Так иронично называли в своё время «Запорожец». В первую очередь за то, что двигатель у этой машины расположен сзади, точно так же, как у большинства творений профессора и его наследников. Ну и на контрасте — ведь где «911-й», и где «горбатый», так ведь?

Тем не менее, «Запорожец» оказался далеко не самым плохим автомобилем своего времени. Часто говорят, что он был копией весьма удачного итальянского «Фиата»-пятисотого. Того самого, который Луиджи из мультфильма «Тачки». Но это неверно. Во-первых, за образец был взят не «Фиат-500», а «Сейченто», то.есть.«шестисотый», более крупный и мощный. А во-вторых, точной копией «итальянца» ЗАЗ-965 не был. Существенные изменения претерпела подвеска, непригодная к эксплуатации на суровых советских дорогах. Изменилась конструкция кузова. Машина получила новый, советский двигатель. Даже форточки стали другими. Строго говоря, у итальянского «оригинала» их поначалу вообще не было. Но речь не о том. Поговорим, как в 1968 году из этой машинки сделали советское спортивное купе.


вот такое примерно

Первоначально эту машинку планировалось пустить в серию на МЗМА. Однако очень быстро выяснилось, что конвейер московского завода загружен донельзя. И «Москвич-444» превратился в ЗАЗ-965. Для этого пришлось здорово переоборудовать и дооснастить завод «Коммунар». И побежали по дорогам Необъятной «Запорожцы», что здорово способствовало автомобилизации Страны Советов. Эта микролитражка была самым доступным рядовому гражданину полноценным автомобилем. А так как русский народ — народ-изобретатель, очень быстро она стала источником многочисленных травмоопасных поделок, гарантировавших «камикадзе», севшему за их руль, быстрый и болезненный финиш.


Вот, собственно, сам 965-й, взятый за основу

И всё-таки имелись «рукодельники», которые умели превратить «запоршивец» в реальное подобие «Порше». И речь мы сейчас поведём о таком аппарате, как «Спорт-900» — советском спорткаре шестидесятых годов. В ту пору в Европе на базе малолитражек активно штамповались «бюджетные» спорткары. В качестве примера можно привести автомобиль, во многом связанный с тем же «Порше» — Volkswagen Karmann-Ghia. Взяв за основу агрегаты «Жука», сотрудники итальянского ателье Carrozzeria Ghia слепили относительно недорогую спортивную машину, которая сотнями тысяч экземпляров выпускалась в Германии и, внезапно, в Бразилии. Не грех также упомянуть немецкие же NSU Prinz Sport и BMW 700 Sport, французский Renault Floride… Все эти автомобили объединяет одно: используя узлы и агрегаты вполне утилитарной «городской» микролитражки, их конструкторы создавали хоть и компактные, но вполне себе спорткары. У того же BMW 700 имелась даже полноценная гоночная модификация. Знали об этой тенденции в СССР? Разумеется, специалистам всё это было известно.


Volkswagen Karmann-Ghia, спорткар на базе «Жука»

Несмотря на то, что понятия «автомобильный дизайнер» пролетарская действительность не признавала, пытливые умы не давали покоя золотым рукам, особенно если те росли из нужного места. Эдуард Молчанов вполне обладал этими качествами. С 1956 года под руководством автогуру Юрия Долматовского (который уже тогда был легендарной фигурой в рядах автоконструкторов) Молчанов трудился в НАМИ — Научном автомоторном институте. Правда, всё больше над обликом грузовиков и автофургонов. Среди прочего разработал проект перспективной микролитражки. К сожалению, завод в Серпухове, где предполагалось наладить выпуск новой машины, просто не был в состоянии освоить производство хоть и небольшого, но элегантного купе, и «в тираж» пошла куда менее удачная, но более простая «инвалидка» С3Д. И вот однажды Молчанов загорелся мыслью построить спортивный автомобиль. Как мы понимаем, сама по себе идея эта была вполне актуальной для 50-х и 60-х годов. Правда, вероятность того, что предложенный молодым инженером амбициозный проект выльется в серийное производство спорткаров стремилась к пренебрежимо малой величине. Советскому человеку эти «буржуазные игрушки» не были нужны, очевидно же. Впрочем, если есть желание поэкспериментировать в свободное время — развлекайтесь, чего уж там… Так решил директор Московского завода автомобильных кузовов Кузьма Дурнов и дал «зелёный свет» группе «самоделкиных».


