Если раньше всем приходилось ютиться в одном кабинете и постоянно общаться друг с другом, то сегодня практически все разработчики работают из дома. Тогда зачем всем нам все эти софт скиллс, если мы на удаленке?

Привет, Хабр! Я Юнна, работаю HR в компании 2people IT. В нашей команде преобладающее большинство специалистов – это айтишники. Поэтому, я хотела бы разобрать очень живую тему для меня – зачем soft skills нужны всем успешным специалистам, и даже разработчикам. 

В современных реалиях уже не так просто откликнуться на первую вакансию и сразу устроиться на работу за миллион денег. Спрос на айтишников растет, но и конкуренция увеличивается. Для того, чтобы устроиться на работу в хорошую компанию с приятным заработком, уже не хватит только профессиональных навыков и интересных кейсов.

Я и сама при собеседовании кандидата обращаю внимание не только на профессиональные навыки или, как принято их называть, хард скиллс, но и на софты. Причем, многие тут могут не согласиться, но больше внимания я уделяю именно софтам. Харды проверяются тестовым заданием или через тех.интервью. А какой кандидат при более детальном рассмотрении – это понятно только при личном продолжительном общении.

Что такое софт скиллс для разработчика?

Все знают, что такое софт скиллс, но, в основном, все разработчики отмахиваются от них, словно от комаров летом.

Например, вот что я слышала на собеседовании от кандидата N: “Я интроверт, который будет дома работать и ни с кем не пересекаться. Получу задание и пойду его выполнять. Зачем мне какие-то особые навыки коммуникации? Вы же меня нанимаете не чтобы я с вами разговаривал, а чтобы работу свою делал. А изредка с кем-то общаться я и так могу. Вы же меня сейчас понимаете?”

Или же, другой пример, кандидат Y: “Ну я так-то не особо стремлюсь в РМ’ы и тимлиды. Мне нравится кодить, мне комфортнее решать технические задачи, расшифровывать символы, а не людей. Кто на что учился. Те же тимлиды потому и тимлиды – им это нравится. Общаться с командой, заказчиком, кучей других людей. А я как-то больше на технической стороне вопроса”.

Можно вставлять сколько угодно вырезки из собеседований, но я думаю, основная мысль ясна. “Зачем мне софты, я и так нормально говорю, а еще я интроверт, сижу дома, не собираюсь в менеджеры никогда в жизни.”

Но, во-первых, все напрочь забывают, что софты – это не только про общение с коллегами. Например, если вы постоянно нарушаете дедлайны, не можете организовать работу на удаленке или вовсе можете проспать – это тоже плохо развитые софты. А во-вторых, коммуникация, хоть и минимальная, но есть всегда. И вы должны обладать хорошими софт скиллами, чтобы уметь даже в это редкое время правильно вести диалог. Навык коммуникации – это не про красиво говорить. Вас не заставят быть ведущим и веселить всех три дня напролет. Это про хорошее понимание слов другого человека, про налаживание связей со своей командой и заказчиками, это про отстаивание своей точки зрения. Иначе, можно попасть в очень неприятную ситуацию. Например, неправильно поняв и соответственно решив задачу или переписав три миллиона раз одну и ту же программу. 

Софты разработчика - зачем?

Итак, для чего нужны софты разработчикам: 

В первую очередь, для коммуникации с командой, с руководителем, с заказчиками. Даже на любой максимально интровертной работе приходится общаться с людьми. Не просто произносить какие-то слова, но и решать возникающие проблемы, обсуждать проекты, достойно принимать критику и отстаивать свою точку зрения. Про критику – это отдельный пунктик, для меня так точно. Очень тяжело работать с нервными людьми, которые часто будоражат не только руководителя, но и подбивают на волнение других коллег. В результате чего мы получаем плохо работающий винтик в механизме.

Также, софты необходимы для карьерного роста. В частности, для руководителей. В разработке много новичков с кучей вопросов. Они очень часто одинаковые, типовые и иногда очевидные. Поэтому лид должен уметь отвечать на бесконечное количество вопросов без лишней и ненужной критики в сторону джуна. Это необходимо для эффективной работы всей команды. Если джун не узнает ответ на свой вопрос – он не сделает свою работу. А это застопорит работу всего проекта. В результате мы получаем неэффективную команду, недоделанный проект и потраченные нервы. 

