Очень давно я занимался проектами внедрения ЕРП-систем, в роли техлида (тогда это называлось «технический руководитель проекта»). В Челябинской области много производственных предприятий, и часто приходилось ездить на переговоры в сопровождении очень опытной женщины-менеджера.

Однажды она сказала: приходя на предприятие, надо первым делом идти в туалет. Именно по туалету можно очень многое понять о руководстве и его отношении к бизнесу. В первую очередь – о том, мыслит ли оно долгосрочными перспективами, видит ли себя тут надолго, или просто рубит бабло по-быстрому. В те, ещё немножко бешеные годы, пожалуй, доля истины в «туалетном знакомстве» была.

Ритуал соблюдался строго. Менеджер приезжала на встречу и говорила, что сначала надо «припудрить носик». Посещала туалет, осматривала, формировала первичное мнение и шла на переговоры.

Недавно, совершенно случайно, я вспомнил об этой традиции. Старый друг пригласил меня посетить IT-компанию, в которой работает. Заявленная цель – помочь понять, что у них не так с развитием и стратегией. Перед выездом к нему я полез долить омывайки, и чутка изгваздался. Приехав, сначала посетил туалет.

И он меня поразил.

Туалет

Там, конечно, был не космос, роботы задницу не подтирали, но в целом – очень уютно и практично.

Первое, что бросилось в глаза – несколько способов высушить руки. Тут тебе и сушилка, и диспенсер с полотенцами, и бумажные полотенца в рулонах. Выбирай, что душе угодно.

Рядом с умывальником – этажерка, все полки которой уставлены всевозможными полезностями. Крем для рук, одноразовые носовые платки, ролики для чистки одежды (вообще никогда их в офисах не видел), губки для обуви, портативная колонка с играющим радио, и т.д.

И это, акцентирую внимание – в мужском туалете. Который, по традиции, должен быть шедевром минимализма.

В кабинках – идеальная чистота. Дело было днём – явно убирают не раз в сутки. Туалетной бумаги в избытке, двух видов – здоровенный рулон (не знаю, как называется – как в аэропортах) и парочка маленьких, уютных, домашних трёхслойных.

Если верить теории женщины-менеджера, с развитием в этой компании всё должно быть прекрасно. Чё тогда меня позвали?

Стало жутко интересно. Пошёл слушать.

Концепция развития

Компания существовала на рынке достаточно давно – лет 10. Начиналась с нескольких спецов, теперь выросла до двух сотен человек. Пока народу было немного, всем развитием занимался директор. Как правило, это было развитие по необходимости – затыкание дыр, вызванных ростом.

Ну там, вроде офис побольше снять, компы купить или обновить, брендбук изготовить, сайт сварганить и т.д. Как возникает необходимость – так что-то и делают. Без долгосрочного стратегического видения, будь оно неладно.

Однако, с ростом компании, директор был вынужден развитие делегировать. У самого времени не хватало – как говорят неэффективные эффективные менеджеры, «операционка съела». Почитал книжки и интернет, посоветовался с друзьями и подчинёнными, пришёл к ожидаемому выводу – надо нанять для развития компании отдельного человека. Директора, или хотя бы менеджера по развитию.

Сказано – сделано. Собственно, рассказ моего друга и был построен вокруг этих менеджеров по развитию и их деятельности. Ибо несколько их было, и каждый след оставил свой.

Первый

Первый менеджер заложил основу – структуру и процессы изменений. Разделил развитие на два принципиальных потока: стратегический и демократический.

Стратегический – это долгосрочные цели и, соответственно, длинные программы развития. То, что нельзя сделать быстро, но обойтись без этого никак нельзя – будущее не простит.

Демократический – это всякие сборы предложений от сотрудников и их реализация. Честно сказал, что толку от них ноль, но «электорат» должен чувствовать собственные возможности по изменению компании к лучшему. Иначе и в долгосрочку играть откажется, ну или будет тихо саботировать.

Этот же, первый менеджер по развитию, провёл вдумчивый анализ проблем компании, которые надо в итоге победить. Если укрупнённо, то это текучка кадров, плохое (почти никакое) развитие спецов, отвратительные продавцы (при хороших и даже растущих продажах), всеобщее потребительское отношение к компании.

Недолго думая, решили взяться за текучку. Подняли протоколы интервью при увольнении, сразу увидели причину – не самая высокая зарплата. Она не угнетающе низкая, но явно меньше рынка. Программисты приходили в компанию, в основном, чтобы получить стартовый опыт и двигать дальше – туда, где платят больше или хотя бы нормально.

Менеджер по развитию, разумеется, провёл расчёты, согласовал их результаты с финансистами и экономистами, и, вроде как, по всем статьям получалось – зарплату можно весьма существенно повысить. Пришёл с предложением к директору. Что услышал? Я подумаю, а ты пока займись другими изменениями.

Другие изменения были из «демократического» списка. Касались, в основном, мест общего пользования – туалета и кухни. В то время не было даже сушилки для рук. Ну и кофемашины. Сравнив стоимость обоих агрегатов, менеджер выбрал сушилку.

Так туалет стал немного лучше.

С решением по повышению зарплаты директор тянул. Сначала вежливо, потом агрессивно – вроде как «отстань, без этого как-то жили, у нас другая концепция». Менеджер подождал, подождал, сказал «да ну вас нахер», плюнул и ушёл.

Второй

Второй менеджер по развитию тоже хотел начать с анализа проблем – мягко отказали, мол мы уже и так всё знаем. Выдали структуру плана развития – стратегические и демократические списки, и велели заниматься подготовкой спецов. Чтобы стала системная, постоянная, управляемая и ощутимая.

В жизни всё было так. Приходит человек работать в компанию, ему всучивают курс подготовки собственной разработки. Достаточно короткий – на один месяц. В этом курсе рассматриваются основные вопросы работы ПО, внедрением и кастомизацией которого занимается компания. Обращаю внимание – именно вопросы работы, а не доработки и развития. Проще говоря, как им пользоваться.

Спрос и на продукт, и на услуги по его внедрению/сопровождению, был достаточно высокий – и раньше, и сейчас. Этот спрос застилал глаза и компании, и спецам (если их можно так назвать). Формально, люди приходили, чтобы стать программистами. Но услуги по программированию и консультированию оплачивались одинаково. При высоком спросе именно на консультации практически все спецы не программировали вообще.

В результате, зарплата росла очень быстро – считай, месяц поучился, и уже нормально денег поднимаешь, ибо продукт несложный. Год, два сидишь, и только тогда понимаешь, что есть потолок и как ты в него башкой-то и упёрся. Вроде как самое время программировать начать, но опыт всех предшественников говорил – резко просядешь в деньгах.

