Текущий анализ рынка онлайн-образования России включает в себя обобщенные данные из множества источников, информация в которых публиковалась в период с 2016 по 2021 год. Несмотря на то, что выводы любого аналитического исследования отчасти субъективны, из любой информации можно извлечь пользу, чего я Вам и желаю.

«Только делая хорошо другим, мы получаем шанс добиться чего-то хорошего для себя», Гийом Мюссо

Рынок онлайн-образования России находится в стадии активного роста и фактически только формируется, при этом за период с 2016 по 2021 год увеличение его объема составило порядка 248%, а доля в общем объеме рынка образования России составила порядка 1,1% (также, как и в 2016 году, в отличие от прогнозируемых 2,6%), но, в данном случае речь идет только об объеме выручки ТОП-100 его крупнейших игроков – часть объемов рынка продолжает находится в «серой зоне».

По данным "Data Insight", используемым в рыночном исследовании компании «Нетология» в 2022 году, траты взрослого населения (в возрасте от 18 до 64 лет) на дополнительное онлайн-образование в 2021 году составили порядка 226 млрд руб., что схоже с авторской оценкой реально достигнутого объема рынка (SOM) онлайн-образования России в пределах 230 млрд руб. и пропорционально прогнозируемому автором данной статьи объему целевого рынка потенциальных потребителей (TAM).

При этом скорость роста рынка существенно превышает значения, прогнозируемые в сентябре 2017 года, когда была предпринята первая попытка полноценного исследования рынка образовательных услуг в онлайн сегменте. В целом, по прошествии пяти лет, на текущий момент времени, информация о деятельности рынка онлайн-образования России разрознена, фрагментарна и неполноценна.

По итогам 2021 года объем рынка онлайн-образования России (ТОП-100 EdTech-компаний) достиг 73 млрд руб., 1,1% от объема всего рынка образовательных услуг России, равного в 2021 году, по данным из открытых источников, порядка 5 трлн руб. За пятилетний период, по расчетам автора данной статьи, онлайн-сегмент рынка образования вырос больше, чем в три раза.

Диаграмма 1 «Динамика развития рынка онлайн-образования России»

Характерной особенностью высокой динамики роста сегмента онлайн-обучения в различных направлениях является доминирующее присутствие в данных направлениях частного капитала, оперативно реагирующего на изменение экономической и политической ситуации, требований рынка труда, трендов рынка образования и потребительских предпочтений. Исключениями являются направления общего среднего и высшего образования, присутствие в которых частного бизнеса пока крайне незначительно.

Структурно, по различным образовательным направлениям, рынок образования России развивался неравномерно, как в отношении стандартных (офлайн), так и в отношении относительно новых (онлайн) форм обучения.

Дошкольное образование является третьим по объему оказания услуг направлением в общем рынке образования РФ, 462 млрд руб. в 2016 и 437 млрд руб. в 2019 году, продемонстрировало отрицательную динамику, с увеличением объема онлайн сегмента в течение трех лет с 0,1% (600 млн руб.) до 0,7% (3,3 млрд руб.). Ранее прогнозируемый в 2017 году объем онлайн-сегмента увеличился в 2019 году, по сравнению с прогнозом, почти в два раза.

К направлению дошкольного образования относится сегмент общего (базового) дошкольного образования и наиболее динамичный, развивающийся сегмент «дополнительное дошкольное образование», услуги в рамках которого все более активно оказывают государственные дошкольные учреждения. Помимо услуг по воспитанию, присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (большая часть рынка дошкольного образования) в детских государственных и частных дошкольных учреждениях активно внедряются новые групповые и индивидуальные образовательные программы, открываются новые кружки и секции для детей и молодых родителей, курсы для беременных и курсы родительского мастерства, занятия для родителей с детьми, в том числе в онлайн формате.

Доля частного бизнеса на рынке дошкольного образования пока крайне незначительна, свыше 90% рынка услуг общего дошкольного образования в 2016 году занимал государственный сектор. Свыше 2% дополнительного объёма рынка занимал частный бизнес за счет оказания услуг в сегменте дополнительного дошкольного образования в 2016 году. По итогам 2019 года объем онлайн-сегмента существенно увеличился.

В качестве примера можно привести образовательную онлайн-платформу «Smart School Pro», запущенную в 2020 году и являющуюся комплексным решением для дошкольных образовательных учреждений, позволяющим: оптимизировать бизнес-процессы, включая составление меню и выставление счетов на оплату, производить учёт рабочего времени сотрудников и учет посещений детьми дошкольного учреждения, систематизировать всю информацию по контингенту и группам, проводить диагностику воспитанников и формировать индивидуальную траекторию развития. Инвестором проекта выступила группа компаний «Русские инвестиции». Вложения составили порядка 1,5 млн долларов.  

