Работа IT-специалиста в неIT-компании обычно воспринимается как весьма неблагоприятный вариант трудоустройства. Ну а общеобразовательная школа в народном сознании, несмотря на все попытки государства «повышать престиж», нередко считается плохим работодателем вообще для всех, и платят там мало, и работать заставляют в режиме 996. Можно предположить, что попадание айтишника в школу — участь вроде ссылки в отдалённые края, куда по доброй воле не попадают... Так ли это?

Итак, привет, Хабр! Я — системный администратор и по совместительству звукорежиссёр в обычной московской школе. О том, как же меня угораздило, что здесь хорошего и что плохого, ну и о школьном IT глазами доткомовца будет мой рассказ.

Какие вообще бывают школьные ИТ-специалисты

Конкретные должности, которые прямо или косвенно можно назвать айтишными, различаются от школы к школе и нередко зависят от её размеров. Так или иначе, везде имеются следующие:

  • Лаборант, младший инженер или помощник системного администратора, а по-простому - эникейщик. Должен же кто-то менять картриджи, печатать тонны контрольных на станке, учить учителей логиниться в учётку и вообще быть второй парой рук сисадмина.

  • Системный администратор - кем я и являюсь. Иногда называется инженером вычислительной техники или как-то похоже. Электронный дневник обычно висит на нём.

  • Редактор школьного сайта и групп в соцсетях.

  • Учитель информатики. Они бывают разные и иногда от нормального IT весьма далеки, однако чаще всего они могут помочь сисадмину или заменяют его, пока тот в отпуске.

Работа с электронным дневником, системой «Проход и питание», камерами наблюдения требует прохождения профильных онлайн-курсов и в небольших школах (из одного корпуса) обычно висит на сисадминах, в крупных же образовательных комплексах за это отвечают специальные люди. В некоторых школах, где развито дополнительное образование, работают преподаватели робототехники и программирования (иногда совмещая с сисадминством). А вот программистов, тестировщиков и веб-дизайнеров обычно нет; исключение — некоторые частные школы, у которых есть желание и деньги пилить собственные проекты типа мобильного приложения или геймификации.

Трудоустройство

Стоит отметить, что к моменту трудоустройства в школу я имел джуниорский опыт работы в Яндексе — компании мечты, которая не только полностью оправдала мои школьно-первокурсные представления, но и превзошла их. Около трёх лет работы в такой компании, пусть и за зарплату ниже рынка и с периодическими переработками (причём без принуждения — просто в кайф), едва ли не в ущерб обучению, зато в создании нужного миллионам горожан сервиса — всё это, несомненно, сказалось на моём восприятии хороших и плохих практик в IT. Одновременно с тем я интересовался сферой образования и даже предполагал, что поработать школьным цифровизатором было бы интересно, хоть и маловероятно. Можно с некоторой натяжкой сказать, что учась в школе, я мечтал работать в Яндексе, а работая в Яндексе, мечтал улучшать школы — такая вот ирония :) Как бы то ни было, но из-за эпидемии локдаунов в 2020 году по Яндексу прошло массовое сокращение в малоприбыльных подразделениях — вот я и оказался при дипломе да без работы. Некоторое время фрилансил там-сям, периодически катаясь по собеседованиям — и вдруг на каком-то сайте (не на hh) натыкаюсь на вакансию школьного сисадмина.

Оказалось, что им нужен не столько сисадмин, сколько его помощник-лаборант. Ну такое, подумал я, но в целом согласился. Почему бы и нет? Я ж там не на веки вечные: надоест — вернусь в труЪ-айти. Ясно, что большой зарплаты можно было не ждать, но банальное любопытство и интерес к отрасли сделали своё дело.

Процесс выглядел примерно так: сначала телефонный разговор с кадровиком, затем очное собеседование с ним и руководителем инженерной службы (с тестовым заданием примерно таким: рассказать про IP-адресацию и собрать полуразобранный системник). Тогда же мне предложили взять ставку звукорежиссёра, что даёт прибавку к зарплате и не слишком напрягает, и рассказали, что у меня будет масса свободного времени для повышения квалификации и онлайн-обучения, а также что в следующем учебном году, если будет желание и объективная надобность, я смогу стать преподавателем в кружке робототехники. Так или иначе, собеседование прошло успешно, и уже через 2 дня мне перезвонили, позвав на трудоустройство.

