Многие люди очень скучают по Symbian - и не зря. Система работала даже на слабом железе, была хоть и не очень красивой(по сравнению с ios), но очень функциональной, особенно после патча installserver(местный аналог рута). Nokia, видя конкуренкцию android и ios, пыталась спасти Symbian, серьезно нарастив мускулы своим последним смартфонам, а издатели выпускали годные 3D игры, что однако платформу не спасло. Почему? Предлагаю разобраться в этой статье.

Приобретение

Девайс достался мне совершенно бесплатно среди детских вещей, в нерабочем состоянии, вместе с АКБ и крышкой. При зарядке и нажатии кнопки включения, он лишь моргал нижним рядом кнопок. Ну, вспоминаем феникс, устанавливаем, берем сервисную прошивку(я взял последнюю - с Symbian Belle, была еще вроде Anna для него). Флэшер нокии глюкнутый в плане BB5 платформ и ниже(прошить может раза с 10, поэтому и появились эти ваши BEST'ы и другие коробки. Сервисмены поймут), но с s60 у него вроде всё нормально - прошился без проблем.

Первое включение - и он включился. Девайс оказался абсолютно рабочим, АКБ на месте, крышка задняя тоже, визуально нет ни трещин, ни сколов. Однако чистой прошивки всё ещё недостаточно, чтобы использовать девайс в наше время.

Доведение до ума

Те, кто пользовались смартфонами Nokia в нулевых знают, что без взлома системы, их максимум - перематывание дат из-за истекших сертификатов и java приложения(а еще флэш игры, кто-то помнит что на этих нокиах был полноценный флэш плеер?). Есесно так не пойдет, благо Belle довольно легко взламывается. Для этого у нас есть дырявая программа SafeManager, которая позволяет получить доступ к диску C:/, закинув на неё "палённый сертификат". Затем мы ставим RomPatcher Plus, который уже позволит нам пропатчить installserver

С патченным installserver'ом, мы можем ставить абсолютно любые sis и sisx приложения, подписано оно или нет значения не имеет. Вот теперь девайсом действительно можно пользоваться. Однако не стоит забывать вот кое о чем:

Совместимость приложений

Одна из причин, почему симбиан умер - это несовместимость приложений(а в прошлом - еще и целых два UI фреймворка, s60 и uiq) в пределах мажорной версии. В целом, несложный софт работает и на 9.1, и на 9.4, но вот игры далеко не всегда. Например Assassins Creed у меня не пошёл, а при установке старых приложений - система предупреждает о возможных косяках. Nokia, однако, делала шаги в сторону улучшения совместимости - например купила фреймворк Qt, позволив похожим на Android или iOS образом делать интерфейс приложений. Вот такие приложения уже совместимы без проблем(однако, требуют установки библиотек qt - владельцы nokia 5800 с EDGE интернетом в 2010 году меня поймут). Кроме того, на Symbian можно было установить интерпретатор Python - что позволяло какие-то мелкие приложения писать и на нём. Но я им не пользовался, на моей 5800 завсегдатаем были java приложения и qt библиотеки.

Одним из главных нововведений новой платформы Nokia Symbian ^3 - стало наличие GPU почти во всех девайсах на этой платформе. До этого конечно в некоторых аппаратах был GPU - например Nokia N95, однако по настоящему его не использовали ни Java игры(хотя m3g на нокиа умел в 3D ускорение, это легко проверить), ни Symbian. GPU использовался PowerVR SGX535 - такой же, как в iphone 2g, iphone 3g, и поддерживал OpenGLES 1.1(до шейдерная эпоха мобильных гпу). Был GPU и в Nokia E90 - но это был очень дорогой девайс, вряд ли на нем играли в игры. Но, сначала я думаю лучше посмотреть на возможности девайса в мультимедиа.

Мультимедийные возможности

Начинаем как обычно с музыки. Музыкальный плеер здесь приятный и имеет группировку по жанрам, исполнителям и альбомам.

Кроме того, когда-то у Nokia был свой конкурент Apple Music(iTunes) - Nokia Music, и плеер полностью совмещен с ним - пока магазин музыки работал, можно было абсолютно легально качать музыку оттуда(и возможно, даже слушать как в стриминговом сервисе). Кроме того, некоторые девайсы, например 5800 XpressMusic, в комплекте давали подписку на этот самый музыкальный сервис, т.е покупая смартфон, вы получали ещё и легальную музыку на ограниченное время. И это при том, что 5800 вышел в 2008 году - когда iTunes был главенствующим, а Microsoft только придумывала Zune.

Сам плеер приятный на вид, имеет удобные настройки типа сортировки, перемешивания треков и повтора. Самый главный плюс - наличие эквалайзера, правда с пресетами, самому вам настроить его не дадут.

