Сегодня, мы поговорим про налоги физических и юридических лиц, IT-команд, специалистов и фрилансеров в Российской Федерации (РФ) и Республике Армения (РА), при совмещении проживания, работы и бизнес процессов в юрисдикциях, в том числе материал будет полезен представителям других государств-членов ЕАЭС, если предполагается релокация бизнеса или эмиграция в Армению и нужно провести, начальное налоговое планирование в новой юрисдикции.

Армения не вводила в отношении РФ никаких санкций, государство входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) с РФ, позволяющее оптимизировать налоговую нагрузку при релокации в страну из РФ, банки РА подключены к SWIFT, а переводы денежных средств между РФ и РА, проводятся, в том числе через Российскую систему передачи финансовых сообщений (СПФС), что означает отсутствие зависимости от SWIFT.

Законодательство Армении похоже на законодательство России, а все нормативно-правовые акты республики, имеют перевод на русский язык, что позволяет быстро разобраться в вопросе и получить нужную информацию. Ознакомиться со всеми нормативно-правовыми актами можно на сайте Национального собрания Республики Армения.

Федор Андреев | Stop Taxes

DISCLAIMER: Я постарался, собрать в этом материале, ответы на часто задаваемые мне вопросы по теме релокации бизнеса, IT-команд, специалистов в Армению. В том числе при дистанционном управлении бизнес процессами из РФ, но нужно понимать, что конечный результат всегда зависит от деталей и требует оценки юриста по международному налогообложению, а представленная в статье информация носит исключительно справочный характер и не является юридической консультацией.

Какие налоги в Армении в 2023 году?

В Армении применяется три основных налоговых режима, которые позволяют выбрать наиболее подходящее налогообложение исходя из оборотов денежных средств и видов деятельности, например импорта / экспорта услуг IT-компаний, консалтинговых услуг или купли продажи товаров.

Налоги в Армении разделяются на государственные налоги, среди которых: подоходный налог 20% – аналог НДФЛ, налог на прибыль (корпоративный налог) 18% – аналог ОСНО, налог с оборота 5% (1,5% - 10%) – аналог УСН, налог на добавленную стоимость – НДС 20%, а также акцизный налог, дорожный налог и патентный налог и местные налоги: налог на недвижимое имущество и транспортные средства.

Для граждан РФ, регистрация в Армении ИП / ООО в 2023 году, доступна без ВНЖ и наоборот может стать первым этапом, для легализации и получения ВНЖ в стране.

Налоговый резидент Армении – как стать?

Частью 1-2 ст. 25 НК РА установлено, что налоговыми резидентами Армении считаются физические лица которые в налоговом году фактически находились в Республике Армения 183 и более дней, при этом дни прибытия и отбытия считаются полными днями нахождения в стране.

Частью 3, ст. 25 НК РА установлено, что налоговыми резидентами Армении, в том числе считаются физические лица, центр жизненных интересов которых находится в Армении.

Частью 5, ст. 25 НК РА установлено, что если физическое лицо, согласно частям 1-3 ст. 25 НК РА, было признанно налоговым резидентом Армении на какой-либо день налогового (календарного) года, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом Армении в течение всего налогового (календарного) года.

Налоговые резиденты Армении уплачивают налоги с доходов от источников в Армении и с мировых доходов, а налоговые нерезиденты Армении, только с доходов от источников в Армении.

Центр жизненных интересов в Армении – что это?

В соответствии ч. 3, ст. 25 НК РА, физические лица признаются налоговыми резидентами Армении, если в стране сосредоточены их семейные и экономические интересы. В частности, считается что по критерию центра жизненных интересов, может быть определен налоговый статус физического лица, если в стране находится его дом, квартира или семья, основное место профессиональной или иной деятельности.

Центр жизненных интересов, весьма субъективный критерий, который зависит от конкретных обстоятельств и толкования, может применятся как налоговыми органами, так и физическими лицами в доказывании своего налогового резиденства, например для целей применения соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН).

Например, чтобы стать налоговым резидентом РФ, нужно провести в РФ не менее 183 дней в календарном году и только тогда можно обратиться в ФНС с заявлением и подтверждающими нахождение физического лица в РФ в течение 183 дней доказательствами, чтобы получить документ, который подтвердит статус налогового резидента РФ, вне зависимости от того, что в РФ у Вас будет семья, работа или квартира, так как НК РФ не содержит такого понятия как центр жизненных интересов, что нельзя сказать про НК РА, где такую позицию можно доказать налоговым органам, еще до истечения 183 дней пребывания в стране.

