Привет, редактор! Недавно мы провели UX Writing Meetup со спикерами из СберМаркет Tech, Ozon и Магнит, но из-за ограниченного тайминга не успели ответить на многочисленные крутые вопросы слушателей. Подумали, что ответы на них достойны отдельного материала, именно его вы и читаете его прямо сейчас. Расскажем, что делать, если редполитика становится слишком толстой, с какими командами UX-редактору стоит подружиться в первую очередь, где взять рабочий опыт, если без него не берут на работу и о многом другом, что волнует опытных и не очень редакторов. Поехали!

Как настроить процессы в команде?

Отвечает Саша Липатова, UX-редактор в СберМаркет Tech.

#1 С какими командами посоветуешь UX-редактору познакомиться в первую очередь?

Если не считать дизайнеров, с которыми обычно знакомишься на входе, то с продактами, ведь именно от них тоже часто приходят задачи. Ещё советую дружить с разработчиками. Быть в их теме и на их вайбе очень полезно, чтобы понимать технические ограничения для твоего текста.

#2 Как сформировать бэклог редакторских задач и убедить команду, что это действительно нужно делать?

Есть один весомый и, как мне кажется, убедительный аргумент: исправить ошибку в рабочем процессе гораздо быстрее, нежели делать это, когда ошибка уже вылезла в прод. Это вопрос экономия ресурсов команды: времени, сил, а иногда и денег.

#3 Команда жалуется, что «слишком много полей в джире заполнять». Что делать?

Переработать шаблон и сделать его максимально лаконичным, оставив всего несколько самых важных пунктов: макеты, метрики, исследования.

#4 Работаешь ли ты только над UX или ещё и над промо? Если нет, то как сохранить консистентность между UX и маркетинговыми текстами?

Я работаю только над пользовательскими текстами, за промо отвечают отдельные ребята из маркетинга. Сейчас я одна на 8 команд — это приложение и сайт СберМаркета целиком. Для сохранения консистентности и нужны редполитика, глоссарии и словари. Мы всё пишем в соответствии с этими документами.

Смотреть видео доклада Саши «Это можно сделать прямо сейчас или 5 лайфхаков, которые наладят процессы UX-редактуры» или читать её статью на эту же тему. Написать Саше по любым вопросам можно в telegram или другую социальную сеть

Как стать первым UX-редактором в компании и что делать после того, как это получилось?

Отвечает Кира Калимулина, руководитель группы UX-редакторов в Ozon.

#5 Как новичку получить опыт реальных проектов, если без него никуда не берут?

Без портфолио не берут 100%, но без опыта могут взять. Можно попасть на стажировку в крупную компанию (например, Яндекс или Тинькофф). Учебные проекты точно могут считаться, если подать их в портфолио в правильном ключе: какую задачу вы решили, какие вопросы себе задавали, какие подходы использовали. Если у вас совсем не было проектов, я часто рекомендую взять существующий сайт и улучшить его или придумать свой собственный проект и создать для него все типы контента, которые хотите получить в портфолио. 

Можете собрать такой проект в Figma. Мне кажется, UX-редактор должен знать этот инструмент на базовом уровне — не обязательно собирать прототип красиво, достаточно просто сделать его понятным и логичным. Если вы совсем не владеете Figma, то пишите текст поверх скринов похожего приложения или даже в Google docs. Поверьте, при выборе UX-редактора никто не будет смотреть, насколько вы хороший дизайнер. 

#6 Как расставить приоритеты в задачах, если ты первый UX-редактор? Исправлять что-то старое или делать что-то новое?

Если вас взяли первым редактором, такого выбора не будет. Скорее всего, вас сразу загрузят горой новых задач и вам нужно будет научиться выделять время на просмотр старых. Важно об этом помнить и не уйти с головой только в новые задачи, потому что легаси вам придётся переделывать всё равно со временем. Можно отмечать повторяющиеся ошибки (например «р.» вместо «₽»), но главное — найти самые критические косяки, записать, заскриншотить и найти оунеров. Со временем вы и хорошие новые формулировки внедрите, и частично избавитесь от старых проблем в текстах.