Никаких офферов мне не предлагали: зарплаты и условия труда в школе регламентированы и предметом рыночного торга не становятся. В частности, обязательным условием является наличие высшего образования, причём то, что оно у меня профильное ИТшное — плюс, но не необходимый. Потребовали документы: справку о несудимости (делается месяц в МФЦ, бесплатно), о вакцинации от новомодного вируса (подошёл сертификат добровольца-испытателя вакцины Cansino Convidecia), из наркологического и психоневрологического диспансеров (делаются сразу по обращении, стоят 500-1000 рублей), а также медкнижку, на которую выдали направление в одну из клиник (в принципе можно сделать во многих частных клиниках, но эта, видимо, имела договорённости со школой; сделали за несколько дней и 2500 рублей). Все расходы возместили — прибавили 5000 рублей к первой зарплате. Кстати, саму зарплату согласились выплачивать только на карту МИР, которой у меня не было, поэтому мне полагалась сберовская «золотая» карта с бесплатным обслуживанием. Мелочь, а приятно!

В общем, между обнаружением вакансии и выходом на работу прошло около 10 дней, и ещё месяц я доносил справки.

Что такое школа в структурном плане

Школа, где я работаю — самое обыкновенное ГБОУ. Типовое здание проекта И-1577А, в простонародье «жучок» (за характерную форму в плане). Это дальнейшее развитие проекта V-92, один из самых современных типовых проектов московских школ — они активно строились с 1996 по 2018 годы. Компактное четырёхэтажное здание, спортзал которого освещается через крышу, рассчитано на 22 класса и 660 учеников: планировалось, что такие школы будут строиться в стеснённых условиях. На практике же они стали сооружаться повсеместно в районах активной застройки конца девяностых и начала нулевых. Так или иначе, наша школа сильно перегружена — в ней больше 1000 учеников.

Слева более старый проект V-92, справа И-1577А. Видно остекление на крыше для инсоляции спортзалов. Характерная деталь обновлённого проекта - наличие 4 кабинетов со сплошным остеклением.
Слева более старый проект V-92, справа И-1577А. Видно остекление на крыше для инсоляции спортзалов. Характерная деталь обновлённого проекта - наличие 4 кабинетов со сплошным остеклением.

К школе прикреплён расположенный рядом с ней детский сад. Вообще, такие маленькие комплексы — редкость для Москвы: после реформы 2011-2015 годов близлежащие школы и садики были объединены, и одной школе могут принадлежать по 10-15, а то и больше, структурных подразделений: обычно это корпуса общего и дошкольного, изредка — дополнительного и специального образования. Реформа же началась с ЧП, которое обсуждал весь город: одну из школ посреди учебного года ликвидировали за неуспеваемость и затем — не сносить же! — подчинили другой. Вообще, школы из нескольких корпусов, в том числе разноуровневых (УВК — школа и садик, КНО — школа и колледж), существовали в Москве с начала девяностых, но их были считанные единицы. Местами реформа забуксовала: некоторые директора упёрлись рогом и отказались объединяться, из-за чего и остались такие вот "осколки" из одного-двух корпусов.

Кстати, бытующие термины «гимназия», «лицей», «школа здоровья», «центр образования» и «образовательный комплекс» остались в прошлом: с 2017 года все учреждения школьного образования Москвы уравнены в статусе и называются просто «школа».

Рабочий процесс

В целом про работу лаборанта ничего интересного рассказать не получится: обычная компьютерная техпомощь, замена картриджей, удаление «вирусов из хрома» и т.д. Из более интересного — звукорежиссёрство в радиорубке актового зала. Я освоил звуковое и световое оборудование — не самый нужный в повседневной жизни навык, но в догонку к общемузыкальному образованию плюсик.

Примечательное — печать документов. В современной школе печатают очень много и часто, особенно в конце учебного года. Контрольные, подготовка к ГИА, копии учебных пособий, грамоты и многое другое. Например, административная контрольная работа, которую ещё несколько лет назад писали в тетрадях — это теперь 2-4 листа А4 на экземпляр, а такие работы есть во всех классах почти по всем предметам. Печатать всё это на обычных принтерах было бы слишком долго и дорого, поэтому у нас в инженерной службе стоит печатный станок. Огромное устройство работает не от картриджей, а от бункера с чернилом, умеет сгибать открытки и степлить бумагу по-разному, а главное — печатает со скоростью 2-3 страницы в секунду.

