Знакомьтесь, это зяблик получает паспорт. Прямо сейчас птиц засунут в конус для взвешивания, ему там темно и спокойно. Для паспорта это не очень важно, но мы уже знаем, что наш зяблик вообще-то довольно тупой. Ладно, либо глупый, либо невнимательный, либо очень целеустремлённый. Потому что он залетел в створ ловушки из рыболовных сетей, а затем без сомнений пролетел её до конца, до сужения и накопителя. До конца этот квест выполняет примерно треть птиц, подлетающих к ловушке. А дальше, в накопителе, его и выхватил из воздуха одним движением опытный орнитолог.

Узнав длину крыла и массу зяблика, а заодно раздув ему пух на животе для проверки количества жира (он просвечивает через кожу), можно установить запас его хода. У нашего почти 2 грамма. Это не очень много, но каждый килограмм жира даёт около 8 тысяч килокалорий, то есть у нашего героя массой 21,4 грамма есть топлива на примерно 450 километров. Это для птицы критично, потому что лететь далеко, и дальше это прямо повлияет на принятие зябликом решения о продолжении миграции.



Так. В общем, добро пожаловать на старейшую в мире орнитологическую станцию в Калининградской области. Пошли смотреть газоанализатор для внутреннего мира воробьиных и человека с уткой на голове. И вот эти огромные ловушки с фотографии выше.



Что происходит


Зяблик метится кольцом. Он попался хитрым орнитологам полевого стационара «Фрингилла» биологической станции «Рыбачий» в Калининградской области на Куршской косе на Земле. Вся эволюция привела к тому, что, с одной стороны, сформировался зяблик, который залетел в ловушку, а с другой — появился орнитолог, который хочет записать его массу, пол, оценить количество жира, измерить длину крыла и вручить ему алюминиевое кольцо с номером. Либо радиопередатчик, либо спутниковый передатчик. Но прямо сейчас только кольцо.

Как он вообще попался?


Наш герой — перелётная птица. Собственно, он залетел в огромный сачок из рыболовных сетей во время своего перелёта. Вот такой:



Сам сачок он, скорее всего, принял за хитро сформировавшуюся растительность, что-то типа странной рощи со смыкающимися кронами. И попытался вылететь, двигаясь вперёд. Во время миграции птицы вообще чаще топят +W в направлении цели.



А Куршская коса расположена ровно по направлению миграции. Ловушка работает как рыболовная сеть, выхватывающая из потока птиц всех тех, кто статистически влетает в створ 35 х 15 метров.



Что птица делала так низко?


Во время перелёта нашему герою очень важно двигаться там, где можно легко спрятаться от воздушного хищника. Поэтому он рассчитывает, что, если вдруг что, он сможет юркнуть в лес или хотя бы в кустарник. Именно поэтому он летит низко (иначе смысла юркать не будет), и именно поэтому он летит над сушей, а не над водой. Над водой — опаснее всего, там прятаться негде, разве что можно сесть на воду, но это тоже так себе план для сухопутной птицы. В итоге зяблик летел над косой. Поскольку с двух сторон от косы вода, а сама коса довольно узкая, получается такое бутылочное горлышко, сужающее трансферный поток птиц. И вот в самом плотном месте и стоит ловушка, которая позволяет изучать часть этого потока. Более того, сама коса ещё и не однородная, а состоит из песка и растительности, и птицам больше нравится идея лететь над листвой. Там есть, куда юркать.



А как этот зяблик тогда пересекает Сахару и моря?


С трудом. На его пути миграции есть место, где нужно лететь 40-48 часов без остановки. Возможно, логичнее было бы облетать такие сложные участки по длинной траектории, но для этого пришлось бы очень сильно усложнить навигационный блок, увеличить мозг, потребление и добавить ещё кучу всего, что довольно сложно сделать на платформе массой 21,4 грамма.

Ворону вот проапгрейдили. Вороны в ловушку никогда не залетают (точнее, вовремя разворачиваются, если вдруг что), они слишком умные для таких простых разводок. Но ворона куда как тяжелее.


Правильное удержание птицы: перевернуть вверх ногами, чтобы вызвать системную ошибку (птица так в жизни обычно никогда не делает) и удерживать голову между пальцев. Если сейчас раздуть пух на пузе, будет видно количество жира прямо через кожу. И это уже не зяблик, а зарянка. Кто это по полу, мы не знаем, потому что у зарянок половой диморфизм на глаз приматами не воспринимается.

Зачем птицу вообще кольцуют?


Потому что это способ исследования миграции птиц. Окольцевали сотню, затем получили данные о том, где нашлась одна. Если не считать зяблика по кличке Выброс, который 6 лет подряд упорно вил гнездо в самой ловушке (в широкой части) и стабильно попадался 53 чёртовых раза, остальные — это в чистом виде накопление Big Data. Птиц много, позиции псевдослучайные по маршрутам. С 56-го года накоплено около 4 миллионов окольцованных, соответственно, около 10 тысяч со второй координатой. На бигдату пока не тянет, но этого уже достаточно, чтобы делать много разных выводов.


Отныне зяблик будет с этим кольцом, пока смерть не разлучит их. Масса выбирается так, чтобы не особо мешать птице.


Вот кольцо ещё раз


Вот эти жёлтые точки говорят нам, что зарянка этого года, то есть это джун


Для разных птиц разные кольца

А можно же следить за птицей по-другому?


