Введение


За последнее время произошло несколько мощных перемен в мире пересылки международной почты, многие из которых неслабо потрясли мир электронной коммерции.
«Требование обязательного электронного декларирования», «отмена Евросоюзом беспошлинного лимита», «Снижение лимита на посылки в РФ из-за рубежа» и куча других страшных заголовков в газетах и новостных сайтах, конечно, не врезались в память настолько же, насколько запомнились сообщения о задержках и отменах рейсов в связи с пандемией, о традиционных «рождественских» завалах на складах и сортировках всего мира, об ураганах и наводнениях и других событиях, о бешеной инфляции и росте цен, повлиявших на доставку во всём мире.

В этой статье будет рассказано о нескольких технических моментах, связанных с пересылкой международной почты, о том, для чего это вводили, и к чему это привело. Расскажем, как это отразилось на жизни «простого отправителя», «простого получателя» и даже «простого коммерсанта». Небольшой экскурс за кулисы международной почты и электронной коммерции.

Содержание


Часть I — Что такое EAD и ITMATT, некоторые технические подробности, предпосылки, этапы внедрения и последствия его внедрения (вы читаете её сейчас)

Часть II — Налогообложение посылок в ЕС, что такое IOSS, как он должен работать и как он работает на практике.

Для детального сквозного отслеживания международных почтовых отправлений, упрощения жизни таможни на стороне получателя, пресечения экспорта контрабанды и прочей нелегальной коммерции, а также для реализации механизма электронных уведомлений (когда можно увидеть все свои входящие посылки, в том числе ещё не прошедшие таможню, или уже прошедшие, но ожидающие доплаты, или даже просто готовые к получению на почте), для получения детальных статистических данных по объёмам почтового обмена и заказов из-за рубежа, всё большее количество почтовых администраций разных стран переходит к обязательному использованию EAD.

Что такое EAD?


EAD расшифровывается как Electronic Advance Data («данные предварительного электронного уведомления») и представляет собой информационное сообщение, передаваемое почтовым органом страны ОТПРАВЛЕНИЯ в страну НАЗНАЧЕНИЯ ещё ДО фактического экспорта посылки.
Спецификацию формата разрабатывает Всемирный Почтовый Союз (UPU). Формат передачи самих сообщений текстовый, также есть реализация на основе XML. В конце этой части приведены ссылки на описание протокола для более глубокого изучения.

Именно на основе этих данных, к примеру, «Почта России» выводит в своём отслеживании данные отправителя и получателя пакета из Китая уже тогда, когда этот пакет был оформлен в центре консолидации AliExpress и ещё никуда не вылетел (не просто не прилетел ещё в РФ, но и не покинул страну отправления!):


Событие «получение данных со стороны отправителя об ожидаемом пакете» некоторые страны выдают в отслеживании, к примеру, почта США (USPS) выдавала событие «Origin Post is Preparing Shipment»:


Latvijas Pasts (Почта Латвии) выдаст «Nodoti elektroniski dati par sūtījumu nosūtīšanu uz ārvalstīm» («Электронные сведения об отправке за рубеж переданы»):


Фишечку быстро оценили почтовые администрации и таможенные органы многих стран мира, и пошло-поехало. Стандарт стал обрастать новыми полями и спецификациями, а отдельные страны стали не просто приветствовать цифровой обмен, а требовать его от всех прочих стран, с какими осуществляется почтовое сообщение, во избежание отказа в приёме корреспонденции из этих стран.

Больше всего отличились США — с 01.01.2022 США не принимают никакую корреспонденцию без подачи данных EAD, оставив исключение только для открыток («почтовая карточка») и простых писем (без трека). А это значит, что страны, принимающие почту в США, должны спешно наладить электронный обмен и передавать данные в США по каждому отправлению.

Вот тут Почта Японии рассказывает с некоторой грустью, с чего возникли такие сложности и как теперь изменится жизнь отправителя. Обратите внимание на важную фразу — Also, items sent to the U.S. with handwritten labels cannot be accepted as a general rule.
Рукописные адреса им надоели, видите ли.

