развитие новых принципов организации вычислений, которое позволит увеличить максимальную тактовую частоту компьютера на три-пять порядков;

Импортные устройства, ПО и зарубежные сервисы будут подчиняться требованиям закона по установке отечественного ПО и сертифицированных средств информационной безопасности

Цитаты из речи депутата? Фрагмент из фантастического романа? Нет, документ, в работе над предложениями к которому «приняли непосредственное активное участие более 1000 экспертов интернет-сообщества и интернет-бизнеса. Для разработки различных направлений программы был создан программный комитет (более 180 профильных специалистов и руководителей интернет-компаний), дополнительно привлечены эксперты по направлениям. Результаты работы над предложениями обсуждались в экспертном сообществе (850 человек), все замечания, полученные в ходе обсуждения, были рассмотрены и учтены в предложениях к Программе.». Список экспертов приведен в конце документа — и среди них представители Лаборатории Касперского, Cisco, Mail.ru…


Предложения по судебной ответственности за UDP трафик, высказанные в «Дорожной карте» «Комплекса мер «Развития медиа-коммуникационной отрасли» уже привлекли внимание Рунета, но Дорожная карта — всего лишь приложение к «Предложениям по формированию долгосрочной программы развития российской части информационно-коммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики 29 сентября 2015 года», разработанным Институтом Развития Интернета (при участии 1000 экспертов). А это сам по себе весьма интересный документ.

Очень приятно, что документ содержит определения терминов — это позволяет понять взгляды составителей документа на определяемые понятия

По мнению экспертов, а также ведущих научно-исследовательских организаций, в том числе НИУ «Высшая школа экономики», интернет-экономика это – область деятельности, в рамках которой создается инфраструктура и сетевые услуги (магистральные сети связи, телерадиовещания, передачи данных, услуги связи, услуги платного интернет-доступа, наложенные сети доставки контента и передачи данных, центры хранения и обработки данных, микроэлектроника, электроника, клиентские устройства и гаджеты), программное обеспечение (ПО) (платформенные решения и сервисы, корпоративное программное обеспечение, бизнес приложения и сервисы), клиентские интернет-сервисы и приложения (поисковики, порталы, цифровые медиа и развлечения, социальные сети, игры, электронная коммерция, финансовые сервисы, дистанционное образование, дистанционная медицина), кросс-платформенные решения и технологии, в том числе платформы государственного сектора (интернет вещей, платформы ОТТ, робототехника, умные дом, умные сети и др.)

Забавно, но судя по определению — все необходимое железо для создания интернет — экономики должно возникнуть из воздуха. Это тем более забавно, так как ниже по документу становится ясно, что создание такой экономики немыслимо без создания не просто прорывных технологий (и естественно налаживания производства), но и должно производиться российскими компаниями в рамках импортозамещения.

Мало вовлеченные в Интернет отрасли – отрасли материального производства и сектора экономики с различной степенью вовлеченности в интернет-экономику: зависящие от потребления сетевых интернет-услуг и электронных государственных услуг, использования специализированного и комплексного инфраструктурного ПО, использующие кросс-платформенные решения и технологии. К ним эксперты относят, в частности, аэрокосмический сектор, тяжелую, легкую и химическую промышленность, машиностроение и приборостроение, фармацевтику, энергетику, строительство, сельское хозяйство и пищевую промышленность, горнорудное дело, лесное и рыбное хозяйство.

Экспертам конечно виднее, но я бы не сказал, что высокие технологии, включая робототехнику и удаленное управление, не затрагивают бОльшую часть перечисленных отраслей. И действительно — ниже по документу ставится задача по роботизации. Однако документ напоминает пазл, собранный из нескольких наборов. Ниже имеется иное определение:

Интернет-экономика – экономическая инфраструктура, созданная и развивающаяся на базе ИКТ среда, объединяющая различные отрасли российской и мировой экономики посредством Интернета, основа и ключевой инструмент развития экономики в целом.

