Метод демонстрации на мониторе цветности свечения светильника в соответствии с требованиями проекта национального стандарта «Методы определения неоднородности цветности», и шаблоны в MS Excel.

Постановка задачи

Из-за хроматических аберраций оптики дорожных светодиодных светильников на дорожном полотне видны полосы синего и желтого оттенка (рис. 1).

рис. 1 Дорожное полотно с полосами синего и желтого оттенка (источники фотографий afaceri.news и bs-group.info)
рис. 1 Дорожное полотно с полосами синего и желтого оттенка (источники фотографий afaceri.news и bs-group.info)

Световые пятна (beamshot) светильников узконаправленного света также неоднородны по цвету (рис. 2).

рис. 2 Световое пятно (Beamshot) узкоградусного светильника. Правое изображение получено из среднего увеличением насыщенности. Фотографии сделаны в светотехнической лаборатории Varton.
рис. 2 Световое пятно (Beamshot) узкоградусного светильника. Правое изображение получено из среднего увеличением насыщенности. Фотографии сделаны в светотехнической лаборатории Varton.

Цель работы — научиться использовать монитор для визуальной оценки неоднородности цветности свечения подобных светильников.

О цветовых пространствах

Способность видеть цвет обеспечивают колбочки – выстилающие глазное дно нервные клетки, чувствительные преимущественно к «красному», «зеленому» и «синему» свету. Три типа колбочек передают в мозг тремя независимыми переменными три независимых типа сигналов. Трехмерность цветового ощущения означает, что возможные варианты ощущения представимы точками трехмерного пространства — неким трехмерным цветовым телом.

Если из трехмерного впечатления вычесть одну условно независимую переменную – «светлота», оставшаяся величина, называемая цветностью, будет двумерной. Следовательно, видимые человеком цветности могут быть отображены на плоскости.
Бабочки некоторых видов различают цвет 15-ю типами колбочек, чувствительных преимущественно к различным участкам спектра. Эти бабочки ориентируются не в 2-мерном, как у человека, а в 14-мерном цветовом пространстве. Теоретически показать бабочке, как видит человек, можно; человеку показать, как видит бабочка, – нельзя (см. шуточный рис. 3).

Рис. 3 Бабочка воспринимает намного больше цветов, чем человек. Слева – что видит человек, справа – что видит бабочка. Изображение на основе исходного изображения Alexandre Van de Sande.
Рис. 3 Бабочка воспринимает намного больше цветов, чем человек. Слева – что видит человек, справа – что видит бабочка. Изображение на основе исходного изображения Alexandre Van de Sande.

Популярны «представления видимых человеком цветов на плоскости» – цветовые пространства CIE (фр. Commission internationale de l'éclairage, международная комиссия по освещению, МКО): CIE 1931(x, y) и CIE 1976 (u', v').

Рис. 4 Цветовые пространства (слева направо): неравномерное цветовое пространство CIE 1931; относительно равномерное цветовое пространство CIE 1976 Luv (u', v') в котором справочно использован масштаб единиц a и b пространства CIE Lab; истинно равномерное цветовое пространство. Источник изображений [Jens Gravesen].
Рис. 4 Цветовые пространства (слева направо): неравномерное цветовое пространство CIE 1931; относительно равномерное цветовое пространство CIE 1976 Luv (u', v') в котором справочно использован масштаб единиц a и b пространства CIE Lab; истинно равномерное цветовое пространство. Источник изображений [Jens Gravesen].

Основной характеристикой цветового пространства является однородность, одинаковость расстояний в этом пространстве соответствующих одинаковым разницам воспринимаемых цветностей. Откладывая от произвольной точки цветового пространства во все стороны расстояния, соответствующие минимально заметной цветовой разнице (шаг МакАдама), мы нарисуем некий контур (эллипс МакАдама). По рис. 4 видно, что пространство CIE 1931 неравномерно — эллипсы МакАдама сильно вытянуты. Пространство CIE 1976 равномерней, в наиболее важной средней части эллипсы МакАдама похожи на круги. В истинно равномерном цветовом пространстве эллипсы МакАдама близки к кругам по всему полю, но использовать такое пространство из-за громоздкой математики сложно.

Светотехника традиционно использует пространство CIE 1976. И, пренебрегая неравномерностью пространства, оценивает разницу цветности в стандартных порогах цветоразличения SDCM (standard deviation color matching), или, как еще говорят, «шагах МакАдама». 1 SDCM соответствует 0,0011 единиц евклидового расстояния в этом пространстве (рис. 5).

Рис. 5 Демонстрация и описание различий цветности от 0 до 5 SDCM.
Рис. 5 Демонстрация и описание различий цветности от 0 до 5 SDCM.

Полиграфисты используют пространство CIE Lab, с точностью до математического преобразования соответствующее другим версиям пространств CIE (рис. 4).
Если к диаграмме цветностей добавить ось светлоты, график цветностей становится объемным, превращаясь в цветовое тело (рис. 6).

Рис. 6 Слева и в центре цветовое тело CIE Lab. Справа красной линией показаны границы цветового тела CIE Lab при виде сверху, серым – стандартный цветовой охват мониторов sRGB, а тёмно-синим квадратом — используемый в полиграфии диапазон значений a и b [−127, 128]. Источник – brucelindbloom.com.
Рис. 6 Слева и в центре цветовое тело CIE Lab. Справа красной линией показаны границы цветового тела CIE Lab при виде сверху, серым – стандартный цветовой охват мониторов sRGB, а тёмно-синим квадратом — используемый в полиграфии диапазон значений a и b [−127, 128]. Источник – brucelindbloom.com.

Значения a и b при практической записи цвета ограничены диапазоном [−128, 127]. Рис. 7 показывает кодирование элементов цветового тела значениями L, a, b. Видно, что малая часть видимых человеком цветов выходит за пределы кодируемых в Lab значений, и наоборот – часть значений Lab не соответствует видимым цветам.

Рис. 7 Изображение, иллюстрирующее соответствие значений пространства Lab и цветов видимым человеческим зрением. Источник — brucelindbloom.com.
Рис. 7 Изображение, иллюстрирующее соответствие значений пространства Lab и цветов видимым человеческим зрением. Источник — brucelindbloom.com.

На иллюстрации статьи «Lab» в Википедии, показаны цвета, которые якобы могут быть показаны в пространстве Lab для всех возможных значений a и b (рис. 8). В этой же статье на другом языке на аналогичной иллюстрации приведены только цвета, которые действительно способен показать монитор, остальное поле закрашено серым.