В плане локальной сети всё довольно тривиально: домен Windows, к которому подключены все компьютеры, и корпоративный гуглоаккаунт. А вот про организацию работы с всеобщей удалёнкой ничего не скажу: не застал её (видимо, к счастью).

Любой мужчина, работающий в школе, при необходимости переквалифицируется в грузчика. Ну, мало ли: учебники привезли, или надо вынести колонки во двор и дать школьный концерт по хорошей погоде... А ещё иногда приходится быть электриком, мастером по ремонту чайников и шофёром (последнее, впрочем, не ко мне).

Узел управления звонками и оповещение работает от очень древнего ноутбука
Узел управления звонками и оповещение работает от очень древнего ноутбука

Наступил конец мая — и пошла жара, ведь подготовка к ГИА является головной болью для всех без исключения причастных к этому мероприятию (начиная, конечно, с непосредственных участников). Для инженерной службы особый интерес представляют не только информатика (пару лет назад школьники наконец-то избавились от необходимости программировать на бумажке, чему очень рады, а мы — не очень), но и иностранные языки: для них нужно настраивать гарнитуры. Требуется разнести ноутбуки по кабинетам, подключить к сети (поиск удлинителей по всей школе — главное приключение), установить со специальной флешки программу КЕГЭ и настроить её, проверить звук в гарнитурах и исправны ли они вообще с прошлого пробника. А поскольку пробники обычно проходят по выходным, а пятница вполне себе учебный день, кабинеты и удлинители освобождаются лишь около шестнадцати, т.е. за час до конца рабочего дня - вот и двухчасовая переработка готова. А ещё во время ГИА грузчик-электрик сисадмин осваивает профессию конвоира: по отбытии 11-летнего срока спецконтингент нужно этапировать на экзамен в другую школу.

Момент, когда меня повысили до «настоящего» системного администратора, нельзя назвать переломным: спектр задач остался примерно тем же, только основная сисадминская работа — настройка сетевого оборудования, домена локальной сети и фаерволла — теперь делается самостоятельно, а не в формате подмастерья. Тем не менее, в течение рабочего дня (особенно утром) имеется достаточно свободного времени, чтобы в вялотекущем режиме рассылать резюме, проходить онлайн-курсы, читать/писать Хабр и Википедию.

Что касается детского сада, то там с IT-инфраструктурой всё предельно просто: Wi-Fi да полдюжины сосланных по старости компьютеров, используемых без особого усердия. Поэтому и делать там нечего, раз в пару месяцев прийти по какой-то мелочи (попутно удалив Амиго и Погоду Windows со всего, что попало в поле зрения) да и всё.

В целом работа не ощущается тяжёлым бременем, не угнетает. Ничего интересного, но и нет особого напряга. Отношения с коллективом у меня очень хорошие, поводов для конфликтов не возникает. Тем не менее, авторитарный стиль управления очень заметен, и отчитывающий учителей за незаполненные журналы термометрии директор — пугающее зрелище. В школе процветает формализм, бюрократия и страх вышестоящего начальства: учитель боится завуча, завуч — директора, директор — инспекции из Департамента образования. И все боятся конфликтов с родителями, на которых ни один работник школы не смеет поднять голос, даже если сделать им строгое внушение объективно целесообразно.

Зарплата

Учитель работает в полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две - некогда... Эта популярная шутка про школьные зарплаты, а также сопутствующие медведосоветы типа идти в бизнес, на сегодня неактуальна. Вообще о школьных зарплатах я напишу отдельную подробную статью (спойлер: всё не так уж и плохо, 100-120 тысяч в месяц - вилка у большинства), пока же ограничусь только личным опытом и IT вообще.

Итак, лаборант (помощник сисадмина) получает 52000 рублей в месяц. Инженер (сисадмин) — 72300. Оператор электронного журнала (там, где он отдельный сотрудник) — по-разному, около 50 тыр, в остальных случаях идёт доплата порядка 10-15 тыр. Руководитель инженерной службы получает более 100 тыр в месяц. За ставку звукорежиссёра доплачивают 10000. Кроме того, в некоторых школах практикуются «подъёмные» — доплата в несколько тысяч рублей в первые 3 месяца работы.

