В этом году мы узнали от мэрии Москвы, что в столице планируется возродить регулярные маршруты речного транспорта, сделать их круглогодичными, и при этом использовать в качестве речных трамвайчиков электрические суда.

Заинтересовавшись этим вопросом, мы связались для интервью с Ольгой Мальцевой, директором Южного речного Вокзала и руководителем проектов речного транспорта. Она любезно согласилась ответить на наши вопросы о новом проекте.

Есть ли какая-то статистика по использованию водного транспорта уже сейчас? Почему его стоит популяризировать?

В Москве речной транспорт существовал с 1923 года, а прекратили его субсидирование в начале 2000-х. Фактически мы перезапускаем его в Москве почти спустя 100 лет.

Сейчас такой транспорт существует в нескольких городах — например, в Архангельске или Сургуте.

В Москве есть важный и полезный ресурс в виде Москвы-реки – она уже активно используется — спорт, прогулки, отдых, но есть возможность задействовать и в транспортных целях — Москва огромный город, альтернативная возможность перемещаться и сокращать время в пути всегда будет полезна. Это будет первый в мире электрический водный транспорт, работающий круглогодично.



Будет ли развиваться частный водный транспорт (по примеру Санкт-Петербурга, Венеции, и других городов с водными путями)? Сейчас в пределах Москвы нельзя ни швартоваться, ни бросать якорь, ни спустить лодку на воду.

Мы сейчас внимательно рассматриваем законодательство, действующие правила и нормативы. Есть множество ограничений или вещей, требующих доработки и прояснения. Пока нет каких-то решений на этот счет, но проводится анализ всех типов судов и перемещений по Москве-реке, так чтобы в итоге всем было удобно и для всех хватило места.



Расскажите про ход реализации проекта: от пилотных маршрутов до начала работы в полную силу.

Проект можно разделить на несколько частей:
  1. Первый анонс и презентация жителям – в июле был представлен макет и дизайн наших решений по будущим городским судам. Проект открыл мэр Москвы, таким образом был дан официальный старт.
  2. Подготовка – мы сейчас здесь – разработка очень детального технического задания и требований к производителям, формирование конкурсной процедуры и ее проведение.
  3. Запуск первой фазы – 2022 год, инфраструктура и суда будут запускаться поэтапно, одновременно будем собирать обратную связь от пользователей.
  4. Продолжение эксплуатации маршрутов – мы будем продолжать следить за статистикой и при необходимости добавлять/менять остановки, если будет такой запрос.


Есть ли планы по поводу автономного водного транспорта? Возможна ли вообще автономность на воде?

Да, такие решения возможны, ведутся научные работы и даже запланированы тестирования в нескольких регионах РФ – пока на морских путях, но, учитывая темпы развития технологии, скоро такое может быть доступным и в городах.



Каковы технические параметры предполагаемых электролодок? Скорость, грузоподъёмность, и т.п. Какие там будут стоять аккумуляторы и кто их производит? Кто будет производить сами лодки?

Ожидаем, что это будет полностью российское производство. Вместимость пассажиров согласно нашему ТЗ – 42 пассажира, а скорость будет на уровне разрешенного параметра в Московском бьефе, пока ориентируемся на 15 км/ч.

На каких конкретно акваториях начнётся использование такого транспорта? Есть ли уже в плане самые популярные маршруты?

Первые 2 речных маршрута охватят 18 районов Москвы в пешем доступе. Речные трамваи будут в прямом доступе у жителей этих районов – и могут стать удобной транспортной альтернативой для 1,5 миллиона пассажиров.
Маршруты были определены в рамках совместной работы с Высшей школой экономики– был проведен большой анализ – и определены востребованные маршруты именно с транспортной точки зрения.
Почему эти 2 района? Вдоль двух маршрутов в течение 3-4 лет появятся десятки новых жилых комплексов и тысячи жителей, будут оборудованы новые набережные. Новая застройка и новые районы, в которых поселятся и будут работать тысячи жителей (ЗиЛ, Южный порт, Мневниковская пойма и многие другие проекты) требуют новых сервисов.
По сути, мы формируем условия для удобной жизни там заранее – еще до того, как всё будет заселено.



