Это история о первой из двух катастроф, связанных с межконтинентальной баллистической ракетой Titan II.

В далёком 1965 году, 9 августа, в штате Арканзас на стартовом комплексе 373-4 всё шло своим чередом. Ракета Titan II находилась в пусковой шахте под землёй, персонал занимался её обслуживанием. Комплекс 373-4, расположенный недалеко от города Сирси, проходил программу модификации под названием YARD FENCE. YARD FENCE имел призвание облегчить техническое обслуживание системы и повысить её надёжность, а также устойчивость шахты в случае ближнего ядерного взрыва. Согласно плану, Titan II должна была находиться в шахте полностью заправленной без боеголовки. На своих рабочих местах находилось около 50 человек. Работа кипела как в бункере, так и на поверхности. Гидравлическая система №2, которая приводила в действие рабочие платформы и взрывные клапаны шахты промывалась. Резервуар с гидравлической жидкостью и насос для неё располагались на поверхности. Их задача — прогонка гидравлической жидкости через 8-дюймовый канал (20.5 см). Крышка бункера была закрыта. Для проведения работ требовались кислород-ацетиленовая и электродуговая сварка. Всё оборудование располагалось на 2 — 7 уровнях шахты. Работы включали в себя покраску люков доступа с Т-образными замками на первом уровне, а также установку стальных крышек на акустические модули на уровне 7 и несколько выше.

А вот так выглядел весь бункер, состоящий из центра управления, шахты и промежуточной комнаты между ними
А вот так выглядел весь бункер, состоящий из центра управления, шахты и промежуточной комнаты между ними

В 13:09 рабочий Гари Лэй стоял с 12 сотрудниками рядом с аварийной лестницей, что соединяла уровень 2 и 3 шахты бункера. Лэй почувствовал за своей спиной поток горячего воздуха, а когда обернулся увидел пламя прямо под собой около ударогасящей платформы водяного охлаждения. Свет погас, была включена аварийная система освещения и группа рабочих начала эвакуацию с помощью аварийной лестницы. Лэй принял решение прорваться через огонь к тоннелю (на рисунке выше — cableway). Харберт Сандерс, маляр, работавший в пусковой шахте на первом уровне, почувствовал запах дыма и покинул шахту. Едва свет в шахте погас, он нашёл лестницу на уровень 2 и убежал. Здесь он встретил Лэя и они оба убежали в центр управления запуском, оставляя позади себя дым.

Вот так выглядит тоннель во всех бункерах, где находились на дежурстве МБР Titan II
Вот так выглядит тоннель во всех бункерах, где находились на дежурстве МБР Titan II

В центре управления запуском первым индикатором, уведомившим персонал о проблеме стал FIRE DIESEL AREA. Едва клаксоны забили тревогу, капитан Дэвид Юнт приступил к выполнению последовательности действий при пожаре и приказал начать эвакуацию персонала из шахты. Персонал на поверхности также заметил дым, выходящий из шахты. После активации тревожных сигнальных огней и сирены, весь пусковой комплекс оказался обесточен. В 13:11 Лэй и Сандерс, единственные выжившие в шахтной пусковой установке, вошли в центр управления. Лэй имел много ожогов на своих руках и лице, Сандерс был отравлен дымом.

Юнт позвонил в командный пункт крыла, к которому принадлежал комплекс и попросил сформировать Группу Потенциальной Опасности, которая занялась бы текущей проблемой с ракетой. В 13:20 был предупреждён базовый госпиталь и были запрошены машины скорой помощи к месту происшествия на стартовый комплекс. В 13:16 старшина Рональд Уоллес и техник-аналитик баллистических ракет Дональд Гастингс нашли баллоны с воздухом и отправились на второй уровень пусковой шахты. Они сообщили о крайне высокой температуре внутри и большом количестве дыма, однако пламени не было видно, после чего группа вернулась в центр управления пуском. В 14:07 полковник Чарльз Салливан, командующий 308-м ракетным стратегическим крылом, запросил количество работников на месте. Ему сообщили о 53 пропавших без вести.

