Я знаю, что многие компании уверены: стажер — это лучший будущий кадр, так как если ему все понравится, то он готов легко стать полноценным сотрудником, и вдобавок уже знает все процессы в компании и легче вольется в команду. Сейчас я прохожу стажировку в одной очень крупной IT компании и делаю классный внутренний сервис, который будет сильно помогать самым разным командам. Но у меня накопились некоторые мысли, которые я бы хотел обсудить с вами. Пожалуйста, расценивайте эту статью не как что-то негативное к моим коллегам и компании, в которой я работаю, а как призыв к помощи стажерам.

Все конечно же является субъективным, но в одной из статей на Хабре я видел мысль, которая меня зацепила: "Новички смотрят на все под другим углом и видят детали, которые не видны опытным коллегам. Следует прислушиваться к их мнению, иногда в нем проскакивают очень важные идеи".

Уточняйте заранее больше деталей перед стажировкой, и не ждите, что стажеры будут знать какие задавать вопросы. Я рассчитывал, что буду заниматься фронтендом, но в итоге выполняю буквально все роли в команде

У нас в команде ментор (разработчик из проекта, к которому мы "прикреплены") и 2 стажера-фронтендера со сравнительно низкими знаниями в остальных областях веба. Мы делаем проект с нуля, и вдвоем выполняем все роли, которые обычно распределяются в команде на 5+ человек. Мы бэкендеры, фронтендеры, дизайнеры, архитекторы, тестировщики, sre и “вставьте сюда любую роль”. Причем мы даже не можем поделить эти роли между собой, так как блок от одного из нас сильно замедляет разработку. Многое приходится видеть впервые, так как это не наше основное направление.

Но в итоге мне это понравилось, и даже начало казаться, что это идеально для стажировки. Ты пробуешь все отрасли, стараешься во всем разобраться, и у меня это получается, так как я долго писал пет-проекты в одиночку и с большинством проблем уже сталкивался, но нас не предупредили о сложности проекта и о том, что придется сходу изучать большинство сфер разработки. Уточняйте, пожалуйста, такие детали заранее, я уверен, что некоторые стажеры отнеслись бы к этому негативно.

Пожалуйста, не взваливайте все менторство на одного человека

Скорее всего было ошибкой брать одному ментору двух стажеров, особенно на такой проект. Наш “тимлид” ревьювит код, оценивает финальное качество и помогает во время споров выбирать решения по проекту. Он не пишет код, и чем больше проект разрастается, тем больше он не видит всей картины целиком, и уже не может советовать, что и как сделать правильнее, а только смотрит на конечный результат и качество кода, не оценивая общую логику. Ментор очень старается, но чем ближе конец стажировки, тем меньше у него сил. Скорее всего он надеялся, что ему будет помогать кто-то из коллег, но никто не стал возиться со стажерами. Не надо так, помогайте.

Постарайтесь все предусмотреть

Из-за того, что проект разрабатывался с нуля, было очень много ревью, обычно по 2-3 штуки в день. Это не было проблемой декомпозиции задач(которую мы тоже делали сами), а просто особенностью именно нашего проекта, но так получалось, что ментор целыми днями только и делал, что занимался ревью нашего кода, с трудом выполняя свои основные задачи. Только к середине стажировки, нам стало стыдно тратить столько времени нашего ментора, и мы ввели небольшой микропроцесс в нашу микрокоманду: сначала мы проводили ревью друг друга, а только потом отправляли запрос ментору, что сильно упростило ему задачу.

Я уверен, что невозможно предусмотреть все, но постарайтесь.

Нам дали ТЗ, состоящее примерно из 20 предложений

Но компенсировали это полной свободой выбора как библиотек, так и способов реализации архитектуры системы. Да, мы сразу придумали удачную архитектуру, но у нас нет опыта, и я считаю это удачей. Конкретно в этом случае я бы предложил позвать архитектора, чтобы он оценил наше решение. Это потратит его время, но это можно сделать всего один раз за стажировку, и я не думаю, что компания много потеряла бы от этого, но точно дала бы полезный опыт как работы с другими людьми, так и хорошей архитектуры. В общем как идея: предложите стажеру, хотя бы один раз за стажировку, встречу с каким-нибудь крутым разработчиком, это будет полезно и разработчику, и стажеру.

Не игнорируйте стажеров

Я читал, что если ты не можешь задать правильный вопрос, значит не разобрался в проблеме, но ощущаю, что это не всегда работает. Был момент, когда я не понимал, почему с сервера нет доступа к базе данных, долго покопавшись в проблеме, я решил написать вопрос в чат поддержки, где меня просто сначала проигнорировали, а потом написали комментарий похожий на yesmeta.xyz, а через какое-то время тимлид другой команды задает очень похожий вопрос в чат и ему отвечают: проверьте то и то, а мы сейчас на своей стороне проверим, а ты потратив много часов дебага и получив дневную дозу токсичности, сидишь и не понимаешь, что сделал не так. Конечно, потом мне пояснили, где я был неправ и что сделал не так, и что помощь тимлиду важнее помощи стажеру, но все же постарайтесь не игнорировать стажеров.