Собрав всю эту информацию, менеджер по развитию пошёл к директору и сказал – надо менять систему подготовки. Заодно – и правила распределения задач, чтобы было больше программирования. Надо либо купить готовые курсы, либо разработать свои. Да, придётся существенно снизить доходность от спецов в первые месяцы работы. Но в долгосрочном плане это принесёт очень серьёзные дивиденды.

Что услышал? Я подумаю, а ты займись пока другими изменениями. Так в туалете появился диспенсер с бумажными полотенцами.

Третий

Третьему велели заняться продавцами. Как вы уже поняли, проблем с продажами не было из-за удачного выбора продукта – кому-то когда-то то ли очень повезло, то ли реально провидец сработал. Чтобы продавать продукт и услуги компании, достаточно было уметь говорить.

Проблемы начинались после продажи. Любая конфликтная ситуация вводила менеджера по продажам в полный ступор, с единственно возможным ответом клиенту – «я разберусь и вам перезвоню». Ни в чём разобраться не получалось. Перезванивать было страшно.

Результат был неутешителен. Во-первых, среди менеджеров по продажам текучка была выше, чем среди спецов. Средний срок службы менеджера – менее полугода. Во-вторых, убого низкая сохранность клиентов. Продать продукт получалось хорошо. Внедрить, сопровождать, развивать – отвратительно. Порог в «один год сотрудничества» переходили единицы процентов клиентов.

Как вы уже поняли, подготовка менеджеров по продажам была равна нулю. По ощущениям, на эти должности просто сгребали всех подряд, на соседней остановке общественного транспорта или бирже труда. Возможно, учили презентовать продукт. Но никак не объясняли принципы оказания услуг по программированию.

Третий менеджер по развитию, естественно, пришёл с программой, как «подружить» программистов с менеджерами. Требовались и системные, и структурные перестановки в отделах и процессах. Тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять – после насыщения рынка продуктом компанию ждут серьёзные проблемы. Рынок ведь растёт медленнее.

Что сказал директору этому менеджеру по развитию? Я подумаю, а ты займись пока другими изменениями. Так в туалете появилась этажерка с бумажными полотенцами, кремом для рук, роликами для чистки одежды и проч.

Сейчас

Сейчас в компании работает четвёртый менеджер по развитию. Как я понял, занимается поиском путей преодоления всеобщего потребительского отношения к компании.

Даже интересно, к каким выводам он придёт?

И что появится в туалете на этот раз?

Комментарии (91)


  1. funca
    18.09.2022 23:40

    Сюжет понятен. Интересно, как предлагаемые изменения мапились на цели бизнеса (а не теоретические рассуждения менеджеров о том, как правильно). Как строилась работа с возражениями.


    1. hard2018
      18.09.2022 23:57
      +7

      Сюжет таков. Офис превратился в медпункт.


  1. furtaev
    19.09.2022 00:14
    +18

    Как можно, живя в Челябинской области, видеть себя тут надолго и мыслить долгосрочными перспективами?

    Очевидно же, что оптимальной стратегией как раз является "нарубить бабла по-быстрому" и помахать ручкой этому райскому уголку :)


    1. Ares_ekb
      19.09.2022 05:29
      +19

      Там достаточно клёвые заповедники, горы, лес, озёра.

      А в целом ситуация знакомая, когда в компании есть проблемы и это годами не меняется. Хотя можно попробовать не увольняться сразу, а что-то улучшить самому: 1) попросить повышения зп, 2) пытаться заниматься больше тем что самому интересно (например, не ждать от руководства задач по программированию, а самому их предлагать или сразу что-то делать, что считаешь нужным) 3) улучшать процессы, в которых сам участвуешь (самое банальное - наполнять внутреннюю базу знаний по типовым вопросам и частым проблемам, автоматизировать рутину).

      В любом болоте у сотрудника всё равно остаётся возможность развиваться и улучшать что-то вокруг. Даже если сопротивление руководства и коллег достаточно сильное, тем сильнее человек разовьёт в себе инициативность, понимание того, что никто лучше него в его работе не разбирается. С другой стороны, вопрос нужно ли всё это, если можно просто попробовать найти нормальную компанию где этих проблем нет.

      На мой взгляд в описанной ситуации фатальная ошибка не в том, что директор не слушал менеджеров по развитию, а в том что не нанимал и не поощрял рядовых сотрудников с горящими глазами и своими идеями. Я думаю, что это в принципе особенность отечественного бизнеса. Даже в этой статье автор пренебрежительно отзывается о "демократических" изменениях снизу. Блин, и даже мне неловко от использования этого заезженного слова, оно превращает мой комментарий в какой-то политический манифест. Но я реально не верю в мудрость директоров и эффективных менеджеров по развитию. Точнее идеи могут быть неплохие, но без активного участия сотрудников они бесполезны.

      Например, то что первый менеджер пошел напрямую к директору с предложением повысить всем зарплату наводит на мысль что ему 7 лет и он недавно выпустился из детского сада. Во-первых, ни один руководитель на это просто не согласится. Во-вторых, это не изменит ситуацию. Через год-два, когда это повышение съест инфляция он снова пойдет с этим вопросом? На мой взгляд, нужно было поговорить с рядовыми сотрудниками, их непосредственными руководителями и объяснить, что если они сами не будут обоснованно просить себе повышение зарплаты, то его не будет. И то же самое по всем остальным вопросам.


      1. Cryvage
        19.09.2022 06:08
        +52

        Через год-два, когда это повышение съест инфляция он снова пойдет с этим вопросом?

        Если в компании даже на инфляцию зарплату не индексируют, то тут никакой менеджер по развитию не поможет. Текучка на такой работе будет всегда.


        1. Ares_ekb
          19.09.2022 08:01
          +13

          Я конечно встречал компании, где автоматически индексируют зарплату. У бюджетников вроде обязательная индексация. И вроде даже для коммерческих организаций было какое-то такое требование на уровне законодательства. Но обычно это мизерные цифры, что есть эта индексация, что нет. Человек гораздо быстрее растет профессионально. Наверное, да, я не точно выразился. Дело не только в инфляции, но и в профессиональном росте, в росте зарплат на рынке. И если постоянно активно не уделять этому внимание, то будет как в этом видео (на 31:47):

          https://www.youtube.com/watch?v=5-8rnwvZv7A&t=1907s

          "Если одному платишь мало, но ему хватает на еду, его прёт от работы и т.п. А другому, нужно в 2 раза больше, потому что у него такие потребности и он о них сообщает, то это совершенно норм. Какая разница, если всех всё устраивает?"

