Привет, читатель! Меня зовут Марчук Иван, и я разработчик мобильного Android-приложения Teacher's Assistant («Помощник учителя»). Я начал его разрабатывать еще школьником, когда учился в «IT Школе Samsung». Сейчас мое приложение скачали более 160 тысяч человек.

Помощник учителя – это электронный журнал для учителей, где они могут ставить оценки, отмечать посещаемость и записывать ДЗ, а также удобный инструмент для учета активности учеников во время урока.

Подробнее о моем приложении и о том, как я его создавал, читайте далее.

Главная страница приложения «Помощник учителя»
Главная страница приложения «Помощник учителя»

Как появилась идея

Всякий, кто работал учителем, знает, как неудобно ставить оценки и отмечать во время урока в журнале тех, кто ответил. Приходится держать под рукой блокнот, рыться в бумажках или судорожно скроллить электронную таблицу. Из-за этого учителю приходится отвлекаться от подачи материала. Учитель теряет концентрацию и внимание учеников, они успевают заскучать и заняться посторонними делами. А если сделать ошибку в заполнении журнала, то на следующий день обязательно кто-то из учеников подойдет и спросит: «я же столько раз отвечал, почему вы не поставили мне оценку?» Или ничего не спросит, но и не захочет больше активно участвовать. Кроме того, в обычном электронном журнале нельзя записать число правильных ответов, если вы, к примеру, устроили блиц-опрос.

Именно об этих проблемах мне рассказала моя учительница Набережная Анна Павловна, когда я был в 10 классе. Она же и предложила мне поучиться программированию под Android в «IT Школе Samsung». С этого и началась работа над моим проектом.

Я пообщался с другими учителями в школе, чтобы понять, что именно им нужно, и в итоге мне удалось создать примерный список того, что должно уметь идеальное приложение.

«Помощник учителя», страница урока 
(три ученика отсутствуют, пятеро получили оценки, один из них получил несколько оценок)
«Помощник учителя», страница урока (три ученика отсутствуют, пятеро получили оценки, один из них получил несколько оценок)

Функции приложения

Что важно для учителя на уроке? Видеть весь свой класс, не теряя внимание каждого, увлекательно и без пауз вести по учебному материалу! Приложение поможет в этом: ответил ученик Иванов – нажали на иконку Иванова – поставили ему пятерку. А Сидоров не смог ответить – нажали на его иконку и поставили ему «двойку», сделав пометку: «спросить в следующий раз».

Если конкретнее, нужно было, чтобы в приложении учитель мог:

  • поставить оценку, просто нажав пальцем на иконку ученика;

  • быстро отметить тех, кто отсутствует на уроке, и указать, почему;

  • быстро записать домашнее задание на завтра и оставить комментарии (например, как зовут маму одного из учеников);

  • составить гибкое расписание с возможностью менять сетку звонков;

  • отметить количество ответов ученика за урок;

  • поставить ученику несколько оценок: за домашнее задание, контрольную, диктант и т.д.;

  • получить автоматическую статистику, например, чтобы знать, какая выходит оценка за четверть.

«Помощник учителя», таблица с оценками учеников «7А» 
(верхние индексы означают номер урока, например, 
17 сентября будут третий и пятый уроки).
«Помощник учителя», таблица с оценками учеников «7А» (верхние индексы означают номер урока, например, 17 сентября будут третий и пятый уроки).

В приложении есть три основных раздела:

  1. Учебные группы.

  2. Кабинеты с расставленными партами.

  3. Расписание уроков.

Типичный сценарий использования выглядит примерно так:

  • Учитель добавляет кабинеты, в которых будет проводить занятия, и учебные группы.

  • Расставляет в каждом кабинете парты, «рассаживает» за них учеников.

  • Создает расписание – его всегда можно быстро посмотреть и отредактировать.

  • Теперь можно начать урок. Чтобы поставить оценку, достаточно просто нажать на иконку ученика. Оценки сохраняются в большую таблицу, которую можно посмотреть в любое время.

Пересадить учеников и переставить парты можно прямо во время урока. Есть разные типы пропусков (болел, прогулял) и разные типы оценок (контрольная работа, ДЗ, тест).

В планах добавить импорт, экспорт (в формате .xlsx) и резервное копирование данных.

«Помощник учителя» позволяет расставлять парты в кабинете и «рассаживать» за них учеников
«Помощник учителя» позволяет расставлять парты в кабинете и «рассаживать» за них учеников

Из приложений, доступных на сегодняшний день в Play Market, только в «Помощнике учителя» удачно реализована функция виртуальных классов. Большинство наших конкурентов предлагают, по сути, электронный аналог бумажного журнала и недавно стали вводить «виртуальные классы». При этом, с моей точки зрения, предлагаемые интерфейсы плохо адаптированы к реальным потребностям пользователей.