Сможет ли новый транспорт разгрузить метро и наземные виды транспорта? Будет ли он быстрее метро/электробусов, и вообще — иметь реальное практическое значение?

Речные маршруты мы запускаем для людей, которые живут и работают недалеко от реки, особенно в районах, удаленных от метро. Здесь мы работаем на опережение – жилые и бизнес кварталы в Москве строятся быстро, к тому времени, когда они превратятся в места с полуторамиллионным населением, рядом уже будет готовая инфраструктура речного транспорта.

Речной пассажирский транспорт сможет сократить до 45 минут в пути. Суда будут отправляться с причалов каждые 10 минут, например, за 20 минут пассажиры смогут добраться от своего ЖК до Сити без пересадок на другой транспорт и с хорошим видом по пути.
И еще один конкретный пример: от Печатников до Коломенской набережной по воде – 3 минуты хода, меньше полукилометра, тогда как на автобусе можно доехать примерно за час, придется преодолеть 12 км – разница очевидна.

Как дела с опытом зарубежных водных транспортов, на кого равняемся? Понятно, что аналогов по электричеству нет, но есть обычный речной транспорт – к примеру, в Финляндии ходит водный маршрутный транспорт.

Во многих современных мегаполисах популярны регулярные водные такси, трамваи и паромы. В Стамбуле и Гонконге, например, это один из основных видов городского транспорта. В Лондоне речные перевозки возродили в конце 90-х годов, а в Нью-Йорке с 2017 года заработали пять линий. К 2023 году добавят еще две — настолько эта сеть пользуется спросом.

Во всех городах у рек разные параметры, мы стараемся из каждого города взять лучшее: подход к картам и построению маршрута, инфраструктуре, пассажирским сервисам и пр.



Что подразумевается под «возрождением» водного транспорта? Какой была эпоха его расцвета, которую хотят возрождать?

Впервые водный общественный транспорт появился в 1923 году, в 60-е пользовался большим спросом, а в 2006 году регулярный водный транспорт перестал работать вообще — остались только прогулочные поездки.

Например, в свое время на маршрутах работали суда на подводных крыльях, несколько маршрутов было на севере Москвы и в районе Северного речного вокзала.

Как этот водный транспорт будет выглядеть зимой?

У судна будет ледовый класс, а также на маршрутах будет работать ледокол, который будет помогать работе судов во время стояния льда.

Если все ваши планы осуществятся, то как будет выглядеть финальный результат для пассажира?

Водный транспорт будет интегрирован в транспортную систему города. Оплатить проезд можно будет «Тройкой», банковской картой или с помощью биометрической системы. Владельцы единых на 90/365 дней смогут проехать на судне без дополнительной платы.

Другая важная задача — развитие набережных и причалов. Необходимо улучшение доступности причалов, например перенос остановок или создание новых пеших маршрутов — это необходимо для максимального удобства будущих пассажиров. Часть причалов будут оборудованы зарядными станциями для быстрой зарядки судов. Для ночного размещения или ремонта судов, работающих на 1 и 2 маршруте, будут оборудованы места базирования флота — в Мневниках и Нагатинском затоне.

Время в пути: речной пассажирский транспорт сможет сэкономить до 45 минут в пути. Суда будут отправляться с причалов каждые 4-10 минут, за 20 минут пассажиры смогут добраться до Сити без пересадок на другой транспорт.



Теперь пробки будут и на воде? Или водный транспорт будет спасать от пробок на дорогах?

Запуск речных маршрутов начнется в 2022 году и будет поэтапным: первый маршрут — от Киевского вокзала до района Фили, второй — от Печатников до Автозаводского. Точечно, в этих районах, конечно, он возьмет некоторую нагрузку на себя

Маршруты соединят деловой центр и жилые кварталы, конечной, а конечной точкой станет транспортный узел Киевского вокзала. Повышение транспортной доступности доступности в районах с сложившейся застройкой и новыми ЖК – экономия времени в пути до 45 минут. С 2022 по 2024 год причалы будут вводиться год с учетом развития новой застройки.

