Привет! Я Саша Пургина, руководитель отдела развития data-продуктов в Lamoda. В этой статье хочу рассказать, как мы использовали экспертизу разных команд для генерации 200+ новых гипотез и сплотили весь отдел вокруг решения пользовательских проблем.

Статья будет полезна продактам, проджектам и лидам команд, которые ищут варианты роста вовлеченности коллег на базе продуктовых вопросов в условиях удаленной работы и без больших затрат. В конце вас ждет чек-лист и шаблон презентации, чтобы было проще реализовать похожую идею у себя.

Кому статья точно НЕ будет полезна: компаниям, которые не готовы брать гипотезы от разработки и других отделов в продуктовый бэклог для проверки и реализации.

Первый FeatureWeek офлайн

Четыре года назад я работала продактом в новосибирской компании по поиску недвижимости N1.RU. Тогда мы все ходили в офис, могли обнимать коллег при встрече, угощать шоколадками и играть в теннис по вечерам. Но даже в те времена у продуктовой команды стоял вопрос о большей вовлеченности команд.

При этом, мы знали, что у коллег есть много экспертизы за пределами зоны ответственности, но нет понятной и системной точки приложения этих знаний и опыта. Ребята обсуждали идеи между собой, но дальше кухни эти мысли не шли, так и оставались витать в воздухе.

Тогда-то мы с продактами и придумали формат FeatureWeek. Ивент, помогающий людям увидеть, что компания ценит их идеи и инициативы. И при этом, не требующий много усилий на организацию и перестройку процессов внутри команд. 

FeatureWeek в N1.RU: в течение рабочей недели каждый сотрудник предлагал идеи по развитию продукта в рамках ключевых для компании направлениям в формате: что делаем, какую проблему решаем, на сколько сильно проблема мешает целевым сценариям использования. 

Особенности формата: 

  • офлайн;

  • максимальная простота донесения своих идей; 

  • публичность; 

  • система мгновенного подкрепления активности подарками;

  • реализация предложенных идей. 

Мероприятие затронуло всю компанию (50+ участников). Мы получили множество восторженных отзывов и сотни гипотез для проверки и реализации. А в долгосрочной перспективе — коллег, которые не боятся высказывать свои продуктовые идеи продактам и ожидают на них прозрачного фидбека, внесения в бэклог, проверки.

FeatureWeek в Lamoda онлайн

Три года назад я устроилась продактом в отдел R&D (research and development) в Lamoda. Время шло, но проблемы в продуктовой разработке оставались все те же, а за счет удаленки они еще и усугублялись.

Когда на очередной встрече лидов мы начали обсуждать методы повышения вовлеченности команд, я вспомнила про FeatureWeek, и коллеги согласились попробовать его, немного изменив формат из-за удаленки. Остановлюсь на этом опыте подробнее, чтобы вы могли пользоваться статьей, как туториалом, если понадобится.

FeatureWeek в Lamoda — это рабочая неделя, во время которой все сотрудники отдела R&D, независимо от роли и должности, в онлайне обсуждают проблемы пользователей и предлагают решения. 

Впервые мы провели FeatureWeek в августе 2021 года. Событие длилось 5 рабочих дней, три из которых были нерабочими в обычном смысле, потому что целиком были посвящены брейнштормам. Организаторами выступили 5 человек — два продакт-менеджера и три тимлида. 

Участие принял весь отдел R&D и часть IT-департамента. Суммарно 40+ сотрудников из разных команд — разработчики, тестировщики, аналитики, дата-сайентисты, продакты, дизайнеры.

Какие задачи мы перед собой ставили, организуя ивент:

  • повысить вовлеченность команд, дать возможность каждому применить свою экспертизу за пределами привычной сферы влияния;

  • немного развлечься в условиях удаленки;

  • наполнить бэклог новыми гипотезами для проверки.

Задействованные инструменты:

  • Zoom. В нем запускали презентации, разделяли участников по сессионным залам во время брейнштормов и записывали видеообращения, в которых объявляли победителей. 

  • Miro. Использовали как инструмент для визуализации наших мыслей и идей в процессе брейнштормов.

  • Google Таблицы. Структурировали идеи, чтобы в дальнейшем их обсуждать, а также выявлять победителей и распределять подарки.

  • Google Презентации. Рассказывали про формат, подводили результаты каждого дня и суммарно по всей неделе.

  • Google Формы. Через них собирали идеи и гипотезы, которые появлялись за пределами брейнштормов.

  • Slack. Здесь в специально созданном общем чате ежедневно анонсировали события недели.

  • YouTube. На нашем канале каждый день публиковали итоги.

Как готовились к неделе брейнштормов

Вся подготовка заняла две недели и несколько встреч оргсоставом. Нужно было позаботиться о следующем:

Узнать, есть ли у коллег интерес к подобному формату. Для этого описали идею и закинули с опросником в рабочий чат. Отклик был позитивным, потому что на удаленке все подустали, хотели какого-то движа. 

