Об авторе и уместности темы

Два десятка лет назад я работал проектным менеджером, и даже чуть кодил. Сферу сменил, хотя для своих потребностей временами что-то да делаю. Являясь руководителем клуба, наблюдаю непропорционально большой процент айтишников в горных лыжах, да и другом активном отдыхе - бесспорно это лучший вариант релакса для мозга. Для сугубо тематических лыжных сайтов такой текст заумь, а в айтишной среде, надеюсь, зайдёт. Habr читаю, и вижу, что досуговые и не проф темы нередки, здесь мой первый текст, и если интерес будет, продолжу.

В арсенале горнолыжника и сноубордиста есть всего два способа контроля скорости - удлинение траектории и проскальзывание.

Удлинение траектории происходит за счёт направления снаряда под углом к линии падения склона. Чем ближе этот угол к перпендикуляру, тем длиннее траектория. Можно смотреть на это как на уменьшение угла падения реальной траектории спуска - выбирая длинную траекторию мы уменьшаем угол наклона по линии движения.

Именно этим занимаются большинство неопытных горнолыжников и сноубордистов, двигаясь траверсом, то есть практически поперёк склона с минимальным падением высоты. Когда трасса не позволяет ехать дальше поперёк, совершается поворот. В случае неопытного горнолыжника, как правило плугом. А в случае неопытного сноубордиста скорее всего махом плечами и руками.

Техника поворота на кантах, на снимке инструктор-преподаватель Евгений Стрижов
Техника поворота на кантах, на снимке инструктор-преподаватель Евгений Стрижов

Такая тактика позволяет одолевать только широкие склоны, ведь необходимость делать поворот на краю склона не отпадает, так что требования к техническим умениям катающегося не снимаются.

Технику поворота на кантах - когда кант врезается в склон и направление движения снаряда совпадает с направление канта - можно считать частным случаем такой траектории, и она также удлиняет длину спуска. Важно, что для заданной геометрии лыжи / сноуборда для каждого угла закантовки удлинение траектории движения однозначно определено. Возможны также варианты поворота с отрывом лыж или сноуборда от склона и разрывом траектории, но всё это частности - траектория не может быть удлинена значимо от той, что задаваема геометрией и закантовкой. Вероятно кто-нибудь дотошный вспомнит дрифт - проскальзывание при повороте на кантах, выполняемое в целях вписать линию спуска в трассу - этот манёвр никак не меняет ход излагаемых рассуждений.

Итак, поворот на кантах не может быть назван полноценным способом контроля скорости, то есть способным ограничить скорость до желаемой, произвольной. И цель у него в спорте прямо противополжная - пройти заданную траекторию за минимальное время.

Проскальзывание - это поперечное движение снаряда по отношению к направлению канта, движение с боковым смещением. В том числе смещение не строго перпендикулярное, а под некоторым промежуточным углом. Если присутствует боковое смещение снаряда - это проскальзывание.

Как правило, под проскальзыванием понимают боковое смещение при малых углах закантовки, а боковое смещение при больших углах закантовки на русском именуют дрифтом. Однако эти терминологические вопросы не имеют прямого отношения к теме.

Скользящий поворот на буграх, на снимке автор
Скользящий поворот на буграх, на снимке автор

Проскальзывание по своей сути является именно тормозящим процессом - при боковом движении кант сдирает наст, в результате чего кинетическая энергия рассеивается. Вместе с тем, если нос и пятка проскальзывают с разной скоростью, происходит поворот. Поворот проскальзыванием является основной и базовой техникой наряду с поворотом на кантах.

Только поворот проскальзыванием позволяет осуществлять контроль скорости и траектории в широких диапазонах условий различных склонов и состояния снега. Поворот на кантах - нет.

Однако после широкого распространения сноубордов и карвинговых лыж практически все национальные и частные школы акцентировали своё внимание при обучении любителей катанию именно на кантах, как простому способу дать возможность обучаемым в течение короткого времени освоиться на пологих склонах. И увы, не многие люди склонны скурпулёзно соблюдать выданную рекомендацию придерживаться пологих (зелёных) склонов, и в результате в изобилии возникли "летающие ломы", они же "трамваи".

Сказанное делает очевидной простую мысль - недостаток контроля скорости на подготовленном склоне ("меня несёт") практически вне зависимости от его крутизны* исправляется простым путём бокового движения снаряда. Не сказать, чтобы эта мысль была гениальна, но она не приходит в голову почти никому из катающихся. Инструкторы же действуют согласно методичек, в которых этот скучно и долго нарабатывамый навык обычно относят близко к экспетному уровню. И поскольку общение с инструктором чаще происходит редко, чем регулярно, то.. имеем то, что имеем.