          По моему личному опыту таким образом рассуждает абсолютное большинство руководителей. И чтобы изменить эту ситуацию, единственный вариант, который я вижу - это сообщить об этом самим сотрудникам. Что есть средняя зарплата на рынке труда (причём в каждой сфере, по каждой специальности, для каждого грейда она своя) и если вы считаете, что работаете хорошо, но получаете ниже среднего, значит что-то не так, можно пойти к руководству и сообщить об этом, а не ждать когда придёт менеджер по развитию и сделает это за вас.

          Я догадываюсь, что это не очень популярная и достаточно неприятная точка зрения, и заслуживаю всяческого порицания, шейминга, гонения и надсмеханий за то, что высказываю это :) Но, блин, компании, в которых справедливо распределяются зарплаты, в которых они своевременно индексируются с учетом всего (инфляции, роста опыта и т.п.) бывают только в фантазиях.

          PS: Пока писал пост пришла клёвая идея для "стартапа" :) В основном разные диалоговые системы, основанные на искусственном интеллекте, работают так, что ты задаёшь ей какой-то вопрос, она пытается на него ответить. А представьте, если бы нейронная сеть, не сумев найти ответ или столкнувшись с тем, что ошиблась в своих рассуждениях и не желая признавать это, выдавала такой же поток (безумных и не очень сильно связанных с исходным вопросом или утверждением) предложений, ассоциаций как в моём комментарии. Например, звонишь голосовому помощнику Олегу в какой-нибудь банк, просишь у него кредит, он сначала начинает тупо рассказывать тебе про процентные ставки, размер платежей и т.п. Тебя всё это совершенно не вдохновляет, ты сообщаешь ему, что в другом банке ставка в 2 раза ниже. А Олег не запускает скрипт по второму кругу: "Да, всё, так, ставка высокая, но зато у вас будет очень красивая карточка с каллиграфией Покраса Лампаса, кэшбек, бесплатное кофе раз в месяц и т.п." А, обучившись в разных телеграмм каналах по финансовой грамотности, Олег задвигает, что нибудь типа: "Чел, тебе точно нужна новая машина? Может полезнее для здоровья и нервов ходить на работу пешком/велосипеде/самокате, при этом ты будешь экономить кучу денег, можешь открыть у нас вклад, а через 5 лет будешь на Бали пить смузи, там тебе точно машина не понадобится, как и кредит. Сам понимаешь, что кредит в другом банке даже по ставке в 2 раза ниже хуже, чем вклад в нашем банке."

          PPS: Кажется я открыл ящик Пандоры, надеюсь, что никакой менеджер по развитию Олега банка не прочитает этот комментарий :)

          PPPS: Извиняюсь за эти мыслепотоки, у меня просто такая форма прокрастинации. Чем сильнее мне не хочется заниматься определенной работой, тем сильнее фантазия :)


          1. LuchS-lynx
            19.09.2022 09:10
            +2

            Я конечно встречал компании, где автоматически индексируют зарплату. У бюджетников вроде обязательная индексация. И вроде даже для коммерческих организаций было какое-то такое требование на уровне законодательства.

            Я не слежу за Российским законодательством, но лет 5 назад был норматив - индексация з/п должна происходить каждые 3 года. Вот только дальше начинается интересное, потому что на тот момент такое повышение никак не регламентировалось, т.е. то ли разово то ли каждый месяц по чуть-чуть, на усмотрение работодателя. Обычно происходит так:

            Работодатель частник считает зарплату не слева направо, а справа на лево. Т.е. в случае с серой з/п ежегодно переводят часть черной з/п в белую и таким образом формально соблюдают закон. Те кто работает полностью в белую формируют з/п из оклада + премия, т.е. окладная часть увеличивается, а премиальная пропорционально уменьшается, что позволяет формально выполнять требования закона.

             Человек гораздо быстрее растет профессионально. Наверное, да, я не точно выразился. Дело не только в инфляции, но и в профессиональном росте, в росте зарплат на рынке.

            Человек профессионально растет не всегда, по многим причинам, например не дают, у него проблемы в личной жизни, на данной должности он уже достиг потолка и его удерживает з/п, а может ему просто нравится тот факт что он работает от звонка до звонка и может отпросится в любой момент или даже поработать из дома.

            На текущий момент самый рабочий вариант что бы повысить свой доход это либо менять работу каждый год-полтора, либо устроится в бюджет/корпорацию на теплое место, где соц.гарантии хоть как-то работают. Но работать в системе нужно иметь тот еще склад ума и социальных навыков.


          1. Sergey_Kovalenko
            19.09.2022 09:53
            +1

            Там много заповедников... , Кыштымский, например.


            1. Ares_ekb
              19.09.2022 10:03

              А ещё там есть Карабаш с кислотными реками и большой красноречивой надписью на отвалах шлака "Спаси и сохрани". Отличное место отдыха, если вы любите на досуге поиграть в Fallout. Причём не так далеко от него 3 прикольных заповедника: Таганай, Зюраткуль и Ильменский. Одно другому не мешает.


              1. vgglow
                19.09.2022 18:47
                +4

                Вы давно в Карабаше были или только по википедии выводы делаете (это к предыдущему комменту)? Там РМК солидно вкладывает в социалку, не давно вот музыкальные фонтаны запустили, не как в дубаях конечно, но всё же. И с экологией там давно не так всё страшно, природа восстанавливается потихоньку. А озеро Увильды - вторая жемчужина Урала после Тургояка.
                Что касается Кыштымского следа, там тоже уровень радиации к фоновому близок.
                Не то чтобы проблем совсем нет, просто обидно стало за родную Челябинскую область. Её между прочим Уральской венецией зовут знающие люди. Вот!


                1. Ares_ekb
                  19.09.2022 19:12
                  +1

                  Я же ровно с этого и начал, что в Челябинской области клёвые заповедники, природа. Хотя, да, в отрыве от первого сообщения выглядит так будто я её хаю. Карабаш - это исключение, везде можно найти что-то подобное, ну, может не везде и не подобное, но если так рассуждать, то, например, в Японии вообще делать нечего.

                  Я проезжал Карабаш раз десять, в последний раз наверное пару лет назад. Честно говоря я не представляю как там можно жить. Но это взгляд со стороны, не знаю что там происходит. Насчет Увильдов, Тургояка и остального полностью согласен, я много раз там бывал.


          1. XXXXPro
            19.09.2022 15:39

             если вы считаете, что работаете хорошо, но получаете ниже среднего, значит что-то не так, можно пойти к руководству и сообщить об этом, а не ждать когда придёт менеджер по развитию и сделает это за вас.

            Тут очень многое зависит от самого человека. Есть люди «пробивные», которым поднять такой вопрос по своей инициативе легко, есть те, для которых «психологическая цена» подобного слишком высока, и проще тихо разместить где-нибудь резюме и ждать, что найдётся новая работа с более выгодными условиями.


