Здравствуйте, уважаемые читатели Хабра!

Эта статья, в большей степени, ориентирована на онлайн-предпринимателей, чем на спецов-айтишников. Старался написать простым языком, поэтому не судите строго :) Если вы подумываете об открытии своего интернет-магазина или уже торгуете на маркетплейсе - эта информация для вас.

Маркетплейс или свой магазин?

За последние 2-3 года благодаря маркетплейсам многие предприниматели освоили электронную коммерцию. Покупать и продавать товары онлайн стало просто и привычно.

Но продавец на маркетплейсе, как и блогер в соцсетях - только в гостях. Не всегда подходящие условия, ограничения, высокие комиссии - всё это есть. И даже если площадка прямо сейчас даёт хороший трафик и продажи, всегда существует риск бана аккаунта. 

— Что тогда будет с вашим бизнесом? 

— Правильно, он схлопнется. 

— Как защитить себя от "Чёрного лебедя"?

— Открыть свой независимый магазин.

Кроме того, есть множество товарных категорий, которые выгоднее продавать через собственный магазин: крафтовые изделия, оригинальные товары массового спроса, технически-сложные товары, когда требуется грамотная консультация перед покупкой, товары с уникальными условиям поставок, продажи от официальных дилеров и т.д.

Вот пара десятков примеров из личного опыта, для которых свой магазин - более удобный, выгодный или единственно возможный вариант, чем маркетплейс:

  1. Мотоциклы и квадроциклы;

  2. Спецтехника и запчасти;

  3. Станки и оборудование для производства;

  4. Органические продукты питания;

  5. Брендированные бизнес-сувениры;

  6. Осетрина и икра с собственной фермы;

  7. Обувь ручной работы;

  8. Доставка обедов на дом и в офис;

  9. Нестандартная одежда больших размеров;

  10. Веганская скоропортящаяся продукция;

  11. Напольные и настенные ковры;

  12. Зеркала с подсветкой по размерам на заказ;

  13. Расходные материалы для машиностроения;

  14. Дизайнерская мебель и предметы интерьера;

  15. Интернет-магазин проектов загородных домов;

  16. Книжно-журнальное издательство;

  17. Торты и пирожные на заказ;

  18. Пицца и роллы на доставку;

  19. Мебельные ткани и фурнитура;

  20. Продажа обучающих курсов.

Торговля на маркетплейсе - это всё равно, что продавать товар на рынке плечом к плечу с другими продавцами или арендовать отдел в торговом центре. Маркетплейс, как рынок или ТЦ, обеспечивает поток покупателей (на самом деле не всегда), но диктует правила в одностороннем порядке и взимает аренду и комиссию.

Собственный интернет-магазин - это как открыть свой, пусть и небольшой, магазин с отдельным входом, где вы сможете обустроить всё по личному усмотрению.

Открытие интернет-магазина

Сегодня запустить свой интернет-магазин может каждый желающий даже не располагая солидным бюджетом на разработку и знаниями в IT. Всё уже придумано, протестировано и доступно для обычных пользователей. Но и здесь существует 3 принципиально разных решения, каждое из которых имеет свои плюсы и минусы:

  1. Конструкторы интернет-магазинов или CRM-магазины;

  2. Бесплатные CMS для интернет-магазинов;

  3. Платные коммерческие платформы для электронной коммерции.

Я помогаю предпринимателям открывать интернет-магазины и развивать продажи через интернет с 2005 года. За это время лично запустил более 400 проектов и помог консультациями нескольким тысячам человек. В этом обзоре я поделюсь с вами тремя вариантами запуска интернет-магазина с примерами современных платформ, а вы сможете выбрать и попробовать наиболее подходящие именно вам.

Список CMS (Content Management System - система управления контентом) платформ для интернет-магазинов, приведённый в этой статье, не претендует на 100% полноту. По данным портала CMS Magazine на конец марта 2022 года существует 580 официально зарегистрированных систем для онлайн-продаж, а “самописных” решений в разы больше.

За 17 лет работы в этой отрасли мне удалось познакомиться со многими из этих программных продуктов. И здесь я пишу только о тех, которые зарекомендовали себя в качестве лучших решений на мой взгляд.

Бизнес модель своего интернет-магазина

В eCommerce бизнесе есть несколько составляющих. Это платформа, логистика, трафик и товар. В случае с маркетплейсами 3 из 4 вопросов, в зависимости от выбранной модели, закрывает сама площадка.

Когда вы открываете свой интернет-магазин, то вам нужно будет решать вопросы не только с товаром, но и с его хранением и учетом, нанимать и контролировать курьеров или заключить договор со службой доставки, позаботиться о законных способах приёма платежей в вашем интернет-магазине, самому администрировать заказы или нанять помощника.

Также на ваши плечи полностью ложится привлечение трафика покупателей и работа по развитию бренда интернет-магазина. Но зато вы торгуете на своих условиях, а для многих ниш это значительный аргумент.

И если вы готовы решать эти задачи самостоятельно или с помощью аутсорсинга, то вот 3 возможных пути запуска своего интернет-магазина:

1. Интернет-магазин на конструкторе или CRM-магазин.

