Один из мифов по поводу MDM-систем — «ну что там делать-то, данные взяли, записи объединили, вот тебе и готово. А вы за работу миллионы хотите. Мы сами всё за полгода сделаем». 

Чтобы объяснить, как всё обстоит на самом деле, мы в HFLabs придумали обучающий курс по клиентским данным в энтерпрайзе. Сегодня расскажу о том, как мы создавали курс, где ошибались и что меняли в процессе. Надеюсь, будет полезно небольшим компаниям, которые, несмотря ни на что, всё ещё задумываются о развитии собственных образовательных проектов.  

Есть и второй миф, который побудил нас задуматься о создании курса. Бывает, слышим: окей, один раз данные почистили, залили, и теперь заживём у нас всё хорошо. Но — упс! — данные меняются, устаревают. За системами-источниками, из которых они поступают, нужно следить. Да и вообще MDM-системе хорошо бы иметь владельца. 

MDM глазами студентов
MDM глазами студентов

В общем, развенчивать и первый, и второй мифы нам приходится регулярно, поэтому мы и замахнулись на Вильяма нашего Шекспира на образование рынка. Не будем таить, уповали и на то, что нам самим будет проще жить. На продажи как таковые не рассчитывали, да и вам не советуем — учиться приходят разные люди, и далеко не все из них могут принимать решения о закупке.  

Дальше по шагам расскажу, как мы готовили курс. 

Шаг 1. Придумать концепцию

Первый вопрос — что включать в программу, а что нет? Тут мы долго обсуждали, спорили по поводу тайминга и всей организации процесса. А как будем группировать модули? А нужны ли флипчарты? И сколько всё это, чёрт возьми, может стоить?..  

В итоге мы решили пройтись по всему жизненному циклу MDM-системы. Получился курс из пяти модулей. Вот программа для наглядности: 

  • Предпосылки для создания MDM-системы по клиентам в организации. Проектирование модели данных. Тут мы рассказываем, зачем нужен MDM и откуда у компаний возникает потребность в такой системе. Какие данные для неё нужны, а какие нет. 

  • Построение MDM-системы: структура и правила работы с данными. В этом блоке речь про стандартизацию данных, поиск дублей, правила слияния, гранулярные коды качества и другие параметры, которые помогают собрать «золотую» карточку клиента. 

  • Добавление новых источников в MDM-систему. Как правило, этот процесс на схемах обозначается одной стрелкой. Мы рассказываем, какая Марианская впадина тут спрятана на самом деле, и что нужно сделать, чтобы всё получилось. 

  • Получение данных из эталонной клиентской базы. Обратное распространение эталонных данных в системы-источники. Это, пожалуй, один из самых сложных блоков для студентов. Объясняем, почему обратные потоки данных (из MDM в системы-источники и потребители), почти всегда больно, дорого и сложно.  

  • Управление качеством данных в MDM-системе: метрики и мониторинг. Здесь говорим о том, что происходит после внедрения MDM, как качество данных влияет на бизнес-процессы, как не обмануться с метриками качества. 

    Несмотря на то, что прошло уже несколько курсов, мы всё ещё допиливаем программу, и каждый из преподавателей что-то регулярно меняет в своих презентациях. Кто-то, например, после первого потока понял, что не хватает объяснений в слайдах. В итоге слишком многое приходилось рисовать на флипчартах. Поэтому ко второму потоку дополнили презентации. 

    Паша Абдюшев (@chipQA) на одной из лекций
    Паша Абдюшев (@chipQA) на одной из лекций

    С форматом мы тоже экспериментировали. Сначала курс был рассчитан на пять дней по пять часов, затем сделали три полных дня. По этому поводу мы даже проводили опросы. Но мнения в них неизменно делились поровну: кому-то удобно по полдня на протяжении всей рабочей недели, а кто-то хочет три полных дня. Опыт показал, что курс достаточно насыщенный, и после обучения работать ещё полдня тяжело. Поэтому сейчас проводим курс в четверг, пятницу и субботу с 10 до 19. 

