Даже немузыкант что-то слышал про термины "мажор" и "минор", которыми обозначают весёлые и грустные мелодии. Но от чего зависит настроение вызванное прослушиванием музыки? Будем разбираться.

Пример разного настроения в одной и той же мелодии

Принцип "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" в нашем случае не подходит. Статья о звуке, но с картинками вместо звука это нонсенс. Хотя многие музыкальные статьи в инете грешат именно таким подходом.

Для прослушивания будем использовате онлайн-секвенсор. В нём можно колесиком мышки менять масштаб пианорола, слева в списке можно выбрать трек, мышкой можно перетаскивать рабочее пространство. Самая главная кнопка это Play в левом верхнем углу.

Вот известная Jingle Bells. Это мажорная мелодия, звучит она так:

Та же самая мелодия, но уже в минорной тональности:

Даже ребёнок может сразу сказать что мелодия одна и та же, но первый вариант весёлый, а второй грустный.

О чём это говорит? Это говорит о том, что эмоциональное восприятие музыки объективно. Оно не зависит от слушателя.

Как человек воспринимает звуки

Мозг животных работает как разностная машина.

Для обезьяны не имеет значения сколько процентов зелёного в цвете банана. А вот выяснить на каком из двух деревьев бананы зеленее, чтоб выбрать на какое лезть - это уже вопрос выживания.

Это касается всех органов чувств, в том числе и слуха. Человек, как и любое животное, легко услышит разницу между двумя звуками.

Обычно музыкальную зависимость между звуками разной высоты объясняют примерно так:

очень интересно, но ничего не понятно.

Более приземлённое объяснение - человек прекрасно слышит составляющие гармоники звука.

... колеблющееся (звучащее) тело вибрирует не только по всей длине, но и всеми частями, что и генерирует дополнительные гармоники, суммирующиеся с основной волной
... порождаемые призвуки более тихие[источник не указан 190 дней], так как помимо частоты колебаний существует ещё и понятие их размаха, амплитуды — громкость

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гармоника_(музыка)

Рассмотрим влияние гармоник на примере обычной гитары. Она удобна тем, что струну можно измерить обычной линейкой и проверить расчёты на калькуляторе.

Как видно из картинки, самый крупные (и громкие) куски струны соответствуют определённым порожкам на грифе.

Например 2/3 струны будет соответствовать 7-му порожку. А два звука, один из которых имеет частоту в 2/3 ниже второго будет восприниматься ухом человека "слитно".

Чем больше крупных кусков колеблющегося тела (струны) совпадают в двух звуках, тем более "сходными", "совпадающими", "консонансными" они выглядят для человека.

Видимо, эта связь была закреплена в ходе эволюции т.к. животным жизненно необходимо на слух определять один это источник звука или несколько разных.

Физика теории музыки

Если гриф гитары равномерно разделить порожками, чтобы от каждого порожка можно было взять 2/3, 3/4 и т.д., у нас получится 12 порожков на октаву (т.е. половину струны):

  1. I - тоника - 1/1

  2. II - минорная секунда - 24/25

  3. II - мажорная секунда - 8/9

  4. III - минорная терция - 5/6

  5. III - мажорная терция - 4/5

  6. IV - кварта - 3/4

  7. тритон - 32/45

  8. V - квинта - 2/3

  9. VI - минорная секста - 5/8

  10. VI - мажорная секста - 3/5

  11. VII - минорная септа - 5/9

  12. VII - мажорная септа - 8/15

  13. следующая октава - 1/2

Почему же в половине гитарной струны порожков на грифе 12, а нот в музыке только 7?

Крупные части в 1/2, 1/3 и 1/4 громкие, воспринимаются очень слитно с основной частотой главного, низкого звука.

Смотрим на интервалы 4/5 и 5/6 (т.е. на терцию). Они достаточно большие, а значит громкие и хорошо различимые на слух. Но частоты их звучания близки друг другу.
А значит воздействуют на человека они похоже. Но тот что ниже частотой, минорный ("меньший"), делает музыку "грустной", а мажорный ("большой"), высокий - весёлой.

Почему?

Тело больших размеров издаёт более низкие звуки (например слон или водопад). А тело меньших размеров издаёт более высокие звуки (мышь или журчание ручейка).