Платформа «Smart School Pro» входит в список 100 лучших образовательных стартапов России и стран СНГ в категории «Системы управления», а также в список «Лидерские проекты в образовании» Агентства стратегических инициатив при Президенте РФ (АСИ).

Основываясь на вышеуказанных данных можно предположить, что доля частного бизнеса на рынке дошкольного образования имеет тенденцию к росту, в первую очередь, за счет увеличения объема указания услуг в сегментах дополнительного дошкольного образования и онлайн-обучения.

По данным ВШЭ, за три года, в период с 2015 по 2017 годы, количество организаций специализирующихся на предоставлении услуг дополнительного образования детям всех возрастных категорий увеличилось почти в два раза, c 32 до 56 тысяч. Всего, по данным ВШЭ, доля охвата детей дополнительным образованием в 2017 году составила порядка 69% против 64% в 2016 году, включая 41% платного образовательного сегмента. При этом 46% контингента государственных дошкольных учреждений посещали программы дополнительного платного образования, 33% родителей сообщили о том, что их дети посещали платные программы дополнительного образования за пределами дошкольных учреждений.

Диаграмма 2 «Сегментация обучающихся дошкольных учреждений по месту потребления услуг дополнительного дошкольного образования»

«Где получают дополнительное дошкольное образование» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, 2017-2021 (диаграмма 2)

Отдельно необходимо отметить факт увеличения временных затрат обучающихся по программам дополнительного образования по мере увеличения возраста детей (диаграмма 3),что также способствует динамике роста востребованности и популярности программ дошкольного и школьного дополнительного образования.

Диаграмма 3 «Временные затраты обучающихся по программам дополнительного образования в зависимости от возраста»

«Временные затраты на дополнительное образование» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования, 2020 (диаграмма 3)

Дополнительно на рынок дошкольного образования, в первую очередь на сегмент государственного дошкольного образования, влияет тренд добровольного отказа родителей от посещения их детьми детских садов. Так, по сведениям комплексного выборочного исследования Росстата в 2018 году, доля таких родителей за три года увеличилась с 39% до 45%.  В 2016 году порядка 3,4 млн детей не посещали дошкольные образовательные учреждения. В 2020 году таких детей, по различным причинам, насчитывалось уже около 3,9 миллионов (диаграмма 4).  

Вне зависимости от причин отсутствия охвата контингента формальной образовательной структурой дошкольного образования, можно прогнозировать дальнейшее усиление тенденции добровольного отказа родителей от посещения их детьми детских садов в будущем, что будет оказывать существенное влияние на развитие и сегментацию рынка общего и дополнительного дошкольного образования, развитие сегмента онлайн-обучения.

Диаграмма 4 «Причины непосещения дошкольных учреждений»

«Причины непосещения детских садов» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования, 2020 (диаграмма 4)

Общее среднее образование – крупнейшее направление по долевому присутствию в общем объёме рынка РФ в 2016 (572 млрд руб.), в 2019 (642 млрд руб.) годах выросло за четыре года на 12%. Доля частного бизнеса также увеличилась с 5% (28 млрд руб.) в 2016 году до 5,5% (35 млрд руб.) в 2019 году. При этом доля онлайн-образования в этом направлении составила в 2019 году 1,5% (10 млрд руб.) против нулевого показателя в 2016 году.

Принимая во внимание факт текущего доминирования частного бизнеса над государственным в онлайн-сегменте, можно с уверенностью сделать вывод о том, что прирост объема частного капитала в сегменте среднего общего образования произошел в большей степени за счет роста онлайн-сегмента.

Можно прогнозировать, что дальнейшее увеличение доли частного бизнеса и тренд на домашнее дистанционное образование, получивший развитие в пандемийный период 2020 года, а также общемировые тенденции рынка образования, будут способствовать дальнейшему увеличению доли онлайн-обучения на рынке среднего общего образования.

Речь идёт, в первую очередь, о сегментах частного общего среднего образования и дополнительного школьного образования, развитие которых связано, в том числе, напрямую со снижением качества общего государственного школьного образования, его оторванностью от реальных потребностей общества, с отсутствием индивидуального подхода и возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории для обучающегося.

В 2016 году, по данным опроса ФОМ, 46% опрошенных родителей были недовольны существующим качеством среднего общего образования, а 32% опрошенных оценивали ситуацию с качеством обучения, крайне негативно. К основным причинам возникновения данной ситуации следует отнести не только увеличение нагрузки на образовательную инфраструктуру, связанную с ростом численности обучающихся и нехваткой педагогического состава, но и результаты слома и переформатирования государственной системы образования, начатых в 90-х годах, а также отсутствие у части педагогических работников необходимых в современных условиях компетенций.

