Во всех портативных устройствах начала нулевых я обязательно испытываю фотокамеру, если она там есть: результаты подчас бывают странные, но уже соответствующие понятию «ретрофото». То же самое можно сказать про фотокамеру из конца девяностых, которую я протестировал три года назад. Но интерес в ней представляет скорее запись фотографий на дискеты, а не волшебное качество изображения. Хотелось изучить что-то, обеспечивающее приличное качество, но уже вполне укладывающееся в определение «артефакт из прошлой жизни». Решено, покупаю камеру Sony DSC-F717, выпущенную в 2002 году, ровно двадать лет назад.


В отличие от «игрушечной» дискетной фотокамеры из 1998 года, F717 оснащена вполне приличной матрицей с разрешением в 5 мегапикселей. У нее есть качественный несменяемый объектив. В свое время это был очень дорогой фотоаппарат, пусть и не для профессионалов, но для любителей с претензиями. А главное, это характерный представитель цифровых фотоаппаратов из начала нулевых. В то время качество цифровых фотографий было уже достаточное для множества применений, но производители продолжали экспериментировать с формой и дизайном. Им хотелось представить новую технику, как что-то серьезно отличающееся от привычных фотоаппаратов с пленкой. В результате произошел короткий, но очень интересный период, когда фототехника выглядела странно. Давайте попробуем приставить эту странность к делу.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Давайте сначала про дизайн поговорим. Желание экспериментировать с формой цифровых фотоаппаратов наложилось на общие тенденции в дизайне начала нулевых. Большинство тех устройств были, по нынешним меркам, несколько округлыми, как будто кто-то по заготовкам классических форм прошелся газовой горелкой и слегка оплавил их. DSC-F717 — характерный представитель дизайна нулевых, но при этом еще и яркий образец фирменного стиля Sony. Если высказываться короче, и по делу, это очень красивая фотокамера. Мне она кажется такой даже сейчас.


Но в необычной Г-образной форме фотокамеры был особый смысл. В современной фототехнике распространен вращающийся по одной или двум осям экран. Здесь же сделали вращающейся половину фотоаппарата. Она может отклоняться от оси условного «объектива» вверх:


И вниз:


Если бы отклонялся сам экран, польза от него была точно такая же. Подозреваю, что на рубеже тысячелетий сделать экран достаточно тонким, обеспечить надежное соединение с основным корпусом, было непросто, поэтому поступили вот так. К этой «фишке» привыкаешь мгновенно! Можно в любой момент быстро и удобно повернуть основной корпус аппарата относительно дисплея, и снимать, вытянув руки над головой, или «от земли». Вы просто держите камеру в одной руке и вращаете объектив другой. До абсолюта такая идея была доведена компанией Nikon, например, в модели Coolpix 990:


Здесь объектив можно вращать в более широких пределах, в том числе можно было его развернуть «к себе», чтобы он оказался на одной стороне с дисплеем. Получилась отличная штука для изготовления селфи, хотя на тот момент этот термин еще не придумали. Свой вариант «вращающегося объектива» Sony впервые представила еще в 1999 году, в модели DSC-F505. F717 — третья итерация, но не последняя. После нее была выпущена модель DSC-F828 с похожим механизмом, но с другим дизайном, более близким к современности, а от того менее интересным. Кроме того, восьмимегапиксельная матрица в F828 оказалась более шумной, чем пятимегапиксельная в F717. В завершение этой вводной части хочу показать вам еще одну характерную фотокамеру тех времен:


Это Olympus C4040 Zoom 2001 года выпуска, четырехмегапиксельная фотокамера и прямой конкурент «дорогим» просьюмерским фотоаппаратам Sony. Она стоила дороже, чем Sony, имела более классический дизайн. Но все равно по внешнему виду она значительно отличается от современных фотоаппаратов, хорошо передает округлый дух времени. Современные камеры подобного класса, наоборот, стараются походить на классические пленочные фотоаппараты-дальномерки из прошлого. Стоила фотокамера Olympus 1100 долларов (1850 с учетом инфляции). Sony F717 в 2002 году продавалась за тысячу долларов, с учетом инфляции это $1650. Для меня это было тогда слишком дорого, и в первой половине нулевых я пользовался двухмегапиксельным Olympus. Обозначим с помощью одной фотографии из моего архива какое-то базовое, доступное по цене качество цифрового фото тех лет:


Мне всегда казалась странной приписка «Фото из личного архива имярек» на сайтах или в газетах/книгах. Вот, появился повод самому использовать. Унылое фото из личного архива, 2003 год, бюджетная двухмегапиксельная фотокамера Olympus C120.