Онлайн-конструктор интернет-магазинов - самый верный способ для новичков в интернет-продажах, чтобы "пощупать" рынок независимого eCommerce. Даже несмотря на то, что использование конструкторов стоит денег, пусть и не больших, но почти у всех есть бесплатный пробный период, чтобы вы могли познакомиться с интерфейсом и освоиться в системе перед принятием решения о покупке тарифного плана.

Вы буквально за 1 день создаёте свой магазин из готовых блоков, запускаете рекламу и начинаете продавать.

Плюсы:

  • Быстрый запуск без программистов: зарегистрировались, настроили внешний вид, подключили службы доставки и оплаты, загрузили товары и всё - можно торговать.

  • Низкая стоимость владения: от совсем бесплатных с ограничением на количество товаров, до недорогих в пределах 1000-3000р в месяц.

  • Никаких проблем с техподдержкой и обслуживанием.

  • Возможность расширения функционала при переходе на другие тарифы.

Минусы:

  • Здесь, также, как и с соцсетями, вы в гостях у сервиса. Но зато можно быстро протестировать идею и оценить свои силы в свободной торговле.

Примеры:

  • Ecwid

  • InSales

  • Tilda

  • Webasyst Shop-Script в облаке

  • CRM Битрикс24

2. Интернет-магазин на своём сервере с бесплатной платформой.

Здесь вы не ограничены ни количеством товаров, ни полётом собственной фантазии в плане функциональности и внешнего вида вашего магазина. Вы можете воспользоваться готовыми шаблонами и модулями, а потом доработать их под свои задачи.

Помните анекдот?

Купили американцы чертежи русской подводной лодки. Собрали - получился паровоз. Разобрали по винтику, всё перепроверили, снова собрали - опять паровоз. Читают, а внизу мелким шрифтом: “После сборки обработать напильником”.

Вот так и с бесплатными платформами - всё будет отлично выглядеть и работать, если вы готовы сами копаться в коде или у вас есть знакомый сын маминой подруги, который всегда выручит за пару пива.

Конечно, можно заказать разработку интернет-магазина на бесплатной платформе у фрилансера или в веб-студии. Но это, скорее всего, будет долго, не дёшево и совершенно не гарантирует качество.

Плюсы:

  • Полностью бесплатная система. Есть платные PRO-версии многих плагинов и шаблонов, но, реально, на бесплатных тоже можно успешно работать.

  • Нет ограничений по количеству товаров и клиентов, полная свобода творчества с внешним видом и функционалом.

  • Это ваш собственный магазин на своём сервере. Вы никак не зависите от внешних торговых площадок и гостевых соцсетей. Если есть резервная копия, то можно быстро переехать на другой сервер или даже поменять адрес магазина - ваш бизнес не пострадает.

Минусы:

  • Платить всё равно придется. Как минимум - за домен и сервер. Для магазина это 3000-5000 рублей в год.

  • Настройка и запуск занимают немало времени и требуют знаний программирования и опыта работы с выбранным “движком” магазина. Также пригодится умение работать в графических редакторах и обладать познаниями в области SEO-оптимизации сайтов.

  • Приготовьтесь к постоянной работе “под капотом”. Для бесплатных платформ выпускается много обязательных обновлений, в том числе - для безопасности сайта. Их нужно устанавливать и настраивать самостоятельно. Ну и при возникновении ошибок в системе - исправлять их снова вам или искать очередного фрилансера и вводить его в курс дела.

Примеры:

  • WordPress WooCommerce

  • OpenCart

  • ModX

3. Интернет-магазин на своём сервере с коммерческой платформой.

Если ваш товар уже отлично продается на маркетплейсах или вы планируете скопировать чужой успешный бизнес (ничего страшного в этом нет - рынок растет и места, пока, хватит всем), то лучше сразу выбрать коммерческое решение по созданию интернет-магазина.

Такой вариант гарантирует качество и соответствие всем современным правилам и тенденциям электронной коммерции и имеет исчерпывающий функционал для успешной онлайн-торговли уже с момента запуска.

Да, это стоит денег. Но, при этом, вы получаете профессиональный инструмент для продаж через интернет с поддержкой разработчика и практически безграничными возможностями по “подгонке” витрины под ваш бизнес.

Плюсы:

  • Профессиональная надежная платформа с функционалом “как у лидеров рынка”. На самом деле даже не “как” а именно она, так как многие “топы” используют эти системы.

  • Высокая устойчивость к нагрузкам и отсутствие ошибок, связанных с недоработкой платформы, как это часто бывает с бесплатными “движками” интернет-магазинов. Если ошибки и возникают, то они быстро исправляются разработчиком платформы.

  • Всегда “в тренде” - создатели коммерческих платформ, также, как и в случае с конструкторами магазинов, всегда следят за изменениями рынка и внедряют новые фишки и функции в свои системы.

  • Оптимизация под поисковые системы и внешние сервисы “из коробки” -  Импорт и экспорт, складские программы и учет, SEO, реклама, аналитика, службы доставки и оплаты, даже подключение маркетплейсов в качестве дополнительных витрин и многое другое.