Да, можно дать ей передатчик. Самый лёгкий бипер 0,7 грамма (кастомные бывают 0,2 грамма, а самый маленький фабричный из неиспользуемых на станции — сейчас 0,25 грамма), радиус поиска стационарной направленной антенной 4-5 километров в воздухе. Более лёгкие дают только 2 километра максимум. Для птиц побольше есть до 20 километров, а для самых здоровых хищников типа аистов (хотя формально они не хищники, но способны при случае схарчить зайца), есть спутниковые передатчики. Которые и позволили обнаружить одну офигенную вещь, про то, что птицы умеют срезать углы во время миграции. Но про это чуть позже. Если же вам интересно, наиболее известен в Рунете случай Санька, который отлично провёл свою миграцию, залетев за рыбой в Астраханский заповедник (вот мой пост про эту трансферную точку, кстати), поев на Евфрате, а потом остановился на берегах Нила.


В посёлке Рыбачий

На Куршской косе две такие следящие станции с антеннами, одна на полевом стационаре Фрингилла, на 23-м километре Куршской косы, вторая на территории биостанции «Рыбачий», на 34-м километре косы. То есть между ними 11 километров.

Сектора смотрят в стороны от вышки, создавая на косе, фактически, две линии (точнее, конусы диаграммы направленности), при пересечении которых можно отследить птицу. Это для тех самых лёгких биперов.

Как птица знает, куда ей лететь?


Очень коротко и грубо ситуация кажется такой: когда птица рождается, она записывает координаты своего дома. Речь про параметры магнитного поля, например. Дальше у неё есть два прибора для магнитной навигации: один в клюве, а второй подсоединён к глазу и врубается в тройничный нерв. Про оба мы почти нифига не знаем, например, металл в клюве, на который все думали, вообще оказался скоплением макрофагов, которые его жрут, а не датчиком. Но что-то примешивается в визуальный сигнал, и что-то ещё идёт в мозг. Как это видит птица, непонятно, но вот выбирайте, что вам больше нравится:



Или вот так. Никто не знает, как она видит:



А как мы узнали, что это вообще работает так?


Взяли птицу, положили в аналог клетки Фарадея (точнее, в систему магнитных колец), отнесли в другое место и посмотрели, куда она полетела. Повторили несколько сотен раз с контрольной группой. Потом взяли птицу, положили в прибор, который позволяет эмулировать различное магнитное поле (из другой точки Земли), что-то вроде fakeGPS и поставили на тарелку с мелом. Куда птица чаще прыгает — то и считают направлением её полёта.

Вот так делают эти конусы, обмазывая мелом:





А вот после такой тропинки вдали от всех источников излучения уже находятся подопытные птицы:





«В наших экспериментах, мы в основном изучаем магнитную рецепцию. И для этого мы используем магнитные кольца, с помощью которых мы можем менять разные параметры магнитного поля. Мы можем поворачивать стрелку магнитного компаса на определённый градус. Мы можем симулировать магнитное поле в любой точке на Земле. Таким образом, мы можем, как бы виртуально перенести животное из этой точки в другую точку, меняя только магнитное поле. Для нас, биологов, существует два типа колец. Одна система — кольца Гельмгольца, другая система Мерритта. Они отличаются по большей части количеством колец в каждой оси. То есть в системе Гельмгольца это два кольца в оси, x, y и z. А в системе Мерритта их четыре. Чем больше колец, тем стабильнее и больше объём пространства, которым создаётся гомогенное магнитное поле. Если взять, например, кольцо Гельмгольца и кольцо Мерритта одинакового диаметра, два метра, то внутри колец Мерритта объём гомогенного магнитного поля будет метр на метр, то есть такой куб. А у колец Гельмгольца он будет 60х60x60 сантиметров»
Александр Пахомов

Почему такие прыжки считают направлением полёта?


Это долгая история, но на станции ведутся исследования и про локомоторную активность птиц во время миграции. Чтобы рассказать про это, придётся сделать ещё одно лирическое отступление про то, как вообще птица понимает, что ей уже ПОРА.

Как птица понимает, что ей уже пора


Птица один раз рождается, а потом живёт в цикле из еды, размножения и миграции.
«Птицы размножаются в определённый период, птицы линяют в определённый период, птицы миграцию совершают в определённый период. И у них стадии жизненного цикла сменяются друг за другом. Если вы возьмёте птицу, посадите её в клетку, создадите ей условия, например, тропические, экватора: двенадцать часов света, двенадцать часов темноты. И будете её год, два, три, четыре держать в таких условиях, вы увидите, птица будет всё равно проходить через все эти стадии жизненного цикла. Если вы будете, например, измерять размер их гонад, вы увидите, что в субъективную птичью весну, гонады увеличатся. То есть она будет готова к размножению. После того, как размножение не случится, гонады уменьшатся, а потом наступит линька, то есть птица всё равно перелиняет, несмотря на то, что никакой фотопериод это не запустил. Это реализация эндогенных программ, то есть это чистая генетика. Но в естественных условиях, когда мы наблюдаем чередование свето-темнового цикла, происходит подстройка этого внутреннего ритма к естественному изменению фотопериода, наблюдаемому при смене сезонов года. В отсутствии изменения фотопериода всё равно программы будут реализовываться. Другое дело, что они будут происходить с довольно существенной ошибкой, с опережением.»
Андрей Мухин

То есть, по сути, птица прописана по таймингам, и если они наступают, то меняется и её стадия жизненного цикла. Но поскольку ей нужно подстраиваться под текущие обстоятельства, она способна сжимать эти процедуры. Арсений Цвей, сотрудник станции, изучает эти вещи. Вот тут список его работ, если интересно. Наиболее важно то, что он приблизился к пониманию того, как работает эндокринная регуляция и что её запускает. Пока главная вещь — птица ориентируется не на температуру и сотни других сложных факторов, а берёт самую простую глобальную переменную — ту самую длительность фотопериода, то есть длину дня.