Зарплата учителя информатики, как и остальных учителей, формируется по сложной схеме с ученико-часами (стоимость одного — в районе 24-28 рублей), повышением в 2-3 раза за часы инвалидов в классе, доплатой за классное руководство (у нас это 500 руб/мес за голову, в некоторых школах меньше, в некоторых — фиксированная сумма), за проверку тетрадей (5-30% от основной зарплаты в зависимости от школы и предмета; у информатиков обычно 10%), за ответственность над компьютерным классом или лабораторией, за факт наличия учёных степеней и почётных званий... Подробнее — напишу отдельно. Факт то что в среднем учитель информатики получает около 100-110 тысяч рублей в месяц.

Школа: плюсы и минусы

Как ни странно, но выявить какие-то явные плюсы и минусы школы перед более типичными работодателями оказалось не так уж просто: каждый аспект имеет свои позитивные и негативные черты.

  • Явный плюс: школ в городе много, а значит, есть шанс найти работу буквально в пешей доступности. Особенно здорово устроиться в "родную" школу (если окончил её на доброй памяти), где за 4-5 лет едва ли сменился коллектив: это гарантирует очень хорошие отношения с коллегами и, возможно, какие-то карьерные бенефиты.

  • Явный минус: школа работает по расписанию, так что никакой удалёнки и свободного графика. Впрочем, приходить чуть позже и уходить чуть раньше положенного, как правило, можно.

  • Зарплаты можно охарактеризовать как средние по меркам отрасли. Учитель информатики может выйти на 120-130 тысяч, сисадмин с преподаванием в кружке робототехники - примерно на столько же. Не со старта, конечно. Сисадмины у профильных работодателей могут получать больше. Зато джуниор-эникейщик вкатывается на 50-60 тысяч, что, в общем-то, неплохо.

  • Условия труда - на любителя. С одной стороны, офиса с аэрохоккеем и смузипоинтами здесь нет. С другой - нет и опенспейсов: в кабинетах работают по 2-4 человека, а выбить себе второй монитор куда проще, чем в офисе, потому что их полно.

  • Соцпакет, как правило, ограничивается "золотой" сберовской картой Мир и, иногда, 30% скидкой на ДМС. Питание в школьной столовой - за свой счёт. В частных школах, вероятнее всего, дела получше.

  • Профессиональное развитие. Как известно, ИТ-специалист должен постоянно обновлять свои знания. В школе же в этом плане всё пассивно, никаких новейших разработок кроме сугубо образовательных здесь не видели. С другой стороны, у школьного сисадмина в течение рабочего дня немало свободного времени, которое можно потратить на дистанционное образование и изучение технологий (эксперименты с Parrot Security на рабочей машине тоже не возбраняются). Важно иметь в виду, что руководство очень приветствует самоповышение квалификации айтишника. Пришёл в школу, так учись.

  • И, наконец, карьерный рост. Здесь типичная проблема ИТ-отдела в не-ИТ-организации (да и вообще всех "вспомогательных частей"): карьерная лестница от джуниора лаборанта до тимлида руководителя инженерной службы узка и коротка. С другой стороны, имея высшее образование, можно пройти курсы переподготовки на учителя (не менее 250 часов, но у некоторых школ требования выше) - они бывают и удалённые - и собственноручно исправить стократно описанную на Хабре ситуацию с плохим обучением информатике в школах. А оттуда открывается вся карьерная лестница сферы образования.

Выводы

Работа IT-специалиста в школе по-своему специфична и в чём-то даже интересна. Она неплохо смотрится в качестве одного из первых мест работы или, напротив, для технарей 40+, которым трудоустройство в обычную ИТ-компанию едва ли светит (эту проблему разбирали на Хабре сто раз) - здесь это не воспринимается как недостаток соискателя. Кроме того, школа - это остров пресловутой стабильности: она не лопнет в кризис, не сократит половину сотрудников из-за эпидемии, не проиграет в конкурентной борьбе какому-нибудь стартапу, не падёт жертвой сбежавшего с деньгами мошенника или директора-игромана, так что в отсутствие собственного желания вы без работы не останетесь. Я шёл сюда главным образом из интереса к образовательной среде и обществу, едва ли я останусь здесь на долгие годы, но пока что меня всё плюс-минус устраивает. По мере свободного времени пилю свой проект, в будущем в таком же неспешном режиме смогу выполнять тестовые задания в поисках работы мечты.

