Мы уже писали о выпускниках Практикума, которые устроились на новую работу после 40 лет. Но недавно у нас появился рекордсмен по возрасту. Михаилу Захарову из Подмосковья 70 лет. В молодости он закончил аспирантуру по физике, а потом больше 30-ти лет служил священником. После выхода на пенсию Михаил закончил курс «Инженер по тестированию» и планирует найти работу.

Из физика в священники

Моя история в целом не отличается от пути любого человека, кто родился во времена СССР: закончил школу, поступил в институт. Сначала я учился в МАИ, а потом перешёл в МФТИ, на физтех. Закончил его в 1975 году с отличием, даже на год раньше срока. 

Потом там же, на физтехе, учился в аспирантуре. Закончил в 1978 году и поступил на работу в Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш) в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). Там я проработал до 1990 года. 

Здесь я впервые познакомился с программированием: я написал программу на Фортране для решения одной из задач моей кандидатской диссертации. Программы тогда набивали на перфокартах: одна перфокарта — одна строка программы. Моя программа содержала около 600 операторов, то есть это была колода из 600 перфокарт, а у ЭВМ, с которой я тогда работал, была оперативная память объёмом 256 КБ. 

Вот так выглядит перфокарта
Вот так выглядит перфокарта

Тогда не было персональных компьютеров. Колоды перфокарт сдавались в вычислительный центр, где их загружали в машину для расчётов. Результаты расчётов и текст программы выводились на бумаге, и можно было вносить изменения и исправлять ошибки. Но тем не менее этого хватало, и наша ракетно-космическая техника успешно разрабатывалась с помощью таких методов и устройств.

А потом я стал священником, не получая специального образования.

Самый частый вопрос, который мне задают: почему я так резко сменил сферу работы? На самом деле всё произошло само собой. Ещё в школе у меня стали возникать мысли о смысле жизни. Мне было интересно узнать, как вообще устроен мир, материя, вплоть до элементарных частиц. Так я пришёл к физике — это фундаментальная наука, и мне казалось, что она многое прояснит. 

Как оказалось, наука не даёт ответов на такие вопросы. На последних курсах института и в аспирантуре я увлёкся философией: прочитал много трудов от Платона до Гегеля, но всё это было не то. Потом я изучал религиозную философию: сначала индийскую, потом русскую. А оттуда уже было недалеко и до религии. 

Никольский храм в селе Рогачёве, 2007 год
Никольский храм в селе Рогачёве, 2007 год

Стал ходить в храм, ездил в монастыри, крестился — тогда мне было 26 лет. И в 1990 году я был рукоположен в сан священника: меня назначили настоятелем Никольского храма села Рогачёво Дмитровского района Московской области. Это огромный храм на 5000 молящихся. В то время он уступал по размерам, наверное, только Исаакиевскому собору в Петербурге. Храм был сильно разрушен и требовал восстановления.

Я был настоятелем на протяжении 21 года. Потом произошла реорганизация епархии: было решено создать рогачёвское благочиние. Благочинным и одновременно настоятелем храма назначили другого священника, а меня перевели в Знаменский храм Красногорска, где я служил до 2020 года: ушёл за штат из-за проблем с сердцем. Я перенёс три операции, и мне стало физически сложно выдерживать службу. Но всё равно иногда собираюсь с силами и служу, примерно раз в месяц. 

Почему тестирование

В определённый момент я понял , что мне скучновато сидеть дома на пенсии — хочется чем-то заниматься. И тут мне захотелось освоить какую-то современную специальность. Сейчас везде IT, и тем более я уже занимался программированием — интересно же, насколько всё изменилось за столько лет. 

Было немного сложно определиться с направлением. Изначально я думал о программировании: освоить Python или что-нибудь в этом роде. Но программирование, на мой взгляд, — это просто инструмент, с помощью которого можно решать конкретные задачи. Таких задач для себя я пока не видел. Тестирование мне показалось понятнее и проще, поэтому его и выбрал.

Приступать к учёбе было не страшно — не получится так не получится. Мне достаточно легко дались первые спринты, потом пришлось немного повоевать с Android Studio — компьютер постоянно выдавал ошибку. Во время третьего спринта обострились проблемы с сердцем: пришлось делать третью операцию. Поэтому взял академ. 

После академа третий, четвёртый и пятый спринты прошли легко. В начале диплома у меня умерла тёща, и в связи с этим я потерял около недели времени. Теоретическая часть диплома и тестирование веб-приложения мне показались довольно объёмными и заняли много времени, так что я не успевал к жёсткому дедлайну. Но мне добавили три дня. Тестирование мобильного приложения и API оказалось не таким объёмным, и я успел. 