И что случается, когда птице пора?


Когда нужно начать мигрировать, появляется вот та самая стрелка в поле зрения (я утрирую, возможно, это полосы в нежелательном направлении или уменьшение резкости зрения в ненужном направлении и т.п.) — в общем, появляется указатель на то место, куда птице надо. До этого по таймингам она обросла правильными перьями, запасла жир — и теперь эндокринная система подкинула ей гормонов, которые просто не оставляют сомнений, что НАДО БЫСТРЕЕ, а лететь надо ТУДА. Поэтому, даже когда птица посажена в клетку, она будет стараться в этой клетке прыгать (проявлять свою локомоторную активность) в заданном ей генетической программой направлении. Это стереотипные локомоторные акты. Если начать ей давать есть, прошивка птицы решит, что она прилетела в богатый кормом район (то есть если давать ей много еды), и количество таких прыжков резко пойдет на убыль, и птица перейдёт к шагу набора массы. Потом, «заправишись», она снова начнёт стремиться дальше к цели путешествия, то есть снова начнет активно прыгать в клетке.

Самые жирные птицы вылетают первыми, накопившие меньше жира — по возможности оттягивают вылет, чтобы успеть запастись топливом.
«Анализ стартов, проведенный на птицах с разным запасом жира показал, что птицы с большим количество жира вылетали раньше, так как могли на своих запасах лететь большее количествово ночных часов, в то время как более тощие — меньшее. При этом, как и тощие, так и жирные «планируют» посадку примерно в одно и то же время — в предутренних сумерках»

И что, птица топит вперёд по прямой?


Нет.

Молодая птица идёт довольно сложным маршрутом, отдалённо похожим на то, как движется самолёт по радиоприводам, то есть от ориентира к ориентиру. На следующий год птица начинает «срезать углы», то есть понимает, как именно может сэкономить время и силы, кое-где пролетев покороче.

Если по дороге попадается препятствие (пустыня или вода), птица старается облететь его по краю. Если по краю слишком далеко — старается пройти напрямую, как Сахару.

Возвращаются птицы ровно в то место, где родились, обычно гнездятся не очень далеко от своего дома (анализ по распределению гнёзд впервые загнездившихся птиц). Не очень далеко — это может быть 20 метров, 50 метров, 200 метров и т.п. Скорее всего, достаточно доставить птицу в радиус от 50 до 300 километров от дома, дальше она сориентируется когнитивно. Численно доказано, что птицы стремятся гнездиться у места своего рождения.

Расширение ареала вида делается за счёт молодых птиц: подростки более склонны к изменениям, и могут забираться туда, куда взрослые по трезвяку не полетели бы. Например, на станции несколько лет назад поймали средиземноморскую славку (южная птица, обычна во Франции), а белый аист сейчас уже гнездится в Ленинградской области. Это вид, который движется чётко на север, северо-восток, расширяя свой ареал. Было минимум 4 случая залёта фламинго. Правда, фламинго в Калининграде вряд ли выжили.

А вот принципы навигации птиц в дороге — это та ещё загадка. Скорее всего, тут много факторов: и магнитные органы, и следование за другими птицами, и обучение от старших через ориентиры и так далее. Даже элементарно можно ориентироваться на поток: многие птицы отправляют пакеты «я здесь», просто время от времени вскрикивая, что даёт понимание, что они где-то там, и что там безопасно лететь. Это, например, дрозды. А вот ночные мигранты, вроде тех же зарянок, летают не косяком, а поодиночке. Доказано, что птицы изучают положение Полярной звезды или других звёзд. Возможно, они используют и другие принципы, которые мы активно применяем для доставки ядерных боезарядов по всей планете — начинали мы тоже с навигации по звёздам (хорошо описано в книге у Чертока), а заканчиваем инерционкой в комплексе с другими параметрами.

Сейчас считается, что птицы преимущественно используют магнитную навигацию для дальних дистанций, плюс запоминают путь, плюс ориентируются на других птиц, плюс знают регионы остановок, дома и цели. Точнее, для ориентации использование магнитной информации подтверждается многочисленными фактами, использование же магнитного поля Земли для навигации — лишь одна из нескольких гипотез, не получившая пока однозначного подтверждения.

Те же альбатросы, например, находят родные острова на последнем участке по запаху, который ветра разносят на 300-400 километров. Кстати, угадайте, по запаху чего именно. В общем, там достаточно сложная модель кучи входных данных, в которой досконально никто пока не разобрался.

Как доказали, что птица возвращается домой так близко?


Численно. Прошли пару раз по лесу и окольцевали всех птенцов, записывая координаты гнёзд. Дальше, из известных общих данных 75% этих птиц погибли к следующему сезону где-то далеко (природа сурова). Итоговый практический процент возврата составляет обычно 7-13%. И вот распределение этих выживших и вернувшихся, а среди них учтенных птиц, позволяет показать, что гнезда птиц на следующий год не распределяются случайно в пространстве, а тяготеют к местам рождения.