И еще, конечно, для эффективной работы. Тут особое внимание хочется уделить тайм-менеджменту, самоорганизации, критическому мышлению. У миддлов и сеньоров тоже есть над чем работать. Самый простой пример – неумение распределять время, брать на себя большое количество задач, отсутствие стрессоустойчивости. И это все не просто слова из вакансии. Если ты не умеешь распределять время, то можешь работать над одной задачей в три раза больше, чем это требовалось. Тем самым стопоришь весь проект. Берешь на себя большое количество задач – отсутствие навыка делегирования. Ты можешь сам сделать все, но сколько на это потребуется времени? Сколько ночей ты не будешь спать? А потом придешь на собрание злым, невыспавшимся и поругаешься со всеми, кто сделает любое замечание по проекту. И тут же пример со стрессоустойчивостью – кто-то резко ответил на ваше замечание и вы сразу же “взорвались”. Это несет за собой тонну негатива, непонимания и раздора всей команды.

Зачем работодателям нужны софты?

По результатам исследования за июнь, у всех лидеров найма в сфере IT в вакансиях всегда указывается как обязательное требование наличие тех или иных софт скиллс.

Софты вообще ценятся в любой отрасли, т.к. если харды в той или иной степени возможно получить в школе, универе или где-то на курсах. Софтам редко обучают в учебных заведениях и, зачастую, их сложно получить практическим путем проработав в компании -дцать лет.

Поэтому их ценность состоит именно в том, что им практически нигде не обучают. А ведь правильно распределение своих сил, ресурсов, времени, грамотные коммуникативные навыки – это залог успешной работы. 

Работодателю необходимо, чтобы его сотрудники умели общаться. Каждый день мы коммуницируем как минимум со своими коллегами и начальством. Зачастую приходится общаться и с заказчиками. Поэтому так важно соблюдать субординацию, правильно оценивать свои силы и умения, находить компромиссы, а также здраво реагировать на критику. Кроме того, решать возникающие нестандартные ситуации, конфликты, быстро адаптировать к изменениям внутри компании, а также нестандартно мыслить. В общем, развиваться не только самостоятельно как специалист, но и вместе с компанией.

HR начинает оценивать кандидата и его софт скиллс сразу на собеседовании – как будущий сотрудник умеет общаться, насколько он гибкий, может ли быстро найти общий язык с людьми и так далее. Зачастую, бывают такие ситуации: тестовое задание сделано не идеально, есть минусы и недочеты, но сам кандидат хорошо знает теорию, правильно и быстро отвечает на вопросы, ориентируется в ситуации и имеет хорошо развитые коммуникативные способности. Скорее всего этого кандидата возьмут на работу, т.к. он хорошо проявил себя за пределами какой-то технической работы.

Заключение

В этом коротеньком тексте хотелось изложить главную суть – не бойтесь этих “ужасных софт скиллов”. Это очень полезные навыки, которые можно и нужно развивать. От них уж точно никому не будет хуже. А там, кто знает. Может в дальнейшем откажетесь от привычных нареканий по поводу “никогда не стану менеджером” и попробуете себя в этом. А у вас уже и база готова – все софты прокачаны и вы для любой компании на вес золота. Что думаете об этом? Делитесь в комментариях.

Комментарии (17)


  1. IvanSTV
    22.06.2022 13:23
    +1

    ох, как мне не верится, что софт-скиллы так уж сильно влияют. При прочих равных - возможно. А при разнице в техническом бэкграунде смотрят в первую очередь на хард скиллы и берут того, кто по хардам смотрится выигрышней.

    Я в свое время что только не делал, чтобы доказать работодателям, что мои софт-скиллы в самообучении, освоении тех или иных систем, навыки изучения сложных материалов, трудолюбие, опыт, наконец, делают абсолютно неприниципиальным знакомство с той или иной ERP. Сколько раз отбрыкивали из-за того, что "нам нужен человек, умеющий работать в САП". На уровне оператора работать, если что....