Эти маршруты мы хотим сделать гибкими — чтобы дорабатывать и корректировать их уже после запуска. Для этого будем собирать обратную связь от пассажиров и жителей прилегающих районов. В этом и уникальность речного транспорта — его можно быстро адаптировать под запросы пользователей — так как для его движения не нужно строить дополнительную инфраструктуру — рельсы или дороги.

А нужен ли городу вообще новый транспорт, когда пандемия заставила всех перейти на удалёнку? Может, эта тенденция продолжится, и вместо нового транспорта нужно будет сажать больше деревьев? Может, подождать и посмотреть?

Нас не раз спрашивали про такой транспорт в Москве. С постоянным расписанием, короткими интервалами, пересадками и едиными городскими билетами. Пока мы демонстрировали наш макет у причала Зарядья, к нам даже специально приезжали люди из других городов специально, чтобы ознакомиться с такой городской новинкой. Конечно, пандемия, это не навсегда, хоть и наложила значимый отпечаток. А город все-таки должен развиваться, тем более в Москве задана высокая планка инфраструктурных и транспортных проектов.

* * *

Также мы пригласили на Хабр директора по коммуникациям московской дирекции транспортного обслуживания Кристину Арашкевич (arr_kristi), которая постарается ответить на ваши вопросы в комментариях.

P.S.: на сайте «Активный гражданин» открылось голосование за название первого электрического речного трамвайчика.

Комментарии (44)


  1. Earthsea
    03.09.2021 15:09
    +2

    и при этом использовать в качестве речных трамвайчиков электрические суда

    Вот кстати потенциально еще один ответ на вечный вопрос, куда девать изношенные аккумуляторы с уменьшенной емкостью от электромобилей, возможно на водном транспорте их использование будет эффективно.


    1. dcoder_mm
      04.09.2021 01:26

      Разве автомобильные предназначены для глубокого разряда? На электрических лодках специальные


  1. Javian
    03.09.2021 15:23

    В чем выигрыш от электродвигателя на судне?


    1. SLY_G Автор
      03.09.2021 15:51

      Полагаю, как и с электробусами - в городе дышать легче.


      1. artserv
        05.09.2021 02:47

        субсидии на электротранспорт ?


    1. Sergey_Kovalenko
      03.09.2021 18:12
      +2

      Я один из тех раз, когда был в Питере, решил посмотреть город с воды. Выбрал хорошее судно с приветливым и говорливым экскурсоводом, узнал у него лучшее по красоте время и в назначенный час ступил на борт. Я тогда здорово провел время: занимательные байки красивый вечерний старый город. Вот только одно явно мешало: шум двигателя и запах дыма солярки. С тех пор я с большим скептицизмом смотрю на всякие там "яхты" и, возвращаясь мысленно в прошлое, должен признать, что с большой охотой выложил бы в два или три раза большую сумму за гондольера или электрический привод на судне.


    1. VT100
      03.09.2021 20:00
      +1

      И аккумуляторы - как балласт для "лёгкой" стеклопластиковой лодки.


    1. salnicoff
      03.09.2021 22:29
      +2

      В распиле бабла. Судно, в отличие от трамвая и автомобиля, не может рекуперировать энергию обратно в батарейку (или сеть). Масса аккумуляторов для суточного запаса хода будет запредельной, заряжать некогда, делать несколько комплектов и менять — утопия, да и Регистры будут против.

      Электромотор на судне есть смысл ставить, если на нем же стоит атомный реактор, что, собственно, и делают на атомных ледоколах и подводных лодках. Были еще всякие «proof-of-concept» — «солнцеэлектроходы», т. е. широченный и длиннющий катамаран, весь покрытый солнечными батареями, которые питали гребные электромоторы. Вроде как в кругосветку сходил, не взяв ни джоуля энергии с берега. Но ценник... Атомный ледокол наверняка подешевле будет. И пошустрее.

      В общем, к теме электромоторов можно будет вернуться тогда, когда придумают топливные ячейки типа «спирт/растительное масло/еще какая-нибудь хрень → электричество». Заливать в них нужно что-то жидкое, что обладает большой энергоотдачей на 1 кг. и на 1 м³. Явно это не водород, потому как газ (стремно) и легкий очень. А пока таких топливных ячеек нет, тему электричества можно закрыть.