Скользящий поворот на сноуборде, на снимке инструктор сноуборда Никита Шишкин
Скользящий поворот на сноуборде, на снимке инструктор сноуборда Никита Шишкин

Правда у сноубордиста начало обучения неизбежно происходит именно с бокового движения на канте. Однако после минимального освоения навыка сноубордист тут же переходит к поворотам, и сам поворот осуществляется на канте с дальнейшим торможением проскальзыванием. Правильно ли называть такой поворот скользящим или поворотом проскальзыванием, вопрос терминологии, и разные авторы решают его по-разному. Но факт в том, что полученная в результате техника не даёт уверенного контроля на крутом склоне, в большинстве случаев не даёт и на средней крутизны. Малый радиус сноуборда, трудность удержания равновесия и регулировки небольших углов закантовки приводят к тому, что закантовка получается всегда большая, без проскальзывания. Движение на канте разгоняет райдера с последующей необходимостью приложения значимых усилий для торможения.

Горнолыжник же обычно вообще не занимается отработкой навыка бокового движения лыж, исключая проскальзывание в плуге, если обучающий инструктор обучает именно скользящим плугом.

Скользящий поворот на горных лыжах, на снимке детский курс
Скользящий поворот на горных лыжах, на снимке детский курс

Что делать? Если самостоятельно, то:

  1. Научиться хорошему боковому скольжению. Это займёт 2-4 дня, у кого-то и 5-6. Вам будет скучно, если не подключить сознание, объясняющее, для чего это делаете.

  2. Затем добиться встраивания проскальзывания в траекторию поворота, следя за тем, чтобы углы закантовки были минимальны, горные лыжи / сноуборд не вставали на кант. Чем меньше будут углы закантовки, тем длиннее будет проскальзывание, тем больше будет площадь сдираемого наста, тем равномернее будет скорость движения. И тем меньше будет расходоваться сил.

Когда поворот будет получаться почти расслабленно - это именно то, что нужно. В последующем на этом пути придёт возможность легко контролировать движение на разбитом склоне и буграх.

Эффективный поворот проскальзыванием подразумевает два навыка - тонкое регулирование угла закантовки и изменение распределение веса по длине снаряда. Оба навыка должны работать в динамике, подстраиваясь под меняющиеся условия. В целом контроль будет неплохо работать и с только первым навыком, но "эффективность" и управляемость окажутся хуже. Речь о том, чтобы для управления использовалось только смещение центра тяжести относительно снаряда, и не использовались элементы ротации. Но это уже следующая тема.

* На очень крутых и жёстких склонах скорость всё же не может быть ограничена до произвольной. Упавший на таком склоне не может остановиться и катится до его конца. Но техника поворотов проскальзыванием в этих условиях прекрасно работает, просто требует чуть бОльшего уровня.

Автор: Олег Рухлов, директор клуба Прогресс-Ски

Комментарии (73)


  1. zartdinov
    13.01.2023 07:05
    +12

    Попробуем, без видео сложно воспринимать, малые углы закантовки - это уже звучит как-то больно, ну или слишком быстро. Пока только научился поворачивать переносом центра тяжести вперед, было тоже не очевидно, это про сноуборд.


    1. Markscheider
      13.01.2023 07:42
      +24

      без видео сложно воспринимать

      лично мне не хватило рисунка-чертежа с направлением движения, векторами сил (раз уж тег "физика").

      По сабжу: мне оч. нравится "соскребание со склона" - описанное проскальзывание, которому действительно учат на первых занятиях. Когда склон крутой и страшный, я иногда в первый съезжаю на доске, поставив ее поперек склона. Это медленно и тупо :), но можно спокойно посмотреть на особенности спуска, освоиться.


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:25
      +1

      Вот видео 3D-модели со структурой, правда на лыжах https://youtu.be/msiQl-MS9r0
      Через год, надеюсь, сделаем и для доски. Это очень долгие итерации.


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:42
      +1

      Изображений для сноуборда нет, с сожалению. Есть лыжник с малыми углами закантовки и угловым положением. Тут можно увидеть упражнение Боковое соскальзывание с разбором положений тела https://proski.pro/useful/skiing-technique/side-slipping-basic-exercise-skiing-technique Надеюсь, это позволит понять, как на сноуборде.


      1. wepp
        13.01.2023 12:38
        +3

        Вот таких изображений не хватало в статье. И ниже в комментариях пишут про вектора, можно совместить.


  1. RomeoGolf
    13.01.2023 07:39
    +1

    Спасибо, было интересно. Катаю довольно давно, услугами инструктора не пользовался ни разу, помогали опытные товарищи, плюс кое-какая литература типа Жубера. Моими первыми прокатными лыжами и первыми собственными б/у была классика, и у меня сложилось ощущение, что предлагается на карвах освоить приемы поворота на классике, нет? По описанию довольно похоже.

    Мои карвы с довольно большим радиусом, на коротких склонах с чисто резаным поворотом получается не очень, ибо успеваю раза два повернуть, в результате часто делаю, как на классике, и меня это немного расстраивало (а менять лыжи или раздобывать вторую пару не хочется). А оказывается это нормально!