Вот с это определение нравится мне больше.

Цель проекта?

Картина ИКТ-будущего России будет определяться несколькими ключевыми технологическими факторами и их всевозможными комбинациями в частной жизни, обществе, бизнесе и государстве:
цифровой суверенитет, импортозамещение и информационная безопасность;
абсолютная связность всех территорий и населения, высокая скорость доступа;
большие объемы данных о людях, организациях, территориях, аналитические модели на основе этих массивов данных;
интернет вещей: носимые устройства, искусственный интеллект (ИИ) и связь в бытовой и промышленной технике, транспортных средствах, нанодатчики и радио-метки;
биологическая и цифровая конвергенция: нейроинтерфейсы, чипирование, киберорганы.

Все пункты, кроме последнего постоянно звучат с высоких трибун — и было бы странно, если бы они не появились в документе. Но вот последний пункт звучит весьма фантастично.

Основной целью долгосрочной Программы развития российской части сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики должно стать создание благоприятных условий для развития интернет-экономики России – независимой от внешних воздействий и конкурентной в мировом масштабе. А с ее развитием – повысить качество жизни граждан, создать устойчивую, высокопроизводительную, конкурентоспособную и управляемую экономику.

В сфере гражданского общества – обеспечить цифровое равенство, цифровое общественное достояние, повысить участие гражданского общества в государственном и региональном управлении, а также косвенно – посредством развития интернет-экономики и роста экономики страны в целом – рост качества жизни людей: удобств и комфорта жизни, уровня доходов, доступности и качества различных услуг, эффективности и производительности жизни, самостоятельности, свободы и новых возможностей для развития, работы, творчества, досуга и пр.

Первый звоночек. Предполагается реализовать различные сервисы и услуги, что (в том числе) поднимет уровень доходов. Естественно возрастут возможности для фриланса, удаленной диагностики и многого другого. Естественно поднимутся доходы тех, кто создает интернет-экономику. Но есть еще и те, кто все эти услуги должен потреблять, обеспечивая развитие бизнеса тех, кто создает новую экономику. Развитие компаний во многом зависит от наличия платежеспособного спроса — который для нашей страны гораздо больше зависит от курса доллара, чем от доступности сервисов.

На какой же срок рассчитаны мероприятия, которые будут реализовываться в рамках Дорожных карт?

Настоящие предложения к Программе развития Интернета в России предполагают определить наиболее эффективные пути развития отраслей экономики страны при помощи Интернета на ближайшие 10 лет путем объединения знаний, взглядов и мнений представителей ведущих российских интернет-компаний, а также компаний, максимально вовлеченных в Интернет.

Ниже сроки уточняются, а также озвучиваются объемы производства и суммы экспортной выручки.

Реализация задач, направленных на развитие ИКТ-индустрии, в значительной степени определена Правительством Российской Федерации в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, в плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий», в госпрограмме «Информационное общество (2011-2020 годы)» и других государственных документах.

В декабре 2013 года в целях принятия органами исполнительной власти мер, направленных на ускоренное развитие отрасли информационных технологий в 2014-2018 годах и реализацию вышеуказанной Стратегии распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2602 р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий». В соответствии с планом мероприятий к 2018 году отношение темпа роста ИТ-отрасли к темпу роста валового внутреннего продукта возрастет в три раза, объем производства продукции в области ИТ составит 450 млрд рублей и объем экспорта продукции ИТ-отрасли достигнет $9 млрд.

В 2014 году в целях реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в России постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 утверждена государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», цель которой – повышение качества жизни граждан на основе использования ИКТ. В соответствии с программой к 2020 году по индексу развития информационных технологий Россия должна войти в число 10 ведущих стран в мире.

Сроки конечно не большие, но и не маленькие. Правда есть большие сомнения, что в течении такого срока будут иметься условия для реализации всего задуманного. Но ведь обещанное утроение ВПП было же выполнено?

Кто же должен реализовать новую экономику?