Эдуард Молчанов (слева)

Шесть человек — все молодые, но уже достаточно опытные специалисты, начали, как тогда говорили, «в инициативном порядке» работу над новой машиной. За основу взяли ЗАЗ-965. Большинство агрегатов, включая двигатель, практически не претерпело изменения. А вот кузов был создан заново, да так, что узнать «прародителя» в облике «Спорт-900» очень непросто. Салон оснастили мощными дугами безопасности. Кузовные панели выполнили стеклопластиковыми. Дизайн был разработан Молчановым и его друзьями, художником-конструктором Феликсом Хайдуковым и «обычным» художником Владимиром Елтышевым. Всего же в работу над машиной было вовлечено шесть человек, не считая некоторой помощи спецов МЗАК. В честь вышеупомянутого Кузьмы Дурнова, позволившего нашим «рукодельникам» пользоваться заводским оборудованием, будущее своё творение они между собой называли КД. Время шло, работа кипела. И к 1969 году каждый из шести «сотрудников» импровизированного КБ обзавёлся собственным спортивным спорт-купе, совершенно непохожим на то, чем радовала их сограждан отечественная промышленность. Машины слегка отличались одна от другой, но уж от «прародителя» — куда больше. При этом обслуживание такой автоэкзотики не вызывало особых проблем: «запорожевские» запчасти можно было найти практически везде.


Спорт-900 тогда...

… и сейчас

В дальнейшем судьба главного вдохновителя этого проекта, Эдуарда Молчанова, также была связана с дизайном автомобилей и, внезапно, вертолётов. Кроме того, по свидетельству современника, «… не было у нас в конце шестидесятых — начале семидесятых годов художника, который рисовал бы технику лучше Молчанова. Номера журнала «Моделист-конструктор», где публиковались его иллюстрации из серии «Все отечественные автомобили», исчезали из киосков Союзпечати в мгновение ока». Талант дизайнера по достоинству оценивали не только в Союзе, но и в Европе. Например, вышеупомянутая фирма Carrozzeria Ghia приглашала знаменитого советского специалиста потрудиться в команде с создателями таких знаменитых аппаратов, как Aston Martin Supersonic и Maserati Ghibli. Однако о работе в капстране не могло быть и речи. Молчанов скончался в 1975 году, в возрасте 45 лет. Как минимум один «Спорт-900» в относительно неплохом состоянии (благо, кузов-то не ржавеет) «дожил» до наших дней. Как и многие другие автомобили, в работе над которыми участвовал Эдуард Молчанов. Но об этом как-нибудь в другой раз…


ЗАЗ-965 и сейчас вдохновляет энтузиастов. Стоимость этого красавца по кличке «Волчонок» всего-то 5КК, Пенза

Автор: Павел Заикин

Комментарии (39)


  1. Akon32
    08.09.2021 14:39
    -1

    Извините, но что старые автомобили делают в хабе "старое железо"? "Железо" на ИТ-сленге означает "электронное оборудование", а не "изделия из Fe". Или древние методы получения железа из руды тоже подходят под этот хаб?

    И в хабе "научно-популярное"? Разве эта тематика не подразумевает популяризацию актуальных достижений науки (а не явно устаревших достижений инженерии)?

    Неплохое качество статьи, но такой оффтопик для указанных хабов...


    1. Scinolim
      08.09.2021 15:48
      +8

      Лубители спектрумов оценят и старые спорткары.


    1. DrBulkin
      08.09.2021 17:35
      +8

      А статьи про стоматологию подобные вопросы у вас не вызывали?


      1. Akon32
        08.09.2021 18:23
        +1

        Не замечал в них такого несоответствия хабов. Если бы статьи про стоматологию были в хабе "зубчатые колёса", я бы тоже этому удивился.

        На хабре есть статьи на темы, которые у меня не вызывают интереса, но я понимаю, что это выбор владельцев ресурса - публиковать такие статьи. Я допускаю, что кому-то эти статьи будут интересны. Здесь же в выборе хабов мне видится либо незнание (как будто автор не знает, что такое "железо" в контексте ИТ), либо желание вплести в ИТ-тематику посторонние вещи (старые авто).


        1. turbovagon Автор
          08.09.2021 18:38
          +6

          Привет. Спасибо за дельный коммент. Я тут действительно новичок и сходу не всё понятно. У меня есть ещё пара материалов на тему старого авто. Почему я выбрал такие хабы: Научпоп - в разрезе исторического научпопа, например. Старое железо - я пробежался немного, видел не только компы, но, например, восхитительный материал о восстановлении старой радиолы. Если это лютый оффтоп - учту на будущее.

