Статьи о модификации оружия (пусть даже косметической) - редкость на Хабре. Не думаю, что это вызвано отсутствием интереса, скорее - сравнительной редкостью этого увлечения среди аудитории сайта. Хотя я не планировал этот проект как материал для статьи, я все же хочу попробовать описать его, потому что для его завершения пришлось применить самые разные приемы, методы и инструменты.

Сразу отмечу, что эта статья - не учебная. Она получилась бы слишком длинной (и не слишком полезной) если бы я описывал, например, каждый шаг при редактировании модели в Meshmixer. Если вы владеете этой программой, вы легко поймете, как это сделано. Если нет - вам стоит начинать с другого, а там вы поймете самостоятельно, как решать такие задачи. То же касается механической обработки детали.

Почему биоморфизм

Меня чисто эстетически очень привлекают некоторые формы биоморфизма - направления в дизайне, имитирующем живые организмы. Собственно, как и естественные формы сами по себе, такие как структуры ветвления, сложные живые текстуры и так далее. Недавно я рассматривал фотографии грибов необычной формы в Instagram, а после этого мой взгляд упал на винтовку Tikka T3x, над установкой оптики на которую я в это время работал.

Одним из грибов, фото которых я рассматривал, был какой-то из семейства Clathrus (Решёточники). Многие грибы этого семейства выглядят как сфера из крупноячеистой сетки, сидящая на толстом основании. Мне приходилось видеть фото этих грибов и раньше, но никогда не случалось видеть их живьём. Взглянув на фото, можно легко понять, насколько необычна и странна их форма, но как легко “приставить” ее к простому цилиндрическому основанию и получить какой-то функциональный предмет.

На моей винтовке установлена облегченная рукоять затвора, состоящая из титанового конического стержня с резьбой и собственно ручки, сделанной из алюминиевой резьбовой втулки, вклеенной в деталь из углеволоконной ткани и эпоксидной смолы. Таким образом, я легко могу отвинтить ручку и заменить ее на другую, имеющую ту же самую резьбу 5/16-24.

Когда все эти вещи сложились в моей голове, я решил смоделировать рукоять, напоминающую гриб-решёточник и изготовить ее методом 3D-печати из металла. Такая рукоять не обязана нести какие-то особые функции - быть особенно лёгкой (для этого у меня есть углепластиковая) или ухватистой (хотя она и должна была получиться больше оригинальной). Многие любители охоты или стрельбы ради развлечения ставят на свои винтовки рукояти, сделанные для удобства (под определенный хват, размер пальцев) или ради персонализации. Подавляющее большинство таких изделий сделаны из стали или алюминия методом токарной или токарно-фрезерной обработки. Есть несколько производителей, делающих "скульптурные" рукоятки методом литья или спекания из порошка в форме. Но это всё равно либо "механические" геометрические формы, либо традиционные формы для орнаментов - черепа, головы животных или их рельефные изображения. Биоморфизм мне до этого не встречался.

Моделирование

Первый вопрос, который мне нужно было решить - моделирование. Мне известны несколько способов это сделать. Самый мощный пакет, позволяющий генерацию подобных форм с параметрическим контролем всех свойств - nTopology. Это весьма дорогой софт с непрозрачной ценовой политикой распространения, который мне сейчас недоступен (а жаль). Другой вариант - Rhino 3D с плагином Grasshopper. Хотя этот софт мне знаком, сейчас я его не использую и не владею лицензией. Еще один путь - использовать Blender, либо сам по себе, либо в комбинации с Houdini, для моделирования или программирования подобной структуры. У меня нет опыта использования этого софта, а изучать его ради единственной задачи мне не очень хотелось. Способ, на котором я остановился - использовать Meshmixer

Эта программа, несмотря на достаточно ограниченный набор функций, весьма универсальна. Она позволяет решать некоторые задачи создания и модификации геометрии под трёхмерную печать, обрабатывать данные после трёхмерного сканирования, работать с сетками, использовать "скульптурные" инструменты. Meshmixer - бесплатен. Одна из его функций - преобразование сетки модели в объемные структуры по определённым правилам. А скульптурная кисть - вероятно, единственный эффективный инструмент для редактирования "биологических" форм после их создания.

Начать мне пришлось не в Meshmixer, а в CAD, который я использую для работы, потому что там намного проще создать базовый объект из геометрических примитивов - сферу, плавно переходящую через скругление (галтель) в усеченный конус. Этот усеченный конус должен был быть точным продолжением оригинального стержня рукояти, чтобы переход получился как можно менее заметным. Чтобы обеспечить это, мне сначала пришлось измерить штангенциркулем два сечения оригинального стержня и расстояние между ними по оси детали, чтобы вычислить угол при вершине конуса и воспроизвести его в модели рукоятки. Хотя высокая точность измерений мне была не нужна, я все же использовал шлифованный стальной блок с отверстием чтобы установить на нем стержень вертикально, а также две концевые меры известной толщины как подкладки под штангенциркуль при измерении двух разных сечений.Таким образом, я обеспечил перпендикулярность измеренных сечений оси стержня и точное знание расстояния между сечениями (равного разности толщины концевых мер). Геометрия решения - элементарна. Разность толщины концевых мер дает один катет (параллельный оси воображаемого конуса) треугольника, разность радиусов сечений - другой. Остается найти прилежащий к первому катету угол и удвоить его, чтобы найти угол при вершине конуса.

