Может, всё так просто?
Может, всё так просто?

Компания Geekfactor cовместно с Getmentor.dev проводит программу подготовки к трудоустройству в зарубежные стартапы (бесплатно помогаем подготовиться к интервью и показываем резюме классным компаниям) — почитать о ней подробней и зарегистрироваться можно тут.

Когда гуглишь «что спросить у работодателя на собеседовании», поисковые системы выдают ресурсы с однотипными рекомендациями:

  • Чего вы ждете от нового сотрудника в первые полгода?

  • Расскажите о вашей корпоративной культуре.

  • Почему вам нравится работать в этой компании?

И так далее.

Скорее всего, эти вопросы вы уже видели не раз. Они подойдут для любой компании и любой должности, потому что они поверхностные. Вы задаёте шаблонный вопрос, вам выдают шаблонный ответ. Ближе к истине вы не становитесь. К тому же, ответы — по крайней мере, публично транслируемые — можно легко найти самому на Glassdoor и в LinkedIn. 

Многим этого достаточно. Но если вы уже не первый год работаете в IT и сформировали ожидания от будущей компании, вам нужна стратегия — и вопросы — посложнее.

Небольшое отступление: возможно, вас, как и меня, учили не задавать сложные вопросы, чтобы не отпугнуть работодателя. Традиционно считается, что это вы претендуете на вакансию в их компании, поэтому вы должны показать себя с лучшей стороны и следить за языком, чтобы получить вожделенный оффер. Мне потребовался не один год, чтобы избавиться от привычных установок и начать мыслить по-новому. Теперь я точно знаю, что нужно не бояться разговаривать с рекрутерами предметно — так вы сможете принимать более обоснованные решения.

Примечание редактора: как указано в тегах, это перевод статьи американского разработчика об американских реалиях, и пока сложно представить, чтобы описанные вопросы задавали на собеседованиях в России. Но вопросы действительно важные: признаёт ли руководство за собой ошибки, как относится к ошибкам сотрудников, как расти в грейдах, что будет, если выгоришь. Мы решили опубликовать статью, а заодно призвать к дискуссии: задаёте ли вы подобные вопросы будущим работодателям? Находите ли их полезными? Приглашаем к чтению — и обсуждению.

Стремление к диалогу

Я всегда советую превратить собеседование в беседу. Встречи не должны проходить только в формате «вопрос—ответ», иначе общение будет поверхностным и однообразным. За свою карьеру я участвовал в сотнях собеседований веб-разработчиков (как со стороны соискателя, так и со стороны компании), и лучше всего мне запомнились живые и увлекательные разговоры.

Когда кандидат и HR общаются свободно и открыто, а в ходе беседы выясняют, подходят ли обе стороны друг другу, — это прекрасно. На таких собеседованиях обсуждают опыт работы, квалификацию, вознаграждение, особенности корпоративной культуры и другие важные вещи. А еще шутят, стремятся к взаимопониманию и вдумчиво оценивают друг друга.

Но как выстраивать такие беседы и какие темы затрагивать? Спасибо, что спросили.

Значимые вопросы

Несколько лет назад я составил для разработчиков список подсказок и советов для более содержательного проведения собеседований. Мы с коллегами успешно применяли эти идеи на практике. Затрагивая предлагаемые темы, вы сможете больше узнать о вакансии и заставить рекрутеров выйти за рамки стандартных ответов на шаблонные вопросы.

Заметьте: цель не в том, чтобы впечатлить менеджера по персоналу оригинальными вопросами, речь не о психологических уловках в духе Декстера. Ваша задача — получить наиболее полное представление о должности, на которой вам предстоит работать не один год.

Да, некоторые темы могут поначалу казаться неудобными. Но помните, что вы просто собираете информацию. Вежливо задавать непростые вопросы — это нормально.

Вот эти вопросы.