Музыку плеер ищет сам, и даже вежливо предлагает сканировать библиотеку, если вы только что подключали девайс к ПК в режиме флешки.

В некоторых смартфонах Nokia(n95 как минимум) была очень удобная фича - FM Transmitter, которая позволяла в авто без аукса и магнитолы включать свою музыку. Ну или в ближайший бумбокс. На самом деле фишка очень полезна и сейчас, для тех кто не хочет колхозить свою магнитолу в старую тойоту или бмв. Однако данный аппарат её лишён.

С видео тоже проблем никаких нет - я захотел посмотреть трейлер драйва в HD в формате mp4. Девайс точно так же сканирует всю библиотеку видео.

Самая главная и классная мультимедийная фича девайса - DLNA. Он может по Wi-Fi передавать изображения, видео и музыку на любой ТВ с поддержкой этого стандарта. С моим Smart TV LG он сконнектился вообще без проблем, я смог посмотреть трейлер драйва и послушать музыку. В флагманских n8 например, был даже выход HDMI(правда, только в разрешении дисплея), и можно было поиграть в Symbian игры на большом телике(и выглядело зачетно я вам скажу).

В смартфоне есть полноценный файловый менеджер(ну это ж Symbian, куда без него), с возможностью регулярных резервных копий на SD карту. Классная штука, на ведре без Titanium Backup такого нет :)

Есть и офисный софт и утилиты - например Microsoft Office(это уже когда Стивен Элоп почти наложил свои ручки на Nokia) или встроенный архиватор

Почтовый клиент

Был и удобный поиск по всему девайсу - файлы, музыка, и.т.п. Прообраз современного Google поиска.

Меню аппарата удобное и настраиваемое - можно создавать папки(привет Apple), можно группировать значки как хочешь.

Это был бы не Symbian, если бы у него не было диспетчера задач. Отличие Symbian от iOS и Android в том, что он не управляет памятью сам - а даёт эту прерогативу пользователю. Для Symbian в смартфоне избыточное количество ОЗУ - 512мб, что позволяет не выгружать приложения из памяти. Если памяти будет не хватать - смартфон "прибьёт" самое жрущее приложение, при этом не создавая иллюзию того, что оно открыто(привет Android).

Из коммуникаций девайс поддерживает Wi-Fi, Bluetooth, NFC(!) который правда негде было юзать. По USB девайс умеет работать в режиме флешки, в режиме MTP и в режиме Nokia Suite. Есть и полноценный браузер, в котором увы, устарели сертификаты.

Как альтернатива есть опера мини, которая еще работает. Кроме того, девайс можно кастомизировать(привет iOS) - есть поддержка тем.

Игры

Переходим к самому интересному. Девайс из коробки поддерживает аж три возможных варианта: Symbian игры, Java игры, эмуляторы и Flash игры.

Symbian игры здесь самый жир - отличный графон, не очень большой вес(до 100мб), но есть проблема с совместимостью - старые игры оптимизированы под клавиатуру, а виртуальной тут нет. Некоторые игры не запускаются совсем(с n95 например).

Raging Thunder 2: идет отлично, кадров 60 думаю есть. Отличная мобильная гонка, завсегдатай на перепрохождение, когда я начинаю юзать новый девайс. Пару лет назад даже мультиплеер работал.

Need For Speed Shift: идет кадров 30, иногда с небольшими просадками. Что забавно - в кокпите FPS 10-15, а в виде на машину все нормально. Игра делалась для флагманской N серии, 700 же - бюджетник. И всё равно игра выглядит очень достойно.

Rally Master - 3D Rally, идет без проблем ~30 кадров. Забавная игра от Fishlabs. Игра весит всего 18мб.

Asphalt 4 захватился с косяками, но это полноценная 3D игра весом в 4мб.

Galaxy On Fire весит около 20мб. Это ремейк Java игры, выходил на iOS. Захватился с косяками, как и Asphalt, но идёт отлично.

Java игры - конёк Symbian. А ещё, здесь m3g не софтовый, а хардварный! Поэтому 3D игры работают в 60 FPS - это очень круто и отличный способ еще раз поиграть классику!

Tomb Raider Underworld. Летает 60 кадров, в игре своя виртуальная клавиатура.

Galaxy On Fire - Java версия, летает 60FPS. Фирменная тач клавиатура от нокии, такая же у 5800, 5230.

