Это история одного pet проекта со множеством реинкарнаций, который развился из простой таблички в excel, в которой я хранил показания счетчиков и расходы на коммунальные услуги, до платформы общения с соседями с блэкджеком и шлюхами встроенным мессенджером, миниаппами и личными блогами.

Про историю развития первых реинкарнаций проекта можно почитать в статьях:

Сейчас же расскажу о текущей третьей реинкарнации. В статье не будет технических моментов, за исключением небольших упоминаний какие языки и технологии используются в текущей версии. Если же интересно как все это делалось и с какими проблемами пришлось столкнуться с кусками кода и архитектурными решениями, то под это я лучше выделю отдельную большую статью.

Итак...

Шел 2020 г., семья выросла и мы ждали завершения строительства и сдачи нового дома для переезда. А пока ждали общались с будущими соседями в домовом чате, знакомились, обменивались мнениями, ругали застройщика (как же без этого) и переживали о будущей приемке. Дом большой (более 1К квартир), жильцов много, а чат никак не способствовал удобному структурированию данных.

Первая попытка разложить все по полочкам - была создание в google таблицах шахматки (для тех кто не знает, это структура дома по подъездам, этажам и квартирам) с контактными данными соседей, а также заведение канала куда, на тот момент уже сформировавшаяся инициативная группа (далее буду просто писать ИГ), выкладывала полезную информацию. Помогло, но не на долго. Одни и те же вопросы задавались вновь и вновь, одни и те же темы поднимались и обсуждались с явной периодичностью и добавляли +100500 новых сообщений в чат, что также не способствовало поиску нужной информации.

С этим нужно было что-то делать и пришла идея создать сервис где жильцы дома могли бы не только общаться друг с другом, но и быстро найти нужного соседа, а также иметь под рукой все необходимые инструкции, документы и чек-листы (макет договора с будущей УК, инструкция по приемке квартир, какая личинка во входной двери и тому подобное).

В наше время люди не выпускают смартфоны из рук, поэтому было принято решение делать сервис в виде мобильного приложения. Первая версия была сделана в виде PWA с использованием vuejs и UI библиотеки vuetify, как говориться быстро и дешево, а бэк был сделан на любимом мной nodejs. Сделав буквально за пару недель первую версию, показал ее соседям и все начали с удовольствием пользоваться. В начале было не так много возможностей - это шахматка, о которой я говорил ваше, разделы с полезными документами, инструкциями и ответами на часто задаваемые вопросы. Позже появилось голосование, которое позволило быстро создавать опросы на уровне всего дома или даже подъезда/этажа, а потом начал развиваться внутренний мессенджер.

Сервис развивался, добавлялись в него интересные на мой взгляд возможности, приходили соседи и просили добавить что не хватает им, например, так появился раздел с рекомендациями друг другу, а также настройки приватности (ну не все хотят палить свой мобильный номер телефона, а именно через него происходит регистрация, или свое имя). Также начали по сарафанному радио приходить представители ИГ соседних домов и просить подключить их дома. На первых порах нужно было шахматку дома формировать в ручном режиме и загружать, а это накладывало некоторые ограничения. Также пользователь мог зарегистрироваться только по приглашению одного из соседей. Со временем эти ограничения были сняты и сейчас сама система на основе данных ФИАС и ГИС ЖКХ формирует данные по дому и можно просто регистрироваться.

Также по мере того, как количество пользователей росло, выявились ограничения самой технологии PWA (больше всего меня удручало ограничение по пушам на ios), а так как я присматривался к новой для меня технологии flutter и языку dart, то это была прекрасная возможность изучить их и полностью переделать мобильную часть, и могу сказать что я не прогадал. Технология мне понравилась и я полностью переписал мобильное приложение. Конечно не без некоторых болей, вспомнить хотя бы сколько мучений мне стоило сделать плавную прокрутку в чате, но скорее всего все это из-за того, что пока еще мало опыта.

С сыном желаем всем доброго утра!
С сыном желаем всем доброго утра!

Что есть сейчас и какие планы на будущее...