Рис. 8 Рисунки статей о формате Lab в разных версиях статьи из Википедии, демонстрирующие цвета пространства Lab при светлоте 75%.
Рис. 8 Рисунки статей о формате Lab в разных версиях статьи из Википедии, демонстрирующие цвета пространства Lab при светлоте 75%.

Анализируя числовые значения цветов на этих рисунках, можно увидеть, что авторам левой картинки удалось расширить диапазон цветов, манипулируя значением L, — с удалением от центральной точки (a=0, b=0) светлота уменьшается. Показать широкий диапазон цветов при максимальной светлоте невозможно, т.к. срез цветового тела непосредственно вблизи вершины не даст широкого цветового охвата.

Авторы правой картинки честно сохраняли заявленную светлоту постоянной, что ограничило возможные цвета малой областью.

Если посмотреть на палитру возможных цветов Adobe Photoshop (рис.9) становится ясно откуда в Википедии взялось изображение якобы цветов пространства Lab — это скриншот цветовой палитры Photoshop.

Рис. 9 Слева — палитра цветов пространства Lab в фотошопе. Справа — эта же палитра, на которой функция «gamut warning» закрасила серым цвета вне цветового охвата CMYK (Photoshop в этой палитре позволяет включить показ только охвата CMYK, охват sRGB близок к нему).
Рис. 9 Слева — палитра цветов пространства Lab в фотошопе. Справа — эта же палитра, на которой функция «gamut warning» закрасила серым цвета вне цветового охвата CMYK (Photoshop в этой палитре позволяет включить показ только охвата CMYK, охват sRGB близок к нему).

Цвета по краям этой палитры вызывают вопросы. Если сделать скриншот и проанализировать цвета по числам, окажется, что цвет, например, в «красном углу» {L=100; a=127; b=127} имеет фактические координаты {L=60; a=67; b=71}. Это показывает насколько слабое отношение к истине могут иметь демонстрируемые цвета.

Проблема цветового охвата

Системы управления цветом CMS (Color Management System) в первом приближении работают по единому принципу — преобразуют аппаратные значения устройств ввода в цветовое пространство Lab или аналогичное, разделяющее параметр светлоты и цветность; затем переводят в аппаратные значения устройств вывода. К примеру, фотоаппарат, делая снимок, получает с матрицы массив данных. Затем процессор фотоаппарата применяет к этим данным калибровочные данные (профайл) и вычисляет истинные значения цвета в пространстве Lab. Устройство вывода, например, монитор, к цветам пространства Lab применяет свой профайл, получает аппаратные данные, и уже их воспроизводит матрица дисплея.

Мы можем преобразовать цвета пространства CIE 1976 в Lab и отправить на монитор. Если монитор технически может воспроизвести заказанный цвет, он его покажет. А насколько точно покажет – останется на совести того, кто монитор калибровал.

На рисунке 10 показаны цветовые охваты (gamut) различных устройств вывода на плоскости xy пространства CIE 1931. Если вы читаете эту статью с дисплея монитора, обратите внимание на закрашенные цветом области иллюстрации, выходящие за границы стандартного цветового охвата монитора sRGB (и даже расширенного цветового охвата Adobe RGB мониторов для профессиональной работы с цветом). Если вы читаете статью в журнале обратите внимание на цвета, выходящие за цветовой охват CMYK. Что за цвета, которые видите глазами, и которые ваше «устройство вывода» не может показать в принципе?

Рис. 10. Цветовые охваты устройств вывода. Стандартный цветовой охват большинства мониторов – sRGB; мониторов, предназначенных для профессиональной работы с цветом – Adobe RGB. Источник изображения – Wikipedia.
Рис. 10. Цветовые охваты устройств вывода. Стандартный цветовой охват большинства мониторов – sRGB; мониторов, предназначенных для профессиональной работы с цветом – Adobe RGB. Источник изображения – Wikipedia.

Внегамутные цвета показывают с помощью процедуры gamut mapping, сжимающей цветовое пространство до охвата конкретного устройства. Процедура сжатия цветового пространства затрагивает и цвета, которые исходно внутри цветового охвата помещались. Как пассажиры автобуса смещаются со своих мест, когда в автобус дополнительно заходит больше людей чем должно поместиться. Зритель такие цветовые искажения не замечает.

При gamut mapping’пространство цветов сжимается до цветового охвата монитора (рис. 11). При этом небольшие сдвиги претерпевают даже цвета внутри цветового охвата и сдвиги тем сильнее, чем ближе исходный цвет к границам цветового охвата. Это значит, что более точно показываются цвета внутри цветового охвата недалеко от точки белого. Это соответствует целям светотехники, т.к. светотехнику, когда речь идет о белом свете, интересуют слабые отклонения от цветностей излучения черного тела.

Рис. 11 Пример того как внегамутные цвета пересчитываются, чтобы оказаться внутри цветового тела, вид сверху (левое изображение) и вид сбоку (правое изображение). Источник изображения – tvlogic.tv
Рис. 11 Пример того как внегамутные цвета пересчитываются, чтобы оказаться внутри цветового тела, вид сверху (левое изображение) и вид сбоку (правое изображение). Источник изображения – tvlogic.tv

Ф. Энгельс писал «Орел видит дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах больше, чем глаз орла». Свойство человеческого зрения видеть в вещах суть, смысл и образ мешает видеть непосредственно сами вещи.

Попробуйте голубое небо, изображенное на рис. 12, сравнить с настоящим небом при ясной погоде. Человек не столько видит небо на дисплее глазами, сколько представляет его по памяти. Возможно, вспоминает небо своего детства, когда был счастлив. Да и глядя на реальный объект подчас смешиваем у себя в голове видимое с воображаемым. Поэтому так сложно увидеть разницу между цветом на дисплее и в реальности, и поэтому мало кто видит проблему в gamut mapping’е.

Рис. 12. Истинная цветность неба и цвет неба на дисплее различаются, но не представляют проблемы для зрителя, готового небо представить. Источники — публикация [1] и кадр из мультфильма «Фантастические дни» 2003 г.
Рис. 12. Истинная цветность неба и цвет неба на дисплее различаются, но не представляют проблемы для зрителя, готового небо представить. Источники — публикация [1] и кадр из мультфильма «Фантастические дни» 2003 г.

Актуальная для светотехники часть цветового пространства

Когда речь идет о белом свете, важна сетка границ типовых цветовых температур из ГОСТ 34819. Этот стандарт является наследником ГОСТ Р 54350, куда сетка цветностей попала из ANSI C78.377-2011.