          А "инженерные системы", например, подойдут? Спасибо за терпение и объективность.


          1. Akon32
            08.09.2021 23:16

            Радиолу вполне можно отнести к электронике, или даже к информационным технологиям (с натяжкой). Старый автомобиль - сложнее.

            "Инженерные системы", судя по вики, - это что-то про электроснабжение, отопление, вентиляцию... Странно. Но в этом хабе есть и более разнообразные вещи, даже про CAD что-то встречается.


            1. Scinolim
              10.09.2021 19:17
              +1

              Пока нет хаба для исторических авто любой хаб подходящий будет. Не автора это ошибка, а так уж категории тут созданы.


    1. major-general_Kusanagi
      09.09.2021 12:42

      что старые автомобили делают в хабе «старое железо»?

      В этом хабе уже давно есть и рыцарские доспехи и старинное оружие, и танки. habr.com/ru/post/397045 habr.com/ru/post/430316


      1. Akon32
        09.09.2021 15:44
        -2

        Разве это не пример дичайшего оффтопика?


  1. pda0
    08.09.2021 17:33
    -1

    Мдя… Если зад у машины в принципе не плохо выглядит, то морда… Эта решётка с крошечными фарами. Сделайте мне это развидеть. :)


    1. Exchan-ge
      08.09.2021 22:23
      +1

      Мдя… Если зад у машины в принципе не плохо выглядит, то морда…


      Там выше есть эскиз того, что собирались сделать — довольно прилично.
      А на фото — то, что получилось по факту (что смогли).

      Прим. Молчанов — гений советского дизайна. Респект и уважуха (с)


    1. drWhy
      09.09.2021 09:54
      +1

      Автомобилю ведь предстояло пройти сертификацию, а световое оборудование автомобиля непосредственно влияет на его безопасность, в отличие от обводов кузова (в здравых рамках). Вероятно поэтому фары взяли из перечня стандартного оборудования.
      Передние фары скорее всего достались родные от ЗАЗ-965, а задние судя по всему от ушастого ЗАЗ-968, т.к. родные предполагают вертикальную установку. Они, кстати мимикрируют под ГАЗ-21. Круглые смотрятся действительно более органично.

      Заголовок спойлера
      ЗАЗ-968Спорт-900
      ЗАЗ-968ЗАЗ-965ГАЗ-21


      1. salnicoff
        09.09.2021 10:16

        Сертификации тогда не было — доверяли автозаводам. Кроме того, описанный в статье автомобиль — самодельный, их просто проверяла комиссия в ГАИ перед постановкой на учет. Требования к самоделкам в те годы были проще, основной уклон был в сторону «чтобы быстро не ездили». Получается, что оптику ставили ту, которую удалось «достать» в нужных количествах, а потом уж под нее делали дизайн кузова и салона.


  1. unsignedchar
    08.09.2021 18:48
    +2

    Максимальная/крейсерская скорость, мощность двигателя, разгон до 100? Чем там ещё отличается спорткар от ж*п*в*зки? ;)
    Участвовали ли эти изделия в гонках? Какие места занимали?


    1. sergeim52b20
      08.09.2021 19:00
      +5

      У серийных запорожцев в графе "разгон 0-100" стояло редкое для второй половины XX века значение - "невозможен"


      1. 3epg
        08.09.2021 19:49

        965 запорожец с двигателем сороковкой преодолевал этот рубеж. Так что не невозможено. Страшно, долго, но реально. :D


        1. 3epg
          08.09.2021 19:53
          +1

          968й конечно же, не 965))


      1. Exchan-ge
        08.09.2021 22:10
        +1

        У серийных запорожцев в графе «разгон 0-100» стояло редкое для второй половины XX века значение — «невозможен


        »Ушастый" ЗАЗ-966 спокойно разгонялся до 100км/ч (личный опыт)


        1. trolley813
          17.09.2021 09:34

          Если верить интернету, то и 965 (с 966-ми движками) разгонялись до 100 и даже до 105 (разгон 0-100 дается 32 секунды)


    1. ALF_Zetas
      08.09.2021 20:47

      спорткар это в первую очередь двухместный кузов "купе", а не участие в гонках


      1. unsignedchar
        08.09.2021 22:35
        +3

        Спорткар - это в первую очередь улучшенные характеристики, а уже потом форма и раскраска кузова.