На текущий момент более тысячи человек из более 70 домов пользуются сервисом (в основном в моем родном городе, но есть и из других регионов). Домовые чаты с разбивкой на подъезды и этажи (в будущем добавлю возможность создавать тематические группы), а также можно написать в личку любому соседу. Активно развиваются миниприложения, которые индивидуально могут быть настроены под разные города/регионы и даже под конкретный дом. Наиболее интересные на мой взгляд миниприложения, которые уже внедрил:

  • Шумит сосед: информация когда можно, а когда нельзя шуметь, полезные контакты и возможность сразу написать балагуру.

  • Голосования: выше уже писал о нем, можно смотреть результаты в том числе и с учетом метража (если в систему заведены эти данные).

  • Рекомендации: соседи рекомендуют интересные места в округе, полезных мастеров, кафе/рестораны и тому подобное.

  • Могу помочь: каждый может написать чем он может быть полезен своим соседям, а любой другой этой помощью безвозмездно воспользоваться (я, например, всегда готов помочь инструментами или забрать у курьера посылку, если в этот момент нахожусь дома).

  • и многие другие.

Экран со списком миниприложений
Экран со списком миниприложений

А еще буквально на днях выпустил релиз с социальными функциями, которые позволяют пользователям создавать свои посты с фотографиями и делиться ими с друзьями и соседями, а также подписываться на других пользователей.

Дальнейшие планы развития наполеоновские и бэклог забит интересными идеями: это и развитие текущего функционала и создание полноценного движка миниприложений так, чтобы все желающие могли добавлять свои миниаппы (конечно же после модерации, чтобы добавляли только полезные возможности), также хочется добавить функционал для работы с различными УК/ТСЖ и проведения электронных ОСС (общее собрание собственников) - тут придется решать вопрос по индентификации пользователей и формирования списка собственников, но это все решаемо. И еще много чего в планах добавить.

На этом пока все, возможно получилось немного сумбурно, но надеюсь, что за это простите. И спасибо за внимание.

P.S.: я всегда открыт к идеям, какие возможности пользователи хотели бы видеть и использовать. Пишите и, возможно, именно ваша идея появится в ближайших релизах.

Ссылка на сайт проекта: https://dom24x7.ru

Комментарии (14)


  1. gmk1
    11.08.2022 16:34
    +1

    Это все хорошо, но возникает вопрос, как идет работа с персональными данными?

    Кто отвечает за их хранение, обработку? Ведь это самописное решение явно имеет много дыр. Кто то проводил аудит учзвимостей? Кто будет отвечать если произойдет утечка персональных данных?

    Я не вижу ни единой причины, зачем общаться с соседями? Зачем мне выкладывать свои данные в эту программу?

    И написать в чат шумящему соседу смешно, я всегда звоню 112 и вызываю наряд полиции. Это их работа и пусть шумящий выглядит бледновато, когда в дверь стук и откройте, полиция. Пусть составят протокольчик.


    1. xtotdam
      11.08.2022 18:16

      Просто для кого-то соседи - шум за стеной, а для кого-то - друзья

      А вот вопрос с персданными любопытный


    1. evgajukov Автор
      11.08.2022 19:24

      Исходный код полностью открыт и выложен на github, можно провести аудит. Вот и узнаем "явно имеет много дыр" или не все так плохо. Если найдут проблемы, готов оперативно их исправить.
      Эх... сильно отвечала Яндекс.Еда, когда у них утекли миллионы перс данных? (((((


    1. zlat_zlat
      11.08.2022 19:25

      Немного завидую людям, у которых полиция берёт и приезжает. У нас минимум часа два, но скорее просто не едут. «Передали наряду, ожидайте». Так что да, чат в это время работает куда лучше.


      1. evgajukov Автор
        11.08.2022 19:29

        У нас тоже не едут, причем и в более серьезных случаях. Когда мы уличили УК в фальсификации подписей на ОСС, пришлось полицию до часу ночи в офисе УК ждать. Приехали только после того как мы дозвонились в центральный аппарат в Москве и нажаловались.


        1. StepanSkryabin
          12.08.2022 09:14

          И всё таки, каким образом вы храните персональные данные?


          1. evgajukov Автор
            12.08.2022 13:09

            Понимаю что это пока не правильно, но там же где и основные данные


  1. StepanSkryabin
    11.08.2022 17:37

    Интересный проект, но почему нет планов по коммерциализации?