Это не последняя моя статья о школе и IT. Не переключайтесь!

Комментарии (34)


  1. t3chn0ph0b
    10.01.2022 15:16
    +13

    Работал в прошлом году в мед. колледже(достаточно крупном, Ленинградская область). З/п еле дотягивала до 40к, когда попросил прибавку, то просто перевели на работу по договору ГПХ и начали платить 50к. Уволился. Достали переработки и быть мастером на все руки.


    1. Mikitos
      10.01.2022 15:50
      +5

      Ключевое слово - область, хоть и Ленинградская. Одногрупник долгое время работал в поселковой школе, зп была ~ 20 тыс на руки. С учетом дальневосточного коэффициента. Потому что зп учителя на месте определяется бюджетом муниципального образования, на вершине пирамиды Москва и ближнее подмосковье, потом города-миллионники, полумиллионники, остатки достаются области. Хотя порой небольшие города дают немалые налоговые отчисления, только их градообразующие предприятия зарегистрированы не по месту деятельности. Но это уже совсем другая история.


      1. t3chn0ph0b
        10.01.2022 16:03
        +1

        Возможно вы правы про Ленобласть. Но хочу сказать, что бюджет выделяли хороший, закупали постоянно сервера, моноблоки, мобильные классы.

        Вот о чем я скучаю, так это о регулярности выплат з/п :) Коммерческим фирмам до госов конечно далеко в этом плане.


      1. StjarnornasFred Автор
        10.01.2022 16:16
        +3

        Уточню: в Москве муниципальных школ нет - все государственные. Вообще, московские муниципалитеты мало что имеют в своём ведении (и бюджеты тоже очень маленькие, да ещё и почти без права распоряжения вне узких рамок).


      1. kspshnik
        11.01.2022 09:25

        Ленобласть - отдельный субьект, так как СПб - город федерального значения. Собственно так же как и Москва и Московская область, Севастополь и Республика Крым.
        Тут важен скорее бюджет Ленобласти самой по себе.


  1. Hex16
    10.01.2022 15:38
    +10

    Работал во время учебы и после в 2х вузах как сис админ. В общей сложности 4 года. Работу вспоминаю с теплотой, но застряв там надолго, как раз есть риск стать "технарем" 40+, у которого нет познаний в современном оборудовании и ПО. Деньги в образовательном секторе, на обновления выделяют неохотно, новшества в рабочем процессе воспринимают болезненно. Хочется оставаться востребованным на рынке труда, а не только работать на благо образования.


  1. yarglor
    10.01.2022 16:19
    +13

    В статье везде, где приводились некие числа, следовало бы дописать уточнение "в Москве". Например: "100-120 тысяч в месяц - вилка у большинства в Москве". Поверьте, в Ярославле (~280 км от Кремля) школьный учитель таких денег даже во сне не видел!


    1. AndreiLeo
      11.01.2022 11:31
      +1

      Буквально второй абзац поста: "Я — системный администратор и по совместительству звукорежиссёр в обычной московской школе"


      1. alef-a
        11.01.2022 13:19
        +1

        Используя эпитет «обычная», автор хотел быть ближе к народу ))


    1. alef-a
      11.01.2022 13:19
      +1

      А что говорить, если город находится на расстоянии 3500км? :D


    1. Denev
      11.01.2022 19:51

      Полностью согласен, вот видео, где разбираю "высокие" зарплаты учителей https://www.youtube.com/watch?v=AMxhXl2gQY4


  1. SSG112
    10.01.2022 16:45
    +5

    Работаю по совместительству инженером в школе. ЗП 7300. 100км от Москвы. Благо появляюсь раз в неделю на пару часов. Ну и плюс за квартиру 50% скидка. Ваши цифры нереальны.


    1. avorsa
      10.01.2022 17:14
      +4

      Реальны, но в Москве (

      Московские школы обычно на сайтах своих публикуют статистику по ЗП за каждый месяц. Информация легко находится и проверяется.


      1. nik_vr
        10.01.2022 18:16
        +3

        Средние зарплаты в образовании считают очень хитро. У нас по школе средняя ЗП больше 30 тыс. При ставке учителя 11700 в месяц. Сколько ставок при такой ЗП в среднем берет 1 учитель, посчитать не трудно.