CCD против CMOS


Или ПЗС против КМОП, если хотите. Сенсоры, выполненные по технологии ПЗС (прибор с зарядовой связью, Charge Coupled Device) появились раньше светочувствительных матриц, выполненных по технологии КМОП. Первые разрабатывались еще в семидесятые годы прошлого века, практическое использование вторых стало возможным в девяностые. Преимуществом КМОП-технологии является более низкое энергопотребление, возможность объединения в матрице функций обработки и преобразования сигнала, относительная дешевизна и компактность. Все современные фотоаппараты имеют КМОП-матрицы, а развитие технологий CCD в какой-то момент остановилось. Для нас важно, что в конце девяностых и начале нулевых КМОП-матрицы были новой технологией, возможно не отработанной до конца. Опыта работы с CCD было больше. Этот абсолютно технический момент породил массу дискуссий в интернете о разнице в цветопередаче между фотоаппаратами с матрицами разных типов.

Мое субъективное мнение: разница может и была. Насколько она зависела от матрицы, а насколько от последующей обработки данных — хороший вопрос. Смена технологии естественно влияет на результат, но это тогда. Сейчас КМОП-матрицы ушли далеко вперед. Для меня, как для ретрофаната, важно, что у меня есть фотокамера с особой, ныне редко используемой технологией внутри. Кстати, как выглядит фотография на CCD-матрицу? Примерно так:


А неплохо! Сравним с возможностями чуть менее дешевой фотокамеры 1998 года с разрешением 640х480:


Прогресс есть! Но гораздо интереснее сравнить достойную камеру 2022 года с современным фотоаппаратом похожей весовой категории. Попробуем.

Sony против Sony



Справа — Sony DSC-F717 2002 года выпуска. Слева — Sony RX100 Mark VII 2019 года, пока что самая современная камера этой долгоживущей (с 2012 года) серии. Как видите, габариты камер серьезно отличаются, но назначение у них примерно одинаковое. Это фотоаппараты не для профессиональной работы, но для энтузиастов. В английском языке для таких устройств сформировалось довольно дурацкое определение «prosumer», такой пропользователь, или, если хотите, любитель с претензиями. Это единственные непрофессиональные фотокамеры, которые в 2022 году имеют смысл. Простейшие компактные фотоаппараты с одной кнопкой «сделать красиво» давно сметены с рынка смартфонами. Я купил Sony RX100 именно как любитель, которому надо «что-то этакое». Чуть более качественную матрицу (хотя сейчас подобные и в телефоны устанавливают), чуть более светосильную и качественную оптику (а вот она при всем желании в телефон не влезает), а главное — множество ручных настроек, менять которые куда удобнее, чем с помощью сенсорного экрана (хотя и в смартфонах теперь при желании можно снимать в полностью ручном режиме).


Сравним характеристики. Размер матрицы по диагонали в F717 — 11 миллиметров, в RX100 — 16мм. Матрица в RX100 часто обозначается как имеющая размер 1 дюйм, что по идее должно давать диагональ несколько больше 16мм. Этот маркетинговый трюк корнями уходит в середину прошлого века, когда для нужд телевидения был разработан так называемый видикон — электронная трубка, внешний диаметр которой (в одной из вариаций) как раз составляет один дюйм. Размер реального изображения был меньше. С тех пор так и повелось. Иногда сенсоры, подобные установленному в RX100, называют 1-inch type, что, конечно, вообще никак не помогает! Матрица из F717 по точно таким же причинам известна как «2/3 дюйма», хотя с реальностью это тоже не имеет ничего общего.


Зная реальную диагональ сенсора, легко вычислить кроп-фактор — насколько размер матрицы меньше стандартного пленочного кадра с размерами 36х24 миллиметра и диагональю 43,3 мм. Получается, соответственно, для старой фотокамеры — 3.9х, для более новой — 2.7х. Чем меньше размер матрицы, при прочих равных, тем меньше света на нее попадает. Кроме того, маленькие сенсоры не могут обеспечить малую же глубину резкости. Именно из-за этого в смартфонах появились интересные механизмы постобработки, которые принудительно размывают фон вокруг объекта съемки, так как естественным путем такую красоту получить нелегко. Впрочем, в наших камерах сенсоры достаточно большие, чтобы эффект от малой глубины резкости был заметен, что видно на примере выше.

