Топ фэйлов, которые потопят вашу презентацию в глазах партнеров и инвесторов.

1. Тексты, тексты, тексты

Одна из наиболее частых ошибок — скопировать на слайд простыню текста. В таком случае аудитория увлечена чтением, игнорируя вашу речь, либо вообще не успевает дочитать текст и теряет мысль. В среднем на слайд должно уйти 30 секунд, где должны быть показаны основные тезисы.

Как лучше: сделайте визуальный ряд, следуйте принципу: коротко и по существу. Расширить мысль вы можете устно.

2. Болтливые часов не наблюдают

Вы рассказываете треть своего выступления, а затем время кончается, и вас останавливают. Можно злиться, обижаться, но только на себя. Соблюдение регламента – главное правила хорошего выступления.

Как лучше: Репетируйте свое выступление, засекая время. Чтобы укладываться в регламент, выносите все ненужные слайды в приложение. Если не успели что-то рассказать, но вам задали вопрос по этой теме – отмотайте и дайте ответ.

3. Не знаю, о чем говорю

Рассказываете про то, в чем хорошо разбираетесь и не рассказывайте про то, в чем «плаваете». Делая обратное, вы сами роете себе яму. При первом же вопросе от членов жюри можно засыпаться, если вы не компетентны в той или иной теме.

Как лучше: говорите о том, в чем разбираетесь. Если чувствуете, что не понимаете тему до конца, обратитесь к источнику/трекеру/эксперту или погуглите в конце концов:).

4. Цифры с потолка

Цифры значительно повышают доверие к вам и проекту в целом – это факт. Свободное владение цифрами повышает вашу экспертность. Но! На всех данных необходимо указывать источник: объем рынка, количество покупателей, их средний чек и т. п. должны быть обоснованными. Сюда же относится ситуация, когда спикеры представляют неразборчивые графики, диаграммы, таблицы мелким шрифтом и все те визуальные приемы, которые невозможно прочитать/понять/успеть изучить.

Как лучше: по возможности старайтесь выводить обоснованные цифры по теме в каждый слайд без визуальных нагромождений. Сделайте графики максимально простыми и доступными для прочтения.

5. Чувство меры в цвете и шрифтах

Фон и цвет текста могут помочь вам сделать презентацию проекта легким для восприятия, но порой мы любим все усложнять, используя шрифты/цвет/подложки, которые делают текст нечитабельным, а презентацию безвкусной.

Как лучше: Используйте графические сервисы (Canva, Flaticon) и подложки, которые отображают вашу идею или проблему. Внимательно расставляйте цветовые акценты: они должны подчеркивать важный текст, а не отвлекать внимание от него. Если же вы не чувствуйте в себе дизайнерских способностей, черный цвет текста на белом фоне – оптимальное решение в этом случае.

6. Мемасы, гифки и картинки – почему смешно только мне?

Безусловно, картинки и гифки в презентации – беспроигрышный вариант, если вы хотите привлечь внимание аудитории и запомниться. Эмоционально подкрепление через юмористическую иллюстрацию сделает свое дело. Но зачастую спикеры делают солянку из своих сохраненок, которые никак не относятся к теме.

Как лучше: Подбирайте изображения, которые усиливают мысль текста и делают его запоминающимся строго по той теме, о которой вы будете говорить в слайде. Используйте банки с гифками и фотографиями, которые отображают вашу идею или проблему.

7. И снова здравствуйте!

В защите проекта необходимо дать информацию о себе и членах команды. Зачастую спикеры увлекаются и используют регалии, которые не соотносятся с проектом из разряда: я мать семерых детей, учитель, министр, по гороскопу весы и т. п., а про остальных и вовсе забывают.

Как лучше: в информации о себе и команде указывайте компетенции и роль участника в вашем проекте.

Рекомендации: как держаться на сцене

50% успеха – это ваша хорошо подготовленная презентация, другая половина – то, как вы держитесь на сцене. Список рекомендаций для вашей защиты:

В чем кроется секрет успешного публичного выступления?

Успех публичного выступления зависит на 7% от содержания презентации, на 38% – от того, что зрители чувствуют при вашей презентации и на 55% – от того, что они видят. Почему так? Все люди понимают, что при разговоре человек может солгать, и обращают внимание на мимику человека. Если она не соответствует тому, что он говорит, то это автоматически вызывает недоверие.

Как это использовать?