Также, я смоделировал глухое соосное отверстие в конической части, чуть меньшее по диаметру, чем внутренний диаметр резьбы, которая будет потом нарезана в получившемся изделии. Чуть меньшее, потому что поверхность отпечатанной детали может выйти достаточно неровной, так что отверстие лучше всего рассверлить до нужного точного диаметра. То, какой формы выйдет сетка в экспортированном из CAD файле STL, меня совершенно не беспокоило, потому что в Meshmixer модель все равно будет подвергнута операции генерации новой сетки (Remesh).

STL-модель прямиком из CAD
STL-модель прямиком из CAD

Загрузив модель в Meshmixer, я сначала создал ее копию и обрезал ее, оставив только коническую часть, чтобы потом склеить ее с моделью, которая получится после всех преобразований и редактирования. Рабочую модель я сначала прогнал через Select - Edit - Remesh, чтобы получить равномерно распределенные по площади модели вертексы После этого, началось самое сложное в процессе моделирования. Сначала, я выделил всю сферическую часть поверхности и область перехода сферической части в коническую, применив операцию Select - Edit - Reduce (уменьшение числа треугольников) с не очень агрессивными параметрами, чтобы увеличить их размер где-то в два раза. Затем, я уменьшил область выделения, оставив только сферическую часть и небольшую область перехода, снова применил Reduce. После этого, повторил операцию еще раз, но уже только со сферической частью, уменьшив число треугольников в ней до того, что она стала напоминать футбольный мяч, сшитый из слегка искаженных по форме элементов.

После того, как удалось добиться искомой формы сетки с увеличивающимися от конической части к сферической ячейками, инструментом Edit - Make Pattern удалось создать нужную решётчатую структуру, используя тип pattern-а Dual Edges. Впрочем, это не была точно та форма, которой я добивался. Дело в том, что Meshmixer создаёт подобные структуры, заменяя рёбра сетки на цилиндры одинакового диаметра, а потом сглаживает объединение этих цилиндров. Мне же хотелось, чтобы переход к сферической части был относительно тонким, а сама сферическая часть состояла из более толстых рёбер (этого было бы довольно легко добиться в Grasshopper, Houdini или nTopology, задав толщину перемычек параметрически, как функцию удаления от некоторой точки, например). В некоторой степени, это было продиктовано так называемым "правилом Леонардо да Винчи", гласящим, что идеализированная древовидная структура должна иметь постоянную сумму площадей сечения ветвей на каждом шаге ветвления. В моем случае, сетка - тоже структура ветвления, только замкнутая сама на себя, а не открытая. Следование этому правилу делает структуру более естественной на вид. Чтобы добиться этого, пришлось воспользоваться скульптурной кистью, нарастив толщину рёбер на сферической части, сделав это только с внешней стороны модели, чтобы не сильно увеличить массу изделия.

Поскольку коническая часть слегка "пострадала" от преобразования поверхности в решётку, я обрезал её и приклеил на её место сохранённую ранее копию исходной CAD-модели. Из-за этого, внутри образовалась ступенька между отверстием под резьбу и переходной частью модели. Meshmixer, насколько мне известно, не имеет функции clipping plane в настройках просмотра, чтобы можно было работать с внутренней частью модели, так что для того, чтобы сгладить ступеньку и слегка утолщить изнутри решётку переходной части, модель пришлось разрезать плоскостью на две части, скрыть одну из них, а потом объединить обратно, когда редактирование было закончено.

Общий вид модели на одной из заключительных стадий моделирования в Meshmixer
Общий вид модели на одной из заключительных стадий моделирования в Meshmixer

Печать

Когда модель была готова, нужно было выбрать сервис печати и материал, опираясь на свойства материала и цену. Хотя сервисов на рынке прототипирования - множество, число доступных технологий - ограничено. Я уже был зарегистрирован на агрегаторе Craftcloud, потому просто загрузил туда модель для оценки стоимости и изучил предложения разных сервисов. До того, как я посмотрел на цены, у меня была идея напечатать это из титанового сплава Ti6Al4V. Однако, платить сходу, минимум, $90 без учёта доставки (и это какая-то компания в Китае), не имея тестового отпечатка, мне не хотелось. Но тест печати из пластика мне мало бы добавил к пониманию задачи. Так что пришлось рассмотреть дешёвые варианты печати из стального порошка. Самый дешёвый способ - это технология от BASF, которая называется Ultrafuse. Суть проста - это FDM, где нить содержит порошок нержавеющей стали. После печати, изделие очищается от связующего материала и запекается в печи, порошок превращается в слегка пористый монолит. Качество FDM меня, в этом случае, не очень устраивало, хотя цена менее $20 выглядит привлекательно. Плюс, моя модель потребовала бы печати с поддерживающими элементами, которые непонятно как потом удалять изнутри. 