Найти единомышленников для организации. Нужно было заручиться поддержкой лидов и продактов. Продакт обязательно нужен, чтобы выбрать проблемы для брейнштормов и чтобы потом сгенерированные идеи не ушли в стол, а их реально обсудили и зафиксировали в бэклоге на проверку гипотез или разработку. 

Составить план мероприятия, определить ответственных. Нужно было решить, кто будет каждое утро отправлять анонсы на день, а кто подводить итоги дня, кто какую роль занимает на брейнштормах. Мы распределились следующим образом: продакты погружали в проблематику и фасилитировали встречи, тимлиды помогали с генерацией идей и выбором наилучшего решения, а также с подсчетом результатов и техническими нюансами, а все вместе мы подводили итоги дня и благодарили ребят за участие.

Выбрать формат брейнштормов. Мозговые штурмы проводили по концепции Уолта Диснея. Ее суть в том, что при обсуждении идей участники одну за другой примеряют на себя роли Мечтателя, Реалиста и Критика. Это позволяет не пропустить смелую идею, а развить ее, обдумать и записать оптимальные решения.

Поставить встречи в календари. Так все могли заранее спланировать свое время и уделить внимание FeatureWeek. Как мы поняли позже, лучше не ставить три дня брейнштормов подряд. На третий день все уже подустали и генерировали меньше идей.

Настроить геймификацию. Наша гипотеза — если дать людям поработать в необычном формате и дарить подарки за активность, то общая вовлеченность в мероприятие будет выше. Главный вопрос — за что давать ачивки и подарки? Хотелось прозрачности и скорости в их присуждении, поэтому мы отказались от идеи с «судьями-организаторами» и заглядыванием в будущее для анализа что из идей сработает, а что — нет, в пользу общего голосования участников за лучшие идеи. Для подарков взяли мерч Lamoda: толстовки, футболки и фляжки. А еще специально для этого события сделали рюкзаки с уникальным логотипом FeatureWeek. 

Сохранить в тайне изюминку вечера. Мы до последнего не говорили коллегам про ачивки и подарки, что впоследствии создало искренний вау-эффект. Ребята не просто пришли на встречу пообщаться, но еще и получили подарки! Целью события ставили — провести время вместе, познакомиться, словить синергию и совместно придумать что-то крутое, полезное для пользователей.

Разработать и нарисовать ачивки. Можно было обойтись и без уникальных ачивок и просто скачать картинки из интернета, но мы зажглись энтузиазмом и сами визуализировали номинации. Поэтому во время подведения итогов каждого дня фотографии победителей обрамляли ачивки.

А еще договориться, что мы не идеальны. Что-то может пойти не так, может не появиться ни одной гениальной идеи. Главная наша задача — сплотить коллег вокруг продукта, который мы делаем для пользователей.

FeatureWeek

Понедельник. Встреча-знакомство

На ней мы поделились планом на неделю и открыли сбор идей по улучшению продукта через Google форму. Большинство сотрудников Lamoda пользуются сайтом, приложением и сами могут подсказать, что и где стоит улучшить. Поэтому в этом блоке, намеренно не ограничивали людей и дали возможность писать идеи, которые помогли бы в решении наболевших проблем.

Вечером узким кругом организаторов подвели первые итоги по Zoom, записав их на видео.  Самому быстрому участнику, первым приславшему идею, «вручили» подарок. 

Итоги каждого дня решили именно записывать, а не подводить в онлайне, потому что собрать одновременно всех ради 5-минутной встречи было слишком сложно. К тому же формат записи позволял делать несколько дублей и проводить встречу, словно в эфире радио: «Всем привет! С вами R&D радиоволна и ее ведущий …».

Вторник. Первый брейншторм и результаты прошлого дня 

Утром мы отправили видео-результаты первого дня коллегам. Только тогда команды впервые узнали, что за активность им полагаются подарки. Это их очень удивило и обрадовало. Дальше наши «радиоэфиры» каждое утро встречали ребят и рассказывали, кто же теперь оказался победителем и в какой именно номинации.

Днем прошел полномасштабный брейншторм, который занял 6 часов: 

  • 0,5 ч — совместное погружение в проблему и задание вектора идей сегодняшнего брейншторма;

  • 1,5 ч — генерация идей, работа в группах: сбор и первичная валидация идей, голосование за лучшие. На группы делили случайным образом, но за каждой был закреплен один из фасилитаторов. Максимально выходило 5 групп;

  • 0,5 ч — совместное озвучивание лучших идей другим командам и добавление новых мыслей от слушателей;

  • 1,5 ч — перерыв;

  • 1,5 ч — работа в группах: более подробная проработка идей, обсуждение рисков и их перенос в бэклог;

  • 0,5 ч — подведение итогов дня.

