Я раньше думал, что это абсолютно нереально — получить первый заказ на фриланс бирже. Думал, что надо читерить, добывать фейковые отзывы, просить друзей сделать заказ или выполнять работу за бесплатно. Но бирже выгодно, чтобы я зарабатывал, нужно лишь правильно использовать инструменты, которые она предлагает.

Всем привет! Это диджитал номад Артём, и последние несколько месяцев я пробовал поработать как веб-разработчик на платформе для фрилансеров Upwork. В этой статье я опишу конкретные действия, которые увеличили мои шансы получения первых заказов и минимизировали расходы коннектов (коннекты — это местная валюта, которая нужна для отклика на заказ). Материал будет полезен новичкам на платформе.

Живой профиль

Упустим момент, что ваш профиль должен быть живым, иметь фотографию, имя и описание, которое говорит о вас как о человеке, а не бездушной машине. Мы подсознательно начинаем доверять человеку больше, если знаем про что-нибудь личное из его жизни.

Ключевые слова

Заполнить профиль, используя ключевые слова, относящиеся к вашим услугам (motion design, Wordpress, Laravel, Photoshop и тд). Пробегаемся по поиску заказов, смотрим как уже ищут ваши услуги, какие слова используют — вот эти слова и вставляем в описание. Но не нужно лепить всё подряд: Upwork позволяет сделать несколько специализаций, поэтому лучше создать отдельный подпрофиль, заточенный под свои ключевики. Если рисуете иллюстрации и создаете анимации, то лучше создайте под каждую услугу свою специализацию.

Охват

Чтобы попасть в как можно большее число поисковых запросов, расширяем охват. В настройках профиля задаем следующее:

  • Project preference — выбираем Both short and long;

  • Experience level — ставим Expert;

  • Availability — ставим As needed (и ни в коем случае не ставить Not available, даже если вы собрались в отпуск — потом сложно будет вернуться в строй!);

  • Languages — English нужно ставить Expert, даже если это не так. Мне кажется эти настройки должны быть выставлены по умолчанию при создании профиля.

Поиск заказов

Настраиваем (и сохраняем!) поисковый запрос заказов. Это позволит не настраивать их каждый раз, найти запрос именно под вас и выиграть драгоценные минуты:

  • Создаем отдельно два типа каждого запроса: hourly и fixed-price. То есть будет два отдельных поиска по слову "Website design": с фиксированной и почасовой оплатой. В начале фокусируемся на фикспрайс;

  • Не выбираем Experience level — пусть показывает все;

  • Number of Proposals — я отмечаю "Less than 5" и "5 to 10". Вряд ли клиент будет разбирать больше 10 откликов;

  • Отмечаем Payment verified — отсекаем халявщиков;

  • Client history — "1 to 9" и "10+ hires". Нужно отсечь новичков — они еще не привыкли пользоваться платформой и могут запросто отвалиться, а коннекты нам уже никто не вернет;

  • и так для каждого поискового запроса.

Fixed-price заказы

Ловить мелкие заказы с фикспрайсом, чтобы быстро набрать отзывы. Найти крупного клиента с продолжительным проектом — это главная цель. Но в начале не нужно искушаться и тратить коннекты на такие заказы, это марафон.

Время

Так как цель поймать американских, британских или австралийских заказчиков, нужно подстраиваться под их утро и ловить новые работы в это время. В моей практике большинство заказов я поймал именно утром.

Возраст заказа

Интересуют работы, выставленные не позднее чем 1 час назад. Самые сочные — выставленные несколько минут назад, соответственно. На другие даже можно не тратить время и коннекты. Исключением может быть очень специфичный заказ, у которого даже спустя несколько часов мало или совсем нет откликов, тогда его можно рассмотреть подробнее, если он попадает под ваши компетенции.

Оценка заказа

На что обращаю внимание в заказе перед тем как потратить коннекты:

  • Оценка клиента больше, чем 4,5 и больше 5 отзывов. Если отзывов больше ста, но оценка ниже, то можно сделать поблажку, проверить за что снизили;

  • Hire rate больше 60%. То есть больше, чем в половине случаев, клиент кого-то нанимает на заказ. И это уже хорошо, т.к. это нормальная практика на Upwork;

  • Потратил больше 10к (желательно). Если много потратил, значит потратит еще и есть шанс стать для него постоянщиком;

  • Interviewing — должно быть 0. Если стоит 1 или больше, это значит, что клиент уже ответил кому-то на отклик и ведёт диалог. Я бы не стал тратить коннекты на такой заказ;

  • Hires — должно быть 0. Тут важно: почему-то даже если клиент уже нанял кого-то для работы, вакансия не закрывается и на нее можно бессмысленно потратить коннекты. Для меня поначалу это было неочевидно, я даже не обращал на это внимание и просаживал коннекты. Хотя есть заказы, где ищут сразу несколько исполнителей, тогда Hires может быть больше 1;

  • Можно смотреть на "avg hourly rate paid", чтобы понять какую стоимость ожидает клиент и адаптировать свой прайс, если это не сильно критично;

  • Иногда клиент указывает страну, из которой должен быть фрилансер. Если я вижу "Philippines", то иду мимо, потому что клиент явно хочет сэкономить.