Нетворкинг

В основном это актуально для тех, кто работает в офисе. Большинство стажеров - студенты, и многие пришли еще и за нетворкингом. Я из таких людей, которым нелегко даются знакомства, и хотел бы построить некоторые связи в it сообществе, но иногда чувствую, что мне нужна помощь. Да, в компании есть тематические клубы, например, настолки, но их не всегда хватает. Мне не хватило.

Первый совет, который приходит в голову - встань с кресла и подойди к соседу. Но у этого совета, помимо плюсов, есть весомые минусы. Я уверен, что есть и другие решения этой проблемы:

  • в одной компании я видел бота для знакомства на неделю. Его идея проста - каждую неделю тебе выбирается случайный человек, с которым ты “должен” неделю вместе пить кофе/чай и/или ходить на обед

  • спид-дейтинг, где можно будет поговорить с большим начальником или стажером, который только вчера пришел в компанию, но тут есть проблема, многие заняты или не хотят ходить на такие мероприятия, добавить им мотивации можно, выдавая внутреннюю валюту или ачивки

Чаще давайте фидбек, любой, даже если стажер делает все отлично, обязательно скажите ему об этом

Мне давали фидбек, но мне показалось, что принятый стандарт в индустрии не такой, как хотелось бы. Его дают редко, могут дать только один раз за стажировку. Стажер – новичок, который только начинает погружаться в эту сложную профессию. Скорее всего он уже проделал какой-то путь, чтобы занять эту позицию, но не ждите, что он будет всегда знать, что делает так, а что не так. Помогите стажеру: если он все делает хорошо, дайте какие-нибудь материалы, где он сможет прокачаться, чтобы делать еще лучше, если он делает плохо, скажите в чем он не прав и опять же дайте материалы, где он сможет узнать, как делать хорошо. И чем чаще это будет происходить, тем быстрее вырастет стажер, что должно быть выгодно всем.

И ещё несколько слов от стажёра

Я считаю, что детали во время стажировки сильно влияют на желание стажера остаться работать в компании, особенно когда одногруппники рассказывают про процессы в других компаниях, и у тебя есть с чем сравнить. Я уверен, что можно придумать много фишек, о которых потом будут все рассказывать, и многие захотят пойти к вам работать. А чем больше кандидатов, тем больше сильных кандидатов. В комментариях можно снять мне розовые очки или добавить в них цвета. А еще можно написать, что бы вам хотелось видеть на своей лучшей стажировке.

Комментарии (7)


  1. Neom1an
    06.09.2022 14:50
    +1

    Как стажёр-то нам поможет? Не нашёл в статье ответа на этот вопрос


    1. vanchenkin Автор
      06.09.2022 15:15
      +1

      Да, немного неочевидно из статьи, но мысль была в том, что это будет работать как сарафанное радио

      А чем больше кандидатов, тем больше сильных кандидатов.


      1. Neom1an
        06.09.2022 15:28

        Процитированное утверждение работает только в случае постоянной доли сильных кандидатов в выборке. Что сомнительно. Но это, конечно, уже придирки


  1. Arerad
    06.09.2022 16:12
    +11

    каждую неделю тебе выбирается случайный человек, с которым ты “должен” неделю вместе пить кофе/чай и/или ходить на обед

    Ночной кошмар интроверта.


  1. boronov
    08.09.2022 01:53

    Проходил этот этап. Взяли на стажировку после академии при компании, с ходу дали проект, сейчас понимаю, что мне сильно повезло в том, что все члены команды с радостью (или не совсем ????) отвечали на вопросы и помогали с трудностями.

    Спустя почти два года сам стал ментором стажёра. Направлял его, так как мне хотелось бы, чтобы меня направляли, когда я начинал, по итогу все остались довольны. Единственное что хотелось бы сказать стажерам, так это то, что не стесняйтесь задавать вопросы, никто не ожидает, что вы сходу всё знаете, по себе помню, как неловко было задавать очередной +100500 вопрос, потому сидел и мучался сам пока ментор не подойдет и не поможет. Отсюда просьба менторам время от времени интересоваться прогрессом своего подопечного, потому как даже если он говорит, что всё ок это далеко не всегда так


  1. marya_java
    08.09.2022 21:38

    Чаще давайте фидбек, любой, даже если стажер делает все отлично, обязательно скажите ему об этом. Мне давали фидбек, но мне показалось, что принятый стандарт в индустрии не такой, как хотелось бы. Его дают редко, могут дать только один раз за стажировку.

    Если тут речь о развёрнутом фитбеке, то лучше сразу делать такой запрос там, где для вас это важно. Обращайте внимание руководителя на обратную связь, т.к. её необходимость не всегда очевидна. Несколько слов напоминания и вы можете получить очень ценную информацию для дальнейшей работы.


  1. Mixbap
    09.09.2022 11:32
    +1

    На своем опыте прошел, когда приходил стажером был готов и рад любой работе, брался за все области сразу ( так как была необходимость разрабатывать устройство с нуля и до готового продукта ) и в итоге стал заложником этой системы, когда появлялось желание уйти глубже в какую-то область этого просто не давали физически заваливая совершенно разными задачами в разных областях, как специалист роста не происходило, пришлось просто уйти оставив за бортом потраченное время.