Объем рынка направления дополнительного школьного образования вырос на 15% в течение трехлетнего периода со 130 млрд руб. в 2016 году до свыше 140 млрд руб. в 2019 году, что составило 22% долю рынка общего среднего образования. 30 млрд руб. (4,7% от общего объема рынка среднего общего образования) – это доля дополнительного обучения по предметам основной школьной программы, 25 млрд руб. из них составляли программы индивидуального обучения, 49% обучающихся этих программ пользовались услугами педагогов сторонней школы, 27% услугами преподавателей вузов, аспирантов и студентов, услугами педагогов своей школы пользовались лишь 19% обучающихся. Прирост онлайн сегмента данного направления составил 177%, c 3,6 млрд руб. (2,7%) до 10 млрд руб. (6,8%). 40 млрд руб. (6,2% общего объема рынка среднего общего образования) совокупно, вместе с долей онлайн-обучения, составлял в 2019 году рынок дополнительного образования по предметам школьных дисциплин.

Главной причиной, сдерживающей отток контингента направления среднего общего образования из офлайн в сегмент онлайн образования, является консервативный настрой родителей – 54% опрошенных родителей в 2016 году считали, что для нормального развития ребёнка необходимо коллективное общение, 6% считали, что именно школа может дать ребёнку необходимые знания.

Причиной недостаточного проникновения различных форм дистанционного обучения в систему среднего общего образования является также консервативность педагогического и управленческого состава учебных заведений, которая снижается по мере популяризации новых технологий в общественном сознании, но все ещё остается достаточно высокой.

К основным представителям (категориям) онлайн-сегмента дополнительного школьного образования относятся образовательные интернет-платформы, онлайн-школы, онлайн-экстернаты, онлайн-библиотеки образовательного контента и сайты-агрегаторы образовательных услуг, предлагающие услуги репетиторов. При этом общая доля услуг репетиторов на общем рынке дополнительного школьного образования, по данным из открытых источников, составляла по итогам 2016 года не менее 79%, а сайты-агрегаторы являлись основными конкурентами образовательных платформ.

Диаграмма 5 «Сегментация обучающихся программ дополнительного образования по возрасту»

«Возрастная структура обучающихся по дополнительным образовательным программам» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования, 2020 (диаграмма 5)

По итогам 2019 года от 10% до 20% школьников, в зависимости от региона обучения, являлись потребителями услуг дополнительного школьного образования. Средний годовой рост данного направления составил 10%, при этом среднегодовой рост онлайн-сегмента составил 33%.

Рост сегмента онлайн-образования в направлении общего среднего образования был достигнут за счет органического изменения рыночной конъюнктуры спроса и перетекания контингента обучающихся из государственных в частные учебные заведения, в том числе в период пандемии, а также за счет общего увеличения спроса на заочное и домашнее обучение, в том числе в связи с увеличением мобильности населения и повышением популярности дистанционного формата работы среди работников и работодателей.

Высшее образование – направление занимающее второе место по долевому присутствию в общем объеме рынка образования РФ в 2016 (386 млрд руб.), в 2019 (461 млрд руб) годах, продемонстрировало более чем двукратный (171%) рост с 6,8 млрд. руб. до 18,4 млрд руб. в онлайн сегменте.

Направление среднего профессионального образования сохранило порядок цифр объема рынка по прошествии трех лет с 2016 (146 млрд руб.) по 2019 (144 млрд руб.) год, с увеличением сегмента онлайн-обучения с 600 млн руб. (0,4%) до 6,1 млрд руб. (4,2%).

Диаграмма 6 «Соотношение количества обучающихся программ высшего и среднего профессионального образования»

«Доли учащихся в высшем и среднем профессиональном образовании, в % от общих годовых показателей численности студентов ВПО и СПО» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, 2022, Максим Древаль (диаграмма 6)

Диаграмма 7 «Годовая численность студентов ВПО и СПО в частном и государственном сегментах образования»

«Доли учащихся в государственном и частном сегментах высшего и среднего профессионального образования, в % от общих годовых показателей численности студентов ВПО и СПО в 2021 году» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», 2017-2021 (диаграмма 7)

Рост онлайн сегмента направления высшего образования обусловлен непосредственной близостью данного направления к рынку найма. Направление высшего профессионального образования оказывает непосредственное влияние на формирование кадрового резерва рынка труда, перспективы трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности.

Конкуренция среди высших учебных заведений в борьбе за потенциальных абитуриентов и студентов, в том числе, в первую очередь, за обучающихся на платной основе, подталкивает отечественные организации высшего образования к разработке новых образовательных программ и форматов обучения, соответствующих новым стандартам отечественного и международного рынка образования.

