image

Несмотря на то, что наступила зима, я обратил внимание, что многие продолжают ездить на велосипедах. Темнеет раньше, а катафоты не самое лучшее средство сделать своего железного коня заметным на велосипедной дорожке. Так что самое время расчехлить паяльник, и сделать этот мир ярче собрать для себя велосипедный фонарь.

Устройство имеет динамические указатели правого и левого поворотов и габариты с эффектом «бегущих огней». Габаритный огонь загорается красным цветом от центра к краям. Повороты зажигаются жёлтым цветом от одного края к противоположенному.

Схема не содержит микроконтроллеров и выполнен только на жесткой логике. Работает сразу после сборки, не требует никакой настройки или прошивки, собирается за один вечер.

Если ты тоже не готов ждать посылки с AliExpress, добро пожаловать под кат. Будет только жесткая логика и немного аналоговой магии.

Первая запись в моем блоге на Хабр была посвящена простой схеме динамического указателя поворотов без микроконтроллера. И вот, через некоторое время после публикации, я получил очередную схемотехническую головоломку от моего друга ssg1712: разработать схему велосипедного фонаря без микроконтроллера, который реально можно было бы повесить под сиденье и ездить с ним.

«Вызов» был дополнен достаточно жесткими условиями. Устройство должно быть выполнено на основе восьми RGB-светодиодов типа 5050, и с их помощью отображать динамические эффекты для указания правого и левого поворотов, а также габаритного огня. Важным условием было обеспечить возможность изготовления схемы на односторонней печатной плате, а светодиоды должны быть размещены по центру платы.

Прошлая схема поворотника была реализована на основе сдвигового регистра. Она выполняла функцию указателя поворотов только в одну сторону. А сейчас необходимо на одной и той же полоске светодиодов показывать динамические повороты в обе стороны. Делать это на сдвиговых регистрах и диодной матрице даже для меня показалось извращением. Но какая-то изюминка в схеме должна была быть обязательно. Не буду долго вас томить. Результат работы показан на видео. Посмотрите его, и, прежде чем смотреть мой вариант схемы, напишите в комментариях, как бы вы реализовали такую функциональность без применения микроконтроллеров.


Забегая вперед, скажу, что изюминкой схемы стала комбинация резистивного делителя напряжения в сочетании с неполным транзисторным Ш-мостом. Описание схемы читайте дальше.

Описание работы устройства


Сразу при подаче питания включается режим габаритного огня. Индикация осуществляется с помощью светодиодов красного цвета. Интервалы переключения светодиодов имеют равные значения, общая частота повторения составляет примерно 1Гц.

Сигналы поворотов включаются замыканием с общим проводом контактов “Button_Left” – для левого и “Button_Right” – для правого. Индикация осуществляется одновременным включением светодиодов красного и зеленого цветов. Интервалы переключения светодиодов также имеют равные значения, общая частота повторения составляет примерно 1Гц.
Одновременное замыкание на общий провод контактов “Button_Left” и “Button_Right” является недопустимой комбинацией и ограничивается механически за счет конструкции «под рулевых» переключателей велосипеда.

Чтобы синие кристаллы RGB-светодиодов не болтались без дела Сергей ssg1712 предложил добавить в схему аварийный сигнал. Предложил он это уже после того, как первый вариант электрической схемы был готов. Аргумент про синие кристаллы показался железобетонным. Деваться некуда, схему пришлось переработать.

