Многие пользователи «железа» и ПО считают, что такие товары (не только для бизнеса, но и для себя лично) должны быть приобретены раз и навсегда. Например, наши пресейл-инженеры регулярно получают запросы на телефонные станции «в коробке» или в виде «вечного» ПО, чтобы «можно было купить АТС один раз и пользоваться ей „всегда“.


Действительно, многие компании покупают „железные“ IP-АТС и считают, что такая система будет работать десятилетия. Однако момент физического выхода оборудования из строя наступает неожиданно, бюджеты на новое оборудование не запланированы и решить проблему быстро никто не может. В том же положении оказывается компания и в случае морального устаревания старой техники или расширения компании, когда система требует значительного масштабирования.


old_pbx.jpg

В последние годы многие мировые производители, да и пользователи все больше и больше вовлекаются в подписную модель использования офисной техники, программ и, в том числе, телефонных систем. Да, платить нужно раз в месяц или (как в случае с 3СХ) раз в год. Но этот сценарий намного более предсказуем, удобен и, в конце концов, выгоден для компании. А если по тем или иным причинам компания может производить закупки только раз в 3-5 лет, никто не запрещает оплачивать годовые лицензии разом на несколько периодов (зачастую еще и с дополнительной скидкой).


Разумеется, принимая окончательное решение о покупке той или иной системы, нужно хорошо понимать, какие статьи расходов компании придется учесть при ее установке и обслуживании.


Партнер компании АйПиМатика и Платиновый партнер 3СХ в России — компания OmniLine — в очередном разборе особенностей коммуникационной платформы 3СХ рассматривает возможные статьи расходов CAPEX и OPEX при расчете стоимости владения IP-АТС 3CX. В примере используется методика расчета ТСО (total cost of ownership), разработанная Gartner Group.


Капитальные затраты (CAPEX):


  • приобретение VoIP-оборудования;
  • приобретение сервера IP-АТС;
  • первичная настройка и тестовый запуск системы IP-телефонии.

Операционные затраты (OPEX):


  • затраты на приобретение годовой лицензии IP-АТС;
  • аренда сервера для развертывания IP-АТС;
  • расходы на техническую поддержку;
  • расходы, вызванные активностью пользователей информационных систем (например, приобретение дополнительных сервисов, необходимых для выполнения задач сотрудника).

Предполагаемый объем расходов CAPEX:


  • необходимо приобрести настольные IP-телефоны для всех сотрудников, бюджет — 6 000 руб. на каждого;
  • необходимо приобрести сервер для локальной установки 3CX (дистрибутив Debian);
  • бюджет для настройки каждого рабочего места сотрудника составит 1 000 руб.

Предполагаемый объем расходов OPEX:


  • необходимо ежегодно приобретать годовую лицензию 3CX из расчета не менее 1 разговора на 3 сотрудников;
  • необходимо арендовать резервный сервер для 3CX в дата-центре для полного дублирования;
  • необходимо заключить договор с партнером 3CX для организации второй линии технической поддержки с SLA;
  • первая линия поддержки будет обеспечиваться за счет внутренних ресурсов ИТ-отдела компании, ФОТ ИТ-специалистов с учетом налогов — 150 000 руб.

По данным компании Omniline, 10% сотрудников компании хотя бы раз в месяц обращаются за помощью к ИТ в связи с использованием IP-АТС 3CX. Серединное (медиана) время на выполнение одной заявки — до 30 минут.


Например, в компании работает 100 сотрудников. 10 из них обратится на первую линию поддержки (к сотрудникам ИТ-отдела) 1 раз в месяц, и на каждого будет потрачено по 30 минут рабочего времени. Таким образом, временные затраты ИТ составят 10*0,5 = 5 часов рабочего времени в месяц, или 3,1% времени от 160 рабочих часов ежемесячно. На оплату этой работы понадобится 56 250 рублей (3,1% от годового ФОТ в 1 800 000 рублей).


Стоимость владения 3CX CAPEX

Количество сотрудников


50


100


250


500


1 000


Приобретение VoIP-оборудования (руб.)


300 000


600 000


1 500 000


3 000 000


6 000 000


Приобретение сервера IP-АТС (руб.)
30 000
50 000
70 000
120 000
200 000

Первичная настройка и пусконаладка (руб.)