Постепенное смещение акцента с высшего профессионального образования на среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование, включая краткосрочные образовательные курсы с возможностью быстрого трудоустройства, в том числе за счет стремительного развития цифровой экономики, создает предпосылки для увеличения конкуренции между организациями высшего профессионального образования, среднего профессионального образования и специализированными узкопрофильными учебными организациями и онлайн-платформами профессионального образования.

Дополнительными преимуществами форматов дистанционного и смешанного обучения с использованием дистанционных занятий, для высших учебных заведений, являются возможности существенного увеличения информированности потенциальных обучающихся, повышения узнаваемости и популярности учебных заведений, вне зависимости от их региональной принадлежности и территориального нахождения, разгрузки учебных площадей, и высвобождения времени педагогического состава.

Использование онлайн-технологий не только в качестве образовательного продукта, но и в качестве маркетингового инструмента может быть направлено на расширение информационного охвата и привлечения наиболее активной, мотивированной и подготовленной аудитории учащихся, а также для расширения штата квалифицированного преподавательского состава за счет привлечения региональных, в том числе внештатных специалистов. Включение образовательных онлайн-программ в ассортиментную политику высших учебных заведений может быть также использовано в качестве инструмента региональной торговой экспансии, включающей формирование сети региональных онлайн-представительств и филиалов высших учебных заведений.

Создание и использование готовых онлайн-уроков, модулей и комплексных онлайн-курсов, включая подготовительные курсы, а также курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках получения второго высшего образования, дополнительно расширяет ассортиментную матрицу, диверсифицирует каналы сбыта, мультиплицирует существующие финансовые потоки.

Сотрудничество университетов и институтов с онлайн-платформами для создания и публикации образовательного контента создаёт предпосылки для многократного увеличения количества программ онлайн-образования, повышения качества и конкурентоспособности высшего профессионального образования, увеличения доходов от реализации платных образовательных услуг и повышения рентабельности высших учебных заведений.

Рыночный объем направления дополнительного профессионального образования продемонстрировал 6% рост к 2019 году по сравнению с 2016 годом. Совокупный объем образовательных услуг в рамках данного направления составил 140 млрд руб. против 132 млрд руб.ранее, с долей сегмента онлайн-обучения 19 млрд руб. (13,6%) в 2019 году против 7 млрд руб. (6,7%) в 2016 году. Сегмент онлайн-образования вырос в течение пяти лет на 171%. По данным исследования компании «Нетология» в 2022 году, более 70% обучающихся на программах онлайн-обучения в 2021 году, учились с профессиональными целями, а направление дополнительного профессионального образования занимало 79% в общем объеме трат на онлайн-образование в 2021 году.

Направление языкового обучения также продемонстрировало еще более существенный рост объема рынка, прибавив 16% к 2019 году по сравнению с показателями 2016 года., увеличившись с 26,8 млрд руб. до 31 млрд рублей.

Преобладающая, наиболее активная часть потребительского сегмента изучения иностранных языков, люди в возрасте от 24 до 40 лет, но рост спроса наблюдается во всех возрастных группах. Прирост активной целевой аудитории происходит, в том числе, за счет корпоративного сектора. В целом, по итогам 2019 года, не менее 40% общей массы активной аудитории составляли работающие люди в возрастном диапазоне от 24 до 64 лет, специалисты (29%), менеджмент среднего уровня (11%), топ менеджмент и собственники бизнеса (10%). При этом 11% составлял контингент обучающихся высших учебных заведений.

Рост объема рынка онлайн-сегмента изучения иностранных языков составил за аналогичный период 231%, увеличившись с 1,6 млрд руб. (5,9%) в 2016 году до 5,3 млрд руб. (17%) в 2019 году, без учета обучающихся по программам дополнительного школьного образования. Основная аудитория онлайн сегмента сосредоточена в возрастной группе от 24 до 35 лет.

Основополагающей причиной активного роста онлайн сегмента направления дополнительного профессионального образования является тенденция к непрерывному образованию, связанная со стремительной диджитализацией рынка труда и развитием цифровой экономики – одной из приоритетных целей мирового сообщества.

Мир стремительно меняется. Цифровизация затронула все профессиональные сферы и вытесняет профессии, которые не могут использовать IT решения в своей деятельности. Мировой экономике необходимы новые кадры – с цифровыми компетенциями, более мобильные, более адаптивные к изменяющимся условиям жизни, готовые к быстрой перенастройке и смене профессионального направления деятельности, к переобучению и оперативному набору необходимых компетенций. Современному бизнесу, для сохранения и увеличения прибыльности, необходим доступ к условно неограниченному рынку трудовых ресурсов без привязки к территориальному расположению работников – развитие цифровой экономики предоставляет такую возможность. Развитие онлайн сегмента дополнительного профессионального образования призвано обеспечить удовлетворение растущего спроса на освоение новых навыков, быстрое переобучение и профессиональную переподготовку.