Аварийный режим будет включаться при замыкании контакта “Button_Strobe” с общим проводом схемы. Индикация должна осуществляется попеременно с помощью светодиодов красного и синего цветов. Интервалы переключения также должны составлять примерно 1Гц.

image

Основой схемы является блок компараторов, которые управляют линейкой из 8-ми светодиодов. Компаратор сравнивает линейно нарастающее напряжение от ГЛИН (генератор линейно нарастающего напряжения) с опорным напряжением от ИОН (источник опорного напряжения). ИОН формирует 8 порогов срабатывания для управления каждым отдельным светодиодом. В зависимости от того, как логика управления коммутирует ИОН, формируется сценарий управления светодиодами.

image
Структурная схема велофонаря

ИОН представляет собой делитель напряжения, выполненный на резисторах. Между резисторами имеются отводы напряжения на инвертирующие входы компараторов. Также делитель напряжения имеет три специальных линии: “Up”, “Center”, “Dwn”. В зависимости от того, как подключены эти линии к цепям питания, опорные напряжения на входах компараторов могут изменяться.

Логика управления может коммутировать ИОН следующими способами:

1. Линия “Center” отключена от цепей питания, “Up” – подключена к плюсу, “Dwn” – к общему проводу. При такой коммутации напряжение на выходах делителя возрастает от нижнего отвода “Dwn" к верхнему “Up”. Это соответствует переключению светодиодов в режиме левого поворота.

2. Линия “Center” отключена от цепей питания, “Up” – подключена к общему проводу, “Dwn” – к плюсу питания. При этом напряжение на выходах делителя будет распределено наоборот: на нижнем отводе “Dwn” максимальное напряжение, на верхнем “Up” – минимальное, напряжение будет убывать от нижнего отвода к верхнему. Это соответствует переключению светодиодов в режиме правого поворота.

3. Для реализации управления светодиодами в режиме габаритов линия “Center” подключает середину делителя к плюсу питания, а линии “Up” и “Dwn” одновременно к общему проводу. Таким образом делитель разделяется на две половины, и опорное напряжение будет уменьшаться от центра к верхнему и нижнему отводам делителя.

4. При аварийной сигнализации линия “Center” также не подключена. А сигналы “Up” и “Dwn” одновременно подключаются к плюсу питания или к общему проводу. Если подключение выполнено к плюсу, то плюс питания появляется сразу на всех отводах делителя, при этом выходы всех компараторов будут одновременно открыты. Если же “Up” и “Dwn” подключить к общему проводу, то выходы всех компараторов одновременно закроются.

Первая версия схемы без аварийного режима


Первый вариант схемы получился даже проще, чем я мог себе представить. Я несколько раз перепроверял схему в симуляторе и анализировал ее эмпирически. По моим прикидкам все должно работать. Но в макетирование эта схема не пошла.
image

Для удобства подключения на велосипеде, кнопки правого и левого поворота замыкаются на землю. На диодах D9D10 и резисторе R21 реализована схема ИЛИ. Транзистор Q5 инвертирует сигнал кнопок для управления транзистором Q7. Транзистор Q7 закрывается при замыкании любой из кнопок и отключает средний отвод «Center» от плюса питания. При этом один из полумостов: Q1Q2 или Q9Q10 — подтягивает свою сторону делителя напряжения к плюсу питания. Вторая сторона остается стянута на землю.

Пилообразные импульсы генерирует таймер NE555. Транзистор Q6 обеспечивает линейный заряд конденсатора С2. Заряд конденсатора С2 производится до уровня 2/3 от напряжения питания. После чего таймер переключается, и конденсатор разряжается через резистор R19. Резистор ограничивает разрядный ток конденсатора. Это также позволяет таймеру успеть сработать, когда С2 разрядится до 1/3 от напряжения питания. Таким образом пилообразный импульс имеет диапазон от 1/3 до 2/3 питания и имеет нарастающую форму.

Резисторы R9, R17 и R36 имеют большее сопротивление, чем остальные элементы опорного делителя напряжения. Это необходимо, чтобы напряжения делителя находились в том же диапазоне, что и пилообразные импульсы.

Полная версия схемы


Полная схема отличается от предыдущей тем, что имеет немного более сложную логику управления светодиодами. Я решил не морочить голову, и сделать ее на логических микросхемах серии CD4000. В сравнении с 74НС00 серией, CD4000 имеет расширенный диапазон напряжения питания. И схема работает уже от 2,7В до 9В.