      1. GeorgKDeft
        04.09.2021 00:19

        Судно, в отличие от трамвая и автомобиля, не может рекуперировать энергию обратно в батарейку (или сеть).

        А что мешает перевести гребной винт в режим генератора? В отличии от машины тут расстояния и длина торможения могут быть больше.


        1. dcoder_mm
          04.09.2021 01:28
          +2

          А можно ли заряжать колесный электроход если он стоит в речке с течением?


          1. mianoki
            04.09.2021 17:52
            +1

            Если судно на якорном приколе или пришвартовано, то - да, винт будет заряжать батарею через контур генерации. Мини-ГЭС фактически.


        1. ignat99
          04.09.2021 01:48

          Мешает устройство дейвуда и передачи с реверсом. И вообще винт генератора и конструкция гораздо легче гребного винта. Кроме того гребной винт дизельного двигателя обычно напрямую связан с валом.

          Чем заморачиваться с переводом режима, проще другой лёгкий пластиковый винт опустить в воду.


          1. mianoki
            04.09.2021 17:56
            +2

            Эти решения в далёком прошлом. В рекуперативных электромоторах давно применяется однороторная бесщёточная схема без переключения передач. Смысл в точном контроле нагрузки и своевременном переключении электронных ключей с подачи тока на его съём - без никакой механики и усложнения самого привода и винта соотвентственно.


            1. ignat99
              04.09.2021 21:43

              Почитайте коментарии ниже, чтоб понять что сейчас и как. Так же вот гонка была Вендо Глобе кругосветная у всех там на борту были герераторы опускаемые в воду и они переодически ломались. Потому что очень лёгкая конструкция. О чём я и написал выше.

              Есть еще спортивные винты самоскладывающиеся. Так вот разница 1 узел. То есть в любом случае 1/15 - 1/12 часть энергии вы сможете рекуперировать. Ни больше. Против практики вам не попереть ...


              1. GeorgKDeft
                06.09.2021 10:01

                Немного некорректно сравнивать кругосветку по океану с перемещением по каналу, так что шанс снять больше все таки есть.


        1. salnicoff
          04.09.2021 08:36
          +1

          Физика против. Когда трамвай тормозит, то можно посчитать количество оборотов колеса — тормозной путь/(пи × диаметр). Задача инженеров в этом случае сводится к обеспечению 100%-го преобразования кинетической энергии в заряд/сеть. Понятно, что 100% достичь невозможно, ибо трение, сопротивление проводов и т. п., но стремиться к 100% можно и нужно, и вопрос тут будет в возбуждении обмоток генераторов, переключении банок аккумуляторов, трансоформаторах-выпрямителях и т. п.

          Когда судно «тормозит», то вода рассматривает винт как некий объект, который нужно обтекать. И вода будет его как угодно обтекать — то волной на поверхность выйдет, то по закону Бернулли с бо́льшей скоростью обогнет, в общем, сделает все, лишь этот винт не крутить. На практике, конечно, крутить будет, но в кручение уйдет 5% – 10% энергии. Чтобы этот процент повысить, нужно городить всякие направляющие лопатки, трубы и т. п. хренотени, которые есть, например, на гидроэлектростанциях. Но на ГЭС это все заточено под конкретный поток воды и генерацию электричества, а судно вообще-то использует винт для своего движения, и все эти рекуперационные «навесы» будут мешать при движении. Делать съемными — та еще задача.

          Похожая ситуация и в авиации — «Боинг» тратит огромное количество топлива при взлете, но при посадке эту энергию назад никак не получить. Теоретически можно навесить на турбину генератор, перед посадкой ее отключить и крутить встречным потоком воздуха, заряжая аккумуляторы. Но встречный поток, проходящий через турбину «естественным» путем, слишком мал — сколько-то джоулей мы получим, но смысл заморачиваться? Чтобы получить побольше, нужно ставить на самолет ветряки — хоть в древнерусском стиле, хоть в современном голландском. Получим намного больше. Можно поставить несколько разных ветряков: один — для высоты 10 км., другой — для 5 км., третий растормаживать у земли, но как летать с таким хозяйством на борту? Вот и не летают.