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:06

      Скользящий поворот не использует вырез лыж или сноуборда, он действительно одинаково выполняется на "классических" прямых лыжах и на лыжах с вырезом. У нас был эксперимент в 2013 или 2014 году, когда мы учили человека с нуля кататься на таких лыжах, результат совершенно аналогичный карвинговым. Вот видео, и ещё одно там же на канале есть https://www.youtube.com/watch?v=AsNm6vo9MJs


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:46

      Вот ещё крупный дядя на прямых лыжах с нуля. Лыжи правда были только подростковые, держат его с трудом, что ему сложно получить опору, видно.


      1. RomeoGolf
        13.01.2023 11:00

        У меня есть пара фоток с моего первого раза на классике в Байкальске — очень похоже :-) Только руки я держал еще шире. А потом меня научили держать плечи перпендикулярно склону и немножко пользоваться палками. В результате получилось увеличить скорость и перестать ее бояться, «вот тут-то мне карта и пошла»


    1. sshikov
      13.01.2023 19:30

      >типа Жубера
      Лучше Эллинга…


  1. SamMolokanov
    13.01.2023 08:21
    +3

    Если сноуборд хорошо загрузить на канте в повороте с коротким радиусом на передней ноге, то "кинетическая энергия" потратится на выкапывание канавы и изменение импульса в повороте, что позволяет контролировать скорость. Конечно, склон должен быть подходящий - не слишком жёсткий и не каша, ну, и не off-piste. А так да - проскальзывание отлично работает везде.


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:09
      +3

      Как раз один из вариантов получить травму на неподходящем склоне - голеностопа, икроножной и связок, колена. Но торможение простым удлиннением траектории хорошо работает, пока уклоны невелики.


      1. SamMolokanov
        13.01.2023 18:47

        Я имел в виду сноуборд, не лыжи. Не представляю себе, как можно получить описанные Вами травмы, если только не врезаться в скалу. Голеностоп в ботинке, ботинок в креплении, свобода движения сильно ограничена.


        1. OlegVRukhlov Автор
          15.01.2023 07:44

          Я тоже имел в виду сноуборд. Нога в ботинке в креплении имеет достаточную свободу для травмы, что неоднократно наблюдалось. Происходит при глубоком врезании канта в склон, в результате чего доска двигаться перестаёт, а человек продолжает.


  1. Rohon
    13.01.2023 10:10
    +9

    Странно. По моим наблюдениям все наоборот, большинство делают повороты с проскальзыванием, и на этом заканчивают свое обучения. И скребут склоны :)


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:15
      +2

      Скрести склон не то же, что использовать управляемый снос. Разницу можно наблюдать на видео - на стоп-кадре будет видна точка на лыжах, откуда начинает лететь снег. У человека, который не осваивал технику обычно это носок ботинка, или даже пятка. А должен быть носок лыжи. Аналогично с подметанием пяткой сноуборда.


  1. sgmak
    13.01.2023 10:11
    +5

    Я несколько раз когда на борде пытался максимально уменьшить угол закантовки в результате цеплялся другим кантом и весьма больно падал, а на хорошей скорости будет еще больнее... осторожнее надо с такими экспериментами


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:20
      +2

      Прежде чем делать повороты, нужно научиться плавно регулировать угол закантовки. Падение происходит именно из-за несформированного автоматизма, позволяющего выбрать нужный угол закантовки. Достигается несколькими днями соскальзывания на одном канте (сноуборд), с добавлением приседаний, прыжков и других дестабилизирующих движений.
      А то, что я описываю, можно было назвать экспериментом 11 лет назад. Сейчас это проверенная тысячами учеников практика.


      1. zatim
        13.01.2023 11:21
        +5

        Нет, это скорее происходит из-за неидеальной плоскости склона, который может быть в незаметных глазу бугорках и впадинах. А при определенных погодных условиях, часто бывающих на склонах и большие бугры полностью скрываются от взора. В результате на малых углах закантовки происходит зацепление другим кантом какого-нибудь бугорка и падение. Этот процесс, к сожалению, невозможно контролировать и приходится использовать большие углы там где надо и где не надо чисто для того чтобы не закончить отпуск в больничке.


        1. OlegVRukhlov Автор
          15.01.2023 07:49

          Навык регулировки угла закантовки нужно отточить до автоматизма, при котором закантовка подстраивается под неровности. Вот на видео заметные для глаза бугры. В плане положения снаряда разницы с доской нет. Это именно проскальзывание, и именно автоматизм, "думательная" часть мозга с такой скоростью работать не умеет.


          1. Arty_Fact
            15.01.2023 14:01

            Вот никогда не понимал могул.
            А бугры эти не создаются от такого движения, кстати? Кажется, что если лыжники будут вот так кататься со соскабливанием, то в одних местах снег будет вырываться и собираться в бугры в другом.