            1. Ares_ekb
              19.09.2022 16:31

              А почему психологическая цена высокая? Возможно у человека есть внутренние установки, что говорить о зарплате не скромно, неприлично себя нахваливать и вообще это унизительно что-то выпрашивать, люди должны сами оценить твою работу и повысить зп, возможно дело в страхе отказа, увольнения, ухудшения отношения, вдруг я переоцениваю себя и т.д. Но если попытаться осознать свои эмоции, то станет ясно, что они совершенно иррациональные. Иными словами, на мой взгляд, дело не в том, что один человек более пробивной, а другой - нет, и это какая данность, неизменная особенность характера. А в иррациональных внутренних установках, которые просто исчезнут при попытке их осознать.

              Например, здесь же рядом есть калькулятор зарплат. Можно посмотреть среднюю зарплату на рынке для своей специальности и своего грейда. Если человек считает, что он работает не хуже других, но зарплата у него в 2 раза ниже средней по рынку, то нужно просто пойти к руководству и показать две цифры: "Вот, средняя зарплата, вот, моя зарплата, я считаю, что работаю не хуже среднего специалиста на рынке, повысьте мне хотя бы до средней". Это совершенно рациональная и обоснованная просьба, которая не требует пробивного характера.


              1. XXXXPro
                19.09.2022 21:01
                +1

                Насчёт внутренних установок и запретов — вы правы, в большинстве случаев причина именно в этом. Но вот насчёт того, что можно взять и осознать, после чего они исчезнут как по мановению волшебной палочки — явно преувеличиваете. Особенно в плане оценки себя. У нас, пожалуй, это один из самых больших запретов, который транслируется неявно от поколения к поколению.


                1. Ares_ekb
                  20.09.2022 05:31

                  Я согласен, что моментально это не происходит. Мне, например, понадобилось на это много лет. Я очень долго убеждал себя, что деньги не главное, важнее интересный проект, самореализация и т.п. Наверное переломным моментом было то, когда я работал техлидом по 12-14 часов в день без выходных, делал очень много всего (разработка, аналитика, обучение, пресейлы) и получал в 2 раза меньше джунов на этом же проекте, некоторые из которых не сделали самостоятельно ни одной задачи, а потом свалили с повышением, а потом была ещё годовая премия, которую получили все кроме меня. В этот момент я начал что-то подозревать :) А потом потребовалось ещё полгода, чтобы я смог сформулировать сколько я хочу получать и попросил повышения зп. В принципе, можно было сделать это и раньше. Когда осознаёшь это, то всё становится на столько очевидно и просто.


                1. Ares_ekb
                  20.09.2022 06:08
                  +1

                  Ещё одна причина почему сменить работу может быть проще, чем попросить повышения на текущей. Я думаю, что со временем складываются определенные отношения с руководством и коллегами. Все друг друга воспринимают определенным образом, складываются какие-то штампы. Не обязательно плохие или хорошие, они просто есть. И чтобы это преодолеть действительно нужны дополнительные усилия. Плюс самому человеку сложно делать необычные для него вещи, когда он постоянно находится в одной и той же обстановке и окружающие люди ожидают от него определенных вещей.

                  Я, например, на прошлой работе был преимущественно аналитиком, хотя я что-то немного и разрабатывал, плюс на позапрошлых работах был разработчиком. Не знаю как меня убедили переквалифицироваться в аналитика, на тот момент был их сильных дефицит на рынке труда, плюс в принципе интересная работа, масштабные проекты, почему бы и нет. Но со временем меня это начало сильно тяготить, мне не очень нравилось как реализуются "великие" идеи, которые мы придумывали. Достаточно пренебрежительное отношение со стороны разработчиков, которые видят должность "аналитик" и автоматически ставят на тебе штампик "тупой". А потом просто офигевают, когда этот тупой аналитик за неделю пишет офигенный код, который они полгода не могли по-человечески написать. Реально у людей случался просто разрыв шаблона, они начинали что-то подозревать :) Но в целом, людям свойственно мыслить штампами.

                  Потом я сменил работу, меня изначально брали чисто разработчиком. Но очень быстро там произошел разрыв шаблона и у меня лично (оказалось, что я не такой уж плохой разработчик и за годы работы аналитиком я только прокачался в разработке, а не деградировал), и у коллег на новой работе (они немного удивились, что я умею ещё что-то кроме написания кода). В итоге у меня очень быстро стала комфортная для меня позиция, на которой я могу заниматься чем угодно и всем сразу. Хотя казалось бы, что на новой работе совершенно незнакомые люди, с которыми ещё нужно найти общий язык, что-то доказать, проявить себя. Оказалось, что когда нет каких-то штампов и предрассудков, то всё гораздо проще.


        1. PowerMetall
          19.09.2022 08:06
          +1

          Согласен

          Однако много ли в российской глубинке компаний, которые индексируют зарплату даже не "хотя бы на инфляцию" а "хоть как-то регулярно индексируют"?

          Даже более того: много ли компаний, которые платят ту самую зарплату "в белую", а не по схеме "минималка + конверт"? ))


          1. Azimut99
            19.09.2022 10:57

            Работаю в крупной федеральной "немосковской" компании с полностью белой зарплатой на рядовой должности. Но индексации у меня за 4 года ни разу не было.


      1. 0x131315
        19.09.2022 07:37
        +7

        Если все позитивные изменения саботирует само руководство, какой смысл тратить силы и время на это подчинённым? Никакого. Это даже не их сфера ответственности.

        Руководство - лучший и главный фильтр негатива в компании. Поэтому когда этот негатив есть - он там надолго. В таких случаях надо просто уходить, договориться тут не получится, т.к. не ты первый, не ты последний. Таких ходоков с предложениями всегда много, и если за несколько лет это ни к чему не привело, то и для дальнейших позитивных изменений никаких предпосылок просто нет.

        Меняют не компании, а руководство. И если сама компания с этим не справляется - приходится это делать подчинённым самостоятельно, теми методами что им доступны: менять саму компанию вместе с руководством. Люди просто голосуют увольнениями, когда не могут ничего изменить, текучка это серьезный индикатор здоровья компании.

        Как правило другими методами руководство не поменять - оно всегда зубами держится за кресло, принцип Питера в действии. Рядовые сотрудники в этом плане гораздо более мобильны, и могут просто менять компании.