Следующий вариант - binder jetting от Materialise. Насколько я понимаю, суть процесса - в заполнении ёмкости слоями смеси порошков стали 420 и бронзы, после чего, поверх слоя происходит печать связующим составом, почти как в струйной печати. Далее, наносится следующий тонкий слой порошка, процесс повторяется. Когда печать закончена, "дерево" из деталей извлекается из ёмкости и запекается. Насколько я понимаю, бронза играет в процессе ту же роль, что в высокотемпературной пайке твердым припоем. Именно этот способ я и выбрал, основываясь на сравнительно высоком разрешении, коррозионной стойкости материалов и их довольно высокой прочности. Печать обошлась менее чем в $25. Дополнительно, я заказал печать той же модели на SLA-принтере из прозрачной смолы, чтобы живьём посмотреть на распределение толщины. Этот отпечаток стоил меньше $5.

Время исполнения заказа оказалось довольно большим - ждать, когда его начнут делать, пришлось больше двух недель. Но доставка из Бельгии сервисом UPS оказалась весьма быстрой, так что я получил детали до срока, который был указан при приёме заказа.

Модель из пластика печатали вертикально, сферической частью вниз (имею в виду ориентацию в принтере) внутри нашлось небольшое "дерево" поддерживающей структуры, которое я легко удалил проволочным крючком. Металлическую деталь печатали горизонтально. Обычно, люди беспокоятся о наклонных частях, где видны ступеньки. Но в случае этой технологии, вероятно - из-за непостоянства капиллярного эффекта, слои слегка "плавают" в горизонтальных размерах. Из-за этого, вертикальные (при печати) поверхности выглядят более неровно и менее эстетично, чем наклонные. Другой эффект процесса - деталь выглядит бронзовой, а не стальной. Я затрудняюсь объяснить это, но думаю, что это связано с более высокой адгезией бронзовых частиц к связующему составу, так что при очистке сырого отпечатка, стальные частицы оказываются "выветрены" с поверхности. Впрочем, после шлифовки или пескоструйной обработки, внешний шершавый слой сходит, оставляя более стальной цвет детали.

Металлическая деталь сразу после получения. Обратите внимание на бронзовый цвет и зернистую, будто у детали, отлитой в песочную форму, поверхность
Металлическая деталь сразу после получения. Обратите внимание на бронзовый цвет и зернистую, будто у детали, отлитой в песочную форму, поверхность

Слесарная обработка детали

Механическая обработка этого материала оказалась сложнее, чем я ожидал. Шлифовка поверхности абразивом не была проблемой. Но вот рассверливание отверстия под резьбу уже поставило определенные вопросы. Прежде всего, деталь такой неровной формы нужно как-то закрепить в тисках. Мной были изготовлены накладки из эпоксидного герметика, который я налепил на деталь с двух сторон, надев на нее палец от резиновой перчатки, чтобы предотвратить прилипание. Внешние поверхности накладок слегка сплющил между двумя плоскими брусками, чтобы получить параллельные плоскости. Далее, когда накладки затвердели, я поместил всё это в тиски и начал сверлить. Сверление нержавеющей стали - всегда неприятный процесс. Но наличие бронзы и порошковая структура только усилили все обычные проблемы - особое "скользкое" трение, выделение тепла, застревание инструмента. Но поскольку у меня есть большой опыт металлообработки, это меня не остановило. Сверло использовал из быстрорежущей стали, с большим количеством масла. Возможно, карбид вольфрама дал бы лучший результат, но нужного диаметра под рукой не оказалось.

Предчувствуя неладное, я запасся двумя недорогими метчиками, которые не жалко перетачивать. Чтобы ограничить усилие резания, решил использовать не обычный Т-образный вороток, а ручные "ювелирные" тиски. Так я не смогу приложить слишком большой момент к метчику и, например, сорвать резьбу (плавали, знаем). Хотя отверстие имело точный необходимый размер и фаску, метчик не особо хотел делать первый "закус", несмотря на усилие, которое было приложено к нему вертикально. Потому пришлось слегка переточить его, придав более острую коническую форму. После этого, резьба успешно стартовала. В процессе, меня поразило количество выделяемого тепла. Поворот инструмента меньше чем на четверть оборота приводил к мгновенному нагреву детали, будто её подержали над горелкой. Усилие, необходимое для резания, также всё время росло. Масло, чистка отверстия и метчика щеткой после каждой четверти оборота не особо помогали. Решил уменьшить трение конической части метчика, сточив его и оставив фаску только на три первых нитки. Это помогло, но не на долго. Проверив резьбу визуально, обнаружил, что из-за пластичности, происходит не только резание, но и "выдавливание" материала (не странно, учитывая дешёвый метчик). Это также может быть источником избыточного трения, так что решил пройти ещё раз сверлом, приведя внутренний диаметр в норму. В общем, из 12 мм глубины отверстия, таким путем удалось нарезать 10 мм резьбы до того, как метчик тупо "упёрся" до усилия, под которым начали постепенно сдаваться накладки. Если бы эта задача возникла у меня по работе, или я хотел бы наладить производство таких изделий мелкой серией, решение было бы очевидным - купить специальную фрезу и запрограммировать фрезерование резьбы, когда фреза, вращаясь, движется по спирали, протачивая спиральную канавку на нужную глубину. Но поскольку это единичный экземпляр, я решил просто удовлетвориться десятью миллиметрами резьбы. Остаток отверстия я просто расточил до внешнего диаметра резьбы, используя бормашинку и спечённую "алмазную" насадку чечевицеобразной формы (куплено когда-то на eBay у поставщика инструмента для зубопротезирования). В общем, хотя все эти “чудесные” свойства объяснимы задним числом, заранее я совершенно не ожидал от этой железяки поведения, более свойственного всяким экзотическим жаропрочным сплавам типа инконеля.