Эмуляторы

Здесь всё чуть неоднозначно. Эмуляторы сеги и nes на symbian очень давно - вровень с Windows Mobile. Однако это эмуляторы на n95/n73, у которых есть хардварная клавиатура. Есть эмуляторы новоделы, но они нестабильны и не оч работают. Однако соника я запустить смог. Попробовал еще PSX, неиграбельно. Есть даже порт ppsspp, на котором можно поиграть в 2D игры, но я его не пробовал(он для флагманов).

Flash игры - конек нокии. Если java игры надоедали, то в своем 2010 можно было развалится на диване, запустить какую нибудь игру про стикменов, и кайфовать. Или масяню поглядеть. Или флэш софтом попользоваться. А ещё были популярны флэш часы на рабочий стол. Однако почему-то у меня на флэш играх не было клавиатуры.

Ещё я погонял Raging Thunder с 5800 - он идет хорошо. Bounce с 5800 тоже должен работать отлично. В целом игровой потенциал у девайса хороший и сейчас.

Заключение

Девайс получился отличным на свой 2012 год. Это был относительно бюджетный девайс по меркам нокии(12к на момет выхода - не особо дешево, примерно вровень с S3 Mini и дороже Galaxy Ace 2) И увы, один из последних, но хотя бы радует то - что Nokia после перехода на Windows Phone не сразу забила на Symbian, а поддерживала ещё несколько лет, выпуская заметные обновления(Belle FP2 - это последняя версия системы). И на нём есть во что поиграть и сейчас, и в интернете полазить(есть клиенты вк и телеграм), и просто послушать музыку. Но увы, Symbian больше нет. На смену ему пришёл Android, который приблизился к своему пику на 2012, и был офигенной системой в версиях 2.3 - 4.2, близкой к симбе по духу, только еще более открытой. Теперь же, можно обзавестись таким девайсом, чтобы ознакомится с Java играми, или Symbian играми. А можно сделать из нег

Комментарии (54)


  1. bodyawm Автор
    08.10.2022 12:13
    +4

    это перепост моей более старой статьи с другого ресурса. Сейчас появился еще девайс на симбе, возможно попозже запилю выживание и на нем(он с qwerty клавиатурой


  1. sden77
    08.10.2022 12:27

    У меня когда-то был nokia 700, если не ошибаюсь это был последний аппарат Нокиа на Симбиане, и одновременно с ним Motorola Defy. На Моторолу можно было установить кучу приложений, но как телефон Нокиа была намного лучше, системные приложения типа телефона и смс открывались моментально и работали отлично, в отличие от постоянно лагающей в любых ситуациях Моторолы. И если не ошибаюсь, шторки с быстрыми действиями на Андроиде тогда еще не было, а на Симбиане уже была


    1. bodyawm Автор
      08.10.2022 15:20
      +1

      была шторка, кнопку домик зажимать надо было(ну вернее, это последние приложения :) вместо диспетчера задач). За тормознутость не скажу, я взял псевдонокию из вчерашней статьи, контакты и сообщения открываются моментально и без тормозов. Память может скрашивать негативно.


  1. Exchan-ge
    08.10.2022 12:42
    +4

    однако платформу не спасло. Почему?


    iPhone

    Моя Нокия N97 не выдержала конкуренции с этой платформой, проиграв вчистую.

    (Тогда это было темой номер один для обсуждений в сети, и господствующее мнение было не в пользу Symbian и Нокия)

    Андроида, насколько я помню — тогда вообще не было, так что он к смерти Symbian непричастен.


    1. shushu
      08.10.2022 14:30
      +2

      Ой, да там много чего. Огромнейший слой менеджмента в компании и не желание адаптироваться, я думаю сыграло решающую роль.


      1. bodyawm Автор
        08.10.2022 15:18
        +1

        симба поддерживала только ti omap например, в то время как ведро портировали китайцы на свои чипсеты и таким образом получили дешман устройства до 150$. И это в 2010-2011 году.


    1. Areso
      08.10.2022 15:04
      +1

      N97 был флагманом.

      А сдулась Нокия позже, когда "горящая платформа", убийство гиковой Maemo/MeeGo, и переезд на WP. Где Microsoft аж дважды (или даже трижды) прокатил пользователей?)

      WM->WP7.X->WP8.X->(?)WP10. Была ли совместимость между 10 и 8 я не помню, мне уже тогда было очевидно, что платформа не взлетела. И если отсутствие совместимости между WM и WP7X было понятно, то между WP7X и WP8X - уже нет.


      1. bodyawm Автор
        08.10.2022 15:17

        была между всеми версиями ос. Проблема в том что они постоянно меняли api


        1. bodyawm Автор
          08.10.2022 16:24
          +6

          это прикол сейчас?) кто меня заминусил - вы вообще вп джейлбрейкнутым пользовались? Я лично запускал софт от wp7 на wp8, а от wp8 на wm10. И платформа тут не причем, wp7 был чисто managed(хоть и под капотом был CE) - поэтому софт без проблем запускался на wp8. WP8 и WM10 - уже оба NT, и у них с обратной совместимостью вообще проблем никаких нет.