Исполнители программы:
Органы государственного управления;
Институты развития;
Специализированные проектные команды и организации.

Уже второй пункт вызывает удивление — кто это такие? Судя по всему проектные команды будут подчиняться ИР. Но на базе кого эти команды будут создаваться? Вопрос. Ведь использование фирм и стартапов в этом списке не подразумевается

Идет быстрая и глубокая интеграция отраслей телекоммуникаций, сетевой интернет-инфраструктуры и ПО с интернет-сервисами, аппаратным обеспечением и электроникой, которые являются неотъемлемой частью ИКТ-индустрии.

Очень интересная фраза документа — про интеграцию " отраслей телекоммуникаций, сетевой интернет-инфраструктуры " c аппаратным обеспечением. Я бы сказал что наоборот — все создается или должно создаваться на основе (принципиально новой) аппаратной части. Ну да ладно

А вот далее интересный пассаж:

Вопрос недостаточной конкурентоспособности отдельных российских, а в прошлом советских компаний, и предприятий лежит не только и не столько в плоскости открытости-закрытости, монополизации-демонополизации, бюрократизации-дебюрократизации отдельных секторов и рынков страны или напрямую зависит от формы собственности.

Данный абзац сильно выделяется из всего документа и непонятно для чего он нужен — возможно подразумевается, что успешные проекты могут исполнять не только коммерческие сктруктуры.

Успешность реализации Программы развития российской части Интернета и связанных отраслей экономики будет определяться наличием и связностью четырех ключевых элементов социально-экономической среды интернет-экономики, важнейшими ресурсами ее роста:
1) достаточного количества высококвалифицированного и мотивированного человеческого капитала, который будет работать в России;
2) высококонкурентных технологий и технологических проектов мирового уровня, что во многом зависит от наличия соответствующего человеческого капитала и соответствующих государственных программ их поддерживающих и субсидирующих;
3) достаточных финансовых ресурсов для коммерциализации и монетизации этих технологий и проектов, что можно делать в рамках целевых программ и направлений развития, а также через финансирование программ развития экономики в целом при контроле его целевого использования в инвестиционных проектах различных отраслей, что создаст волну спроса в различных отраслях экономики и мультипликатор роста;
4) платежеспособного спроса, наращиваемого по нескольким каналам: выход российских интернет-компаний на международные рынки (Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Европа и т. д.), наращивание спроса со стороны российских государственных и других компаний, защита внутреннего рынка (автоматически увеличит внутренний спрос для российских компаний) и развитие сбалансированной устойчивой экономики в целом за счет уверенного роста различных отраслей, которые смогут обеспечить устойчивый рост внутреннего спроса на долгую перспективу.

Два первых абзаца вопросов не вызывают, в вот остальные… Пункт третий говорит нам, что развитие будет идти в рамках госпрограмм — финансирование развития за счет внутреннего спроса не предусматривается — что вступает в противоречие с декларируемой целью — повышения общего дохода населения. Видимо перейдя к реальным шагам, авторы документа стали более реалистичны. Спрос на услуги предусматривается на внешних рынках, со стороны государственных компаний, бизнеса. Спроса со стороны населения не предусматривается! Внутренний рынок закрывается — при декларировании создания прорывных технологий, авторы документа не уверены в том, что российские компании справятся с конкуренцией:

необходимо создавать преференции российским компаниям, защитные меры для российской интернет-экономики и экономики в целом, схожие с теми, которые используются в Китае, других странах.

Размеры России как рынка сбыта, даже в рамках Таможенного Союза невелики по сравнению с основными технологическими конкурентам (США, Китай, ЕС, Индия), выпускающими продукцию, ориентированную на многократно более емкие рынки. Это удлиняет сроки окупаемости проектов, снижает потенциальный размер и конкурентоспособность российских товаров и проектов в мировом масштабе и на внутреннем рынке. Чтобы изжить этот недостаток российский бизнес должен активно работать на международных рынках, включаясь на начальных стадиях проектов, в том числе в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и др.