          А еще есть и такое соображение. Трамвай останавливается каждые 200 метров. У него вообще половина жизни — разгон, половина — торможение. Примерно в таком же режиме ездят городские автомобили, потому, собственно, сначала заинтересовались тойотовскими гибридами, а потом «взлетела» «Тесла». Суда же большей частью выходят из порта, разгоняются, а потом месяц идут с одной и той же скоростью. Потери энергии на разгон по сравнению с затратами на трение, волнообразование и т. п. при равномерном движении в течение этого срока сопоставимы с нулем. Любое устройство для рекуперации будет на порядки дороже стоимости топлива, излишне потраченного раз в месяц. Если бы хотели эту энергию рекуперировать, то это бы сделали двести лет назад — можно же паровую машину запустить как компрессор, накачать баллон воздухом, а в следующем рейсе разгоняться от баллона и потом переходить на пар. Но смысла нет, да и см. начало поста о самой возможности рекуперации.

          Вот как-то так получается...


          1. GeorgKDeft
            04.09.2021 08:48

            Чтобы получить побольше, нужно ставить на самолет ветряки — хоть в древнерусском стиле, хоть в современном голландском. Получим намного больше. Можно поставить несколько разных ветряков: один — для высоты 10 км., другой — для 5 км., третий растормаживать у земли, но как летать с таким хозяйством на борту? Вот и не летают.

            Есть небольшой выдвижной ветряк. Если не для воды, то для торможения об воздух подойдет?


            1. dcoder_mm
              04.09.2021 09:14
              +3

              Это же не для торможения и даже не для штатного режима работы, а для случая "всё очень плохо, генераторы сломались, электричества нет"


            1. salnicoff
              04.09.2021 09:41
              +2

              Этот мелочь. Самолет не затормозит, а энергии хватит только на лампочки в салоне. Да и смысл торможения в наше время — не просто остановить транспортное средство, а получить обратно ту энергию, которую потратили на разгон.

              Кстати, подобные девайсы иногда на парусные яхты ставят — ход практически не тормозят, а пары ватт на светодиодное освещение в каюте хватает.


              1. ignat99
                04.09.2021 21:46

                На яхтах гидрогенераторы также вспомогательные на случай облачности, когда солнечные панели не работают. О ветрогенераторах отзывы хорошие на яхтах, но они шумные.


      1. SinsI
        04.09.2021 13:55

        Масса аккумуляторов для суточного запаса хода будет запредельной

        Ну вот рассмотрим проект Ecovolt 2.0:

        Озвученная стоимость - 110 млн. руб, 100 пассажиров, запас хода - 10 часов хода при крейсерской скорости 14 км/ч.

        600 КВт*ч в виде LPF при типичной ёмкости LFP в 160 Вт*ч/кг - это 3.75 тонны для аккумуляторов, т.е. 8.9% от водоизмещения - для судна с небольшой дальностью хода не выглядит какой-то проблемой.

        Тут больше вопрос в сроках окупаемости: - если ориентироваться на 10 лет, то каждое судно должно перевозить пассажиров на 30 тыс. руб прибыли в сутки. При стоимости поездки по Тройке в 42 руб это 714 пассажиров в сутки.

        Конечно, не невозможная цифра - но требует хорошей загруженности линии и накладывает ограничение на дальность поездки.


        1. GeorgKDeft
          04.09.2021 17:24
          +1

          Чтоб аккумулятор был меньше надо сделать настоящий речной трамвай... точнее троллейбус)) Провести провода над рекой.

          Или по примеру Питера проводить временные пути для ледового трамвая.


          1. ignat99
            04.09.2021 21:47

            Подождать беспроводной технологии - по сфокусированному СВЧ лучу.