        А ещё очень интересно считают компенсацию за коммуналку. Когда считают среднюю ЗП для отчётов наверх - коммуналку включают, типа это часть зарплаты. А когда дают справки о средней зарплате (для банков на кредиты или для всяких соц.выплат), коммуналку не включают (это же не зарплата).


  1. nik_vr
    10.01.2022 17:20
    +13

    Очередное докозательстко, что Москва - отдельное государство.

    Я уже 10 лет работаю в государственной школе в Кировской области (пгт, не райцентр даже). Ставка "техника-программиста" - минималка. Делаю всё, что связано с компьютерами + всякое попутное (кабель проложить, технику разгрузить, звукорежиссура, сваять презентацию на скору руку на какое-нибудь мероприятие, обучить новой работе с новой прогой/сайтом коллег и т.п.). Попутно рабортал как ИП - аникеил, ремонтировал железки, ваял простые сайты на WordPress. В сумме на жизнь в провинции хватало.

    Лет 5 назад организовали в школе модный нынче кружок робототехники - взялся за это дело, втянулся. За 8 часов в неделю платят примерно 8 тыс. в месяц. Но в обязанностях - набор детей (читай - реклама), заключение догоовров в родителями, плюс ведение табелей учёта времени для бухгалтерии.

    Параллельно взял часы информатики в среднем звене (среди года ушла в декрет учительница, других желающих не нашлось). После полугода "подпольной" (без профильного образования работы) поступил в пед.колледж, отучился заочно.

    На сегодняшнй день веду 43 часа (включая кружок робототехники, информатику, часы 3Д-моделирования и 3Д-печати по программе "Точка роста"). Всё про всё выходит на руки чуть больше 40 тыс. Плюс компенсация за часть коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, капремонт).

    Ко всему плюсом теперь приходится обслуживать 3Д-принтеры (благо, домой давно прикупил свой, на неём опыты ставлю).

    В общем, на периферии приходится крутиться. Не Москва у нас...


    1. vs74
      10.01.2022 21:14

      Примерна такая же история моей ИТ-карьеры, только единственное, что, не доверяют часы информатики и кружков, т.к. считают, что не достоин эникей быть кому-то преподавателем (считай равно уборщик-преподаватель)


  1. andyudol
    10.01.2022 17:46
    +4

    А какой пункт выбирать в опросе, если я работал учителем физры, информатики и админоэникейщиком (начал техником, а закончил электроником (кажется, так эта должность называлась)) одновременно? Это, кстати, не уникальный случай совмещения. У меня были два знакомых, совмещавших физру с информатикой. У одного из них к тому же основным местом работы был институт космических исследований.


  1. EdwardBatraev
    10.01.2022 19:39
    +3

    5 лет (2001-2006) — учитель математики, информатики, «сисадмин» в сельской школе (реально сельская — в самом крупном классе было 16 учеников, а сейчас этой школы уже почти нет). Расставил в порядке уменьшения вклада в общую зарплату. «Сисадмин» — это что-то вроде лаборанта-ответственного-за-технику-молоко-за-вредность. По сельским меркам зарплата очень большая — почти олигарх, в пересчете на современные деньги в районе 30тр, по тогдашним деньгам — начинал с 6,5 тр когда увольнялся было в районе 9тр — добавились надбавки за разряд.

    С точки зрения знаний и опыта — в общем ничего особо сверх универа не получил, но опыт «настройки» компьютеров набил, научился заправлять картриджи. Сейчас ситуация лучше (практически на следующий год после моего увольнения началась интернетизация школ и сельских в первую очередь).

    Как период жизни один из лучших, возможно просто потому что тогда деревья были больше и зеленее.


  1. kvadratpm
    10.01.2022 21:13
    +4

    Работал в Московской школе. ЗП действительно хорошие, особенно если брать ещё часы информатики. Можно неплохо качнуться в Cisco, и в целом поддержке сетей и автоматизации рутинных вещей. Если всё хорошо и качественно настроить, можно спокойно себе проводить уроки и после них уходить домой. Уволился уже больше года назад и ушёл в разработку, так как надоело что большинстов учителей и сотрудников не очень грамотны в работе с техникой, и считают что ты их раб или слуга. Спокойненько могут ворваться к тебе на урок с криками. Никогда не был против кому-то помогать или обучать, но вот такое отношение к себе прямо скажем - з... надоело. В целом, положительные впечатления.


