Однажды мама решила научить маленькую Софию завязывать шнурки. Они сели перед кроссовками, и мама показала дочке все этапы: «Берёшь шнурки вот так, делаешь две петельки, потом заводишь одну в другую, затягиваешь, и всё! Теперь попробуй ты».

Но София не смогла повторить, потому что забыла даже первый шаг — как взять шнурки в руки. Тогда мама поняла, что сделала две ошибки: показала слишком много и двигалась очень быстро.

Они начали заново и научились правильно брать шнурки в руки. Добившись в этом безошибочного исполнения, они перешли к петлям в виде «заячьих ушек». Они двигались вперёд только когда София уверенно овладевала предыдущим шагом.

Они не спешили и делали всё правильно. В итоге шнурки были завязаны самостоятельно через 10 минут!

Разбивайте материал на кусочки

История Софии подсказывает нам важные правила обучения. Первое из которых — «разбей большую тему на кусочки».

Можно привести аналогию с пищеварением — мы не можем съесть обед на троих, потому что еды слишком много. Это чревато болью и расстройством желудка. Но если будет нужный объём пищи, температура и вкус, то мы отлично пообедаем и укрепим своё здоровье.

Со знаниями точно так же — попробуй за раз усвоить больше возможного, и будут проблемы. Поэтому не торопитесь, посмотрите на то, что вы пытаетесь изучить. Найдите способ разделить большую тему маленькие кусочки, которые легко «проглотить».

Бросок в баскетболе — отличный пример сложного многосуставного движения, которое лучше осваивать постепенно. Догадайтесь, что произойдет если пытаться за одно занятие освоить все технические нюансы этого элемента.
Бросок в баскетболе — отличный пример сложного многосуставного движения, которое лучше осваивать постепенно. Догадайтесь, что произойдет если пытаться за одно занятие освоить все технические нюансы этого элемента.

Если тема все ещё не даётся, дробите её на части. Дробите до тех пор, пока каждый кусочек станет маленьким и лёгким для усвоения. Этот принцип касается знаний любого рода — таблица умножения, техника ударов в боксе, покерные комбинации. Всё, что угодно.

Также это путь к совершенству. Если целое получается у вас плохо, то нужно отрабатывать до блеска его составляющие, и тогда результат будет улучшаться.

Примеры разделения материала

Бросок в баскетболе — сложное и многосуставное движение.

Всё начинается с правильной стойки — согнуть колени, держать мяч перед собой, правильно расположить локти и плечи. Далее идет движение стоп, коленей и распрямление корпуса с подъёмом рук. Нужно правильное движение кисти и правильное вращение.

Догадайтесь сами, что произойдёт, если пытаться освоить все элементы сразу, да ещё и в кольцо пытаться попадать. Гораздо проще отработать элементы броска шаг за шагом, добиваясь уверенного выполнения каждого элемента без мяча.

Зашивание ран в хирургии

Зашивание ран — это целая отдельная дисциплина, которую изучают в медицинской академии 3 года. Сначала студенты учатся завязывать узлы на тренажёрах и нарабатывают 5 тысяч узлов перед реальной практикой.

В медицине может случиться что угодно: операция 16 часов, отключение электричества, последняя нить, срочная необходимость остановить кровь и зашить рану. Поэтому необходимо довести это важный навык до автоматизма, поэтапно, разумеется.

Изучение времен в английском.

Даже самое простое прошедшее время Past Simple состоит из 3 блоков: утверждений (i worked — я работал), отрицаний (i did not worked — я не работал) и вопросов (Did they work? — Они работали?)

Гораздо эффективнее выделить время и отработать каждый блок устно и с помощью упражнений, а не пытаться проглотить всю тему целиком. Но просто разделить что-то на части недостаточно.

Загнать информацию на подкорку

Как выглядит обычное обучение английскому языку? Берём целую тему Past Simple и разбираем её на занятии, делаем дома 2–3 упражнения и двигаемся дальше. За 2 месяца мы пролетаем вихрем по всем временам и в итоге пустота.

Технически всё получилось — домашние задания сделаны, вы можете припомнить правила использования Past Simple и даже сказать пару фраз. Но стали ли вы свободнее во владении языком, добились ли настоящего прогресса? Думаю, нет.

Чтобы действительно овладеть любым предметом нужно загнать информацию глубоко в память и мышцы. Точно отражает суть моих слов крылатая фраза "загнать на подкорку" или "развить мышечную память".

Джон Вуден — выдающийся американский тренер по баскетболу, который 10 раз выигрывал национальный чемпионат среди университетов, причем 7 раз он выигрывал этот титул ПОДРЯД. За свою карьеру этот тренер воспитал больше звёзд НБА, чем кто-либо в истории.
Джон Вуден — выдающийся американский тренер по баскетболу, который 10 раз выигрывал национальный чемпионат среди университетов, причем 7 раз он выигрывал этот титул ПОДРЯД. За свою карьеру этот тренер воспитал больше звёзд НБА, чем кто-либо в истории.

Пример из баскетбола

Джон Вуден, выдающийся тренер по баскетболу, так описывал правила перехода к следующему шагу тренировки:

«Основная задача — сформировать у игроков мышечную память, что означает не 5–7 повторений, а гораздо больше — сотни бросков и выполнений важных элементов».