По данным исследования Российского рынка онлайн-образования в 2020 году, порядка 63% россиян старше 18 лет, проживающих в крупных российских городах, уже являлись потребителями дополнительного профессионального образовательного контента ранее. При этом 25% всех обучающихся в России оплачивали дополнительное обучение в 2019 году(диаграмма 8). По данным компании «Нетология», порядка 31% от общей численности обучающихся по программам онлайн-образования в 2021 году, проживали в Москве и МО, порядка 21% в городах миллионниках, порядка 16% в сельской местности.

При этом 24% обучающих на программах дополнительного образования единовременно в 2019 году, обучались сразу на двух образовательных курсах (диаграмма 9), а женщины в возрасте 25 лет составляли крупнейший потребительский сегмент платных образовательных программ с 44% долей от общего количества обучающихся по данным программам. Наиболее популярными среди женщин в 2019 году были курсы психологии и отношений, здорового питания и ухода за собой. По данным компании «Нетология», по итогам 2021 года, доля женщин в общем профиле потребителя образовательных онлайн-программ увеличилась до 61%.

Диаграмма 8 «Потребители услуг платного обучения»

«Доля россиян, плативших за дополнительное обучение» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования, 2020 (диаграмма 8)

Диаграмма 9 «Количество образовательных программ на одного обучающегося»

 «Количество направлений дополнительного обучения на одного обучающегося» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования, 2020 (диаграмма 9)

В 2021 году, по данным компании «Нетология», получающие дополнительное онлайн-образование учились в среднем на 2–3 программах в течение года. При этом почти четверть обучавшихся (23%) прошли за год 4 программы или больше.

Диаграмма 10 «Цели дополнительного обучения»

«Цели дополнительного обучения» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования, 2020 (диаграмма 10)

27% обучающихся по дополнительным образовательным программам указали в качестве целей обучения желание обучиться отдельным профессиональным навыкам по текущей профессиональной деятельности, при этом 17% проходили обучение в рамках обучения на производстве и повышения квалификации, а 13% обучались по программам творческого профиля в различных направлениях деятельности.

Курсы, посвященные здоровью, спорту, духовным практикам, психологии, отношениям и личностному росту, совокупно были востребованы в 2019 году 29% аудитории, ключевой сегмент которой составляли женщины. Совокупно по программам soft skills занималось в 2019 году свыше 38% целевой аудитории курсов дополнительного образования. 

Долевые показатели секторов онлайн сегмента в процентном соотношении, не идентичны долевым значениям секторов всего направления дополнительного образования.

Диаграмма 11 «Сегментация рынка дополнительного образования»

«Рынок дополнительного b2c-обучения взрослых в 2019 году (млрд. руб.)» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования, 2020 (диаграмма 11)

Диаграмма 12 «Сегментация рынка дополнительного онлайн-образования»

«Рынок онлайн сегмента дополнительного b2c-обучения взрослых в 2019 году (млрд. руб.)» по данным исследования Российского рынка онлайн-образования, 2020 (диаграмма 12)

Лидерами направления дополнительного образования в 2019 году являлись секторы: рабочих специальностей (32 млрд руб.), иностранных языков (31 млрд руб.), продаж и маркетинговых коммуникаций (12 млрд руб.), финансов и бухгалтерии (11 млрд руб.), в то время как лидерами онлайн-сегмента являлись секторы иностранных языков, продаж и маркетинговых коммуникаций, информационных технологий и анализа данных, дизайна.

Выше обозначенные особенности связанны с разной интенсивностью проникновения и интеграции образовательных онлайн-технологий в различные секторы направления дополнительного образования и сложностью адаптации и переформатирования существующих образовательных программ в онлайн продукты. В качестве наиболее наглядного примера можно привести сектор рабочих специальностей, доля онлайн сегмента, в котором по итогам 2019 года не превышала 3%. Вполне вероятно, что более интенсивное внедрение форм онлайн-обучения в данном секторе будет осуществляться по мере дальнейшего развития технологий компьютерного моделирования и дополненной реальности, позволяющих более точно эмулировать действия работников в определенной ситуации с соблюдением заданных условий, требований, регламентов и необходимой последовательности действий.

В офлайне в 2021 году, по данным компании «Нетология», больше всего человек обучались производству, строительству и ремонту (более 1,5 млн человек), а также IT-профессиям и маркетингу (более 1,4 млн человек). Траты потребителей на офлайн-обучение в 2021 году составили в сферах производства, строительства и ремонта (более 30 млрд руб. – сопоставимые с 2019 годом цифры), в сферах IT-профессий и маркетинга (более 26 млрд руб. – рост 53% за два года, средний чек в 2021 году порядка 19 тыс. руб.), в сферах красоты, спорта и здоровья (более 23 млрд руб. – рост 229% за два года).