Шаг 2.  Решить, кто будет читать курс

Сразу решили, что читать курс будут несколько человек. Во-первых, дефицита желающих у нас не было, а во-вторых, студентам проще, когда перед ними выступают разные люди. 

От курса к курсу состав преподавателей может меняться, поэтому важно продумать передачу знаний. Был случай, когда @chipQAчитал модуль коллеги, которая ушла на больничный. Выяснилось, что не хватает поясняющих заметок к слайдам презентации. Какие-то примеры она держала в уме, а ему приходилось придумывать их сходу. Так родилась идея ко всем презентациям, которые используются в курсе, делать заметки, чтобы было понятно, на чём заострить внимание. 

Дополню, что этот же самый курс мы читаем не только для внешней аудитории, но и для сотрудников HFLabs. Ко внутреннему курсу относимся также серьёзно. Ну и конечно, на нём новые преподаватели могут попробовать свои силы. В общей сложности, за полтора года у нас прошли три потока для внешней аудитории и четыре — для внутренней.  

Шаг 3. Продумать оргмоменты

На курс берём не больше 16 человек. Во-первых, так можно всем уделить время и нормально выстроить работу в группах (у нас это важная часть обучения). Во-вторых, переговорка в нашем офисе рассчитана примерно на такое количество людей. От идеи арендовать помещение где бы то ни было мы сразу отказались. Решили, что слушатели должны проникнуться нашей атмосферой. 

Учебных парт в офисе нет, поэтому каждый раз их арендуем. Кофе-брейки с лёгкими перекусами устраиваем рядом с переговоркой – по удачному стечению обстоятельств, там располагается кухонный уголок. Сюда же заказываем обед для всех студентов, чтобы в перерыве была возможность неформально пообщаться.

Каждому студенту выдаём блокноты и ручки — мелочь, но это тоже стоит иметь в виду. Ещё рекомендую делать фото всех флипчартов, на которых есть записи или рисунки, – в будущем может пригодиться как преподавателям, так и студентам. 

Не стесняйтесь устанавливать правила. Мы, например, просим не пользоваться ноутбуками. Не хочется создавать атмосферу в классе, где каждый на что-то отвлекается. Всех записавшихся честно предупреждаем, что будет много информации. Нужно быть готовым к глубокому погружению в тему, а не рассчитывать на работу между делом. 

Шаг 4. Найти студентов

Максимально подробно описывайте, что будет на курсе и кому он подойдёт. Не преувеличивайте свои возможности. Честно говорите, о чём собираетесь рассказать. Наш курс, например, ориентирован на бизнес-владельцев систем, CDO, аналитиков, архитекторов, которые работают на прикладном уровне, руками. А вот сильному, опытному архитектору он может и не зайти. 

К нам часто приходят сразу по трое-четверо сотрудников от одной компании. Чаще из банков, страховых, телекома. Но бывали студенты из коллекторских агентств и даже из металлургической компании. 

Учим и хардкорных технарей, и бизнес. Аудитория очень разная, и бизнес порой подкидывает интересные примеры, которые как подтверждают наши выводы, так и опровергают их. А ещё — рассказывают, как построены процессы у них, и это обогащает курс. Айтишники, бывает, говорят — вы тут костыли сделали, но если есть правильное хранилище, это всё не нужно. Да, всё круто, но мы такого ни разу не встречали :(  

Курс мы обычно анонсируем в своем телеграм-канале, на сайте. Рассылаем приглашения по электронной почте, кого-то приглашаем лично. Один раз давали рекламу в канале, который пишет об обработке данных. Заплатили за рекламу аж полторы тыщи рублей — получили двух студентов. 

Шаг 5. Сделать так, чтобы было нескучно

Если будете создавать собственный курс, очень рекомендую заранее продумать, чем вы будете разбавлять монотонный лекционный материал. Несколько примеров, как это делаем мы. 