Даже лягушка понимает что всё большое это плохо, оно потенциально опасно. Всё маленькое хорошее, его можно съесть. Мозг соотносит большую и малую терции в мелодии с положительными и отрицательными эмоциями по такому же принципу, это заложено на уровне рефлексов.

То же относится к интервалам в секунду, сексту и септу. Но их гармоники значительно тише основных и могут просто не расцениваться в мелодии как полноценные.

Влияние неосновных звуков на гармонию

Можно рассмотреть второстепенные гармоники на примере интервала "тритон". Он всегда звучит плохо т.к. очень далёк до совпадения с основным тоном. Это куски в 1/45 основного тона, на порядок меньше и тише чем основные.

Вот как звучит Jingle Bells если все квинты заменить на тритоны (в учебниках это называется "локрийский" лад):

мелодия узнаваема, но звучит как-то напряжённо, неестественно.

Итого

Теория музыки основана на физике и анатомии.

Комментарии (75)


  1. Ukaru
    25.12.2021 14:31
    +7

    Очень интересно, но непонятно

    Так почему?! ;)


    1. aelaa
      25.12.2021 14:53
      +22

      "Мозг считает, что кусок гитарной струны зажатой на 5 ладу может его съесть, а на 4 не может".

      Всё, что я понял из поста. И что-то мне подсказывает что это чушь. Но понять что-то большее действительно невозможно


    1. apapacy
      25.12.2021 15:19
      +1

      Пока ответс на это вопрос нет. В основнрм гипотезы. Одн из таких гипотез что наиболее светлым звучанием обладают интервалы которыеиближе всего к основным обертнонам звука. То есть нужно смотреть не на ислитель а на наменатель. Октавы которые сливаются являются 1/2. Квинта ("волынка") это 2/3 и блищкая к ней кварта 3/4. Дальше идут одновременно и мажоная терция и мажорная секста со знаменателем 5.
      Кроме этого следует учитывать что таковыми веселыми/грустными мажорный и минорный лад являтся только для людей воспитанных на европейской гомофонно-гармонической (да у них это уже давно) музыки. Так как мы любой мелодии звучащей мысленно достраиваем гармонию. В других музыкальных системах такого деления нет.


      1. ZvoogHub Автор
        25.12.2021 15:23

        не ближе, а громче. И которые человек может относительно легко отличить на слух.


  1. VySh
    25.12.2021 15:13
    +1

    На самом деле тут надо делать оговорку что минор грустный, а мажор весёлый в европейской музыкальной традиции. Да и то не всегда, зависит от контекста. Мы с детства приучены к тому что, например, песни с грустным текстом будут скорее всего в миноре. И композиторы тоже знают что если нужно вызвать чувство радости, то скорее нужно использовать мажор чем минор. Т.е. музыка и чувства которые она вызывает обусловлены больше нашим социальным и культурным опытом, чем физическими параметрами звука (хотя и они имеют определённое значение). В целом если эта тема интересна рекомендую прочитать книгу Джона Пауэлла (John Powell) - How music works.


    1. ZvoogHub Автор
      25.12.2021 15:26
      -4

      в статье пример одной и той же мелодии в мажоре и миноре. Любой индус или китаец (у которых свои традиции в музыке) сможет сказать какой вариант звучит грустнее, а какой веселее.

      Это значит что восприятие музыки объективо и не зависит культутры и пр.


      1. VySh
        25.12.2021 15:33
        +4

        Я бы не был столь категоричен. Глобализация и европейская культура добралась и в Индию и в Китай. Было бы интересно дать послушать эти мелодии скажем каким нибудь изолированным аборигенам Амазонии и узнать их мнение.

        Кроме того как вы объясните наличие параллельных миноров/мажоров? Скажем до-мажор и ля-минор содержат одни и те же ноты (т.е. частоты), но один мажор, а другой минор.


        1. ZvoogHub Автор
          25.12.2021 15:52

          абсолютная частота звука не имеет значения. Для человека неважно, 440гц или 441гц.

          А вот соотношение между между частотой звуков и есть то что называют музыкой.

          Ноты отсчитываются от самого низкого звука (упрощенно). В До-мажоре и Ля-миноре они разные. Даже ребенок прослушает мелодию в этих двух тональностях и сможет определить какая из них грустная, а какая весёлая. Без всякой теории, просто на слух.