Лидирующие секторы онлайн-образования в аналогичных общих сегментах дополнительного образования в 2019 году имели следующие показатели: сектор онлайн-изучения иностранных языков 17% (5,3 млрд руб.), сектор продаж и маркетинга 23% (2,7 млрд руб.), сектор информационных технологий и анализа данных 44% (2,2 млрд руб.), сектор дизайна 40% (2 млрд руб.).

В 2021 году, по данным компании «Нетология», самыми массовыми направлениями в онлайн сегменте были IT-профессии (им обучались более 2,5 млн человек) и профессии в сфере образования (более 2,2 млн человек). Больше всего было потрачено на обучение IT-профессиям и маркетингу (более 46 млрд руб. – рост 820% за два года, средний чек в 2021 году порядка 18 тыс. руб.), а также на обучение профессиям в сфере образования (более 28 млрд руб., средний чек в 2021 году порядка 13 тыс. руб.) и финансам, бухгалтерии и праву (более 32 млрд руб. – рост 3200% за два года, средний чек порядка 18 тыс. руб.).

Сектор онлайн-изучения иностранных языков вырос за два года на 163% (с 5,3 до 13,9 млрд руб.), сектор дизайна (искусство, фотография, архитектура) вырос на 715% (с 2,0 до 16,3 млрд руб.), сектор менеджмента и предпринимательства вырос на 1392% (с 1,2 до 17,9 млрд руб.).

Колоссальный рост различных сегментов рынка онлайн-образования за два года, в том числе сегментов «IT» и «Маркетинг», «Образование», «Финансы, бухгалтерия и право», «Менеджмент и предпринимательство», «Дизайн», демонстрирует чрезвычайно высокую динамику и интенсивность проникновения онлайн-технологий в данные профессиональные направления обучения, а также рост востребованности онлайн-программ в целом – мир образования меняется стремительно и бесповоротно. По данным компании «Нетология» доля населения РФ с опытом онлайн-образования увеличилась за последние три года почти в 3 раза (с 14,5% до 41,3%).

Направления общего среднего образования, дополнительного школьного образования, дополнительного профессионального образования и высшего образования, являлись драйверами развития рынка онлайн-обучения России почти вплоть до 2019 года. Сильнейшим драйвером рынка онлайн-образования 2021 года однозначно выступило направление дополнительного образования для взрослых. Направления среднего специального и дошкольного образования обладают существенным неиспользованным на данный момент времени потенциалом рыночного роста.

Обзор конкурентной структуры рынка онлайн-образования России

Несмотря на то, и отчасти благодаря тому, что рынок онлайн-образования России еще только формируется, он уже высоко конкурентен. Помимо крупных EdTech-конгломератов (VK, Skyeng, TalentTech, Яндекс) на рынке присутствует достаточное количество крупных, по российским меркам, игроков, в том числе из ТОП-15, которые представляют реальный интерес для анализа конкурентного присутствия.

Диаграмма 13 «ТОП-15 участников рынка онлайн-образования России»

«Выручка ТОП-15 рейтинга участников рынка онлайн образования России в 2021 году», РБК Тренды, по данным Smart Ranking, 2022 (диаграмма 13)

Лидер сектора бизнес-образования, компания «Like Центр», является вторым, после «Skillbox Holding Limited» (с выручкой более 10 млрд руб.), номером ТОП-15 компаний рынка онлайн-образования России, с годовой выручкой свыше 7 млрд руб. (10% доля общего рынка онлайн-образования) в 2021 году.

Среди отдельных крупных игроков рынка онлайн-обучения России в 2021 году следует также выделить: университет «Синергия» с выручкой свыше 2 млрд руб. и лидера сектора корпоративного обучения университет «Актион» с выручкой около 2 млрд руб., онлайн-школу подготовки к экзаменам «Умскул» с выручкой свыше 2 млрд руб., онлайн-платформу корпоративного обучения «iSpring» c выручкой около 2 млрд руб., платформу для онлайн-школ «GetCourse» с выручкой 1,7 млрд руб., образовательный центр «Maximum Education» с выручкой 1,6 млрд руб. и детскую онлайн-школу по изучению английского языка «NovaKid» с выручкой 1,5 млрд руб.

Общий анализ деятельности ТОП-15 лидеров рынка 2021 года дает представление о конкурентном присутствии и о наиболее высоко конкурентных нишах рынка онлайн-образования России, среди которых сектор дополнительного профессионального образования, являющийся на текущий момент времени уже прямым конкурентом сектора высшего образования (четыре компании с совокупной 25% долей общего рынка), сектор изучения иностранных языков (две крупных компании с совокупной 16% долей общего рынка), сектор среднего школьного образования (четыре крупных компании с 11% долей общего рынка), сектор бизнес-образования (одна доминирующая компания с 10% долей общего рынка), сектор корпоративного обучения (две крупных компании с совокупной 5% долей общего рынка).