«Будни» разработки

Я писал приложение в Android Studio на языке Java. Делал его с нуля, пользуясь уроками «IT Школы Samsung» и статьями в интернете. Сторонние библиотеки практически не использовал.

«Помощник учителя» мало весит и быстро работает почти на любом устройстве. Чтобы он был доступен для всех пользователей, реализована поддержка даже очень старых телефонов на Android 4.4.

В основе приложения - миниатюрная локальная база данных SQLite3, которая позволяет удобно и надежно хранить информацию, для ее работы не нужен даже интернет.

Приложение я делал не один. Помощь моей сестры Ани неоценима - она разрабатывала дизайн «Помощника учителя», рисовала иконки, исправляла грамматические ошибки. Она помогала мне делать приложение удобнее и понятнее для пользователя. Мы вместе продумывали, какие разделы оставить в приложении, как сделать тот или иной экран.

Были разные проблемы, в основном они решались исправлением пары строчек кода (поиск которых занимал большую часть времени). Но бывали и более сложные ситуации. К примеру, в самом начале работы над приложением возникала ошибка, из-за которой оно вылетало прямо при запуске, причем только у некоторых пользователей. Я долго не мог понять, в чем дело, пока не протестировал приложение на разных устройствах. Оказалось, ошибка была в использовании слишком тяжелых картинок. После отказа от растровых изображений в пользу векторных, приложение стало работать гораздо быстрее и весить всего 3.5 Мб.

Вообще, если вы только начинаете изучать программирование, то советую в первую очередь не «мусолить» долго теоретические примеры, а переходить к разработке конкретного приложения. Чтобы получить базовый набор умений, если вы учитесь в школе и рядом есть «IT Школа Samsung», то советую поступить туда: а там обязательно выберите проект, который будет вам действительно интересен.

Если вариант с «IT Школой Samsung» недоступен, то можно получить доступ к учебнику программы (просто подайте заявку на сайте) и учиться самостоятельно. В сети есть множество других полезных ресурсов для изучения Android-разработки. А дальше все зависит от вашего упорства. Столкнулись с проблемой? Просто ищите ее решение в интернете. Хороши англоязычные ресурсы (к примеру, https://stackoverflow.com), как правило, там больше информации, аудитория активнее и отвечают компетентные люди. С таким подходом вы получите удовольствие от разработки и не забросите свой проект.

«Помощник учителя», календарь с расписанием занятий
«Помощник учителя», календарь с расписанием занятий

Мотивация

После защиты проекта в «IT Школе Samsung» многие бросают его. Считаю это нормальным: у ребят может не быть причин, времени или желания упорно трудиться и продолжать совершенствовать проект. Но я не бросил. Почему? Думаю, дело в том, что я полюбил этот проект, знал, для кого создаю его и верил, что им точно будут пользоваться.

Сейчас, 5 лет спустя, когда у приложения больше 160 тысяч скачиваний, я могу сказать, что это было одним из самых крутых приключений в моей жизни. Да, это была куча работы, бессонные ночи, литры кофе и нервы, но есть хорошее чувство, что ты кому-то помог в этом мире, когда твоему прямому конкуренту пользователь пишет, что твоё приложение круче или, когда получаешь очередное:

«Спасибо! Отличное приложение! Если будет возможность, добавьте пожалуйста ещё…»

Удивительно, но 160 000 скачиваний «Помощника учителя» я добился не потому что применял какие-то особые стратегии продвижения. Важно сделать красивую и понятную страницу приложения и, включить в название ключевую фразу «электронный журнал» - так пользователям проще находить его в Google Play.

Но, думаю, ещё важнее реагировать на отзывы пользователей. Первых пользователей я приглашал, они предложили много хороших идей, которые были реализованы. Появлялись новые пользователи, и в приложение добавлялись новые функции, улучшался дизайн, много труда было вложено в удобство интерфейса.

Вообще, откровенно говоря, пользователи приложения – это мои самые серьезные критики, моя самая любимая поддержка, и те, благодаря кому приложение развивается, меняется и становится лучше. Десятки тысяч учителей с разных концов России от юга до севера, из Испании и Великобритании. И знаете, наверное, это одна из основных причин, почему я стал заниматься программированием.

Ссылка на «Помощник учителя» в Play Market.

С уважением, Иван Марчук.