Миграция выполняется непрерывно?


Если мы говорим про дальний перелёт в ЮАР, например, то нет, потому что столько запаса хода в птице просто нет. Есть моменты, когда ей нужно спать и отдыхать — это короткие остановки, обычно меньше одного дня (точнее, днём они и так останавливаются, потому что двигаются ночью). И есть моменты, когда она останавливается на 3-4 дня, чтобы есть и толстеть. Могут остановиться и подольше, дней на 10.

На Куршской косе места не самые пригодные для ловли насекомых и поиска семян растений, поэтому зяблики не останавливаются больше, чем на несколько часов. Кстати, зяблики собирают насекомых для выкармливания птенцов, а вот во время миграции собирают семена.

А вот в тех же низовьях Волги поблизости от Астраханского биосферного заповедника или где-нибудь под Волгоградом вполне могут залипнуть на неделю. Именно поэтому, если там около мест миграционных остановок построить торговый центр с парковкой и пару сёл неподалёку, птицы начнут помирать и в Африке, и в Финляндии, и в Калининграде. Это экология.

Раз изучается эндокринная регуляция, значит, у птиц берут кровь?


Верно, у некоторых берут. Это позволяет оценить уровень кортикостерона, например.


Анализы на станции

Ещё, конечно, можно было бы секвенировать их геном и устанавливать родственные связи, но для этого нужно чуть больше пойманных птиц и чуть больше дорогого оборудования, поэтому пока только гормоны. Вот если выиграют грант — будет и что-то похожее.

А что ещё изучается на станции?


Экология видов, заболевания птиц, и инфекции, ими переносимые. Например, тут вот есть ящик с комарами:





Птицы летят в Африку, заражаются там малярией от местных комаров, потом летят к нам уже носителями, здесь их кусают наши комары — и, казалось бы, дальше должны начинаться эпидемии. Но нет, нифига, наши северные комары не поддерживают малярийного плазмодия. Тем не менее, учёт больных птиц (не только малярией) ведётся, это просто такой общий скрининг для понимания, чем всё может кончиться. Потому что, например, если в регионе потеплеет, то никто не гарантирует, что эпидемиологическое равновесие будет тем же.

Или вот газоанализаторы:









Можно посадить птицу в герметичную камеру и замерять расход различных газов, в частности, потребление кислорода. Это даст возможность очень точно оценить, как именно она его использует для окисления, то есть можно будет на физическом уровне смоделировать энергообмен.

Вот тут сотрудники, и у каждого в профиле отсылки на публикации.

Для чего всё это делается?


Для прогресса фундаментальной науки. То есть мы не знаем прикладное применение этих знаний, но знаем, что это нужно изучать. Просто потому, что человечество ещё не знает, как это работает. Так устроена фундаментальная наука: сначала мы задаём вопросы, потом получаем ответы, и только потом начинаем придумывать, что с этим можно сделать.

Как это всё посмотреть самому?


Поехать в Калининградскую область и забраться на Куршскую косу. Это станция посёлка Рыбачий и полевой стационар Фрингилла. Стационар назван так в честь вьюрковой птицы, Fringílla coélebs, то есть нашего зяблика, который тут живёт в ассортименте. Основное здание в посёлке Рыбачьем, а полевой стационар «Фрингилла» посреди косы, и легко доступен туристам и школьникам. Экскурсии нужны, чтобы зарабатывать деньги, потому что первая орнитологическая станция нашей страны финансируется примерно только на зарплаты учёным. Правда, они вовремя сделали ставку на научные публикации и гранты, и научились брать эти самые гранты достаточно хорошо — задолго до того, как их порадовали уменьшениями бюджета.

Её основал ещё немецкий пастор Иоганнес Тинеманн в 1901 году, а в 1956 году её перезапустили как уже советскую станцию. Точнее, тут организовали биологическую станцию, потому что она изучала не только птиц, но и паразитов, а в 60-х работали с рыбами тоже.

К слову, когда я говорил про «старейшую в мире орнитологическую станцию», я влез в знатный холивар. Дело в том, что биостанция «Рыбачий» была основана в 1956 году, и возглавил ее первый директор Лев Осипович Белопольский. Но до этого была станция «Фогельварте Росситтен», которая была действительно первой в мире немецкой орнитологической станцией (основанной в 1901 году). Само слово «фогельварте» появилось благодаря немецкому любителю птиц, художнику Гетке, который в 1893 году написал книгу «Фогельварте Гельголанд», но «Фогельварте Гельголанд» (существует до сих пор), появилась лишь 10 лет спустя после Росситтенской, в 1910 году. Именно поэтому Росситтенская станция считается старейшей. Но сотрудники Гельголандской подчеркивают, что Росситтенская станция прекратила свое существование в 1944 году, а в 1956 на Куршской косе начала работу советская станция «Рыбачий».

Но нам важно то, что на момент основания станции леса рядом не было, был участок дюн, заросший ивовыми кустами. Лес посадили лесники. Здесь идёт долгая борьба с песком, когда участки дюны заставляются специальными корзинами, где могут расти деревья. Позже они образуют лес, что меняет ландшафт косы. Так постепенно песок отступает.

Наш пастор увидел прекрасный пролёт птиц осенью и решил, что именно тут их нужно ловить и считать. Гигантские ловушки появились в 57 году. Вот тут публикуются журналы с накопленными данными.