Дальше: разрешение старой фотокамеры — 4,92 миллионов пикселей. У новой — 19,9 мегапикселей. Диапазон фокусных расстояний фиксированного объектива у F717 — 38-190мм, если считать эквивалент к фотоаппарату с пленкой или матрицей размером 24x36мм. У RX100 — 24-200 миллиметров. 20 лет назад часто рекламировали не реальный диапазон фокусных расстояний, а возможность приближать объекты в сколько-то раз. Этот самый «зум» у старой камеры — пятикратный, у новой — 8.3х. Для своих эпох оба устройства можно назвать выдающимися. В 2002 году были распространены фотоаппараты с разрешением 2-3 мегапикселя, и максимум трехкратным зумом, а то и вовсе с фиксированным фокусным расстоянием. В 2022 году бывают фотокамеры и покруче RX100, но уместить такую функциональность в карманное устройство — это настоящее достижение. Давайте сравним старую CCD-матрицу и новую CMOS:


Слева — F717, справа RX100. Разрешение приведено к пятимегапиксельному, с небольшим кропом. Точно совместить фотоснимки не получилось из-за больших геометрических искажений старого объектива, которые я наглядно покажу чуть ниже. Выводы о прогрессе в фотографии за 17 лет можете сделать сами.

Sony против фотолюбителя


Пожалуй, главный вывод, который я сделал за плюс-минус 30 лет ни на что не претендующего фотолюбительства — это то, что характеристики и фичи не так важны, как умение обращаться с фотокамерой. Нужно знать преимущества и недостатки конкретного устройства, и уметь ими пользоваться. Требуется умение подобрать режимы фотосъемки в соответствии с художественной задачей, и, опять же, возможностями фотоаппарата. Вообще желательно иметь способность выбирать интересные сюжеты для фотосъемки. С последним у меня до сих пор напряженка, лучше всего мне удаются фотографии магнитофонов, поэтому фотографом я себя не называю. Так, фотолюбитель.


Но и моего опыта достаточно, чтобы оценить Sony DSC-F717 по достоинству. Это удобная фотокамера! Больше всего мне понравилась крутилка «под указательный палец», которая регулирует компенсацию экспозиции — во всех режимах, даже в полностью автоматическом. В полностью ручном режиме она позволяет выставить значения выдержки и диафрагмы. Очень похожий энкодер установлен в современных беззеркальных камерах Sony, и в других моделях, а вот в RX100 его нет — не поместился. Есть только небольшое колесо рядом с дисплеем.


Сзади и сбоку по корпусу раскидано достаточно много органов управления, упрощающих жизнь энтузиаста с претензиями. Над экраном расположен джойстик, на который в режиме съемки завязаны часто используемые функции. Включение-выключение встроенной вспышки, макрорежим, пятисекундная задержка спуска затвора. На «объективе» — кольцо для ручной фокусировки, выключатель автофокуса, калибровка баланса белого, блокировка настроек экспозиции, замер экспозиции по центру кадра.

Что по-настоящему круто для 2002 года — это встроенный электронный видоискатель. Очень много фотоаппаратов тех лет имели либо оптический видоискатель, либо вовсе ограничивались одним дисплеем. Здесь можно переключаться между экраном и видоискателем по желанию, изображение со всеми индикаторами везде будет одинаковое.


Большое преимущество DSC-F717 — стандартная батарея, которая выпускается до сих пор.


А вот карты памяти Memory Stick не удались. Они здесь самой первой ревизии, в которой кто-то догадался установить жесткое ограничение объема в 128 мегабайт. Возможно в 1998 году или чуть раньше, когда Sony эти карты разрабатывала, казалось, что 128 мегабайт будет достаточно всем. Уже в 2002 году это крайне неудобно: на карту памяти максимально возможного объема помещаются в лучшем случае 60 фотографий в наилучшем качестве JPEG (снимать в RAW аппарат не умеет, есть только режим записи в TIFF).

В конце 2003 года ограничение убрали в картах Memory Stick PRO, но старые устройства с ними не совместимы, несмотря на совпадение физических размеров. А в 2002 году произошел лайфхак, который видно на фото выше. Выпускались карты Memory Stick Select, в которых было два флеш-модуля по 128 мегабайт. Всего получалось 256, но надо было вручную выбирать вторую «банку» с помощью переключателя на корпусе. Memory Stick во всех его ипостасях был невероятно дорогим, мало с чем совместимым и откровенно провальным форматом, который Sony пыталась встроить во все свои устройства вплоть до начала 2010-х.

Ладно, возможности фотоаппарата обсудили, отправляемся на фотосъемку в лес!


Двадцатилетняя фотокамера обеспечивает достойное качество изображения, но даже современные смартфоны с разрешением камер 12 мегапикселей обеспечивают лучшую детализацию. При желании можно разглядеть в фотографиях с F717 определенный ретролук. Сейчас это все еще «так себе фотография», но возможно лет через 5-10 подобный стиль будет не менее модным, чем пленочное ретрофото.


Дело не столько в разрешении, сколько в относительно малом динамическом диапазоне, что на контрастных сценах (светлое небо, темная чаща леса) дает такую характерную для старых цифровых фотоаппаратов картинку. Если сцена равномерно и хорошо освещена — разница между старым устройством и современным становится меньше. Возникает другая проблема: по экранчику с низким разрешением трудно понять, на чем именно сфокусирован фотоаппарат. Ручная фокусировка тоже не помогает: в процессе съемки фото может показаться достаточно резким, а дальнейший просмотр на компьютере выявит непопадание. Выбрать точку фокусировки нельзя — только по центру.