Иван Марчук

выпускник «IT Школы Samsung» 2017 г., преподаватель курсов по Android-разработке, студент 3-го курса МГТУ им. Н.Э.Баумана

«IT Школа Samsung» открывает набор учащихся на 2022/2023 учебный год. К обучению в проекте приглашаются ученики старших (преимущественно 8–10) классов и учащиеся колледжей в возрасте до 17 лет (включительно на 1 сентября 2022 г.). Обучение бесплатное, позволит получить углубленные знания по программированию на языке Java, а также навыки самостоятельной разработки мобильных приложений для платформы Android. Заявки на поступление принимаются с 1 апреля 2022 года.

Почитать новость на Хабре о наборе в «IT Школу Samsung».

Или подать заявку тут https://myitschool.ru/

Комментарии (11)


  1. Viacheslav01
    21.04.2022 02:10
    -1

    Что то я не понимаю, самсунг ушел из России или не ушел?


    1. MAXH0
      21.04.2022 06:21
      +1

      Вам вот прям так это важно, что вы задаётесь этим вопросом в статье юного падавана?


      1. Viacheslav01
        21.04.2022 14:31

        Ну если учесть, что это блог Самсунга и если в него глянуть, то активность там свежая есть, включая ту самую школу. А так как мне хочется, что бы самсунг был в России, вот из задался вопросом, есть он или нет. Падаван тут совершенно не причем )


  1. MAXH0
    21.04.2022 06:37

    Спасибо! Уровень статьи, конечно, не Хабр, но учитывая что Вы только начинаете путь, что УДАЧИ. Аудитория тут токсичная. Так что привыкайте к минусам не за что.

    Сказу оговорюсь, что "преподаватель с 3 курса" меня наводит на печальные подозрения. Вообще, то как устроено преподавание на курсах много интереснее, чем то, как выглядит Ваша школьная поделка.

    Кстати, а с внешними электронными дневниками она интегрируется?


    1. Texnar13 Автор
      21.04.2022 08:04
      +2

      Спасибо вам за, поддержку в этом не лёгком начинании.

      Интеграции с электронными дневниками нет, сейчас я готовлю почву для добавления импорта и экспорта резервных копий и таблиц экселя. Поскольку я понимаю, что для приложения с заметками это фактически базовая функция


    1. hrozhek
      21.04.2022 10:22

      Там такой зоопарк решений (например, в Санкт-Петербурге в каждом районе может быть своя, не самая прямая система), что единственный рабочий вариант - вручную интегрироваться


    1. alekseyHunter
      22.04.2022 10:38
      +3

      Сказу оговорюсь, что "преподаватель с 3 курса" меня наводит на печальные подозрения. Вообще, то как устроено преподавание на курсах много интереснее, чем то, как выглядит Ваша школьная поделка.

      Можете подробнее раскрыть ваше рассуждение?

      Не каждый выпускник-программист может сделать userfriendly приложение, о дизайне UI вообще молчу. А у автора статьи приложение на уровне средних коммерческих проектов.


  1. Honomer
    21.04.2022 07:38
    +3

    Учитывая явную ориентацию на школу, хотелось бы узнать, как программа поддерживает интеграцию с электронным дневником? Если её нет, то учителю по сути надо делать двойную работу - сначала в вашу программу заносить оценки, потом в дневник


    1. Texnar13 Автор
      21.04.2022 08:11

      Приложение скорее ориентировано на то, чтобы быстро записать что-то на уроке, не копаясь в бумажках и не тоская за собой ноутбук с электронным журналом (который может иногда вылетать).

      А уже после рабочего дня учитель может сесть и перебить быстро написанные заметки в журнал сразу по всем урокам в этот день


    1. hrozhek
      21.04.2022 12:46

      У вас отличный вопрос, но его на самом деле следует адресовать минобру, потому что "с электронным дневником" — такого понятия в РФ нет (не было на момент 2020 года по крайней мере), вместо одного электронного дневника есть целый зоопарк решений, каждый город/район/школа может что-то свое использовать, соответственно, непонятно, с чем интегрироваться, если нет единой и прозрачной системы.


  1. hrozhek
    21.04.2022 12:38

    Когда был учителем, наибольшую боль с точки зрения отчетности получал при составлении планов в рабочей программе, которые нужно было переносить из "примерного плана" или из прошлогоднего в новый, раскидывая по сложной структуре вордовских таблиц (с хаотично объединенными ячейками разных ширин). Потом эту структуру надо было перетаскивать в эксель, удаляя влезшие ненужные столбцы и приводя к виду одна ячейка - одна дата (а если тема занимает несколько дат, то таблицу тоже приходилось вручную редактировать), чтобы подгрузить темы в электронный журнал. Все эти процедуры выполнялись практически вручную, занимало не меньше недели (а то и месяца) рабочего времени на полтора десятка рабочих программ. В общем, степень автоматизации оставляет желать лучшего, и к сожалению, общих решений нет, электронные журналы могут отличаться даже в пределах одного района города.