        1. salnicoff
          06.09.2021 12:02
          +1

          Получается, делают современный аналог 544-го проекта. В обычной жизни ему требовалось 50 – 60 лошадей, по факту там стоял дизель на 150. Округлим и будем считать, что потребляемая мощность — 50 киловатт. Тогда при 12 часах работы в день нужно иметь на борту 600 кВт×ч запаса — это действительно 3,75 тонны. Только идеальной погоды не бывает, весной и осенью бывает ветер, весной еще и течение может быть, и чтобы не сбивать расписание нужно иметь запас мощности. Собственно, это было второй причиной, почему на прототип ставили дизель на 150 л. с. А еще 12 часов — это мало, городской транспорт должен работать хотя бы 16 часов, в идеале — круглосуточно. Тут и начинается превращение 3,75 тонн в 7,5 или в 15 — т. е. до 35% водоизмещения (42 тонны?) Да еще и появится проблема зарядки — как за 8 часов засунуть все эти киловатт×часы в батарейку?

          Кстати, в прототипе запас топлива — почти 3 тонны солярки, что хватало на 250 часов работы. Сравнение, как видите, не в пользу аккумуляторов...

          Ну и о сроках окупаемости: корпус может прослужить и 50 лет, и 100. А вот акуумуляторы... У нас в городе в свое время купили троллейбусы с автономным ходом. Через четыре года аккумуляторы на всех сдохли, и теперь они грустно стоят, когда происходит обрыв или авария под контактной сетью. А батарейки в таких транспортных средствах — очень существенная часть их стоимости.


          1. kuza2000
            06.09.2021 14:48

            Видимо, тогда еще не было литий-титаната -50000 циклов заряд/разряд.


            1. salnicoff
              06.09.2021 23:26
              +1

              Не было. А сейчас и денег нет на такие аккумы (ну и тогда тоже не было).


          1. SinsI
            07.09.2021 00:50

            Там проектом предусмотрены станции быстрой зарядки на 600 КВт, так что полный заряд с нуля - за час.

            И городской транспорт работает с разной интенсивностью, когда после часа "пик" частоту рейсов уменьшают - т.е. есть простои и в течение дня, когда можно подзарядится.


            1. salnicoff
              07.09.2021 09:01

              Я к тому, что электропривод от батареек на водном транспорте сейчас все еще проигрывает дизелю и по техническим параметрам, и по экономическим. Три тонны солярки заливаются за 15 минут, а потом на ней можно 10 дней работать, причем без опасений, что электроника отключит половину банок из-за того, что они потеплели, выдают «не то» напряжение и т. д.

              Городские электромобили на батарейках стали относительно популярными, их характеристики «доросли» до нужного уровня, а вот на воде пока что результаты — не очень. Ждем.


  1. Moskus
    03.09.2021 21:19
    +7

    Транспорт - такая штука, которую не нужно "популяризировать". Он сам себя популяризирует, если он реально нужен людям и не очень отвратителен/дорог. Главное - не превращать его в "любимый лунный трактор", как лужковский монорельс, например.

    Проблема с водным транспортом в Москве - в том, что река весьма сильно извивается, так что смысл имеют либо дальние маршруты с высокой скоростью, либо очень короткие. Добираться с Таганки до Парка культуры сорок минут никому не нужно. А прогулочные суда - это другая история.


    1. Format-X22
      03.09.2021 23:38

      Посмотрим по тем маршрутам что будут, возможно у них больше данных и понимания. Или нет, но вроде пока каких-то прям фатальных фейлов в плане не видно.


      1. Moskus
        04.09.2021 19:26
        +1

        То, о чём я сказал выше - довольно фатальная проблема by design.


  1. ignat99
    04.09.2021 01:50

    Надо развивать личный водный транспорт. И лучше это делать подальше от мегаполисов.


    1. aimer1988
      04.09.2021 18:23
      +1

      Личный водный транспорт будет популярен там, где собственно большинство личностей и живёт - то бишь в мегаполисах, поэтому в отрыве от мегаполисов вряд ли его получится развивать. Ну и тогда собственно уж точно будем наблюдать пробки на Москве-реке: одно дело - речной трамвай с сотней пассажиров а, а другое дело - 100 личных катеров.


      1. ignat99
        04.09.2021 21:36

        В Хельсинки, Стокгольме, Киле - вроде нормально. Стоят частные катера и яхты. Амстердам ещё один пример.