Ну а вы теперь примерно представляете, как офигительно устроена функция main () у птиц. Периоды разной деятельности, которые настраиваются параметрами среды, эндокринная регуляция для мотивации делать нужное, магнитный орган с выводом в зрительный поток, ещё один магнитный орган, куча других фич. В общем, очень красивый пример прекрасно оптимизированного ветвера ровно под платформу.



С нами сегодня был кандидат биологических наук Андрей Мухин, директор станции.

Комментарии (49)


  1. Gengenid
    03.01.2022 10:47
    +3

    Взяли птицу, положили в клетку Фарадея,

    Клетка Фарадея постоянное магнитное поле не экранирует.


    1. Milfgard Автор
      03.01.2022 10:57
      +2

      Там дальше подробнее про реализацию колец, но я уточнил и в этом месте, спасибо.


      1. Gengenid
        03.01.2022 11:05

        Да, совершенно не понятно было, что речь про те же кольца, о которых речь ниже шла.


  1. v1000
    03.01.2022 10:52
    +3

    Сейчас считается, что птицы преимущественно используют магнитную навигацию для дальних дистанций

    Как я понимаю, у птиц это работает на основе светочувствительных белков к глазах, они буквально видят направление магнитных полей. Практически проекционный дисплей.


    1. LevPos
      03.01.2022 12:33
      +6

      Как я понимаю, у птиц это работает на основе светочувствительных белков к глазах, они буквально видят направление магнитных полей.

      Это гипотеза.

      Криптохром

      Рядом исследователей высказана гипотеза, что благодаря криптохрому в сетчатке глаз птицы могут буквально «видеть» магнитное поле Земли.


    1. Bedal
      04.01.2022 16:18

      навскидку решение для искусственных птиц: цепь с известным сопротивлением и прочими электрическими параметрами. Летим сквозь магнитное поле — получаем характерные токи, осталось отфильтровать и запомнить паттерн.
      Те, у кого цепь недостаточно точно тарирована — вымирают, не проблема.
      Ориентацию на месте можно делать другими способами. Да и, по большому счёту — зачем она нужна? Взлетел, описал круг (что птицы и делают по крайней мере часто) — и стал на азимут.
      В общем, иметь именно намагничиваемые элементы в голове — нужды нет, достаточно мониторить кровеносную сеть.

      Гораздо интереснее то, как это вообще делают магнитную навигацию, если полюс смещается на 10км в год, в а 2009м — на все 64км.
      За тысячи лет выработки эволюционно-стабильной стратегии «перелёт» куда он только ни попадёт. Не по прямой — но всяко за десять лет на 4° легко уходит. Более того, всего-то около 780 тысяч лет назад полюса вообще менялись местами, и заняло это от сотни до тысяч лет, где магнитное поле ослаблялось до почти нулевых значений. Если бы миграции птиц всерьёз опирались на магнитную навигацию — они все бы повымерли тогда. Интересно, есть ли сообщения о подобных вполне массовых вымираниях в упомянутый период?

      … в 2005 году… северный магнитный полюс Земли, как минимум 400 лет «принадлежавший» Канаде, «покинул» эту страну. Имеющий свойство перемещаться магнитный полюс, примерно с начала XVII века располагавшийся под паковыми льдами в границах нынешней канадской Арктики, вышел за пределы 200-мильной зоны Канады[6]. Если эти оценки верны, в 2020 году северный магнитный полюс должен войти в арктический сектор России

      На исторических интервалах эволюции магнитная навигация — не слишком надёжное средство.


  1. YourMama
    03.01.2022 12:01
    -23

    Офигенная статья, спасибо, ни разу даже не упомянули ничего про политику, что уже редкость для Этого Ресурса и спасибо за ссыль на пикабу, уже лет 10 мы с ним не встречались, вижу, с тех пор он прилично подрос, будем теперь его тоже посмотреть)


    1. vvzvlad
      03.01.2022 23:45
      +4

      Что характерно, первое упоминание политики принесли именно вы


  1. AlexeyALV
    03.01.2022 12:03
    +4

    Были на Косе на этой станции. Восхитительно увлеченные люди там работают.


    1. Milfgard Автор
      03.01.2022 13:12
      +3

      Мы там ещё путеводитель снимали, вот тут на 13:05 есть немного Анатолия и вообще кадров со станции и стационара. Там же, кстати, сразу видно, как орнитологи научились выхватывать птиц из воздуха одним движением.


  1. mindcaster
    03.01.2022 12:47
    +11

    Статья отличная и познавательная, а за HUD птицы отдельное спасибо)))


  1. corvair
    03.01.2022 12:47
    +7

    Например, на станции несколько лет назад поймали средиземноморскую славку (южная птица, обычна во Франции), а белый аист сейчас уже гнездится в Ленинградской области. Это вид, который движется чётко на север, северо-восток, расширяя свой ареал. Было минимум 4 случая залёта фламинго. Правда, фламинго в Калининграде вряд ли выжили.

    Фламинго периодически залетают в Якутию, видимо из-за сбоев в навигации, последний залёт осенью уже прошлого 2021 года: https://news.ykt.ru/article/128337

    Обыкновенный скворец активно расширяет свой ареал на северо-восток, в Центральной Якутии это уже обычная птица, уже наносящая ущерб плодово-ягодным посадкам и разносящая повсюду семена злостного сорняка бузины красной. Скворец даже получил якутское название - "хара чыычаах", то есть "чёрная птичка".