По умолчанию фотокамера пытается установить экспозицию так, чтобы в кадре не было темных участков. Это не всегда оптимальный вариант. Приходится либо подкручивать компенсацию экспозиции, либо переключаться на точечный экспозамер.


Если присмотреться, на темных контрастных объектах, расположенных на светлом фоне (на фото выше — ветки на фоне неба), можно увидеть искажения от оптики, те самые хроматические абберации. Их достаточно легко убрать в графическом редакторе. Или можно оставить: они тоже обеспечивают «ретрокачество». Его кстати только я вижу, или нет? Это просто унылое фото, или есть в нем что-то теплое и связнозарядовое ламповое?


Но в целом достаточно неплохо, а уж по сравнению с безмегапиксельной дискетной фотокамерой и вовсе произошел большой прогресс, всего за три года.


Помимо прочего, камера неплохо работает в режиме макросъемки. При минимальном фокусном расстоянии можно расположить объект съемки всего в паре сантиметров от объектива. При этом крайне желательно использовать штатив, ну и возникает та самая проблема с невозможностью точно сфокусироваться по встроенному дисплею. Чуть лучше дела обстоят при использовании видоискателя — там разрешение выше. Геометрия изображения, скажем так, не идеальная. Впрочем, в RX100 макросъемка в принципе малореальна.

Кстати, вернемся к сравнению с RX100. Что нам вообще дает прогресс? Естественно, в гораздо более компактный корпус засунули гораздо больше фич. Повысился динамический диапазон матрицы, уменьшился уровень шума. В помещении, особенно при плохом освещении, фото на F717 получаются так себе. С RX100 можно добиться приемлемого результата. Не только за счет более высокой чувствительности, но и с помощью оптической стабилизации, которая позволяет снимать при большей выдержке с рук. Две фотографии ниже сняты при почти одинаковых параметрах на двух разных камерах (выдержку на RX100 пришлось уменьшить, так как матрица у этой камеры больше). Чувствительность одинаковая — 400 ISO, максимальная для старой техники и вполне рабочая для новой. Шумов на фотографии с DSC717 заметно больше, но надо отметить — их не так уж много. Бывало и хуже.


Невероятно улучшилась система фокусировки, которая в RX100 — вообще одна из лучших, независимо от класса. Традиционный метод контрастной фокусировки, достаточно медленный и неточный, плохо работающий в темноте, сменился на фазовый автофокус. Ранее этот метод был доступен только в зеркальных фотоаппаратах, но в последние 5-7 лет появилась возможность размещать соответствующие датчики прямо на светочувствительной матрице фотоаппарата или смартфона. И размещать их в большом количестве, так, чтобы фотоаппарат уверенно фокусировался по любому объекту в кадре, не только по центру. Самое заметное для фотолюбителя нововведение — автоматическое отслеживание движущихся объектов, включая распознавание лиц и фокусировку на них. Фотографировать детей и котов стало проще.

Все эти фичи так или иначе повышают процент технически качественных фотографий, даже в сложных условиях. Повысились шансы просто успеть сделать кадр: включается камера быстрее, делает десятки фотографий в секунду, все со следящим автофокусом и контролем экспозиции. В результате на современном фотоаппарате ты получаешь сотни нормальных, но безумно скучных фотографий. На старом устройстве если один из десятка кадров будет не пересвеченным, не смазанным, в фокусе — уже хорошо! Всю тщетность собственных фотоусилий я осознал в конце нулевых после покупки первой зеркальной фотокамеры (тогда это еще было модно). Хотел качественных фотографий? Получи. А теперь задумайся о том, что ты вообще снимаешь, и какой в этом всем смысл…

Просьюмерские фотокамеры как раз не особо претендуют на создание шедевров, нетленки. Ходи и снимай лытдыбр своей жизни. Получилось? Распечатай и повесь на стену, поделись в соцсетях. Не вышло — ну и ладно, смети в дальний угол файлопомойки и никогда больше не доставай. Спустя 20 лет очень интересно рассматривать такой архив: вот твои молодые и бодрые знакомые и друзья, а вот интересные ретроустройства мелькают в кадре. Вот улица, которую с тех пор радикально перестроили, а это твоя первая съемная квартира, а это свадьба, а это турпоездка. Впрочем, такой дневник картинок сейчас проще вести на смартфоне. Отдельная фотокамера — это если очень хочется. В 2002 году у камеры, подобной Sony F717, или более крутой, было больше смысла — она позволяла делать фотографии чуть лучше, чем у всех.