          1. VySh
            25.12.2021 16:13
            +1

            Как вы объясните наличие микротональной музыки в культуре азиатских народов? Если восприятие музыки не зависит от культурного бэкраунда, то интервалы не кратные полутону вообще не должны использоваться в музыке.


            1. ZvoogHub Автор
              25.12.2021 16:45

              Что не так с микротональной музыкой?

              Она точно также опирается на основные интеравалы, но добавляет чуть больше диссонансов. Как перец в супе примерно.

              Но все в рамках вышеизложенного.


              1. VySh
                26.12.2021 00:48
                -1

                Для европейца она звучит неприятно - как будто играют на расстроенном инструменте.


                1. rg_software
                  26.12.2021 06:48

                  Да, наверно, всё вопрос привычки. Как вам электрогитара с дисторшном?


                  1. VySh
                    27.12.2021 13:58
                    +1

                    Так я к этому и веду, что это вопрос привычки и культурного бэкграунда. Ну вот есть такая штука - https://en.wikipedia.org/wiki/Taps. Играется вобщем-то триада до-мажор, а мелодия грустная. Так что сводить всё к чисто физическим параметрам звука это сильное упрощение.


          1. apapacy
            28.12.2021 12:45

            Чистотевропейский взгляд не примите за ложный комплимент. Китайцы например имеют почти все абсолютный слух так каких речь тональная и для них перепутать частоту за то как для нас перепутать у с и. Весь этот строй придумал Пифагор и на основе его были созданы инструменты с фиксированным строем которые стали тем медведем который наступил на ухо всем европейцам и сделал их музыку примитивной. То что внутри этой примитивной системы появились свои гении которые создали шедевры это уже другой вопрос. Но сейчас мы можем наблюдать как европейская музыка искажает например индийскую киномузыку которая уже лишилась своего неповторимого колорита.


        1. rass5000
          25.12.2021 19:53

          Я думаю, звучание музыки - это вызов эмоции у человека. Любой (здоровый) человек, даже изолированый абориген, будет улыбаться при радостных событиях и грустить при печальных. Так как это затрагивает определенные зоны мозга, кторый в свою очередь влияют на выборос соотвествующих гормонов в кровь и на моторику мышц лица.
          Поэтому, уверен, минор возбудит печаль у изолированного аборигена.


          1. aelaa
            25.12.2021 20:41
            +2

            а откуда у него ассоциация минора с чем-то печальным возникнет?


        1. ApeCoder
          26.12.2021 07:21
          +3

          https://www.google.com/amp/s/www.nme.com/blogs/nme-blogs/the-science-of-music-why-do-songs-in-a-minor-key-sound-sad-760215%3Famp

          Тут есть ссылка на исследование что дикари слышат минор.

          У в самой статье идея что минор похож на грустную речь.

          The Mafa tribe people may also be reacting to sound and emotion associations that originate from the way that we speak. Scientists have shown that the sound spectra – the profile of sound ingredients – that make up happy speech are more similar to happy music than sad music and vice versa.

          Хотелось бы попросить автора статьи на хабре сначала немножко погуглить и сделать обзор текущих теорий относительно рассматриваемого предмета со ссылками на источники и отделить факты от мнений.

          Иначе не разберёшь - то ли нам рассказывают то, что уже было выяснено наукой, то ли это убогая доморощенная дилетантская теория очередного Кулибина, который не разобравшись в фактах что-то придумал и несёт это в массы.


          1. ZvoogHub Автор
            26.12.2021 09:52
            -1

            Нет пророка в своём отечестве.

            По ссылке тоже приведен пример известной мелодии, грустной в оригинале

            https://www.youtube.com/watch?v=xwtdhWltSIg

            И она же, но уже весёлая, лирическая после транспонирования в мажор

            https://www.youtube.com/watch?v=y6KmiIq2-m8

            -всё тоже самое, просто сдвинуты некоторые ноты на полтона. И эта разница очевидна без знания теориии, без этих всяких терций с гармониками, без эзотерики и отсылок к культурным традициям. Просто на слух.

            Сдвинул определённые частоты - изменил настроение мелодии. Всё можно заранее просчитать. Это подтверждает что восприятие музыки объективно и не зависит (слабо зависит) от слушателя.

