Кроме привычных форм организации работников (самозанятость, ИП, ООО, АО и т.д.) есть ещё и такая, экзотическая сейчас форма, как производственный кооператив. 

Произво́дственный кооперати́в (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц (материал из Википедии).

Нам удалось взять интервью у главы такого кооператива из Екатеринбурга, в котором объединилось более 25 ИТ-специалистов. 


П.: Профсоюз ИТ.

Р.: Роман, глава ИТ-кооператива, Екатеринбург.

П.: Привет! Расскажи немного о себе.

Р.: Привет. Меня зовут Роман. Более 10 лет я занимаюсь разработкой программного обеспечения. В последнее время в качестве ведущего разработчика вёл крупные проекты в области АСУТП. Однако в своей работе я столкнулся с интересным явлением. Когда разработчик дорастает до определённого уровня, пропадает зависимость его дохода от уровня навыка. А именно: неважно, насколько сложную работу ты выполняешь, сколько всего ты знаешь и умеешь и сколько денег приносишь хозяину своего предприятия, — зарплату тебе не повысят. То есть неважно, твой труд принёс хозяину твоей конторы миллион или сто миллионов: ты получишь свой оклад, условные 100 тысяч. И если этот оклад соответствует уровню зарплаты специалиста на рынке труда, то больше тебе не получить. От этого пропадает желание развиваться. Сотрудники просто ходят на работу и всячески пытаются отмазываться от того, чтобы что-то делать. 

П.: И ты пришёл к идее кооператива?

Р.: Да. Правда, для начала пришлось оформить ИП.

П.: А вообще в российском законодательстве предусмотрена такая форма хозяйствования, как «кооператив»?

Р.: Да, есть такая штука, «производственный кооператив». Правда, никто толком не знает, что это такое и как работает. Вообще эта форма в законодательстве проработана слабо. По сути, для членов кооператива не предусмотрены даже налоги и взносы, кроме НДФЛ. Конечно, налоговая пытается воспринимать поступления на счета членов кооператива как заработную плату, но можно вроде как пытаться это оспорить.

П.: Вы уже действуете как кооператив?

Р.: Нет, мы сейчас на этапе юридического оформления. Это довольно сложный процесс. Везде полно гайдов, как оформить ИП или ООО, но крайне мало информации именно по кооперативам. Сейчас мы разработали устав, некоторые типовые договоры, провели два собрания членов кооператива. Есть много сложностей. Например, методика расчёта платы за выполненную работу. Нужно вывести некую единицу, присвоить ей некую денежную стоимость и рассчитывать плату как произведение наработанных единиц на стоимость единицы. Однако сложно провернуть такое с ИТ-специалистом. Платить за строчки кода глупо и странно. Платить за отсиженные часы — аналогично.

П.: И как выкрутились?

Р.: Пока что пришли к оплате по нормочасам. Оцениваем работу в нормочасах и платим за фактически выполненную работу по ставке за нормочас. 

П.: Понимаю. Но в чём тогда разница между членом кооператива и сотрудником условного ООО, который сидит на сделке?

Р.: Вообще разница довольно существенна. В основе кооператива лежат идеи справедливости, прозрачности и открытости. У нас нет хозяина, который забирает прибыль себе. Поэтому мы можем распределять прибыль между сотрудниками. С любой нашей продажи 40% мы распределяем между членами кооператива. То есть, мы разработали некий продукт, продали его, заплатили разработчикам. И мы можем начать разработку другого продукта. Однако когда уже готовый продукт будет продан ещё раз, то члены кооператива получат свою долю с прибыли от продажи. И это, как мы ожидаем, будет неплохо. Также члены кооператива, в отличие от сотрудников ИП или ООО, имеют всегда доступ к информации о движении средств по расчётному счёту: сколько получили, на что потратили. Ну и, конечно, методика расчёта оплаты труда полностью прозрачна. Данные, по которым проводили расчёт, открыты. Каждый может пойти и проверить, что, как и почему ему насчитали.

П.: А как делятся те самые 40% прибыли? Ты получишь больше, чем условный «младший разработчик»?

Р.: Как и зарплата, эти дивиденды делятся пропорционально вкладу в проект. Берём данные за всё время разработки, вычисляем процент участия каждого из членов кооператива и выплачиваем пропорционально этому проценту.

П.: А остальные 60%? Какова их судьба? 

Р.: Поскольку при повторных продажах основная работа — это продажи, 20% идёт тем, кто продвигает продукт, 10% — сопровожденцам и 30% идёт в фонд кооператива.

П.: Ок. Какова ваша география? Вы все в одном месте живете?

Р.: От Екатеринбурга до Новосибирска, но в перспективе можем набирать людей откуда угодно, я надеюсь.