И хотя США сейчас страна номер 1 в мире в плане почтовых требований, другие тоже не отстают. Кроме США, обязательного электронного декларирования сейчас требуют страны ЕС/ЕЭС (Евросоюз + Швейцария + Норвегия), Великобритания, Россия и Китай.
Полный список стран с требованием EAD

Интересный факт про требование EAD Россией и про Якутию:
Россия до недавнего времени требовала передачи EAD только от крупных отправителей из Китая, и это, разумеется, продавливалось на волне огромной популярности AliExpress. В качестве альтернативы оперативному вводу полноценного обмена EAD Россия предложила китайцам доставлять мешки с отправлениями без EAD в новое специально созданное ради этого ММПО (место международного почтового обмена) в г.Мирный (Якутия). Разумеется, китайцы вместо этого решили передавать данные EAD и налегать на консолидацию мелких заказов, чтобы и снизить общее число отправлений, и упростить жизнь получателю, и снизить количество «абуза» продавцов, когда покупатель открывает претензию «я не получил» на все пакеты, отправленные самой дешёвой доставкой без трека. Поскольку узнать судьбу пакета без трека никакими средствами невозможно, то открывается простор для злоупотреблений.
Тут возникает интересный момент — на каком этапе, КОМУ и в каком объёме вносить эти данные.

С ходом эволюции стандарта те, кто жаждет получить от другой страны сведения EAD, передвигали момент необходимости внесения данных в сторону «всё раньше и раньше» по отношению к экспорту, и дошли в этом стремлении до предела. Ещё какое-то время назад данные EAD передавались почтамтом страны отправления в момент «заделки мешка» — когда формировались ёмкости для погрузки на борт и готовились к вылету.

«Нулевой версией» можно считать «электронную опись мешка» — условно говоря, список посылок, едущих в одном мешке. Многие поля сообщения пропускались как необязательные. Критична была страна назначения, общий вес, тип отправления — достаточно! Что-то типа «Мешок в США, мелкие пакеты, 25 штук, общий вес 20 кг». В следующей версии сделали обязательным также трек-номер, вес и индекс пункта назначения каждого пакета —
Мешок номер ААААА из RUMOW в USORD
RA123456789RU, мелпак, 1 кг, 28709
RA987654321RU, бандероль, 0.8 кг, 60585
Общий вес: 1.8 кг
Общее кол-во элементов: 2
Дата заделки: 32 декваря 2121 г.
Такой набор сведений уже позволяет кое-как решать задачу предсортировки — когда на основании сведений КУДА направляются посылаемые пакеты, в стране назначения уже готовят транспорт / настраивают сорт. линии согласно ожидаемым объёмам.

Ремарка про предсортировку:
США — страна номер 1 в плане выкатывания всё новых и новых требований к другим почтам мира. Но и обязательного электронного декларирования им показалось мало. «Давайте ещё больше работы перевесим на отправителя! Разгрузим и таможню, и сортировку, и пусть ещё и подвезут поближе!» — посетила американцев светлая мысль. Например, от Почты Нидерландов (PostNL), которая для США вторая по объёмам поступающей корреспонденции после Почты Китая, они требуют довольно глубокой предсортировки ещё в Нидерландах — чтобы там делили почту по штатам и индексам и направляли её в соответствующие аэропорты США (всего в США действуют 5 ММПО — Нью-Йорк, Чикаго, Майами, Сан-Франциско и Лос-Анджелес. PostNL использует 4 из них, направляя почту в предпочтительные ММПО). За систематические нарушения этого регламента США выставляет штрафы почтам мира, что вместе с очень некислым ценником на «интерконнект» (плата за доставку почты по стране, которую США выставляет стране-отправителю) делает доставку в США не очень выгодной и лёгкой для других стран.

Раньше эти данные передавались ММПО страны отправления незадолго перед фактическим вылетом, по мере заделки мешков. Заделав мешок, к сообщению добавлялись данные на какой борт оно погружено, если авиакомпания подтверждала готовность перевезти данный объём, и на этом было «всё». Дальнейшее дело было за страной назначения. Но теперь благодаря двухстороннему обмену сообщениями EAD было реализовано «сквозное отслеживание». Сейчас можно следить за судьбой пакета от отправки до вручения И на сайте страны отправления, И на сайте страны получения. При двухстороннем обмене И там, И там будут видны события обеих стран. А раньше этого не было, и с момента отправки ДО экспорта нужно было следить за пакетом на сайте страны отправления, а ПОСЛЕ экспорта — ожидать его появления на сайте страны назначения.

Поскольку введение всё более полного обмена данными потребовало перенести момент передачи сведений как можно раньше, т.е. ближе к моменту приёма отправления, а не его экспорта, то это вызывало некоторые проблемы. Да и сотрудникам ММПО страны отправления на экспорте, если честно, совсем некогда сидеть и вносить в ведомость мешка всё растущую и растущую кучу сведений С КАЖДОГО ПАКЕТА, начиная от телефона получателя и заканчивая точным количеством конфет в коробке, которая лежит в посылке, и страны их производства.

А если не им — то кому?