Cover letter

Когда определились с заказом, осталось написать пробивной cover letter:

  • Не нужно писать воду типа того как вас зовут, какой у вас опыт и откуда вы. Заготовленные полотна не читают;

  • Отталкиваясь от описания вакансии, находим подход к клиенту: сайт связан с музыкой? пишем, что играем на барабанах; нужно сделать ролик для агентства недвижимости? говорите, что как раз недавно купили квартиру и т.д.;

  • Если задача описана подробно и есть понимание как её выполнить — нужно написать как вы будете её делать с конкретикой или даже написать, что уже начали делать;

  • А если вы делали уже что-то подобное, то нужно сразу писать про этот кейс и прикладывать ссылку на работу;

  • Закончить письмо вопросом, эдаким Call to Action, чтобы клиенту машинально захотелось ответить. А если он ответил, то завяжется диалог (и графа Interviewing увеличится на единицу, отсекая таких же прошаренных как мы), а еще вы получите коннекты;

  • Какой вопрос задавать: "какой адрес вашего сайта, чтобы я мог точнее оценить работу?", "у меня есть похожая работа, куда её загрузить?", "я начал делать эскиз, какие есть пожелания?" и т.д. Нужен релевантный вопрос к заказу, который подтолкнет клиента ответить. Может быть у вас есть изящное решение или подход, который ускоряет работу в три раза, но есть нюанс;

  • Помните, что счет идет на минуты и важно быть одним из первой пятерки написавших. Поэтому старайтесь быть лаконичным, но информативным.

В общем, самое главное, чтобы заказчик кайфанул от работы с вами еще до самой работы. Понятие сервис во фрилансе определенно существует, поэтому не стоит про него забывать.

Надеюсь кому-то эти советы помогут начать зарабатывать на Upwork. А если вы уже работаете на площадке, поделитесь, какие приёмы сработали у вас. Что можно улучшить или изменить в моем подходе?

Обо мне

Меня зовут Артём, я автор блога Пароль от вайфая, где я раскрываю тему диджитал номадизма и всего, что с этим связано. 5 лет работаю удаленно и постоянно путешествую.

Я отношу себя к генералистам в сфере ИТ: могу во многое, но по чуть-чуть. Сейчас работаю в геймдеве.

Мой первый опыт серфинга на Мадейре
Мой первый опыт серфинга на Мадейре

Комментарии (14)


  1. illogic
    06.11.2021 17:25
    +1

    Мне кажется, каждый такой пост лучше начинать с вашего опыта предыдущей работы, уровня и сферы. Потому-что существует стойкое убеждение, что во фриланс, в особенности зарубежный -- сложно зайти джуну, а порой даже и мидлу.


    1. vlreshet
      07.11.2021 11:55
      +2

      то во фриланс, в особенности зарубежный — сложно зайти джуну, а порой даже и мидлу
      Поэтому меня всегда забавляет, когда в рекламе айти-курсов говорится мол это такая прекрасная профессия, что можно уйти на фриланс, и быть сам себе хозяином. На фриланс, джуном, ага)


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. Mes
      07.11.2021 13:55

      Главное здесь - это вопрос: заработать можно на икру?


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. tendium
    07.11.2021 21:18

    Если пересчитать на месячную ЗП, то это $2800. Тут ещё не учтены комиссии за вывод и налоги (думаю, вы их платите :D). Так это на икорочку как-то не очень выходит :(


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. tendium
    08.11.2021 08:19

    средней зарплаты Франции, Германии, Канады, Австралии, Японии

    Но ведь никто и не говорит, что в этих странах на среднюю ЗП икорочку едят :)


    Впрочем подсчет по месяцам не совсем корректный. Я ведь не на фуллтайме 8 часов в день, а от силы 3-4 часа.

    Понимаю. Но речь шла не о том, сколько вы работаете, а о абсолютных числах. И даже не столько о вас, сколько так, абстрактно. А если вам хватает и вы довольны жизнью, так это можно только порадоваться за вас. :)


  1. kalombo
    09.11.2021 10:34
    +1

    Не знаю как у сисадминов, а у программистов с трекингом на апворке уже 4-5 часов на износ. По крайней мере у меня так было. Может кто-то включает трекер и ютуб смотрит или уходит на перерыв, не знаю, тогда можно и 8 часов, вопрос только в том одобрит ли это клиент.


  1. Mes
    08.11.2021 14:59

    Могу писать комментарий раз в сутки, поэтому - мое запоздалое "спасибо"за ваш развернутый комментарий)


  1. xadd
    07.11.2021 02:24
    +3

    Не слушайте таких "советчиков" с расширением охвата и вписыванию 100500 скиллов. На upwork вы всегда будете иметь фиксированную квоту на количество показов в поиске и рекоммендациях, и соответственно будете в среднем выглядеть выдаче как нерелевантым мастером на все руки.


  1. JediPhilosopher
    07.11.2021 14:56

    А что там на апворке нынче с комиссиями? Я когда-то давно на нем фрилансил, но в какой-то момент они там всерьез взялись за выжимание денег из фрилансеров, повысили комиссии, ввели ограничения на всякие коннекты, начали агрессивно продвигать платные подписки. Мне это тогда не понравилось, и я свалил.

    Что-то поменялось с тех пор?


  1. tendium
    07.11.2021 21:27

    Работал на Елансе ещё до объединения с oDesk. Классная платформа была, низкие комиссии, клиентов хватало на всех. На одеске как-то не выходило у меня почему-то. А после объединения всё вообще печально стало. Очень агрессивно нужно биться за клиента. В результате мне удавалось выцарапать только те таски, которые условные индусы не могли сделать (часто потому, что требовались специфические скиллы или задача имела противоречия). Приходилось тратить много времени на предварительную коммуникацию с клиентом (которая, разумеется, обычно не оплачивается). И в итоге задача, которую сделать можно за 20 минут, превращается в 3-4 часа. Но с оплатой как за час. И можно, конечно, выставить заранее ценник за 3-4 часа, но не оплатят. На елансе таких проблем не было. Почему, даже не знаю. При этом в обычном — не фрилансном — мире приходится порой отмахиваться в день по несколько раз от звонков с вакансиями.


  1. beDenz
    09.11.2021 10:22

    Подскажите, а на upwork нужно со всеми заказчиками проходить интервью?