    Авторус спасибо за интересный рассказ, приправленный ИТшным юмором.


  1. Sap_ru
    03.01.2022 15:09

    Большое спасибо за инетерсную статью. Возникла пара вопросов:

    Если они летят ночью, то им нужно ночное зрение, чтобы облетать препятствия. Но у большинства птиц галаз не выглядят приспособленными для ночи. Панально площадь зрачка недостаточна и они должны плохо видеть в темноте. Как они передвигаются-то? Или просто они летят выше большинства препятствий? А если скала высокая отвесная или секвойя одинокая?

    Что они делают если на пути миграци устновилась плохая погода на достаточно длительное время? Например, неделю низкая облачность, неба не видно и темень непроглядная ночью? А если на две недели? Так и летят чисто по магнитнму полю вслепую?

    Как они не вымерли из-за климатических факторов? Месяц плохой погоды, затяжные возмущения магнитного поля из-за солнечной активности, большие районы, охваченные засухой или наводнением и т.п. - выглядит так, как будто это может убить бОльшую часть мигрирующих птиц. А если два года подряд неповезло?


    1. Radisto
      03.01.2022 17:18

      ни в коей мере не орнитолог физиолог, но ночное зрение у птиц все же разное. имя опыт общения с домашней птицей, могу заметить, что утки и гуси видят в сумерках весьма неплохо, во всяком случае силуэт человека или собаки четко опознают, куры вообще ничего не видят, бьются в стены, а глаза у них сходного размера.

      к остальным вопросам присоединяюсь


    1. vvzvlad
      03.01.2022 23:46

      Но у большинства птиц галаз не выглядят приспособленными для ночи. Панально площадь зрачка недостаточна и они должны плохо видеть в темноте

      Следуя вашей логики, кошки видят в темноте хуже человека? А слон — вообще идеально?


      1. Sap_ru
        04.01.2022 14:31

        Оптика неумолима - размер зрачка является одним из определяющий факторов в ночном зрении.


    1. LevPos
      04.01.2022 03:36

      Не орнитолог, но вот что пишут в вики про ночное зрение:

      Эффективность зрения при низком уровне освещённости зависит от расстояния между хрусталиком и сетчаткой. Мелкие птицы обычно ведут дневной образ жизни, поскольку их глаза недостаточно велики, чтобы обеспечить адекватное ночное видение. Хотя многие виды мигрируют в ночное время, они часто сталкиваются с даже ярко освещёнными объектами, такими как маяки или нефтяные платформы.

      выглядит так, как будто это может убить бОльшую часть мигрирующих птиц.

      Из статьи:

      Дальше, из известных общих данных 75% этих птиц погибли к следующему сезону где-то далеко (природа сурова). Итоговый практический процент возврата составляет обычно 7-13%. 


    1. MTyrz
      04.01.2022 04:51
      +6

      Как они передвигаются-то?
      Летят выше большинства препятствий. И все же не самолеты, уклониться от препятствия, когда оно в трех метрах, не проблема ни зяблику, ни вороне: а крупняк вроде гусей или журавлей летит сильно выше.
      UPD. Но кстати о малозаметные препятствия, вроде линий электропередач, бьются только так.
      Что они делают если на пути миграци устновилась плохая погода на достаточно длительное время?
      В низкую облачность они стараются не летать. Не только потому, что не видно, скорее потому, что погода плохая, холодно, мокро и вообще. Перерасход энергии для птицы — штука крайне критичная. Две недели они вполне могут пересиживать на месте, у них все же не скорый поезд.
      Для более крупных птиц вполне отмечены пролетные скопления, стационарные аэродромы подскока, на которых они штатно тусуются пару недель перед следующим броском.

      Минутка рекламы: для серого журавля одно из таких скоплений (некогда крупнейшее в Европе) находится на севере Московской области, в Талдомском районе. Там есть заказник (если уже не природный парк) «Журавлиная родина», есть биостанция, проводятся экскурсии.
      выглядит так, как будто это может убить бОльшую часть мигрирующих птиц.
      Более того, именно так регулярно и случается. Собственно, в статье прямо сказано про 75% гибели в первый же год, и это вполне средний показатель.

      Если усреднять, то для сохранения численности вида каждая размножающаяся пара птиц должна смениться ровно одной размножающейся парой. Все остальное до размножения доходить не должно, иначе экспоненциальный рост. В природе усреднение получается плохо, поэтому в благоприятные годы численность популяций может в десятки раз превышать численность тех же популяций в годы неблагоприятные.
      Хм… Ближайший ко мне пример, второе в Европе по численности скопление ушастых сов в городе Сремска Митровица. Я стараюсь бывать там хотя бы раз в год, и обычно это выглядит
      как-то так

      Только таких деревьев там не одно и не два.
      В общем, погуляв по дворикам и покрутив головой, меньше полусотни сов не увидишь.
      В уже прошлом году я снова завернул туда: но этот год, после пары очень благоприятных, выдался для сов на редкость поганым (не знаю, кстати, почему — мыши вроде бы есть). В итоге после довольно придирчивых поисков я увидел одну птицу.
      А если два года подряд неповезло?
      Птичьи популяции обычно, за не столь частыми исключениями К-стратегов вроде журавлей и соколов способны восстанавливаться быстро из очень малой численности. Низкая численность прилетевших означает низкую конкуренцию и большое количество ресурсов, и вот уже и кладка получается не в семь яиц, а в пятнадцать, и выживаемость птенцов скакнула с тридцати процентов до семидесяти…

      Но бывает так, что не везет и совсем. Есть такой статус EX (Extinct) в Красных книгах.


