В уже далёком 2016, работая в средней, но довольно известной на рынке компании, в описании вакансий разработчиков я писала про кофемашину и печеньки, а также небольшой тренажёрный зал в офисе. В это же время мои будущие коллеги из небольшого, но развивающегося IT агентства, куражились на совершенно безбашенных корпоративах, заказывали классный мерч, а написавшему не прошедший ревью код клеили вантуз на монитор.

Шли годы. В 2019 стало совсем тяжело соперничать за кадры с крупными компаниями, представителями банковской индустрии или телекома и даже госсектора, которые поставили всё, что лет пять назад отличало небольшие гибкие компании, включая кофе с печеньками и гибкий график или свободное посещение, на фундамент жирного соцпакета и финансовой стабильности (так, наш коллега перешёл работать в один крупный банк из-за льготных процентов по ипотеке для сотрудников и из-за турбо ДМС для него и всей его семьи). Разве что бюрократия у них осталась, но и то не везде и не всегда, и в меньшей степени касается IT подразделений.

Так мы открыли канал 100% удалёнки: сотрудники искались быстрее, зарплатные ожидания в целом ощутимо отличались от столичных, а часть ребят так и вообще имела ИП. Поначалу на удалёнку откликались в основном те, для кого такой формат работы был уже знаком, а также бывшие фрилансеры с желанием поучаствовать в более крупном проекте. Но потихоньку подтягивались и те, кому были интересны именно задачи,  —  и для них уход из офиса был новым опытом.

На этом можно было выезжать до 2020 года и ковидной трансформации, до момента, когда все крупняки отпустили разработчиков домой, и, в отличие от части других, не итшных сотрудников, так и не вернули их в офисное лоно. Ко всем плюшкам крупных компаний добавилась 100% удалёнка, и перед небольшими, но думающими о мотивации команды компаниями вновь встал вопрос поиска новых печенек.

Что же, прошло два года работы в новой реальности абсолютной нормы дистанционной работы, и, пожалуй, можно поделиться первыми итогами своих наблюдений. Мои наблюдения носят эмпирический характер, и было бы любопытно почитать в комментариях, согласны ли вы с ними или нет.

Вывод 1

Кто хочет ходить в офис (хотя бы иногда) по собственному желанию

  1. Молодые отцы детей того возраста, когда ребёнок уже вполне себе бегает и постоянно от тебя чего-то хочет: иногда, во время брейншторма, он хочет какать, например, о чём громко сообщает миру. Знаю не один пример, когда папа под любым предлогом уходил в офис. Почему именно папа? Ну, во-первых, в ИТ всё же ощутимо больший % мужчин, во-вторых, честно, таких мам не видела, они обычно на удалёнке и приезжают в офис только на локальные мероприятия.

  2. Молодежь (от 18 до 25 лет), потому что хочет общаться, заводить друзей и ходить куда-то после работы.

  3. Те, кто живёт не один (и часто копит на ипотеку, поэтому не снимает). Дома родители, бабушка, племянница, Жучка и ещё кто-нибудь.

  4. Те, у кого хромает самодисциплина (не может дома настроиться на работу, отвлекается).

  5. Те, кому просто иногда хочется сменить обстановку и увидеть коллег в реальности.

Вывод 2

Это всё отлично, но что делать тем, кто хотел бы ходить в офис, но работает дистанционно из другого города (а то и страны)?

  1. Оплата коворкинга. Бывает, что удалёнщики сбиваются в стайки по географическому признаку, но это не обязательно, – для многих просто важно сменить обстановку, работать работу в таком пространстве, где другие тоже работают (а не стоит полный еды холодильник, лежит котэ и сушатся носки). Тут, к слову, давно пора было забыть об экономии на дистанционщиках: предоставлять технику, соц пакет и при возможности – коворкинг/микроофис, уже признак базовой мотивации в ИТ.

  1. Офлайн мероприятия для всех сотрудников. Да, это потребует дополнительных затрат, но это инвестиции в команду (надеюсь, не нужно объяснять, что удержать старых гораздо эффективнее и дешевле, чем нанять, обучить и адаптировать новых). Важно делать как рабочие, так и развлекательные форматы. Для рабочих не обязательно созывать всю компанию сразу. Достаточно собрать команду, которая трудится над одним проектом. Обычно проводятся командировки, бронируется жильё и покупаются билеты, также зачастую на время пребывания сотрудника в городе головного офиса его подключают к системе корпоративного такси. У небольших компаний есть возможность оформлять такие мероприятия весьма внезапно, в крупных же скорее всего придётся планировать их заранее.