Ответ не заставил себя долго ждать. Нам самим! Как известно, подать отправление для пересылки можно разными способами, отличающихся между собой не так сильно, как кажется на первый взгляд. Нет особой разницы, принесли ли Вы пакет на почту, или вызывали курьера к себе, чтобы у Вас его забрали. И там, и там оператору придётся дать Вам для заполнения нужный бланк или накладную, затем внести сведения в систему, произвести расчёт и принять у Вас оплату. Представьте себе, сколько времени это занимает даже до всех этих нововведений. Да пусть даже и тупо по стране. Внутренняя почта. Например, когда перед Вами в очереди к окошку почты вдруг возникает «фирмач» и достаёт из сумки огромную кипу писем с уведомлением в какие-нибудь фонды.
image

Тут можно сразу разворачиваться и уходить. Значит, сегодня не судьба. Поверьте, объём данных, которые вносит в базу оператор при приёме того самого заказного письма с уведомлением — это ещё «мало» на фоне того, что удумали сейчас для международной почты. Там — сразу хоть в петлю.

Как же упростить жизнь оператору и клиенту?


Можно, наверное, приносить марки с собой. Можно настроить кассу так, чтобы пробивать все письма одним чеком, а не горсткой отдельных. Можно взять с собой чистых бланков накладных и заполнить их дома. Стоп. Это всё не решит самый главный вопрос. Это никак не поможет оператору тыкать в кнопки ненавистной ему английской раскладки клавиатуры, забивая туда требуемые данные.

Можно разделить приём и выдачу, выдавать посылки в пунктах выдачи и постаматах, где только выдают, а не принимают, или запретить принимать более 5-ти писем на обычных отделениях и гнать всех «фирмачей» в центр коллективного обслуживания юр.лиц, требовать от крупных отправителей заключить договор с почтой, оплачивать счета по безналу согласно сданным объёмам, или даже установить у себя в организации собственную франкировальную машину,
image
которая автоматизирует приём, считая и «маркируя» письма уникальным отпечатком (заменяет почтовую марку).
image

Так появились «пункты коллективного обслуживания» / «почтово-корреспондентские отделы» (ПКО) для крупных отправителей. Это, конечно, разгрузило отделения, но главное их новшество по сравнению со сдачей кипы писем, по одному протягиваемых в окошко, заключается в новой возможности — «подача списком». У «Почты России» это называется «партионный приём» (в противовес «единичному» приёму, который пробивали операторы в окошке). Для отправителя был разработан программный пакет «АРМ ПАРТИОННАЯ ПОЧТА» на основе того же АРМ WinPost, который стоял у операторов в окошках.
image

image

По сути это такая реализация Bulk Mailing, когда самого отправителя сажают за комп, дают программу и заставляют формировать «электронную ведомость» (список) на то количество отправлений, которые он собирается подать. При подаче списком оператору уже не придётся вносить всё вручную.
image

Схожую модель распространили на международную почту. Только теперь даже при подаче одного отправления нужно вносить полные данные. И вариант «по умолчанию» — это внесение данных самим отправителем. Даже при подаче одного пакета формируется по сути «список», и передаётся в электронном виде оператору. Да, Вы всё правильно поняли, так работает «предзаполненный пакет»! Реализация самостоятельного внесения данных отправителем на сайте почты позволяет разгрузить операторов, которым больше не придётся вносить данные вручную. Также это позволяет избавить оператора от приёма оплаты, теперь стало возможным сделать онлайн тарификацию в зависимости от услуги и веса и тут же принимать оплату онлайн, ещё в момент создания накладной. Также это решает задачу выдачи действительного трек-номера отправления сразу же после заполнения. Более того, именно эти внесённые самим отправителем данные не просто печатаются в красивый ярлык на посылку и остаются в аналитических отчётах, но передаются в качестве данных EAD в почтовую администрацию страны назначения!

Разумеется, когда отправитель заполняет форму на сайте, то он не может передать в этот момент в страну назначения данные о мешке, рейсе, авиакомпании и пр., которые передаются незадолго до экспорта. Необходимость передавать эти сведения никуда не исчезла, просто сам обмен сейчас начинается раньше, ещё до того, как пакет поступил на почту…

Но этого показалось мало. Теперь стране назначения передаётся куда больше, чем прежде. Не просто «атрибуты», некое мета-описание посылки, а полный набор сведений как об отправителе и получателе, так и полноценная электронная опись её содержимого. Целый блок сведений под названием ITMATT (ITeM ATTributes message, сведения об атрибутах вложения) был призван порадовать таможню, упростив и досмотр, и налогообложение, и снабдив страну щедрой аналитикой «что, почём, откуда».

Взгляните на поля таможенной декларации для мелкого пакета по форме CN22:
image

Эта маленькая бумажка (в исполнении Почты России представляла собой небольшую зелёную наклейку) должна быть хорошо знакома всем отправителям международной почты.