#7 Как измерить и доказать свою пользу, чтобы поднять вопрос о пересмотре грейда или найме коллег?

Это вопрос к вашему руководителю. Когда вас нанимают, у него должно быть видение, что от вас требуется и что считается успехом. Лучше всего в самые первые дни или ещё в процессе найма спросить: «Что вы вообще от меня хотите? Какую пользу я должна или должен принести компании?». Когда эта польза будет выполнена, можно будет говорить о повышении грейда. 

Что касается найма коллег, это вообще не связано с пересмотром грейда, это вопрос объёма задач. Если у вас много задач и вы не справляетесь, это точно звоночек о том, что вам нужно нанимать новых сотрудников. Собирайте данные о количестве задач, сколько вы сделали, сколько планируете сделать. Если вы первый UX-редактор, со временем вам точно понадобится тот, кто будет заниматься текучкой, чтобы вы смогли взять на себя более верхнеуровневые задачи. 

#8 Как убедить коллег, что у тебя равнозначная роль?

Нужно говорить об этом постоянно и доказывать это делом. Вы можете говорить об этом своей экспертизой. Если вы будете показывать крутой результат, то вам постепенно начнут доверять. В большинстве крупных компаний есть чёткое понятие о ролях, а значит, доверие к эксперту есть по дефолту. В таких компаниях к пишущему специалисту прислушиваются, за ним последнее слово при решении вопросов, касающихся текста. Однако есть компании, где экспертиза и субординация это пустой звук, — такое редко, но встречается. В таком случае доказать равнозначную роль будет сложно, потому что такая порочная система сложилась до вас. Очень полезно заручиться поддержкой руководителя, который сможет представить вас всем как специалиста и при необходимости напоминать, что именно вы отвечаете за эту часть работы и принимаете решения по ней.

Смотреть видео доклада Киры «Безумно можно быть первым» про то, как строить процессы, если ты первый UX-редактор в компании или отделе или слушать подкаст «Спроси Киру» с ответами на другие актуальные вопросы.

Гайды, глоссарии и редполитика: с чего начать?

Отвечает Алиса Шефер, UX-редактор в СберМаркет Tech.

#9 Как быть, если редполитика становится такой большой, что коллеги перестают читать, а одинаковые ошибки остаются?

Сперва нужно понять, зачем вам такая большая редполитика. Это необходимость или её можно сократить до самых популярных ошибок? Возможно, нужно добавить содержание и поменять структуру во имя общего удобства.

Если это необходимость — можно решить проблему гайдами. Например, у нас два домена и множество команд. При этом одна большая редполитика. Дизайнеры из моего домена практически никогда в неё не смотрят. У них есть гайд по основным вопросам — используют только его. И это нормально. Удобно и быстро. Но когда есть какой-то глобальный спор — все идут в «большой» документ.

Спросите своих коллег, что мешает им пользоваться редполитикой, и где им легче всего искать информацию, в каком формате. А затем помогите решить эту проблему.

#10 Должен ли синтаксис интерфейса входить в редполитику?

Да, определённо. В нашей редполитике есть раздел о текстах в интерфейсе. Основные принципы, а главное — почему это так, и чем UX-текст отличается от маркетингового.

Сравните: «Приводите друга в команду и получите до 5 000 ₽ на карту» и «Оплата не прошла. Попробуйте ещё раз или напишите в поддержку». Маркетинговый текст мотивирует что-то делать, UX-текст ничего не продаёт и работает скорее как инструкция.

Таких моментов много и они неочевидны для ваших коллег. Полезно их подсветить

#11 У кого можно попросить помощи, если ты первый или единственный редактор в команде? 

Первостепенно — у ваших коллег. Раньше до вас кто-то писал тексты. Они знают продукт и уже имеют какие-то наработки, принципы, инструменты. Попросите их поделиться экспертизой, рассказать, что у них работало, что нет. 

И, конечно же, вступите во всевозможные профессиональные чаты: Редач, Плавучая редакция, Кнопочка, UX-печка и другие. 