1. Роадмап для сотрудников

Нужно понимать, что в компании думают не только о бизнес-потребностях, но и о вашем развитии. Подобно тому, как компания составляет дорожную карту продукта или стратегию привлечения клиентов, она должна сформулировать свое видение вашего карьерного пути в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

Примеры

  • В какую сторону развивается эта позиция и что она будет представлять собой через год, два года, пять лет и больше?

  • Как продвижение по роадмапу повлияет на мою должность, обязанности, оклад?

2. Культура терпимости к ошибкам

Давайте признаем: холодильники с забитыми полками, бесплатные обеды и столы для пинг-понга это, конечно, круто. Но на самом деле вам нужна комфортная атмосфера, где вы можете быть собой и добиваться успеха. Убедитесь, что компания помогает сотрудникам учиться на своих ошибках, а не угрожает увольнением за непродуктивность каждый недочёт.

Примеры

  • Расскажите, как в компании поддерживают атмосферу психологической безопасности?

  • Каким образом проводится работа над ошибками?

  • Как в компании относятся к культуре отказа от обвинений и как происходит анализ полученного опыта, чтобы каждый мог учиться на ошибках?

3. Недавнее повышение

Поначалу бывает неясно, как продвигаться вверх по карьерной лестнице. На собеседовании у вас есть шанс это выяснить. Попросите о встрече с человеком, который занимал интересующую вас должность и ушёл на повышение. Вы сможете расспросить его обо всех деталях — от типичного рабочего дня до сроков и подробного алгоритма продвижения по службе.

Примеры

  • Вас повысили за вклад в дело. Как начальство его заметило?

  • Есть какие-то особенности у трудовой этики вашей компании?

  • С помощью каких систем вы и члены вашей команды можете отслеживать свои достижения?

4. Ответственность руководства

Лучшие руководители — те, кто умеют признавать свои ошибки. Для этого нужны способность к самокритике, скромность и уважение к сотрудникам. На собеседовании важно выяснить, насколько руководство готово открыто и честно признавать свои промахи.

Примеры

  • Расскажите, пожалуйста, о последнем случае, когда руководство признало свою ошибку. 

  • Каким образом преподнесли эту информацию, как отреагировала команда, какие выводы были сделаны?

  • Как собирается обратная связь от сотрудников руководству компании?

5. Психологическое благополучие

Это важно и для сотрудников, и для компании. Нужно убедиться, что ваш будущий работодатель не только не игнорирует важность психического здоровья, но и задействует какие-то механизмы, чтобы обеспечить общее благополучие сотрудников. Помните, компания должна заботиться не только о вашей продуктивности, но и о душевном состоянии — все-таки в долгосрочной перспективе это неоценимо.

Примеры

  • Как в организации помогают сотрудникам поддерживать work-life balance?

  • Как команда помогает справляться со стрессом и выгоранием и какие ресурсы доступны работникам, испытывающим сложности?

  • Есть ли возможность работать удаленно, брать отгулы и устраивать дни психологической разгрузки?

6. Менторство

Каждый, у кого был хороший ментор, подтвердит, что менторство положительно влияет на карьеру. Оно дает возможность учиться друг у друга, а это идет на пользу обеим сторонам. Очень важно затронуть этот вопрос на собеседовании.

Примеры

  • Какая модель менторства применяется в компании?

  • Чем подтверждается эффективность вашей программы менторства?

  • Как вы помогаете формировать отношения между менторами и менти в команде?

7. Культура непрерывного обучения

Мир ускоряется. Чтобы оставаться в рынке, нужно постоянно учиться и адаптироваться. Компания, с которой вы ведете переговоры, должна это понимать. Узнайте заранее, как отдел кадров помогает учиться и ставит цели.

Примеры

  • Как построена ваша система постановки и отслеживания профессиональных целей? Какую помощь я получу для повышении своей квалификации?

  • Каким образом команда вносит вклад в достижение интеллектуального лидерства компании в отрасли?

  • Какие качества, помимо выполнения должностных обязанностей, требуются для достижения карьерных целей?