Однако, уже в ANSI C78.377-2015 появилась переработанная сетка, которая позже перешла в действующий ANSI C78.377-2017. Как и в прежней сетке центры областей номинальных цветовых температур плавно поднимаются относительно кривой цветностей черного тела с тем, чтобы центр области 6500 К совпадал с цветностью источника CIE D65, считающегося эталоном дневного света. Но в новой сетке приведены четырехугольники как семишаговые (приблизительно соответствующие семишаговому эллипсу МакАдама), так и четырехшаговые; цветовые температуры расширены до актуальных 2500 К и 2200 К, а внешние границы сетки стали гладкими (рис. 13).

Рис. 13 Сравнение границ старой сетки границ цветностей номинальных значений цветовых температур по ГОСТ 34819-2021 и ANSI C78.377-2011 (красные линии) и обновленная сетка расширенного ряда цветовых температур по ANSI C78.377-2017 (черные линии) в цветовом пространстве CIE 1976.
Рис. 13 Сравнение границ старой сетки границ цветностей номинальных значений цветовых температур по ГОСТ 34819-2021 и ANSI C78.377-2011 (красные линии) и обновленная сетка расширенного ряда цветовых температур по ANSI C78.377-2017 (черные линии) в цветовом пространстве CIE 1976.

Сетка ANSI C78.377 занимает малую часть цветового пространства CIE 1976 и для нужд светотехники достаточно показать область вокруг нее (рис. 14).

Рис. 14 Сетка цветностей ANSI C78.377-2017 в сравнении с границами охвата sRGB (относительно точки белого 6500 К), квадратом 100×100 SDCM и с цветностями в диапазоне, рассчитанными относительно той же точки белого 6500 К.
Рис. 14 Сетка цветностей ANSI C78.377-2017 в сравнении с границами охвата sRGB (относительно точки белого 6500 К), квадратом 100×100 SDCM и с цветностями в диапазоне, рассчитанными относительно той же точки белого 6500 К.

На рисунок 14 помещена подложка с цветами Lab в диапазоне a и b не выходящими за пределы [−127;128], рассчитанными относительно точки белого 6500 К. Как и в палитре Photoshop цвета на графике 13 показаны «для иллюстрации», без гарантий правильного воспроизведения монитором.

Видно, что цветная подложка с запасом покрывает необходимую область и покроет любой четырехугольник ANSI C78.377 из ряда 2200 К … 6500 К, при условии, что за точку белого будет взят центр этого четырехугольника.

По рисунку 13 видим, что сетка цветностей, соответствующих цветовым температурам от 2200 К до 6500 К, вписывается в квадрат 0,11×0,11 единиц u'v' или 100×100 SDCM. Также видим, что охват sRGB намного больше квадрата 100×100 SDCM. Следовательно, отклонение от точки белого в любом направлении по крайней мере на 50 шагов МакАдама монитор способен показать.

На практике диапазоны неоднородности цветности свечения светильника умещаются в один четырехугольник цветностей ANSI C78.377, который в свою очередь, с запасом покрывается квадратом 25×25 SDCM.

Но, как показано дальше, показать на мониторе цвета даже квадрата 25×25 SDCM – непростая задача.

Математика цвета

Цветность света светильника или диодов разных цветовых бинов (кода, описывающего цветовой оттенок) измеряется в величинах xy или u'v' и показывается на графике. Предлагается на графике делать цветную подложку из фона, цветность которого в каждой точке соответствует координатам цветового пространства. А для наглядной оценки разниц цветности в шагах МакАдама подкладывать фоном изображение квадратики соответствующего цвета размером в 1 SDCM. Выбор точки белого определяется задачами демонстрации, но по умолчанию за точку белого берется центр актуального четырехугольника ANSI C78.377. Это будут, если можно так выразиться, «квадратики МакАдама» образующие «сетку МакАдама».

Формулы определения значений Lab, соответствующих координатам u', v' взяты из [2].
Первым шагом определяются значения X и Z системы XYZ, соответствующие заданным значениям u', v', по формулам: X=Y·9u'/4v'; Z=(12 − 3u' − 20v') / 4v'.

В реальных условиях значения Y могут различаться, но при пересчетах Y и Yn принимаются равными 100, так как заранее неизвестно насколько и в какую сторону они будут различаться.

Вторым шагом определяются значения a, b цветового пространства CIE 1976 Lab* соответствующие рассчитанным значениям X, Z и значениям Xn, Zn точки белого, а также взятым по умолчанию Y=Yn=100 по формулам: a=500·[(X/Xn)^(1/3) − (Y/Yn)^(1/3)]; b=200·[(Y/Yn)^(1/3) − (Z/Zn)^(1/3)].

При этом значение L в теории может быть любым, но для демонстрации, как будет показано ниже, значения близкие к максимальному L=100 и минимальному L=0 устанавливать нельзя.

Проблема светлых и темных цветов

Пространство Lab разделяет координаты цветности и светлоту, что удобно. Но пытаясь увидеть рассчитанный в Lab цвет на дисплее монитора, мы смотрим на относительную яркость свечения пикселей R, G и B. Демонстрация на дисплее фактически является аппаратным преобразованием цвета в пространство RGB.

На правой части рисунка 10 показано как монитор снижает яркость наиболее светлых цветов, проецируя их на поверхность цветового тела. Аналогичный эффект проецирования можно наблюдать, если создать в Photoshop изображение в пространстве Lab с параметром L=100 по всему полю, затем сохранить в RGB и обратно преобразовать в Lab. Только в точке белого сохранится L=100, в других точках L будет меньше.

Для демонстрации и сравнения цветов при одном значении L необходимо заботиться о расширении цветового охвата и не использовать крайние значения светлот. На контрастных изображениях в светах и тенях цвет теряется. Если цвет важнее, художник жертвует яркостным контрастом (рис. 15).

Рис. 15 Слева пример контрастного изображения, на котором цвета синего неба и зеленой травы видны только в зонах средней яркости. Справа пример аналогичной сцены, в которой художник ради цвета пожертвовал контрастом. Источники изображений: фотография kayak22; кадр из мультфильма «12 месяцев» 1956 г.
Рис. 15 Слева пример контрастного изображения, на котором цвета синего неба и зеленой травы видны только в зонах средней яркости. Справа пример аналогичной сцены, в которой художник ради цвета пожертвовал контрастом. Источники изображений: фотография kayak22; кадр из мультфильма «12 месяцев» 1956 г.

Роль яркостного контраста

Лицо брюнетки контрастней лица блондинки без макияжа. Но макияж сделает блондинку контрастнее большинства брюнеток. Контраст — это не только выразительность, но и возможность увидеть цвет телесных тонов в середине диапазона яркостей (рис. 16).