И до 2021 года оператору почты при приёме пакета с такой наклеечкой не нужно было перепечатывать её содержимое в компьютер! Напомню, достаточно было ввести ПОЛУЧАТЕЛЯ, СТРАНУ НАЗНАЧЕНИЯ, ТИП ОТПРАВКИ («мелкий пакет»), ВЕС. Для EMS дополнительно ставился атрибут «документы» или «товар». ВСЁ!!! А теперь, при отправке пакета в страну, которая требует заполнения ITMATT, требуется передавать ВСЕ эти данные в электронном виде:
  1. Имя отправителя
  2. ТИП отправления (подарок, возврат, образец, продажа товара, документы) и его описание
  3. Стоимость, количество, вес каждой позиции
  4. Общее количество вложений
  5. Общий вес
  6. Общая стоимость
  7. Таможенный код ТНВЭД
  8. Налоговый код / VAT ID
  9. Подпись отправителя, дата

Пункты 7 и 8 — «Таможенный код ТНВЭД» и «Налоговый код / VAT ID» — подробно разберём во второй части статьи.

Тут важно то, что при оформлении своего отправления онлайн все эти данные действительно вносит сам отправитель, используя поля форм на сайте. Чтобы продолжать принимать отправления в страны, которые требуют такого предварительного электронного оформления, почты разных стран стали спешно внедрять функцию самостоятельного оформления на сайте самим отправителем.

Вот так выглядит заполнение этой же формы отправителем в электронном виде на сайте Почты России:


Вот так — на сайте Почты Нидерландов (PostNL):


Вот так — на сайте Почты Израиля:


Заполнив все поля правильно, отправитель получает красивый «лейбл» стандартизованного вида, который достаточно налепить на посылку:

(лейбл Почты Нидерландов)

(лейбл Почты Израиля)

Как видим на картинках, лейбл типовой и состоит из нескольких частей. Слева — декларация, справа вверху — данные отправителя и получателя, справа внизу — штрих-код:


Почта Узбекистана вот крайне не рада таким нововедениям. И не смогла оперативно сделать собственную полноценную реализацию «предзаполненных», приходится применять готовое компромиссное решение от Всемирного Почтового Союза — вот ссылка. Алгоритм такой — сначала пиши всё от руки, как и раньше, заполняй бумажные формы, а затем заполняй ещё дополнительно вот эту анкету на сайте, чтобы электронные данные попали в страну назначения, и напечатай её ещё раз для верности, чтобы показать, что онлайн ты всё заполнил.

Вот она, собранная и готовая к печати «электронная декларация». Обратите внимание, штрих внизу справа — это не трек. И вообще не почтовый идентификатор. Это только ID заполненной формы. Потому что нет доступа у этой системы декларирования ко внутренним системам узбекской почты. И диапазона треков для присвоения у них тоже своего нет. Поскольку это только декларация, и системы декларирования и оформления регистрируемых отправлений у них не интегрированы, то реализовать присвоение трек-номера оно не сможет, только лишь собрать данные. А трек-номер оператор по старинке возьмёт из стопки и будет оформлять сам в другой программе. «Да, и в этой, и вон в той.» А потом пробивать чек в третьей.

А что делать, если отправитель, к примеру, пожилая бабушка, не владеющая никаким сайтом? Если она пришла на почту с готовой посылкой, на которой написан адрес максимально разборчивым почерком, аккуратно наклеена та самая декларация в виде наклеечки?
image

image

А если принесли вот такое, и утверждают что «всегда без проблем доходило»?


То оператору придётся прямо там вводить ВСЁ, что есть в декларации, в нужные поля программы. На месте. При необходимости печатать и клеить на посылку лейбл «нового образца». Разумеется, это отнимает массу времени. Разумеется, это создаёт очередь. Разумеется, операторы совсем не рады таким перспективам. Поэтому эта услугу вскоре собираются сделать ПЛАТНОЙ — как сейчас берут плату за наклеивание марок, к примеру. Будет ли цена «справедливой» или «заградительной» — решает каждая почтовая администрация самостоятельно. От некоторой скидки за онлайн-заполнение до «штрафа» в виде двойной цены пересылки за увеличение нагрузки операторов.

Продолжение следует…

Ссылки для желающих изучить вопрос глубже


Всемирный Почтовый Союз публикует документацию и описание работы, от «введения в международную почту и терминологию» до подробного описания полей и сообщений протокола:
www.upu.int/UPU/media/upu/files/postalSolutions/programmesAndServices/standards/AnIntroductiontopostalEDIexchanges.pdf
и
www.upu.int/UPU/media/upu/files/postalSolutions/programmesAndServices/postalSupplyChain/Transport/publications/guidePredesResdesTransportEn.pdf

Комментарии (29)


  1. la0
    08.01.2022 00:46

    >> Как же упростить жизнь оператору и клиенту?