        1. Ares_ekb
          19.09.2022 08:20

          Я согласен, что нет смысла биться в закрытую дверь, часто проще сменить работу. Но тут можно впасть в другую крайность - всегда ждать разумных решений и инициативы от руководства, коллег. Я считаю, что лично у меня достаточно большой опыт работы в заболоченных организациях :) Даже если в организации часть вещей вполне норм (например, клевые масштабные проекты, высокие цели), то в остальных вещах может быть полный треш (плохо выстроенные процессы разработки, использование устаревших технологий, куча рутины и т.п.).

          И чтобы эти вещи улучшить далеко не всегда требуется содействие или даже хотя бы одобрение руководства. Это вполне можно сделать самому даже в одиночку:

          1. Размытые требования, разрабатывается не то, что нужно - значит перед началом разработки нужно эти требования зафиксировать и согласовать, придумать для этого минимальный шаблон требований, установить xwiki или confluence, фиксировать там все существенные вопросы.

          2. На код ревью куча треша - значит можно зафиксировать внутренние рекомендации по основным проблемам, провести обучение, настроить линтеры, анализаторы кода, написать архитектурные тесты, включить всё это в процесс сборки.

          3. Много времени тратится на рутину - значит можно попробовать её автоматизировать, настроить CI/CD, написать какие-нибудь генераторы кода.

          Мне сложно представить себе ситуацию, когда сами сотрудники (на всякий случай уточню, что я не менеджер, а обычный сотрудник) не могут улучшить свою работу, им для этого обязательно нужен бесполезный менеджер по развитию. Я уверен, что единственное полезное, что менеджер по развитию может сделать - это донести эту идею до сотрудников.


          1. SigSauer
            19.09.2022 08:38

            Сделать это сотрудники по своей инициативе конечно могут, но они должны этого захотеть сами. А зачем, если главная причина увольнений - низкая ЗП? Платить больше после внедрения CI/CD или авто тестирования на станут, разве что потренироваться, для собственного развития, а потом уйти туда где оплачивают эти знания


            1. Ares_ekb
              19.09.2022 08:51
              +2

              Да, для собственного развития. Для упрощения своей работы. Даже если она низко оплачивается, лучше заниматься чем-то интересным, чем рутиной. Рассматривать это как способ автоматического повышения зарплаты точно нет смысла, типа внедрил CI/CD, и кто-то это оценил. Скорее наоборот люди воспримут это как само собой разумеющееся или даже будут упрекать в чём-то: почему не сделал раньше, почему так неудобно, нас нужно обучить как этим пользоваться, а своими основными обязанностями ты занимался и т.д.? Нужно осознать в чём моя личная выгода от этого, и если она есть, то почему бы и нет.

              А для повышения зарплаты мне известен только один способ - это попросить повышения. Либо на текущей работе, либо на другой. К тому же зарплата - это не всегда единственная мотивация. Я уверен, что если бы я задался такой целью, то мог бы увеличить зарплату, скажем, в 2 раза. Но с учетом разных других условий меня текущее положение вполне устраивает.


      1. DmitryMurinov
        19.09.2022 08:17
        +1

        "Даже если сопротивление руководства и коллег достаточно сильное, тем сильнее человек разовьёт в себе инициативность, понимание того, что никто лучше него в его работе не разбирается." - и свалит вдаль из этого болота. Главное, чтобы от чрезмерной инициативности руководство на следующем месте не пугалось. Кроме того, есть те кто вместо развития инициативности либо опустят руки и будут жить по инерции, либо применят её на второй работе или пытаясь "оптимизировать" свои доходы разными способами (вроде очевидных для закупщиков).

        "На мой взгляд, нужно было поговорить с рядовыми сотрудниками, их непосредственными руководителями и объяснить, что если они сами не будут обоснованно просить себе повышение зарплаты, то его не будет." - мой опыт показывает, что больше чем в 50% компаний "обоснованно просить" >> нарываться на встречное требование больше работать и брать другие доп. задачи (при этом фактическая оплата за час работы останется на том же уровне, но можно натаскаться на доп. задачах и свалить, главное делать это осознанно) и/или клеймо не надёжного сотрудника, ну а также на промывание мозгов с всякой хренью и не выполняемыми обещаниями о повышении. Короче, - в разы проще сменить компанию. Рынок сжимается? Учим английский до свободного, открываем карту не РФ и меняем компанию.

        P.s. Всё это работает до определённого возраста, после которого трудоустроиться в РФ довольно сложно. Поэтому максимум до 50 имеет смвсл либо осесть с максимальной зарплатой там, где редко увольняют, либо открыть свой бизнес, либо иммигрировать, либо готовиться к очень бюджетному уровню жизни (заранее обзавестись жильём, дачей с не большой площадью отапливаемой части дома, максимально надёжным авто с небольшим расходом и т.д.). Ну или Канада, Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция - уровень жизни при работе в ИТ не выделяется столь сильно, как в РФ. Зато найти работу в возрасте сильно проще РФ и проработав от 10 лет можно получать пенсию и льготы на оплату всякого, а также не внушающее ужас соц. жильё (если нет своего в собственности).


        1. Ares_ekb
          19.09.2022 08:38

          Я в целом согласен, возможно я слишком сильно стараюсь даже в очевидно негативных ситуациях типа работы в болоте с низкой зарплатой искать положительные моменты и потенциал для развития. Меня что-то прямо зацепила эта тема с развитием :) Может, ну нафиг эту разработку... Я чувствую, что смог бы предложить много "хороших" идей директору из статьи :)

          Насчет сложности трудоустройства после определенного возраста, страшно и сложно об этом думать. Ну, зато есть шанс не дожить до этого, скоропостижно скончавшись в Москве от переработок, быть расчленным в Питере или получить перо в бочину, если вы живёте за мкадом. Шутка :)


        1. lymes
          19.09.2022 12:45

          Поэтому максимум до 50 имеет смвсл либо осесть с максимальной зарплатой там, где редко увольняют, ........, либо иммигрировать, ......

          Иммигрировать и осесть с максимальной зарплатой на постоянном контракте до пенсии - не взаимоисключающие пункты. Ну и желательно, чтобы климат был мягким, средиземноморским, а небо синим, а не серым как в Норвегии. )))


  1. ZekaVasch
    19.09.2022 00:28
    +24

    Всем рассказываю про свой опыт.

    Пришел как то раз на длинное собеседование. Сначала с кадровым специалистом, а потом сразу и начальником и специалистом отдела.

    Мне каждый из них сообщил, что в компании есть полиграф, раз в год всем. И не раз сообщил.

    И вот уходя я посетил туалет. Туалет обычный. Без особого выпендрежа. Все в наличии. И бумага, и салфетки и чистенько. Но вот одно обьявление смутило. Не совсем дословно но попытаюсь "уважаемые коллеги, просьба не уносить из туалета домой освежители воздуха, потому что в ближайшем магазине его можно купить за 86 руб"

    И тут я все понял.