У UX-редакторов теперь есть довольно крепкое русскоязычное сообщество, где можно спросить совета, почитать кейсы коллег, пройти обучение и даже найти себе наставника. Многие редакторы, в том числе и я, с удовольствием помогут новичку составить портфолио, написать документацию, построить процессы и просто побудут дружеским плечом.

#12 Стоит ли публиковать гайды и редполитику в открытом доступе? Какая от этого польза компании? 

Если политика компании позволяет — здорово делать такие документы публичными. Например, вы можете написать статью о том, как гайд помог решить бизнес-задачу. Или показать новый невероятно удобный способ оформлять редполитику, как это сделали Райффайзен

Прямой финансовой выгоды это не несёт, но повышает лояльность к компании, улучшает репутацию и показывает её сотрудников профессионалами своего дела. А ещё, это помогает развивать нашу отрасль и поддерживает новичков в профессии.

#13 Есть ли практика разработки гайда для коммуникации между дизайнерами и разработчиками? На что опираться в первую очередь? 

Да, есть. Хотя это больше работа технического писателя или аналитика, чем UX-редактора. Мало кто владеет языками программирования, кроме разработки — это нормально. Вам нужно поговорить со своими коллегами и определить цель документации. Какую проблему вы решаете? Дизайнеры должны понимать, какие в компании технические ограничения? Или почему нельзя склонять существительные с числительными? Выпишите боли разработки, которые раз за разом повторяются и боли дизайнеров, которые мешают следовать правилам. Затем опишите сами правила максимально простым языком. Не забудьте объяснить, почему это важно. 

Вы можете прийти за примерами ко мне в telegram. Тема специфическая, сложно подобрать их вне контекста.

#14 Из вашей практики — сколько ступеней проходит гайд или редполитика, прежде чем его утверждают и выпускают финальную версию? 

Вопрос с подвохом. У внутренних документов нет финальной версии. Это живые сущности, которые постоянно будут развиваться и меняться. При этом есть, конечно, разумное количество правок, прежде, чем мы вообще опубликуем какой-то документ.

По нашему опыту, редполитику мы делали в течение месяца тремя отделами. У нас было около 5 созвонов. И когда каждый отдел подтвердил, что он закончил свою часть, мы вычитали всё ещё раз и опубликовали. Гайды пишу только я, поэтому я делаю драфт, показываю команде, если всё понятно и удобно — публикую. Всегда оставляю контакты, куда писать по вопросам, и читаю комментарии, вдруг что-то забыли.

Если вы чувствуете, что процесс создания явно затягивается — поговорите с коллегами. Узнайте, в чём сложности. Не смотрите на эти документы, как на конституцию государства. Достаточно просто создать основу, которую вы потом будете вместе развивать.

Смотреть видео доклада Алисы «Гайды, глоссарии и редполитика: с чего начать?» или задать вопросы в telegram: Alise_Am.

Как тексты интерфейса влияют на бренд и почему ими так важно заниматься?

Отвечает Александр Марфицин, UX Writing Lead и автор telegram-канала «Инструменты редактора».

#15 Как нащупать золотую середину между понятностью и оригинальным голосом бренда?

Сделать понятность частью голоса вашего бренда. Не могу представить обратной ситуации, когда нарочитая непонятность становится элементом ToV.

#16 Как понять, что продукту не нужен уникальный, «дерзкий» голос?

Очень просто: если у вас нет ответа на вопрос, а зачем это вам.

#17 Какие отличия между джуном и миддлом в UX-редактуре, и как быстро можно растить грейд?

Джун — это годный исполнитель. Отредактировал, написал, молодец. Мидл — хороший исполнитель, уже смотрящий за рамки своей непосредственной работы и видящий связи между текстом, дизайном, коммуникацией и продуктом в целом.  Чтобы вырасти в грейде, нужно учиться брать ответственность за всё более сложные задачи — это самый короткий путь.

#18 Приходилось ли вам формулировать карту голоса в компании? 

