Это было похоже на взрыв. Куча заточённой энергии в одно мгновение вырвалась наружу, но вместо разрушения началось созидание. Мне доводилось видеть многое, но что бы увидеть такое своими глазами. Это странное ощущение, когда ты стоял в кабинете обычной школы с обычными детьми, но вдруг оказался среди бушующего океана. Потом в класс забежала директор, какое-то время она стояла рядом со мной, наблюдая за всем этим. «Молодец Викторович» — сказала она и ушла. После этого, все следующие уроки программирования в начальной школе проходили именно так. Даже когда в классе были закрыты окна, проходящие по тротуару мимо школы люди слышали их.
image

Началось все с того, что приехали ноутбуки. На каждый из них была установлена Ubuntu, а вслед за ней и Scratch. 10 ноутбуков — это лучше чем 10 учебников. Но все равно, я был страшно зол. Тогда я был вечно злым, для этого было слишком много поводов. Но вот настало утро, пришли второклассники. Они видят, что в кабинете возле стен стоят 10 парт, на каждой включенный ноут, а на экране какой-то кот, с которым, наверняка, можно что-то сделать. Включаю проектор, показываю как соединяются блоки, царит какая-то нереальная тишина. Вот готов простенький скриптик, заставляющий кота бегать, нажимаю зеленый флажок для запуска. И вдруг началось именно то о чем я писал выше.

В первое мгновение раздался дикий, громкий смех. Дети показывали на стену пальцем, что-то друг другу кричали. Потом, я по видимому исчез. Нафиг нам разрешение, дисциплина, тишина. ЕСТЬ КОТ!!! С ним надо что-то делать! В третьем мгновении, они уже сидели кучками за ноутбуками, там где кот побежал, снова раздавался громкий смех. Потом кто-то крикнул «Смотрите че мы сделали!». Все ломились туда посмотреть, потом обратно, что бы поскорее сотворить то же самое. И так без конца.

Только потом, я узнал о Сугате Митре, индийском учителе, который выяснил, что дети могут учиться сами, надо только организовать среду и немного помогать. В принципе так и было, хотя, даже не смотря на защищенный диплом по самоорганизации, я сначала так и не понял с чем имею дело. Что-то показываешь в начале урока, маленько в ходе самого урока. Правда надо было орать. Вытащить из Потока целый класс не так-то просто. Вторая половина — творчество, что бы получить «5» надо было намутить что угодно, лишь бы это было что-то прикольное. Надо сказать, что программирование на Scratch это наичистейшее творчество. Те кто ходил в музыкалку — мутили со звуком, те кто любил рисовать — те больше рисовали. Большинство всегда стремилось вперед, сделать что-то посложнее. Разумеется кто-то просто очень весело проводил время, но даже у этого веселья был пускай наипростейший, но все же творческий контекст.

Поток… было довольно много случаев, когда дети телепортировались из этого мира. Они не слышали и не видели ничего вокруг: ни звонка, ни того что в кабинет уже заходит другой класс. Можно было орать, грозить чем угодно, но это на них это не действовало. Один раз закончилось слезами. Потом после уроков приходили, доделывали. Зачем? Для кого-то это как воздух.

Через несколько месяцев становилось попроще. Иногда царила такая странная тишина. Как буд-то бы где-то рядом бесшумно крутится огромная турбина, которой хоть и не видно, но как-то чувствуется ее мощь.

В армии я много читал, даже слишком много. Поэзия, проза, фантастика, классика. Но мне все равно трудно описать это странное явление точнее. Точнее мне даже не хочется вникать в психологию, биологию поведения, социологию или что-то еще. Есть какая-то сила, которая у каждого ребенка, у каждого человека проявляется по разному. Просто, наверное, Scratch оказался чем-то наиболее универсальным для этой силы. Так что ничего особо удивительного тут нет. Однако, величина этой силы просто поражает. До сих пор.