Далее в проекте рассматриваются имеющиеся документы, направленные " на инновационное развитие ИКТ-индустрии"

Государственная поддержка отечественной ИКТ-индустрии опирается на долгосрочный прогноз развития страны, составленный Министерством экономического развития России в марте 2013 года. В соответствующем документе, названном «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», выделено 10 ключевых, приоритетных трендов научно-технологического развития. Среди наиболее социально-значимых упомянуты:
развитие новых принципов организации вычислений, которое позволит увеличить максимальную тактовую частоту компьютера на три-пять порядков;
развитие систем машинного обучения, вычислительных сетей с терабитовыми скоростями и суперкомпьютерных вычислений;
развитие облачных технологий;
рост доли мобильных устройств: планшетов, смартфонов и пр.;
эволюция Интернета, предполагающая развитие распределенных интеллектуальных систем, умных или семантических сетей.


Если заглянуть в исходный документ, то фраза по тактовые частоты выглядит немного иначе

развитие исследований в области новых принципов организации вычислений, создания вычислительных архитектур, построенных на новых парадигмах, в том числе нейро-, био-, оптических, квантовых, самосинхронизации, рекуррентности, что позволит увеличить максимальную тактовую частоту оптического компьютера до 10 12-10 14 Гц (на 3-5 порядков выше существующих электронных аналогов);

Но вернемся к Проекту.

В соответствии с этим документом Правительство РФ ставит перед собой на 2014-2025 годы следующие основные цели развития отрасли информационных технологий:
1) Развитие сферы информационных технологий до полноценной отрасли российской экономики, создающей высокопроизводительные рабочие места и обеспечивающей выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;

То есть Правительство РФ не считает область ИТ полноценной отраслью экономики. Но авторы документа с этим не согласны:

Доля российская ИКТ-отрасли существенно возросла в структуре экономики и приобрела стратегический характер.

Оговорка по Фрейду: «доля российская».

Что же нужно сделать в соответствии с имеющимися документами?
Для достижения цели эксперты предполагают обязательное решение следующих задач:
1) Развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий отрасли;
2) Улучшение институциональных условий для работы компаний в России и снижение административных барьеров;
3) Поддержка экспорта и стимулирование глобализации отрасли;
4) Развитие в России исследований в сфере информационных технологий и смежных областях;
5) Развитие механизмов поддержки малого бизнеса, включая акселераторы, бизнес-инкубаторы, технопарки и институты, необходимые для улучшения инвестиционного климата;
6) Повышение грамотности населения в области информационных технологий;
7) Нормализация статистического наблюдения в отрасли;
8) Совершенствование взаимодействия органов власти, определяющих государственную политику в области информационных технологий, с отраслевыми ассоциациями, кластерами, платформами и другими объединениями;
9) Создание условий для развития глобальных лидеров в сфере информационных технологий в целях устранения диспропорций развития отрасли и формирования дополнительных возможностей для выкупа долей в уставном капитале компаний отрасли информационных технологий российскими инвесторами путем расширения пула крупных компаний отрасли информационных технологий в России за счет рыночных механизмов;
10) Дальнейшая глубокая информатизация важнейших отраслей экономики России, в том числе государственного сектора;
11) Стимулирование развития производства отечественной продукции посредством заказа государства и компаний с государственным участием;
12) Обеспечение информационной безопасности;
13) Широкомасштабное открытие государственных баз данных;
14) Развитие инфраструктуры электронной коммерции;
15) Развитие электронного документооборота;
16) Развитие центров обработки и хранения информации;
17) Развитие широкополосного доступа (ШПД) в Интернет.

Опять опора на экспорт, а не на внутренние развитие. Заказ со стороны госкомпаний. Но вот дальше — песня: «Создание условий для развития глобальных лидеров в сфере ИТ в целях… формирования возможностей для выкупа долей в уставном капитале компаний отрасли… российскими инвесторами». Интересная фраза, мы собираемся улучшить условия для работы имеющихся лидеров отрасли и выкупать доли в их капитале? На этом фоне открытие государственных баз данных для общего доступа выглядит мелочью.