Рис. 16 Примеры ультраконтрастных лиц, с цветом кожи в середине диапазона яркостей. Источник фотографий не найден, будет указан по требованию правообладателя.
Рис. 16 Примеры ультраконтрастных лиц, с цветом кожи в середине диапазона яркостей. Источник фотографий не найден, будет указан по требованию правообладателя.

Первыми в Мерилин Монро и Одри Хепберн влюбились камеры, и уже после — остальной мир. Их лица настолько контрастны, что даже при значительных ошибках экспозиции и гамма-коррекции на камере, при обработке и при выводе на экран, зритель видит то же, что видел оператор. А когда в кино пришел цвет, оказалось, что цвет кожи находится в середине диапазона яркостей. Чтобы зритель увидел цвет лица актрис, жертвовать контрастом не пришлось. Этим девушкам природа подарила встроенную систему управления цветом!

Рис. 17 Тильда Суинтон. Естественный низкий контраст лица и появление контраста благодаря боковому освещению. Источник фотографий не найден, будет указан по требованию правообладателя.
Рис. 17 Тильда Суинтон. Естественный низкий контраст лица и появление контраста благодаря боковому освещению. Источник фотографий не найден, будет указан по требованию правообладателя.

Тильда Суинтон редко использует макияж. Из-за естественного низкого контраста создается ощущение, что у лица, как у античной статуи, нет цвета (рис. 17). Но при боковом освещении лицо становится контрастным и в середине диапазона освещенностей виден цвет и цветовые разницы — видно лицо актрисы.

Фотографы любят ставить портретируемого рядом с окном. Боковой свет градиентом освещенности подчеркнет форму лица и даст объем. А еще создаст контраст, который позволит увидеть цвет.

Проблема демонстрации светлых цветов

В теории цветовой охват монитора при максимальной светлоте даст одну точку (самую «макушку» цветового тела). И только при меньшей светлоте эта точка расширится до значительного цветового охвата. Это означает, что демонстрируемые цвета не могут быть самым светлым объектом в поле зрения, в сцене должно быть что-то более светлое.

Зависимость размера цветового охвата от светлоты позволяет увидеть функция Photoshop «gamut warning» (Shift+Ctrl+Y), закрашивающая серым цвета вне заданного цветового охвата. Стандартный цветовой охват монитора «sRGB IEC61966-2.1» можно задать через меню: Просмотр > Варианты цветопробы > Заказной.

Рис 17. Области цветов 25×25 SDCM вокруг точки белого c L=100, L=95 и L=90 при включенной функции gamut warning, окрашивающей серым цвета вне цветового охвата sRGB.
Рис 17. Области цветов 25×25 SDCM вокруг точки белого c L=100, L=95 и L=90 при включенной функции gamut warning, окрашивающей серым цвета вне цветового охвата sRGB.

По рисунку 17 видно, что при L=100 большая часть участка 25×25 SDCM вокруг точки белого вне цветового охвата sRGB. При L=95 вне цветового охвата уже меньшая часть участка. При L=90 уже весь участок 25×25 SDCM может быть отображен на стандартном мониторе без gamut mapping’а.

На рисунке 18 показано насколько большая область попадает в цветовой охват монитора при L=90. Попытка уменьшения L для отображения всего квадрата 100×100 SDCM без gamut mapping’а показала – это сделать невозможно. Цветовой охват расширяется примерно до L=60, но дальше сужается, так и не захватив всю область.

Рис 18. Слева – часть области 100×100 SDCM вокруг точки белого 5700 К на кривой АЧТ при L=90, попадающая в цветовой охват sRGB. пунктиром выделена область 25×25 SDCM с центом в точке белого. Справа – эта же область 25×25 SDCM крупно.
Рис 18. Слева – часть области 100×100 SDCM вокруг точки белого 5700 К на кривой АЧТ при L=90, попадающая в цветовой охват sRGB. пунктиром выделена область 25×25 SDCM с центом в точке белого. Справа – эта же область 25×25 SDCM крупно.

Промежуточный вывод: корректно показать цвета в квадрате 100×100 SDCM всей сетки ANSI C78.377 нельзя; но возможно корректно показать цвета в квадрате 25×25 SDCM вокруг одного четырехугольника ANSI C78.377 при L=90.

Проблема относительности цвета

Абсолютный слух существует, но цвет всегда воспринимается относительно других цветов. Относительность цвета подтверждается многими примерами:

  • Белый лист в руках кажется белым при освещении светом любого цвета;

  • Изображение на желтой бумаге, мы воспринимаем, не замечая, что белый цвет на картинке на самом деле желтый;

  • Владельцы домашних проекторов знают, что в темной комнате фильм можно показывать на однотонных обоях любого цвета; даже на зеленых обоях белый цвет в сцене «по приборам» зеленый, но белоснежная рубашка на герое выглядит белоснежной, а остальные цвета в фильме – правильными.

По умолчанию монитор показывает цвета «вокруг» точки белого D65. Если калибровка монитора точна и точка белого не изменена, область вокруг 6500 К может быть показана на мониторе в абсолютных цветах. Цветности областей 2200 К … 5700 К могут быть показаны только относительно. Например, при необходимости показать область 4000 К центральная точка области «назначается» белой. Но этот белый, если его прямо с дисплея измерить спектрофотометром, будет не 4000 К, а точкой белого монитора, т.е. 6500 К. Цветность остальных точек будет корректна относительно цветности центральной точки.

Проблема калибровки монитора

Простой эксперимент показал — калибровка монитора не гарантирует точность цвета. «Офисно-домашний» монитор Samsung C27G54TQWI откалиброван имеющимся в распоряжении колориметром X-Rite i1 Display. Для этого по обратной связи от колориметра через меню монитора скорректирована точка белого, затем построены и применены калибровочные кривые (рис. 19).

Рис. 19 Цветовой охват на плоскости u'v', в пространстве «u'v'+L», и калибровочные кривые для монитора Samsung C27G54TQWI
Рис. 19 Цветовой охват на плоскости u'v', в пространстве «u'v'+L», и калибровочные кривые для монитора Samsung C27G54TQWI

До и после калибровки на монитор выведено изображение с заданными по числам значениями цвета, и цветность свечения дисплея измерена светотехническим спектрометром UPRtek MK350d. Результат эксперимента оказался противоположен ожидаемому – монитор с заводскими настройками попал в ожидаемые цветовые координаты, разница цветностей составила примерно один SDCM. Но после калибровки ошибка выросла кратно (рис. 20), все значения примерно одинаково «съехали», точка белого сместилась более чем на 500 К. При этом калибровочные кривые в первом приближении остались линейными.