П.: Ок. А чем вы занимаетесь? В какой области ИТ работаете?

Р.: АСУТП. Сейчас есть большой проект по управлению вертикальными фермами. Это помещение, полностью отрезанное от внешнего мира, с контролируемым климатом, субстратом, освещением, питанием. Вообще вся среда, окружающая растения на такой ферме, полностью контролируется. Тут куча задач: управление питанием растений, контроль их состояния, контроль и управление составом воздуха в помещении. Сейчас, например, разрабатываем несложного робота, который будет ездить по заданной траектории и возить камеру, смотрящую на растения. А нейросеть на основе данных с камеры будет определять состояние растений и отдавать данные в мониторинг. Чтобы знать, не болеет ли кустик, какого он размера, как дела с урожаем. Ну и вообще, в этой области много интересного. Такую ферму можно построить где угодно, хоть на Луне. Потому что она же по своей самой сути полностью автономна. И благодаря этому можно получать урожай с гектара, до 300 раз превышающий классические агротехнологии. Неправильная настройка управляющего софта может полностью загубить всё, поэтому от того, как настроено именно управление, зависит очень многое. 

П.: А как по органолептическим качествам еда получается?

Р.: По вкусу — вкусно. А по экологичности — никаких пестицидов, гербицидов и прочих «цидов». Среда жизни растений стерильна, значит, и травить ничего не нужно.

П.: А ещё какие-то проекты есть?

Р.: Есть проект по управлению беспилотниками, но про него я рассказать ничего не могу, извини.

П.: Понимаю. Вообще вы занимаетесь прям вот мейнстримом. Нейросети, роботы, вот это вот всё. 

Р.: Да, и это тоже плюс от кооперативной работы. Мы можем выбирать то, что нам интересно. Один разработчик не может ворваться в эти области, потому что не хватит ни материальных ресурсов, ни времени. А в крупной компании у сотрудника нет достаточной мотивации к изучению нового. А у нас есть и мотивация, потому что чем больше и круче мы сделаем, тем больше получим, и есть ресурсы, потому что нас достаточно много, и мы можем выделить ресурсы на материальную составляющую: камеры, железо, вычислительные мощности.

П.: Набираете людей?

Р.: Да, год назад нас было 15, сейчас 25. Планируем расти дальше. Можно присылать резюме на gooood85@yandex.ru. Обязательно поговорим с желающими.

П.: Как заказчики относятся к такой экзотической форме хозяйствования?

Р.: Сейчас мы пока не оформили кооператив официально и заключаем договоры как ИП. Но в теории им будет всё равно. ИНН, расчётный счёт, все дела. Какая разница, главное, чтоб работа была выполнена. 

П.: А проблем с набором людей нет?

Р.: Нет, с нашей стороны, как я уже говорил, предлагается достаточно высокая мотивация, и мы выгодно отличаемся от той же сдельщины по оплате, а от работы в обычной конторе — по прозрачности, товарищескому духу, интересности работы, и опять-таки по оплате. У нас нет того, кто забирает прибыль, потому и получают люди больше. 

П.: Может быть, ты сам хочешь о чём-то рассказать?

Р.: Треть нашей команды живёт в родовом поселении Большая Медведица, с этой части команды и начался наш кооперативный путь. Кроме того, БМ — это и есть кооператив по сути: центральное место для фестивалей и досуга строим сообща, дороги внутри поселения чистим сообща, в этом году начальную школу запускаем (при активной поддержке нашего кооператива). В общем, БМ даёт возможность строить кооператив не просто между людьми, но и территориально, на своей земле! И тогда он выглядит ещё более осязаемо, с тобой в одной команде работают твои соседи, ваши дети ходят в вашу же школу, в это движение подтягиваются новые участники, и всё расцветает. А место у нас тут такое замечательное, столько пространства, и оно только и ждёт, чтобы здесь кто-то что-то организовал. 

П.: Ок, спасибо. Было интересно! Будем следить за вашими успехами! 

Р.: А мы — за вашими!


Профсоюз работников IT (заявка на участие в работе):

Комментарии (13)


  1. vazir
    03.08.2022 09:28
    +3

    Непонятно как мотивируется условный высококласный специалист, например архитектор системы по сравнению с условным джуном js-ником в условиях оплаты и даже регистрации "вклада" по "нормочасу"


    1. Femistoklov
      04.08.2022 10:06

      Платить за отсиженные часы — аналогично

      Вероятно, условное «спроектировать механизм интеграции двух систем» оценивается в 100 нормочасов, а «дополнить получение данных десятью новыми объектами» в 10. Хотя по факту и то и то может быть сделано за пару дней.