Выводы

Мы проводим на работе треть суток и отдаем ей много сил и энергии. Удовлетворенность работой — важная составляющая нашего благополучия в целом, поэтому к выбору места работы нужно подходить ответственно.

Я рекомендую заранее обсудить с будущим работодателем важные для вас темы — особенно, если вам важно, чтобы ваши ценности совпадали с ценностями компании. Если эти вопросы задавать неудобно, переформулируйте их или пошлите HR по почте после собеседования.

Помните, вы заслуживаете того, чтобы работа приносила радость, заслуживаете гордиться компанией, частью которой являетесь, и у вас есть долг перед самим собой — найти такое место, где вы раскроете свой потенциал и будете вносить свой вклад в общее дело.

Желаю вам веры в себя, успехов и, главное, удовлетворения от работы.

Читайте также:

Компания Geekfactor cовместно с Getmentor.dev проводит программу подготовки к трудоустройству в зарубежные стартапы (бесплатно помогаем подготовиться к интервью и показываем резюме классным компаниям) — почитать о ней подробней и зарегистрироваться можно тут.

Может быть, у вас есть истории, связанные с вопросами на собеседованиях? Будем рады, если поделитесь ими в комментариях!

Комментарии (16)


  1. KongEnGe
    10.02.2022 16:58
    +4

    Когда я хочу конструктивно унизить нанимающую сторону, всегда спрашиваю в ответ на "какие сильные и слабые стороны вы видите у себя через пять лет в нашей компании": "а как у вас построен continuous integration? может ли типовой проект быть собран не через IDE, а несложной командной строкой".

    Обычно у задающих первый вопрос нет приличного ответа на второй.


    1. ValentinDom
      10.02.2022 17:26
      -1

      Прекрасно!


    1. novoselov
      10.02.2022 22:28

      Не знаю где вы собеседовались, но я часто задаю такой вопрос чтобы понять уровень автоматизации и стек, все нормально отвечают, сам несколько раз отвечал на подобный вопрос, вообще не вижу тут проблем.


      1. KongEnGe
        10.02.2022 23:42

        Обычно нормально отвечают там, где в hr-игры про психологию не играют. Но там и вопрос задавать не приходится -- все сами скажут.


    1. ivanych
      11.02.2022 11:19

      Это фиговый вопрос, потому что это внятный технический вопрос, на который можно дать внятный технический ответ:)

      Для низведения и курощения нужно задавать невнятные вопросы! Например, как в статье выше - "как развивается эта позиция?".


      1. KongEnGe
        11.02.2022 13:07

        да, можно, но неприятно показывать, что чего-то, про что знает кандидат, у нанимателя нет.


    1. werevolff
      12.02.2022 06:28

      Это технический вопрос. Не факт, что знание того, как реализована CI в компании, поможет в будущем. Ну скажут вам: да, у нас есть CI при мерже в девелоп/мастер запускается проверка, и, если она проходит, код собирается на сервере. И что дальше? Это не расскажет вам о перспективах роста в компании. Я уверен, что очень многие айтишники устраиваются на работу, осознавая, что их зарплатные ожидания - это плата на старте. Через год соседние компании будут предлагать от 50% больше, а сам человек приобретёт больше компетенций. Поэтому, вопросы о перспективах, аттестации, отпуске, толерантности компании и о вознаграждении - естественные.


  1. ValentinDom
    10.02.2022 17:27
    +2

    В комментариях на Фейсбуке предложили на собеседовании с собственником (если такое происходит) спрашивать его, кем он видит себя в компании через 5 лет.


  1. XaBoK
    11.02.2022 03:06
    +3

    Спрашивать про свою карьеру просто необходимо. Я примерно так и спрашиваю. Если я буду хорошо работать, то где/кем вы меня видите через 5 лет? Что значит для вас "хорошо работать"? Какими новыми навыками я буду владеть?