        1. ALF_Zetas
          09.09.2021 12:42

          чушь - если я на седан установлю более мощный двигатель и улучшу характеристики - спорткаром от этого он не станет ;)


          1. unsignedchar
            09.09.2021 15:15

            «Спортивный автомобиль или спорткар (от англ. sports car) — условно-обобщённое наименование широкого класса двух-, редко четырёхместных легковых автомобилей, имеющих более высокие скоростные качества и соответственно повышенную мощность мотора (удельную мощность, моторизацию) и низкую посадку кузова (дорожный просвет, клиренс). » (ц) Википедия.

            «Tesla Roadster — четырёхместный спортивный электромобиль компании Tesla, прототип которого представлен в ноябре 2017 года и заявлен как самый быстроразгоняющийся серийный автомобиль из когда-либо созданных.»

            В экипаже обычно 2 человека — пилот и штурман, да. Для спортивных целей 2-местного салона достаточно. Но есть достаточно много людей, в соревнованиях не участвующих, но любящих ездить быстрее остальных.

            Вот из статьи непонятно, ездил ли Спорт-900 быстрее остальных или нет.


            1. ALF_Zetas
              10.09.2021 11:45
              +1

              неужеле так трудно самому докумекать, что с более легким и обтекаемым спортивным кузовов, автомобиль даже с тем же самым мотором будет ездить быстрее ;)


              1. Exchan-ge
                10.09.2021 12:43

                автомобиль даже с тем же самым мотором будет ездить быстрее


                Скорость движения исправного автомобиля зависит в первую очередь от навыков вождения у его водителя (и Жигули можно разогнать до 150 км/ч, проверено :)

                (Причем зависимость скорости от стажа вождения сильно напоминает кривую графика распределения Гаусса :)


                1. unsignedchar
                  10.09.2021 19:38

                  В первую очередь - мощность. Мастерство позволит разогнаться с горки по прямой и не убиться. Обогнать на светофоре Теслу не уверен что получится.


                  1. Exchan-ge
                    10.09.2021 21:33

                    В первую очередь — мощность.


                    Да, так считают многие. Но это не так :)

                    Обогнать на светофоре Теслу не уверен что получится.


                    Даже Volkswagen Polo c движком в 1,2 литра, но на механике — запросто обойдет на светофоре любую машину на автомате. Да, потом его догонят, и обгонят, но вот на старте… :)
                    (подсказка — вес машины :)


                    1. unsignedchar
                      10.09.2021 22:13

                      подсказка — вес машины

                      Можно ещё пофантазировать, какого слона с каким китом в каких синтетических условиях посоревновать ;) Было бы так просто - уменьшить вес и машина полетела - все спорткары состояли бы из титановых труб и пластиковых щитков ;). Нужно, кроме резвого старта, обеспечить низкий центр тяжести, низкую и жёсткую подвеску, и повышенную жесткость кузова. Нагрузка на подвеску, КМК, как то связана с квадратом скорости. Про модификации подвески в Спорт-900 ничего не пишут. А про подвеску в оригинальном ЗАЗ пишут, что она изначально слабая.


                      1. Exchan-ge
                        10.09.2021 23:02

                        Можно ещё пофантазировать, какого слона с каким китом в каких синтетических условиях посоревновать ;)


                        А чего тут фантазировать — я на этом Поло езжу на работу с 2008 года :)
                        Иногда опаздываешь, уход первым со светофора позволяет проскочить следующий на еще не мигающий зеленый, что в итоге дает те самые критические пять минут, отделяющие нормальный приход на работу от опоздания (у нас работа начинается по звонку :)
                        Забавно, что все это делается без какого-либо нарушения правил.

                        Суть вкратце — при включении зеленого сигнала светофора водитель первой машины в колонне начинает движение. После чего начинает движение водитель второй машины и т.д.
                        Искусство начинать движение практически одновременно всей колонной существовало, но было утрачено в эпоху массовой автомобилизации.
                        Плюс разгон на автомате происходит слегка замедленно, что еще больше увеличивает задержку всей колонны. Плюс большое число людей тупит в смартфоны, стоя на светофоре, что видно даже чисто визуально.

                        Было бы так просто — уменьшить вес и машина полетела


                        Вес Поло — 800 кг, вес Теслы — примерно 2 000 кг.
                        У меня есть второй автомобиль, его вес — 1500 кг
                        Разница в динамике разгона заметна невооруженным глазом, несмотря на большую мощность второго и турбину.

                        — все спорткары состояли бы из титановых труб и пластиковых щитков ;).