  1. Aleksey3a
    03.08.2022 09:34

    Добрый день. Можно у знать на чем пишете проекты? Что используете? Отличный, интересный пост. Спасибо.


  1. Roman_Cherkasov
    03.08.2022 09:37

    Правильно ли я понял, что если вот сейчас придти в такую организацию, то какое-то время ты будешь работать бесплатно, а потом, если продажники смогут продать то что делала команда - ты начнешь получать за это деньги?


  1. Nedder
    03.08.2022 09:42

    Интересно, а как будут решаться в таком случае вопросы внутренних расходов организации?

    Например, оплатить курсы повышения квалификации для 3 из 10 сотрудников. Остальные 7 могут сказать - а почему собственно тратить МОИ деньги на образования других? Я против. Или покупка новой техники для некоторых сотрудников. Все коммуны (а данный кооператив явно новая версия коммуны - живем и работаем вместе и делим все по честному) рано или поздно наезжают на эти рифы и идут ко дну.


    1. AnarhySonik
      03.08.2022 14:12

      Так-то правильные вопросы, но это походу нужно читать их устав. Но вообще на принципах кооперации много фирм по миру, чего стоит одна только итальянская Мондрагорская кооперативная корпорация. Так что успешными кооперативы вполне могут быть


      1. Nedder
        03.08.2022 14:34

        итальянская Мондрагорская кооперативная

        Она испанская, а не итальянская.

        И современное ее состояние для меня непонятно исходя из следующей информации

        "On 16 October 2013, domestic appliance company Fagor Electrodomésticos filed for bankruptcy under Spanish law to renegotiate €1,1 billion of debt, after suffering heavy losses during the eurocrisis putting 5,600 employees at risk of losing their jobs.[17] This was followed by the bankruptcy of the whole Fagor group on 6 November 2013.[18] In July 2014, Fagor was bought by Catalonian company Cata for €42.5 million. Cata pledged to create 705 direct jobs in the Basque Country and to continue the brand names Fagor, Edesa, Aspes, and Splendid.[19]"


        1. AnarhySonik
          03.08.2022 14:49

          Да, ошибся, испанская. Да и кроме мондрагоны ещё куча кооперативных есть по миру, вон про топ 300 ещё в 2015 писали http://selcoop.ru/cooperation/international/mka-top-300-kooperativov-mira/


  1. vtal007
    03.08.2022 10:45
    +1

    Да это чисто локальная движуха локальных прогеров из местного СНТ (названного "родовое поместье". Кто жил на дачах в СНТ, понимает примерно что это такое

    В довесок "Большая Медведица – это уникальное место, благостное и благодатное во всех смыслах этого слова. " Ну Вы понимаете


    1. YegorP
      03.08.2022 11:26

      Кедрозвоны?


  1. slog2
    03.08.2022 10:54
    +3

    Мне кажется мы это уже проходили. Ещё во времена Горбачёва. Половина кооперативов развалилась на стадии деления шкуры не убитого медведя, вторая половина развалилась когда делили убитого медведя. Самое слабое место кооперативов - отсутствие главного начальника, который делит деньги так, как считает нужным. Ведь каждый член кооператива считает что он вложил в проект больше чем остальные члены.


  1. DMGarikk
    03.08.2022 13:49

    Да, потому что могу влиять на управление компанией

    посмеялся над вариантом опроса «Да, потому что могу влиять на управление компанией»

    вас уже 25, когда дойдет дело поближе к сотне вы уже начнете избирать совет директоров, поскольку не сможете принимать решения начиная с технических причин (на совещания никогда не соберете 100% коллектива) заканчивая взаимопересекающимеся требованиями членов кооператива (привет уходящим сотрудникам с денежными клиентами и половиной команды)

    а совет директоров… это уже топменеджеры… которые будут оправдывать себе покупки макбуков и прочие привелегии… потому что все знают что эксель в макбуке работаел лучше и он важнее чем ноут для js-джуна
    ==
    забуду конечно нафиг… но было бы интересно последить когда все развалится


  1. alexhott
    04.08.2022 08:06

     То есть неважно, твой труд принёс хозяину твоей конторы миллион или сто миллионов: ты получишь свой оклад, условные 100 тысяч.
    Как бы да но.
    Если твой труд в каком-то промежутке времени не принес дохода - получишь свой оклад, условные 100 тысяч.
    За тебя платят налоги, соцстрах, пенсионка и т.п.
    Больничные (к сожалению бывает и бывает надолго)

    Ну и кооператив это почти как семья, развод и раздел имущества. Управление доходом себе берем но и риски все берем тоже себе. Выбор - заниматься конкретной работой или всем вместе.