Можно сколько угодно закатывать в асфальт эту силу. Заливать бетоном. Засыпать радиоактивным пеплом. Но это не тот масштаб. С таким же успехом можно пытаться тушить Солнце.

Знание об этом очень помогает мне.

Комментарии (9)


  1. debagger
    01.09.2022 07:50
    +2

    Замечательно написано! Аж захотелось пойти попреподавать второкласникам...


    1. salmanchik1
      01.09.2022 12:17
      +3

      Испытал то же самое.


    1. uchitel Автор
      02.09.2022 06:47

      Сарказм сарказмом :) но на всякий случай должен предупредить о том, что самое тяжелое - это маленькая зп. Я поэтому и свалил :(


  1. Ussername
    01.09.2022 12:18
    -4

    Прекрасный пост, очень содержательный и познавательный. Все очень понятно. "На каждый из них была установлена Ubuntu, а вслед за ней и Scratch " Scratch это который LFS? Видимо, нет. Тогда что-то полезное и интересное об организации учебного процесса? Тоже нет. Автор много читал в армии, отлично, автор умеет читать, желаю автору и дальше побольше читать и поменьше писать.


    1. uchitel Автор
      02.09.2022 06:32

      Я конечно далеко не великий писатель, но думаю, что точно так же можно было бы и Хемингуэю сказать: Дружище, твой "Старик и море" - просто про старика и какую-то рыбу, а "Фиеста" - ваще какая-то дичь про чувака с отстреленными причиндалами, который мешал всем весело бухать.

      Всем нам для работы необходимо душевное равновесие (комфорт), которого сейчас у многих очень мало. Ну или хотя бы какая-то более-менее осязаемая надежда нужна. Вот так и появился этот пост.

      Меньше всего мне хотелось писать что-то в стиле Кирпичей, типа:
      Мы рыцари Джедаи, борцы со злом
      Тёмную силу завяжем узлом
      Нехорошие люди разрази их гром
      Получат по башне огненным мечом

      Но скажу честно - я приятно удивлен, что этот пост зашел.


      1. Ussername
        02.09.2022 07:34
        -1

        "Запустил программу и уставился в окно под звуки веселого детского смеха, рядом крутилась турбина...". Натурально Хемингуэй под соусом из Макаренко. И ниже выводок таких же педагогов с большой буквы П восторгается написанным. И ладно бы на лирушечке такое нацарапать, но тут то это зачем, вдохновлять посредственности для работы педагогами? Вон там выше кому-то уже захотелось пойти попреподавать. "Нуачо, какой-то индус детям дал компьютеры они сами разобрались и я так могу". Я понимаю, что если никуда не смог поступить - иди в педагогический, это грустная реальность, но зачем же давать такие надежды. "Учебный процесс в IT"- ни процесса, ни IT. Была бы хоть графомания с выдумкой, так и этого не наблюдается.


        1. uchitel Автор
          03.09.2022 07:29

          Да ваще пофиг.

          Напишите что-нибудь сами, а потом поговорим :)

          Да пребудет с Вами Сила :)))


  1. sunnyfox
    02.09.2022 00:28
    +2

    Вот это настоящий учитель. А не это ваше "так, дети, открыли программу, изучаем действия, первое это ходить, ходить можно от точки до точки и количество пикселей, перетащите на экран и введите цифру 60, Ваня, покажи нам, что у тебя получилось, дети не кричите, все по очереди...". Самопознание, саморазвитие и главное - интерес, вот краеугольные камни обучения, позволяющие свернуть горы. Мой сын тоже примерно так изучал, только сам с собой наедине, отличные мультики и игры мне представлял в 6 лет.


    1. uchitel Автор
      02.09.2022 07:24
      +1

      К сожалению бывший учитель. Сейчас я что-то вроде аналитика. Однако, многие приобретенные учительские навыки хорошо выручают. Орать, конечно, больше не приходится, но вот разжевывать и доносить сложные вещи - самое то.