не каждый полёт способен выдержать Джефа Кого? Безоса!


  1. numitus2
    05.08.2021 16:20
    +3

    Шуточная картинка с сравнением Маска, Безоса и Брэнсона