Из всех этих приключений, я для себя сделал вывод, что и металлические печатные детали требуют резьбовых втулок, если изготовитель не заявляет, что материал и процесс пригодны для любых видов механической обработки. С материалами любительского уровня, возможны самые странные сюрпризы.

После того, как резьба была готова, я смог приступить к подгонке рукояти к стержню. Для этого, я вручную на плоском камне сточил некоторое количество материала с торца рукояти, пока не добился максимального визуального совпадения конических поверхностей. Благодаря некоторым увлечениям (изготовление и заточка ножей, столярные работы), мне было легко сделать это, не “завалив” деталь на одну сторону, поддерживая перпендикулярность торца оси. Чтобы такая подгонка была возможна, я предусмотрел небольшой запас материала на торце. Далее, я повторил пескоструйную обработку внешних поверхностей, чтобы убрать небольшие отметины, оставленные накладками из герметика, а также удалить плёнку масла, оставшуюся от нарезания резьбы и сверления. 

Финишная обработка поверхности

Последний этап - подгонка оттенка оксидной пленки. Поскольку материал стержня (титан) и рукояти (смесь порошка стали и бронзы) - разный, добиться полного совпадения текстуры и цвета можно, но крайне сложно. Нужно было бы сначала отшлифовать обе поверхности, потом отпескоструить их порошками одинакового размера, но разной твердости, а потом уже подвергать анодированию и тепловому оксидированию соответственно. Плюс, жир с пальцев меняет цвет металлических поверхностей с оксидными пленками и то, насколько глянцевой/матовой выглядит поверхность. Когда я менял оригинальную стальную рукоять затвора на титановую, мне нужно было подогнать цвет титана к цвету ствольной коробки. На ствол и ствольную коробку нанесено покрытие Cerakote цвета “Midnight bronze”, проще говоря - коричневый металлик. Чтобы добиться совпадения, титановый стержень пришлось анодировать до золотисто-оранжевого цвета, а после протирки маслом он стал выглядеть коричневым (масло “крадет” насыщенность, оставляя оттенок). Нержавеющие стали, на мое счастье, склонны к формированию оксидной пленки, которая в довольно широком диапазоне температур получается цвета, который англоговорящие металлурги называют “сливовый коричневый”. Это очень точный термин, описывающий коричневый оттенок с легким синеватым включением, пропадающим при нанесении масла. Так что мне не нужно было вымерять точную температуру и возиться с изготовлением лотка для медленного оксидирования на воздухе (медный или латунный лоток, заполненный мелкой стружкой из того же материала, позволяющий постепенно добиваться нужного цвета оксидной пленки на металле через равномерное нагревание). Нужный оттенок легко получился при быстром нагревании рукоятки, надетой на кусок стальной проволоки, в пламени пропановой горелки для пайки медных труб. А то, что он получился темнее - мне не так уж важно.

Рукоять до точной подгонки размера, после тестового оксидирования нагревом
Рукоять до точной подгонки размера, после тестового оксидирования нагревом

Работа над моделью заняла у меня пару вечеров. Механическая обработка готовой детали - половину выходного и один вечер. Финишная обработка - не больше получаса. Если мне понадобится повторить этот проект, я, безусловно, откажусь от нарезки резьбы в пользу вклеивания вставки для ремонта резьбы Helicoil на эпоксидной смоле. Хочу ли я попробовать сделать это же из титана? Возможно, позже, сейчас у меня есть другой проект.

Затвор с установленной новой рукоятью и оригинальная рукоять Tikka
Затвор с установленной новой рукоятью и оригинальная рукоять Tikka

Комментарии (54)


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. Moskus Автор
      05.09.2021 09:20
      +3

      В процессе изготовления вычищать изделие изнутри мне приходилось, особого кошмара не заметил. Бросать оружие совсем уж в глину и грязищу, в любом случае, ни привычки, ни необходимости не имею. Плюс, это не единственное место, куда может вообще забиться грязь, но наименее "ответственное" из всех. Это же не часть механизма.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. grvelvet
      05.09.2021 12:13
      +5

      "Ажурные" же цевья ставят и ничего, а тут всего лишь рукоять.


