Здравствуйте, меня зовут Екатерина, уже 11 лет я работаю учителем в школе. Год назад я решила сменить профессию и пошла на курсы тестировщиков в одну разрекламированную онлайн школу, разочаровалась в ней, а теперь учусь в другой. Мне стало интересно сравнить методики преподавания, чтобы понять, что-то не так со мной или с курсом? Предыдущую часть можно посмотреть здесь.

Тестовая документация

Тестовая документация является важной частью профессиональной жизни тестировщика, поэтому видам тестовой документации и их составлению отводится значительное время курсов.

В первой школе тестовой документации было посвящено две лекции: на первой нам рассказали о тест-плане, чек-листах и тест-кейсах. Рассказали толково и подробно, в домашнем задании дали дополнительную литературу. Само задание заключалось в составлении не менее 10 тест-кейсов на тестирование формы заявки заказа банковской карты, в которой были поля ФИО, телефон, дата рождения, паспорт. Я не очень поняла смысл этого задания: если хотели проверить как мы научились писать тест-кейсы, то достаточно было 3-4 кейсов; если целью было дополнительно проверить как мы научились использовать техники тест-дизайна, то логичнее, на мой взгляд, было бы попросить составить чек-лист на проверку формы заявки, а уже оттуда выбрать несколько пунктов и написать для них тест-кейсы. Преподаватели попытались облегчить нам задание, разрешив объединить схожие проверки в один тест-кейс: «например, разные виды позитивных заполнений поля можно объединить в один кейс, перечислив их в тест-кейсе» (с). Но, насколько я понимаю, это является грубым нарушением правила «одна проверка – один кейс». В итоге задание оказалось объемным, но малоэффективным. 

На второй лекции разбирали создание баг-репортов: содержание, системы хранения, правила оформления, а после небольшую часть посвятили тестированию требований. Настолько небольшую, что, когда я писала одну из предыдущих статей, то даже не вспомнила, что в первой школе мы её всё же рассматривали. Домашнее задание к этой лекции состояло из трех частей: сначала надо было готовым баг-репортам придумать подходящее название, потом выставить уровень серьезности (severity) по стандартам, изученным на лекции, и в заключение протестировать документацию к определенному функционалу, написав минимум пять дополнительных вопросов к ней. Интересное задание, на фоне предыдущей домашней работы разнообразное и продуктивное.

Во второй школе подход к подаче материала кардинальным образом отличается – тестовую документацию преподают только после изучения техник тест-дизайна, и других блоков, которые занимают львиную долю времени на курсе, когда мы уже научились находить и локализовывать баги. Как логично заметила преподаватель: сначала надо научиться работать и находить проблемы, а потом учиться их оформлять. Поэтому блок «Тестовая документация» шел практически последним.

В блоке было две лекции, посвященные именно тест-кейсам: на первой теория и практика, на второй разбор домашнего задания, с обсуждениями и комментариями. В домашней работе мы написали по три тест-кейса на наши учебные приложения: на front-end, back-end и на базу данных. Сложнее всего было написать тест-кейс на базу данных – я сделала проверку работоспособности базы, а уже на разборе задания поняла, что кейсы именно на проверку базы данных и не пишут, а проверяют работоспособность приложения с учетом базы, например, на UI добавить пользователя и проверить, что в базе он появился.

Следующей лекцией в этом блоке были «Дефекты»: определение качества продукта и дефекта, оформление, жизненный цикл и источники. В домашнем задании мы проходили свои тест-кейсы из предыдущей работы и писали баг-репорты на найденные дефекты. Если дефектов не было, то необходимо было «усилить» тест-кейс и тогда написать баг-репорт. Очень наглядно нам продемонстрировали, что, если тест-кейс составлен качественно, то сделать на его основе хороший баг-репорт совсем не сложно - многие поля совпадают и дописывать надо только специфические для баг-репорта.

Ещё в блоке «Тестовая документация» были бонусные лекции: «Другие методы тест-дизайна», «Тестирование состояний и переходов, исследовательское тестирование" и «Другая тестовая документация и общая картина».

На лекции «Другие методы тест-дизайна» мы рассмотрели таблицы принятия решений и попарное тестирование, очень интересно было, в первой школе про такие методы даже не упоминали. Это оказалось неожиданно полезно и пригодилось в решении важного тестового задания. На лекции «Тестирование состояний и переходов, исследовательское тестирование" мы узнали, что исследовательское тестирование выглядит совсем не так, как видится со стороны; у него есть разные уровни, правила проведения и ситуации, в которых оно применяется, некоторые точечные баги невозможно найти никаким другим видом тестирования. Лекция «Другая тестовая документация» помогла нам представить весь процесс работы команды тестирования от составления тест-плана до решения о выходе в релиз и дальнейшей поддержки.

Обращение к читателям

В комментариях меня просили рассказать, как у меня получается не бросать учебу и идти к цели. Всё началось с того, что в прошлом году я захотела сменить профессию, и уже само решение вызвало воодушевление и подъем сил. После выбора тестирования, как будущей профессии, я с интересом изучала новое и погружалась в абсолютно другую сферу деятельности. Через два месяца учебы отпуск закончился и учиться, конечно, стало гораздо сложнее. Но интерес к тестированию, желание заниматься именно им, помогали каждый день после работы и домашних хлопот снова и снова садиться за учёбу. 

К новому году подъем и воодушевление сменились апатией – накопилась усталость, а я поняла, что знаний, которые дают курсы, недостаточно для устройства на работу. Было ощущение, что я проваливаюсь в яму – столько времени и сил потрачено, а полученных навыков не хватает. Но желания бросить учебу не возникло, просто теперь я не знала, что делать. Я искала выходы из сложившейся ситуации, читала блоги, статьи, смотрела влоги. И на YouTube нашла видео от преподавателей другой школы; курс, который они предлагали - именно то, чего мне не хватало. И снова вернулись силы и желание: курсы действительно отличные, знаний дают много и вернулась уверенность, что я смогу пройти этот путь до конца.

Да, очень тяжело совмещать работу, учёбу и семью, но лично мне помогло желание изменить свою жизнь, которое оказалось сильнее всех внешних и внутренних препятствий.

Сейчас учёба подходит к концу, осталось несколько заключительных лекций и интернатура. Полноценный поиск работы я планировала начать летом, но тут компания, которая мне давно интересна, выставила вакансию на стажировку. И я решила попробовать свои силы: жалко было упускать возможность туда попасть. Составила резюме, выполнила тестовое задание и меня пригласили на собеседование! Я, конечно же, очень волновалась, но встреча прошла в приятной и спокойной атмосфере, а через две недели мне прислали оффер. 

Я счастлива, это первый шаг к исполнению моей мечты, той, к которой год упорно шла.

Начало истории можно посмотреть тут: часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5.

Комментарии (3)


  1. Liroluka
    13.06.2022 15:13
    +1

    Удачи на работе! Я тоже сейчас стажер, а точнее прохожу практику от института, советую приготовиться к тому, что первое время врубаться будет очень сложно и придется на лету учить много всячины))
    Главное задор не теряйте, потому что первое время может даже показаться, что все усилия, потраченные на учебу, были зря. Но на самом деле учеба формирует базу и, скажем так, учит учиться. Поэтому если применять этот опыт к новым вещам, то все то, что сначала кажется страшным и непонятным, со временем превращается в новые знания и навыки


    1. Karamilllka Автор
      13.06.2022 15:14
      +1

      Спасибо за поддержку)


  1. NikQA
    13.06.2022 16:59
    +1

    Удачи вам и большого желания постоянно развиваться :) Три года назад так же входил в айти через тестирование из другой сферы