            Волшебства нет. Одна математика.

            Статья хороша тем что есть примеры которые любой может послушать и решить, действительно ли это так.


            1. Rukis
              26.12.2021 14:09
              +3

              У вас утверждение само себя подтверждает. Восприятие музыки объективно, потому что оно объективно. Ни в статье ни в комментариях нет правдоподобного объяснения причин и источников этой объективности.

              Если хотите ссылаться на то, что это не требует доказательств, поскольку самоочевидно, то у меня есть противоположный опыт. В детстве, когда мне объясняли минор и мажор, через "грустно/весело" я какое то время не мог понять, о чём вообще речь: ну два немного разных "звука", причем тут настроение - думал я. И только через некоторое время стал понимать, на что хотят обратить моё внимание. Больше похоже на культурное влияние.


              1. ZvoogHub Автор
                26.12.2021 14:22
                -1

                зачем пугать людей какими-то аккордами?

                В примерах есть известная новогодняя мелодия в двух вариантах. Любой кто их прослушает легко определит как из них грустнее, а какой веселее.

                Выше есть прямые ссылки на клип известной песни в двух вариантах. Также грустный вариант легко отличим на слух обычным человеком ничего не знающим про теорию.

                Или это не так? Кто-то прослушал пример из статьи и сказал что первый вариант звучит грустнее второго?


                1. Rukis
                  26.12.2021 16:02
                  +1

                  Мой поинт в том, что сравнивать "что грустнее" - не правильно, раз уж речь про объективность, то все должны чётко ответить по одной мелодии грустная она или весёлая. И мне кажется, что при таком подходе многие скажут, что оба варианта Losing My Religion грустные.

                  Ну а если всёж сравнивать два... ну давайте предложим сравнить оригинальный "грустный вариант" с вот таким https://www.youtube.com/watch?v=BNfp33CTDps и выбрать "более весёлый"... и о чём нам этот скажет...


                  1. ZvoogHub Автор
                    26.12.2021 19:13
                    -1

                    так какой из вариантов Losing My Religion грустнее, а какой веселее?

                    В статье в качестве примера дона одна мелодия в двух тональностях. Первый мажорный вариант грустнеевторого минорного или веселее?

                    Это простой вопрос. Если минорный вариант всем (ну, скажем 90% прослушавших) кажется грустнее мажорного значит настроение музыки не зависит от слушателя.

                    Или не так?


                    1. Rukis
                      26.12.2021 19:53
                      -1

                      Я вам пишу, что не считаю это сравнение адекватным и что-то показывающим, привожу аргументы, вы не добавляя ничего нового настойчего предлагаете на это забить.


                      1. ZvoogHub Автор
                        26.12.2021 21:46

                        выходит что сравнение мелодии в двух тональностях не является показателем разницы между тональностями?

                        Это абсурдное утверждение.


                      1. Rukis
                        27.12.2021 09:57

                        Разница между тональностями есть, вопрос был в объективности восприятия.

                        Из другой области: может ли человек сравнить два оттенка цвета по теплоте? Чаще всего - да. Следует ли из этого, что восприятие цвета объективно? Нет. Восприятие одного и того же оттенка будет субъективно и отличаться для одного человека в зависимости от среды, психоэмоционального состояния, от того как мозг подстроил ББ...

                        Ваш эксперемент со сравнением двух мелодий может доказать только, что большинство людей может увидеть наличие разницы при таком сравнении и что они способны на основе своего культурного опыта найти требуемое отличие. Это не доказывает наличие врожеднной ассоциации минора с грустной эмоцией.


            1. ApeCoder
              27.12.2021 08:55

              И эта разница очевидна без знания теориии, без этих всяких терций с гармониками, без эзотерики и отсылок к культурным традициям. Просто на слух.

              Что значит "просто на слух"? Как вы убедились, что представителям другой культуры это так же очевидно?


              1. ZvoogHub Автор
                27.12.2021 09:45

                1. ApeCoder
                  27.12.2021 09:54
                  +1

                  Откуда вы взяли что 90% прослушавших вариант кажется грустнее?
                  Допустим это правда и 90% прослушваших он кажется грустнее. И 100% прослушавших относиться к западной культуре, подтверждает ли это факт, что минор культурно-независим?

