Рассказываем, что собирается осуществить регулятор, чем отвечают стриминговые сервисы и как на все это реагируют исполнители. Подробности — под катом.

Фотография: Dewet Willemse. Источник: Unsplash.com
Фотография: Dewet Willemse. Источник: Unsplash.com

Нерешенный вопрос

Размер роялти стриминговых сервисов — это горячий вопрос в музыкальной индустрии. Суммы сами по себе невелики, при этом существенную долю выручки забирают лейблы и дистрибуторы. До авторов зачастую доходит менее цента за прослушивание трека. Недавно британская виолончелистка Тасмин Литтл рассказала, что за полгода она получила от сервиса потоковой передачи музыки всего семнадцать долларов. Что интересно, с проблемой сталкиваются не только инди-исполнители, но и именитые представители музыкальной сцены — их доходы со стриминга редко превышают 150–300 долларов в год. Что удивительно, пандемия усугубила обстановку. Число стримов хитов сократилось на 11%.

Однако попытки исправить ситуацию все-таки предпринимают. Еще в 2018 году в США вступил в силу закон Music Modernization Act. В его рамках был сформирован госорган, который договаривается со стриминговыми платформами о размерах выплат. Первые результаты есть — роялти получают авторы произведений, записанных до 1972 года [раньше платформы могли не делать такие выплаты].

В этом году к решению проблемы присоединился британский регулятор — с подачи именитых музыкантов политики прорабатывают законопроект, который должен уровнять доходы исполнителей и лейблов. Обсудим его подробнее.

Британская инициатива

В начале года Пол Маккартни, Крис Мартин и Кейт Буш написали открытое письмо британскому правительству. Позже к нему присоединились The Rolling Stones и Том Джонс. Исполнители попросили премьер-министра обратить внимание на плачевную ситуацию с выплатами стриминговых сервисов. К письму также присоединился глава организации Musicians' Union, которая представляет права 30 тысяч британских исполнителей. Он отметил, что английское законодательство не поспевает за технологическим развитием музыкальной сферы — в стране действует закон об авторских правах (Copyright Act) от 1988 года — и его нужно модернизировать.

Авторы письма предложили ограничить размер комиссий сервисов и уравнять роялти с суммами, которые выплачивают радиостанции [от 10 до 100 долларов за минуту воспроизведения трека в эфире].

Фотография: Jacob Hodgson. Источник: Unsplash.com
Фотография: Jacob Hodgson. Источник: Unsplash.com

Вступить в силу могут и другие изменения. Летом парламентская комиссия изучила ситуацию с распределением доходов между лейблами, стриминговыми платформами и музыкантами. Специалисты составили список рекомендаций для законодателей и предложили распределить доходы между исполнителями и лейблами поровну.

Без внимания не оставили и лейблы — им рекомендовали последовать примеру Sony Music, списавшей долги тысячам музыкантов, подписавших контракт до 2000 года. Теперь они смогут начать зарабатывать деньги со стримов. Инициативу поддержали в союзе Ivors Academy, отстаивающем права исполнителей в Европе.

Что делают стриминговые площадки

Пока они не согласны с тем, что вина в низких выплатах лежит исключительно на них. Не последнюю роль играют лейблы, которые забирают большой процент себе. Более того, зачастую в контрактах с исполнителями вообще не прописаны аспекты, связанные со стримингом. Но в то же время площадки предпринимают попытки найти компромиссы и пересматривают свою экономическую политику.

В марте SoundCloud начал выплачивать инди-исполнителям долю от подписок, которые оформляют слушатели. В свою очередь, шведский сервис запустил сайт Loud & Clear, где собрал всю информацию о формировании роялти, а в Apple Music увеличили минимальную выплату за прослушивание до одного цента.

Музыканты берут ситуацию в свои руки

Пока регуляторы изучают вопрос, а стриминговые сервисы прорабатывают разного рода компромиссы, музыканты ищут дополнительные способы заработка и привлекают внимание к проблеме. Британский коллектив While She Sleeps запустил в продажу одежду с надписью: «Одна футболка = 6500 прослушиваний на Spotify». В то же время некоторые авторы экспериментируют с методами монетизации — например, прибегают к модели pay-what-you-want, подразумевающей продажу альбома или трека без посредников по выбранной самим слушателем цене. Хотя прошлый опыт Radiohead показывает, что это не самый эффективный подход.

Фотография: Markus Spiske. Источник: Unsplash.com
Фотография: Markus Spiske. Источник: Unsplash.com

Такие инициативы помогают музыкантам заработать чуть больше денег, но не решают проблему. Возможно, правительство Великобритании поспособствует кардинальным изменениям в индустрии, а их решение станет ориентиром для других стран.


Дополнительное чтение — в нашем «Мире Hi-Fi»:


Комментарии (3)


  1. ZoomLS
    25.09.2021 17:49
    +2

    Основная проблема - это мейджор-лейблы. Им уходит большая часть со стриминга. Именно они поставили всех в такие условия, что другие лейблы и музыканты, получают какие-то копейки.

    Нужно чтобы у всех лейблов/музыкантов - были равные условия, тогда ситуация изменится.


  1. vvs013
    26.09.2021 00:54

    Дааа, если убрать из заголовка "стриминг", то можно подумать что это статья 30-ти или больше летней давности.

    Есть вещи, которые не меняются в этом мире. :)


  1. Gromushka
    29.09.2021 16:40
    +1

    Ой как давно я не читал плача по поводу "мало денех" от людей искусства. :) Прикольно, но именно так и должно быть, за прослушивание песенки, которая написана 10 лет назад автор, лейблы и прочее не должны получать и цента. Все, что работает, т.е. стриминг, канал, связь, безопасность, должно быть оплачено, но не более, и цена - примерно та же, что и цена на обычный интернет, что сегодня и предоставлено, небольшая сумма в месяц за неограниченный доступ.

    А желание получать ройалти, ничерта не делая, надо вырубать нахрен. Если будет подорожание, хоть немного, тупо скачаю все плейлисты и отпишусь нахрен.