    И вот устроился я в компанию, которая сидит на САПе - через две недели я уже написал им первый скрипт под САП.

    Про HR понятно - у них задание, чтобы человек умел конкретно в САП. А что в головах у работодателей, которые считают, что в 21 веке можно не суметь быстро освоить графичяеский интерфейс, понимая общие принципы работы системы?


    1. Maximov_psy
      22.06.2022 13:48

      Зависит от того, про какой этап мы говорим. Если про этап трудоустройства (где важна самопрезентация), то влияют весомо. Ведь далеко не каждый сможет раскрыть свои хард-скиллы, не обладая софт-скиллами.

      Если же про этап работы, то когда всё проходит тотально штатно: не горят сроки, дедлайны далеко, проект идет по графику, нет потрясений и изменений (когда такое было?), то действительно софт-скиллы и их значимость неочевидны.

      Действительно софт-скиллы проявляются в ситуациях неопределенности. При этом, в не рабочей неопределенности в рамках задачи, а рабочей неопределенности в рамках компании. Или же вообще неопределенности в рамках внерабочей жизни.

      Например, по своему опыту могу сказать (HR, тренер, психолог), что люди с низко развитыми софтами больше тянут проблем из дома на работу, хужк отдыхают, быстрее выгорают и теряют работоспособность. Да и взаимодействовать с ними сложнее. Хотя как спецы - золото.


      1. IvanSTV
        22.06.2022 16:21
        +2

        Ведь далеко не каждый сможет раскрыть свои хард-скиллы, не обладая софт-скиллами.

        он может раскрыть в этом случае только один скилл - самопрезентации. Хард-скиллы раскрыть как раз проще всего - есть конкретные проекты в портфолио, код, тестовое задание и пр.

        Да и взаимодействовать с ними сложнее. Хотя как спецы - золото.

        на работе спец первичен. А взаимодействие - это как начальник организует. Если начальник организуем плохо, то никакого взаимодействия не будет хоть с хорошими, хоть с плохими софт-скиллами,


    1. OnYourLips
      22.06.2022 13:57
      +1

      Обсуждение задач. Обсуждение направлений работы и планирование задач. Планирование времени. Установка приоритетов в рамках своих задач в зависимости от из блокировки другими членами команды. Помощь коллегам по вопросам в своей компетенции. Обмен навыками, презентации результатов для других разработчиков. Ведение документации. Взаимодействие с другими ролями на проекте. Код-ревью. Взаимодействие с соседними командами для выработки общих подходов. Ретроспективы по своим задачам. Пост-мортемы.

      Всё это требует софт-скиллов. Это огромный набор навыков, соразмерный с хард-скиллами и на уровне сеньора и выше превосходящий их в объеме.


      1. IvanSTV
        22.06.2022 16:25
        +2

        странное дело, что перечисление банальностей, необходимых для каждого работника считается неким достижением, как будто на работу в IT приходят инфантилы, которые не умеют обсудить задачу или наметить время ее выполнения.


        1. sshikov
          22.06.2022 20:21
          +1

          Вы не представляете, сколько таких в реальности. Ну то есть, они умеют конечно что-то, но эффективность разных людей в этих задачах (планирование своего времени, например) различается в разы, так же, как эффективность разработчиков.


          1. IvanSTV
            23.06.2022 11:32

            это в основном из-за того. что они не имеют опыта в иных сферах. Посади чувака оператором в офис заявки в базу заносить и потом ваять отчетики, или координировать какой-нибудь несложный процесс, где на него будут валитьмся куча писем/звонков, и все эти скиллы в течение полугода прокачаются по самое нехочу у самого раздолбайского аутиста.

            Банально работа грузчиком на оптовом рынке дает кучу навыков.