  1. Xaser
    11.08.2022 18:46

    Как используется ГИС ЖКХ?


    1. evgajukov Автор
      11.08.2022 19:27

      Открытого API у них нет, поэтому selenium наше все :) Беру оттуда данные по дому: количество этажей и подъездов. К сожалению, оказалось, количество квартир на ГИС ЖКХ не всегда верное, хотя и в с ФИАСом проблемы (но реже). Делаю модуль, который будет данные по дому брать из Росреестра (тогда смогу сразу и квадратуры квартир подтягивать). В общем, приходится изгаляться из-за частой противоречивости данных в разных гос реестрах


      1. BasiC2k
        12.08.2022 01:28

        Пока ещё работает ФГИС ЕГРН, можно собрать оттуда данные по характеристикам объектов недвижимости и данным владельцев. Выписка по одной квартире получается примерно 1,5руб. На Хабре была статья про этот сервис. Я в течение суток заказал и получил актуальные данные по 70 квартирам своего МКД, что помогло оспорить в суде сфабрикованный протокол собрания собственников


        1. evgajukov Автор
          12.08.2022 05:39

          Это если нужна полная выписка с владельцами для подтверждения собственности. Такое можно использовать, чтобы собрать реестр собственников для проведения ОСС. А так через них можно бесплатно получать данные по недвижимости без указания собственности.


  1. StepanSkryabin
    12.08.2022 09:13
    +1

    Из статьи (других статей, сайта) мне не совсем понятны следующие моменты:

    1. Каким образом приложение облегчает учёт КУ и платежей? Есть ли возможность получать данные от УК в автоматическом режиме или клиент должен всю информацию заполнить сам?

    2. Есть ли в приложении функция напоминания о необходимости передачи показаний счётчиков?

    3. Функция "Голосования" как-то связана с процедурой ОСС? Т.е. можно ли через неё провести полноценное голосование?

    4. Где вообще посмотреть родмап разработки? На гитхабе я такого не нашел, как и документации.

    5. Есть планы по добавлению сервисов для УК? Типа заполнение технических данных о доме: создание актов осмотра помещения, сезонных актов осмотра домов, внесение показаний домовых счётчиков?

    6. Чисто клиентский вопрос: Почему соц.сетей не достаточно, в чём преимущества (как для клиента) в использовании вашего приложения для общения с другими соседями вне соц.сетей?

    На сколько я знаю сферу ЖКХ, на сегодня у клиентов (глобально) нет проблем с получением онлайн квитанций, передачей показаний счётчиков, оплате услуг, получение информации о стоимости услуг и порядке начисления. Все эти функции решаются или локально за счёт сервисов самой УК или глобально за счёт ГИС ЖКХ. Общение между соседями, как правило ведётся через соц.сети. Но! есть вещи которых очень не хватает, например: проведение юр.значимого ОСС, оформление актов осмотра помещений/дома, общая техническая информация об объекте (доме), и прочее.
    По этому мне не очевидна ниша этого проекта, хотя потенциал есть. А то что, код в открытом доступе, это очень похвально! Правда лицензия МИТ слишком свободная для нашего неспокойного времени.


    1. evgajukov Автор
      12.08.2022 13:15

      1. Можно сделать интеграции с необходимыми УК и добавлять какие угодно миниаппы

      2. Нет, но в планах

      3. ОСС будет основан на движке голосования, но пока полноценное ОСС не поддерживается

      4. В открытом доступе такой информации нет

      5. Да, есть планы интеграций с сервисами УК, а также с такими проектами как doma.ai, домопульт и тому подобными

      6. Более структурировано и можно сразу найти нужного соседа. В нашем доме мое приложение часто используют чтобы найти соседа, так как часто путают платежки и кладут не туда, или увидели, что кошка (не дай бог, ребенок) вылезли в окно и можно быстро сообщить

      Проблем то нет, если это Москва-Питер, за МКАДом или в небольших городках с этим все хуже, да и в мегаполисах все сделано через одно места. Я каждый раз как отправляю показания счетчиков и оплачиваю в МосОблЕИРЦ плуюсь на их убогое мобильное приложение. А они туда еще и баннеры с рекламой втюхивают!