В том числе, такая позиция подтверждается письмом ФНС от 25.06.2020 г. № БС-3-11/4763@ “О налоге на доходы физических лиц”:

Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 2.1 и 3 ст. 207 НК РФ) НК РФ не установлено.

Критерий "центр жизненных интересов" используется исключительно для целей применения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения в случаях, когда, исходя из национального законодательства договаривающихся государств, физическое лицо будет признаваться налоговым резидентом в обоих государствах.

Соответственно, если Вы хотите опираться на положения СИДН между РФ и РА, при условии постоянного проживания в РА, первое с чего надо начать, получить в налоговых органах Армении свидетельство налогового резидента Армении, что можно сделать еще до истечении 183 дней пребывания в стране, при условии что Ваш центр жизненных интересов находится в Армении.

Кто признается налоговым нерезидентом Армении?

В соответствии с ч. 4, ст. 25 НК РА, налоговыми нерезидентами Армении, считаются физические лица, которые не соответствуют диспозиции ч. 1-3 ст. 25 НК РА (изложенное мной выше).

На практике это означает, что нахождение на отдыхе в Армении до 183 дней не влечет возникновения налогового резиденства РА, но такое толкование, с учетом индивидуальных особенностей, нахождения в стране конкретного физического лица, лучше подтвердить официальным документом от армянских налоговых органов, для уверенности, что они не считают Вас налоговым резидентом и не ждут налоги и взносы от Вашей деятельности в стране.

Подоходный налог в Армении – 20%

Плательщиками подоходного налога в Армении (аналог НДФЛ) являются физические лица, как налоговые резиденты Армении, которые уплачивают налог с доходов от источников в Армении, так и с мировых доходов (например доходов ИП в РФ) так и налоговые нерезиденты Армении, которые уплачивают налог только с доходов от источников в Армении.

В том числе, подоходный налог уплачивается работодателями (налоговыми агентами) за сотрудников в рамках трудовых отношений в РА и бенефициарами юридических лиц в Армении с полученных дивидендов, но в размере 5%, ставка подоходного налога для резидентов и нерезидентов не отличается.

ИП в Армении, применяющие специальный режим налогообложения «Налог с оборота» или общий режим налогообложения «Налог на прибыль» как и в РФ освобождаются от уплаты подоходного налога, в части доходов полученных от предпринимательской деятельности.

В соответствии с подп. (б), п. 3, ст. 2, Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 "Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество" (СИДН), действие соглашения применяется к подоходному налогу, что означает возможность вычесть уплаченный в одной стране налог (НДФЛ) из аналогичного налога (Подоходного налога), который возникает в другой стране, в зависимости от ситуации, что нельзя сказать про Грузию, где СИДН 1999 года, так и не вступил в силу, создавая ситуацию двойной налоговой нагрузки на физических лиц и бизнес.

Налог с оборота в Армении – 5% (1,5% – 10%)

«Налог с оборота» является специальным налоговым режимом (аналог УСН) заменяющим налог на добавленную стоимость (НДС) и (или) налог на прибыль (корпоративный налог), который могут применять в Армении индивидуальные предприниматели (ИП) и организации (ООО).

Например, в соседней Грузии, основной упрощенный режим налогообложения «Малый бизнес» недоступен для ООО, в том числе «Малый бизнес» в Грузии, ограничен по видам деятельности (полностью запрещен любой консалтинг) с достаточно низким порогом возникновения НДС (~ 37 000 $) при определенных видах деятельности, но к дистанционному оказанию услуг из Грузии, как и из Армении заказчикам из иностранных юрисдикций, это не относится, так как НДС при экспорте услуг не возникает в принципе, в этих юрисдикциях, про это далее.

Налогооблагаемой базой по «Налогу с оборота» считается оборот по реализации (ст. 257 НК РА), а ставки налога с оборота (ст. 258 НК РА), различаются (1,5% - 10%), в зависимости от видов деятельности организации (ООО) или индивидуального предпринимателя (ИП) и составляют:

  • Для работ и оказания услуг (включая любые IT-работы / услуги) – 5%

  • Доходы, получаемые от торговой деятельности (купли-продажи) – 5%

  • Арендная плата, процент, роялти, доходы, получаемые от отчуждения недвижимого имущества и автотранспортных средств – 10%

Право на применение налога с оборота сохраняется за юридическими лицами (ООО) и индивидуальными предпринимателями (ИП), пока их годовой оборот не превышает 115 000 000 ֏ армянских драм (~ 290 000 $).