      1. Milfgard Автор
        04.01.2022 10:36

        Вот в этом месте про K-стратегию ещё стоит рассказать про её реализацию в не самый удачный год, когда нет механизма регулирования количества яиц в кладке. Через последовательное отключение птенцов от питания.


        1. MTyrz
          04.01.2022 14:16
          +2

          Вот если честно, мне это кажется некоторой спекуляцией и постановкой телеги впереди лошади. У птиц на самом деле очень много жестко прописанных инстинктов, которым по крайней мере в части заботы о потомстве они следуют с упорством, достойным лучшего применения. Все эти опыты с изъятием яиц из гнезда, когда птички продолжали упорно насиживать пробки от шампанского, резиновых ежиков и даже тикающие будильники; сам феномен выкармливания кукушонка вместо своих птенцов — короче говоря, мне представляется, что дело обстоит несколько проще.

          У птицы есть простая программа: принести еду в гнездо и засунуть в птенцовый рот. То, что раз от раза это бывают рты наиболее сильных и активных птенцов — так происходит и в сытые годы, и в голодные: но различно количество приносимой еды. В сытые годы более слабым птенцам тоже хватает (причем почти всегда не всем!), в голодные достается только самым сильным (но кстати, количество яиц в кладке обычно неплохо зависит от сытости самки, т.е. с доступностью пищи вполне коррелирует).

          А К-стратегия вообще предполагает малочисленность потомства. К-стратеги среди птиц — это журавли, у которых в кладке не больше двух яиц, чаще одно (причем выживает, как правило, все равно только один птенец, на этом основана попытка восстановления численности стерхов: второе яйцо из гнезда прибрать и попробовать инкубировать в питомнике). Кого там можно последовательно отключать…

          В заключение надо заметить, что идеи какой-то специальной регуляции численности выводка весьма живучи, и иногда приобретают окраску вполне анекдотическую. Один заслуженный и маститый, но уже очень возрастной зоолог как-то выдал в интервью, что в голодные годы совы выделяют в выводке одного птенца и откармливают его на черный день.


          1. Milfgard Автор
            04.01.2022 14:25

            Да, соглашусь. Я к тому, что если у млеков часто есть механизмы, которые помогают понять, сколько вокруг ожидается еды, и воспроизводить потомство или нет (например, откладывание беременности у кенгуру), то птицы часто выведут сколько получится и потом откормят сколько получится. Статистически достаточно оптимизированный алгоритм с учётом альтернатив.


            1. MTyrz
              04.01.2022 14:55

              Ну да, отрицательная обратная связь, как она есть.
              Значит, я вас не совсем верно понял, на всякий случай прошу прощения.


      1. Am0ralist
        04.01.2022 16:08

        и тут пришёл лесник и всех разогнал)
        а статью по экологии на хабре написать, а???


        1. MTyrz
          04.01.2022 16:37

          Ну вот так сразу, по больному месту…


          1. Am0ralist
            04.01.2022 16:42

            да у вас уже комментов по оной больше, чем на статью…


            1. MTyrz
              04.01.2022 17:23

              Так то комменты…
              Я вон про лес все никак не допишу.


    1. Milfgard Автор
      04.01.2022 15:11

      Андрей Мухин передал ответ:

      «Что касается Ваших вопросов, то не на все я готов дать ответ.
      1. Первое, что нужно сказать, так это то, что птицы — это целый КЛАСС позвоночных. Это не человек, не один вид, а за 10 тыс видов разных птиц. То есть в одном классе есть значительное разнообразие по очень многим признакам, как фенотипически, так и физиологически птицы значительно отличаются по приспособленности. В том числе, к ночному полету. В целом, птицы — тетрахроматы (мы, люди, да и в целом, высшие приматы — трихроматы, за редким исключением). Но острота ночного зрения, видимо, очень сильно варьирует у птиц, с наиболее развитым у таких ночных, как совы, до очень слабо — у некоторых дневных, к примеру, у зябликов. Ночные же мигранты при интенсивности света в четверть люкса (полнолуние) вполне ориентируются в клеточных условиях — способны находить кормушку с едой.
      Средняя высота полета мелких воробьиных птиц под километр. Если я не ошибаюсь, лишь незначительное кол-во птиц летит на высотах ниже 600 метров. Так что одинокую секвою облетят. Проблему составляют подсвеченные небоскребы, которые притягивают птиц, которые бьются об их стекла.
      2. Если устанавливается нелетная погода, птицы вынуждены сидеть на земле, на месте т.н. миграционной остановки, значительное кол-во дней. Для птиц описано тестовое поведение, когда «гонимые» генетической программой, они взлетают на сотню метров, «проверяя» погоду. Если она очень дождливая или сильный ветер не попутный, птицы снова приземляются — все-таки они не всепогодные летательные аппараты.
      3. Для начала не путаем погоду и климат. Если о погоде, то да, сильные штормы и встречные ветры могут погубить значительное число мигрантов. Мы, к примеру, регулярно регистрируем массовую гибель птиц над Балтикой, сотни трупов на один км побережья. И это только то, что было выброшено, а не затонуло. Но из-за массового размножения такие потери быстро компенсируются, так как носят локальный характер.
      Климат, безусловно, также оказывает влияние на птиц. И да, птицы вымирают. По разным причинам. К примеру, можно провести очень четкую связь с изменением климата, расселением людей, и вымиранием многих видов наземно гнездящихся островных видов птиц, которых сожрали кошки и крысы, завезенные людьми. Или занос переносчика с малярией на Гавайские острова вызвал, к примеру, массовое вымирание эндемичных видов. Ну и надо сказать, что способность к адаптации у разных видов различна. Есть более адаптивные, есть менее. Последние, понятно, под угрозой всего и всегда. Такова, сами понимаете, жизнь в природе.
      Вот как-то так, очень кратко.»