Для аварийного режима в схему добавлен еще один генератор на NE555. Его импульсы определяют время включения красной и синей вспышек. Остальная часть схемы работает аналогично предыдущей. Список компонентов и печатную плату вы можете найти на сайте у Сергея.

image

Я еще раз перепроверил все с помощью моделирования в Proteus 8.6. Схема получилась слишком простая, и, наверное, поэтому я до последнего сомневался, что она заработает в «железе». Сергей@ssg1712 оперативно собрал макет, все с первой попытки заработал как надо.

imageimage

В зеленке плата получилась просто «булочкой»! Понадобилось всего 6 простых микросхем и горстка «рассыпухи», и вот, еще одна головоломка решена.
image

Пишите в комментариях: стали бы вы так заморачиваться, или выбрали бы микроконтроллер?!

Если вам нравятся схемотехнические головоломки, посмотрите мой предыдущий пост.
Также, вы можете почитать о том, как электроника стала моим хобби.

Комментарии (80)


  1. Tutanhomon
    21.11.2022 10:43
    +15

    конечно с МК проще и в современных реалиях может даже правильнее (по соотношению цена-трудозатраты), но несомненно варианты решения без МК заслуживают отдельного уважения. Думаю это сродни MP3 vs vinyl - оба имеют право на жизнь


    1. OldFashionedEngineer Автор
      21.11.2022 10:53
      +7

      Да, тут нужно рассматривать каждый конкретный случай индивидуально. Где-то с МК лучше, где-то- без него. А мне просто нравится такая схемотехника.


    1. aamonster
      21.11.2022 11:21
      +5

      +1. attiny или что-то того же класса, безусловно, проще и дешевле, а такое решение – просто "because we can", как калькулятор внутри майнкрафта. Ну и прокачка собственных навыков, респект автору.


      1. OldFashionedEngineer Автор
        21.11.2022 11:31
        +3

        Спасибо за понимание)) делаю именно потому, что могу.

        К стати, в нынешние времена вопрос цены остаётся открытым. Что-то те-же тиньки сейчас стоят неадекватно дорого. А логика и компараторы до сих пор копеечные.


        1. Karlson_rwa
          21.11.2022 11:48

          Можно взять padauk.


          1. OldFashionedEngineer Автор
            21.11.2022 12:36
            +1

            Прикольные, я про них читал. Но ради одной схемы я пока не готов в них вникать. Это же ещё и программатор надо купить...


            1. Karlson_rwa
              21.11.2022 13:39

              Да, разумеется. Но если бы речь шла о массовом производстве таких фонарей, а не о «смотрите, а еще можно и вот так», то я бы взял что-то подобное падуку, ибо дешево и сердито.


              1. OldFashionedEngineer Автор
                21.11.2022 13:55
                +1

                Да я же и не претендовал на серийное производство. Правацирую публику на интеллектуальный досуг.


  1. An_private
    21.11.2022 11:22
    +7

    Полоска WS2812 + простейший STM8 или AVR. Всё разместилось бы на полоске шириной миллиметров 10.


    1. OldFashionedEngineer Автор
      21.11.2022 11:32
      +7

      Это бесспорно, но скучно.


  1. bahopp
    21.11.2022 11:33
    +2

    Проверьте на законность право мигать красным\синим на дорогах общего пользования


    1. OldFashionedEngineer Автор
      21.11.2022 11:37
      +1

      На дорогах общего пользования конечно синим мигать нельзя. Это добавлено в схему по принципу "чтоб было", т.к. оставались синие кристаллы.

      По мигающему красному габариты. Так для велосипедиста безопаснее. В сравнение с автомобилем велосипед едет очень медленно. А оценить его скорость в темноте порой сложно. Мигание для автомобилиста создаёт эффект сигнала тормоза, динамический объект лучше привлекает внимание. Ну и сигнал стоп на велосипеде не актуален.