          А M$ зафейлили потому что постоянно меняли платформы. Во времена винмобайла они пытались десктопный дотнет протащить на мобилки(софт для .net compact framework запускался и на ПК), потом в wp7 сильверлайт, затем в wp8 winrt или как оно называлось, а w10m - uwp. И хоть uwp и winrt похожи, но по сути winrt считался уже легаси, а m$ опрокинула старые, уже опубликованные приложения через понятное место :) Я практически не прогал под UWP(портировал игрушку свою, но мне от uwp нужна была обработка ввода, да окно под контекст d3d11), но оно вроде бы похоже с wp8. Разве что часть стандартной библиотеки дотнета - я не нашел XmlNode в wp8 например.

          Ну и еще не забываем общую ориентированность API WP8 на асинхронищу и таски(как по мне - это плохо. Я как программер предпочитаю асинхронщину руками реализовывать, а не чтобы её мне кто-то внушал), прибитие прекрасного Xna в Win8 - и получили что имеем.

          Но! Несмотря на всё это, и wp8, и wm10 отличная система в плане юзабилити.


          1. Areso
            08.10.2022 19:03
            +2

            Минус поставил я, потому что я тогда входил в список разработчиков под платформу, и после выхода WP8 получил [не]навязчивое письмо на тему, что надо бы сбилдить проекты заново на новом SDK и перезалить их в магазин.

            У меня джейлбрейка не было, потому что обходных вариантов я не искал, и поэтому не использовал (логично).


            1. bodyawm Автор
              08.10.2022 19:37

              Просто сбилдить или переписать? там вроде много отличий между вп7 и вп8


              1. Areso
                08.10.2022 19:44
                +1

                У меня были простые приложуньки а-ля калькулятор, думаю, их достаточно было просто пересобрать. Но было лень.


      1. ganzmavag
        08.10.2022 15:44
        +1

        Ядра же разные, WP7 была на Windows CE, а WP8 - на NT. Вообще восьмая была крайне удачна, мне очень нравилась. Но они реально все сделали, чтобы ничего с ней не вышло.


        1. Areso
          08.10.2022 15:51

          Ядра же разные, WP7 была на Windows CE, а WP8 - на NT. Вообще восьмая была крайне удачна, мне очень нравилась.

          Да, но с точке зрения прикладного разработчика - меня-то почему их ядра должны были волновать, особенно с их долей рынка? И да, если семерка была беткой (по всем показателям и ощущениям), то 8-ка уже походила на нормальный продукт, согласен.

          Но они реально все сделали, чтобы ничего с ней не вышло.

          Старались, да. Как раз в те времена на настолках прессанули жестко разрабов с темой сертификатов, и я показал средний палец платформ-оунеру.


        1. bodyawm Автор
          08.10.2022 16:35
          +1

          ядра тут не причем(именно в этом контексте), ведь wp7 был чисто managed, там легально(без джейлбрейка) нельзя было запустить софт от windows mobile(а с джейлом можно даже оперу мини запустить например!), нельзя было писать на нативных языках или вызывать API вне .NET. Тут M$ облажались именно с постоянными переобуваниями - WP7, WP8, WM10 имели схожие базовые концепции(а с точки зрения юзера - одинаковые системы в плане юзабилити, это для тех кто уже хочет прожать минус под комменто), но так и не смогли найти идеал для себя с все новыми и новыми платформами.

          А потом еще и добавилась astoria(виртулка для запуска android приложений), фреймворк для порта с ios - и по итогу это все стало дорого и прикрыли, вместо того чтобы опять начинать с чистого листа.

          А что мешало просто развивать сильверлайт дальше, убрать "анальное загромождение всего и вся"(в wp софт не может писать в рандом папку даже с разрешением, только если пользователь сам укажет эту папку в пикере, разве что в свою собственную), добавить в него поддержку натива и не морочить никому мозги? Может wp7 - просто проба пера, потому и нет поддержки натива - чтобы какую-никакую базу приложений сразу перенести на "законченную" wp8?


      1. Exchan-ge
        08.10.2022 17:18
        +1

        убийство гиковой Maemo


        N700 у меня тоже была. Когда брал ее в магазине (там был один экземпляр) меня честно предупредили, что товар слегка б/у.

        Покрутил ее с неделю и тоже вернул обратно.

        Где Microsoft аж дважды (или даже трижды) прокатил пользователей?)