Рис. 20 Слева цвета по центру и по углам 7-ми шагового четырехугольника ANSI C78.377 для 6500 К. Справа значения u' и v' для этих цветов, снятые с экрана монитора спектрометром UPRtek MK350 до (красные точки) и после калибровки (зеленые точки).
Рис. 20 Слева цвета по центру и по углам 7-ми шагового четырехугольника ANSI C78.377 для 6500 К. Справа значения u' и v' для этих цветов, снятые с экрана монитора спектрометром UPRtek MK350 до (красные точки) и после калибровки (зеленые точки).

Доверять следует спектрометру, т.к. это средство измерения, калиброван в Ростест, и периодически проходит межлабораторные сличения. Колориметр средством измерения не является. С момента покупки этого конкретного колориметра прошло пять лет, и даже если при производстве прибор калибровали, со временем его характеристики «уплыли» в неизвестном направлении. Поэтому профиль калибровки пришлось удалить и точку белого монитора к D65 возвращать вручную, ориентируясь на показания светотехнического спектрофотометра.

Существуют, но гораздо менее доступны, специализированные спектрофотометры для калибровки мониторов с относительно постоянными характеристиками и калибровочным эталоном в комплекте. Но рекомендовать их к применению для демонстрации цвета светильника нельзя, т.к. нужна методика, пригодная для применения на стандартных мониторах без применения специальных средств.

Промежуточные выводы:

  1. Даже от калиброванного монитора нельзя требовать верности абсолютных значений цветности. Но предположение, что некалиброванный монитор более-менее верно показывает разницу цветов – оправдано.

  2. Продемонстрировать на мониторе абсолютный цвет с поправкой на точность калибровки монитора можно лишь в окрестностях точки белого монитора 6500 К. Для остальных цветовых температур можно показать лишь цветовые разницы отклонениями цветности от белой точки монитора. Зрение адаптируется, принимая за белый области белого цвет на дисплее, другие области будут иметь относительную цветность.

Проблема «грязных» цветов

Поле контрастных цветов (как в левой части рис. 18) выглядит хорошо. Но если цветовой контраст мал, цветное поле выглядит серовато-грязным (см. рис. 21), причем чем светлота картинки ниже, тем цвета выглядят хуже.

Рис. 21 Цветное поле 25×25 SDCM вокруг точки белого с L от 0 до 100 с шагом в 10 единиц.
Рис. 21 Цветное поле 25×25 SDCM вокруг точки белого с L от 0 до 100 с шагом в 10 единиц.

Если вернуться к изображению с сильным цветовым контрастом (рис. 18) и направить внимание на малую область 25×25 SDCM, видно, что эта область также выглядит серой, но присутствие в сцене контрастных цветов значительно улучшает восприятие изображения в целом, – оно перестает быть «грязным».

Проблема цветового контраста

Помимо работы в светотехнике, автор преподает физику в МГМУ им. И.М. Сеченова, и на практикуме по свету демонстрирует студентам цветные объекты под монохроматическим светом. Маленьким открытием для наблюдателей становится то, что красный свет не позволяет увидеть красного, а зеленый – зеленого. Когда в сцене присутствует только один цвет, зрение не может различить цвета. Но стоит к красному добавить зеленый или наоборот, как оба цвета в сцене буквально вспыхивают и становятся различимы цвета даже близкие друг к другу (рис. 22-23).

Фотоаппарат, которым сделаны фотографии 22-25, имеет три типа светочувствительных пикселов на матрице, как и сетчатка глаза, собственными глазами в сцене видно было примерно тоже, что видно на фотографиях. Количественная разница характеристик глаза и фотоаппарата не мешает показать качественный эффект на фотографиях.

Рис. 22 Освещение монохроматическими цветами — зеленым и красным
Рис. 22 Освещение монохроматическими цветами — зеленым и красным
Рис. 23 Освещение монохроматическими цветами — синим и красным
Рис. 23 Освещение монохроматическими цветами — синим и красным

Освещение цветных объектов близкими длинами волн создает сцену только с близкими цветами. Предположение, что зрение адаптируется к малому цветовому контрасту и начнет различать близкие цвета, оказывается неверным (см. рис. 24-25).

Рис. 24 Освещение монохроматическими цветами — оранжевым и красным
Рис. 24 Освещение монохроматическими цветами — оранжевым и красным
Рис. 25 Освещение монохроматическими цветами — синим и голубым
Рис. 25 Освещение монохроматическими цветами — синим и голубым

Эксперимент с монохроматическим и дихроматическим освещением показывает, что цвета относительны, и каждый цвет виден, когда в кадре присутствует другой цвет контрастный первому. Появление в кадре контрастных цветов не мешает, а помогает различать близкие цвета. Это трудно понять умозрительно, но это видно собственными глазами.

В сцене должен присутствовать белый цвет и насыщенные цвета, чтобы относительно них различать другие цвета. В сцене с малым цветовым контрастом различать цвета сложно, и, возможно, поэтому создается впечатление серовато-грязных цветов. Проблемы слабого цветового контраста решаются добавлением контрастного цвета (рис. 26) меняющим восприятие изображения в целом.

Рис. 26 Слева – портрет Одри Хепберн. Красный цветок призван повысить цветовой контраст изображения и увидеть остальные цвета на изображении относительно красного. Справа – цветная подложка слабо различающихся цветов при L=90, при добавлении красной кривой АЧТ выглядит менее «серой» чем без нее.
Рис. 26 Слева – портрет Одри Хепберн. Красный цветок призван повысить цветовой контраст изображения и увидеть остальные цвета на изображении относительно красного. Справа – цветная подложка слабо различающихся цветов при L=90, при добавлении красной кривой АЧТ выглядит менее «серой» чем без нее.

Увеличение цветового контраста противоречит требованиям к условиям внешнего окружения для просмотра оцениваемых изображений стандарта ISO 3664 [3] «присутствие яркоокрашенных объектов в просмотровом оборудовании крайне нежелательно, поскольку эти объекты могут дать трудноустранимые рефлексы, влияющие на адаптацию зрения».

Стандарт говорит одно, собственные глаза видят другое, – это основание для обсуждения. Зрительное поле человека крайне мало [4], будучи не в состоянии одномоментно охватить зрением сцену, человек «смотрит» на образ сцены в своей памяти, где яркое цветное пятно неизбежно выходит на первый план. Поэтому при рассматривании изображения с таким пятном «как целого» изменяется и восприятие изображения в целом. Но при направлении внимания на отдельные элементы изображения, зритель видит цвета этих элементов также по отдельности. Яркие пятна, на которые зритель в данный момент внимание не направляет, восприятию цвета не мешают.