Однако «эксперты отмечают, что на практике принятые документы в настоящее время не работают. Это связано с тем, что: действия государственных заказчиков не согласованы, требуется устранение конфликтов между целями и способами декларируемых в ряде документов, ряд положений не имеют четкого определения, действие органов государственной власти в развитии ИКТ-технологий и их интеграции в различные отрасли экономики не скоординированы, а в отдельных случаях противоречивы. Мероприятия программ, несмотря на декларацию масштабных идей и проектов, в ряде случаев сфокусированы на решении частных проблем… Требуется принятие долгосрочной программы, целью которой должно быть формирование в России интернет-экономики, основанной на развитии ИКТ-индустрии во всех отраслях.»

Далее в документе переходят к более конкретным вещам, справедливо замечая, что «Важнейшей составляющей успеха Программы является связность внедряемых проектов, возможность их интеграции, обеспечение совместной работы ИКТ- и интернет-инфраструктур различных отраслей экономики, не говоря уже об инфраструктурах отдельных отраслей.»

2) Базой и инструментом создания такой социально-экономической системы мирового и национального хозяйства станет высокотехнологичная и высокоинтеллектуальная экономика, основанная на знаниях, высокой квалификации и уровне развития человеческих ресурсов (уровне образования и культуры) и широком использовании ИКТ на всех уровнях госуправления, в управлении бизнесом и в развитии общества;
4) Для граждан уровень и динамика движения в сторону новой экономики будет определяться высоким и растущим уровнем развития и удовлетворенности жизнью (качество жизни населения).

То есть новой экономикой больше будут пользоваться граждане с высоким уровнем развития и бОльшим уровнем удовлетворенности жизнью?

Среди возможных препятствий и ограничений движения к новой экономике в России эксперты выделили главные текущие и потенциальные проблемы:
3) Ограниченность и ускоренный рост потребления природных ресурсов, в том числе энергетических и продовольственных, из-за ускоренного роста населения Земли и экономического роста на развивающихся рынках. Это может привести к борьбе за сырьевые ресурсы, а с другой стороны – к масштабному переключению на альтернативные ресурсы и источники энергии (в том числе вследствие роста эффективности производства).

Опять странный тезис. Естественно, что скажем исчерпание источников нефти поставит крест на многом, но по идее новая экономика по идее и должна вывести из порочного круга, завязанного на исчерпаемые природные ресурсы? Иначе это будет пир во время чумы.

4) Ухудшение среды обитания человека, в том числе экологии в целом, особенно в крупных городах, перенаселенность и снижение качества жизни в отдельных регионах, следующая за этим сверхзатратность и дефицит местных бюджетов.

Экология однозначно важна для удовлетворенности жизнью, но вряд ли этот фактор будет влиять на уровень информатизации — скорее наоборот — ускоренное потребление ресурсов поднимет уровень жизни (временно), что приведет к повышению уровня спроса и тд. Однако ниже экология увязывается с привлечением и удержанием специалистов в России

Для привлечения и удержания высококвалифицированных людей в России потребуется высокоразвитая система и материальная база науки и образования, высокий уровень бытовой безопасности, достойный доход и достаточный уровень материального обеспечения, комфортные условия жизни: развитые медицина, здравоохранение, соцобеспечение, хорошие жилищные условия, благоприятная среда проживания: экология и природа.

Трудно поспорить, но на практике положительных тенденций в т ром же образовании не наблюдается — скорее наоборот идет падение реального уровня доходов и рост бумагонагрузки.

Доля России в структуре мирового венчурного финансирования по-прежнему очень мала в абсолютных показателях, что не позволяет отрасли динамично развиваться на равных с другими странами. Венчурное финансирование в России не велико и по относительным показателям. Но это можно компенсировать масштабным участием государства и крупных корпораций.