      1. ionicman
        21.11.2022 12:22
        +2

        Кстати, сигнал «стоп» на велосипеде — актуальней некуда, говорю вам как человек с опытом катания под 10 лет. И у меня стоит такая фара. Стоп распознается автоматически акселем.


        1. OldFashionedEngineer Автор
          21.11.2022 12:38
          +1

          Меня комрады убеждали, что не нужно. А я мог это добавить в схему без увеличения числа микросхем.


          1. sim2q
            21.11.2022 13:51
            +4

            Спасибо за пост, мне просто нравится текст со схемами не ардуино и картинками!)
            А стоп на мой скромный взгляд оператора электросамокатной установки - нужен, как и габариты в темноте.
            ps комменты прочитал - про МК и плату в ширину диодов не пишу :)


            1. OldFashionedEngineer Автор
              21.11.2022 14:01

              Да, на самокат, пожалуй стоп нужен. Но там вроде они обычно в комплекте есть? Или тоже не ставят?

              Хоть кто-то текст целиком осилил и понял, про что статья????


          1. klounader
            21.11.2022 19:36

            Комрады также с лёгкостью будут утверждать, что ехать по краю попутной проезжей части - это безопасно, даже в наушниках. Они же также умеют и по дворам ночью носиться с закрытыми глазами. Я стопер делал, тупо микрик на разрыв питания в месте троса тормозных ушей. Никаких тебе километров проводов, кнопочек и микросхем, только батарейка и лампочка, только хардкор! За беспрограммную реализацию респект, а то куда не плюнь - никто не может без мк обойтись и гор беспонтовой обвязки, лишь бы выглядело пострашнее посолиднее.


            1. OldFashionedEngineer Автор
              22.11.2022 01:06

              Я в основном по этой причине и пишу свои статьи, чтоб показать возможности электроники.

              Сам я на 4х колёсах перемещаюсь. И среди знакомых гонщиков не оказалось.


      1. zzzzzzzzzzzz
        21.11.2022 12:26
        -2

        Для безопасности катафотов лучше развесить. Они хоть и "не самое лучшее средство сделать своего железного коня заметным на велосипедной дорожке", но вот для автомобильной дороги гораздо заметнее всяких чахлых мигалок.


        1. OldFashionedEngineer Автор
          21.11.2022 12:42
          +2

          Оно должно дополнять друг друга. Но статья не про безопасность велосипедов, а про схемотехнику.


          1. zzzzzzzzzzzz
            23.11.2022 17:58

            В идеале да, должно дополнять.

            Просто у вас как-то слишком пренебрежительно было про катафоты написано, вот я и докопался. Хотя там и было уточнено про именно велосипедную дорожку. А кто-нибудь может прочитать только кусок про "не самое лучшее средство" и уйти ставить фонарик вместо катафотов, и будет очень не прав.

            А с другой стороны, если вы едете на велике по тёмной велодорожке, то тот, кто сзади в вас потенциально может впилиться, дорогу себе какой-то фарой освещает, поэтому тоже катафот будет ему отражать ярче, чем светится ваш габаритный огонь.

            Короче, не очень понимаю я эту разработку. Разве что ради поворотников, чтоб рукой не махать (и тоже не для велодорожки случай). Ну, и просто по приколу, ради того, чтоб сделать что-то интересное.


            1. OldFashionedEngineer Автор
              23.11.2022 19:20
              +1

              Если что-то подобное реально нужно, это проще купить готовое. Подобные вещи имеет смысл делать только по фану. Чем я и занимаюсь в свободное время. Люблю на досуге размять мозг схемотехникой.