Проблема яркостного контраста на графике

Светлота предметов относительна — золото кажется желтым только потому, что светлее других предметов в кадре. В сравнении с более светлым объектом золото станет коричневым. Простой способ сделать что-то светлее — добавить в сцену более темный объект сопоставимой площади. Черные линии на графике помогают создать яркостной контраст, но не занимают большой площади. И не помогают сделать изображение цветного поля визуально светлее. Значит нужно добавить что-то большой площади, если не черное, то хотя бы серое. Например, серые поля (рис. 27), соответствующие требованиям п.4.2.4 ISO 3664.

Роль яркого объекта достаточной площади для калибровки восприятия белого цвета выполнят белые поля вокруг графика.

Рис. 27 Пример представления неоднородности цветности свечения светильника в различных направлениях относительно осевого на диаграмме МКО 1976 г. с подложенной сеткой 25×25 квадратных областей размером 1 SDCM ×1 SDCM с цветом соответствующим координатам u' и v', и точкой белого в центре четырехугольника, соответствующего номинальному значению цветовой температуры 5700 К по ANSI C78.377-2017. Измерения проведены в светотехнической лаборатории «Вартон».
Рис. 27 Пример представления неоднородности цветности свечения светильника в различных направлениях относительно осевого на диаграмме МКО 1976 г. с подложенной сеткой 25×25 квадратных областей размером 1 SDCM ×1 SDCM с цветом соответствующим координатам u' и v', и точкой белого в центре четырехугольника, соответствующего номинальному значению цветовой температуры 5700 К по ANSI C78.377-2017. Измерения проведены в светотехнической лаборатории «Вартон».

Формат файла для демонстрации цвета

Наиболее популярный формат, поддерживающий пространство Lab, — это tiff. Но для практического использования нужен «легкий» формат, с которым дружит MS Excel, и который сохраняет мелкие детали и тонкие линии. Под эти критерии подходит формат png, поддерживающий, к сожалению, только пространство RGB.

Изменения изображений с контрастными цветами при таком преобразовании можно отследить по цифрам — цвета меняются значительно. И если цвета до преобразования из Lab в RGB в охват sRGB не попадали, то после преобразования попадают. Можно сказать, что преобразование Lab→RGB аналогично цифровому gamut mapping’гу.

Но для изображения, которое в цветовой охват sRGB изначально вписывалось, преобразование в RGB к изменению цветности не приводит, минимальные изменения значений a и b в пределах одной единицы объяснимы округлением.

Промежуточный вывод: изображение, предназначенное для демонстрации на экране, и изначально вписывающееся в цветовой охват sRGB, допустимо конвертировать из Lab в RGB и сохранять в png.

Резюме, обсуждение и шаблоны MS Excel

Условие демонстрировать разницы цветности при равной яркости наложило сильное ограничение на диапазон демонстрируемых цветностей. Площадь возможных для одновременной демонстрации цветностей в пространстве u'v' в десятки раз меньше площади локуса видимых человеком цветов, и меньше площади цветового охвата монитора или цветной печати. Однако, для решения задачи демонстрации неоднородности цветности светильника белого света этого недостаточно.

Экран монитора не может одновременно показать цветности, соответствующие всем актуальным в светотехнике цветовым температурам. И даже если бы мог, насыщенный желтый цвет света с низкими цветовыми температурами, изображенный относительно точки белого монитора 6500 К, не соответствовал бы цветностям, видимым зрению, адаптированному к сцене освещаемой этим светильником. Поэтому «настоящие» цветности, с поправкой на точность калибровки, возможно показать вокруг 6500 К, остальные цветности могут быть показаны только относительно. Например, относительно центральной точки области, соответствующей типовой цветовой температуры.
Шаблоны в MS Excel с рассчитанными цветами подложек графиков для значений цветовых температур по ANSI C78.377 от 2200 К до 6500 К можно скачать по ссылке.

Добавляя на графики свои данные можно показывать неоднородности цветности светильников и светодиодов, изменения цветности светодиодов со временем, различия цветности бинов светодиодов и т.д.

Статус / Автор и рецензенты / Литература

Статус публикации

Работа проведена в рамках разработки национального стандарта «Источники света и приборы световые электрические. Методы определения неоднородности цветности».

Публикация является препринтом. Замечания и предложения, пожалуйста, оставьте комментарием или направьте по адресу a.sharakshanе@varton.ru.

Автор и рецензенты

Антон Шаракшанэ, руководитель отдела нормативно-технического регулирования ООО ТПК «Вартон».

Автор выражает искреннюю признательность:

—        За обсуждение и поиск истины главному конструктору ООО «Комплексные системы» Станиславу Лермонтову, профессору СПбГАУ к.т.н Сергею Ракутько, инженерам ТПК «Вартон» Артему Комолову, Евгению Бунакову и Дмитрию Романову;

—        За рецензирование сотрудникам отдела нормативно-технического регулирования ООО «МГК «Световые Технологии» Александру Богданову и Якову Прошину, заместителю генерального директора отраслевого объединения АПСС Алексею Ковальчуку, руководителю лаборатории «АРХИЛАЙТ» д.т.н. Сергею Никифорову, руководителю отдела стандартизации и сертификации ООО «Ледел» Алсу Адиятуллиной, начальнику светотехнической испытательной лаборатории «ЦСОТ НАН Беларуси» Виталию Цвирко, доценту кафедры архитектуры ЮУрГУ Ольге Боковой.

—        За техническую помощь Павлу С., splxgf и ~RA~.

Литература

1.      Jens Gravesen 2015, The Metric of Colour Space 10.1016/j.gmod.2015.06.005

2.      Charles Poynton Digital Video and HD: Algorithms and Interfaces

3.      ISO 3664:2000:2000 Условия контроля изображения. Технология полиграфии и фотография

4.      Шаракшанэ А. С., Прилукова Е. Г., Бокова О. Р. Психофизиологические особенности восприятия архитектурно-световой среды города // Архитектура, градостроительство и дизайн, №3(33) 2022

Комментарии (14)


  1. demoded
    12.10.2022 03:28
    +3

    монументально!


    1. alex103
      12.10.2022 06:40
      +2

      шедеврально?? :)


  1. Tsvetik
    12.10.2022 08:45

    Подскажите, а как делается gamut mapping?


  1. Tsvetik
    12.10.2022 10:45
    +1

    Если на рис.3 я вижу одинаковые картинки, значит ли это, что я бабочка?