  • Централизованная поддержка от создателя платформы, а не только от разработчика именно вашего магазина.

Минусы:

  • Цена внедрения и обслуживания. В средней комплектации с достаточным функционалом будьте готовы выложить не менее 50-100 тысяч за лицензии программного обеспечения и ещё, как минимум, столько же за работы по запуску. Кроме того, потребуется ежегодное продление лицензий. Как правило, это до 50% от стоимости их приобретения. А если говорить о “крутых и мощных” магазинах, то здесь стоимость запуска начинается от 500 тысяч и выше. 

Примеры:

  • 1С-Битрикс

  • WebAsyst Shop-Script серверная версия

Резюме

Если у вас стартап по продаже серых параллельно-импортированных айфонов или вы уже торгуете небольшим ассортиментом товаров на маркетплейсе, то обратите внимание на конструкторы. Это поможет вам очень быстро и экономично запуститься без привлечения сторонних специалистов и попробовать продажи в свободном плаванье.

Если вы инженер, технарь и просто очень экономный человек, который не боится трудностей - то ваш путь это бесплатные “движки” интернет-магазинов. Не жалейте своё время и смело ввязывайтесь в бой с вёрсткой и скриптами!

Ну а если вы предприниматель “на опыте” или знаете, как идут дела в успешных интернет-магазинах изнутри, то для быстрого роста вашего бизнеса без лишних технических трений лучшим выбором будет платная CMS интернет-магазина.

С радостью отвечу на ваши вопросы по запуску собственного интернет-магазина в комментариях или, когда вы будете готовы, проведу личную консультацию.

- - -

С уважением к вам и вашему бизнесу,

Дмитрий Чёрный.

Комментарии (4)


  1. DrinkFromTheCup
    03.04.2022 15:41

    Также на ваши плечи полностью ложится привлечение трафика покупателей и работа по развитию бренда интернет-магазина.

    Независимо от выбора площадки, привлечение клиента всегда лежит на продавце.

    Глобальные площадки а-ля Ebay доверху засижены демпингующими что попало китайцами.

    Локальные а-ля русский Озон или белорусский Куфар - малозаинтересованы в некрупных магазинчиках.

    "Доски объявлений" аля deal.by и Авито завалены мусорными лотами.

    Менять неизвестность-на-маркетплейсе на неизвестность-в-сети-вообще - так себе размен.

    1. Интернет-магазин на конструкторе или CRM-магазин.

    ...

    Tilda

    Как конструктор интернет-магазинов, Tilda невыносимо отвратительна и невероятно чудовищна. Потому, что плохо облегчает как первичную настройку (продавцу), так и выбор товара (покупателю), при этом требуя совершенно неочевидных действий для простейшего торгашеского функционала.

    Всё настолько плохо, что для того, чтобы сделать кнопку "Добавить в корзину", которая бы выглядела не как чернушный хипстерский трип, надо долбить HTML+CSS вручную. Что противоречит самой идее "тильды".

    Не хочу даже думать, через какие боль и ненависть там надо пройти, чтобы добавить функционал сравнения похожих товаров. Хотя это, в общем-то, наибазовейший функционал. Необходимый, помимо прочего, как замена "реального" продавца заприлавочного в онлайне.

    Зато есть десяток очень_нужных разных методов оплаты... и нет адекватной поддержки доставки.

    Ну а если вы предприниматель “на опыте” или знаете, как идут дела в успешных интернет-магазинах изнутри, то для быстрого роста вашего бизнеса без лишних технических трений лучшим выбором будет платная CMS интернет-магазина.

    Рискну скапитанить, что у успешных интернет-магазинов дела идут успешно по одному и тому же шаблону: заманить, заметить, заплатить, забрать.

    А вот нюансы у разных платных CMS-магазинолепилок для этого шаблона - разные. Причём, разные для разного ассортимента.

    И вот табличка нюансов бы тут, возможно, очень даже не повредила...

    Например, спец, начитавшийся в старых статьях бредней о том, что Magento настолько легко устанавливается, что достаточно 1 (одной) консольной команды для этого (а то и вовсе без неё), будет очень неприятно удивлён, когда попытается это воплотить... Нюанс нужный, нюанс важный.


    1. dblackpro Автор
      03.04.2022 15:56

      1. Речь о том, что маркетплейс, какой бы он ни был "замусоренный", всегда будет поливать трафик продавцу. На своём сайте такой "халявы" не будет.

      2. Да да, а если ещё в код заглянуть, то там вообще тихий ужас. Тем не менее, это один из самых популярных конструкторов. И многим с ним действительно легко.

      3. Не понял, что вы имеете в виду про шаблон?


  1. FoxiaKo
    04.04.2022 12:01

    Ну я думаю, тут зависит от задачи и бюджетов. Самому в любом случае сложнее, больше времени уйдёт. Хотя в собственном магазине можно заниматься дропшипингом, а на маркетплейсы нужно закупать товар


    1. dblackpro Автор
      04.04.2022 14:41

      Да, про дропшиппинг точно сказано.

      Еще с помощью конструкторов на скорую руку можно тестировать товарные ниши - вообще зайдёт товар или нет.