Ночное видение и инфракрасная съемка


Да, при плохом освещении старый фотоаппарат практически бесполезен: шумит, страдает шевеленкой, ничего не видно. У Sony DSC-F717 была пара уникальных фишек, которые позволяли облегчить жизнь фотографа в потемках. Прежде всего — это лазерная подсветка автофокуса!



На долю секунды встроенный лазерный диод проецирует на объект съемки сетку из множества линий, по которым и фокусируется. Это работает даже в полной темноте, правда расстояние до объекта должно быть не более пары метров. Эта штука одно время была, насколько мне известно, эксклюзивом для фотокамер Sony. Вторую «ночную» фичу рассмотрим подробнее: это специальный режим ночной съемки, который активируется переключателем на корпусе.


В этом режиме убирается фильтр инфракрасного излучения, расположенный перед матрицей. В нормальной ситуации излучение в ИК-диапазоне, невидимое для глаза, но детектируемое сенсором, может испортить цветопередачу. Одновременно на объективе включается инфракрасный светодиод, который подсвечивает сцену. В результате получается вот такой ужас:


Не уверен, что из этого режима можно выжать какую-то художественную фотографию, это скорее видеофотонаблюдение. Но тут я вспомнил об особом виде фотографии: инфракрасной фотосъемке. Она предполагает использование специального инфракрасного светофильтра на объективе, который блокирует всё или почти всё видимое излучение. Если фотопленка или цифровая матрица способна воспринимать ИК-излучение, получается интересно. В нормальной ситуации нам бы пришлось вручную удалять ИК-фильтр, а здесь он удаляется сам, одним переключателем.

Не все так просто. В Sony сделали так, что ночной режим можно использовать только эээ ночью. При свете дня ИК-режим просто не включается. Если его все же удастся включить, диапазон режимов фотосъемки намеренно ограничивается: минимальная выдержка составляет 1/8 секунды, что для съемки с полностью блокированным видимым светом маловато. Но благодаря этому довольно древнему видео я узнал о лайфхаке:


ИК-фильтр внутри объектива, судя по всему, откидывается с помощью электромагнита. Если взять достаточно мощный магнит и приложить его примерно туда, куда указывает стрелка на фото, можно принудительно убрать фильтр. И использовать «ночной режим» в любых условиях. Добавляем светофильтр, отсекающий видимое излучение и пробуем. Было:


Стало:


Интересно! На этом я пожалуй эту экскурсию в цифровое фото двадцатилетней давности и закончу. Я бы вряд ли использовал старую фотокамеру часто: слегка неудобно, слегка медленно, слегка некачественно. Но благодаря этому секретному режиму старое устройство открыло новое для меня поле экспериментов с фотографией. Чуть более древние фотоаппараты скорее демонстрируют proof of concept, саму возможность сохранять изображения в цифровом виде. Возраст Sony DSC-F717 тоже заметен, но ее создатели уже отошли от проблемы «как заставить это работать», и попытались предложить интересный инструмент для творчества. Возможности которого можно даже немного расширить, если приложить магнит в нужное место.

Комментарии (42)


  1. cypok
    20.10.2022 16:38
    +6

    Очень интересно было прочитать, так как именно такой фотоаппарат в детстве купили мои родители. Вот этот лазерный автофокус был, кажется, самой прикольной фичей.

    Но в целом вы правильно пишите: что важно, чтобы фотограф был, умеющий фотографировать. С этим у нас в семье было туго. :)


  1. inferrna
    20.10.2022 17:00
    +5

    Помню, лет X назад, при поиске не самых новых фотокамер в яндексе, он выдавал "фото из домашнего архива" любителей на эту камеру с я.фоток. Было интересно наблюдать чужие впечатления из поездок в жаркие страны, сделанные на какую-нибудь из ранних зеркалок.


  1. Mizandari
    20.10.2022 17:43
    +1

    Помню, примерно в те же годы, в 2002, была у меня камера Kodak ls420, 2 мегапикселя и как автор приводил пример, без автофокуса, без зума и вообще "без ничего". По сравнению с ней эта Sony— просто мечта.


  1. Plesov-Photo
    20.10.2022 17:58
    +6

    Спасибо за экскурс в фотоюность! Зарождение цифровой фотографии - романтическое и интересное время, как на заре авиации, например. Все что-то пробуют и изобретают, прогресс семимильными шагами и каждое поколение техники привносит столько нововведений, что всё это непременно хочется попробовать. Сейчас всё устоялось и поскучнело...


  1. sacai
    20.10.2022 18:10
    +6

    хорошая была камера в свое время для репортажной съемки. для меня двадцать лет назад это было несколько дороговато, поэтому выбрал Olympus C730, но сонька была в конторе, поэтому на нее тоже поснимал.