    1. Rukis
      12.10.2022 11:04
      +3

      Нет, будь вы бабочкой, вы бы заметили, что на левой картинке горааздо меньше цветов.


    1. vconst
      12.10.2022 17:37
      +2

      Не только вы
      Фотошоп в режиме «диффиренс» — отличий не находит :)

      Статья любопытная, надо дочитать. Мне эта тема весьма близка


  1. TitovVN1974
    12.10.2022 14:07

    Спасибо, это важно, интересно, и нетривиально )


  1. crystallize
    12.10.2022 14:38
    +1

    Недавно заметил что из темной комнаты пасмурный вечер кажется зеленоватым, но если включить свет, но из-за желтоватой рамы и обоев улица кажется синей.


    1. vadimk91
      12.10.2022 17:17
      +1

      А если в солнечный день на улице посмотреть на солнце закрыв глаза, хотя минуту, а потом открыть их, то окружающая обстановка "похолодает", все уйдёт в синеву.

      Автоматика в фотоаппаратах также бывает ошибается, поэтому на зеркалке предпочитаю сохранять снимки в raw формате, что упрощает цветокоррекцию.


  1. vconst
    12.10.2022 19:32
    +1

    Трехмерность цветового ощущения означает, что возможные варианты ощущения представимы точками трехмерного пространства — неким трехмерным цветовым телом.
    Я бы поспорил с термином «ощущение».

    Технически — цвет не дает обьема в зрении, трехмерные модели — это чисто математические абстракции для более-менее наглядного представления числовых характеристик, в зависимости от цветовой модели. Это не психология и не физиология — чистая математика

    То, что видят некоторые насекомые — нельзя изобразить в реальных цветах, только в «дополнительных», когда видимый спектр намеренно переводится в ЧБ, а УФ выделяется каким-то кислотно-контрастным.

    Судя по списку внизу статьи — вы в курсе всей этой математики и знаете ее лучше меня. Просто неудачно сформулировали, на мой взгляд. А то читателю может показаться, будто цвет создает ощущение трехмерности.

    Если сделать скриншот и проанализировать цвета по числам, окажется, что цвет, например, в «красном углу» {L=100; a=127; b=127} имеет фактические координаты {L=60; a=67; b=71}
    Интерфейс цветовой палитры фотошопа не имеет и не должен иметь связи с реальными цветами, он представляет из себя чисто цифровой интерфейс, для указания точного цвета. Разноцветный квадрат — это крайне упрощенное представление цвета, исключительно для наглядности. Можно перейти в ргб, сделать точно такой же скриншот, увеличить и попытаться попиксельно найти там что-то типа 255-0-0. Этого не будет. Более того — цвета там довольно сильно постеризованы, что можно разглядеть увеличив цветовой скринтоша с помощью кривых.

    Но, если вы нарисуете градиент, вбив предельные значения в числовые поля этого диалога — то получите реальный файл, с теми значениями, которые выбрали.

    Поэтому так сложно увидеть разницу между цветом на дисплее и в реальности, и поэтому мало кто видит проблему в gamut mapping’е
    Другими словами, ее сложно увидеть из-за того, что зрение приспосабливается к наблюдаемой картинке, это квалиа в чистом виде, когда человек бессознательным усилием “убеждает” себя — что апельсин оранжевый, хотя, плохое искусственное освещение — может его заметно перекрасить. Фотоаппарат покажет реальный цвет, а человек будет видеть “тот самый оранжевый”.

    чтобы центр области 6500 К совпадал с цветностью источника CIE D65, считающегося эталоном дневного света
    Не совсем так. D65 пришел из полиграфии, когда потребовалось стандартизовать освещение, при котором будет определяться цвет тиражного оттиска. Чтобы клиент не приходит с претензиями: “А у меня дома цветопроба выглядит по другому, перепечатайте тираж!”. То есть, математические модели стали учитывать практическое их применение в производстве. 6500К — это цвет сферической белой бумаги при идеальном дневном освещении в вакууме. А в кино, фото и видео эта цветовая температура ни к чему не привязана

    На правой части рисунка 10
    15 мб?

    если создать в Photoshop изображение в пространстве Lab с параметром L=100 по всему полю, затем сохранить в RGB и обратно преобразовать в Lab. Только в точке белого сохранится L=100, в других точках L будет меньше
    Это лаб — идеальное пространство, но нет такого пространства “просто ргб” — есть различные профили преобразования из лаб в ргб. И когда цветовой охват конкретного ргб будет меньше, чем идеального лаб, то обратное преобразование будет происходить из ужатого пространства. Потому — граничные точки не совпадут с идеальными л=0 и л=100. Что-то типа преобразования в обрубленный цмик и обратно в ргб — цветовой движок не растянет охват обратно, он оставит цвета в пределе цмикового огрызка

    Роль яркостного контраста
    Совершенно не согласен. Вся глава звучит какой то очень ненаучной фантазией “на тему”. Вы уж извините.

    Ошибки в экспозиции и цвете — не зависят ни от лица, ни от макияжа, если ошибка достаточно сильна — то зритель не увидит то, что видит оператор, ни при каких условиях — это совершенно антинаучно. Я профессиональный ретушер и цветокорректор, совершенно точно могу сказать, что как ни перекрашивай, как ни контрасти Тильду — она не будет выглядеть также, как Мерилин :):):)

    А понравились людям эти актрисы не потому, что у их лиц какой-то особый цвет, а чисто чертами лица. С помощью макияжа можно создавать иллюзию, которая, в некоторой степени, изменит представление черт лица, при определенном ракурсе, переделав светотеневой рисунок. Но один только контраст и цвет никакой магии не сделает. Тильда, женщина с выраженными андрогинными чертами лица и телосложением, это ее образ, который она сознательно поддерживает и он активно экплуатируется режиссерами. Потому ее сексуальность не так выражена как у Мерилин, а не потому, что у нее какой-то не такой контраст или цвет лица :)

    Это чистая психология

    Белый лист в руках кажется белым при освещении светом любого цвета; Изображение на желтой бумаге, мы воспринимаем, не замечая, что белый цвет на картинке на самом деле желтый;
    До определенного предела! Гибкость “назначения” памятных цветов не только ограничена, но и требует времени для адаптации. Если вы уже присмотрелись к фильму на зеленых обоях и кажется, что все норм, то только что пришедший человек — увидит фильм зеленым. А если бумага желтая как цыпленок или ярко алая — она никогда она не покажется белой, а цвета на ней будут казаться искаженными

    Даже от калиброванного монитора нельзя требовать верности абсолютных значений цветности. Но предположение, что некалиброванный монитор более-менее верно показывает разницу цветов – оправдано.Продемонстрировать на мониторе абсолютный цвет с поправкой на точность калибровки монитора можно лишь в окрестностях точки белого монитора 6500 К. Для остальных цветовых температур можно показать лишь цветовые разницы отклонениями цветности от белой точки монитора. Зрение адаптируется, принимая за белый области белого цвет на дисплее, другие области будут иметь относительную цветность.
    В корне не согласен.