    1. funca
      19.09.2022 00:47
      +3

      Студенты на стажировке у предыдущего работодателя периодически таскали с кухонь офисный чай и сахар. Запасы регулярно пополнялись, но по вечерам иногда натыкался на опустошенные коробки.


    1. DanilinS
      19.09.2022 08:33
      +2

      Это абсолютно ничего не значит. Очень часто тащат домой мелочевку люди с очень высокой зарплатой. Мои личные наблюдения:

      1) Чаще всего тащат низкооплачиваемые работники. Обычно это охрана и уборщицы.

      2) Большая зарплата - не защита от расхищения. При мне задержали зам начальника цеха, который стащил и вывозил хозяйственное мыло и туалетную бумагу в багажнике личной машины. Видел зам главного бухгалтера, которая попалась на воровстве лампочек.


      1. ZekaVasch
        19.09.2022 08:37
        +1

        А зачем тогда полиграф?


        1. DanilinS
          19.09.2022 09:34
          +4

          Скорее всего как мотивация "не воровать". Но скорее всего просто каша в голове у хозяина бизнеса.

          Скорее всего хозяин - бывший силовик и действует привычными методами.


          1. ZekaVasch
            19.09.2022 09:44

            Нет, не силовик. Так исторически сложилось. И они продолжают поддерживать "легаси".


        1. Izhevsk
          19.09.2022 17:01
          +3

          Полиграф вообще вещь странная. Работал в одной торговой фирме, у руководства была идея фикс "все воруют", дошло до полиграфа. Честных сотрудников уволили по результатам, кто воровал в большинстве своем проверку успешно прошли и продолжили воровать. В результате вороватых сотрудников стало прилично больше в процентном соотношении.


          1. user5000
            19.09.2022 18:31
            +8

            Странно, что никто не догадался своровать полиграф.


            1. Red_Nose
              20.09.2022 00:49

              Это ж как убить кормильца :)


          1. vectorplus
            19.09.2022 22:15
            +2

            Даже если полиграф работает правильно, всех сотрудников его наличие ужасно бесит. Люди увольняются только из-за него.


        1. Mazed57
          19.09.2022 20:42

          Один вариант на основе истории знакомого, который работал в такой фирме с полиграфом раз в пол года - контроль со стороны директора - он хотел чтобы его распоряжения выполняли быстро, точно и налево не сливали инфу (вопросы были типа "после получения задания, как быстро вы начинаете его выполнять?", "Если к вам обратится конкурент, ваши действия?"), но и платили хорошо и за прохождение полиграфа премия или повышение зп (точно не помню)


      1. LuchS-lynx
        19.09.2022 09:13
        +3

        Кстати парадокс, очень часто должники в ТСЖ за коммуналку это обеспеченные люди.


        1. blind_oracle
          19.09.2022 09:55
          +7

          Потому и обеспеченные что привыкли на*бывать всех вокруг - и ТСЖ по привычке.


          1. PsyHaSTe
            20.09.2022 19:50

            image


      1. svob
        19.09.2022 22:44
        +1

        У людей бывает такая реакция на несбалансированное снабжение, по принципу "с паршивой овцы хоть шерсти клок". То есть уборщица видит, что новый халат ей не дают; что ведро приходится приспосабливать самой от какой-нибудь строительной смеси; что из моющих средств одна хлорка - и с досады забирает лампочки. Параллельно ворча на руководство (от завхоза до директора).


    1. tommyangelo27
      19.09.2022 10:45

      Как-то работал в фирме с хорошими зарплатами, но все равно КУАшник таскал домой туалетную бумагу. Дело не в зарплате...


  1. SilverHorse
    19.09.2022 00:48
    +1

    Сначала подумал, что я знаю компанию, о которой речь... Потом понял, что они слишком крупные для такого описания, да и не отсюда. Потом прикинул еще два предположения. Одно отпало после взгляда в профиль автора. Аж заинтриговали, что ж это за такая ИТ компания с эффективными менеджерами в моей большой деревне, и не из числа очень крупных игроков...


    1. vedenin1980
      19.09.2022 10:56
      +12

      У этого автора практически все статьи это результат художественного вымысла, так что искать реальную ИТ компанию нет смысла.

      P.S. Сам по себе художественный вымысел не плох, просто нужно учитывать, что не стоит принимать все написанное автором на веру, иногда в сюжетах статей встречаются очень нереалистичные вещи.


  1. 00DVS
    19.09.2022 01:49
    +8

    На госпредприятиях ремонт туалетов это способ вывести немножко казённых денёг на фирму родственника, один из. Где ни рентабельности, ни государства нет там ремонтировать туалет в кредит не будут. И тем более в арендуемом офисе))


  1. KharyaKrishna
    19.09.2022 04:27
    +1

    Как говорится, дело было не в бобине


  1. BioBoy
    19.09.2022 04:27
    +3

    Следуя этой логике - когда роботы начнут подтирать задницу, то компания будет на пороге закрытия)


  1. Zara6502
    19.09.2022 05:28
    +1

    есть одна досадная ошибка - ходить нужно в мужской туалет, так как при всей дремучести руководства женский коллектив в состоянии сделать свой туалет "обжитым" и прилично выглядящим. а вот мужские - совсем другое дело.


    1. Nubus
      19.09.2022 05:37
      +6

      В компании где работают Только женщины даже мужской туалет будет уютным :)


      1. Zara6502
        19.09.2022 11:25
        +2

        скорее всего будет один общий туалет.

        в одном НИИ я был проездом, здание на 4 этажа, мужчины работали на 4-ом, а 1-3 этажи были "женскими". Был я в этом НИИ пару дней и дам бесило что я хожу в туалет на первом не утруждая себя подниматься на 4-ый специально, туалет это святое, там горшки с цветами, журнальчики и ароматизаторы, а тут какой-то полуобезьян к ним в дивный мир зашёл. Так что привет всем минусующим - вы абсолютно не в теме.


        1. Nubus
          19.09.2022 18:45

          В стоматологии один общий туалет? Ну такое себе решение. И да, там весь персонал-женщины, от секретарей до докторов.


          1. svob
            19.09.2022 22:50

            Обычное решение, что такого.

            Кстати, я как раз недавно и именно в [богатой] стоматологии попала в такую ситуацию: мою руки, две кабинки свободные, а на заднем плане врач, которому тоже явно надо, стоит топчется, не заходит.

            Запрещают врачам пользоваться при клиентах.

            Довольно неудобно себя чувствовала...