    да, ДД маленький, на длинном конце и при плохом свете шумит, но таки можно снять такое. что до сих пор не стыдно в блог выложить.

    главное в любой камере - это прокладка между видоискателем и кнопкой спуска )


  1. Vertoletto
    20.10.2022 18:13
    +3

    В то время и фотоаппараты, и телефоны отражали индивидуальное видение своих создателей на то, как форма устройства должна соответствовать его содержанию. F717/F828 были легендарными аппаратами, а Sony R1 и сейчас выглядит интересно.

    PS Дальше всех по пути творческого поиска, наверное, вообще ушли Ricoh со своим GRX-"конструктором" )


    1. Didimus
      20.10.2022 20:00
      +2

      Рико GR и сейчас очень даже неплох со своими огромными матрицами и обективами без зума. Вот, например, мне очень нравится применение подобнвх камер в путешествиях: http://ixbt.photo/?id=user:296237


  1. engine9
    20.10.2022 18:27
    +4

    На моей первой работе в агентстве рекламы была такая камера и мне иногда даже разрешали брать на выходные с собой, снимать город. С теплотой вспоминаю это чудо техники. Помнится, был её угольно чёрный собрат старшей модели, который выглядел еще круче и строже.


    1. engine9
      20.10.2022 18:45
      +8

      О, нашел её фотографию на прилавке. 2004 год, Архангельск, фотолаба на Тимме-Воскресенская.


      1. k-maks
        21.10.2022 18:39

        А у меня вот эта именно в шкафу лежит, купил себе будучи ещё студентом. До сих пор в рабочем состоянии. Весьма удобная была, но тяжелая. =)


  1. artoym
    20.10.2022 18:30
    +1

    В детстве в семье была камера Sony DSC-W5. На неё было сделано довольно много снимков - только тёплые чувства оставила.


  1. vvzvlad
    20.10.2022 18:48
    +5

    Прежде всего — это лазерный автофокус!

    Ну, все-таки подсветка автофокуса, не?


    1. Didimus
      20.10.2022 20:02

      На кэноновских вспышках была подсветка красными диодами, м. б. ИК, как на камерах наблюдения


    1. f15 Автор
      21.10.2022 10:02

      Штош, так правильнее. Но "лазерный автофокус" звучит внушительнее :)


  1. YMA
    20.10.2022 19:59
    +3

    О, и таким аппаратом пользовался - внешний вид конечно вызывал вау-эффект у многих, цифрозеркалки тогда были еще редкостью, и огромный объектив с большой передней линзой смотрелся внушительно. А этот урчащий звук при изменении фокусного, мммм... И лазерная подсветка да.... :)

    Но по современным меркам снимал не ахти, особенно чахлым было видео. Сейчас, конечно, даже несчастный iphone 13 pro лучше снимает.

    Плюс известная болячка - отваливалась матрица, даже программа замены была.

    Не очень хороший динамический диапазон (любит света выбивать), сильные аберрации, но зато ровная светосила на всем диапазоне фокусных расстояний.


  1. vbifkol
    20.10.2022 21:12
    +4

    Насчет просьюмера мимо, это был вполне так про-аппарат и для рекламщиков и для журналистов. ЕМНИП, на тот момент человечных зеркалок еще не было вообще (Nikon D1, Sigma SD и Oly E20 стоили бесчеловечно), из цифры топом были упомянутая 717, Никон D100, Кэнон G5, Оли 5050, ну и минольта А7. А, ну касио еще 5700 вроде. Сони была из лучших (хотя мне больше нравилась А7), лазерный автофокус с ядреной вспышкой на хотшу делал еще практически безальтернативной для вечернего репортажа - на остальных в полутьме можно было только вручную фокусироваться.


    1. YMA
      20.10.2022 22:00
      +3

      Да, первая "бюджетная" зеркалка - Nikon D50 появилась тремя годами позже. На него соню 717 и сменил. Потом покупка объективов, вспышки, фильтров, штатива...

      ...а потом купил iPhone 4S (5, 5s, SE, 8, X, 11, 12, 13) и всё, зеркалку стал использовать все реже и реже, и в итоге она вообще легла на полку. :(


      1. vbifkol
        20.10.2022 22:12
        +2

        первая "бюджетная" зеркалка - Nikon D50 

        Мда. В 2003 - Пентакс ист (первая зеркалка за 1000), Кэнон ребел/300 (первая зеркалка дешевле про-незеркалок), Д70, в 2004 истДС, Оли Е300, и только потом в 2005 - Д50.


      1. engine9
        20.10.2022 23:09
        +1

        По-моему первая бюджетная и народная зеркалка была D70 у никона и 300D у кенона.


