Наверное, каждый хоть раз мечтал побыть котом. Ну или кошкой. Это ж не жизнь, а мечта — нужно только есть и спать, а тебя за это все любят. И даже если ты натворишь что-нибудь совсем уж неподобающее, то максимум через пять минут тебя простят.

Понятно, что в реальности такое светит разве что буддистам, верящим в переселение душ, да и то после смерти. Но именно для этого мы и придумали реальность виртуальную и сегодня как раз поговорим об играх, в которых можно поиграть за кота.

Сразу оговоримся — по возможности рассматриваться будут проекты, максимально приближённые к реальности с точки зрения реализации протагониста. Или, проще выражаясь, те, где кот — это именно кот, а не очеловеченный персонаж. Соответственно, игры про Феликса, Гарфилда и прочих известных мультяшных котов — в нашу подборку не попадут. Не будет в ней и разнообразной индюшатины, в которой форму кота придают (видимо, для привлечения аудитории) главному герою, занимающемуся совсем не кошачьими делами — расследованием убийств, например, или ловлей рыбы на удочку.

Alley Cat (1983)



Поскольку котиков человечество любит с древнейших времён, проект, полностью посвящённый представителю кошачьих, был выпущен ещё на заре эпохи видеоигр. Назывался он незатейливо — «Уличный кот» и рассказывал о похождениях этого самого уличного кота по кличке Фредди.

В отличие от многих тогдашних игр, которые были очень условными, Alley Cat изображала быт бродячего кота достаточно реалистично. Основной экран представлял собой переулок возле многоквартирного дома. Прыгая по мусорным бакам и бельевым верёвкам, Фредди должен был забраться в одно из открытых окон. Мешали этому другие коты, роющиеся в мусоре, бегавшая по мостовой собака и, конечно, жильцы дома — они периодически закрывали окна или швырялись из них всяким мусором.


Проникнув в окно, Фредди попадал в одну из нескольких комнат, где ему предстояло заняться тем, чем обычно занимается кот — добывать пропитание. В зависимости от того, в какой именно комнате оказался Фредди, задачи у него были разные. Где-то предстояло обчистить миски с кормом спящих собак, где-то — поймать мышь, где-то — освободить аквариум от рыбок. Обитающие в комнате люди этому, понятно, были совершенно не рады, и что есть силы гоняли котейку метлой. Что забавно, сам человек на экране изображён не был — только метла. Понятно, что так авторы экономили ресурсы тогдашних слабеньких компьютеров, но получилось очень аутентично — для бродячего, не домашнего кота, человек являет собой лишь силу природы. Стихийное бедствие.

Удовлетворив голод, Фредди возвращался на улицу и поднимался выше по пирамиде потребностей, приступая к поискам душевной компании. Игроку теперь нужно было забраться не в любое открытое окно, а конкретно в то, откуда выглянула милая кошечка Фелиция. Правда, просто попасть в комнату с ней было недостаточно — там оказывалась целая толпа котов-конкурентов, которых нужно было обскакать (в прямом и переносном смысле) и добраться до полки, где сидела Фелиция.


Логического финала Alley Cat, как и многие игры тех лет, не имеет. После свидания с пассией, Фредди возвращается на улицу, и игровой процесс начинается с самого начала, только противники теперь перемещаются немного быстрее. Круговорот жизни, так сказать — наш кот обедает и бегает на свидания до тех пор, пока, наконец, игрок не перестанет справляться со скоростью недругов.

Игра завоевала определённую популярность и вышла на нескольких платформах. Уже в новом веке фанаты сделали несколько продолжений, а в 2018 году появился неофициальный ремейк Alley Cat: Remeow Edition с обновлённой графикой. Впрочем, для пуристов предусмотрена возможность выбрать любую из старых версий картинки.

Невероятные приключения кота Парфентия (2009)



Недаром говорят, что Россия — самая котолюбивая страна в мире. Вроде как процент владельцев кошек среди населения — самый высокий. Ну, по крайней мере, так утверждают люди в интернете, а все мы знаем, что в интернете врать не станут — уж про котиков-то точно. Короче, неудивительно, что именно отечественная студия с говорящим названием «Играющие кошки» занялась в начале нового века выпуском целой серии тематических игр.

Первыми, в марте 2009 года, вышли «Невероятные приключения кота Парфентия в деревне» — душераздирающая история о том, как ленивого городского кота на всё лето увезли, собственно, в деревню. А там всё незнакомое, обитатели неприветливые и всё такое.