          1. Zara6502
            20.09.2022 06:11

            не думаю что это вопрос профиля деятельности, тут разумный выбор между числом работников/посетителей и затратами на содержание лишнего туалета. Тут же важно понимать что например если будут приходить дети, то туалет будет использоваться не только для основного процесса, но и женщины так или иначе в туалете находятся дольше по разным причинам, поэтому было бы странно если у вас на приёме сидит 20 человек, еще 15 сотрудников работает, а туалет один.

            ну а неразумное, это например у меня поликлиника, там на 200 человек и 50 сотрудников один туалет с одним унитазом для больных, и один для персонала. Когда в пандемию ковида сидели по 5-7 часов в очереди - было весело.


        1. kxx
          19.09.2022 19:46
          +1

          В советских НИИ и ВУЗах такая схема была часто: на четных этажах для одних, на нечетных - для других. Или разделение по левому и правому крылу.


          1. Zara6502
            20.09.2022 06:00

            я обычно сталкивался с разделением по крыльям здания. сейчас вот работаю в вузе, тут тоже два блока лифтов и лестниц в разных частях здания и там же разброс туалетов - в одном крыле женские, в другом - мужские, а у столовой две двери рядом с разными картинками человечков.


    1. OneManStudio
      19.09.2022 09:34
      +1

      Для того чтобы туалет выглядел отвратно, достаточно одного индивида, причем не важно какого он пола.
      Ровно так же и на оборот, если там десяток свиней, достаточно одного, который будет по привычке "убирать" за собой и за ними, потому что так делает и дома.
      И это относиться не только к туалету, а вообще в принципе ко всему.


      1. Zara6502
        19.09.2022 11:22
        +4

        это не ваш личный туалет дома, это общественный туалет на предприятии, на котором должна быть вакансия уборщика(-цы) и именно отсутствие оной говорит о руководителях плохо. Но женщины всё равно будут добиваться чтобы хоть как-то убирали, мужики таким не особо заморачиваются. Так же как автор статьи я озвучил свои личные наблюдения и свой опыт и если у автора +75, то весьма забавно что у меня -2.


        1. OneManStudio
          19.09.2022 12:20

          Туалет это туалет, мне не важно где он, дома, у знакомых, или на работе. За собой всегда убираю и не только за собой.
          А по вашей логике получается, что если туалет кто-то другой обязан убирать, значит можно и на стены срать? В гостях так же себя ведете? Хотя нет, там же вычислят быстро.


          1. Zara6502
            19.09.2022 12:56
            +1

            А по вашей логике получается

            нет, это вы сейчас что-то пытаетесь придумать про меня, чего нет.

            если туалет кто-то другой обязан убирать, значит можно и на стены срать?

            нет, но достаточно одного, который будет туалет приводить в ужасное состояние и согласитесь - другие мыть туалет за него не обязаны, для этого и нанимается клининговый персонал за деньги.

            В гостях так же себя ведете? Хотя нет, там же вычислят быстро

            мы не обсуждаем меня лично, вообще не важно как именно я себя веду, так как это субъективно, а объективно тут только одно - если в организации есть уборщик(-ца), то и будет чисто везде, независимо от числа засранцев.


  1. SergeiMinaev
    19.09.2022 06:56
    +2

    Демократический – это всякие сборы предложений от сотрудников и их
    реализация. Честно сказал, что толку от них ноль, но «электорат» должен
    чувствовать собственные возможности по изменению компании к лучшему.
    Иначе и в долгосрочку играть откажется, ну или будет тихо саботировать.

    Сначала говорите, что толку ноль, а потом, в следующем же предложении, сами это опровергаете :)


    1. dyadyaSerezha
      19.09.2022 10:17
      +1

      Толку о них ноль - от предложений, а не от сотрудников. Велик и могуч....


  1. SannX
    19.09.2022 06:56
    +19

    Однажды она сказала: приходя на предприятие, надо первым делом идти в туалет. Именно по туалету можно очень многое понять о руководстве и его отношении к бизнесу

    Напомнило подобное из времен СССР:
    Устинов беспощадно расправлялся с начальниками цехов и производств за грязь и бескультурье. При посещениях завода он начинал с туалетов. Обычно в цехах задолго до подхода к туалету разносился характерный ”аромат”. В самих туалетах надо было ходить по лужам. Устинов приходил в ярость и гремел: ”Какой сортир, такой и начальник цеха. Пока не добьетесь образцовой чистоты в своих сортирах, не будет чистоты и в цехах”.

    Черток Б.Е. Ракеты и люди.


    1. dyadyaSerezha
      19.09.2022 10:29

      Почему же только времен СССР? Я такое же наблюдал сквозь все 90-е и, кажется, даже в начале нулевых. Мужской сортир в одном НИИ был такой, что заходить было страшно. Это при том, что тот этаж много лет арендовала вполне успешная фирма.


      1. GeckoPelt
        19.09.2022 13:27
        +2

        В здании Союзмультфильма в сортир вообще заходить было жутко (не знаю, как сейчас). И завхоз расклеивал везде объявления. Типа, ОСТАТКИ ЧАЯ В РАКОВИНУ НЕ ВЫЛИВАТЬ!!! Или, например, НА УНИТАЗЫ НОГАМИ НЕ ВСТАВАТЬ!!! (внизу кто-то приписал: СРАТЬ СТОЯ!) :D


    1. K0styan
      19.09.2022 12:48

      Бу Андерссон, придя на АвтоВАз, тоже с этого начал - впрочем, не ограничился.


      1. StjarnornasFred
        20.09.2022 11:28
        +1

        Кстати, да, известнейшая история. Что характерно - сработало: вслед за туалетами появились и нормальные машины (Vesta, Xray).

        Дело тут, конечно, не в туалетах. Точнее, не только лишь в них.


  1. GospodinKolhoznik
    19.09.2022 07:58
    +10

    Как вы узнали все то, что происходило между директором и 4 менеджерами?


  1. Staya_Krokodilov
    19.09.2022 08:05
    +1

    Ну, есть ещё способ тупой реализации этой хорошей идеи: повысить ставку для нанимаемых, не меняя существующих окладов. И складывается прекрасное: работают люди в компании лет пять, приходит вчерашний студент на зарплату заметно выше. И кто захочет его натаскивать? А специфики много, сам будет вникать долго. Ну и уходят опытные, поняв, что только так зарплата догонит рынок. А со стороны - все прекрасно, конкурентоспособные зарплаты...


  1. Zer0Sum
    19.09.2022 08:05
    +7

    Я когда на АЭС работал, тоже история ходила, как цех готовился к посещению важной комиссией, вылизавал кабинеты, парадный вход и т.п. А члены комиссии первым делом зашли в туалет, и всё им стало ясно. Ибо смысл проверять профессионализм людей, у которых уровень внутренней культуры позволяет оставлять черкаши и прочие гадости...