    Развлекательные корпоративы, желательно с какой-то активностью по командообразованию, для всей компании. Если в вашей компании до 200-300 человек, это вполне реально.

    Различные сервисы по автоматизации командировок активно развиваются и готовы помочь даже самому неактивному HR  —  оправдания найти не получится. К вашим услугам Авиасейлз для бизнеса, Островок для бизнеса, сервис Smartway и некоторые другие.

  2. Что-то персональное для дистанционных сотрудников: закажите цветы с доставкой на день рождения, пиццу в пятницу вечером или доставку печенек с утра в понедельник на неделю вперёд. В одной из компаний у нас была практика во время небольших корпоративных тусовок, на которых не выделялось бюджета на сбор команды (зачастую это просто было бы нецелесообразно), заказывать ребятам из других городов пиццы на дом, с последующим онлайном через ноутбук в общем зале.

  3. Индивидуальный подход в бенефитах: кому-то из сотрудников нужен ДМС, кому-то – что-то другое, а бывают и непредвиденные ситуации. Как-то наш дистанционный сотрудник вечером упал с борда и разбил голову. Единственный, кому он успел позвонить до отключки из кареты скорой помощи, был его менеджер (родители были на отдыхе, а номер менеджера был последний из набранных), он сообщил, куда его везут и всё. Ранним утром мы заказали все необходимые гигиенические принадлежности, зарядку для телефона и небольшой набор еды в Самокате. Курьеру пришлось постараться, чтобы найти отделение, в котором он лежал, мы давали ему чёткие ЦУ о том, что говорить на КПП,  – в итоге курьер был награждён чаевыми, а посылка дошла до получателя через медсестру. Через день родители срочно вернулись, рана оказалось не критичной и парня забрали домой. Не стоит говорить, что сотрудник оценил поддержку – и в первую очередь, потому что она была действительно искренней и своевременной.

    P.S. Мораль - катайтесь в шлеме.

  4. Вечера/небольшие гайды/видео, посвященные городам коллег. Что есть интересного в твоём городе? Чаще всего вам об этом расскажут с воодушевлением. Куда сходить, что посмотреть рядом. Даже негативные стороны можно обыграть с юмором (у нас были шутки про Читу от бурята, например, - прим. Чита, привет, ничего личного! Чита рулит!)

  5. Карта сотрудников, пусть это будет картой вашей экспансии. При найме новеньких делитесь с ними информацией, есть ли уже у вас сотрудники из их городов, обозначьте возможность совместной работы.

  6. Обустройство рабочего места. Представьте удалёнщику не только ноутбук или ПК, но и монитор, периферию и рабочее кресло. Помогите создать ему пространство, комфортное для работы, в котором легко будет сосредоточиться или творить. И не забудьте частично компенсировать оплату интернета и электричества!

В рамках мотивационного пакета может быть, например, помощь в релокации  (что сейчас особенно актуально), но подобные бенефиты не относятся к тем, которые связаны с тоской по человеческому теплу и небольшим разговорчикам у кофемашины, посему и не упоминаются в данной статье.

Формат “печенек” давно изменился, мотивация требует новых вариантов исполнения, – ищите их, радуйте своих коллег и тогда они будут радовать вас.

Возможно, у вас есть ещё идеи или личный опыт, – чего вам не хватает на удалёнке, мечтаете ли вы о виртуальных снеках)? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Комментарии (16)


  1. Markscheider
    04.08.2022 19:00
    +4

    Добавьте 6-м пунктом в начало: "Возможность выхаживать положенные 10000 шагов день". Ну и упомянутый уход из дома из под ига Всемогущего Холодильника тоже роляет, да.


    1. Nialpe
      04.08.2022 19:24
      +12

      У меня ситуация ровно наоборот - благодаря удаленке есть возможность заниматься физкультурой (бегаю по 10-15км) в счет времени, которое ранее тратил на дорогу в офис. С питанием такая же история - есть время приготовить. Это не догма, а лишь мой пример в копилку многообразия жизни.


      1. Olgeir
        04.08.2022 19:48
        +12

        Я сидя на удаленке, получил возможность гулять с собакой и таким образом я каждый день прохожу около 10 км. И вообще удаленка позволила работать в максимально удобном формате - у меня на рабочем месте личный кондиционер, душ, холодильник и тишина.


  1. Xeldos
    04.08.2022 20:03
    +5

    Меня лично в опросе смутил пункт "равноценную с офисными зарплату". И смутила его популярность. Это примерно как упоминать"работу по ТК 5/2 отпуск 28 дней".