        1. Exchan-ge
          21.10.2022 11:53
          +1

          По-моему первая бюджетная и народная зеркалка была D70


          Нет, автор выше прав — первой была Nikon D50.
          Помню хорошо по той причине, что собирался тогда проапгрейдить свою D50 до D70 :)


          1. engine9
            21.10.2022 18:40

            А я купил D70 первой и выбирал между ней и кэноновской "трехсоткой" когда D50 не существовало...


            1. Exchan-ge
              21.10.2022 19:14
              +2

              когда D50 не существовало.


              «Nikon D70 — цифровой зеркальный фотоаппарат среднего класса»
              «Nikon D50 — цифровой зеркальный фотоаппарат начального уровня»

              было выше: «первая „бюджетная“ зеркалка — Nikon D50»

              (Nikon D50 kit AF-S DX 18-55G — 03.08.2006 г.)


              1. engine9
                21.10.2022 20:31

                Да, вы правы, не понимаю чего я упёрся, т.к. был уверен что 50-ка наследница 70-ки.


      1. Exchan-ge
        21.10.2022 11:57
        +2

        зеркалку стал использовать все реже и реже, и в итоге она вообще легла на полку.


        Аналогично:
        Этапы большого пути
        image

        (1982 — что-то винда глюкнула со значком :)


  1. spc
    20.10.2022 22:31
    +4

    Если честно, то поворотный корпус (объектив) безотносительно к технологическому уровню хорош хотя бы потому, что при съемке как с шахтным видоискателем, не нужно себе кисти выворачивать. Управление ведь тоже все повернулось. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.


  1. myhambr
    21.10.2022 00:23
    +1

    Да, ДД ужасен на снимке леса.
    RX100 любят за то, что кроме большой матрицы и неплохого ДД есть RAW, который позволяет много всего вытащить из теней. И то современные телефоны с HDR и алгоритмами часто дают результат не хуже.

    Кстати, в Sony ещё даже в HX5 и HX9 был встроенный HDR, который делал 2 снимка, но выглядело это так себе, телефоны, google camera сейчас делают красивее.


    1. vadimk91
      21.10.2022 10:34

      У меня уже совсем не новая RX100 IV, беру в поездки, снимаю со включённым режимом HDR, но видимо не даром разработчики тогда решили сохранять и HDR кадр, и его без обработки одновременно. Автоматика иногда отрабатывает некорректно, особенно почему-то у неё проблемы с ББ на HDR. Практика тех лет такова - хочешь получить красивый кадр при большом дд - снимай несколько кадров с разной экспозицией (брекетинг) и ручками собирай. Прогресс конечно идёт, на современных камерах обработка уже получается все лучше


      1. f15 Автор
        21.10.2022 11:53

        По моему опыту с седьмой версией - эта обработка по-прежнему оставляет желать лучшего. Режим HDR пробовал пару раз, очень неудобно, если стоит такая задача - снимаю с брекетингом и потом обрабатываю. Возникает интересная ситуация, когда менее качественный смартфон сразу делает "красиво", а более качественный фотоаппарат требует допиливания RAW в Лайтруме. Но я отношусь к этому как к необходимой части всего развлечения.


        1. myhambr
          21.10.2022 12:16

          Да, именно поэтому снимаю просто в RAW и допиливаю в Lightroom, получается прекрасно, HDR не использую.


  1. modnar777
    21.10.2022 01:12
    +2

    Покупал такую году в 2003 за 500 долларов слегка б/у.
    Карточки были для нее и 256 и 512 мегабайт, просто стоили беспощадных денег.
    У меня ИК режим спокойно включался и днем, или я может не так понял чего-то.
    Кстати говоря, это по сути прибор ночного видения, которые стоят как правило совершенно неадекватных денег.


  1. spqr_voldi
    21.10.2022 09:27

    До сих пор пользуюсь Canon 20D из 2004 года. То есть в принципе тогда был достигнут вполне достаточный уровень.


    1. vadimk91
      21.10.2022 10:47
      +2

      Я тоже, выбираясь поснимать природу, беру старую зеркалку Olympus E-5, это последняя системы 4/3 без 'мини'. Приобрёл уже не новой, но качество съёмки с настоящей оптикой отличное даже по современным меркам. Только вот таскать на себе пару-тройку килограмм сейчас уже не очень хочется :)


  1. otchgol
    21.10.2022 09:48
    +1

    Копья между "ламповым" ccd и "мертвым" cmos цветами ломаны много раз. Исторически более правильно было бы сравнить эту камеру с sony a100, которая по сути была последней цифровой минольтой. В ней тоже стояла соневая ccd, но внутрикамерная обработка от минольты. И сравнение развития, хотя тут скорее уничтожение, в таком виде было бы логичнее, вероятно. Впрочем такое сравнение было и было сделано ни раз. В анналах сети сейчас будет непросто найти. Но всю постминольтовскую линейку сравнивали с соневой на просторах минольтаклуба очень тщательно. Вывод о руках, конечно, никто не отменит. А вывод о глубине цвета и некоторых хитростях постобработки сделать вполне можно. И вывод не будет в пользу ccd. Глубина цвета там проигрывает. Если уж тема интересна, то можно еще и никоновскую постобработку посмотреть на матрицах того же производителя. И в целом будет ясно, что дело все-таки в матрице. Если бы не увлечение заменой нормального, канонического, если угодно, автофокуса тем, что сейчас продается маркетологами в качестве его развития, то прогресс можно было бы приветствовать.