      1. Dimsml
        13.01.2023 11:47

        Достигается несколькими днями соскальзывания на одном канте (сноуборд)

        Так вот почему сноубордисты так настоятельно и методично обдирали все крутые части склона до состояния "лысая коленка"!


  1. NshAnton
    13.01.2023 10:17
    +2

    Из практики, на склонах очень мало сноубордистов умеющих в принципе уверенно ехать на кантах. Просто потому что карвить технически ощутимо сложнее чем ехать с проскальзыванием. Необузданная скорость на доске набирается новичками за счёт езды на плоскости но никак не на канте.


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:34
      +1

      >Необузданная скорость на доске набирается новичками за счёт езды на плоскости но никак не на канте.
      Это не так - неопытный сноубордист, пытающийся ехать на плоском сноуборде, моментально поймает кант и отправится в травму. Малый радиус сноуборда, и значительно бОльшая его чуткость в сравнении с лыжами (оттого, что закантовка на лыжах происходит боковым движением) приводят к тому, что сноубордиста кант сам начинает тащить сноубордиста. А вот уйти с канта в скользящий поворот (не подметание пяткой!), это уже умение.


      1. RomeoGolf
        13.01.2023 10:55
        +2

        Подозреваю, что имелось в виду — набор скорости на плоской доске носком вниз по склону, максимально загрузив пятку (потому что интуитивно кажется, что это должно притормозить) и не поворачивая (потому что нормально поворачивать не получается). А потом 2 варианта: или усилием воли, плеч и зада все же войти с помощью лома и такой-то матери в «поворот», содрать снег со склона, благодаря чему притормозить, и «перейти к п. 1», или аккуратно на скорости присесть, затем плюхнуться на собственный зад и тормозить уже им. Наблюдаю эту прелесть регулярно.

        У нас в городе недавно открыли небольшую горнолыжку (да еще и с прокатом), а инструктор для большинства ощущается дороговато, в результате прилив новичков валом, при этом нет не только элементарных навыков, но и желания хотя бы в ютубчике найти что-то по теме.

        Когда я учился кататься (на лыжах), в городе было небольшое, но очень дружелюбное сообщество любителей этого дела, вместе утаптывали склон после первых снегопадов, ребята даже самодельный бугельный подъемник делали. Там всегда могли подсказать, поучить. Сейчас на склоне приличная толпа, каждый за себя. Иногда кто-то из желающих научиться позовет товарища, который уже умеет, но большинство «как-нибудь сам».

        Сообщества не видно, осталось общение через интернет и редкие встречи на склоне по 1-2 человека из той компании, и это понятно: раньше придешь на склон — там все свои, пришли только те, кто в теме, кто хочет. Приходи, поздоровайся, и можно обратиться к любому за помощью, заодно и познакомиться. Это не хорошо, не плохо и не «когда я был молодой, снег был белее», это особенность организации, что ли, переход от компании единомышленников к коммерческой структуре.

        Простите, кажется я от темы отошел…


      1. NshAnton
        13.01.2023 12:06
        +1

        На мой взгляд, описание запутанное если смотреть со стороны сноубордиста:

        Из текста не очевидна разница между "подметанием пяткой" и скользящем поворотом, т.к. в обоих случаях происходит проскальзывание с торможением. "если нос и пятка проскальзывают с разной скоростью, происходит поворот. Поворот проскальзыванием является основной и базовой техникой".

        Очень широкое допущение: " Малый радиус сноуборда, трудность удержания равновесия и регулировки небольших углов закантовки приводят к тому, что закантовка получается всегда большая, без проскальзывания." Что бы научиться ехать на кантах всегда без проскальзывания, нужно потратить много времени и сил, что осиливают единицы, что и видно на склонах.


        1. OlegVRukhlov Автор
          15.01.2023 08:01

          С точки зрения физического явления - сдирания наста со склона - сдирание этого наста половиной снаряда тоже будет проскальзыванием. Однако устоявшаяся терминология не описывает неэффективные способы катания, и названий им не даёт.

          А давайте задумаемся, если передняя часть доски не участвует в процессе, склон скребётся только задней ногой, для каких целей вообще нужен носок? Видимо, он всё же нужен, если его делают? Вот когда он начнёт работать, поворот можно будет назвать скользящим в смысле устоявшейся терминологии. На видео точку контакта со склоном можно обнаружить по снежному вееру. Скрин со мной, лучшего ракурса не нашёл, в основном на лыжах


      1. ValeraBgg
        13.01.2023 14:19

        А вот уйти с канта в скользящий поворот (не подметание пяткой!), это уже умение.

        Никакое это не умение, а неоправданный риск. Быстро тормозить в карвинге (даже на мягкой доске) можно исключительно за счет смены ритма. Чем выше скорость, тем больше мелких поворотов требуется, чтобы ее погасить.