    Никто не виноват, что вы выбрали бюджетный монитор и колориметр, вместо спектрофотометра для его калибровки. Я лично работал в условиях (Axel Springer Russia), когда стены помещения, где располагался отдел препресс, были покрыты гипсокартоном идеального серого цвета. Проверяли спектрофотометром — в лаб отклонения были 0-2, не больше (но это просто нам так повезло). Светильники были д65. Я открывал пдф с разворотом журнала на калиброванном мониторе эйзо, клал рядом цифровую цветопробу выведенную нами на фотопринтере и журнальный разворот: все три картинки были абсолютно одинаковые

    Все упирается в желание и оборудование

    Проблемы слабого цветового контраста решаются добавлением контрастного цвета (рис. 26) меняющим восприятие изображения в целом
    Нууууу… Не сказал бы, что очень сильно меняется:

    Присутствие яркоокрашенных объектов в просмотровом оборудовании крайне нежелательно, поскольку эти объекты могут дать трудноустранимые рефлексы, влияющие на адаптацию зрения
    Рефлексы дает, но может потребоваться просмотреть портрет с цветком :) Цветовые пятна на картинке — это не посторонний обьект

    Наиболее популярный формат, поддерживающий пространство Lab, — это tiff. Но для практического использования нужен «легкий» формат, с которым дружит MS Excel, и который сохраняет мелкие детали и тонкие линии. Под эти критерии подходит формат png, поддерживающий, к сожалению, только пространство RGB.
    А не все ли равно, когда файл нужен только как аттач. Сам эксель то никаких измерений не производит

    Любопытная статья, читать было интересно


    1. iva2000 Автор
      13.10.2022 10:53

      > читателю может показаться, будто цвет создает ощущение трехмерности

       О трехмерности цветового ощущения когда-то прочитал в малоизвестной бумажной книге, позже не смог найти эту книгу в интернете, а сейчас уже и названия не помню. Но очень благодарен тому автору, который подсказал, что образ цвета у нас в голове, раз определяется тремя независимыми переменными, – трехмерен. Ощущение цвета трехмерно без привязки к трехмерности нашего мира (тем более, что модель трехмерного мира придумали первые геометры, и не факт, что нет более удачных моделей). И с тех радуюсь, когда и другие люди над этим думают.

       

      > Интерфейс цветовой палитры фотошопа не имеет и не должен иметь связи с реальными цветами

       На банку краски всегда ставят пятно этой самой краски, чтобы пользователь наглядно понимал, что в банке, и насколько ему оно нужно. Поэтому я по умолчанию представлял, что и палитра Photoshop рисования должна показывать истинный цвет. Тем более, что разработчики Photoshop всегда казались специалистами в вопросах цвета недостижимой высшей квалификации. А оказывается, не все так как представлялось. И это интересно.

       

      > это квалиа в чистом виде, когда человек бессознательным усилием “убеждает” себя — что апельсин оранжевый

       Спасибо за термин «квалиа». Прочитал объяснение этого термина в Википедии, потрясающе емкий термин!

       

      > D65 пришел из полиграфии

      D65 – это прямой солнечный свет + свет, рассеиваемый чистым небом. Понятно, что все зависит от облачности и времени суток, но раз уж договорились до какой-то цифры, будем ею пользоваться.

      Жаль, что типографы выбрали D65. Мне как светотехнику было бы удобно и понятно, чтобы выбрали D40, и точку белого в мониторах тоже сделали D40.

       

      > 15 мб?

      1.6 мб

       

      > Что-то типа преобразования в обрубленный цмик и обратно в ргб — цветовой движок не растянет охват обратно, он оставит цвета в пределе цмикового огрызка

       да, некоторые преобразования – это дорога в один конец

       

      > как ни перекрашивай, как ни контрасти Тильду — она не будет выглядеть также сексуально, как Мерилин

       Тильда абсолютна прекрасна!

       

      > понравились людям эти актрисы не потому, что у их лиц какой-то особый цвет, а чисто чертами лица

      Обратите внимание, что лица людей с карими глазами всегда более выразительны, чем лица людей с серыми глазами. У меня серые глаза, я давно смотрю на лица, смотрю на контрасты лиц, и знаю эту особенность. Лицо с серыми глазами – будто маска, нужно приглядываться. К контрастным лицам приглядываться не нужно, сразу видно. Контраст – великая вещь.

       

      > только что пришедший человек — увидит фильм зеленым. А если бумага желтая как цыпленок или ярко алая — она никогда она не покажется белой

       Да, мы адаптируемся к фильму на зеленых обоях еще пока идут титры.

      На алой бумаге все еще проще – мы сразу понимаем, что тут белый, даже без адаптации.

       

      > Я лично работал в условиях (Axel Springer Russia), когда стены помещения, где располагался отдел препресс, были покрыты гипсокартоном идеального серого цвета. 

       Вот именно! Методика разработана для людей, которым условия отдела предпечатной подготовки международного издательского концерна недоступны. Простейший колориметр имеет максимум 1% пользователей методики. А нормального прибора и просмотрового помещения нет почти ни у кого. Разработать методику под реальные условия труднее, чем под идеальные, и я горжусь тем, что получилось это сделать.

       

      > Нууууу… Не сказал бы, что очень сильно меняется

       Имхо, меняется. Закройте рукой одно изображение, затем другое. Общее впечатление сильно различается.

       

      > А не все ли равно, когда файл нужен только как аттач.

       Откройте мой шаблон в экселе. Он весит 1,5 Мб. Если бы туда удалось впихнуть tiff`ы (не удалось бы, я пробовал), он бы весил десятки мегабайт.


  1. vconst
    12.10.2022 19:40

    Если интересует цветовоспроизведение и профилирование в полиграфии — могу порекомендовать книгу легендарного Брюса Фрезера «Управление цветом» в переводе не менее легендарного Шадрина (если ничего не путаю)


    1. iva2000 Автор
      13.10.2022 11:06

      В ответ рекомендую Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике.
      Древняя книжка, в которой удивительным образом есть почти все.


  1. somniator
    13.10.2022 19:38

    Слишком мало внимания уделяется вопросам адаптации, что для рассматриваемого вопроса очень важно.