    Несколько историй "я и массовые отправки через ПР".

    Первая. Когда QR-коды не были мейнстримом.

    Старая партионная почта умела формировать (data-matrix?) коды для быстрого вбивания отправления в комп оператором на почте. Я раздебажил у одного клиента такой код и автоматически при генерации наклейки на конверт генерировал и этот код. Итог: заказные принимались оператором по 5-10 в минуту. Это позволяло даже при отправке более 5 отправлений отправлять пакет заказных быстрее чем единичные.

    Насколько мне известно эту фичу разобрали, но мне кажется это было супер-удобно -- иметь открытый формат QR-кодов чтобы оператору не нужно было ничего забивать в комп.
    Предсозданные отправления тоже хорошо, но партионный приём по такой схеме, насколько мне известно, сейчас требует договора и предоплаты.

    Вторая. Скорее про бытовые хитрости.

    В отделении рядом с домом я лет 10 назад не смог отправить мелкий пакет заграницу(что-то не работало), отправили в Москву в кажется 130000 на варшавское шоссе. А там операторы марки не продают, берут нал (нал в отличии от марок имеет +20(18 на тот момент) НДС).

    Иду в магаз сувенирных марок, покупаю там марок по тарифу(кажется была серия про каких-то гос функционеров), мне скидка, операторам связи возможность хреначить молотком по каким-то ненавистным им лицам (на марках)

    часть три.

    Хотелось бы онлайн-отправку бумажных заказных. То есть формирую письмо, штрих-код и если отправление без описи опускаю в почтовый ящик(с онлайн-оплатой или оплатой марками). (принципиальной проблемы так принимать заказные с описью в открытом виде также не вижу). Бланк описи включать в электронное уведомление о вручении.

    >> То оператору придётся прямо там вводить ВСЁ, что есть в декларации

    Ну сейчас есть услуга наклейки ярлыка. Поднять на неё цену, которая включит в себя оцифрячивание ярлыка.

    Меня бы кстати устроила услуга печати предсформированного ярлыка термпопринтером по запросу. Так и почте проще (унификация ярлыков) и получателю. Насколько я смог увидеть такие принтеры уже используются для внутренних нужд почты.

    История четвёртая.

    Некоторые письма бухгалтерии задерживались в пути. Я спарсив отслеживание(сейчас уже есть апи) понял, что проблема касается только определённых блоков почтовых идентификаторов которые нам любезно щедро выдавала почта (наклейки) и не зависит от даты отправки.

    Посмотрев на пару возвратных отправлений я понял причину: наклейки были распечатаны почтой на лазерном принтере с плохим тонером и в пути баркод просто осыпался до состояния, непригодного к автоматизированной (и часто даже ручной) обработке. Письмо уходило на ручную обработку и могло лежать в условном "минводы МСЦ" неделями.

    С тех пор мы стали очень просто делать хорошие наклейки со ШК(если почта выдавала плохие): купили преднарезаную на похожие квадратики самоклеящуюся бумагу и просто копировали МФУ-шкой на неё полученный на почте новый блок нумерации

    Это решило более половины проблем с задержками. (если продолжать клеить плохие наклейки, проблема возвращается).

     

     


    1. ipswitch Автор
      08.01.2022 01:10
      +5

      "Меня бы кстати устроила услуга печати предсформированного ярлыка термпопринтером"

      Ровно этим путём пошла УкрПошта - результат пред-заполнения на сайте печатается в отделении на термопринтере в виде аккуратного лейбла стандартного формата.

      Ещё и принтер / наклейки, видимо, хорошие - ничего не осыпается, не блекнет, не стирается.

      ...онлайн-отправку бумажных заказных....

      Идея генерации "крипто-стойких" марок в виде QR-кода после онлайн-оплаты или даже просто занесения в базу трек-номера письма с флагом "ОПЛАЧЕН" уже очень давно висит в воздухе. Оплату посылок "деньгами" примерно так и реализовали - там нет ни марок, ничего, только штемпель.

      Генерация марок онлайн позволила бы упростить отправку и простых писем, и открыток, и творчески / дизайнерски реализовать это дело, обыграв в дизайне самого конверта / открытки. Разумеется, каждая такая "марка" могла бы быть уникальной, и "гасилась" бы вычёркиванием из базы валидных при прохождении сортировки.