    1. NatS_L Автор
      04.08.2022 21:08
      +3

      В нашей компании такой подход и действует, но в большинстве случаев удалёнщикам всегда платили меньше, да и продолжают платить. Компании упирают на то, что в регионах жизнь дешевле (еда стоит везде одинаково, а вот услуги/такси/медицина во многих регионах дешевле), а сотрудник всё равно не такой командный игрок. С другой стороны, это связано с ситуацией на рынке соискателей, которые выставляли свои условия (грубо говоря, раз уж я хожу в офис и трачу время на дорогу, и вы меня лично наблюдаете и контролируете, платите мне больше). Но соглашусь, это весьма однобокий подход, ведь вообще офисный сотрудник стоит компании дороже (в бюджетирование закладываются расходы на офис, технику, те самые кофе-печеньки и пятничные пиццы, компенсацию парковки и более дорогой ДМС).

      В статье и делается упор на то, что сейчас ситуация меняется: лояльный дистанционный сотрудник начинает стоить компании столько же (техника, коворкинги, командировки и т.п.) Никакой экономии в этом уже нет, только битва за таланты, которую нужно выиграть, чтобы быть на плаву!


  1. GothicJS
    04.08.2022 22:02
    +7

    Удаленка - это лучшее изобретение человечества!


  1. Fundorin174
    04.08.2022 22:38
    +8

    Работаю на удаленке третий год. Не хватает коллектива и живого общения, но плюсы все равно перевешивают. Идеальный вариант, это возможность менять тип работы. Например раз в месяц объявлять неделю офиса.


  1. niksite
    05.08.2022 07:11

    Сначала отработал 6 лет офиса. Потом было 6 лет удаленки (тайские зимовки, зарплата 200к+ в ещё до 2014 рублях и все такое). Потом опять 6 лет офиса. Потом начался ковид и формально работая в офисе (даже был там несколько раз за последние пару лет) имею по факту удаленку. С «оплатой как в головном офисе». Даже на организацию рабочего места выделили $1100 (чего только на норм рабочее кресло хватило).

    Удаленка конечно принципиально лучше в смысле work/life balance.


  1. ruomserg
    05.08.2022 08:05
    +15

    Две мысли.

    Первая — офис в шаговой (или вело-) доступности намного лучше квартиры. Ну или надо иметь особняк как в дворянском имении, и кабинет с черной дверью в которую домочадцам входить строжайше запрещается. В офисе ты можешь разложить все детали для проекта (особенно, если это связано с каким-то hardware), и точно знаешь что оно без твоего ведома никуда не двинется ни завтра, ни послезавтра. Дома порядки другие: все, что не прибито гвоздями — в любой момент может отрастить ножки и переместиться. Виноватых никогда нет: "… мешало", "… убирали", "… дети взяли", и т.д. Можно, конечно, взять бамбуковую палку и загнать всех под плинтус — но лучше уж недорогой офис, чем домашнее насилие… :-)

    Второе — как вы задрали с тимбилдингом и всякими внерабочими активностями!.. Давайте вернемся к рабочей культуре почтенных джентльменов из IBM? Это когда утром они приезжают на дорогих машинах, весь день фигачат меняющие мир проекты (типа SYS/360), а вечером желают друг другу всего наилучшего и разъезжаются по домам? И если джентльмены решат попить пива после работы — они сами организуются, и его попьют. А если джентльмены решат с семьями устроить коллективный пикник — то они сами его устроят. Без HR, без менеджера, без корпоративных конкурсов и прочей херни? Потому что джентльмены уже взрослые и зарабатывают достаточно чтобы самим организовать свой досуг. Почему так нельзя-то ?! Я один вижу желание ИТ-компаний максимально инфантилизировать своих сотрудников, или почему? А потом эти же компании начинают плакать что сотрудники как-то не так работают! Ну правильно, вы ему поставили стол, игровые автоматы, бар, холодильник, кровать, развлекаете, кормите, и т.д. — в общем, обращаетесь как с ребенком. Так чего же удивляться что оно и начинает себя потом вести как ребенок и хотеть чтобы вся жизнь была — игра, а если что не так — то менять место работы?.. Обращатесь с людьми по-взрослому, и они по-взрослому будут себя вести — и дома, и на работе…


    1. sshmakov
      05.08.2022 14:51
      +1

      Я один вижу желание ИТ-компаний максимально инфантилизировать своих сотрудников, или почему? 

      Они не специально. Так у них получается, потому что компании не доверяют своим сотрудникам и выбирают решения, максимально не учитывающие личность сотрудников. То есть не "мы просто о вас не подумали", а "что бы такое с ними сделать". Сотрудник для компании - объект, ресурс, а не партнер, и тем более не создатель интеллектуальной собственности.