Из трудностей, пожалуй, самым сложным было освоение новых программ таких как Android Studio, Charles, Postman. В целом онлайн-образование непривычно: мне всё-таки комфортнее живое общение, но, думаю, можно привыкнуть. Да и по-другому учиться у меня не было бы возможности.

С однокурсниками я общался не так много, но если у меня были какие-то вопросы, то мне всегда помогали. Все относились с пониманием, не ощущалось никаких барьеров. Но в большинстве случаев я сам находил ответы на свои вопросы, особенно после академа. 

Помогал ли прошлый опыт в учёбе? Трудно сказать. Опыт священства не имеет с этим ничего общего, а наука и программирование были так давно, что многое забылось, и многое с тех пор изменилось.

В учёбе в основном хватало курса. Немного помогали вебинары, совсем немного находил информацию в интернете. Занимался порядка трёх–четырёх часов в день. Только в последние пару дней перед сдачей диплома занимался часов по 10.

Что дальше

Думаю, что я попытаюсь устроиться на работу. У меня даже было одно предложение: в одну компанию набирали молодых тестировщиков. Так и получается: возраст солидный, а тестировщик молодой. К сожалению, пока я получал диплом, вакансия ушла.

К слову, семья меня активно поддерживала во время учёбы и даже сейчас, когда я задумался о поиске работы. Для меня это важно. Старшая дочь говорит не обращать внимания на возраст — какая разница, если я буду работать из дома. Жена тоже поддерживает, мол, что ещё дома делать на пенсии, на диване, что ли, лежать.

Конечно, есть свои волнения по поводу работы. Один из наших студентов, которому было около 40 лет, сказал отличную фразу, когда у него что-то не получалось: «Видимо, я не родился с мышкой в руке, как нынешние молодые люди». Мне не всегда понятна логика современных гаджетов: мои маленькие внуки в этом смышлёнее. Но я все равно стараюсь изучить, как и что работает. 

Но всё же учёба на меня повлияла, и у меня появился другой взгляд на вещи: смотрю на всё как тестировщик. Даже замечаю в каких-то приложениях, если они неправильно работают, то, что мои коллеги недосмотрели. Значит, всё было не зря.

Для меня это был особенный вызов: смогу ли я справиться или нет. Своего рода спортивный интерес. Кажется, получилось. Если понадобится, то я готов научиться чему-нибудь ещё, например Python. Раньше были Фортран и Паскаль, а теперь выбора гораздо больше. Кстати, на досуге я читаю книги на английском языке.

Учиться всегда хорошо, в любом возрасте — если голова позволяет, почему бы и нет. Надо понимать, что жизнь не должна кончаться. Пока ты живёшь, надо ставить перед собой какие-то цели, чего-то достигать. И не терять оптимизма. 

Комментарии (17)


  1. sepetov
    08.07.2022 12:10
    +16

    После прочтения статьи я почему-то уверен, что это счастливый человек по жизни. И не только из-за умственных способностей, сохранившихся с возрастом. Вишенка на торте:

    семья меня активно поддерживала

    Старшая дочь говорит

    Жена тоже поддерживает

    А что ещё для жизни нужно? ))


    1. daitepiva
      08.07.2022 15:14
      +1

      А ведь действительно )

      А по поводу профессии тестировщика, как, впрочем, и прочих, важнее соответствующий склад ума. Я считаю, что сколько ты не учись по какой-то специальности, но если у нет подходящих наклонностей, то вряд ли всё будет хорошо получаться, да и удовлетворения от работы не будет.
      Мне кажется тестировщик, не считая знания всякого там софта и теоретических основ, должен быть въедливым, обращать внимание не все мелочи и не мириться с ними, быть любопытным. Сам я не тестировщик, но меня эта стезя интересует и перечисленные качества у меня есть. Может тоже как герой статьи переквалифицируюсь, когда надоест админить )


      1. T1murgar88
        11.07.2022 01:05

        Склад ума ? Знакомый отучился на филолога, уже год работает qa automation на java. Не замечал у него кого-то там склада ума , подруга в ШАД поступила она вообще журвак заканчивал. Ох уж эти свидетели особого склада ума.


  1. Earthsea
    08.07.2022 12:21
    +4

    Помогал ли прошлый опыт в учёбе? Трудно сказать. Опыт священства не имеет с этим ничего общего

    Вот как раз это очень хороший опыт который в любой сфере пригодится. Труд священника, да еще и настоятеля непростой, что бы там не говорили злые языки которых у нас много вокруг, к сожалению. Многое надо знать наизусть, еще и на церковнославянском. Уметь подготовить и рассказать людям интересную проповедь каждую неделю. Управлять коллективом, управлять эксплуатацией здания храма, а это снабжение, ремонт и реставрация, охрана, коммуникации и т.д. Службы все многочасовые, все стоя - скажем так, на этом месте ни один нетрудолюбивый, ленивый человек не приживется.