  1. eimrine
    05.09.2021 09:38
    +2

    Мне кажется, зря вы сделали такие тонкие перемычки у основания и толстые скраю, мне бы хотелось сделать наоборот. Хотя, ваша рукоять затвора больше оригинальной и ей можно будет продолжать пользоваться даже если изделие сломается или деформируется.


    1. Moskus Автор
      05.09.2021 09:48
      +2

      Для того, чтобы это сломать, к самым тонким частям нужно приложить концентрированное усилие. Или долбануть по рукояти молотком или камнем. Как-то раньше в моей практике аналогичного не случалось. Я этим ружьём, как дубиной, орудовать не намерен. Если это случится, это будет наименьшей проблемой.

      Падение на бетонный пол изделия сразу после печати выдерживало. А если каким-то чудом сломается, так всегда можно отредактировать и напечатать новое.

      Что касается тонких перемычек на сфере - это, как раз, плохая идея, потому что у них шанс испытать эту самую концентрированную нагрузку - куда больше, потому что они торчат вовне.


  1. nin-jin
    05.09.2021 10:53
    +7

    Это скорее в стиле "трипомания".


    1. Moskus Автор
      05.09.2021 23:02

      Хороший термин, уточняющий.


  1. s_so
    05.09.2021 12:01
    -2

    Следующий этап -прикрутить на ружжо RGB -подсветку и продать какому -нибудь сумасшедшему геймеру - охотнику ( есть такие , наверняка )


    1. steanlab
      05.09.2021 13:44
      +3

      здесь скорее всего пальму первенства возьмет концерн «калашникофф». Мультимедийный обвес к МР-155 же сделали, громко назвав «первой умным полуавтоматом» :)


  1. shyneko
    05.09.2021 12:13
    +3

    На данный момент три трипофоба поставили негативную оценку


    1. Moskus Автор
      05.09.2021 18:11
      +1

      Не больше двух, на данный момент. Один из трёх минусов - "не соответствует тематике ..."


  1. Alexeyslav
    05.09.2021 13:18

    Хорошо таким заниматься когда есть свой дом и место под инструменты и оборудование. Это же сколько всего нужно для того чтобы довести до ума одну маленькую деталь... соответственно стоимость изготовления очень сильно возрастает.


    1. Moskus Автор
      05.09.2021 15:36

      Из всего, что потребовалось для завершения проекта, только пескоструйная обработка требует относительно большого объёма под бокс и компрессор. Но ничего из этого не имеет "несовместимости" с квартирой.

      Что касается стоимости - если бы это был единственный проект, где все эти инструменты использовались, это вообще было бы бессмысленно. А так - стоимость инструментов оказывается очень сильно размазана по всему, что я делаю постоянно. Опять же, из перечисленного, только компрессор для пескоструйной обработки относится к дорогим инструментам.


      1. Alexeyslav
        07.09.2021 23:08

        Однако, эти все инструменты нужны. И они должны быть под рукой.


        1. Moskus Автор
          07.09.2021 23:25

          Не знаю, чему вы возражаете. У любого, кто занимается каким-то "техническим творчеством" есть какое-то количество инструментов дома. Описанный в статье проект - явно не самый требовательный к этому. Вам просто хотелось посетовать на то, что у вас нет места под тиски, например? Ну, у меня когда-то тоже не было.


  1. AllexIn
    05.09.2021 14:52

    скорее - сравнительной редкостью этого увлечения среди аудитории сайта

    Скорее нецелесообразностью сюда писать. Большинство модификаций оружия не попадают под тематику хабра. Плоюс о модификации оружия предпочитают молчать, потому что у нас сама Росгвардия путается в том, что можно, а что нельзя. Оружие чтука юридически опасная. Никто не хочет написав статью присесть или лишиться всего набора оружия и права владения.


  1. Nepherhotep
    05.09.2021 15:24
    +2

    Отличная рукоять! Покажите пожалуйста всё ружье в сборе.


    1. Tolomuco
      05.09.2021 17:46

      Это же, вроде бы, не ружье, а винтовка.

      Вот эта, скорее всего


      1. Moskus Автор
        05.09.2021 20:11

        Нет, это более классическая модель T3x stainless.


    1. Moskus Автор
      06.09.2021 02:37

      Можете посмотреть на сайте производителя T3x Stainless, только ствол покрашен, как у модели Veil Wideland.


  1. aamonster
    05.09.2021 19:18

    Приклад аналогичной конструкции делать будете? А то рукоять затвора резко выбивается из дизайна оружия, пока что imho старая выглядит лучше.


    1. Moskus Автор
      05.09.2021 20:10

      Нет, не буду. На мой взгляд, сейчас рукоять неплохо вписывается, как небольшой "акцент" и не сильно выделяется из-за темного цвета.