А это Titan II в шахтной пусковой установке (ШПУ) — огромная штуковина массой 150 тонн и высотой около 30 метров. По периметру шахты на внутренней её стороне можно видеть складываемые платформы, на которых располагался обслуживающий персонал.
А это Titan II в шахтной пусковой установке (ШПУ) — огромная штуковина массой 150 тонн и высотой около 30 метров. По периметру шахты на внутренней её стороне можно видеть складываемые платформы, на которых располагался обслуживающий персонал.

Пожарные были уведомлены о происшествии в 14:11 вертолётом, который следовал за медицинским транспортом. С 14:40 до 16:30 было отправлено вспомогательное оборудование. В 18:00 военные попытались открыть люк шахты, чтобы проветрить её, однако этого сделать не удалось. В 19:15 в зоне оборудования шахты на уровне 2 не было видно пожара, однако дым всё ещё оставался довольно густым для проведения спасательных работ. Часом позже команде спасателей удалось добраться до 5 уровня шахты. Не найдя выживших и исчерпав запасы кислорода, пришлось вернуться. В 20:30 был достигнут 8 уровень шахты. В 22:40 центр контроля катастроф отчитался о 53 погибших и 2 госпитализированных выживших. 

В 10:10, 10 августа в комплекс прибыла первая исследовательская группа для проведения первичного расследования. Был замечен небольшой остаток сажи, который распределился по всему тоннелю от центра управления запуском и до 2 уровня шахты. Пол в пусковой шахте был покрыт плёнкой, которую позже определили как гидравлическую жидкость. Каждый этаж шахты разделён на 4 квадранта, 1 и 2 сходятся на входе в выходной тоннель. Следователи, пройдя из второго квадранта в третий, обнаружили сгоревшие электрические кабели. В 4 квадранте была только сажа.

На 3 уровне была так же замечена сажа в небольших количествах в квадрантах 1 и 4 за дизельным генератором. В некоторых его местах выгорели алюминиевые перегородки. На этом уровне пол был покрыт гидравлической жидкостью в большей степени, она имела толщину примерно 2.5 см. За перегородками был причинён большой ущерб центру управления двигателем: циферблаты разбиты, деревянный рабочий стол сильно обуглился. В районе трубопровода, по которому подавалась гидравлическая жидкость были очевидны признаки воздействия большой температуры. Гидравлическая жидкость присутствовала почти на всех поверхностях. Сгоревшая изоляция кабеля покрыла пол. 

Результаты первичного расследования показали, что ракета не была повреждена; её затем убрали из шахты, не помешав при этом расследованию. 

Программа модификации YARD FENCE включала в себя промывку гидравлической системы номер 2 на 6 уровне шахты. Промывочная система работала при давлении 500 фунтов на квадратный дюйм — 34 атмосферы — и пропускала через себя 110 галлонов (416 литров) жидкости в минуту по двум шлангам. Во время аварии эти два шланга были прикреплены к панели гидравлической системы 2 на втором уровне в квадранте 4. Они также располагались всего в 35 сантиметрах от сварщика, который крепил треугольную пластину жёсткости на опору центра управления мотором. Табло местонахождения персонала показывало, что сварщик находился на 3 уровне. Место сварки было чрезвычайно неудобным для выполнения работы, и хороший доступ к нему открывался только со второго уровня: для этого необходимо было стоять на коленях на полу, опираясь на ограждения. 

Случайное соприкосновение сварочного электрода со шлангом привело к уничтожению некоторой области металлической оплётки и выходу её из строя. Таким образом, оплётка больше не препятствовала каким-либо повреждениям внутреннего тефлонового трубопровода. Температура вспышки гидравлической жидкости составляла 93 градуса по Цельсию, следовательно, воспламенить её не составляло труда. 

Набор баллонов с кислородом и ацетиленом для сварки располагались также на уровне 2 в квадранте 3. В то время как вентили горелки были закрыты, вентили баллонов оставались открытыми, в итоге шланги с кислородом и ацетиленом воспламенились и пламя мгновенно поглотило почти весь кислород на уровнях 2 и 3. В основном персонал погибал из-за удушья и слишком большой концентрацией углекислого газа, а также ядовитых газов в атмосфере пусковой шахты. Рабочие на 7 уровне, на глубине 23 метра, скорее всего погибли от отравления угарным газом.