                  Если этот комментарий понятен 90% попытавшимся его прочитать, значит ли что русский язык понимают вообще все люди Земли?


          1. VySh
            27.12.2021 14:14

            Это кстати интересная мысль. Интересно было бы узнать - язык у них тоновый или нет. Я бы предположил что восприятие музыки будет зависеть ещё и от того какой язык для человека родной.


      1. TemaAE
        25.12.2021 15:35
        +2

        Любой индус или китаец (у которых свои традиции в музыке) сможет сказать...

        Вы так уверенно это говорите


        1. OlegIva
          25.12.2021 18:16

          Так квантор всеобщности - штука тонкая, "не только лишь все" его правильно используют.


      1. apcsb
        26.12.2021 05:30

        На каком базисе проверяли гипотезу? Сколько людей? Разные культурные, возрастные и т.д. группы, с разными музыкальными предпочтениями по жизни?

        Или "Мне так хочется, так что будет правда"?


  1. TemaAE
    25.12.2021 15:35

    deleted


  1. DaddyMama
    25.12.2021 17:34
    +4

    Прикольную тему затронул, но правда сложно воспринимать.
    Для человека без малейшего понимания терминов(123% читающих) сложно вникнуть в текст.

    Рекомендую поработать над подачей) Тема отличная бтв


  1. zhabr
    25.12.2021 17:46

    видимо, потому, что сочиняли её для того, чтобы было грустно или весело

    как с фонографом

    пишешь грустную, воспроизводит грустную

    пишешь весёлую, воспроизводит весёлую


    1. ZvoogHub Автор
      25.12.2021 18:05
      +1

      А как написать грустную или весёлую? Рандомно? По какому принципу ноты расставлять?


      1. zhabr
        25.12.2021 18:21

        много ли на свете людей, которые музыку пишут сразу нотами?


        1. Daddy_Cool
          26.12.2021 01:07
          +4

          Проф. композиторы — вполне, во всяком случае раньше. По легенде, Гендель сочинял музыку лежа на диване с бумагой и пером, и если у него падал нотный лист, то он его не поднимал, а писал заново.
          Я могу вполне сочинить и записать сразу что-то нотами, без инструмента в руках, но если честно, мысленно буду представлять гитару.


          1. Crystal_HMR
            26.12.2021 15:13

            В подтверждение ваших слов: тут есть влияние опыта. Запись музыки нотами примерно аналогична записи слов буквами. Опытный читатель вполне осилит проговорить у себя в голове то, что написано буквами. И наоборот, мы думаем не проговаривая слова, и сразу печатаем их в текст. Так и опытный композитор в голове проигрывает мелодию, и если она ему нравится - переписывает на бумагу. Технически - сразу нотами на бумагу. Фактически - до этого происходит мозговая активность что бы понять, что именно написать.


        1. Refridgerator
          26.12.2021 13:28

          Думаю, достаточно. Не обязательно знать заранее, как будет звучать набранная последовательность нот - так даже интереснее. Сочинение музыки - это итеративный процесс, она редко когда появляется в голове целиком и полностью в окончательном виде.


          1. Sadler
            27.12.2021 15:16

            Когда вам наскучат относительно банальные ходы, количество итераций резко пойдёт вверх. И тут уже решать вам, либо прокачивать теорию и снижать вариативность, проще и быстрее приходя к намеченному звучанию, либо тратить кратно больше времени на перебор, но иметь возможность набрести на какой-нибудь особо оригинальный ход, который 99.9% слушателей никогда не оценит.


            1. Refridgerator
              27.12.2021 16:16

              Ну, лично у меня с теорией боле-менее в порядке) Достаточно для того, чтобы ставить ноты не случайным образом, а ориентируясь на тональность, гармонию и интервалы — для этого не нужны какие-то особенные таланты.


  1. gdt
    25.12.2021 19:10

    Господи зачем так сложно, берем до-мажор, строим трезвучия I, IV и V ступеней, берем ля-минор и делаем то же самое. Сравниваем звучание. Из теории музыки знаем, что эти ступени считаются главными в каждой тональности.