  • Начало каждой лекции происходит по звуку гонга.

  • Каждая лекция длится не более 30-40 минут, дальше — практика. 

  • Для практических занятий мы рандомно формируем группы, чтобы люди из одной компании не оказывались всё время в одной команде. Состав групп тоже меняем. Для этого даже по-разному расставляем парты в учебные дни.

  • Все преподаватели прошли обучение по фасилитации и используют этот метод. В самом начале они вместе со студентами перебрасывают друг другу мягкого единорога, чтобы каждый представился и рассказал необычный факт о себе. Да, в этом есть немного от детского сада, но такая игра настраивает людей на неформальное открытое общение.

  • У нас есть модуль, который два преподавателя читают в паре. С ним связана  интересная история. Как-то на курс к нам пришел сотрудник телеком-компании, а через некоторое время после обучения он перешёл работать в HFLabs. И вместе с @TaniaBстал вести модуль про интеграцию между системой-источником и MDM. Так у нас получилось совместить два взгляда — заказчика и исполнителя. 

Важная оговорка: со всеми развлекательными моментами нужно не потерять ценность обучения. Поначалу на одном из практических занятий мы просили студентов группировать вопросы, написанные на разных листах. Да, это было весело, но на то, чтобы все бумажки разложить, уходило слишком много времени. Периодически возникала путаница. В итоге эту практику переформатировали. 

Как-то к нам на курс пришел специалист, который бросал примерно такие реплики: «Никогда такого не видел. Не может такого быть вы все врёте». И почти сразу уткнулся в телефон. Обычно мы просим таких людей рассказать о своем опыте, поделиться тем, как они решали проблемы. Иногда просто можно подойти в перерыве и спросить, мол, как вам вообще? 

Шаг 6. Провести работу над ошибками 

После каждого курса мы собираем от участников обратную связь. Спрашиваем, что понравилось, а что не очень. Кто-то просит ещё больше практики, а кому-то показалось, что времени на обед было маловато. Каждый отзыв анализируем. 

Ещё неплохо предусмотреть видеосъемку курса. Так вы убиваете двух зайцев: можно пересмотреть видео и провести работу над ошибками, а можно с его помощью передать опыт новым преподавателям. 

Самый сложный момент, над которым мы все еще работаем, – соблюдение тайминга. Он «гуляет» в зависимости от активности группы. У нас даже есть негласное соревнование между преподавателями, кто и как выдержит тайминг. Это действительно челлендж, потому что даже полчаса задержки могут оказаться критичными — группа устанет, не попадёт вовремя на обед, не успеет перевести дух перед следующим модулем.

Что касается самого обучения, то часто мы получаем отзывы в духе «теперь я понял, почему вы мне так много вопросов задаете» (от одного из новых клиентов) и «наконец выяснил, на что мои аналитики тратят столько времени» (от архитектора крупной компании). 

Парадокс: прослушав наш курс, можно пойти и сделать свой MDM, но мало кто хочет это делать. И нет, мы не запугиваем, просто показываем, как это устроено. Как-то пришли к нам люди из крупного строительного магазина, которые как раз сами пилят MDM. И с каждым днем курса они грустили все больше. В конце признались, что, похоже, их работе конца и края не видно. 

А вот что говорят сами участники, когда курс завершается:

*ОП — обратные потоки
*ОП — обратные потоки

Если у вас есть лайфхаки по организации образовательных курсов, пишите будем обмениваться опытом и вместе делать мир лучше.  Кому интересно, приглашаю на курс в октябре: будем говорить про данные и MDM много и подробно. В конце концов, когда получать знания, если не сейчас?.. Торжественно обещаю, что времени на обед дадим достаточно:)  

Комментарии (1)


  1. astenix
    28.09.2022 13:45
    -1

    • Каждая лекция длится не более 30-40 минут, дальше — практика. 

    Миксуйте эти активности :)