Вечером узким кругом организаторов записали в Zoom результаты этого непростого дня.

Ачивки выдавали по такой механике: в конце этапа генерации идей каждая группа оценивала идеи внутри. У каждого участника группы было 5 голосов и он мог отдать их за самые лучшие на его взгляд решения (за свои просили не голосовать). Дальше эти данные перенесли в таблицу и сделали различные срезы для распределения ачивок.

Выданные ачивки:

  • лидер по количеству предложенных решений;

  • решение, набравшее больше всего лайков;

  • лидер по количеству лайков в сумме за все решения.

Доска в Miro на первом брейншторме: детально рассматриваем сценарии пользователя 
и погружаемся в проблематику
Доска в Miro на первом брейншторме: детально рассматриваем сценарии пользователя и погружаемся в проблематику

Среда и четверг. Еще два дня брейнштормов

Их вели продакты: погружали в проблемы, задавали цели и направления идей, отвечали на вопросы и вовлекали ребят в брейншторм. Лиды помогали добавить технической составляющей, уточнить решения и фасилитировали работу в группах. Ачивки были те же, что и в первый день брейншторма.

На третий день брейнштормов пришло в два раза меньше людей, чем на первый. Это было связано с тем, что тема брейншторма оказалась сложнее для понимания и все уже немного подустали. В следующий раз мы откажемся от трех брейнштормов подряд.

Доска в Miro на третьем брейншторме: 4 рабочие группы ищут ответы на одинаковые вопросы
Доска в Miro на третьем брейншторме: 4 рабочие группы ищут ответы на одинаковые вопросы

Пятница. Подведение итогов

В завершение недели мы выбрали лучшие гипотезы, подарили мерч самым активным участникам и собрали фидбек от ребят.

Ачивки недели:

  • «Сеньор стабильность» — человек, посетивший все брейнштормы и активно предлагавший идеи каждый день;

  • «Генератор идей» — лидер по количеству предложенных идей суммарно за 3 дня;

  • «Любимец публики» — лидер по количеству голосов за все предложенные идеи на этой неделе.

Скриншот встречи по подведению итогов
Скриншот встречи по подведению итогов

Что произошло с идеями после события

Помимо моря положительных эмоций и укрепления связей в командах, мы положили в бэклог 210 идей. После FeatureWeek потребовалось еще несколько недель, чтобы просмотреть их все с проектными командами и выбрать те, которые хотим проверить или реализовать в ближайшем квартале.

Многие требовали аналитической проработки, часть идей дополняли друг друга и вместе образовывали полноценные проекты. Например, на брейншторме про определение размера пользователя — одну из самых важных проблем при покупке одежды в интернете, — было высказано несколько мыслей: 

  1. Можно спрашивать у пользователя про вещи, которые он носит прямо сейчас –  размер, стиль и таким образом больше узнавать о человеке;

  2. Различать на сайте те товары, которые пользователь купил именно себе, а не в подарок или другим членам семьи/друзьям;

  3. Дать удобные инструменты для заполнения предпочтений в продукте.

В сумме они легли в основу продукта, где мы напрямую спрашиваем у пользователя о его покупках и вещах, которые он носит. Затем используем его ответы в рекомендации размера. Часть решений уже в проде, часть — еще тестируется, часть — ждут своей очереди в бэклоге.

Анкета, где мы спрашиваем какие из купленных вещей пользователю подходят по размеру
Анкета, где мы спрашиваем какие из купленных вещей пользователю подходят по размеру

Еще пример: на одном из брейнштормов мы пришли к тому, что для качественного ранжирования каталога, рекомендаций и работы фильтров, нам не хватает разметки атрибутов товаров. Например, это вырез воротника, длина рукава, высота каблука, наличие рюш и другое. На брейншторме мы искали варианты, откуда можно было бы узнавать эти атрибуты и были высказаны следующие идеи:

  1. Разметить вручную, используя толокеров (тех, кто за вознаграждение выполняют задания по тестированию и улучшению системы на краудфандинговой площадке Яндекс.Толока);

  2. Стимулировать поставщиков по максимуму заполнять информацию о товаре. Например, показывая хорошо описанные товары выше в выдаче;

  3. Сделать отдельный инструмент, чтобы пользователи могли размечать недостающие, но важные атрибуты товаров.

В итоге эти идеи навели проектную команду на мысль, что множество информации о товаре скрыто в самой его фотографии. И нам осталось только научиться определять атрибуты по фотографии товара и использовать их в своих целях. Этот функционал мы также частично внедрили и продолжаем тестировать, считаем его одним из драйверов дальнейшего развития продукта в целом.