    1. senglory
      19.09.2022 15:35
      +3

      Не могу не вспомнить:

      Генерал уделял отхожим местам столько внимания, будто от них зависела победа Австро-Венгерской монархии.По поводу ситуации, создавшейся в связи с объявлением Италией войны, генерал заявил, что как раз в отхожих местах - наше несомненное преимущество в итальянской кампании. Победа Австрии явно вытекала из отхожего места. Для генерала это было просто. Путь к славе шел по рецепту: в шесть часов вечера солдаты получат гуляш с картошкой, в половине девятого войско "опорожнится" в отхожем месте, а в девять все идут спать. Перед такой армией неприятель в ужасе удирает.


      1. vectorplus
        19.09.2022 22:21
        +4

        Справедливости ради, практически всю историю войн от инфекционных болезней солдат умирало чуть ли не больше, чем в сражениях.


        1. svob
          19.09.2022 23:08

          У Пикуля в книжке про Потемкина впечатляюще описана зимняя осада Измаила. Как они не могли рыть землянки в мокром сыпучем песке, как от закопанных трупов просачивалось в воду, да и вода вся была солоноватой, и ничего вокруг не росло пригодного для костров. И про вспышки не только холеры, но и чумы.


  1. dolovar
    19.09.2022 08:48

    И это, акцентирую внимание – в мужском туалете. Который, по традиции, должен быть шедевром минимализма.
    Мысль первая — у фирмы есть доход, мысль вторая — фирма по какой-то не очень хорошей причине озаботилась удержанием сотрудников.


  1. nirom
    19.09.2022 09:05

    У нас во франче даже кресла были не положены программистам. Сразу видно отношение, и в туалет идти не нужно.


    1. imater
      19.09.2022 10:27
      +10

      Нейросеть прочитала эту статью и установила унитазы программистам вместо кресел


  1. sidristij
    19.09.2022 11:48
    +2

    Я также заметил связь прямую между состоянием туалета и отношением к сотрудникам. Если там уродское помещение, двери с щелями до косяка, бумага, рвущаяся еще до попадания в цель, это говорит об экономии на людях. Не удивлюсь если у руководства в таких компаниях свой туалет.


    Поэтому на собеседовании я также посещаю и эту комнату :)


    1. PrinceKorwin
      19.09.2022 11:57
      +2

      Был на собеседовании в один не маленький банк. Попросил их показать кабинет где будет рабочее место и этим местом оказался туалет... При этом на этаже выше и ниже эти помещения так и продолжают использовать по назначению...

      Сказать, что быт в глубоком шоке - ничего не сказать. Но больший шок для меня это то, что там сидели сотрудники. И это в Питере.


      1. Survtur
        19.09.2022 18:56

        В туалете сидели сотрудники. Это нормально.


      1. TimoshkinVlad
        20.09.2022 07:59

        Видео рабочее место в коридоре. Причём коридор был довольно узок.


        1. PrinceKorwin
          20.09.2022 08:50

          Мне вообще везло на рабочие места.

          В другом банке полтора месяца работал в лифте :)

          Просто запарковали лифт на этаже, открыли двери и поставили туда стол.


  1. Gradiens
    19.09.2022 12:14
    +5

    Вы привели пример, когда в туалете хорошо, а в целом все плохо. Да такое бывает.

    Но смотреть туалеты (а также кухню) все же надо. Мне еще не встречались случаи, когда в клозетах была бы разруха, а во всем остальном царил бы порядок.


    1. IvanSTV
      20.09.2022 09:24

      а вот у меня был подрядчик, у подрядчика склад. На складе в туалетах - я поразился - чисто, все необходимое есть. моют регулярно.

      Вот только с адресным хранением у них ничего толкового не получалось. Вся дисциплина у них начиналась и заканчивалась в сортире.


  1. Rast1234
    19.09.2022 13:51

    Понятно что это все сказка, но в рамках истории получается, все происходящее и не проблема вовсе. Продукт стабильно продается, директор доволен и не хочет ничего менять, значит можно себе позволить любые неэффективные процессы и кривые подходы. Что-то типа парадокса изобилия в маленьком масштабе. В таких условиях любое "развитие" это просто блажь, желание чтобы было что-нибудь сделано, ничего не делая. Вот когда прижмет - компания может оказаться не готова к изменениям, но это вопрос уже не к менеджерам по развитию, раз они не могут сами ничего делать на опережение.


    1. vectorplus
      19.09.2022 22:25

      В статье написано, что среднее удержание клиента - полгода. Это не проблема, а проблемища. Рынок насытится - и куку. Менеджер по развитию на опережение может и должен поднять отдел продаж/саппорт с днища, что и прописано явно в плане развития.


  1. helgifisher
    19.09.2022 14:28
    +2

    Этот спрос застилал глаза? по-русски так: Этот спрос застил глаза 


  1. BubaVV
    19.09.2022 15:09

    Забавная статья. В одной конторе завхоз провел сотрудникам лекцию, как пользоваться унитазнм ершиком (единичный эпизод). Там же были постоянные проблемы с отопителем, который забывали выключать в пятниццу вечером - угловая комната, зимой было свеженько. Через какое-то время настроили включение по таймеру


  1. Chelidonium
    19.09.2022 15:39

    да в нём жить можно )


  1. mikleh
    19.09.2022 18:38
    +1

    Рассказ об адекватном директоре, который сумел наладить бизнес, четырех бездельниках эффективных менеджерах, которые пытались сунуть свой длинный нос куда не нужно и о том, как у них не вышло поломать бизнес.
    Читал с удовольствием, за директора немного болел, финал порадовал.


  1. ovn83
    19.09.2022 22:37

    Когда работал сисадмином, лет 10 назад, каждый новый исполнительный директор предлагал ввести электронный документооборот, их сменилось штуки 3 за пару лет, но когда сисадмины просили денег хотя бы на сервак для этого, генеральный идею исполнительного, задвигал куда подальше.


  1. moonbow
    19.09.2022 22:58

    Как я понял, занимается поиском путей преодоления всеобщего потребительского отношения к компании

    и начинать нужно с директора, кмк (каким бы хорошим он не был провидцем в тенденциях ПО), потому что компания это прежде всего ее ресурсы, и большая часть из них именно человеческие, именно из этих растут ноги (и руки, может даже из того же самого места, не важно) для организации наиболее оптимального всего (в данном кейсе)


  1. svob
    19.09.2022 23:03

    Постепенно дойдет очередь и до кофе-машины!


  1. TimoshkinVlad
    20.09.2022 07:54

    "И что появится в туалете на этот раз?"

    Ионизированный очиститель воздуха?

    Скажите, а вот они когда приносили свои анализы и предложения, давали цифры увеличения прибыли?