  1. qbertych
    03.01.2022 17:17
    +2

    То есть в системе Гельмгольца это два кольца в оси

    Есть еще конфигурация анти-Гельмгольца, в которой ток в двух кольцах течет в противоположных направлениях и создает минимум магнитного поля посередине:


    Заголовок спойлера


    В таких штуках с кое-какими апгрейдами удерживают холодные атомы (для атомных часов, например). Но похоже, что ею можно и зябликов ловить ;)


    1. Iamkaant
      04.01.2022 16:26

      Конденсат Бозе-Энштейна, только из зябликов вместо атомов)


  1. omican
    03.01.2022 17:59
    +5

    Как обычно, уже после второго абзаца становится ясно, кто автор статьи :-) Узнаваемый стиль!

    Только почему эскимо? Это же вафельный рожок!


  1. kirill1321
    03.01.2022 18:25

    Классная статья! Очень интересно! Если границы откроют, было бы интересно заехать.


    1. Milfgard Автор
      03.01.2022 18:25
      +3

      Калининград в России, если что. Для самолёта туда-обратно только загран, для поезда загран и специальное транзитное разрешение (в кассе ногами до покупки билета), для машины транзитная виза и загран.


      1. SlimShaggy
        03.01.2022 19:12
        +1

        На самолете даже загран не нужен, достаточно российского паспорта. Летал туда года три назад, и на станции Фрингилла был. Помимо орнитологов и птиц увидел там странное животное - сначала подумал змея, но оказалось, что это какая-то местная безногая ящерица.

        Жывтоне


        1. Milfgard Автор
          03.01.2022 19:15
          +1

          Опечатка, да, для самолёта туда-обратно только внутренний, конечно.


        1. MTyrz
          04.01.2022 04:56

          Веретеница, обычный по крайней мере для Европы и Европейской России вид. В Московской области тоже довольно часто встречается.


      1. adeshere
        03.01.2022 19:12

        Вообще-то на самолете (а также морем) загран не нужен. Достаточно российского паспорта. На поезде - да, нужен загран и личная явка в кассу РЖД. Мы ездили пару лет назад поездом, т.к. не хотели доверять велосипеды аэропортовским грузчикам


      1. LevPos
        04.01.2022 03:24

        Калининград в России, если что.

        Автор комментария из Беларуси.


        1. Milfgard Автор
          04.01.2022 03:28

          Да, просто есть два региона, про которые люди почему-то часто заблуждаются, что это не РФ — Калининградская область и Республика Дагестан. Я за пару лет от представлений туристов о стране уже знатно офигел. Так что на всякий )


  1. humanshell
    03.01.2022 18:25
    +5

    Тема утки на голове не раскрыта.


    1. Milfgard Автор
      03.01.2022 18:26
      +5

      Создаёт репутацию не очень опасного учёного.



  1. Daddy_Cool
    03.01.2022 20:09

    Одна система — кольца Гельмгольца, другая система Мерита
    А можно подробнее про Мерита?
    Кольца Гельмгольца и Максвелла знаю, Мерита - нет. Поискал - не нашел.


    1. Milfgard Автор
      03.01.2022 20:15

      Вот это может помочь. И он Merritt. Я в цитате поправил на более точный русский вариант транскрипции.


      1. Daddy_Cool
        03.01.2022 21:35
        +1

        Ага, спасибо!
        Нашел статью:
        R. MerrittC. Purcell, and G. Stroink Uniform magnetic field produced by three, four, and five square coils // Review of Scientific Instruments 54, 879 (1983); https://doi.org/10.1063/1.1137480

        https://aip.scitation.org/doi/pdf/10.1063/1.1137480
        Нашел Стивена Мерритта и его группу The Magnetic Fields. )


  1. Wesha
    03.01.2022 23:11
    +3

    @Milfgardкак всегда жжёт глаголом. Королева в восхищении!


  1. dmitrii342
    04.01.2022 10:36
    +1

    Можно ли делать МРТ перелетным птицам?


  1. gummybeer
    04.01.2022 14:33

    Как-то туда можно попасть с экскурсией?


    1. Milfgard Автор
      04.01.2022 14:34

      Да. Приезжаете на Куршскую косу (Калининградская область) и просто идёте на Фрингиллу. Примерно раз в час экскурсии по полевому стационару. Заехать на косу нужно через КПП на своей машине, автобусе или такси. Такси не отпускайте, на нём ещё выезжать. На КПП за въезд на территорию берут деньги, в случае такси возьмут ещё за водителя.


  1. dragonnur
    06.01.2022 08:56

    … по запаху альбатросового гуано?