Несколько строк рассуждений к недавней статье о метавселенной.

Digi Sapiens. Похоже, что новый термин, предложенный основателем бренда виртуальной одежды The Fabricant, Керри Мерфи, вероятно, скоро войдет в широкий оборот. Сегодня никого не удивить пресловутой бизнес-встречей в MS Teams, на которой участники могут выбирать себе задний фон. Но сегодня рождается технологическая концепция коммуникации с партнерами в целом отдельном мире виртуальной реальности (=метавселенной). И если несколько десятков лет назад наши предшественники восторженно наблюдали такое только в фантастических фильмах, то в 2021 году Марк Цукенберг, Сатья Наделла, Тим Суини и другие крупные персоны делают ставку на то, что в VR-технологиях наше ближайшее будущее.

Недавно Facebook проводила телефонную конференцию, первоначальным заголовком к которой было обсуждение квартальных результатов компании. Но, как сообщает информационный канал «CNN Business» [1], основной темой для беседы стало будущее социальной сети, которое, по мнению ген. директора, должно основываться на технологиях виртуальной реальности. В последнее время Марк Цукенберг превозносит данную идею и утверждает, что Facebook необходимо постепенно трансформироваться к так называемой концепции «metaverse company». Более подробно можно прочитать его недавнее интервью журналу The Verge здесь [2].

Сделаем небольшое отступление и разберемся в том, что подразумевается под метавселенной и каковы ее истоки. Сама по себе метавселенная была использована как место действия в научно-фантастическом романе «Лавина» («Snow crash») американского писателя Нила Стивенсона (1992 г.). Главный герой книги, хакер - Хиро Протагонист, использует ее как побег из тяжелой жизни, в которой он вместе с соседом по комнате живет в небольшом контейнере, а кругом царит унылый мир, где правительство заменено коррумпированными корпорациями. Метавселенная там выступает в качестве преемника Интернета и является платформой для создания новой жизни. Если попробовать дать более точное определение, то под метавселенной можно понимать коллективное виртуальное пространство, основанное на объединении физической, дополненной и виртуальной реальности. Приставка «мета» означает «за пределами». Такой некий визуализированный суррогат коллективного бессознательного Карла Юнга.

Нил Стивенсон - "Лавина" (1992 г.)
Нил Стивенсон - "Лавина" (1992 г.)

Как заявляет Марк Цукенберг, он воодушевился этой идеей еще в школе и сейчас начал набирать сотрудников, которые в рамках Facebook Reality Labs (лаборатория по AR и VR) будут работать над новым форматом компании. При этом другие корпорации также не упускают тренд и во всю развиваются в данном направлении. К наиболее крупным рыночным игрокам среди них можно отнести Microsoft (согласно словам ген. директора компании Сатьи Наделлы[3]), Epic Games (объявившие о вложении в размере 1 миллиарда долларов в апреле в развитие метаверса[4]), Google, Apple, Xiaomi, Lenovo, Sony и другие.

За последние несколько лет идея и возможности, предоставляемые метавселенной притягивают все больше поклонников. Например, в 2020 году американский реп-исполнитель Трэвис Скотт решил кардинальным образом изменить формат своих выступлений. Он провел концерт в Fortnite, который собрал 27 миллионов зрителей непосредственно в самой игре и 150 миллионов в YouTube. Прелюдией стало падение метеорита, сменившееся появлением огромной игровой копии рэпера. Затем он превращался в робота; у него отслаивалась кожа, обнажая череп; кровеносная система подсвечивалась в виде неоновых огней; а в конце он ушел под воду и продолжил выступать в скафандре. Кто бы мог представить такое мероприятие в физической реальности, к тому же собравшее 27 миллионов зрителей (что равносильно населению трех московских агломераций)? Самый большой концерт в мире проходил в 1994 году - это выступление Рода Стюарта в Бразилии, и тогда пришло около 4 млн человек. В этом смысле четко прослеживается уникальные черты метавселенной, заключающиеся в ее безграничности.

Или еще один пример. Наверное, не совсем подходящий под рассматриваемый нами формат, но точно тот, который можно очень удачно воспроизвести в метавселенной. В период пандемии театры стали одними из тех экономически пострадавших, которые потеряли своих клиентов из-за действующих ограничений, наложенных правительствами стран. Так, в Санкт-Петербургском БДТ имени Г. А. Товстоногова актеры решили не давать зрителям повода забыть об искусстве. Они сыграли спектакль «Вишневый сад» прямо в Minecraft, озвучивая созданных персонажей в режиме реального времени. Зрители могли погулять по виртуальному театру, как по настоящему.  Были слышны звонки, сообщающие о времени до начала спектакля. Перед началом в зале погас свет, а затем ведущий объявил, что сейчас будет происходить. И это еще один пример возможности, которую мы постепенно можем развивать в рамках всеобщей метавселенной.