Я почти всегда и везде прописываю Tone of voice продуктов и брендов, с которыми работаю. Единого подхода, как это сделать, в индустрии нет. У меня есть собственный фреймворк, но он выработан моей практикой и не универсален. Могу поделиться кейсом, как разработал ToV для компании «Зерокодер». Можете найти там инсайты и лайфхаки для себя.

#19 Как бы вы могли описать карьерный путь UX-редактора — в какой момент нужно двигаться дальше и в каком направлении?

Когда чувствуете, что большую часть времени решаете простые или легкие для вас задачи. А вот куда, знает только сам человек. Редактор может развиваться в сторону коммуникаций, может стать дизайнером, а может исследователем.

Смотреть видео доклада Александра «Как тексты интерфейса влияют на бренд и почему стоит настроить процесс UX-текстов должным образом».

Как подружиться со всеми, если ты UX-редактор?

Отвечает Саша Кончихина, UX-редактор в Магните. 

#20 Может ли UX-редактор быть интровертом?

Интроверт необязательно всё время сидит в погребе и не выходит на свет, наоборот, он тоже выстраивает коммуникацию с коллегами и выбирает комфортный способ общения. Особенно это важно для карьерного трека: так можно нарастить навыки переговорщика, а заодно завести полезные знакомства. Работа над продуктом всегда происходит в команде, поэтому со всеми участниками нужно поддерживать контакт. Так что редактор может быть не только интровертом, экстравертом, но и кем-то ещё: например, медиатором в команде, дипломатом или просто всеобщим любимцем.

#21 Как прийти на новую работу новым человеком с новым имиджем, но при этом сохранить себя и свою уникальность?

Для этого нужно строить имидж на основе своих убеждений и ценностей. Ваша репутация — это часть вашего «я», которую вы готовы показывать окружающим. Иногда приходится идти на компромисс, но перешагивать через себя не стоит. Поэтому позиционируйте себя так, как вам нравится и хочется.

#22 Как UX-редактору не стесняться в новом коллективе?

Стресс — нормальная часть процесса адаптации, так что избежать его не получится. На первом этапе я советую не прыгать выше головы: вливайтесь в процесс постепенно, обзаводитесь знакомствами, ищите тех, с кем вам комфортно, узнавайте, что происходит. И просто поберегите себя. А ещё можете поддержать таких же новичков — увидите, что вы не в одиночестве и сплотитесь на фоне общего дела. 

#23 Открытость, близость и дружеские отношения с коллегами не ставят  UX-редактора в уязвимое положение?

Здесь важно соблюдать баланс, разделять сферы личного и рабочего, а ещё помнить про адекватную дистанцию в общении. В этом помогает интуиция: прислушайтесь к себе и найдите комфортную степень открытости и близости. А если что-то пойдёт не так, попробуйте разобраться, обсудите с другими коллегами, попросите совета. 

#24 Есть ли какой-то метод эффективного смол-тока?

При первой встрече можно поговорить на нейтральные темы — о рабочих процессах, профессии или сфере в целом, об интересных кейсах. Ещё всегда увлекательно говорить и слушать о провалах, причём в позитивном контексте: как мы допустили факап и какие сделали выводы. Но для этого требуется отдельная смелость. Главный совет — не замыкайтесь, ориентируйтесь по ситуации и ведите беседу в нужное русло. 

#25 Может ли редактор восстановить свое реноме после факапа?

Да, может. Если это стандартный рабочий факап, стоит признать его и сделать работу над ошибками. Если нестандартный, можно обратиться за помощью к тимлиду, HR или кому-то ещё. Главное — не впадать в саморазрушение, а пойти по фактам: что случилось и как я могу это исправить.

Смотреть видео доклада Саши «Как подружиться со всеми, если ты UX-редактор». А ещё можно написать ей в telegam.

Продуктовая команда СберМаркета завела соцсети с новостями и анонсами. Если хочешь узнать, что у нас под капотом, подписывайся на наш Telegram и на YouTube. А также слушай подкаст «Для tech и этих» о том, почему мировый IT гиганты пришли к успеху и чему мы можем у них поучиться, от наших it-менеджеров.

Комментарии (0)