      1. la0
        08.01.2022 01:24

        >> и принтер / наклейки, видимо, хорошие - ничего не осыпается

        Осыпается тонер для лазерных принтеров (эта же проблема есть и с предоплачеными посылками когда ярлык распечатывает оператор, но в меншем масштабе). Думаю термопринтер решит эту проблему (но будет другая -- депеша/емкость оставленная под промышленным термоворотами делает термоэтикетки нечитаемыми засвечивая их)

        >> Идея генерации "крипто-стойких" марок ... или даже просто занесения в базу трек-номера ... уже очень давно висит в воздухе

        У U.S.PS кажется уже лет десять так
        Меня в принципе обычная бумажная марка (или литерный конверт) вполне устраивает, а криптостойкость и защита от подделок уже не моя проблема =)

        Про литерные конверты история пятая: в этой же организации с ведома главбуха открывал длинные позиции на конверты с литерамми А-(простое) и D-(заказное) закупаясь в количестве 200-500 шт перед повышением цен (в ноябре-декабре) и сдавая конторе в авансовых отчётах после индексации тарифа по чекам почты.


        1. ipswitch Автор
          08.01.2022 01:32
          +1

          Думаю термопринтер решит эту проблему

          Не всегда, но рывок к решению проблемы хороший. С термо БЫВАЕТ проблема в том, что если взять откровенно плохие термоэтикетки (или если у Вас китайский принтер с крайне малым временем прогрева или слабым нагревательным элементом) - то они очень быстро истираются. Просто от прохождения резиновых роликов / лент.

          Некоторые ещё выцветают, если их поместить под плёнку / в кармашек на посылке / заклеить сверху прозрачным скотчем.

          Так-то именно термо-принтер сейчас "отраслевой стандарт" можно сказать для этих целей.


          1. la0
            08.01.2022 01:38

            Кстати была (и есть) ламповая тема с матричным принтером и 2(3) слойными бланками EMS на самокопирующейся бумаге. (можно и от руки заполнять)

            есть в этом какой-то шарм. Жаль это точно не для для массового пользователя.

            А так проблема общая, "откровенно плохое" всё -- плохо.


            1. ipswitch Автор
              08.01.2022 01:51
              +2

              Кстати была (и есть) ламповая тема с матричным принтером и 2(3) слойными бланками EMS

              А это уже отраслевой стандарт в грузовых авиа-перевозках =)

              При "везении" можно напороться на накладную, на которой успели отметиться все типы принтеров, наклеек, карандашей, ручек, маркеров и даже давящих инструментов =)


    1. ifap
      08.01.2022 16:45
      +1

      Вот с языка сняли: почему бы не дать отправитеям возможность самим лепить QR или иной машиночитаемый код на конверт? Откуда и куда, на почте только сканером провести, ввести вес и класс отправления. Все. Работы почтовикам меньше, ошибок маршрутизации меньше, условная бабушка по старинке приносит конверт с рукописными данными. Но нет, напишите разборчиво от руки почтовый индекс по сетке… угу, на сотнях конвертов.


      1. ipswitch Автор
        08.01.2022 17:09

        Есть много реализаций отправок, где на посылку перед сдачей достаточно налепить только один маленький штрих. Эта модель довольно популярна на складах фулфилмента и "преп-центрах", где готовят к отправке разными способами разные товары. На соседних ячейках могут лежать посылки "В США самым быстрым экспрессом" и "в Австралию морем", пакеты для USPS, UPS, DHL и FedEx, каждая из которых имеет свои тонкости в оформлении и стандарты лейбла.

        Один маленький ID, по сути даже "артикул" посылки - и по нему уже становится понятным, оформлена ли его отгрузка тем или иным способом, или пока нет. И если да - то какой лейбл на него налепить и какому перевозчику передать.

        Именно на почте при хорошей реализации самостоятельного посылки оформления на сайте, клиенту, заполнившему и оплатившему онлайн, не придётся думать о том, где искать принтер, в каком формате печатать, можно ли растянуть, можно ли сгибать, проклеить ли поверх скотчем и пр. Ему дадут даже не "лейбл", а только штрих-код, по которому лейбл распечатают уже на почте или в центре обслуживания, куда он отнесёт посылку. Или вызовет курьера, чтобы от него забрали партию.

        Там, где не нужно соблюдать требования Почтового Союза, единственного штриха "от и до" будет достаточно. К примеру, почтовый оператор Эстонии (Omniva) имеет собственную сеть постаматов и курьеров в соседних странах (Латвия, Литва) и при доставке в эти страны можно воспользоваться их "упрощённым" оформлением - допустим, если нет принтера, то оформив посылку на сайте или даже прямо на постамате, можно получить штрих, распечатанный на термо-принтере постамата. Лепишь его на посылку и кладёшь в ячейку. Готово. Раньше допускалось даже просто надписать полученный ID посылки на коробке перед тем, как класть в ячейку. Сейчас же большинство постаматов снабжено термо-принтером.