Каковы варианты прикладного использования такого пространства в будущем? На ум приходит огромное количество сфер деятельности – от деловых встреч большого количества сотрудников из разных стран до туристических путешествий по всему миру, проведения учебных занятий, например, для медиков, которым смотреть в экран монитора недостаточно.

Но у метавселенной, разумеется, найдется и оппозиция, которая сможет привести довольно убедительные аргументы. Во-первых, это ряд социальных аспектов - прежде всего, вопрос эмоциональной составляющей: не начнут ли люди сходить с ума, теряя грань между виртуальной и обычной реальностью? В интернете полно видео, на которых дети (да и не только) буквально поглощаются современными играми и полностью отключаются от всего происходящего вокруг, перестают реагировать, не едят, не спят и не вылезают из более интересного виртуального мира. Если человек заменит свою реальность альтернативной, то он станет манипулируемым объектом владельцев сервисов виртуальной реальности, ведь ценность обычного мира для него будет утрачена.

Проблемы безопасности, конфиденциальности также требуют отдельного внимания. Наши соцсети уже связаны с нашими банковскими картами и всеми остальными персональными данными. У нас появится новая платформа для продажи цифровых товаров и услуг. Но после массового погружения людей со всего мира в виртуальные миры смогут ли компании, предоставляющие такие сервисы, справится с кибератаками и решить подобного рода проблемы? В настоящее время взаимодействие с виртуальной реальностью достигается при помощи очков, наушников, перчаток, а иногда и дополнительных датчиков, устанавливаемых прямо в тело человека. Эти устройства уже сейчас способны накапливать массивы данных о пользователях. Уровень сложности этих данных постоянно растет: например - отслеживание физиологических реакций. Насколько точным в этом случае становится портрет пользователя? О нем знают абсолютно все. Даже информацию, о которой, возможно, он и сам не догадывается.

Подытожим.

Метавселенная – это новая глава в истории человечества, в случае если получится реализовать концепцию Цукерберга. Она произведет революцию не только на уровне инфраструктуры цифрового мира, но и в значительной мере в нашей повседневной реальности. На пути к формированию такого идеального пространства требуется преодолеть множество препятствий. Поэтому метавселенная в том виде, в котором мы ее обсуждаем, придет к нам скорее всего не раньше, чем через несколько десятилетий. Если конечно не случится чего то экстраординарного и всех насильно не погрузят в новый сказочный мир метавселенной. Как показывает кейс борьбы с пандемией, такие условия могут быть вполне созданы за короткий промежуток времени.


Ссылки

[1] https://edition.cnn.com/2021/07/28/tech/facebook-earnings-q2-2021/index.html

[2] https://www.theverge.com/22588022/mark-zuckerberg-facebook-ceo-metaverse-interview

[3] https://www.fool.com/earnings/call-transcripts/2021/07/28/microsoft-msft-q4-2021-earnings-call-transcript/

[4] https://www.epicgames.com/site/en-US/news/announcing-a-1-billion-funding-round-to-support-epics-long-term-vision-for-the-metaverse

Комментарии (12)


  1. ILaeeeee
    19.08.2021 14:31
    +1

    Я бы не пророчил сильно перспективное будущее оглядываясь на 3D: интерфейсы, фильмы, телевизоры.

    Сколько 3D столов для работы было - всё умерло.

    Стереоскопические фильмы с определёнными хорошими спецэффектами интересно смотреть. Прям массово, чтобы народ валил только на 3D такого нет. Больше на любителя.

    Про телевизоры

    https://habr.com/ru/post/400821/


  1. c_kotik
    19.08.2021 15:10

    Кто то хочет побыстрее создать свой Оазис?


  1. MasterOgon
    19.08.2021 18:08

    Все это захотят не взамен реальности но благодаря дополнительным возможностям. Например не ездить по карте на гугл машинке пытаясь запомнить какое-то место куда тебе надо, а виртуально побывать там и хорошо осмотреться. И в особенности выиграет дополненная реальность когда ты сможешь глядя вокруг знать намного больше. Чтобы это полностью могло заменить реальность нужна полная стимуляция всех ощущений. Это уже не шлем с перчатками и вибровагиной а воздействие на мозг и нервную систему.