        У меня есть (до сих пор) 920 и 950 Лумии.
        Отличные были аппараты для своего времени (а 950 я сменил на айфон только в 2021 году, причем продолжал пользоваться этим телефоном в качестве вспомогательного до августа этого года).

        В чем там заключался хитрый план МС и почему эту платформу слили — я не в курсе.
        Но она была вполне жизнеспособной.


        1. slonopotamus
          08.10.2022 20:17

          N700 у меня тоже была

          После неё были не менее гиковские N810 и N900. Причём последний обладал GSM-модулем. Под конец вышла N950, но к этому моменту уже было понятно что нокия загибается.


          1. Exchan-ge
            08.10.2022 21:13

            После неё были не менее гиковские N810 и N900.


            N700 — 2011
            N810 — 2007
            N900 — 2009

            N950


            «Был выпущен партией в 5000 штук и бесплатно распространён среди разработчиков программного обеспечения: 250 штук среди добровольных разработчиков open-source-сообщества MeeGo, остальные — через программу Nokia Developer Network; в массовую продажу не поступал» (с)


            1. bodyawm Автор
              08.10.2022 21:15

              капец вы мажоры там( мне о такой нокии мечтать пока что)


              1. Exchan-ge
                08.10.2022 21:23

                капец вы мажоры там


                В 2011 мажорным был уже iPhone 4S.


                1. bodyawm Автор
                  08.10.2022 21:39

                  Нокиа не сильно дешевле стои


                  1. Exchan-ge
                    08.10.2022 21:47

                    Нокиа не сильно дешевле стои


                    Я уже не помню, сколько стоила та N700 (но да, таки много).

                    Но там был огромный минус — Maemo была сама по себе, с приложениями был напряг.
                    А у iPhone 4S с этим было все более чем хорошо.


            1. slonopotamus
              08.10.2022 22:13

              N700 — 2011

              Извиняюсь, перепутал с Nokia 770.


        1. Kiborg777
          08.10.2022 22:05

          В чем там заключался хитрый план МС и почему эту платформу слили — я не в курсе.Но она была вполне жизнеспособной.

          Nokia планировала переход с Симбиан на MeeGo (единственные выпущенные аппараты на MeeGo - Nokia N9 и Nokia N950). Причин много и они выходят за рамки этой темы (одна из причин - трудности в добавлении поддержки 4G). Но Нокии в 2011 году позарез нужны были деньги. Майкрософт готова была вливать деньги в Нокию, но при условии, что будет переходна Windows Phone. Поэтому СЕО Нокии Стивен Элоп "убил" переход на MeeGo (и саму MeeGo) и раньше срока "убил" Симбиан. Это решение убило мобильный бизнес Нокии и, косвенно, в какой-то степени нанесло непоправимый удар мобильному подразделению Майкрософта, сказавшись на продажах Windows Phone (хотя там была куча других ошибок тоже).


      1. impwx
        08.10.2022 21:04

        Я в свое время делал игру под WP7, она запускалась на WP8 в режиме совместимости без проблем


      1. Kiborg777
        08.10.2022 22:11

        WM->WP7.X->WP8.X->(?)WP10. Была ли совместимость между 10 и 8 я не помню, мне уже тогда было очевидно, что платформа не взлетела. И если отсутствие совместимости между WM и WP7X было понятно, то между WP7X и WP8X - уже нет.

        Совместимость WP7.x - WP 8.x - W10M в большинстве программ была.

        Проблема была в том, что невозможно было проапгрейдить телефоны на WP 7.x до WP 8.х.

        Даже с WP 8.1 на W10M можно было проапгрейдить далеко не все телефоны (если не делать bootloader unlock и прочие танцы с бубнами). Это сильно разозлило пользователей и они проголосовали "ногами".


  1. abaleilo
    08.10.2022 15:17

    Asphalt 3 был ужасной игрой - очень многое обрезали после первой части (про вторую не помню). Даже по размеру видно - первый занимал 8 мб, третий уже 4 мб. Следующий Asphalt 4 почти не отличался от третьей части.


    1. bodyawm Автор
      08.10.2022 15:17

      именно симбовы, или джава?


  1. Roland21
    08.10.2022 18:07

    N93i, оптический зум, 2х осевая раскладушка in my heart with love
    До N95 Нокиа была как Эппл и Самсунг сейчас вместе взятые - законодателем мод и передовых технологий


    1. bodyawm Автор
      08.10.2022 18:19

      Хочу себе во владение n95. Как найду - обязательно запилю игру на него(там гпу был)!