Осмотрите свою аудиторию, выявите ее особенности – пол, возраст, статус и т. п. Важно стать для них своим: использовать нужную лексику, обращаться к жаргону, учитывать темп и тембр речи – это чистые 7% и 38%. Учитываем и 55%, где важно, что мы видим, поэтому обращаем внимание на свою мимику, жесты и внешний вид. Например, если мы идем в банк, то надеваем не джинсы и футболку, а костюм и галстук; не держим руки за спиной и внимательно следим за своим лицом.

Что делать, если ты боишься публичных выступлений?

Боязнь выступать на публике абсолютно нормальное явление. Это заложено в нас на уровне подсознания: это древний страх быть изгнанным из племени, что было равносильно смерти. Времена изменились, а рефлексы подсознания остались. Поэтому бороться со страхом на уровне сознания не получится.

Важно отметить, что волнение является нормальным, потому что оно показывает, что вам небезразлична аудитория, перед которой вы выступаете. Страх вызывает в нашем организме выработку гормона – адреналина. Из-за него мы чувствуем себя в опасности.

Как снизить адреналин? Существует комплекс, работающий в совокупности:

  • Тело. Необходимо сжечь адреналин в крови, например с помощью физических нагрузок. Разомните кисти рук, подбородок, руки и челюсти, а также можно использовать дыхательные комплексы.

  • Образы. Часто, выступая, мы начинаем говорить очень быстро. Это происходит потому, что время для аудитории и время для спикера идет по-разному. Для нормального темпа речи и спокойного состояния при выступлении представьте следующий образ: на вас надета шинель – тяжелая и мокрая, которая утяжеляет вас, и вы держитесь прямо и замедляетесь. Либо представьте любой другой образ, который ассоциируется у вас с замедлением – машинные тормоза, черепаха, улитка и т.п. При этом помните про тайминг на защите – он 3 минуты.

  • Опыт. Что делать если при выступлении что-то пошло не по плану? Перестал работать микрофон? Ошибка в презентации? Слышите смех? Вам нужно «узаконить эту диверсию». Уделите время ошибке, посмейтесь вместе с аудиторией,говорите об этом до тех пор, пока они не захотят перейти к теме выступления.

  • Индекс непредсказуемости. Если вы волнуетесь и переживаете, что на выступлении что-то пойдет не так, то проверяйте все самостоятельно: микрофон, свою презентацию, кликер и прочее. Не доверяйте это никому другому, потому что так вы будете уверены в себе, и не будет лишних поводов для волнения. Помните: это важно только вам.

Комментарии (4)


  1. DmitriiR
    01.11.2022 09:45
    +1

    Текст текст текст...

    Покажите как Надо делать.


  1. sirri
    01.11.2022 10:13

    Эх, блин... Жалко, что минусовать не могу.

    Статья ради статьи, текст ради текста. Присоединяюсь к предыдущему комментатору. Как надо-то?


    1. grixis
      02.11.2022 19:13

      По моему опыту, презентация это визуальный конспект - подсказка для того кто говорит. Только ключевые тезисы, изображения, графики. Возможно одно, два определения, но не больше. Основную часть презентации говорит презентующий и от него же вся инфа. Слайды никто читать не будет если на них больше одного-двух предложений.


  1. SquareRootOfZero
    02.11.2022 11:09

    Помню, в студенчестве наблюдал за презентациями своих сокурсников: т. к. вуз был не театральный и сценическому поведению нас не учили, то у многих возникала проблема, чем занять руки и куда девать ноги. В результате, они ничинали теребить ручки и переминаться с ноги на ногу, как троечник у доски, и, даже вполне владея излагаемым материалом, неуверенно мямлить. Придумал для себя, как мне кажется, не вполне тривиальный "лайфхак": в процессе доклада медленно прохаживаться туда-сюда перед аудиторией. Сразу убирает проблему "куда девать руки-ноги" и какой-то уверенности придаёт. Разумеется, этой рекомендации не нужно следовать слепо, бывает так, что обстановка категорически не располагает к подобному формату: слишком маленький или низко висящий экран проектора, или слишком близко сидящая аудитория, у которой ты таким поведением вызовешь раздражение (но что ты маячишь?!), провода на полу, отсутствие дистанционного кликера для смены слайдов (надо стоять за конторкой с ноутбуком и вручную менять), и т. п. На большую оригинальность, впрочем, не претендую, потом уже стал обращать внимание, оказалось, что многие профессора, читая лекции, примерно так себя и ведут. Опять же, то студенты, а стартаперы, выступающие перед инвесторами, наверное, такие проблемы давно переросли и им это не нужно.