  1. Eugeniy2014
    05.09.2021 22:31

    Не вижу реально нужного применения.Скорее мусоросборный эксклюзив.Я понимаю ,если бы анатомическая рукоять какая-то была.


    1. Moskus Автор
      05.09.2021 22:37
      +1

      Вы преувеличиваете "мусоросборность". Абсолютная утилитарность не была моей целью. Более того, добавление декоративных элементов оружию, которые не конфликтуют с утилитарностью - старинная традиция. Будете делать себе - сделайте под свои нужды и представления.


  1. ASDGW
    05.09.2021 22:38
    +1

    Красиво!

    У меня то же Т3 - и теперь даже захотелось то же какой-то красивый кноб на свою:)


  1. Moskus Автор
    05.09.2021 23:00
    +3

    После дня, прошедшего с момента публикации, перечитал комментарии, и обратил внимание на то, что практически никто не сказал ничего про собственно процесс изготовления. Моя задача была - описать изготовление детали по определенной технологии. С чем столкнулся, делая её. Независимо от того, что это за деталь.

    Комментирующие же, главным образом, предпочли фокусироваться на своих личных представлениях о кастомизации оружия (что, кроме всего прочего - явно не основная тема на Хабре) и гипотетических замечаниях о "грязи" (ничего, что в моих краях, чтобы найти грязь, нужно ехать за три сотни километров, а делать там с винтовкой, кроме стрельбы по банкам, всё равно нечего?).

    Комментарии про трипофобию понравились больше всего, если честно.


    1. MTyrz
      05.09.2021 23:53

      Про грязь лично мне в голову скорее приходит не три сотни километров, а жир с рук. Бич шариковых мышей, если помните такие.

      А собственно описание процесса изготовления больше всего напомнило мне статьи в технических журналах советских времен: уж не знаю, порадует ли вас это сравнение.


      1. Moskus Автор
        06.09.2021 00:45

        Жир с рук также "должен" оставаться в накатке, которая есть на множестве подобных изделий. Тем не менее, это не проблема.

        Что касается стиля - поскольку вы в это вкладываете что-то личное, о чем я знать не могу, мне сложно судить, комплимент это, или ругательство.


        1. MTyrz
          06.09.2021 01:35

          С накатки его излишки счищаются в процессе использования, задерживаясь лишь в углублениях — а здесь могут продавливаться внутрь. Но это мой личный взгляд через личную проблему, у меня довольно жирная кожа, и такой грязи я произвожу, к сожалению, довольно много.

          А про стиль — сугубая ностальгия, никаких отрицательных коннотаций.


          1. Moskus Автор
            06.09.2021 02:33

            Поглядим, я всё равно обычно в тонких перчатках стреляю - пальцы в детстве отморозил, так что в сезон они от контакта с металлом мёрзнут сразу, это неприятно.

            Советские технические статьи я помню очень по-разному. Часть описаний были невоспроизводимы. Часть - весьма занятны.


            1. MTyrz
              06.09.2021 04:37

              пальцы в детстве отморозил
              Я чуть позже детства, в молодости. Сочувствую, весьма неприятная штука.
              Часть описаний были невоспроизводимы. Часть — весьма занятны.
              Еще часть меня откровенно забавляла: материалы и средства обработки вытаскивались, как из шляпы фокусника, хотя всем было понятно, что мужик просто работает на каком-то изряднейшем оборонном заводе — вот и может себе позволить титановую турбину для водометной насадки на «Вихрь» (если что, это без намека, просто как часть воспоминаний).


              1. Moskus Автор
                06.09.2021 05:13

                На самом деле, определенная параллель есть - я инженер и работаю на производстве, так что, например, если бы мне понадобилось использовать разные абразивы для пескоструйной обработки, мне бы не пришлось их покупать, достаточно было дождаться, пока в пескоструйку в цеху нужный загрузят, и за минуту обработать, что нужно, в перерыве. Но в этом конкретном проекте ничего такого не использовалось. Тем более, производство в компании - непрерывное, если бы мне захотелось для себя что-то выточить на CNC-фрезере, хрен бы это вышло. Так что всё дома, я просто уже за свою жизнь много разных инструментов и материалов накопил. Впрочем, ничего нереального для обычной квартиры, как уже писал выше на замечание про "свой дом".


    1. Astroscope
      06.09.2021 01:31
      +1

      Комментирующие же, главным образом, предпочли фокусироваться на своих личных представлениях о кастомизации оружия

      Потому что это просто - вопрос в плоскости "нравится - не нравится" не требует никакой подготовки для "экспертной" оценки и выдачи заключения. А металлообработка - не просто. Вот лично мне было очень интересно прочитать все вдумчиво, но по существу описанного техпроцесса добавить нечего - недостаточно собственного опыта, чтобы поддержать диалог. А рассказывать свое видение того, каким должен быть карабин, наверное не нужно до тех пор, пока не спросят те, кто действительно заинтересован послушать альтернативные собственному мнения.

      Комментарии про трипофобию понравились больше всего, если честно.