  1. nixtonixto
    08.10.2022 19:12
    +3

    Не упомянули N808 с 41 МП камерой с OIS, что только сравнительно недавно вышло в тренды среди Android. И очень грамотной обработкой звука при видеозаписи — позволяющей вытягивать голос из шума ветра, проезжающего мимо трактора, и без хрипов записывать концерт возле сцены.


  1. Zamix80
    08.10.2022 20:53
    +1

    Как бы навеяло мысли. У Нокиа были хорошие смартфоны. На момент актуальности аськи было очень удобно на кверти-моноблоке вести переписку, оч. быстро. Это был нокиа е63, 2008 год, ~8 тыс. рублей. Интернета на тарифе жрал мало+опера мини. Хватало за глаза. На яблоко по этой причине пересаживаться не хотелось, да и не довелось. Да экранчик иногда казался маленьким, 2"4, но это ничего если учитывать, что в отличие от современного его не надо было вынимать из кармана каждые три секунды. Игра было несколько - одна из них аналог Дюны, эмуляторы шли. Игры хотя бы не были напичканы рекламой. До этого был нокиа экспресс-мьюзик, мне кажется она и сейчас уделает по звуку половину смартфонов. До этого были звонилки-кпк, 2 в одном. В одно время была бандура 3"5. Потом можно было на работе пообсуждать у кого что, а сейчас не интересно совсем у всех +/- аналогично. С этой нокией я проходил до 2015 года примерно.


  1. VictorFilimonov
    08.10.2022 21:00

    Симбиан бессмертен!


  1. Kiborg777
    08.10.2022 21:57

    Добавлю от себя: автор описывает Nokia 700 (не путать с Nokia N70, поступил в продажу в сентябре 2011 года). Последняя доступная версия Симбиан - Nokia Belle FP2
    Последний (и, на мой взгляд, самый лучший) телефон на Симбиан - это Nokia 808 с камерой 41 МР, поступил в продажу летом 2012 года. Последняя доступная для него версия Симбиан - тоже Nokia Belle FP2.

    Для любителей старины: имейте вводу, что старые аппараты (Nokia/Symbian, Nokia/Maemo N900, Nokia/MeeGo N9, Blackberry, многие Nokia/Windows Phone) в ближайшее время могут стать не то, что бесполезными, но их использование будет сильно ограничено из-за отключения 3G во многих странах, включая многие регионы РФ. На 2G интернет или очень медленный или вообще не работает. Таким образом, это ретро-телефоны могут быть использованы только для звонков и СМС (при условии, что 2G не отключен вместе с 3G).

    Большинство телефонов Майкрософта (по факту, Нокии, купленной Майкрософтом) на Windows 10 Mobile и некоторые телефоны Нокии на Windows Phone 8.1 поддерживают 4G LTE и их можно продолжать использовать (хоть и в несколько ограниченном режиме из-за отсутствия многих приложений) для интернета (и, само собой, для звонков и СМС).


    1. bodyawm Автор
      08.10.2022 22:10

      3г отключил только билайн и то, в мск пока что. Мне больше старички симбианы нравятся ;)


    1. Chamie
      11.10.2022 01:34

      Добавлю от себя: автор описывает Nokia 700
      Да, пришлось почти весь пост прочитать, чтобы найти, о чём же в нём речь. bodyawm не все по фотографии могут угадать модель.


  1. dendron
    09.10.2022 02:55
    +3

    Galaxy on Fire - это была вообще чума. До сих пор не понимаю как разработчики умудрились на Java SE сделать почти полноценный космо-сим. Я в него играл на кнопочном телефоне ещё до всех этих ваших смартфонов, и там была 3D-графика, галактика с планетами, торговля, квесты, апгрейды, различное оружие. Я понимаю что фанаты оригинальной Elite сейчас меня забросают помидорами, но это работало на кнопочной "звонилке" в нулевых!


    1. masyaman
      09.10.2022 15:20

      Я когда-то был разработчиком игр на Java ME. 3D игры я тогда не делал, но в команде были люди, которые делали.

      Для запуска 3D игр телефон должен был иметь соответствующее апи. Условно говоря, скармливали массив 3D объектов, а дальше нативный код это рисовал. Если же телефон был слабым, то апи ему просто не добавляли и 3D он не умел. Рисовать 3D програмно можно разве что у стиле аркад начала 80х.

      Если не ошибаюсь, то современный JavaScript c 3D примерно так же работает, за отрисовку отвечает нативный код + GPU.