      1. bahopp
        22.11.2022 08:55

        Такая разработка очень понравится электровелосепидистам. Сигнал стоп крайне актуален. Езжу более 20 лет, около 10 на электрических, круглогодично. У меня в левую тормозную ручку вставлена кнопка, которая позволяет отжатием тормоза - не отпуская пальцами ручек и не отвлекаясь на переключатели - подавать сигнал задним фонарем. Перестраиваясь при жесткой необходимости (это запрещено!) на дороге в потоке, на эти действия ресурса нет! Не думаю, что можно сделать удобнее.


      1. Didimus
        22.11.2022 09:17

        Вот как раз наоборот, очень сложно оценить расстояние до мигающего фонаря. Так уж наше зрение устроено


        1. OldFashionedEngineer Автор
          22.11.2022 11:19

          Мигание привлекает внимание и заставляет самому притормозить.


          1. Didimus
            22.11.2022 14:21

            За время между миганиями машина вполне может проехать метров 30. Считайте это то время, пока водитель вас не видит


            1. OldFashionedEngineer Автор
              22.11.2022 14:51
              +1

              Я против присутствия велосипедистов на дорогах, особенно в тёмное время суток. На велодорожке вполне норм будет.

              Но при необходимости частоту мигания можно изменить.


              1. Didimus
                22.11.2022 15:33

                Тем не менее, по загородным трассам они вполне себе рассекают. Видел толпы их на трассе Холмогоры, например. Наверное, это очень полезно для здоровья...

                Лучше менять не частоту, а скважность. Горит постоянно и на доли секунды гаснет


                1. OldFashionedEngineer Автор
                  22.11.2022 16:53

                  Так в моей схеме габарит мигает постоянно, практически не гаснет. Скважность не поменять. Как только красные гаснут, сразу от центра разгорается по новой.


            1. Shpakov
              22.11.2022 17:26

              Можно мигать не «вкл-выкл», а «ярко — не так ярко»


              1. OldFashionedEngineer Автор
                22.11.2022 17:29

                Может быть. Я по ТЗ от товарища делал. Можно и яркость менять. Но надо схему тогда переделывать.


  1. ionicman
    21.11.2022 11:50
    +2

    А че не на ПЗУ-шке? Там как раз 8 выводов, анимацию разделить на чанки, генератор гоняет по кругу только один чанк, чанки — это динамические действия типа «поворот направо» или «стоп», в каждом чанке каждый байт — состояние полоски диодов, на ПЗУ на вывод битов прямо прилепить диоды — выходы там мощные достаточно, размер чанка фиксированный и кратен степени 2 — чтобы выбирать было проще.

    Но вообще, в каждой такой статье я бы вверху давал дисклеймер — «не надо так делать в 2022», или «я так делаю, потому что хочу и могу, а не потому что это правильно» :)

    Ибо данная штука делается на attiny за 70рэ (или на китайском за 15рэ) и 8 адресных диодах WSxxxx, при этом плюсом идет RGB, любые переливы и анимация и у вас еще останется 4 свободных линии из 6 (1-лента диодов, 1-ацп на кнопки выбора режима), по которым можно подключить аксель, например. И все это уложится в платку 10x10мм и жрать будет куда меньше за счет ШИМ.


    1. OldFashionedEngineer Автор
      21.11.2022 12:43
      +2

      Хабр - это вроде блог? В начале своего блога я сразу писал, что делаю так потому, что могу. Зачем каждый раз повторяться?


      1. ionicman
        21.11.2022 12:49
        -3

        Блог, да, но статьи в ленте появляются отдельными, и далеко не все зайдут почитать что-то про вас, кроме того, ваши статьи кочуют между блогами — сегодня, например, это блог TimeWebCloud.

        Но это был просто совет и ничего более.


        1. OldFashionedEngineer Автор
          21.11.2022 12:55
          +5

          Мои статьи никуда не какую. Я пишу только в один блог. А также статьи висят в моем личном.

          И, по сути, народ тут взрослый. Сами решат, как надо или не надо делать.

          Я ставлю другую цель. Это же не туториал "как сделать" фонарик". Я бы назвал свои статьи больше развлекательными.