    1. ZvoogHub Автор
      25.12.2021 20:03

      Так почему при использовании ступеней I, IV и V мелодии получаются приятными, а если взять, скажем, I-II-VI, то неприятными?


      1. Schicout
        25.12.2021 22:52

        Почему неприятно? Вторая нетрадиционно, но сопрягается с доминантой, а если VI мажорная, то тоже перед доминантой неплохо звучит. Например: cm- dm-G-cm, cm-{dm}-A{простите, не знаю, как знак бемоля поставить}-G-cm. И эти последовательности имхо таки есть среди классических кадансов. Наверное... И опять прошу простить, нотацию учил лет 25 назад, подзабыл.


        1. Arty_Fact
          27.12.2021 14:11

          Вот, держите:
          ♭ ♭ ♭ ♭ ♭ ♭ ♭ ♭ ♭ ♭
          надеюсь, хватит на комменты к статье. Если что - пишите, еще подкину. У меня много.


      1. kovserg
        26.12.2021 13:26

        Очень просто чем проще соотношение частоты (коэф. дроби 1,1/2,2/3,3/4) тем мозгу проще узнать эту частоту, тем приятнее узнавание (меньше затрачено ресурсов). Неприятные просто более затратны к узнаванию.


        1. ZvoogHub Автор
          26.12.2021 13:39

          Что значит "проще"?

          Выше дано чёткое определение из википедии - звук содержит гармоники. У больших кусков (например в 1/5) колеблющегося тела амплитуда больше и человек их слышит. У маленьких (например 1/45) кусков громкость ниже порога слышимости.


          1. kovserg
            26.12.2021 15:41

            Механически проще. Меньше требует ресурсов. Выделить частоты с простыми соотношениями гораздо проще обычными линиями задержек чем со сложными отношениям типа a/b (где а и b взаимно простые и большие)


      1. gdt
        27.12.2021 09:27

        Это был ответ на то, почему внезапно если переложить Jingle Bells в минорную тональность - он начинает звучать минорный лад. А почему мажорный аккорд звучит по-мажорному - это конечно уже другой вопрос. Я подозреваю, что это как-то связано с тем, что I, IV и V трезвучия в мажоре начинаются с большой терции (которая звучит более мажорно), в то время как в миноре - с маленькой (которая звучит более минорно). Почему наш мозг воспринимает большую + малую терцию как мажор, а малую + большую - как минор - совершенно отдельный вопрос, равно как и почему большая терция звучит мажорнее малой. На последний вопрос была попытка ответить в статье, но честно говоря лично мне понятнее не стало :)

        Почему же в половине гитарной струны порожков на грифе 12, а нот в музыке только 7?

        Я правильно понимаю, что этот вопрос - домашнее задание для аудитории? :)

        EDIT: Собственно про теорию музыки вспомнил, т. к. Теория функций как раз рассматривает, почему I, IV и V ступени - доминирующие. А так в целом мажор и минор в какой-то степени можно считать условностью - есть грустные произведения в мажоре, и весёлые в миноре.


  1. FFF
    25.12.2021 20:51

    Тело больших размеров издаёт более низкие звуки (например слон или водопад). А тело меньших размеров издаёт более высокие звуки (мышь или журчание ручейка).

    Мне кажется, что это весьма слабая аргументация в попытках понять "почему". Зачастую, грустная музыка как раз имеет более высокие звуки, а какая-нибудь электроника, вроде драм-н-бейс, наоборот зиждется на "глубоких" низах (как у слона, если продолжать аналогию), и назвать ее грустной достаточно трудно. Как тут уже выше заметили, очень большое значение имеет контекст и культура восприятия, в зависимости от настроения слушателя оно может меняться на диаметрально противоположное.


    1. ZvoogHub Автор
      25.12.2021 21:50

      в статье приведён пример который можно прослушать.

      Все инструменты одинаковые, настройки эквалайзера и громкости одинаковые. Отличаются только некоторые ноты.

      И настроение мелодии меняется, что сразу слышно даже ребёнку. Значит за настроение музыки отвечают именно те ноты, которые различаются в мелодии примера.


      1. SergeyMax
        26.12.2021 12:24

        А если сдвинуть минорную мелодию на октаву выше, она станет от этого мажорной?