        1. OlegVRukhlov Автор
          15.01.2023 08:12

          Нет! Скользящий поворот - максимально безопасная техника, позволяющая даже физически слабым людям с отсутствующим физкультурным прошлым спускаться с крутых склонов.

          На кантах удлинение траектории определяется радиусом выреза + углом закантовки, поэтому сколько не мельчи поворотами, скорость будет не менее определяемой уклоном. При увеличении уклона придём к потере контроля. Скользящие же работают на всех реально существующих на курортах условиях.


          1. Serge78rus
            15.01.2023 13:51

            Нет. Скольжение как контроль скорости очень плохо работает на глянцевом льду и вообще не работает на подламывающемся насте и мокром тяжелом целяке.


      1. F0iL
        13.01.2023 15:38
        +1

        в скользящий поворот (не подметание пяткой)

        В чем разница между скользящим поворотом и подметанием пяткой?


        1. OlegVRukhlov Автор
          15.01.2023 08:13

          вот тут уже написал https://habr.com/ru/post/710370/#comment_25113542


    1. OlegVRukhlov Автор
      13.01.2023 10:36
      +1

      И да, чтобы понять, какая часть сноубордистов умеет пользоваться скользящим поворотом, достаточно посмотреть, сколько их способно ехать на буграх. Значительно меньше, чем лыжников. Причина в предыдущем комментарии.


      1. lordleto
        14.01.2023 09:29

        Бугры немного другое, там нарушение центра тяжежести. Вообще я не совсем согласен с предложеной технико

        НО однажды меня научили не скрести 45 градусный разбитый склон. Техника не отличалась новизной для сноубордиста - это были основы стойки, но за счёт огромных скоростей и неровностей клона, я не мог и ни в коем случае не должен был вставать на кант (под страхом реабилитации в больнице). В тот момент я использовал малые углы, чтобы нивелировать сопротивление на буграх....короче это было страшно, но эффектно.

        На более пологих склонах такая техника как правило не требуется, ибо вносит некую скукоту в спуск, а с другой стороны ей довольно сложно резко менять вектор движения. Лично мне больше нравятся резкие закантовки, без сброса снега хвоста. Эффектные перегрузки и довольно безопасно.


  1. Javian
    13.01.2023 10:17
    +3

    На фото лучше бы изобразить вектора кинематических величин.


  1. aborouhin
    13.01.2023 12:53
    +3

    Вот научите Вы всех проскальзыванию - и в итоге через пару часов после открытия склона он будет раскатан до голого льда :(


    1. OlegVRukhlov Автор
      15.01.2023 08:16

      Напротив, хороший скользящий поворот предполагает небольшие углы закантовки, соответственно неглубокое сдирание наста, так что склон изрывается меньше, и сугробов меньше накидывается. Не сказать, что катанием на канте склон портится меньше, достаточно посмотреть на поставленную трассу через полчаса тренировки.


  1. aaa_bbb
    13.01.2023 13:21

    Нам на лыжах такое упражнение как "кленовый лист" показывали почти сразу.(ставим лыжи поперек склона, качаемся корпусом вперед назад, в результате плавно спускаемся склона с амплитудой в пару длин лыж ) Обычно этот прием показывали для преодоления крутого и неширокого участка склона. Наверное это аналог спуска снежинкой на заднем канте для борда.


    1. aaa_bbb
      13.01.2023 13:43

      в том что изображено по ссылке на инфографике это прямо борьба со склоном и лыжами а не спуск с ними в гармонии )) не спорю эта техника пригодится лыжнику в арсенале, ибо чем разнообразнее тем лучше, но думаю, сначала стоить осваивать карвинг, повороты на кантах большого и малого радиуса )


      1. OlegVRukhlov Автор
        15.01.2023 08:20

        Напротив, скользящим поворотом можно ехать в эконом режиме столько, сколько нужно, без необходимости отдыха. Что невозможно на кантах.


    1. OlegVRukhlov Автор
      15.01.2023 08:18

      Падающий лист - это как раз упражнение на канте. Прямо противоположная техника.


  1. Ivan22
    13.01.2023 13:44

    у меня в принципе нет особых проблем со спуском когда ширина склона больше длинны лыж. Но есть проблемы со склонами которые уже. Ал-я лыжни в лесу между деревьев, как вообще там скорость контролировать??


    1. OlegVRukhlov Автор
      15.01.2023 08:21

      Так вот скользящими и контролировать. Нарабатывать на буграх, а не среди деревьев, где ошибка - травма.