      1. bodyawm Автор
        09.10.2022 16:53
        +1

        Путаете(хоть я в то время срал под себя, если быть честным). Было 3 гапи - m3g, jsr 239 GLES, mascot capsule(быстрый софтрендер Sony Ericsson). m3g бегал нормально относительно, это был софтрендер "в стиле 80х" с своим форматом с скиннингом, морфингом, сценами, освещением. Был и immediate режим рендеринга как в классических гапи. Ускорялся он лишь на некоторых телефонах, например nokia n95 и на сабже. Гл я в живую не видел на джаве


        1. masyaman
          11.10.2022 00:00

          А что именно я путаю? То, что 3D из джавы рендерилось только на тех телефонах, которые имели специальное под это дело апи? Я вроде бы так и написал. Ещё я написал, что рендерилось 3D нативным кодом, который был за этим апи. Он вполне мог быть софтварным, но написанным не на джава, а на чём-то поближе к железу типа с. Именно это я имел ввиду под нативным кодом.

          То, что библиотек было 3 я не помню или не в курсе. Особенно если они появились после 2008. Но это и не важно, я отвечал на вопрос как на j2me работала 3D графика. Практически никак, 3D рисовала не java. Правда и вопрос был в другом, как космосим сделали, но человек практически сам себе и ответил (elite).


          1. bodyawm Автор
            11.10.2022 00:05

            даже сименс 2004 года умел m3g уже :) так что поддержка хорошая была, может быть на китайцах не было?


            1. masyaman
              11.10.2022 02:44

              Вы всё же и не ответили что я путаю. Я не готов обсуждать какие телефоны поддерживали 3д, а какие нет. Я говорил о том, как 3д работало.

              Впрочем, у меня с 3д на телефонах мало опыта, о чём сразу написал. В основном разрабатывал простенькие 2д игры. Если интересно, то про свой опыт я писал в этом комментарии https://habr.com/ru/post/504682/#comment_21686180.


  1. mSnus
    09.10.2022 03:18

    Есть и полноценный браузер

    Нет, в том и причина. Броузеры под Symbian критически устарели к этому моменту, а догнать Chrome не смогли. Opera Mini была прекрасной штукой, но даже на тот момент половину сайтов нормально не отображала.


    1. bodyawm Автор
      09.10.2022 07:45

      К 2012 году то? Да нет, очень многое опера мини тогда норм отображала. Все еще был жив вап - вот это не полноценный интернет)


    1. Grey83
      09.10.2022 12:33

      А как же белка? Она долгое время обновлялась.


      1. mSnus
        09.10.2022 19:08

        У меня были N95 и E72, и я с очень большим сожалением переходил на Android - но я помню облегчение от нормального броузера, наконец-то. Ещё не хватало каких-то популярных социальных платформ, уже не помню - то ли Youtube, то ли какой-то из мессенджеров...


        1. Grey83
          10.10.2022 16:33

          Не скажу на счёт указанных смартов, но в 2013-м на Белле браузеры были вполне ничего. UCWeb (которую я юзаю и сейчас на ведроиде), Опера мобайл и минька (нативная).
          Обычно использовал UCWeb (да и сейчас точно так же).
          Разве что в этом году проблема зайти с него на многие российские сайты из Украины. Хотя я со смарта не особо серфю по инету. С ПК всегда было удобнее, независимо от ОСи смарта.
          Пришлось помимо UC поставить ещё несколько браузеров, т.к. с разными сайтами разные браузеры могут нормально работать (иногда для одного сайта приходится пару браузеров использовать). А так бы одной белкой (мод версии 12.9.9.1155) и пользовался.
          На симбе сейчас м/б никакой из существующих нормально с многими сайтами работать не сможет даже в режиме просмотра (всякие HTML5 и CSS3 для них слишком новые).


          1. mSnus
            10.10.2022 22:40

            Только в конце 2013-го вышел Android 4.4, в котором броузер поддерживал flexbox. По-моему, на этом UC ещё долго ломался..


    1. Chamie
      11.10.2022 01:36

      Зачем Опера Мини, если была Опера Мобайл?


      1. mSnus
        11.10.2022 02:47

        Вы правы, конечно, Мобайл. Это я уже путаю.


  1. grishkaa
    09.10.2022 11:45
    +1

    (а еще флэш игры, кто-то помнит что на этих нокиах был полноценный флэш плеер?)
    Полноценным он не был, по крайней мере у меня на 5800. ActionScript 3 не поддерживался, а как раз тогда, в конце нулевых, большая часть флэш-игр была на нём.
    смартфон «прибьёт» самое жрущее приложение, при этом не создавая иллюзию того, что оно открыто(привет Android).
    Правильно написанные приложения сохраняют состояние интерфейса при таком прибивании (через onSaveInstanceState) и восстанавливают при последующем запуске. Тогда с точки зрения пользователя разница только в том, что переключение на такое приложение занимает чуть больше времени. К сожалению, в реальности многие разработчики на это забивают. Я и сам раньше забивал.