  1. eandr_67
    25.12.2021 22:04
    +2

    А как быть с тем, что весёлые «Цыганочка» или «Яблочко» — минор, а совсем невесёлая «Степь да степь кругом» — мажор?


    1. ZvoogHub Автор
      25.12.2021 22:38
      +2

      у нас свободная страна, никто не запрещает писать весёлый текст на грустную мелодию и наоборот.


      1. eandr_67
        25.12.2021 23:13
        +1

        «Цыганочка» и «Яблочко» — это, прежде всего, танцевальные мелодии. Которые и без текста воспринимаются именно весёлыми.

        Проблема абсолютизации значения музыкального ряда в том, что существует множество минорных мелодий, воспринимаемых как весёлые, и мажорных мелодий, воспринимаемых как грустные — независимо от наличия текстов. Причём воспринимаемых именно «европейцами», воспитанными на делении минор / мажор.

        Музыкальный лад — лишь одна из составляющих эмоционального восприятия музыки. Да, безусловно важная, но далеко не всегда решающая.


        1. Crystal_HMR
          26.12.2021 15:19

          К сожалению, автор поста по непонятной причине спорит со всеми, не придавая значения тому, что он попытался сложные вещи описать простым языком, получилось всё равно сложно, еще более запутано и местами весьма криво :)

          Итогом получаем неплохую, но бесполезную тему для обсуждения в таком ключе. Новичку в музыке я бы не рекомендовал читать это, только запутает


  1. Schicout
    25.12.2021 22:57

    К часам, кстати, вопрос. За 8 лет в музыкальной школе (7 по классу фортепиано и 2 по классу органа) ни разу не встречал тональности соль-бемоль мажор. Вот фа-диез мажор - сколько угодно. Так же как и ре-диез минору почему-то большинство предпочитает ми-бемоль минор. Почему, кстати...


    1. konsoletyper
      26.12.2021 11:45

      Соль-бемоль мажор и фа-диез мажор энгармоничны и формально оба имеют право на существование. Бемольные тональности предпочитают на практике ровно потому, что это удобнее - позволяет избежать дубль-диезов. Ещё я не эксперт, но что-то мне подсказывает, что в натуральных строях они могут слегка отличаться (поправьте, пожалуйста, знающие люди).


      1. Schicout
        26.12.2021 14:14

        Вы правы и я Вам даже больше скажу - это одно и то же, разница только в записи. Это была придирка к часам.


  1. K_Chicago
    25.12.2021 23:49

    я недавно в порядке бреда думал, что из всех искусств, музыка - это самый подходящий кандидат на "общение с богами". Она предельно абстрактна, т.е. не отражает никакие явления из нашего физического мира (я не про "полёт шмеля", это то же самое что "туманность 'Конская голова"), она очевидно влияет на человеческие эмоции и в меньшей степени на поведение.

    "общение с богами" это в смысле каким мог бы быть способ коммуникации тех "рептилоидов", которые программировали и деплоили жизнь на этой планете.

    И надеюсь в будущем, если оно у нас будет, появится отрасль науки изучающая феномен музыки как способ коммуникации и познания мира.


    1. dmitrysvd
      26.12.2021 00:52
      +4

      Она предельно абстрактна, т.е. не отражает никакие явления из нашего физического мира

      Она очень завязана на явления физического мира: устройство мозга, слухового аппарата, культуру, среду обитания древних людей и еще бог знает на что


      1. alex_dow
        26.12.2021 12:40
        +1

        Да, и темп завязан на частоту колеблющягося тела человека (как маятник, в танце)


        1. ZvoogHub Автор
          26.12.2021 13:17

          скорей на движение среднего взрослого человека. Основной темп 90% музыки это 120 ударов в минут, плюс-минус 20% примерно.

          Это скорость шагов в при быстрой ходьбе. Как солдаты на параде, левой-правой.