      Ну, трипофилы тоже, полагаю, предпочтут не афишировать свои увлечения особо, а молча поставят плюс. :)


      1. Moskus Автор
        06.09.2021 02:29
        +1

        Я это всё, в общем, понимаю. Так обычно и бывает с материалами, описывающими довольно многоэтапные и комплексные решения.


  1. 027
    05.09.2021 23:27

    del


  1. Andy931
    06.09.2021 02:14

    Всë прекрасно, но я бы с радостью почитал пошаговый туториал на эту тему.


    1. Moskus Автор
      06.09.2021 02:27

      Не примите это на личный счёт, но я объяснил, почему я не хочу такое писать. Дело не в том, что эта задача - сложная. Дело в том, что решение многих конкретных задач - далеко не лучший способ научиться решать разные задачи. У меня есть опыт преподавания в области автоматизированной металлообработки, как в профессиональном учебном заведении, так и на производстве, так что это мнение не умозрительное. Вот не далее как на прошлой неделе пришлось "чинить" результат того, что человек, который имел теоретические знания но не имел опыта, был отдан на тренинг человеку с опытом, но учившемуся по пошаговым инструкциям. Если бы их тимлид вник бы в проблему сразу, тренинг занял бы в три раза меньше времени.


  1. Markscheider
    06.09.2021 10:42

    какой-то из семейства Clathrus

    Видел такие в реале. У вас получилось очень похоже, но настоящий гриб выигрывает за счет окраски :)

    я совершенно не ожидал от этой железяки поведения, более свойственного всяким экзотическим жаропрочным сплавам

    Спасибо за наводку: не знал, что существует 3D-печать с такими прочными изделиями на выходе.

    В КДПВ фотка напомнила кастомный набалдашник на рычаге КПП. Не думали сделать второй такой же "гриб" для машины? :)


    1. Moskus Автор
      06.09.2021 19:14

      Ну, можно печатать и из самого инконеля, только это стоит довольно диких денег. Рычаг - не знаю, это уже было бы вторично как-то, хотя можно попробовать полноцветную печать, ради эксперимента, и приблизиться к виду гриба на столько, на сколько возможно.

      Только имейте в виду, что "прочность" и "сложность обработки" - разные вещи. Вероятно, прочность на излом и разрыв у 420/BR не так уж и высока из-за зернистой структуры.


  1. vbifkol
    06.09.2021 16:15

    доставка из Бельгии сервисом UPS

    доставка куда?

    Но вообще, спасибо, поплюсовал. Хотя мерить тут особо нечего, но все же - хоть как-то точность изготовления оценить пытались? Отверстие цопнуть, может основание конуса, диаметр, полную высоту... Интересно же.

    Кста, возможно стоило резьбу сразу в модели заложить - даже если бы не прокатило как конечный вариант, метчику было бы легче.


    1. Moskus Автор
      06.09.2021 19:10

      Для того, чтобы оценить точность, эта деталь подходила меньше всего. Из-за того, что поверхность оказывается очень шершавой (на фото отпечатка это видно), просто "приложить штангенциркуль" не очень выйдет вообще - нужно снимать профиль поверхности. Плюс, кроме диаметра отверстия, всё остальное и так весьма непросто измерить из-за формы.

      Резьба, возможно, получилась бы, но изначально это не было очевидно. Правда, для того, чтобы её надёжно пройти метчиком и не сорвать в самом начале, думаю, пришлось бы модифицировать первые два оборота, слегка увеличив диаметры с сохранением шага, или используя модифицированную коническую резьбу для труб NPT.

      Про доставку - все живут в разных местах (и даже странах), так что конкретно моя цена доставки для кого-то может не иметь никакого смысла, и наоборот.


  1. slepnoga
    06.09.2021 16:56

    А что, продукты Cerakote уже в любом магазине и в мелкой упаковке доступна без проблем?


    1. Moskus Автор
      06.09.2021 18:50

      Не понимаю, к чему ваш вопрос. В проекте изготовления этой рукояти продукты Cerakote не использовались.


  1. umgava
    06.09.2021 18:50

    Жаль, что нет фото всей винтовки, чтобы оценить получившийся результат.

    Мне кажется, что гладкая шарообразная форма этой детали более предпочтительна при большом объёме стрельбы. Но я не знаю области применения вашей винтовки. Надеюсь, что вам не приходится отстреливаться от большого количества врагов или хищников. :-)

    Я лишь хочу сказать, что Blender вполне достоин изучения. 3D-печать всё настойчивее входит в наш обиход, и эта опенсорс-программа как нельзя лучше подходит для моделирования всякой всячины.


    1. Moskus Автор
      06.09.2021 18:56

      Статья - не об оружии, как таковом, а об изготовлении конкретного изделия, которое могло бы, с тем же успехом, быть дверной ручкой или ручкой для коробки передач, как выше верно заметили.

      Для моделирования по точным размерам я использую CAD, в Blender, на сколько я понимаю, это возможно только с дополнительными плагинами. Это вопрос профессиональной привычки, я предпочитаю что-то, где можно использовать constraint, переменные для параметров.