Общая выручка компаний ТОП-15 рынка онлайн-образования России составила в 2021 году порядка 51 млрд руб. (70% доля общего рынка).

Несмотря на достаточно высокую конкуренцию, занятую крупными мультиструктурными компаниями 44% долю текущего рынка онлайн-образования России (ТОП-100 EdTech-компаний), потенциал развития российского рынка, в том числе в силу его молодости, не исчерпан. Среди характерных особенностей зрелого, сконцентрированного, сформированного рынка, наличие хотя бы одной компании «единорога», оценка которой равна или превышает 1 млрд долл., а также наличие компаний второго слоя выручки, которые пока отсутствуют.

Именно компании второго эшелона, которые, возможно, только собираются выходить на рынок в ближайшей перспективе, наиболее технологичные из этих компаний, продолжат формирование рынка онлайн-образования России в среднесрочной перспективе и именно они, в первую очередь, будут представлять интерес для инвесторов, с точки зрения автора, в дальнейшем.

Существуют все предпосылки того, что будущий лидер, «единорог» рынка онлайн-образования России, пока еще неизвестен широкой аудитории или еще даже не создан.

В информатике, наряду с понятием "информация", часто употребляется понятие "данные". Данные – это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию.

Несмотря на то, что выводы любого аналитического исследования отчасти субъективны, из любой информации можно извлечь пользу, чего я Вам и желаю.

Источники:

1. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: Edumarket, 2017-2021

2. Исследование Российского рынка онлайн-образования: Edmarket, 2020

3. Российский рынок онлайн-образования: Liberty Marketing, 2020

4. Мониторинг экономики образования, НИУ ВШЭ, 2016

5. РБК Тренды, по данным Smart Ranking: 2019-2022

6. Исследование российского рынка онлайн-образования, «Нетология», 2022

7. Иные открытые источники информации.

Комментарии (8)


  1. Ironcast
    04.07.2022 16:26
    +6

    Хоть я и являюсь сторонником онлайн-образования этот текст чем-то на отчётность госчиновников смахивает. Очень много из "онлайн-образования", увы - эти банальные лохокурсы для бумажки. А в местных универах я не раз сталкивался, когда онлайн-образование дороже заочной формы обучение - то есть по факту она руководству вузов совсем не нужна. А вот лохокурсы часто ведут преподы из тех же вузов, но они на другую аудиторию завязаны - обычно "переобучение". " Курсы, посвященные здоровью, спорту, духовным практикам, психологии, отношениям и личностному росту" - спорт-онлайн, да ещё с такими спутниками звучит ещё более подозрительно


    1. RAAD Автор
      04.07.2022 18:48
      +1

      Доброго дня! Благодарю за отклик. Тут, как всегда и везде, можно смотреть с разных сторон.

      1. Да, суховато, безусловно, но, это же статистика - сделать ее разнообразно интересной, значит добавить вариативность, допустить домыслы, и т.д. А так, да, обзор рынка на основании множества источников, которые зачастую предоставляют разную, а иногда даже противоречивую информацию, в которой без ста грамм не разберешься. Я разверну тему в дальнейших статьях.

      2. Да, "лохокурсов" хватает, но, тут дело в том, что: 1) любой формирующийся рынок привлекает желающих срубить бабла на хайпе, пока все не разобрались в чем, собственно, дело, 2) люди всегда верят в возможность быстрого результата - в СНГ это в крови, так как генетический материал изначально богатый и талантливый, а люди, которые знают, что многое получается быстро и без особого труда, в большинстве своем выберут наиболее короткий и визуально легкий путь, который не всегда является самым быстрым и даже не всегда ведущим "к выходу из лабиринта".

      3. Вузы в целом стагнационны, с моей точки зрения, ибо у них и так все хорошо, по большей части - студентов пруд пруди, государственная поддержка, программы во многом теоретические и поэтому их можно не менять на протяжении десятилетий, а зарекомендовавшие себя преподаватели имеют множество источников доходов, в следствие чего не видят смысла в создании каких-то новаторских и действенных образовательных программ. Российские вузы и не только вузы, расценивают в качестве онлай-обучения просто дистанционное обучение, когда обучающийся просматривает видео с надиктованными лекциями - это, как бы, не онлайн-обучение совсем. Что касается вузовского высшего образования, с учетом современных тенденций, то для специалистов и линейного управляющего персонала во многих сферах, с моей точки зрения, оно будет необходимо все меньше и меньше. Посему организации среднего специального образования и курсы дополнительного профессионального (офлайн и онлайн) образования будут контингент у вузов постепенно отжимать, пока те не образумятся.