    1. OldFashionedEngineer Автор
      21.11.2022 12:45
      +2

      ПЗУшуа идеологичнски не подходит. Её тоже надо шить!


  1. Jury_78
    21.11.2022 12:08
    +3

    стали бы вы так заморачиваться, или выбрали бы микроконтроллер?!

    Я собирал бегущие огни для елки на реле. Правда это было лет 40 назад, но тогда TTL логика уже была. :)


    1. OldFashionedEngineer Автор
      21.11.2022 12:44
      +2

      Оно мигало и ещё щелкало?


      1. Jury_78
        21.11.2022 13:33

        Естественно! Было их там 3 или 4 штуки, то ли РЭС6 или РЭС9.

        В автомобилях до сих пор реле поворотов щелкает :)


        1. OldFashionedEngineer Автор
          21.11.2022 13:57
          +2

          В современных автомобилях щёлкает бузер в приборной панеле для поддержания традиции.


          1. Jury_78
            21.11.2022 15:08

            Не у всех ... Есть еще old school :)


            1. OldFashionedEngineer Автор
              21.11.2022 15:34

              Когда Вы писали "до сих пор", я подумал, что речь о новых моделях... а не о тех, что тогда выпустили, и до сих пор ездят и щелкают)))


              1. Jury_78
                21.11.2022 16:18

                "Duster" - стоит реле, не такой и старый авто. У его "родственников" скорей все тоже и "Лады" наверно.

                Реле - это и контакт и звук, разумное решение. Если коммутация твердотельным реле, то звук взять негде - вот и придумывают всякое :)


                1. OldFashionedEngineer Автор
                  21.11.2022 16:27

                  Не, у лады точно зуммер в приборке тикает, реле под капотом, его не слышно в салоне. Думаю, что и на дастере таже схема.


                  1. Jury_78
                    21.11.2022 17:51

                    Не настаиваю... Давно в авто не ковырялся.


            1. OldFashionedEngineer Автор
              21.11.2022 15:36

              Это уже не олд скулл, а олдтаймер получается


          1. garus_ru
            22.11.2022 11:45

            Это не традиция, это тоже индикация, как и любая другая звуковая индикация. Велосипедисту она как раз не помешает, так как он даже не знает, что реально отображается на его фонаре. Так что, еще одна ревизия для автора платы.

            А еще бы ускорить скорость последовательного зажигания светодиодов при сохранении частоты повтора в 1 Гц. Выглядит грубовато на видео, нет плавности.


            1. OldFashionedEngineer Автор
              22.11.2022 11:52

              Мне наоборот так нравится. С расстояния самое то. Иначе не так понятно, что там полоска заполняется

              По мотоциклетному переключателю поворотов тактильно понятно, в каком положении переключатель поворотов.


    1. sim2q
      21.11.2022 14:53

      Я собирал бегущие огни для елки на реле.

      собирал секвенсор для детской пианинки на реле, получился аккомпанемент сразу с ударными :)


    1. DaddyReal
      21.11.2022 21:42

      В то же время, но на тиратронах МТХ-90 и тиристорах.:)


      1. sim2q
        22.11.2022 17:12

        но на тиратронах МТХ-90

        Было много схем на них, сенсоры особенно, но как то не прижилось у меня, капризные или просто не было или ещё какая-то причина. Но нравилось, что если не ошибаюсь - у них был какой то более глубокий красно-оранжевый цвет и бонусом - высокотемпературный приопой на лапах.


    1. Didimus
      22.11.2022 09:19

      Ещё были реле с валиком. Это совсем олдскул


  1. progchip666
    21.11.2022 13:35
    +3

    Однозначно лайк. В наше время дефицита микроконтроллеров логика приобретает утерянный было смысл. Ну и требование односторонней платы это жёстко в сегодняшние дни, особенно для таких как я - 90 процентов разрабатываемых мной плат 4 сторонние, остальные двух. Последнюю одностороннюю такое впечатление что лет 30 назад делал, На миллиметровке ещё топологию рисовал помнится...