  1. dmitrysvd
    26.12.2021 00:58

    Может восприятие музыки связано с различением эмоций по голосу? Что-то вроде того, как люди неосознанно воспринимают изогнутую вниз линию как улыбку, а вверх - как печаль


  1. Daddy_Cool
    26.12.2021 01:36
    +1

    Про слона и водопад это конечно да… )))
    Классическое объяснение — минорный аккорд грустный, потому что он слегка диссонирующий (если разобраться как он устроен по гармоникам).
    А вот дальше уже всё хуже.
    А что значит, что человеку стало грустно?
    Произошел быстрый обратный захват серотонина.
    Почему это вызвалось именно таким диссонансом, а не другим?
    И как вообще звуки влияют на гормоны?
    Вот тут есть некое психологическое объяснение, но это слишком высокоуровнево ИМХО.
    newtonew.com/culture/estetika-grusti-pochemu-my-lyubim-pechalnoe-iskusstvo
    В плане грусти — можно пойти дальше, какой-нибудь Em maj7 звучит так печально, что хоть РКН вызывай — там добавляется диссонансов. Пример: www.youtube.com/watch?v=CwuMiDK5r4M


  1. acer_acerovich
    26.12.2021 04:50
    +1

    Почему от грустной музыки грустно, а от весёлой наоборот, весело

    Итого

    Теория музыки основана на физике и анатомии.

    Гениально


  1. konsoletyper
    26.12.2021 11:41

    Странная аргументация. Тогда секса и септима должны звучать прямо архивесело? А на деле они звучат как соответсвующие им терции и секудны, для которых они являются обращениями. А почему малая/большая децимы выполняют ту же гармоническую функцию, что и малая/большая терции? А секунды звучат не грустно, а просто неприятно, но при этом аккорд sus2 звучит нейтрально, не грустно и не весело, как мажорное или минорное трезвучие. А что там с септ-аккордами, которые не звучат диссонантно, но внутри у них затоился тритон? И вообще, обычно всё же говорят "малая и большая секунда/терция/секста/септима", а не "мажорная/минорная".

    Ну и ещё надо напомнить, что помимо натурального мажора и минора есть ещё очень много разных звукорядов, каждый имеет свой окрас, и не всегда его можно характеризовать как "грустный" и "весёлый".


    1. ZvoogHub Автор
      26.12.2021 12:01

      Тогда секса и септима должны звучать прямо архивесело?

      Это почему?!!

      А секунды звучат не грустно, а просто неприятно

      так в статье и написано почему основные ноты, "совпадающие" с громкими хорошо различимыми на слух гармониками звучат "слитно", консонансно, а ноты совпадающие с более тихими гармониками звучат "неприятно", "диссонансно".

      Минорная секунда - 24/25, с чего бы ей звучать приятно. А вот минорная терция - 5/6 и соответствующая ей гармоника прекрасно различима на слух в основном тоне. Поэтому звучит она хорошо и слитно.


      1. konsoletyper
        26.12.2021 22:12

        Это почему?!!

        Цитирую вам вас же:

        Тело больших размеров издаёт более низкие звуки (например слон или водопад). А тело меньших размеров издаёт более высокие звуки (мышь или журчание ручейка).

        Даже лягушка понимает что всё большое это плохо, оно потенциально опасно. Всё маленькое хорошее, его можно съесть. Мозг соотносит большую и малую терции в мелодии с положительными и отрицательными эмоциями по такому же принципу, это заложено на уровне рефлексов.

        а ноты совпадающие с более тихими гармониками звучат "неприятно", "диссонансно".

        Да-да, в интервале самом по себе это так. Вопрос только в том, почему внезапно в sus-аккордах эти большие секунды начинают звучать нейтрально?


      1. konsoletyper
        26.12.2021 22:17

        И, кстати, в дополнение к sus. А почему внезапно обращение мажорного трезвучия, у которого внизу малая терция, а вверху кварта, звучит весело? Почему обращение минорного трезвучия, состоящее из большой терции и кварты, звучит грустно?


  1. Sadler
    26.12.2021 12:05
    +1

    "тритон". Он всегда звучит плохо

    Вы просто не умеете его готовить.


  1. BabkaFox
    26.12.2021 14:25
    +2

    Привет

    Интересное видео на эту тему "Почему грустная музыка звучит грустно?" https://www.youtube.com/watch?v=zYwbniJauMM by Dagon


    1. savostin
      26.12.2021 17:27
      +1

      В этом видео больше информации и смысла, чем в топике.


  1. 3aBulon
    26.12.2021 16:08

    "Им нравилось пальцами дергать за струны не открывая глаз"

    Дергать за струны умею, а вот терции, бемоли - это все мимо как-то.