  1. ef_end_y
    13.01.2023 14:14
    +3

    Можно для джунов, не особо знакомых с терминологией, пояснить. Вот я спускаюсь со склона, лыжи под каким-то углом. Я частично срываю снег и слегка перемещаюсь горизонтально. На крутых (для меня) склонах на этот срыв (торможение) тратится столько энергии, что ноги болят аццки. Что я делаю не так?)
    Также обратил внимание, что многие летают и вроде как притормаживают, как будто контролируют скорость. Попробовал также и понял что контроль скорости осуществляется тупо за счёт сопротивления воздуха, т.е когда стена воздуха не даёт тебе разогнаться до бесконечности. Это я не считаю контролем.
    Короче, если я применяю значительные усилия на срыв снега, то это из-за того что я ламак, а не хиляк?


    1. Ivan22
      13.01.2023 14:44

      ну если крутизна склона, ширина и качество снега приемлимые - то кайфовей всего как раз кататся именно быстро, ограничевая максимальную скорость только сопротивлением воздуха. А тут речь про более сложные условия


    1. sshikov
      13.01.2023 22:08

      Сопротивление воздуха, как и сопротивление лыж (трение о снег) достаточно сильны. Скажем, я обратил внимание, что на пологом склоне с лыжами 120 см я с трудом удерживаюсь за людьми, у которых лыжи нормальной для них ростовки. То есть, короткая лыжа меньшей площади просто не дает разогнаться, и даже когда я не сбрасываю скорость вообще, я просто не могу разогнаться настолько, как это происходит на большей ростовке.


    1. OlegVRukhlov Автор
      15.01.2023 08:27

      Обычно тело имеет неоправданно сильное напряжение, когда мы пытаемся делать что-то, что не особо умеем, и особенно, если ошибка грозит опасностью. Но вариантов, что конкретно не так, много. В целом при проскальзывании не требуется напряжения заметно больше, чем когда мы просто стоим. Если это не короткие повороты, сил должно уходить совсем немного.


    1. OlegVRukhlov Автор
      15.01.2023 08:32
      +1

      Сопротивление воздуха - один из факторов, но начинает заметно работать на скоростях за 40-60км/ч. В могуле спортсмены не одеты в обтягивающее, а в speed-ski особый "презерватив" на всю тушку.
      Я же говорю о полноценном контроле, т.е. возможности ехать столь медленно, сколько желаемо или нужно, хоть 10 км/ч.


  1. dromanow
    13.01.2023 14:19

    По сути правильно, но мне чего то кажется, что идея о том что лыжник сначала учиться карвить а потом скользить очень странная. Технически переход от плуга к скользящему повороту это замена положения и рабочего канта внутренней лыжи, с очень схожей физикой движения. Переход на карвинг это менять всю технику. Так же по опыту занятий во взрослой спорт секции, в которую приходят достаточно опытные люди, которым надоело просто кататься, уверенный карвинг максимум у 40% новичков. Собственно это хорошо видно, когда люди перестают попадать в вешки слаломом они автоматом переходят в соскальзывание.


    1. sshikov
      13.01.2023 22:04

      Ничего странного. Обучение карвингу с нуля в целом довольно несложно. И техника эта осваивается (особенно детьми) спокойно — просто надо начинать со склона, где можно спокойно себе позволить ехать чуть быстрее. Более того, техника очень похожа на ролики (которые вообще проскальзывать на асфальте не умеют), поэтому можно чему-то научиться и летом.

      Взрослые с «неправильным» опытом — это да, чуть другое. И да, фрирайд — это совсем другое еще раз. То что начиная во взрослом возрасте где-то на крутом склоне, буграх или целине, вы начинаете не с карвинга — это как раз вполне естественно. Но не значит, что нельзя учить сразу с него в других условиях.


    1. OlegVRukhlov Автор
      15.01.2023 08:36

      Но именно так рекламировали карвинговые лыжи с момента их появления и до ~2010. И карвинг-плуг изобретение для катания на кантах с нуля без всяких проскальзываний.


  1. stalker_316
    13.01.2023 14:20

    Вы забыли ещё такой механизм контроля скорости, как аэродинамика))) Распрямился, лапки в сторону раскинул - и уже десяток кмч можно скинуть, а если ещё и сильный ветер в морду, то можно весьма ощутимо двигать "точку равновесия" по скорости. Для лыжников не так актуально, ибо они любят "трико в обтяжку", а вот сноубордисты в куртках формата "белка летяга с обвисшими перепонками", вполне могут тормозить об воздух.

    И да, как в комментах выше написано, неопытный лыжник может разогнаться вниз по склону, а вот начинающий сноубордист при аналогичной попытке тут же словит кант и поедет дальше на пузике или на спинке)


    1. F0iL
      13.01.2023 15:54
      +1

       вполне могут тормозить об воздух.

      это если ветер дует в морду, а не в задницу :)


    1. aaa_bbb
      13.01.2023 19:11
      +1

      поэтому бордеры ездят боком, чтоб не взлетать как на вингсьютах ))


  1. Nik_san
    13.01.2023 14:25

    В сноуборде есть подобная техника. Является основополагающей во фрирайде и называется - диагональная работа. Вертикальная работа - это разгрузка вниз/вверх и к ней ещё добавляется смещение центра тяжести. Во фрирайде используют такие повороты с разгрузкой вниз, чтобы минимизировать нагрузку на снежный пласт.