      4. Торговля дипломами - хоть офлайн, хоть онлайн, торговлей и остается. Будь то переобучение, первое высшее образование или MBA. У зарубежных аналитиков есть даже выражение "Рынок онлайн дипломов" (профессиональное, высшее профессиональное и MBA). Удобно же: дистанционно из любой точки мира, дешевле (почти всегда) офлайн программ, быстрее (когда речь не идет о высшем образовании) и можно сразу же претендовать на смену деятельности или повышение в должности. Не знаю насколько это распространено сейчас у нас в организациях, но многие зарубежные организации поощряют онлайн-обучение, в том числе без отрыва от работы, даже оплачивая обучение собственных сотрудников - это тренд у них "до кипятка горячий". По качеству, тут вопрос, не только к образовательным организациям и преподавателям, но и к обучающимся - одному и пяти лет мало, другой на лету схватывает. Тут вопрос в том, что человек в этом для себя почерпнул и что он сам после этого может создать для себя и/или для других. Главный критерий качества образования - это работодатель: принимает на работу с этими дипломами или нет.

      5. Курсы, посвященные здоровью, спорту, духовным практикам, психологии, отношениям и личностному росту - ну, тут, как бы, если покупают, то значит пользу видят. Сегмент растет, количество частных продуктов растет быстрее, чем количество аналогичных продуктов у организаций. Креативная цифровая экономика, едрить :)

      В целом, лично по мне, онлайн-образование - это гуд, но качественных вещей в мире становится всё меньше, как собственно, и хороших специалистов. Дело при этом не в виде образования и даже не образовании в целом, а в менталитете, потенциале и внутренней мотивации каждого отдельного человека.

      У меня есть знакомый, у которого нет высшего образования совсем. Много лет тому назад он пытался продолжительное время найти работу самостоятельно и через кадровые агентства, но в большинстве случаев ему говорили, что без высшего образования светит ему только мести улицу и тому подобное. Он устроился продавцом-побегайцем прямопродажным в филиал московской фирмы и через несколько лет стал директором этого филиала. При этом еще на должности менеджера в офисе (это уже следующий был для него уровень) получал в регионе несколько сотен тысяч рублей в далеком 2007 году. Мог бы он поделиться своим опытом за деньги? - мог бы. Купил бы кто-нибудь онлайн-курс или семинар на основании такого кейса? - вполне. Что выгоднее и ценнее: учиться пять лет и с высшим образованием получать 150 тыс. руб. или без высшего образования получать порядка 500 тыс. руб. - вот в чем вопрос?


  1. GothicJS
    04.07.2022 20:40
    +3

    в 2022 году, траты взрослого населения (в возрасте от 18 до 64 лет) на
    дополнительное онлайн-образование в 2021 году составили порядка 226 млрд
    руб

    Это ж новая нефть)
    Вот поэтому так расплодились на ютубах всякие гуру с нуля до сеньера - им невыгодно работать прогерами, а на порядки выгодней вести такие курсы.


    1. GospodinKolhoznik
      04.07.2022 22:08
      +1

      В знаменитой фразе про порно, вебкам и айти строго говоря надо было указать вебкам или айти. Ну что написали, то написали: и значит и. Поэтому то и совмещают айти с вебкамом.


      1. RAAD Автор
        05.07.2022 07:20

        Тут я, видимо, что-то пропустил. Не могу прокомментировать - не понял, что Вы имели в виду. Поясните?


    1. RAAD Автор
      05.07.2022 07:17

      Это ж новая нефть) - ну, слегка, до нефти далеко ежо :)

      На самом деле получается, что учить выгоднее, чем демонстрировать результат применения своих знаний. Я помню интервью одного инфобизнесмена несколько лет тому назад, который имел бизнес по производству продающего видео и в дальнейшем стал венчурным инвестором - так вот, на вопрос, что выгоднее, вести бизнес или проводить обучающие семинары, он ответил, что инфобизнес выгоднее. Что до программистов, то просто рынок перегрет и специалисты желают получить максимум от того, что бизнес может им предложить, но бизнес не всегда может уже предложить им столько, сколько некоторые из них хотят :) Дальше у каждого уже свой путь, но по мне, так заработки хороших программистов вполне себе достаточны для обеспеченной и комфортной жизни без каких-либо заморочек - можно и не выходить из зоны комфорта :)


  1. ILaeeeee
    06.07.2022 06:27
    +1

    Мне из всей статьи сегментация рынка была интересна, чтобы хоть иметь представления по тенденциям.

    Также была бы интересна секментация в каждой области.


    1. RAAD Автор
      06.07.2022 17:06

      Благодарю за отклик! Следите за новыми статьями: буду развивать тему :)