      1. ruomserg
        05.08.2022 15:17
        +3

        Это имеет место быть, безусловно. Но есть еще какая-то скрытая сторона вопроса, которая не объясняется таким ответом. Скажем, в 90-е годы в фирмах нарождающегося класса новых русских — отношение к сотрудникам было прямо скажем, свинское. Но при этом никто не пытался ставить теннисные столы и устраивать корпоративные выезды с тимбилдингом. Людей просто эксплуатировали, а когда те стачивались — заменяли новыми.

        В существующей системе отношений в ИТ — такого, в целом, нет. Точнее есть — но при этом компании тратят ресурсы (и местами, немалые ресурсы) для того чтобы превратить работу в балаган. Более того, люди которые пришли работать, и косо смотрят на предложения спать в офисе, работать дома, игнорируют корпоративные активности на выходных — они становятся не fit в корпоративную культуру, и так далее… И я никак не могу понять — а компаниям-то это зачем? Это мода? Это дурь HR, которые пытаются освоить бюджеты и показать свою нужность? Это попытка подыграть поколению Z, которое не очень хочет взрослеть? Почему нельзя по методу профессора Преображенского — резать в операционной, а обедать в столовой? Ну или в нашем случае — на работе работать, а вне работы — отдыхать? И ведь компании на полном серьезе пишут, что устраивают, например, коллективное поедание пиццы по скайпу… Вот нормальному человеку дома делать нечего — как только притащить пиццу, сесть за ноутбук, и под камерой ее есть! Если он захочет пиццы, то купит ее и съест (один или с семьей) — thank you! А если он захочет пообщаться с коллегами под камеру, то это проще делать со свободным от пиццы ртом… И несть числа этим придурковатым активностям, под которые сотрудники (особенно не поколения Z) крутят пальцем у виска (вне кадра) — но участвуют, чтобы не разрушать culture fit и другие воздушные замки в головах у менеджеров… :-(


        1. Simplevolk
          05.08.2022 15:38
          -1

          А удаленщиков вы куда причислите? Или надо всех в офис? Зачем они это делают? Потому что конкуренция за кадры и потому что всю Москву запылесосили, а из регионов мясо не быстро перебирается + ценности поменялись. Кто хочет поехал, но их не хватает. Значит надо высасывать регионы. Но открывать в каждом городе офис - дорого. Значит - будем поедать пиццу по скайпу (кстати, не пробовал,было бы интересно)


          1. ruomserg
            05.08.2022 15:56

            А чем отличается удаленный сотрудник от локального? Что, раньше никого не посылали работать в командировку? Что, не было раньше персонала на полигонах прикрепленных к «почтовым ящикам»? И как-то работали, используя письма и телефонную (телеграфную...) связь. Сейчас с интернетом как-бы даже проще стало… И какой смысл дергать человека на удаленке разными нерабочими активностями?..

            Ладно это еще когда часовой пояс примерно совпадает. А то в МСК у менеджера горит желание в обществе подчиненных пожрать перед камерой после работы, а человеку на ДВ надо для этого специально ночью вставать… Ибо "… в Петропавловске-Камчатском — полночь" © Радио


          1. ZekaVasch
            07.08.2022 11:40
            +1

            Один раз не только жрал, но и готовил по скайпу. Кулинарный мастеркласс от Кулинариона. Как выяснилось, те кто был в дефолт сити были в худшем варианте. Им прислали готовые наборы в фасованных пакетиках из кулинариона, а мне сбер доставкой из ближайшего супермаркета. Так там еще осталось продуктов. Сахар же продают не меньше чем по 1 кг =))


        1. sshmakov
          05.08.2022 19:10
          +1

          И я никак не могу понять — а компаниям-то это зачем? Это мода? Это дурь HR, которые пытаются освоить бюджеты и показать свою нужность? Это попытка подыграть поколению Z, которое не очень хочет взрослеть?

          Вы же все варианты перечислили, почему сомневаетесь, что они неверные?


  1. beduin01
    05.08.2022 17:38
    +6

    Отстаньте ради бога от людей со всеми вашими активностями и тимбилдингом!

    Если мне кто-то из коллег будет интересен на столько что я захочу с ним встретиться я встречусь вне рамках этих детских утренников с принудительным участием и обидами из серии: «а почему ты не пришел?!(».

    Я надеюсь настанет день когда и с днем рождения по расписанию от кадровиков перестанут поздравлять. Кому нужно и так знает а дежурные шаблонные поздравления мне вообще не вперлись.