50 000


100 000


250 000


500 000


1 000 000


CAPEX (руб.)


380 000


750 000


1 820 000


3 620 000


7 200 000


Стоимость владения 3CX OPEX

Количество сотрудников


50


100


250


500


1 000


Расходы на годовую лицензию 3CX


56 000


113 000


226 500


467 500


992 000


Аренда сервера IP-АТС в ДЦ (Debian)
9 000
12 000
18 000
24 000
48 000

Техническая поддержка партнера 3CX


32 000


32 000


32 000


32 000


32 000


Доля занятого времени ИТ (1 человек)


2%


3%


8%


16%


31%


Внутренние затраты на поддержку ИТ


28 125


56 250


140 625


281 250


562 500


OPEX (руб./год)


122 125


213 250


417 125


804 750


1 634 500


Как мы видим, расходы вполне сопоставимы с затратами на содержание в штате компании IT-специалиста, который будет обслуживать условно „бесплатную“ АТС (которая, в этом случае, становится не совсем бесплатной). Таким образом, можно сделать вывод, что использование годовых лицензий — это предсказуемо и удобно, а стоимость владения коммуникационной платформой 3СХ выгодно отличается от многих конкурентов (в том числе, и в сравнении с „железными“ АТС).

Комментарии (8)


  1. Goron_Dekar
    26.04.2022 15:40
    +1

    Если вы предлагаете учитывать риски выхода из строя оборудования, то давайте сравним их с рисками изменения условий подписки, выхода из бизнеса или санкционных изменений для модели подписки. Вы можете их так же посчитать, как в этой статье? Я, к примеру, не могу, потому что система подписок молодая, и, в отличие от разработки софта/оборудования, в ней не накоплена статистика и нет должного уровня нормативных регламентов. В итоге мы имеем дело с сложнопредсказуемыми рисками, исходящими от неподконтрольной компании. Хорошо понимаю, почему многие с опаской относятся к такой модели.


    1. Catherine_Romanova Автор
      26.04.2022 15:51
      +1

      В целом, конечно, мы с Вами согласны. Риски есть, и конкретно те, о которых говорите Вы, к сожалению, просчитать довольно сложно. Можем тут смотреть только "со своей колокольни": мы уже более 5 лет сотрудничаем с поставщиком ПО 3CX с Кипра. Юридическое лицо у них находится в ОАЭ, так что ни в каких санкционных историях они не участвуют. Цены на подписки за эти 5 лет только снижались и ни разу не поднимались. Конечно, всегда есть риск резкого роста курса евро (в которых зафиксированы цены), но это риск общеэкономический. Так что с нашей стороны, в рамках этой статьи мы смотрим на ситуацию уверенно и оптимистично.


    1. oller
      26.04.2022 20:02

      В условиях санкций все ещё хуже, кучу фирм одним днем отозвали подписки, среди них Cisco, alto polo, Adobe, autodesk.....


      1. Catherine_Romanova Автор
        27.04.2022 10:11

        Да, мы, к сожалению, не можем повлиять на решения каких-то конкретных вендоров, но в данной статье мы говорим о решении, которое, к нашему счастью, никаких планов по ограничению работы в России не имеет. И это заслуживает уважения :)


  1. vasyakrg
    27.04.2022 03:34
    +1

    а еще мы пару лет назад с Айпиматикой снимали видео, как эту штуку запустить у себя на сервере и подключить аппараты.

    от себя добавлю, что выходка циски и микротика (и я не столько про лицензии, сколько про отзыв именных сертификатов после обучения) сильно пошатнула мое отношение к софтовым решениям. безусловно, коробки - это прошлый век, но и люди (читай "компании") лучше не стали.


    1. Catherine_Romanova Автор
      27.04.2022 10:15
      +1

      Благодарим Вас за ссылку, приятные воспоминания :) Мы стараемся и будем стараться налаживать наши бизнес-процессы лучше, чем упомянутые Вами вендоры :)


  1. czz
    27.04.2022 18:15
    +2

    Но почему на картинке GPU-ферма?


    1. Catherine_Romanova Автор
      28.04.2022 10:43
      +1

      Проверяем бдительность читателей :) А если серьёзно, спасибо за внимательность, заменим в ближайшее время.