Только после такого глубокого освоения навык фиксируется на уровне инстинкта и служит игроку во время игры. За всю историю баскетбола Джон Вуден вырастил больше профессиональных игроков НБА, чем любой другой тренер.

Пример из математики

Ещё один пример приводит мой учитель, который в юности прошёл блестящую школу в Нахимовском училище и далее МИФИ:

«Нам никогда не задавали 3-5 упражнений по математике. Их количество никогда не опускалось ниже 70 по каждой теме. Мы удивлялись и возмущались: Почему 70, это же невероятно много однообразных заданий, которые абсолютно похожи! Зачем? Ответ всегда был простым: “Чтобы загнать умение решать упражнения “на подкорку”, довести до автоматизма».

Что происходит в математике? Допустим, вы правильно решили пример сложения. В целом вы научились складывать и можете двигаться вперёд. Но что случится, если решать схожие примеры дальше, снова и снова, сотни примеров за раз? Может показаться, что ничего не меняется, но это не так.

Каждый раз, решая пример, вы задействуете определённые участки мозга, нервные связи работают и укрепляются, мозг развивается. Если продолжать практику, то скоро решение таких примеров станет молниеносным, а вы сможете видеть ответ сквозь знаки и числа, как волшебник.

В дальнейшем усердная работа будет облегчать вам усвоение более сложных тем, потому что ум не тратит усилия на вычисления. Он делает их легко и привычно, а значит, вся умственная энергия остается на более сложные задачи и размышления.

Лотар Маттеус — один из величайших полузащитников в истории футбола.
Лотар Маттеус — один из величайших полузащитников в истории футбола.

Глубокая наработка даёт преимущества

Пример из спорта. Каждый следующий технически правильный бросок в кольцо приносит пользу? Ведь вы до этого умели попадать в цель и знали технику. Но факт в том, что с каждым броском вы становитесь ещё точнее и техничнее.

Ваше тело всё больше и больше узнает о бросках и движениях мышц, о координации тела. Трудно спорить с тем, что через 10 тысяч бросков вы будете бросать лучше, чем сейчас. Хотя первый раз вы уже умели точно попасть в кольцо и делали всё технически правильно. Знаменитый футболист Лотар Маттеус так комментирует выгоды такой мышечной памяти:

«Когда навыки игры освоены на глубоком уровне, у меня есть преимущества перед другими. В сложной игровой ситуации у меня есть всего доля секунды, чтобы принять решение отдать пас, вести мяч дальше или ударить по воротам.

Чем лучше я подготовлен, тем больше времени внутри этой секунды у меня есть. Моё тело не думает о том, как ему бить или пасовать. Я приму лучшее решение и точно исполню необходимый технический элемент».

Любой пример в истории подтверждает эффективность монотонных повторений в режиме “загнать на подкорку” — многократная игра на пианино музыкального произведения, многократная отработка принятия решений в покере, выполнение арифметических упражнений, выполнение упражнений по английскому языку.

Назовите любое дело, а я назову пользу от многократных повторений этого дела или его отдельных частей.

Ищите золотое совершенство

Не пытайтесь проглотить сложную тему целиком, в лучшем случае вы ничего не усвоите. И не пытайтесь двигаться вперёд до глубокого освоения предыдущего шага.

Сделайте 100 упражнений или 200, уделите месяц отработке самых важных элементов, стремитесь освоить материал на уровне подкорки и только потом двигайтесь дальше.

Не нужно лететь вперёд из-за страха не успеть. Вы делаете то, что делаете, ради знаний и навыков, сконцентрируйтесь на них, а не на скорости. Пусть они будут мерилом прогресса. Знайте, что вы научились чему-то, если можете вспомнить это через 5 лет. Вот такой уровень вам нужен!

В горном деле есть понятие о видах разработки шахт. Есть экстенсивный метод — когда вы создаёте много шахт небольшой глубины в надежде найти больше золота или нефти. Другой подход называется интенсивным — когда вы создаёте только одну шахту, но продвигаетесь всё глубже и глубже.

Если говорить об эффективном обучении, то подумайте об интенсивном подходе и найдёте своё сокровище!

***

Материал подготовлен на основании руководства по эффективному обучению "От охранника до Эйнштейна". Golgus.ru

Комментарии (5)


  1. ne555
    15.11.2022 09:36
    +1

    Материал подготовлен

    Тупо продублировано отсюда.


    1. andreimuvila
      15.11.2022 10:18

      Похоже что автор один. Просто выложил на разных площадках.


      1. ne555
        15.11.2022 10:22

        В таком случае указывают первоисточник, автора.


  1. saipr
    15.11.2022 10:31
    -1

    Любой пример в истории подтверждает эффективность монотонных повторений в режиме “загнать на подкорку” — многократная игра на пианино музыкального произведения, многократная отработка принятия решений в покере, выполнение арифметических упражнений, выполнение упражнений по английскому языку.

    В данном контексте более правильным было бы использование вместо покера преферанса:


    Любой пример в истории подтверждает эффективность монотонных повторений в режиме “загнать на подкорку” — многократная игра на пианино музыкального произведения, многократная отработка принятия решений в преферансе, выполнение арифметических упражнений, выполнение упражнений по английскому языку.


  1. andyudol
    15.11.2022 10:39
    +2

    "Я недавно сделал открытие — открыл я недавно словарь." — Ю. Ким.
    Дидактика. Общая и частная. Учебники, монографии. Дидактические принципы — доступности, постепенности и т. д.