    1. OldFashionedEngineer Автор
      21.11.2022 13:59
      +2

      Слава Богу, пока все не на столько серьёзно. Дорого конечно, но ещё можно на контроллерах делать серийные вещи.

      Но готовыми надо быть ко всему, вот логикой и разминаюсь))


      1. progchip666
        21.11.2022 14:56
        +2

        В сегодняшних условиях логика много дешевле обходится даже простых микроконтроллеров.


        1. OldFashionedEngineer Автор
          21.11.2022 17:12

          Но, к сожалению, требования к современной электронике выросли так, что на логике сложно сделать что-то такое, что бы полностью соответствовало по уровню. Лет 15-20 назад ещё что-то на логике было бы целесообразно делать. Сейчас, всетаки, это скорее для развлечения, нежели имеет прикладной смысл.


          1. progchip666
            21.11.2022 18:29

            Полностью да, но периодически я применяю логику, в узлах где требуется высокое быстродействие - вот например сейчас в амплитудном детекторе для выделения импульсов высокой частоты из зашумлённого сигнала. Так что представлять как работают логические разные логические элементы, а не только буферы полезно


            1. OldFashionedEngineer Автор
              22.11.2022 01:10

              Иногда возникают требование по защите сигналов управления. Защита от зависания контроллера и подобные случае.


  1. sepulkary
    21.11.2022 16:56
    +1

    Когда-то давно, лет 10 назад, делал для собственного удовольствия трехсоставную велосипедную светоиндикацию (головное устройство с фарой и встроенными поворотниками + 2 дискретных поворотника назад, на рюкзак) на микроконтроллерах STM32, связь между "головой" и поворотниками по радиоканалу. Может, кому-то пригодится, проект лежит на GitHub.


  1. stalinets
    21.11.2022 17:22
    +2

    Я планирую сделать проще: мотоциклетное реле поворотов, 3 банки 18650 последовательно, левая ручка от скутера с рычажками фары и поворотов, и влагозащищённые светодиодные лампочки на 12 вольт (оранжевые - 4 шт, и по одной белой и красной).


    1. OldFashionedEngineer Автор
      21.11.2022 17:36
      +4

      Отличный план. И индикатор заряда аккумуляторов нужно. А то обычно вспоминаешь про них тогда, когда заряжаться некогда.


  1. VT100
    21.11.2022 20:10

    По мне — так ещё длиннее сделать, для наглядности. Сантиметров 20, по ширине сиденья.


    1. OldFashionedEngineer Автор
      22.11.2022 00:58

      Можно добавить компараторов и резисторов в делитель напряжения.


      1. VT100
        22.11.2022 07:39

        Просто светодиоды пошире поставить.


        1. OldFashionedEngineer Автор
          22.11.2022 07:50

          Можно по два последовательно включить. Схема до 9В работает. Заодно меньше на резисторах падать будет.


  1. daggert
    21.11.2022 20:51
    +6

    Какой-же изврат! Автор, не останавливайся, я прям в такие статьи проваливаюсь с головой. Как-же интересно почитать иногда статьи с таким электропорно, нежели очередными "налепим атмегу и 12 WS2011".


  1. sergio_nsk
    21.11.2022 20:51

    Есть какой-нибудь толк от подобных лазерных маяков? Есть разные вариации, с простой линией позади велосипеда, с "габаритными" линиями слева и справа.


    1. OldFashionedEngineer Автор
      22.11.2022 01:00

      Да в Китае все есть конечно. Но статья не про это. Я про схемотехнику пишу


  1. Lutra90
    22.11.2022 00:29
    +1

    Только настрой что б не в глаза прохожих навстречу идущих било


    1. OldFashionedEngineer Автор
      22.11.2022 01:12

      Это уже не по моей части. Я только по схемотехнике.


