Привет! На связи СберМаркет Tech. Эту подборку книг составили инженерные менеджеры СберМаркета и ведущие подкаста «Для tech и этих» Олег Федоткин, Никита Елагин, Семён Мацепура и Вячеслав Артемьев. Сейчас в подчинении у ребят суммарно более 200 инженеров. Мы попросили их поделиться книгами, которые в своё время помогли им вырасти из разработчиков в управленцев. Эти книги не только про лидерство, но и про найм, стратегическое мышление и коммуникации. Они будут полезны тем, кто уже управляет командой или идёт к такой цели. Поехали!

#1«Как пасти котов. Наставление для программистов, руководящих другими программистами», Ханк Рейнвотер

Кому читать: тимлидам и тем, кто хочет ими стать

Из книги вы узнаете, как совмещать лидерство с руководством (да, это не одно и то же!) Автор видит программистов как кошек, которые гуляют сами по себе, поэтому к ним нужен особый подход. Его и должен найти или разработать руководитель IT-команды, а этот «словарь» трудных случаев управления поможет справиться с такой задачей.

#2«Хорошая стратегия, плохая стратегия», Ричард Румельт

Кому читать: тем, кто хочет научиться принимать стратегические решения

Сборник истин о стратегическом мышлении. Ключевая мысль книги — о перераспределении ресурсов. Хорошая стратегия всегда подразумевает под собой перекладывание ресурсов из менее приоритетных направлений в то, которое находится в фокусе в данный момент. Простыми словами, нельзя найти время на занятия спортом, не сократив время на развлечения — что-то добавить, ничего не убавляя или не увеличив ресурс (например, с помощью найма). О том, как применить это в бизнесе и тимлидерстве, читайте у Ричарда Румельта.

#3 «Кто. Решите вашу проблему номер 1», Джефф Смарт и Рэнди Стрит

Кому читать: тем, кто нанимает людей в команду

Прием на работу неподходящего сотрудника обходится компании в сумму, которая превышает размер его заработной платы в 15 раз. Чтобы избавить руководителей от таких убытков, Джефф Смарт и Рэнди Стрит разработали стратегию найма сотрудников. В книге нет абстрактных рассуждений. Авторы дают конкретные рекомендации, основанные на интервью с 20 миллиардерами, 30 топ-менеджерами крупных компаний и успешных директоров. Ключевой принцип — задавать не гипотетические вопросы (что бы ты сделал в этой ситуации?), а раскапывать ситуации и результаты в реальном опыте кандидата.

#4 «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни», Нассим Талеб

Кому читать: тем, кто хочет научиться принимать эффективные управленческие решения

В этой резко провокационной и одновременно предельно прагматичной книге автор рассказывает, почему эффективные управленческие  решения может принять только тот, кому есть, что терять. Кроме того, Нассим Талеб наполняет новым смыслом привычные понятия, такие как «справедливое общество», «профессиональный успех», «личная ответственность». Кстати, книга «Черный лебедь» про влияние редких и непредсказуемых явлений тоже принадлежит ему.

#5 «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?». Роберт Фитцпатрик

Кому читать: тем, кто хочет прокачать коммуникативные навыки

Перед вами краткое, полезное и с хорошим юмором практическое руководство по эффективному общению предпринимателя с клиентами. Автор поможет понять, когда ответ дается из вежливости, подскажет, в каком направлении следует развивать беседу, какие уточняющие вопросы задавать и как избегать социально желаемых ответов. Несмотря на то, что книга посвящена коммуникации с клиентами, описанные в ей практики легко перенести на любое деловое общение.

#6 «Hooked. На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки», Нир Эяль и Райан Хувер

Кому читать: кто хочет прокачать продуктовое мышление

В нашем ежедневном обиходе множество вещей, без которых мы не представляем свой быт. Но как именно они попадали в наши руки и почему настолько сильно полюбились? Опираясь на результаты многолетних исследований, Нир Эяль и Райан Хувер описали модель «крючка»: четырехэтапного процесса, который успешные компании используют для формирования потребительских привычек. Многие кейсы из книги — это IT-продукты, которые ловят пользователя на бесплатный trial или другими способами.

#7 «Работа рулит! Почему большинство людей в мире хотят работать именно в Google», Ласло Бок

Кому читать: тем, кто хочет учиться на лучших примерах индустрии

Все кадровые секреты Google — в этой книге, причем от первого лица. Какие HR-решения превратили Google в компанию, куда большинство людей мечтают попасть на работу — читайте и записывайте рецепты успеха корпорации

#8 «Никаких правил. Уникальная культура Netflix», Эрин Мейер, Рид Хастингс

Кому читать: тем кто интересуется Netflix или хочет разобраться в том, как создавать корпоративную культуру

Книга о подходах и правилах, которые сформировали бизнес-модель Netflix. История становления компании от небольшого сервиса по доставке DVD до мирового гиганта рассказана её сооснователем Ридом Хастингсом от первого лица — легко и увлекательно.

#9 «Корпорация гениев: как управлять командой творческих людей», Эд Кетмелл, Эми Уоллес

Кому читать: всем, кто не понимает, как совместить полёт мысли с рабочей дисциплиной

Книга о совмещении творчества и менеджмента (а все мы знаем, что разработка — это то ещё творчество). Президент Pixar описывает формирование уникальной творческой команды студии со всеми провалами, неудачами и рабочими моментами — так, чтобы читатель мог учиться на его ошибках, вдохновляясь успехом, к которому пришёл Pixar.

Tech-команда СберМаркета завела соцсети с новостями и анонсами. Если хочешь узнать, что под капотом высоконагруженного e-commerce, следи за нами в Telegram и на  YouTube. А также слушай подкаст «Для tech и этих» от наших it-менеджеров.

Комментарии (2)


  1. nimishin
    20.01.2023 14:17
    +1

    И кем этот тимлид будет руководить?


    1. Sbermarket Автор
      20.01.2023 16:46

      Командой разработки. Потом группой, доменом и дальше — к звёздам