Механически игра представляет собой приключение в небольшом открытом мире. Игроку в роли Парфентия предстоит общаться с деревенскими котами и выполнять для них различные задания, представляющие собой мини-игры. Разновидностей коих не очень много: гонки, сбор предметов и нечто совмещённое — когда нужно собирать предметы, убегая при этом от опасности.


Технически игра, увы, не блещет — анимации довольно деревянные, в перемещении Парфентий весьма ограничен, а графика не хватала с неба звёзд даже в момент выхода. Впрочем, для детской игры из нулевых, созданной кучкой энтузиастов — в целом, терпимо.

Насколько успешной была игра — неизвестно, но всего через полгода, осенью того же 2009-го, вышел масштабный приквел «Невероятные приключения кота Парфентия в детстве». Как несложно понять по названию, главным героем выступает уже знакомый игроку Парфентий, но в виде совсем мелкого котёнка. Действие происходит в той самой городской квартире, откуда его так безжалостно выдернули в начале прошлой игры, а также в её окрестностях. Свободы действий у игрока теперь гораздо больше, да и игровые механики усложнились. Во-первых, нужно следить за потребностями котёнка — вовремя есть, пить, умываться и посещать лоток. Во-вторых, можно по-разному строить отношения с двуногими открывателями холодильника. Если Парфентий хулиганит, разбрасывает вещи, дерёт мебель и прочим образом ведёт себя как нормальный кот, он получает глубокое моральное удовлетворение. А вот если он ведёт себя паинькой и показатель хозяйской любви, соответственно, высок, то Парфентию будут покупать всякие игрушки и вещи. Основной темой сюжета является взросление, и под это дело прикрутили даже нечто вроде ролевой прокачки. Выполняя задания и проходя мини-игры, котейка развивается и получает всякие новые навыки.


Всё в том же 2009 году вышла как минимум ещё одна игра про неугомонное четвероногое — «Учим стихи с котом Парфентием». Это был уже совсем откровенно обучающий продукт, где игроку 5-7 лет предлагалось, как нетрудно догадаться по названию, учить стихи. Вопреки названию, помогает игроку в этом не только Парфентий, но и другие мохнатые персонажи первой игры. Ассортимент произведений широк — от Омара Хайяма до Марины Цветаевой. Игровой процесс прост — персонаж с экрана читает стихотворение, а потом игроку предлагается «собрать» его строчка за строчкой. Любопытная черта состоит в том, что каждую строку предлагается выбрать из трёх вариантов. Неправильные попадаются очень смешные, а комический эффект усиливается тем, что озвучены они так же качественно и выразительно, как и правильные. В общем, детям должно понравиться, но взрослому игроку это, увы, развлечение на полчаса, в отличие от предыдущих игр серии, в которые может быть небезынтересно именно играть.

Несколько лет назад две первые игры про Парфентия вышли в Steam под названиями The Cat! Porfirio's Adventure и Kitty Play.

Cat Simulator (2016)



Где-то в промежутке между играми про Парфентия и следующим проектом, свет увидели ещё несколько игр, где можно поиграть за кота. Все их рассматривать не имеет смысла, поскольку они примерно одинаковы. Точнее — одинаково ужасны. В качестве примера можно рассмотреть одну из них — Cat Simulator, вышедшую в 2016 году в ранний доступ и с тех пор ни разу не обновлявшуюся.

Играть нужно за кота, обитающего в некой фэнтезийно-средневековой таверне. Всё, что можно делать — это опрокидывать вещи со столов и полок, да ловить мышей. За эти действия выдаются очки, и кто за отведённое время сумел больше очков заработать — тот и молодец.


Локация в игре всего одна, да и та собрана из бесплатных ассетов движка Unity. Багов и недоделок невероятное количество. Мыши неподвижно сидят на месте и никакой охоты за ними, обещанной в описании игры, по сути, нет. У интерактивных предметов, которые нужно сталкивать на пол — поломана физика, и они отталкивают кота от себя при взаимодействии. У таверны, наконец, банально нет потолка. Вместо него, синее небо!


Даже умилиться симпатичному котику не получится, поскольку игра выполнена в перспективе от первого лица, и кота вы на экране так ни разу и не увидите. Единственное достоинство игры — она бесплатная. Но даже бесплатно играть в неё нет ни малейшего смысла.