                        Стоп, а вот тут решающим является фактор безопасности- машина, рассчитанная на использовании в качестве «спортивной», должна быть прочнее и надежнее обычного авто (даже если и будет всю дорогу использоваться как обычная :)
                        А если это условие не принимать во внимание — таки да, вес и мощность двигателя все решают по Ньютону :)

                        Нужно, кроме резвого старта, обеспечить низкий центр тяжести, низкую и жёсткую подвеску, и повышенную жесткость кузова.


                        Именно!

                        про подвеску в оригинальном ЗАЗ пишут, что она изначально слабая.


                        Я по возрасту застал время, когда оригинальный Запор еще был актуальным.
                        Восторгов по поводу этой машины ни у кого из ее владельцев не было, скорее наоборот. В конечном итоге эту машину просто раздавали инвалидам, рассчитывая, что они-то точно быстро ездить не будут.
                        Рядом с моим домом был гараж с таким Запорожцем — инвалидкой (с ручным управлением) — там частенько владелец собирал компанию друзей, ну а мы, зеленая молодежь — играли рядом и прислушивались к их разговорам :)
                        Ну а самодельщики, насколько я помню — используя узлы от Запорожца подвеску таки переделывали.


                      1. unsignedchar
                        11.09.2021 15:50

                        уход первым со светофора позволяет проскочить следующий на еще не мигающий зеленый

                        Только если вы уже стоите первым ;) А так даже есть специальная дисциплина по скоростному дерганию ручки - драг рейсинг ;).


                      1. Exchan-ge
                        11.09.2021 18:05

                        Только если вы уже стоите первым ;)


                        Многополосная дорога — прямо можно с трех полос. Но большинство машин останавливается «по центру» на второй слева полосе, при этом крайняя левая еще может быть занята машинами, поворачивающими налево — но вот почему пустует третья полоса (только прямо, направо с четвертой) — загадка для меня. (Общественный транспорт там представлен трамваем, который вообще идет своим путем :)


    1. mSnus
      08.09.2021 20:48

      Вполне можно было бы устроить монокубок!


  1. Exchan-ge
    08.09.2021 22:20

    серийное производство спорткаров стремилась к пренебрежимо малой величине. Советскому человеку эти «буржуазные игрушки» не были нужны, очевидно же.


    В городах было ограничение в 60 км/ч, а загородные шоссе в большинстве случаев представляли собой узкую асфальтовую полосу (ширина позволяла разъехаться двум грузовикам в метре друг от друга) с галечной обочиной и канавами по бокам. Никаких разделителей и отбойников.
    Тогда довольно часто можно было видеть длинные колонны из авто, медленно ползущие по загородным дорогам за каким-нибудь тихоходом (по правилам, тихоход должен был, заметив толпу за собой — остановится и пропустить, но никто по факту этого не делал. А колонна военных грузовиков, идущих с положенной для них скоростью в 30 км/ч — блокировала дорогу всерьез и надолго)

    Так что спорткары можно было гонять где-то в стороне от больших дорог. Но увы, там большей частью не было асфальтового покрытия…


  1. Exchan-ge
    08.09.2021 22:25

    Volkswagen Karmann-Ghia, спорткар на базе «Жука»


    Вот такой спорткар я бы хотел купить :)


  1. salnicoff
    08.09.2021 23:00

    Интересно, а как они смогли протолкнуть регистрацию таких самоделок в ГАИ, да еще и не в одном экземпляре? По действовашим тогда правилам, на самоделку де-факто нельзя было ставить мощные автомобильные моторы, даже от «горбатого» «Запорожца», — только моторы от небольших мотоциклов (моторы с «Уралов» и «Днепров» — в пролете), да и допустимое отношение мощности к массе автомобиля было таким, что самоделка должна была ездить очень медленно и очень печально... Кстати, производство самоделок сериями запрещалось — самоделка должна была быть уникальной и неповторимой.


    1. Areso
      17.09.2021 21:20

      Это же люди с автозавода и с НАМИ.

      Последние и сегодня, среди прочего, легализацией занимаются.


  1. JCHouse
    09.09.2021 10:21

    Дивгатель на той версии не был ни новым, ни советским.


  1. expdxx
    11.09.2021 03:49
    +1

    Между прочим, среди айтишников не так уж мало ценителей автомобилей и автомобильной истории. Поэтому автору за материал спасибо! Тем более, написано лаконично и компактно.


  1. Crusader_12
    17.09.2021 14:37

    «Волчонок» видимо сын "Багиры" )?