        1. ifap
          08.01.2022 17:48

          Да я не про везде, а про любимую Почту России, где отправка любого регистрируемого отправления может превратиться в квест. При этом везде уже стоят компы и сканеры кодов, но вся информация с конверта набивается в базу вручную. Я лично только рад был бы распечатать не только адреса на конверте, но и код для их машинного считывания. Подозреваю, что сотрудники ОПС тоже были бы рады таким отправлениям.


          1. ipswitch Автор
            08.01.2022 17:58

            С заказными письмами - швах, да. Заказную бандероль за рубеж тоже таким способом не оформишь.

            Посылку можно, хоть поштучно, хоть как.

            Топят за вот этот сервис, но только по договору и для юр.лиц

            https://otpravka.pochta.ru/


            1. ifap
              08.01.2022 18:23

              Кстати, а как сейчас с описью? Изжили уже этот пережиток — наследие проклятого царизма коммунизма, или все так же пытаются стребовать, совершенно не понимая зачем?


              1. ipswitch Автор
                08.01.2022 18:25

                при отправке заказного (registered) опись не нужна

                при отправке ценного (insured / certified) опись нужна.

                Насколько хочет получатель чтобы Вы ему отправляли нечто непременно с описью, а не просто с треком например - это уже решает не почта.


                1. ifap
                  08.01.2022 18:29

                  Я может название неправильно помню, может не описью это называлось… В общем, не опись вложений в данное конкретное письмо, а список на отдельном листе: кто, куда и кому посылает воооот эту вот пачку писем. Раньше с организаций пытались требовать при отправке 10 (?) и более писем за раз, причем если простые письма, то легко соглашались не требовать, а если заказные — начинались позиционные бои.


                  1. ipswitch Автор
                    08.01.2022 18:33

                    "Список" (форма 103).

                    От отделения зависит. Как правило, физик если или от разных отправителей письма - не попросят.

                    Если от одного отправителя - то могут вздыхать, охать, настойчиво просить зарегистрироваться на спец.портале и заключить договор.

                    Вот с сотней/тысячей писем уже будут конкретно чесать репу на предмет того, что не место таким крупным отправителям на простом отделении, пусть идёт в ПКО


                    1. ifap
                      08.01.2022 18:45

                      Все еще пытаются стрясти этот список? ЕМНИП он же необязательный, если это просто пачка заказных. Там еще какое-то условие для обязательности должно выполняться. Почтовики-то за что борятся, требуя список?


          1. BigBeaver
            09.01.2022 11:01

            Вроде, давно уже можно оформить и оплатить на сайте. Просто пришел, бросил им мешок с посылками на стойку, и все — спиотдыхай. С точки зрения отправителя почта россии — лучший сервис. Ни очередей, ни общения с людьми.

            Или речь о чем-то другом?


            1. ipswitch Автор
              09.01.2022 11:06

              Попробуйте хотя бы оформить (даже не оплатить) на сайте заказное письмо. Как вариант, заказную бандероль. Таких опций на сайте нет, ни по России, ни за рубеж.

              Эту функцию дают на особом портале только после заключения договора.


              1. BigBeaver
                09.01.2022 11:21

                Как-то так?

                Впрочем, у меня действительно конфликт с полем ввода адреса. Но в последние пару недель их сайт в принципе как-то криво работает, так что пока не знаю.


                1. ipswitch Автор
                  09.01.2022 11:26

                  Вау, так, только у Вас работает, а у нас - нет.

                  https://www.pochta.ru/letters

                  При это раньше давало оформить таким способом только мелкий пакет.

                  Мелкий пакет оформляется.


                  1. BigBeaver
                    09.01.2022 11:57

                    Оплатить онлайн действительно нельзя, но, в целом, работает

                    А вот в Венгрию я не смог побороть поле адреса. Оно работает как для отправлений по россии, но венгерские адреса не подставляются. Видимо, баг, или не допилили еще.


      1. Paulus
        09.01.2022 04:13

        Вот с языка сняли: почему бы не дать отправитеям возможность самим лепить QR или иной машиночитаемый код на конверт?

        Видимо том же DHL этого тоже не знали, потому там всё так и работает уже много лет -- ввел данные на сайте, заплатил кредиткой, получил PDF с кодом на е-почту. Более того, теперь уже даже и печатать ничего не надо, курьер или приемщик на почте сканируют QR код с твоего смартфона и дальше печатают сами что им нужно, как им нужно, и чтобы ничего не осыпалось в пути :)


  1. amarao
    08.01.2022 16:08

    А почему нельзя сделать так, чтобы продавались за копеечку QR-полоски для наклейки (по себестоимости). Купил полоску, отсканил/вбил номер на сайте почты, оплатил вес/страну назначения, шлёпнул на посылку, подошёл к роботу/человеку, тот пикнул, положил на весы, если всё хорошо, передложил дальше?