    1. ed_gar1993
      12.01.2022 09:56

      Знакомо... Работаю в школе учителем информатики и сисадмином. Задолбали... Уроки толком проводить не получается, а отказаться от часов не варик, иначе просто не выжить на з/п сисадмина (МРОТ без вычета налогов)


  1. z0ic
    11.01.2022 03:08
    +2

    Помню, как в конце 90х мы на уроке информатики сканировали открытые порты Яндекса. Потом на имя директора пришло жалобное письмо, что якобы из вашей СОШ производятся атаки на наш сервер. Больше всего досталось учителю информатики, хотя он вообще не понимал о чём речь, до тех пор пока случайно не увидел в моём рюкзаке журнал ][akep.


  1. stasynyo
    11.01.2022 08:25
    +1

    Не удивляйте размеру зарплаты, это все собянинская реформа, такие цифры есть только в Москве


  1. alef-a
    11.01.2022 11:31
    +1

    «Я — системный администратор и по совместительству звукорежиссёр в обычной московской школе…» — после фразы «в обычной московской школе» можно дальше не читать.

    Обычная школа в МСК и в радужных снах не снилась в сибирской провинции.

    Там и сисадминов нет.


    1. souls_arch
      12.01.2022 09:16

      Подтверждаю


  1. protonsk
    11.01.2022 17:55

    Вот кстати неожиданно открыли для меня эту нишу. Спасибо, интересно.


  1. dobrosinets89
    11.01.2022 19:30

    Работал в общеобразовательной преподом по робототехнике, затем в доп. образовании. Москва - явно не Россия. Школа, почти 2000 учеников. Всеми вопросами занимается ОДИН человек. И проблемами с электронным журналом и компьютерами и сетями. Учёт питания - на учителях. Зарплата копеешная. Сейчас подняли ставку - 12 500(было 10 500). Теперь соответсвует МРОТ...


  1. XDred
    11.01.2022 22:17
    +1

    Работал эникейщиком в "МБОУ СОШ" в провинции. Зарплата минималка. У учителей тоже.

    В школе было 1250 учеников, всё что связано с компьютерами было в моём ведении. Так же отвечал за электронный журнал, видеонаблюдение, подготовку компов к ЕГЭ и подобные вещи. За время работы практически с нуля поднял сеть, закупил новые компьютеры, организовал корпоративные ресурсы типа почты.

    Потом придумали сделать робототехнику, заставили подрабатывать и там так как я единственный разбираюсь. 3 часа в неделю.

    В итоге я плюнул и нашёл другую работу, с зарплатой на порядок больше. Всё что тогда настроил до сих пор работает и никем не трогалось. Периодически просят помочь по старой памяти, не отказываю.


  1. souls_arch
    12.01.2022 08:56
    +2

    В большинстве школ России, включая провинциальные "элитные" лицеи и гимназии вовсе не предусмотрены в штате никакие айти специалисты. А учителем информатики работает кто-нибудь по совмещению. Это печально, но это, - правда. Учителя содержат всё за свой счет и на своей инициативе. Даже бумагу и картриджи покупают за свои кровные. Директорами же обычно пристраивают своих жен, любовниц, дочерей, другую родню, бывшие воры и бандиты, а ныне депутаты местных зак собраний и мэры городов. Им не до образования, как и государству.

    Если бы хотя бы 50% школ были хотя бы близко такие как у автора...

    А так в наше время даже предприятия средней руки давно перешли на аутсорс.


  1. arkan1973
    12.01.2022 09:56
    +2

    Тоже с десяток лет подрабатываю в школе дополнительно к основной работе. На основной работе сисадмин (хотя по честному - эникейщик). Регион Кемеровская область. В среднем образовании у нас с IT-поддержкой ситуация аховая, во многих школах несмотря на наличие техники, ставка специалиста по обслуживанию отсутствует. Выкручиваются как могут, часто вербуя на это не слишком толковых студентов. В ходу еще много железа на S775, иногда попадаются живые S478. Короче то еще приключение. Пока в этой школе учился мой сын, мне жилось вполне себе неплохо, он устранял мелкие проблемы, а я честно делился с ним зарплатой. Но он несколько лет как закончил школу (нынче он frontend developer) и на фронте среднего образования теперь я один боец.