Что хотелось бы улучшить в следующий раз

По итогам события мы провели ретроспективу и решили улучшить следующее: 

  1. Готовить материалы и проводить обучение фасилитаторов за день до начала мероприятия, а не день в день;

  2. На самом брейншторме разбивать группы на основе активности и экспертизы (фасилитатор + очень активный, разговорчивый участник + эксперт по теме + остальные участники);

  3. Написать четкую инструкцию, как голосовать, потому что в процессе были выявлены несостыковки голосований разными группами;

  4. Найти инструментарий для переноса идей из Miro в Google Таблицы — это было одной из самых трудоемких задач;

  5. При раздаче ачивок презентовать сами идеи, за которые участники получают ачивки;

  6. Не проводить 3 брейншторма подряд, лучше третий брейншторм перенести на пятницу и подвести итоги в понедельник;

  7. Сходить с итогами FeatureWeek к продактам из других функций и если какие-то сгенерированные идеи ложатся к ним в бэклог, сообщить участникам брейншторма.

Применение и шаблоны для вас

В текущих реалиях у вас может не быть необходимости наполнять бэклог идеями на год вперед, а больше интересуют быстрые, простые решения, которые помогут бизнесу прямо сегодня. В этом случае скорректируйте темы брейнштормов под свой бизнес-запрос и продолжите FeatureWeek Хакатоном (или любым другим форматом, стимулирующим быструю разработку и проверку появившихся гипотез). Мы, например, недавно провели Хакатон.

Если вам понравился формат и вы решите применить его у себя, то:

  • вот шаблон презентации, который можно просто открыть и рассказывать по нему, зажигая коллег идеей;

  • а здесь шаблон для организации всего процесса с чек-листами и примерами таблиц для сведения результатов.

Комментарии (6)


  1. beduin01
    05.12.2022 21:44
    -3

    Все эти геймификации вызывают только отвращение. Не представляю как это может заходить взрослому человеку.

    Мне интересно на сколько бы продуктивность вашей команды выросла без всего этого мусора которым вы сотрудникам голову засираете.


    1. AlexandraPurgina Автор
      07.12.2022 11:30
      +3

      Опираясь на наш опыт, видим, что периоды "обычных рабочих будней" хорошо разбавлять дополнительными активностями: фичевик, хакатон, просто брейнштор на заданную проблематику и тд. От активностей можно отказаться. Хотя большинство ребят участвует с удовольствием, потому что после этого появляются совместные продуктовые решения и команде интереснее их реализовывать. Что в свою очередь поднимает заряд энергии на много недель вперед.


  1. prddm
    06.12.2022 09:31
    +1

    Хорошая статья. По стикерам я вижу, что записывались не только сформированные идеи, но и просто эмоциональные высказывания, что отвечает фасилитации. Отличные предложения по повышению качества след мероприятия. Мне оч понравилось про формирование групп - настолько просто.

    Все же интереснее не результаты ретроспективы, а как инструмент ляжет в дорожную карту Поиска все новых и новых идей. Все таки персонал - ресурс достаточно иссякаемый.


    1. AlexandraPurgina Автор
      07.12.2022 12:16
      +2

      Спасибо за фидбек) На счет включения Фичевика в дорожную карту поиска новых идей - главное правильно подобрать частоту. Важно, чтобы участники получали апдейты по предложенным идеям. Потому что если идей было много, но потом ничего не пошло в работу или осталось в непонятном статусе, то будет обидно и в следующий раз желающих участвовать будет сильно меньше. Ближайший Фичевик мы хотим провести в начале года, когда будет поменьше нагрузка и настрой подумать о будущем) В перерывах регулярно проводим точечные брейнштормы по уточнению технической реализации и ближе к планированию квартала - по сбору идей.


  1. Shturmon
    07.12.2022 10:54
    +3

    Классная статья. Было что-то похожее у меня когда-то. Правда длилось всё часа 4 и только продакт генерировал идеи, а мы внимательно за ним записывали. К сожалению от команды предложения он аргументировано зарубал. А вот в FeatureWeek я бы не прочь поучаствовать, разве что не уверен, что всем может подойти целых три дня брейнштормов - но тут я думаю, каждый может под себя это настроить.

    В общем, возьму как минимум на вооружение такой подход. Особенно в этом плане спасибо за практически пошаговые шаблоны, прям как опенсорсный код.

    P.S. С атрибутам похожая тема есть щас и тоже привлекали толокеров на первом этапе, а дальше ML команда планирует применить магию нейросетей.


    1. AlexandraPurgina Автор
      07.12.2022 12:33
      +2

      Спасибо, очень буду рада, если шаблоны вам пригодятся) Да, посещение брейнштормов было опциональным и на третий день у нас действительно пришло сильно меньше людей. В начале года думаем первые два брейншторма провести подряд, а потом сделать два дня "отдыха" и в завершении еще один, либо ограничиться двумя темами.

      Удачи с ML магией!))