Stray (2022)



Вы уже наверняка догадались, что именно эта игра стала причиной появления всей этой подборки. Stray — стала настоящим безумием нынешнего лета. Невероятные продажи, куча мемов, самые разнообразные моды — все признаки потенциально культового проекта.

И в целом — неудивительно. У игры очень «продающая» внешность, если можно так выразиться. Пушистый главный герой прорисован и анимирован невероятно старательно, почти как лошади в Red Dead Redemption 2. Ну хорошо, может, всё же не настолько. Но в любом случае — достаточно достоверно для того, чтобы на него весьма бурно реагировали настоящие кошки и собаки. Уже это само по себе способно привлечь к игре тысячи обожателей кошек, но Stray на этом не останавливается. Помимо центрального персонажа, отлично прорисован и окружающий его мир. Постапокалиптический киберпанк с азиатскими мотивами — одновременно жутковатый и по-странному уютный. Авторы не просто воспользовались «нечестным» приёмом, сделав главным героем милое животное — они по-настоящему постарались, проработав ещё и мир игры.


С точки зрения игрового процесса Stray, как это ни забавно, некоторым образом напоминает «Приключения кота Парфентия». Есть персонажи, с которыми нужно беседовать — правда, тут это не другие коты, а роботы, и разговор проходит через миниатюрного робота-переводчика, пристёгнутого к спине нашего четвероногого героя. Есть небольшие задания и даже прятки от опасных противников. Правда, выполнено это всё на несравнимо более высоком уровне.


Конечно, если бы главным героем был не кот, а кто-то не такой милый, например, ещё один робот — игра вряд ли бы завоевала столь культовый статус. Ведь, по сути своей, это короткая и незатейливая «бродилка», не хватающая звёзд с неба и способная похвастаться лишь тщательной проработкой видеоряда. Но Stray вышла именно в том виде, в котором вышла, — и покорила рынок. Некоторые даже пророчат ей звание игры года. Наполовину в шутку, но кто знает…


В любом случае Stray — самая свежая и продвинутая игра из нашего списка. Игра доступна для покупки и в России, так что приобщиться к ней могут все желающие любители кошек.

Видеоигры за то и любимы нами, что позволяют ненадолго почувствовать себя кем-то другим. Искателем приключений из мира мечей и магии, космонавтом, гонщиком. Ну, или котом — почему бы и нет? Что-то подсказывает, что благодаря шумному успеху Stray, игр, где нам предстоит оказаться в шкуре представителя семейства кошачьих, в ближайшее время станет заметно больше. Увы, наверняка значительная их часть будет слепленными в спешке клонами для нарубания бабла, но может ведь и что-то годное попасться. Поживём — увидим.

Наши публикации по тематике игр


Ностальгическая рубрика — Забытые жемчужины отечественного игростроя: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5.





НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

Комментарии (8)


  1. Sabin
    26.08.2022 14:31
    +1

    OneShot - играем прямоходящего за кота/кошку (пол не определён), но по факту это мог быть и просто человек

    Cats Arena Turbo Starts - тоже коты только для вида


  1. deelayka
    26.08.2022 18:21
    +2

    Catlateral Damage — симулятор кота, роняющего предметы.


  1. Javian
    26.08.2022 18:50
    +1

    Stray c модом Гарфилд - это еще и весело.


  1. Jamim
    26.08.2022 23:31

    Есть ещё Cat and Ghostly Road и дилогия Cat Quest.


  1. Iv38
    27.08.2022 05:50

    Всё время игры в Stray, меня удивляла точность передачи движений кота. Как они это сделали? Motion Capture на кошке? Как?


    1. Javian
      27.08.2022 07:26
      +1

      Может быть математическая модель движения: Мультфильм "Кошечка"

      https://habr.com/ru/post/558860/

      https://habr.com/ru/company/ua-hosting/blog/375421/

      Наверное, кто-то слышал о мультфильме «Кошечка». Он был совсем коротким, и в нем было показано перемещение силуэта кошки. Вся суть в том, что движение моделировалось системой дифференциальных уравнений второго порядка на БЭСМ-4


  1. Jian
    27.08.2022 09:27

    А про симуляторы Больших Кошек расскажете? ^^


  1. Jorell
    27.08.2022 11:51
    +2

    Не упомянули "Felix The Cat".