        1. aimer1988
          04.09.2021 23:18
          +1

          Не очень корректное сравнение с городами, в которых живёт в 10-20 раз меньше жителей. Опять же, надо ещё выяснить, какая доля населения там имеет личный речной транспорт, ведь то, что там яхты стоят, не значит, что значительная часть населения имеет эти яхты. Мне кажется, что никакой береговой линии не хватит, чтобы хотя бы трети жителей Москвы обеспечить парковку такого транспорта. Тут блин даже для авто, которые куда менее прихотливы к условиям парковки, места нет. То бишь, как ни старайся, личным речным транспортом никак значимо не изменить транспортную доступность Москвы и вообще любого крупного города. Хоть как- то это изменить могут именно достаточно крупные суда и качественная инфраструктура. Так что посмотрим. Не понятно, зачем вообще было ломать уже существующую инфраструктуру речного транспорта, но это уже другая история.


  1. ignat99
    04.09.2021 01:58
    -1

    В Банкоке это дешёвые большие частные лодки идущие по старому каналалу. Ни каких карт и проезд стоит минимальную сумму. Примерно как в СССР - 5 коп.

    В Гон Конге там обычные пасажирские двухпалубные морские суда, работающие в качестве парома по прямой.

    Так что налицо попытка распила причем за счет денег которые могут быть выделенны на оборудоавания причалов. Потому что в силу гибкости водного транспорта не будет рейсов - просто будет мало жилающих платить 1000 рублей или 500 за поездку.

    Горожанам стоит эти деньги забрать себе и распорядиться по личным нуждам. Например купить на них свою собственную лодку и оборудовать собственную стоянку для неё.


  1. ksr123
    04.09.2021 02:20

    А зачем? В Ленинграде понятно, а в Москве?


  1. Unrul
    04.09.2021 08:39
    +2

    Совершенно бесполезная инициатива. На Москва-реку уже и так смотреть неприятно из-за проплывающих то и дело прогулочных судов. Для повышения эффективности общественного транспорта, гораздо эффективнее будет постройка новых трамвайных линий, увеличения количества выделенных полос для автобусов, возвращение троллейбусов, постройка велодорожек. А это похоже на пешеходный переход с проектором, вместо просто нормального фонаря


    1. GeorgKDeft
      04.09.2021 08:52
      +1

      Москва хочет закупить плавающие автобусы за 545 миллионов рублей

      Нашли более удобное решение... с трамваями пока не получится так, но кто знает - может где продаются подводно-наземные трамваи и их купят?


      1. Javian
        04.09.2021 19:57

        Есть автобусы-амфибии


    1. sim2q
      05.09.2021 23:40
      +1

      На Москва-реку уже и так смотреть неприятно из-за проплывающих то и дело прогулочных судов.

      Там ещё и музон орёт, у каждого свой, а ещё видел на днях - огромный экран плывёт на всю палубу - реклама


  1. mSnus
    05.09.2021 07:27
    +2

    Отличная была бы стратегия: зажать город пробками (этим летом некоторые улицы просто взяли и сузили), пересадить людей с машин на корабли... Наделать колесных параходов и устроить полный стимпанк! Но нет..

    Судя по всему, просто отожмут бизнес у плавучего Radisson, тем дело и закончится.


  1. Agne
    05.09.2021 08:17

    Вот в парке Рускеала в Карелии ездил на электроплатформе.
    Это прогулочный маршрут, но радует сам факт тишины езды и нет запаха нефтепродуктов.
    Сама платформа небольшая и открытая.

    электроплатформа
    image
    image


  1. geirby
    05.09.2021 14:46
    +2

    Чудовищное размещение "ноги в ноги". От людей, которые общественным транспортом не пользуются априори. Встретил в первый раз на "Ласточке" Москва-Орел. Сидят шесть незнакомых человек лицом к лицу четыре часа подряд и не могут даже немного вытянуть ноги. А если кто-то еще прельстился столиком, то вдвойне тяжело: из-за него не выйти, чтобы других не согнать с места. Гладко было на рендерах, одним словом. Ничего не меняется. Люди, которые проектируют этот антипассажирский треш НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ свои собственные продукты. И обратной связи нет. Просто сделают (если не распилят) в очередной раз чудовищно и не продуманно.