    1. bodyawm Автор
      09.10.2022 13:15

      У меня кореш хвастался когда-то флэшками на 5228(тот же тюбик, только удешевленный и порезанный) :) Норм бегали какие-то небольшие игрушки


  1. Grey83
    09.10.2022 12:32
    +1

    Емнип, у меня на n8-00 нормально работала игра Galaxy On Fire 2 (нативная, хотя в номере версии за давностью лет уже не уверен).

    В качестве музыкального плеера FolderPlay был удобнее, имхо. На винте есть v1.19(25) от 12.11.2012г., на 4PDA имеется даже v1.26(38), но когда она вышла я уже давно не пользовался симбой.
    Можно было ещё использовать довольно удобный китайский плеер TTPod (к которому можно было даже сделать свой скин или переделать имеющийся, который имел чуть больший функционал или выводил больше информации).

    В качестве диспетчера задач лучший (ИМХО, конечно) — это от Юры Бакунина. Правда не уверен, что на FP2 ещё работал Jbak TaskMan (на просто Белле работал отлично). Собственно там функционал гораздо шире, чем простой менеджер задач. Из самого полезного для меня, наверное: буфер обмена с шаблонами, панель быстрого запуска со списком программ (которые, к тому же, можно было организовать по папкам). Там даже был свой файловый менеджер.

    Ещё полезно было поставить Extra Buttons от Lantern Soft: можно было добавить 4 кнопки на рабочий стол помимо имеющихся 3 на рабочем столе Беллы. Кроме того одна из кнопок показывала уровень заряда в процентах, другая показывала текущий уровень яркости экрана (и позволяла его менять, 4 уровня и автонастройка), третья вызывала менеджер задач, можно было вызвать панель быстрого доступа к ярлыкам программ.
    От этой конторы я использовал ещё одну программу: Phone Rotate. Она при тапе по иконке открывала панельку с 3 кнопками для управления поворотом экрана (фиксация портретной, ландшафтной ориентации и автоповорот). У неё было много аналогов, но эта была, на мой взгляд, самой простой и удобной. Правда значки в svg я всё же свои для неё сделал. =)

    На Беллу можно было установить виджет Favourite Apps, который отображал в обычном режиме 3 ярлыка и 4 значком открывалась панель с ещё 12 ярлыками. Для того чтобы занять места, которые не нужны, даже сделали программу-пустышку с невидимой иконкой. Называлась эта прога Vacuum.

    Для удобной автоматической блокировки экрана (переворотом и/или при закрытии датчика приближения), а также разблокировки без кнопки блокировки я использовал программу SmartPocketLock.

    В качестве читалок электронных книг использовал Untaba 1.07, Q2Reader 1.03, FBReader 0.99(5) и eBookReader 1.2.1. Любимой была FBReader (и сейчас ей на ведроиде пользуюсь).

    Был ещё хороший оффлайн словарь Mobile Systems MSDictViewer 5 (словари нужно было качать отдельно). Ещё можно было установить ABBYY Lingvo и словари к нему.

    И ещё: чтобы делать нормально скриншоты лучше использовать нокиевскую утилиту ScreenGrabber (я использовал v4.02). Она в любой ориентации не обрезала картинки.

    Про библиотеки питона и софта на нём пожалуй рассказывать не буду. Там вроде 2-я версия только использовалась.

    И это только что на винте нашёл (нокия давно не заряжается, пробовал зарядить от новых зарядок, но похоже перепутал полярность на тонком разъёме и спалил контроллер, а через microUSB вроде и не заряжался телефон никогда)


    1. Grey83
      09.10.2022 12:45

      И ещё вместо стандартной клавиатуры я предпочитал использовать клавиатуру от Baidu.
      Умельцы вместо пиньинь делали русскую раскладку, т.к. на симбе эта программа не поддерживала русскоязычный ввод из коробки (на ведроиде можно добавить русскую раскладку, но там будет использоваться дефолтный скин).
      Собственно и сейчас на ведроиде её использую. Как в 2014-м на LG G3 установил, так с неё и не перехожу (пробовал и другие, но они мне не зашли, т.к. все их фишки, которых нет в клаве от байду я и не юзал никогда).

      Не так давно от нечего делать перевёл саму программу (правда не самую свежую версию, т.к. судя по чейнджлогу на оф.сайте там ничего особо нужного не добавилось) и свой скин обновил. Можете поискать по моему нику на 4PDA и DimonVideo.

      Чем интереснеа программа: скины для неё могут работать как на симбе, так и на ведроиде (правда на симбе нужна версия не ниже 2.1, если ничего не путаю).
      Вроде должны скины работать и на айфонах, но проверить некак.