Итоговый отчёт указывал следующую причину аварии: «во время сварки (выполнялась по контракту гражданским лицом) произошёл разрыв гибкого шланга высокого давления, где подавалась легковоспламеняющаяся гидравлическая жидкость, в результате случайного удара по нему сварочным стержнем». Внутри шахты также была плохая система освещения, которая была недостаточно мощной на случай задымления помещения. Каждому рабочему выдавалась маска на случай разлива ракетного топлива, однако она не могла защитить людей от дыма при пожаре.

Отчёт заканчивался 26 отдельными выводами и предложениями по изменению стартового комплекса.

Несоблюдение техники безопасности подрядчиком привело к катастрофе. Шланги гидравлической системы были беспорядочно драпированы, огнетушители отсутствовали, у рабочих были обнаружены зажигалки, сигареты и другие запрещённые предметы. Ручные инструменты в пусковой шахте не привязывались к рабочим во избежание их падения и удара о ракету.

Пожарная команда комплекса не была знакома с его планировкой. Важная медицинская информация была просто утеряна из-за того, что её не документировали, когда первые 11 пострадавших были вывезены из зоны аварии. Также отсутствовали записи о местонахождении тел в бункере и их имена.

13 августа все все работы по проекту YARD FENCE, кроме самых незначительных, были прекращены на 308-м ракетном стратегическом крыле. Основные задачи были отложены до 1 декабря 1965 года. 

Эта история наглядно показывает нам, как халатное отношение к работе, а также нарушение техники безопасности может привести к очень серьёзным последствиям и гибели большого количества людей.

Комментарии (24)


  1. ajijiadduh
    09.06.2022 15:42
    +6

    а причём тут тег космонавтика?


    1. tvr
      09.06.2022 16:02
      +12

      Рокета жы.


    1. maisvendoo
      09.06.2022 16:24
      +16

      Косвенная связь всё же есть. Верхом на этой МБР астронавты НАСА летали по программе "Джемини" (было совершено 10 пилотируемых полетов).

      Однако, перевод ужасный


    1. ssj100
      10.06.2022 15:50

      Ну ракета летит в космос. Хоть и не надолго


  1. vindy123
    09.06.2022 15:51
    +37

    Пожарные были уведомлены о происшествии в 14:11 вертолётом

    Вертолет уведомил меня, что автор постит сырой гугл транслейт без ссылок на оригинал. Извините.


    1. An_private
      09.06.2022 16:06

      Да уж. Если кому-то интересно, то оригинал гуглится за 5 минут - http://www.themilitarystandard.com/missile/titan2/accident_373-4.php


    1. Singularity_Guy Автор
      09.06.2022 16:29
      -2

      Ну транслейтером почти не пользовался, а так согласен — перевод ужасный, ибо в этом деле я начинающий. Спасибо за отзыв)


      1. kuznetsovkd
        09.06.2022 16:35
        +11

        Самое время закончить)


      1. Popadanec
        09.06.2022 17:30
        +2

        Пожарные и оборудование были отправлены с основной базы в 14:11 на вертолете, а затем на санитарных машинах.

        Гугл перевод страницы источника.
        А ведь раньше я даже не предполагал, что машинный перевод будет лучше живого переводчика.
        Он даже сокращения/термины оставляет в оригинале, чтобы не терять их смысл.
        Юнт позвонил в командный пункт крыла с просьбой сформировать группу потенциальной ракетной опасности (MPHT). В 13:20 базовый госпиталь был поднят по тревоге и запрошена бригада скорой помощи для отправки к стартовому комплексу. В 13:16 MSgt Рональд Уоллес BMAT и A1C Дональд Гастингс, MFT, надели воздушные пакеты и перешли на уровень 2 шахты. Они сообщили об сильной жаре и задымлении, но не увидели пламени и вернулись в центр управления запуском. В 14:07 полковник Чарльз Салливан, командир 308-го SMW, запросил физический подсчет персонала на месте, и ему сказали, что 53 рабочих пропали без вести.