    1. engine9
      21.10.2022 18:51
      +1

      Прогресс в матрицестроении значительно скакнул в последние годы, от чего стала доступна видеосъемка почти без шумов в условиях освещения полной Луны или полярного сияния, рабочие IS0 1600 и внутрикамерная стабилизация.


  1. mitkaman
    21.10.2022 10:01
    +4

    Мою свадьбу в 2005 снимали на такую камеру. А себе я на свадебные подарочные деньги купил тогда не менее продвинутую Sony DSC-V3 за $550, и почти 10 лет снимал на неё всю свою семейную жизнь до рождения третьего ребенка. Качество фото и функционал этой камеры был гораздо лучше массовых недорогих цифромыльниц. В принципе, те мои фото и сейчас по мнению наблюдателей лучше большинства фотографий, которые люди сейчас делают на смартфоны. На цифрозеркалку >$1000 тогда не было, а требования к качеству были довольно высокие, отсюда и выбор. В прошлом году по просьбе дочери отдал ей эту камеру в качестве стильного функционирующего ретро-аксессуара и рад, что ранее не поддался соблазну продать её за копейки, когда в конце концов полностью перешёл на зеркалки. Теперь она пополнит цифровую часть моей коллекции фотоаппаратов, начавшуюся с Sony Mavica FD71, которой меня удивил отец, когда в 1998 принёс её с работы на выходные показать, как она снимает на дискету вместо плёнки, а через 10 лет подарил её мне в коллекцию. К слову, первая часть коллекции это более сотни фотоаппаратов 1897-1990 годов выпуска.


    1. AlexNixon
      21.10.2022 10:17
      +1

      Вы где-нибудь освещаете вашу коллекцию? Ютуб, телеграм, свой сайт и т.п? Было бы интересно посмотреть.


      1. mitkaman
        21.10.2022 13:16

        Я очень быстро увлекающийся чем-либо человек. Достаточно мне столкнуться с каким-то интересным для меня предметом и я почти сразу начинаю его коллекционировать. Если пропустить детские коллекции значков, марок и монет, коллекционировать я начал в 2005 году и это были старинные фотоаппараты (сейчас около 130 шт), позже переключился на радиоприемники и радиолы (60 шт), потом пошли магнитолы, плееры, портативные телевизоры. Был период даже с ретро-авто-мото-техникой. Последние годы переключился на ретро-компьютеры и ноутбуки (80-90х годов). Я уж не говорю про тысячную коллекцию виниловых пластинок, которые собирались все эти годы. Параллельно с моими увлечениями менялся интернет и средства общения в нём, поэтому в разное время я пытался начать писать про свои увлечения в livejournal, потом перешел на соответствующие тематические сайты-форумы, потом появились соцсети, в которых сейчас и вовсе хочется быть анонимом по известным приинам. В итоге полноценно нигде не засветился со своими увлечениями, если не считать пару сюжетов на местном телевидении. Параллельно увлечениям течёт обычная жизнь со своими проблемами и переменами, вносящими свои коррективы в планы и желания. В общем, всё непросто. В заключение скажу, что ни одно из упомянутых увлечений я не забросил, просто некоторые стоят на паузе, и я очень надеюсь, что мне удастся где-то их засветить.


  1. Exchan-ge
    21.10.2022 12:01
    +1

    Sony DSC-F717: двадцатилетняя фотокамера


    Ох еж же мое… как летит время…
    (в подсознании эта камера все еще числится как новинка :)


  1. cdriper
    21.10.2022 12:57

    При сравнении с RX100 баланс белого бы поправить, а то это главное "отличие", которое бросается в глаза.


    1. f15 Автор
      21.10.2022 14:09

      Ну здесь я принципиально сравнивал JPEG прямо из камеры, тем более нормального RAW в F717 нет. В целом заметно, что у старой камеры "интересная" цветопередача. Мне показалось важным это продемонстрировать, хотя это конечно легко правится.


  1. basnopisets
    21.10.2022 23:20

    чуть более светочувствительную и качественную оптику

    наверное, все-таки "светосильную" :-D


    1. f15 Автор
      23.10.2022 13:33

      спасибо, поправил