    В подопечной школе полгода назад случился кап. ремонт и полная модернизация. Избавились от старого хлама, получили новое железо (55 десктопных ПК+МФУ как рабочие места преподавателей, 30 десктопов как два компьютерных класса для информатики, 84 лэптопа в составе 4 мобильных комплектов и достаточно неплохой сервер). Вогнать пользователей в домен пока не получилось, просто по причине того, что момент ФАКТИЧЕСКОГО завершения работ по монтажу ЛВС практически совпал с предстоящим визитом Губернатора, посему было важно обеспечить старт учебного процесса, "а все остальное - потом". Губернатор не приехал, а процесс пошел, просто на локальных учетках и с наличием доступа в Интернет. Бегать уговаривать перейти в домен мне банально некогда, ибо я приходящий, планирую этот процесс на лето, как в общем то и доделывание и документирование ЛВС (чем интересно занимались подрядчики?)

    На бюджетные деньги накуплено много обучательного софта (кривого?), который при смене локального пользователя просит заново регистрироваться. При этом учителя заранее ходят с обреченным видом, готовя деньги на замену стартовых картриджей МФУ (Да-да, вся расходка, включая бумагу, покупается на свои деньги).

    Из плюсов - все пока на гарантии, и железо и коммуникации (не доделанные). Достаточно компетентные преподы информатики, которые ведут и электронный журнал и школьный сайт.

    Из минусов - крайне низкая квалификация сотрудников в плане IT даже как просто пользователей, независимо от возраста и остутствие мотивации на самообразование (у учителей-то). И еще отстутствие финансирования на поддержку всей этой инфраструктуры...


    1. alef-a
      13.01.2022 10:32

      «остутствие мотивации на самообразование (у учителей-то)» — они и так перегружены, там не до мотивации ))


      1. arkan1973
        13.01.2022 12:42

        Так-то оно так... Но загруженность учителя это следствие не только большого количества часов... Отчетность замучила? Список учеников получающих льготное питание сформировать - пжалста, список посещающих кружки - пжалста, с разбивкой по тематике кружков - пжалста. Каждый новый отчет - в Word'е.

        А как же Excel и сводные таблицы?, - Не, не слышали. Word наше всё. Даже суммы будем на калькуляторе рядом считать. Режим докладчика в PowerPoint? - Это еще что такое? Не, мы не понимаем что такое "Расширить рабочий стол..." Только дублировать экраны.

        Налепить магнитиков на интерактивную доску и потом паниковать что мышь неадекватно себя ведет - это вообще что?

        Знаете как ни прискорбно, но шутка про: "Ума нет - иди в Пед!" очень часто реальна.


    1. alef-a
      13.01.2022 11:13
      +1

      Мне, не помню откуда — в кем. обл., звонила директор школы и просила приехать настроить интерактивную доску. У них в школе есть разнорабочий — бывший шахтёр на пенсии, но доску он даже распаковывать не стал, сказал, что пенсии не хватит расплатиться, если сломает (доска 300т руб.)

      Так она в школе на складе уже лет 5 лежит, повесить и настроить некому ))


      1. arkan1973
        13.01.2022 12:56
        +1

        Несколько лет в подопечной школе мертвым грузом отлежал комплект Votum-21 (кстати тоже весьма недешевый), занятная такая штука, позволяет в классе опросы делать, с автоматической оценкой и формированием отчетности. Даром что есть кому и проверить и настроить.

        Но, когда было просмотрено несколько примеров из числа входящих в комплект, возникло понимание, что каждый новый опросник необходимо делать САМОСТОЯТЕЛЬНО. Не... Нам такое не надь, вот типа кто нибудь бы сделал - мы бы тогда огого!!


  1. E287641
    13.01.2022 10:42
    +2

    В нашей компании рядовые инженеры и разработчики - практически все молодые люди. Со временем они или увольняются (какова их дальнейшая судьба - не берусь сказать, не знаю) или повышаются на руководяшие должности (руководящих должностей, естественно, очень мало). А на смену им приходят студенты. Так что со временем у любого рядового сотрудника могут начаться сложности.

    Но вот у школьного учителя информатики этих проблем нет вообще. Можно работать хоть до 80 лет, если есть интерес и желание. Вот это несомненный плюс!