        1. sshikov
          09.06.2022 20:43
          +5

          >А ведь раньше я даже не предполагал, что машинный перевод будет лучше живого переводчика.
          Увы, но на Хабре хватает таких переводчиков, которые переводят хуже машины. Скажем, им ничего не стоит перевести/расшифровать аббревиатуру ПВРД как «ракетный» двигатель, в то время как он воздушно реактивный, а ЖРД перевести как «двигатель внутреннего сгорания» (и нет, я не шучу). Причем правильный ответ обычно легко ищется прямо в википедии. То есть, переводят то, в чем не специалисты, и потом не удосуживаются вычитать и проверить свой перевод ну хоть по википедии.


        1. propell-ant
          09.06.2022 22:00

          А я-то голову ломал как в другой статье про спутники появилось сокращение РП-1? А это гугл так переводит RP-1.


  1. Dima954
    09.06.2022 16:14


  1. zzzzzzzzzzzz
    09.06.2022 16:19
    +38

    и они оба убежали в центр управления запуском, оставляя позади себя дым

    ...от подгорающих пердаков.

    Извините, но уж какого качества перевод, так он и прочитывается.


  1. Dima954
    09.06.2022 16:20
    +8

    Эта история наглядно показывает нам, как халатное отношение к работе, а также нарушение техники безопасности процесса предпечатной подготовки может привести к очень серьёзным последствиям.ужасной нечитаемости текста.

    Авторы! Не экономьте на редакторах!


  1. TVExpert
    09.06.2022 16:20
    +10

    Отчётливо понимаю/допускаю, что "нет предела совершенству", и реально ручной перевод это РАБОТА.
    Но т.н. "вычитка" перед публикацией материала всё же должна быть...

    -  оба убежали в центр управления запуском, оставляя позади себя дым.
    (это прям "достойное наследие" для ...трактор ехал по полю весело попахивая...(не дословно но соль передана))

    - ...под названием YARD FENCE. YARD FENCE имел призвание...

    - ... FIRE DIESEL AREA ... (огонь в помещении(зоне) дизель (-генераторов) ?

    - ...сварочный стержень... (всё же "сварочный электрод")

    и такие ляпы чуть ли не в каждом абзаце :(




    1. maisvendoo
      09.06.2022 16:29

      сварочный стержень... (всё же "сварочный электрод")

      Судя по тому, что речь идет по тексту об ацетиленовых и кислородных баллонах, то не электрод уж точно. Стержень ближе по смыслу, хотя наверное это была всё же проволока


      1. corvair
        09.06.2022 16:42
        +1

        В начале статьи речь идёт об ацетилен-кислородной (газовой) и электродуговой сварке, так что "стержень" это именно обычный сварочный электрод.


      1. Radisto
        09.06.2022 17:54

        Присадочная проволока возможно. Хотя в оригинале упоминается и следы от arc welding tool


      1. An_private
        09.06.2022 18:08
        +1

        Там электросваркой приваривали уголок. И в тексте сказано чётко - welding rod, это именно сварочный электрод.


  1. DGG
    09.06.2022 16:38
    +1

    Если кто-то хочет более вычитаный перевод:

    https://warspot.ru/20240-gibel-titana

    См. ближе к концу, в начале там предыстория американских МБР


  1. dmitry78
    09.06.2022 18:01
    +5

    Жесть чтиво, ну про "убежали дымя пятками" и вертолет который следуя с колонной скорых вызвал пожарных... уже откликнулись, порвал глаза но дочитал, что "Сандерс был отравлен дымом" - диверсант с позывным "дым" отравил Сандерса,

    " был покрыт гидравлической жидкостью в большей степени, она имела толщину примерно 2.5 см" - может глубиной? просто разные вещества в различных агрегатных состояниях по-разному описываются,

    "Эта история наглядно показывает нам, как халатное отношение к" ctrl-c ctrl-v вызывает кучу эмоций у аудитории


  1. Valerij56
    09.06.2022 19:30
    +2

    "Часть 1"?

    Я надеюсь, что следующие части всё же можно будет читать.


  1. orion24
    09.06.2022 20:03
    +6

    Название материала чистый кликбейт. ДУмал будте про ядерную аварию. А тут всего лишь пожар в шахте. Также показалось что это какой то собранный роботом материал.


    1. Singularity_Guy Автор
      09.06.2022 20:26

      Где тут кликбейт и почему катастрофа должна быть связана с ядерной аварией?