На Мегамозге неоднократно обсуждались причины, проводящие к низкому уровню венчурного финансирования. Но вместо формирования экономики, направленной на внедрение инноваций (напомним — это цель создания новой экономики) опять хотят подписать крупные компании закупать ненужное. Будет от этого толк?

Не обошлось и без традиционных жалоб:

Исходные природные и географические условия в ряде индустриальных регионов России проигрывают в сравнении с Европой, Китаем и США. Это выражается в больших издержках на электроэнергию, строительство жилищной и транспортной инфраструктуры.

В России многие условия регулирования дискриминационны в отношении российских компаний. Иностранные компании не только освобождаются от НДС при трансграничных поставках продукции и услуг в Россию, но также не платят, например, налог на прибыль по фактическому месту деятельности – в России. Российские интернет-компании неоправданно не попадают под льготную ставку сборов в страховые фонды в 14%, установленную в России для ИТ-компаний. Равное налогообложение в России иностранных интернет-компаний сможет стать инструментом защиты отечественных производителей, компенсировать снижение ставки страховых взносов для российских интернет-компаний, стать источником доходов госбюджета.

Как же должна выглядеть интернет экономика?

Развитие интернет-экономики определяет ряд технологических трендов, создающих качественно новые средства производства и коммуникаций:
1) Умное или интеллектуальное предприятие, действующее на основе интеграции автоматизированных систем управления (АСУ) производственными и бизнес-процессами, взаимодействии устройств и приборов, системы анализа информации и принятия решений;
2) Интегрированные интеллектуальные сети управления телекоммуникационной, энергетической, коммунальной и дорожно-транспортной и пр. инфраструктурой с интегрированными функциями передачи, хранения, анализа и обработки информации;
3) Умное хозяйство с автоматическими и удаленным контролем и управлением всеми устройствами и системами (климатическими, осветительными, охранными, коммуникационными и др.), интегрированными с системами сервиса и учета потребления, социальных и экстренных служб. Энерго- и ресурсосбережение на всех уровнях с автоматической координацией, контроля и балансировки использования, эффективного перераспределения между различными источниками генерации и потребления, ведущее к беспрецедентному росту эффективности производства и дистрибуции, бизнеса и экономики в целом, защиты экологии и среды обитания;
4) Интегрированные сети электронного сетевого маркетинга, рекламы, дистрибуции, доставки и оплаты, автоматического анализа спроса, планирования поставок, управления всеми маркетинговыми и коммерческими процессами;
5) Интегрированное мультимедийное ИКТ-пространство, платформы агрегации, обработки, дистрибуции и доставки разнообразного цифрового контента на любые устройства;
6) Электронное правительство, предоставляющее широкий спектр госуслуг бизнесу и гражданам: от регистрации предприятий, прав собственности и уплаты налогов до удаленных медицинских и образовательных сервисов, консультаций по безопасности, мониторинга общественных процессов и экологии на государственных интернет-порталах по принципу «одного окна»;
7) Горизонтальные связи и системы взаимоотношений в бизнесе, государстве и обществе на базе интернет-технологий, создающие гибкие трудовые, общественные, межотраслевые и межгосударственные коллективы и сообщества, трансформирующие все системы управления и социально-экономические отношения;
8) Стремительное возникновение многочисленных новых технологий и решений (большие данные (Big Data), Интернет вещей (IoT), робототехника и др.), рождаемых на стыке различных технологических платформ, а также синергией сервисов, объединяемых Интернетом, в корне меняющие способы организации производства, потребления и досуга.

Далее эксперты решили заглянуть в будущее…

Государство будет регулировать законодательство о защите данных, контролировать системы, предотвращающие взлом данных, способы шифрования, специализированные системы защиты и защиты от целевых атак на данные и устройства.

Большие данные о гражданах будут аккумулировать госструктуры и частные компании, которые наладят их обмен и продажу.

Продолжение следует!

Комментарии (0)