  1. whitehat
    19.08.2021 22:41
    +3

    Метавселенная – это новая глава в истории человечества, в случае если получится реализовать концепцию Цукерберга

    VR сегодня по уровню реалистичности графики - где-то как 3d игры 10-15 лет назад.

    Но никто ведь не додумался вместо просто пообщаться по телефону или zoom - залогиниться в что-то на подобии Ведьмака и там, с помощью аваторов/персонажей, общаться по рабочим вопросам. (не удивлюсь, что на самом деле додумались, но я просто об этом не знаю). Там тоже можно было бы создать виртуальные комнаты с виртуальными столами и досками для рисования. Но люди прекрасно понимают что это - не нужно.

    Так вот, в чем смысл делать то же в VR? Оно так же нелепо, как и приведённый пример выступления Скотта или спектакль в майнкрафте. Да, оригинально, инновационно, но не больше. Я не представляю, как состоявшийся нормальный человек тратит своё время и деньги на это.

    Зачем мне вместо созерцания лица моего коллеги в zoom, наблюдать его нелепый VR-аватар?

    Зачем вместо писать код, глядя в настоящий монитор, смотреть нарисованный VR-монитор? Вот если бы в VR можно было манипулировать кодом в 3D пространстве, разворачивая структуры данных руками и "нырять" в функции дебагером - вот тогда от VR была бы какая-то польза. Но Цукерберг вместо этого пытается создать какой-то нелепый VR MMORPG.

    Как это улучшит мою производительность?


    1. sizziff
      20.08.2021 00:42
      -2

      У ВР большое будущее. Но пока что технологии не дозрели.

      Для ВР требуется шлем с как минимум 4к на глаз, итого на два глаза 8к. Для 8к дисплея требуется мощная видеокарта, даже 3080 ti пока что не тянет 8к. Кстати, вполне вероятно, что для такого высокого разрешения понадобится частота кадров 120гц, а возможно и выше, а это удваивает требование к производительности видеокарты. Само собой, что еще есть проблемы с управлением, взаимодействием с ВР (сидя, на ногах, в камере, в костюме с датчиками, нейроинтерфейс и т.д.) это пока что совсем непонятно как, но что бы ВР начала по настоящему свое развитие как минимум нужно 8к.

      Однако такие вещи как: Unreal engine 5, 3080ti которая вполне уже справляется с 4к + DLSS(FSR) кототорые более эффективно работают на 4к-8к, изогнутые дисплеи с диагональю 34" и более, все это говорит о том, что мы стоим буквально на пороге стремительного развития ВР.


      1. torbasow
        20.08.2021 11:58
        +1

        Вы ответили не на те вопросы, которые поставил Ваш оппонент.


    1. qw1
      21.08.2021 12:22
      +1

      если бы в VR можно было манипулировать кодом в 3D пространстве, разворачивая структуры данных руками и «нырять» в функции дебагером
      Это как раз не проблема. Как только VR появится в каждой семье, а значит, и у каждого разработчика, будет доступен SDK, кто-нибудь напишет такой визуализатор, и не один.

      Проблема в том, что VR подразумевает физическую активность. Как минимум, крутить головой, руками, а то и вовсе ходить по всем этим комнатам с кодом. Это можно выдержать 30 минут, но не целый рабочий день. Нужно полное погружение, как в матрице — тело спокойно лежит на диване, а в виртуале ты прыгаешь и бегаешь с нечеловеческими скоростями. Вот тогда взлетит.


  1. mnvcomp
    20.08.2021 01:24

    Нам однозначно нужны дерматроды из романа Гибсона «Нейромант», без них метавселенная не состоится, а также нейроинтерфейс от Майкрософт, или от Эпл… и хакеров там будут называть ковбоями, которые рубят антивирусный лёд корпораций. Да… прям как в книге, будущее не за горами…


    1. andreysmind
      20.08.2021 10:12

      В романе Брюса Бетке Headcrash (по русски "Интерфейсом об тейбл") есть описание еще одного такого интерфейса для получения рут-доступа в виртуальном мире. Назывался он "проктопрод".


  1. FreakII
    20.08.2021 18:26
    +4

    Ой, знаем мы, как будет выглядеть VR от цукерберга


    1. 3aBulon
      01.09.2021 17:43

      В каждой шутке есть…


  1. maxberger
    19.11.2021 13:49

    Какое-то здравое зерно есть в решении китайцев ограничить по часам игры для несовершеннолетних. Мне кажется, они знают об угрозах всего этого. Я не удивлюсь, если и метавселенную ограничат там.