    Другой вопрос, зачем уходить именно в ремесло, пусть даже IT - видимо чем-то хорошим запомнились годы проведенные в ЦНИИмаш, вряд ли еще есть причины. Чтобы не скучать на пенсии, можно было бы преподавать, теологию в церковном ВУЗе, или философию либо физику в светском, возможно негосударственном.


    1. easimonenko
      09.07.2022 21:21

      Чтобы не скучать на пенсии, можно было бы преподавать

      Для преподавания нужно здоровое сердце.


  1. IvanSTV
    08.07.2022 12:25
    -8

    поп, решивший искать работу - это что-то. Его разве духовность не кормит?


  1. panzerfaust
    08.07.2022 13:07
    +4

    Для тестеров возраст вообще не проблема. Им и так нужны консервативность, въедливость и умение стоять на своем. У человека 70 лет это все "из коробки". Этого молодым как раз часто не хватает.


  1. mariyamikh23
    08.07.2022 13:07
    +5

    Как же здорово! Честно - по-хорошему завидую Михаилу, он вдвойне молодец! По себе заметила,что после 35-ти мозг как будто бы тяготеет к привычной рутине, сложнее стало учиться,воспринимать новое и тем более,внедрять новое в жизнь. Конечно,приходится сопротивляться этому всеми возможными путями (иначе привет, Альцгеймер через пару десятков лет!), но все же представляю, сколько упорства пришлось Михаилу проявить!
    p.s. а перфокарта - такая ностальгия! Помню, папа в детстве мне показывал свои перфокарты с работы - уже даже после закрытия НИИ в 90ых - рассказывал, как появились зарубежные мини-ЭВМ (которые на самом деле нифига не мини по современным-то меркам)).


  1. amarao
    08.07.2022 14:13
    +6

    И как вам тестируется запуск демонов? И убийство 'orphan children' (man prctl)?


    1. IvanSTV
      08.07.2022 15:19
      +2

      судя по поведению минусующих, в уютненький чатик прорвались атомные православные


    1. safari2012
      09.07.2022 22:21

      FreeBSD - вообще зашквар :)


  1. Garold911
    08.07.2022 15:14
    +1

    Такие истории вдохновляют и поддерживают в процессе учёбы.


    1. IvanSTV
      08.07.2022 15:26
      -1

      умный человек должен не мотивационными историями вдохновляться, а трезвым расчетом, пониманием, чего он хочет, и стремлением к достижению поставленных целей.

      Любая медийная история такого рода есть нерепрезентативная выборка. Очень любят писать истории успешных и совсем не публикуют истории неуспешных. У нас на французском текст был в учебнике, еще советском, не помню, кто автор. Но там журналист приносит в таблоид текст про живущих на улице детях, а редактор ему говорит, "если вы принесли репортаж про бедных - идите в Юманите". Вот где-то так работает и блок компании Яндекс практикум. Ни об одном неуспешном они не напишут, скорее сожрут свой галстук.


  1. 0xd34df00d
    08.07.2022 16:43
    +4

    Извините, что я совсем не по теме, но как окончивший тот же вуз, но на 50 лет позже, не могу не спросить.


    Ещё в школе у меня стали возникать мысли о смысле жизни. Мне было интересно узнать, как вообще устроен мир, материя, вплоть до элементарных частиц.

    А какие ответы на эти вопросы дает религия?


    1. Obormottt
      08.07.2022 21:54
      +4

      религия не даёт ответов, религия отучает задавать вопросы.


      1. easimonenko
        09.07.2022 21:24
        +1

        Да что Вы говорите. А я вот видел много религиозных книг, в которых как-раз задаются вопросы и ищутся на них ответы. Посмотрите, например, митрополита Сурожского Антония.


        1. amarao
          10.07.2022 00:10

          Попробовал.

          Для того, чтобы понять взаимоотношение между созерцанием и подвигом,
          необходимо определить смысл этих двух слов с библейской точки зрения.

          Но ведь это ложное утверждение. Для того, чтобы определить взаимоотношение между двумя понятиями нам не нужно вчитываться в религиозные тексты (причём, какой-то одной, произвольно выбранной религии. Вот мне всегда нравились мифы Древней Греции, там хотя бы правда жизни написана "в начале был хаос").

          ... У меня для поиска ответов на столе есть книжка Мормонов, которую я выпросил у проповедника какого-то. В тот момент, когда нужно принять решение, от которого ничего не зависит, я выбираю рандомное слово из вопроса, ищу в тезаурсе, открываю виршу, цитирую её в слух (чаще всего это ахинея) и даю трактовку в контексте вопроса.

          Ни разу не ошибался.