  1. oracle_schwerpunkte
    13.01.2023 15:19

    Важно, что для заданной геометрии лыжи / сноуборда для каждого угла закантовки удлинение траектории движения однозначно определено.

    Да ну? Давно у нас лыжи гнуться перестали?

    Я вместо этого утверждения ожидал анализа вроде такого, с добавлением упругости лыжи...
    https://www.yourski.ru/article/zavisimost-mezhdu-uglom-zakantovki-i-radiusom-povorota-lyzhi-glavnye-vkladki
    https://www.ski.ru/az/blogs/post/kak-dostich-bolshikh-uglov-zakantovki-lyzh-dinamika-angulyacii-vrezanie-lyzhi-i-effekt-vesla/


    1. OlegVRukhlov Автор
      15.01.2023 08:40

      Постановка на кант приводит к прогибу снаряда и чётко определённому радиусу следа. Никаких рассуждений об упругости тут не требуется.


  1. F0iL
    13.01.2023 15:53
    +3

    Вот интересно, почти всегда сноубордистам (особенно новичкам) дают совет "если не хочешь сильно разгоняться - кантуйся", и меня этот совсем всегда удивлял, потому что когда я кантуюсь, я наоборот, резко разгоняюсь гораздо сильнее.

    Я юникогда не был фанатом видео-лекций при объяснении программистстких и прочих айтишных вещей, но вот когда дело дошло до физики и движений - тут наоборот из текста совершенно не понятно, о чем идет речь, хотелось бы видеть анимацию или хотя бы схемы, чтобы разобраться, чем скользящий поворот отличается от поворота на кантах.

    Например, "Проскальзывание - это поперечное движение снаряда по отношению к направлению канта, движение с боковым смещением" - это то, чему сноубордисты учатся вообще в первую очередь - перенести вес на пятки (если стоит лицом внизу по склону) или на носки (если стоим спиной) и с боковым смещением "кантом сдирать наст", и более того, начинающие сноубордисты обычно автоматически переходят в этот режим когда что-то пошло не так. Однако автор говорит, что подобное "не приходит в голову никому из катающихся" (то ли мы говорим о разном, то ли что-то тут не то), и в совете "научиться хорошему боковому скольжению" не совсем понятно, чем именно хорошее отличается от нехорошего. И опять же, "следя за тем, чтобы углы закантовки были минимальны" - по моему опыту получается, что чем меньше угол закантовки, тем меньше потеря скорости, что противоречит заявленной цели, ну либо я что-то делаю не так. Короче говоря, очень не хватает понятного видео или хотя бы пошаговых схем с демонстрацией различий.


    1. evnuh
      13.01.2023 16:23
      +1

      Как новичок - новичку. Просто надо всегда ехать на канте, и всегда под углом к склону. Всё. Как вы заметили, если встать на кант параллельно склону, то вы даже быстрее поедете вниз, чем на плоской доске. Поэтому только кант и постоянно его менять. По простому - дрифтить кантом. За последние года 3 редкого катания, всего пару раз оказывался на плоской доске, и заканчивалось это печально.


      1. F0iL
        13.01.2023 16:31
        +1

         Просто надо всегда ехать на канте, и всегда под углом к склону.

        Ну да, так и делаю. Правда, тут как раз вся статья, кажется, о том, что это неправильно и так делать не надо :)

        Поэтому только кант и постоянно его менять.

        Ну да, это само собой. Нюанс в том, что, как метко сказали в статье, склон не бесконечно широкий, и при езде под углом к склону рано или поздно нужно будет изменить направление обратно - и при смене направления и смене канта хоть на пол секунды, но оказываешься параллельно склону, и даже этой половины секунды хватает чтобы резко разогнаться. А радиус уменьшать уже особо дальше некуда.


      1. vyatkh1
        14.01.2023 17:00
        +1

        Мне и одного хватило. Из комментариев примерно понял о чем говорится в статье, но это, блин, страшно для меня, равносильно спуску на плоскости доски. Видимо и правда нужна сноровка, закалка, тренировка.


    1. to2n
      15.01.2023 17:53

      Торможение зависит от угла закантовки и угла доски к вектору текущей скорости. Если доска параллельна скорости движения - то прямое влияние закантовки на скорость минимальное, там уже идет речь про радиус дуги.

      Новичков учат в начале соскребаться боком, т.е. доска перпендикулярна склона => перпендикулярна вектору скорости. Соответственно совет "если не хочешь сильно разгоняться - кантуйся" верен в тех условиях


      1. F0iL
        15.01.2023 23:31

        "Кантуйся" - это "переходи с одного канта на другой и обратно". Текущий кант зависит от направления движения (лицом или спиной по отношению к склону), поэтому в процессе перехода в любом случае будет момент, когда доска окажется параллельна скорости движения. И именно этого кратчайшего момента достаточно, чтобы резко и сильно разогнаться.