  1. kkuznetzov
    22.11.2022 04:41
    +1

    Прекрасная замороченная схема, что бы размять мозги.


    1. OldFashionedEngineer Автор
      22.11.2022 05:29

      В итоге не очень и заморочено вышло. Но идея мне самому понравилась. Не часто такие решения в голову приходят.


  1. stalinets
    22.11.2022 10:37

    Народ, а подскажите ламеру, как максимально просто и дёшево сделать автономную моргалку? Да, есть готовые моргающие светодиоды, но у них не та частота и скважность.

    Нужен белый светодиод, яркостью как в дешёвом наключном фонарике (чуть тускнее чем led-вспышка в телефоне, чуть ярче чем садовые фонарики на солнечной батарее), который при подаче питания от батарейки будет гореть примерно 0,5 секунды, не гореть примерно 7...10 секунд, снова гореть 0,5 с и так пока не сядет батарейка. Нужно, чтоб от 2 или 4 щелочных батареек АА оно автономно моргало месяцев 5 гарантированно. Зимой на морозе. Мне бы что попроще, чтоб купить на али деталек, запаять по схеме, вклеить во влагозащитный корпус, подключить батарейки, и заработало, без сложной логики и программирования МК.


    1. OldFashionedEngineer Автор
      22.11.2022 11:37
      +1

      На lm555 таймере можно сделать. В интернете есть калькуляторы для расчёта параметров. Будет работать от 2,7В до 15В вроде. Вся схема рублей 50 выйдет. Можно даже на чип и дипе купить, чтоб не ждать. Из деталей будет два резистора и два конденсатора, и одна микросхема.


      1. sim2q
        22.11.2022 18:52

        Народ, а подскажите ламеру, как максимально просто и дёшево сделать автономную моргалку?

        На lm555 таймере можно сделать

        всех упоминающих 555 записываю в иноагенты!)
        в наше время такой фигни никаких 1006ВИ1 не было :), а использовались рассово верные два элемента ЛА3 (ну или ещё какие инверторы)


        1. OldFashionedEngineer Автор
          22.11.2022 19:12

          Генераторы на логических вентилях- это не лучшее решение. Даже тексис не рекомендуют так делать. Повторяемость низкая. Параметры схемы сильно зависят от производителя микросхем.


    1. VT100
      22.11.2022 15:40

      Нужно, чтоб от 2 или 4 щелочных батареек АА оно автономно моргало месяцев 5 гарантированно.

      Несбыточно, я думаю. Положим 50 мА на скважность 0,05 в течении 150 дней — получим примерно 9 Ач. Накинем на КПД, саморазряд и падение ёмкости на холоде процентов 50 (довольно оптимистично) — 18 Ач. Так что "AA" надо минимум 6 штук.


      1. stalinets
        22.11.2022 18:56

        Это я написал время работы с запасом. Ну пусть будет 6 или даже пара батареек D. Лишь бы рабочую схемку найти.


  1. vviz
    22.11.2022 10:45
    -2

    Перепады температуры, влажности, вибрация, динамические нагрузки - как долго проживет такая плата? Отказ ключевого элемента - все снимай, расчехляй паяльник? Это ж дорога, надежность должно быть как можно выше. Плата со светодиодами с возможностью без паячной замены и контроллер в "кроватке" покрытый "мягким" компаундом вернее, ИМХО. Как схемотехническое решение - прекрасно.

    И отдельно - способ указания маневра и визуализация ТС для велосипедиста описан в ПДД. Все остальное - может не приниматься во внимание участниками дорожного движения... Ну примерно как машина ДПС с включенным проблесковым маячком, но без включения аккустического сигнала.


    1. OldFashionedEngineer Автор
      22.11.2022 11:40
      +2

      Панельки и прочее безпаечное, как по мне, хуже, чем пайка, на надёжность влияет. Если плата нормально собрана, почему её растрясти должно?