    Поделюсь маленькой хитростью. Устраиваетесь в большую компанию - спросите после собеседования (не важно кого спрашивать) как зовут местного эникейщика (техника, админа и тд). Если сразу назовут имя, да еще и похвалят - ждите пропадающую сеть, просроченные сертификаты, несколько дней настройки и установки рабочей станции. А вот если спросить имя HR и вам радостно ответят, то тут, конечно, большой плюс - значит работниками занимаются.

    В идеальной компании админа вы видите 2 раза (при найме и увольнении), а отдел кадров с вами на связи всё время.


    1. ivanych
      11.02.2022 15:04
      +1

      Другая маленькая хитрость - зайти в туалет. Туалет - лицо компании.


      1. VladislavaZ Автор
        11.02.2022 15:11

        Были случаи, когда туалет стал красным флагом для найма?


    1. Jammarra
      12.02.2022 22:05

      Какое то у вас странное представление о крупной компании.

      В крупной компании обычно есть целый отдел. Возможно из нескольких сотен человек который обслуживает внутреннюю инфраструктуру.

      Или вы серьезно думайте что в условном Яндексе один эникей на все здание?)


  1. hellamps
    11.02.2022 05:58
    +1

    Может я не там собеседусь, но я ни разу не общался с такого уровня руководителями, кто может ответить на такой вопрос.

    Да они и сами не знают, где они через год будут и какая культура будет на повестке дня послезавтра, выстрелит ли проект или нет.

    Да и представьте себя на их месте, какие они могут вообще сделать предположения о ваших перспективах видя вас первый-третьий раз в жизни? Какого уровня будет такая оценка? Я вижу близкий и правдивый ответ только если вы раньше работали вместе и именно за ваши качества вас переманивают дальше...


  1. Throwable
    11.02.2022 10:02

    Это все конечно хорошо и правильно, однако скорей всего на все свои вопросы вы получите стандартные малоформатные ответы по которым сложно будет понять что-то конкретное. С другой стороны шаблонные вопросы со стороны рекрутера должны у кандидата вызывать тревожный звоночек по общего впечатления о компании.


  1. danSamara
    11.02.2022 12:13
    +4

    Я всегда задаю вопросы по темам выше. Не именно в таких формулировках, они "западные", если можно так выразиться, но по смыслу - аналогичные.

    Мне всегда интересно:

    • каким образом оценивается результативность сотрудников, как сотрудники узнают о результатах оценки;

    • есть ли индивидуальный план развития сотрудника, если нет, то каким образом можно его сформировать и кто будет давать мне обратную связь по нему;

    • как и когда происходит повышение в должности, как и когда повышают зарплату;

    • какие конкртено хард и софт скиллы востребованы у сотрудников в компании в целом и для моей позиции в частности;

    • какие процессы и правила "прибиты гвоздями", а какие - отдаются на откуп команде и лично разработчикам;

    • что в компании считается неприемлимым;

    • как компания способствует повышению компетенций сотрудников - обучение, митапы, конференции, литуратура, курсы и т.д.;

    • есть ли институт наставничества и что он из себя представляет;

    • как происходит погружение в компанию/команду;

    • как происходит процесс разрешения конфликтов - полный цикл, от появления проблемы до её разрешения;

    • примеры конфликтов в команде, в компании, результаты;

    • как оценивается работа руководителей подчинёнными;

    • график работы, а так же больничные, отгулы;

    • как часто бывают переработки, почему они происходят, как компания с этим борется;

    • сколько людей за последний год "выгорело", почему, что сделано, чтобы не повторялось;

    • почему ищут человка на эту должность;

    • был ли другой человек на ней, куда он делся и почему;

    • какова текучка в компании и почему обычно сотрудники увольняются;

    • чем больше всего сотрудники в компании недовольны;

    Некоторые вопросы я задаю не по одному разу - от разных сотрудников можно услышать разные ответы )


    1. hellamps
      12.02.2022 02:55

      кстати, очень интересный вопрос, который подходит вне зависимости с которой ты стороны при собеседовании: какой был последний проект реализованный по вашей инициативе?

      смешно еще и то, что рекламаторы "ownership" из амазона не смогли вспомнить таких на их счету...