        1. to2n
          15.01.2023 23:34
          +1

          "переходи с одного канта на другой и обратно" - это перекантовка, перекантовался и.т.д.
          Просто "кантуйся" или "закантовывайся" - это увеличивать угол закантовки без смены (первый вариант довольно редко слышал, восновном второй).


          1. F0iL
            16.01.2023 00:30

            Ну значит в тех краях используемый жаргон немного отличается :)


  1. Fedorkov
    13.01.2023 17:56

    В арсенале горнолыжника и сноубордиста есть всего два способа контроля скорости - удлинение траектории и проскальзывание.

    И ещё "литосферное торможение".


  1. reatfly
    13.01.2023 19:07
    +2

    На сноуборде скорость контролируется длиной/крутизной дуги, хочется побыстрее - дуги короче/параллельнее склону, хочется помедленнее - можно ехать во всю ширину склона, если надо остановиться - можно даже заложить дугу вверх по склону.
    Соскабливание - ну так новички ездят, да.

    На красно-черных выскобленных спусках кантоваться гораздо безопаснее (хотя это и кажется сложнее и опаснее, так как скорость выше; но это как раз и дает контроль над доской), чем соскабливаться на канте.


  1. sshikov
    13.01.2023 19:29
    +1

    Только поворот проскальзыванием позволяет осуществлять контроль скорости и траектории в широких диапазонах условий различных склонов и состояния снега.

    Этот диапазон для поворота на кантах очень и очень широк. Практически, вы не сможете контролировать скорость на кантах только если у вас в наличии условно, кулуар шириной метра три, и крутизной градусов 30 и далее до 60. Во всех остальных случаях, вы можете делать резаные повороты, и при этом не набирать скорость, увеличивая ширину синусоиды — потому что лыжи все равно будут проскальзывать.


    1. SamMolokanov
      14.01.2023 06:56

      Думаю, этот текст был написан не для кто катается в

      кулуар шириной метра три, и крутизной градусов 30 и далее до 60

      Чаще всего контроль скорости, направления и умение резко остановиться приходит раньше, чем умение

      делать резаные повороты, и при этом не набирать скорость


      1. sshikov
        14.01.2023 10:59

        Я не возражаю. Я лишь про то, что на нормальном склоне для начинающих вполне можно контролировать скорость без особого проскальзывания.


  1. sansanhz
    14.01.2023 22:47
    +5

    Очень слабенькая статья, а правильнее будет назвать "поток мысли". Как опытному сноубордисту - опус этот бесполезен, т.к. я уже читал все это в прекрасно оформленном виде с подобающими картинками. Как новичку - опус ещё более бесполезен, т.к. описано крайне сложно, не объяснены никакие термины, нет иллюстраций, которых можно было взять из Гугла сколько угодно.


  1. reactos
    15.01.2023 02:09
    +1

    Все же добавьте пожалуйста картинки. Сам стиль изложения - это именно то, чего мне не хватало, и чем я задолбал своего австрийского инструктора. Но без картинок проскальзывание описывать словами сложно


  1. raskal
    15.01.2023 08:23
    +2

    Я, конечно, не профинструктор и школой лыж не владею, но некоторый опыт катания имеется. И я рекомендую с осторожностью относиться к проскальзыванию на больших скоростях, особенно на лыжах. При маленьком угле закантовки это приведет вас к тому, что вы не заметите на плохой трассе ледяной комок или бугор, зацепите его плоскостью канта и дальше полетите уже как белка летяга, скорее всего прямо в больничку. Именно поэтому школы и учат тормозить с закантовкой. Секрета там нет - чаще поворачиваете, быстрее тормозите, т.е. нужно не пытаться за один поворот затормозить, а вместо этого сделать их три. При этом проблемы любых бугров просто отсутствуют, но появляется сложность делать качественные быстрые повороты на неширокой трассе - лыжникам полегче, сноубордистам посложнее. Автор скорее всего очень давно катает и очень много, в результате чего у него профдеформация - ему кажется, что достичь контроля над углом канта и нагрузкой на снаряд можно за 3-5 дней, но это так только для некоторых обучающихся. А важнейшим навыком, меж тем, является как раз навык не переходить на более высокие скорости и более сложные трассы до тех пор, пока вы не чувствуете себя на текущих скоростях рутинно. И это не 3-5 дней. Это сотни часов, как правило. И шанс, что вас за эти сотни часов размотает при поворотах проскальзыванием несравнимо выше, чем шанс, что вас размотает поворотами закантовкой, потому что вы априори учиться должны на более широких и пологих трассах, а в закантовке основная сложность - это уменьшение радиуса поворота, собственно.