            1. sshikov
              23.06.2022 19:28

              >это в основном из-за того. что они не имеют опыта в иных сферах.
              Ну почему, порой и синьоры этим страдают. Ну т.е. что прокачаются — верю, большинство обучаемо, но зачастую это долго и дорого. И что все навыки — тоже не очень. Собственно, тут так же, как с хардскиллами — в принципе, каждый может изучить десять языков программирования, но почему-то большинство останавливается на одном.

              Ну вот смотрите: Ведение документации. Вы согласны, что это софт скилл (в принципе, есть варианты)? А что писать хорошо и понятно, кратко и логично — это сложный навык, в который умеют не только лишь все?


        1. Ilusha
          23.06.2022 02:00

          Сейчас вы говорите «банальности», а ещё недавно звучало, условно «дайте спецификацию и не трогайте меня».

          Сколько шуток про «бородатых нелюдимых программистов».

          И даже сейчас я часто вижу молодых(и не только) ребят и девчат, которым сложно коммуницировать. С ними сложно поддерживать непринуждённый разговор, нужно самому прилагать усилия, чтобы сломить стену «неловкости».

          Софт-скилы необходимы в командой работе. И часто их многим не хватает.


          1. IvanSTV
            23.06.2022 11:34

            во, возьмите меня в командную работу, у меня софт-скилллов до хера и больше :) я, правда, боюсь, ни хрена не умею в том, чем вы занмаетесь :)


            1. yerbabuena
              23.06.2022 12:29

              В сейлзы таким дорога столбовая :) Там, правда, не только языком приходится работать, но порой и печенью, особенно с русскоязычными клиентами.


        1. milkground
          23.06.2022 14:08

          как будто на работу в IT приходят инфантилы, которые не умеют обсудить задачу или наметить время ее выполнения

          А вы никогда не обращали внимание на большое количество детских игрушек на столах и подоконниках в некоторых IT компаниях? Даже на Хабре такие фото встречались.


    1. jonicsan
      22.06.2022 18:03

      Я на личном опыте могу сказать, что софт скилы как минимум помогают при выборе между тобой и другим кандидатом, когда между вами минимальный перевес в прочих компетенциях. Видел как проходят обсуждения HR-ов, кому же отдать оффер. И все сводилось к тому, как себя подал человек и вел на собесе. НО, повторюсь, это когда стоит выбор между двумя очень похожими кандидатами.


    1. yerbabuena
      22.06.2022 18:13

      можно не суметь быстро освоить графичяеский интерфей

      Возможно, верят что нужно не просто быстро, а вот прямо по щелчку их пальцев "раз - и сдалал п.ато".


  1. Nialpe
    22.06.2022 19:20
    +4

    Хочешь попробовать оценить софт-скиллы специалиста? Заведи с ним дискуссию, желательно в Интернете. А так да... Куда ни плюнь - попадешь или в рефлексирующую зайку, или в лапочку с высоким уровнем эмоционального интеллекта, или в ответственное солнышко, светящее безвоздмездно. Один я - старый и никчемный ворчун))) Запишусь-ка на курсы по этому делу, лишь бы не сорваться в клуб анонимных алкоголиков, как в прошлый раз.

    Update. И полетели минусы, словно подтверждение написанного. Не в бровь, а в глаз!


  1. Suvitruf
    22.06.2022 20:55
    +3

    Важность софт-скилллов начинают понимать люди уровня выше синьорского, когда нужно управлять/взаимодействовать с командами. А до сего момента людям привычней оправдывать свою низкую коммуникабельность интровертностью и прочим)


  1. Neom1an
    23.06.2022 14:33

    Про критику – это отдельный пунктик, для меня так точно. Очень тяжело работать с нервными людьми, которые часто будоражат не только руководителя, но и подбивают на волнение других коллег. В результате чего мы получаем плохо работающий винтик в механизме.

    1) Видимо развивать софт скиллы нужно, чтобы руковдитель никогда не волновался. Поменьше стресса рукководителю;

    2) "...винтик в механизме"? Плотно задумался о корпоративной культуре в компании автора.

    Мне очень нравится читать статьи, в которых люди, призваные по своей роли налаживать отношения и климат в коллективе/команде (а именно HR и руководители), обьясняют, что за это отвечают сами работники.