      1. umgava
        06.09.2021 19:05

        В Blender всё моделится по размерам. Для этого не нужны плагины, встроенных средств хватает с лихвой. Здесь есть и возможность отображения длины сторон, углов, площади и прочего. Можно накладывать размерные линии.

        Также можно передвигать полигоны, масштабировать и вращать их, используя точные значения.

        Да, если нужны параметрические детали, без плагинов не обойтись. Но я вполне обхожусь без этого, хотя и работал раньше в AutoCAD.


        1. Moskus Автор
          06.09.2021 20:14

          Я вполне могу ошибаться, но у меня сложилось то впечатление, которое сложилось, после того, как я прочитал документацию и был вынужден посмотреть несколько видео (что намекает на плохую документацию, потому что это то, что находится по запросам типа blender precision modeling).

          Тратить время на изучение софта ради самого изучения мне не очень хочется, хочется взять и работать в тот же день (как это получилось, в части моделирования, со всем, чем приходилось пользоваться: Fusion, SolidWorks, Mastercam, Rhino).


          1. umgava
            06.09.2021 22:26

            Насколько я знаю, англоязычная документация по Blender достаточно подробна. Не могу утверждать это с уверенностью, так как очень давно изучал Blender, и с тех пор многое изменилось. Вообще, по этой программе сейчас очень много материалов в интернете. Текстовых, видео и прочих.

            Я могу с уверенностью сказать, что precision modeling в Blender не уступает таковому в программах подобного класса. Есть много разных типов привязки, в том числе к сетке. Практически все операции редактирования и создания фигур позволяют ввести точные числа с несколькими знаками после запятой.

            Конечно, Blender это не CAD, а всего лишь программа трёхмерного моделирования. Но мне приходилось моделить много вещей по чертежам и точным размерам. Никаких проблем не возникало.

            Что касается «взять и работать», не совсем понял смысл фразы. Любой софт требует изучения. Blender имеет очень логичный и удобный интерфейс. Мне хватило недели изучения, чтобы начать делать в нём первый проект.


            1. Moskus Автор
              06.09.2021 22:52

              Поясню. Хотя у любого софта, где есть функции моделирования, есть свои различия в идеологии и решениях, большинство систем все же следуют одной из двух-трех парадигм моделирования. Потому, чтобы начать работать в Fusion 360 после SolidWorks, а в Mastercam после Rhino, мне потребовалось только быстро вникнуть, где и как вызываются определенные функции и какая парадигма используется. Изучать документацию для этого мне не понадобилось, только проглядеть пару примеров. Это я и называю "сесть и начать работать".

              Для более сложных и специфических, а не базовых вещей, конечно, пришлось читать (как иначе догадаться, что в Mastercam есть, например, встроенная таблица диаметров резьб при цифровом вводе размеров?)

              "Очень много материалов" - это, как раз, плохо, потому что это противоположно тому, что про все можно почитать в одном месте.

              Я прекрасно понимаю, что почти что угодно можно смоделировать почти где угодно. Но именно по этой причине, мне не хотелось браться за новый продукт ради удобства всего одной фичи. Хотя, отвлеченно, мне весьма понравились результаты работы Tissue (с детства люблю фракталы и IFS).


              1. umgava
                07.09.2021 00:10

                «"Очень много материалов" - это, как раз, плохо». Довольно странное утверждение. К тому же наличие множества материалов не означает невозможность читать что-либо в одном месте.

                «Mastercam после Rhino» — сочетание по меньшей мере спорное.

                Впрочем, я не настаиваю. Только порекомендовал.


                PS. Сорри, не там ответил. К сожалению, не нахожу здесь редактирования и удаления комментов.


                1. Moskus Автор
                  07.09.2021 00:45

                  Mastercam мне пришлось использовать через десять лет после того, как я первый раз познакомился с Rhino. Парадигма моделирования там - одна и та же, хотя инструменты отличаются, современный Rhino - богаче. Моделирование основано на геометрических примитивах, которые сосуществуют в одном пространстве редактирования и могут быть получены один из другого. В каком-нибудь SW или Fusion это не так - sketch-и и объекты (solid-ы, например) - сущности со своими независимыми процессами редактирования, которые очень слабо пересекаются. То, как solid-ы работают в Mastercam, вероятно, хотели сделать похожим на SW, но добились очень слабого сходства (и, на мой взгляд, это хорошо).


  1. umgava
    07.09.2021 00:03

    «"Очень много материалов" - это, как раз, плохо». Довольно странное утверждение. К тому же наличие множества материалов не означает невозможность читать что-либо в одном месте.

    «Mastercam после Rhino» — сочетание по меньшей мере спорное.

    Впрочем, я не настаиваю. Только порекомендовал.


  1. Panteley_ntt
    25.09.2021 22:39
    +1

    Хотел показать несколько своих картинок, если кого заинтересует, попробую написать пост. Печатать из пластика пока не пробовал, но собираюсь.