    Т.е. зачем вся эта "распечатать", если достаточно "вбить в базу"?


    1. ipswitch Автор
      08.01.2022 16:52
      +1

      Описанная Вами модель в принципе реализована в виде оформления "предзаполненного" во многих почтах мира. Есть реализации, где заполнившему и оплатившему онлайн не дадут на печать никакой "лейбл", а только штрих-код, по которому лейбл распечатают уже на почте или в центре обслуживания.

      Сама необходимость печати лейбла... Всё крутится вокруг "двойного контроля" и консервативности. Всемирный Почтовый Союз - штука сама по себе консервативная, и топит за настройку и надстройку новых надстроек над прежними надстройками.

      Введя новые требования по электронному декларированию, никто не отменил ни требования к наличию на посылке "адресного ярлыка" и "таможенной декларации". Т.е. сначала продублировали в электронном виде, затем сделали дублирование обязательным. В дальнейшем некоторые даже стали полагаться на данные EAD куда больше, чем на даннные с ярлыка, хотя это явное нарушение техпроцесса. Понятно желание не возиться с распознаванием и ручным контролем, а тупо довериться выгрузке строрны отправителя, но.... Бывают эксцессы.

      По "старой" инструкции (которую никто не отменял!) приоритет всегда за тем, что указано на посылке, и не отдавать посылку (или отдавать не тому, или возвращать с верным адресом, который не влез или неправильно разбился по полям) только потому что криворукий оператор при оформлении что-то не так вбил в EAD - это вредительство и маразм.

      Также именно на саму посылку и её лейбл будет смотреть почтальон, хотя сейчас пошла тенденция снабжать почтальонов электронным путевым листом, на основании списка тех отправлений, которые переданы ему в доставку на конкретный рейс.


      1. amarao
        08.01.2022 17:56
        +1

        А если в этот qr код будет закодирован адрес получателя...

        53.5403709081428, -113.49848607033772, app. 44, John Doe.

        Офигенно, не?


        1. ipswitch Автор
          08.01.2022 18:08

          Коммерческие курьерские службы так делают, коды "самодостаточны", и представляют собой не ссылку на запись в базе, а прямо полноценную информацию хранят. И жиреют - такие весьма некислые по объёму и плотности данных коды DataMatrix стали появляться на лейблах =) И вот тут уже начинает ролять "плохой принтер / плохая наклейка" - непропечатавшийся фрагмент или несколько выцвело = будут проблемы.

          у FedEx'a просто кодище!
          у FedEx'a просто кодище!
          У UPS вот есть довольно чувствительный к повреждениям QR-код.
          У UPS вот есть довольно чувствительный к повреждениям QR-код.


          1. amarao
            08.01.2022 18:31

            Я намекаю, что "страна/город/улица" избыточны. Координаты, плюс локальные ID.


            1. ipswitch Автор
              08.01.2022 18:48
              +1

              Если ввести такой стандарт, при котором это кодируется ещё на стороне отправителя - то ему надо будет очень хорошо знать не только что и как в краях получателя, а также то, как там организованы подразделения / доставочные участки и пр.

              Задача "по известным координатам определить в какой участок спускать" решаема, но это будет такой же этап сортировки по сути. Без него увязнет - к примеру если у нас есть координаты получателя в виде какого-нибудь условного Шереметьево в Москве и не указан город/улица, то вопрос - кому передавать это с сортировки на достаку? В Лобню, в Химки, в Москву-север или в Москву-Зеленоград? И почему вообще отправителю (или почте его страны) нужно об этом думать / иметь справочники

              Зачастую даже чётная / нечётная сторона улицы имеет разные доставочные участки / обслуживается разными отделениями.

              А вот если это кодируется уже после приёма, на стороне получателя, или работает подсказкой курьеру - это круто, полезно, и может сработать.

              К примеру USPS записывает во внутренний лог координаты GPS того места, где находится почтальон с терминалом в руке.

              У него даже "точки на карте" куда нужно приехать и сбросить "груз" отмечаются =) Геймификация как она есть.

              Hermes пишет на странице отслеживания GPS координаты и фото места, куда курьер положил посылку:


  1. firez
    08.01.2022 23:58

    Именно из-за этого сервис отправки международной почты на сайте ПР лежит с первого января?


    1. ipswitch Автор
      09.01.2022 09:23

      Из-за этого лежало в конце июня - начале июля =) Сейчас скорее из-за очередного повышения цен, которое уже спустили в отделения, но не вывесили на сайте.