Если установленный лимит был превышен, начинает начисляться «Налог на прибыль» 18% и НДС 20%, но в случае с IT-услугами на экспорт НДС возникать в любом случае не будет.

ВАЖНО: Перейти на «Налог с оборота» после регистрации ИП / ООО

Перейти на «Налог с оборота» после регистрации ИП / ООО можно подав заявление не позднее 20 календарных дней с момента регистрации, а уже для действующих ИП / ООО нужно подать заявление не позднее 20-го февраля налогового года, чтобы считаться плательщиком налога с оборота в течение всего года (ч.1, ст. 254 НК РА).

При налоге с оборота, отчетность подается до 20-го числа месяца следующего за пройденным кварталом, к этому сроку, в том числе, необходимо уплатить исчисленный налог (ст. ст. 259 - 262 НК РА), все просто и очень похоже на УСН в РФ.

Стоит обратить внимание, что не все виды деятельности подходят для применения налога с оборота, так под запрет попадает агентская деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых компаний, ломбардов, деятельность по купле-продаже иностранной валюты, брокерская деятельность, деятельность аудиторских организаций (ч. 3, ст. 254 НК РА).

Нужно учитывать, что действующий между Россией и Арменией СИДН не распространяется на специальные налоговые режимы, налог с оборота в РА и УСН в РФ, что означает уплату налогов на предпринимательские доходы, одновременно в двух странах.

Примеры:

Если физическое лицо не имеет ИП в РФ и является налоговым резидентом РФ (проживает в РФ), но при этом получает доходы как ИП в РА, допустим от оказания услуг иностранным компаниям, в таком случае, придется уплатить НДФЛ 13% - 15% в РФ и отдельно налог с оборота 5% в Армении, то есть общая налоговая нагрузка будет 18% - 20%.

Если предположить, что физическое лицо имеет в РФ статус ИП на УСН 6%, но при этом у него есть ИП на налоге с оборота 5% в Армении и он занимается аналогичными видами деятельности (например, писал код в РФ, пишет код в РА), можно представить ситуацию, когда в РФ такие мировые доходы от предпринимательской деятельности, будут задекларированы по УСН, в таком случае общую налоговую нагрузку, можно снизить до 11% (6% + 5%), аналогичная позиция просматривается в письме Минфина РФ от 25.10.2022 г. № 03-08-05/103358, но тут все довольно индивидуально и такие схемы, лучше разбирать с юристом в рамках персональной консультации.

Какие социальные взносы платят ИП в Армении в 2023 году?

Индивидуальные предприниматели без работников, применяющие налог с оборота, в том числе должны уплачивать в бюджет Армении социальные взносы:

  • Фиксированный подоходный налог 5 000 ֏ (~ 12 $) в месяц;

  • Фиксированная социальная выплата 5 000 ֏ (~ 12 $) в месяц.

При наличии ВНЖ в Армении, взнос уплачивается в указанном выше размере 10 000 ֏, при условии что индивидуальный предприниматель (ИП) не имеет ВНЖ в Армении ежемесячный взнос составит 5 000 ֏

Гербовый сбор для ИП в Армении – что это?

Обязательный гербовый сбор, был введен в Армении с 01 января 2017 года и заключается в денежной выплате, каждым работающим в Армении физическим лицом и индивидуальным предпринимателем, в суммах, которые зависит от размера доходов, в специальный государственный фонд, отвечающий за управление собранными средствами и выплату компенсаций для социального обеспечения и благополучия солдат, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, а также их семей.

Индивидуальные предприниматели (ИП) уплачивают гербовый сбор ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом) вместе с налогом с оборота в следующих размерах:

  • при расчетной базе до 2 400 000 ֏ – 18 000 ֏ (45 $)

  • при расчетной базе от 2 400 001 до 6 000 000 ֏ – 24 000 ֏ (60 $)

  • при расчетной базе от 6 000 001 до 12 000 000 ֏ – 48 000 ֏ (120 $)

  • при расчетной базе от 12 000 001 ֏ и более – 120 000 ֏ (300 $)

Налог на дивиденды в Армении – 5%

Если организация (ООО) в Армении применяет специальный налоговый режим «Налог с оборота», то после распределения дивидендов, возникает необходимость уплатить налог на дивиденды 5% независимо от налога с оборота. Ставка налога на дивиденды в Армении стандартная (5%) как для налоговых резидентов так и для нерезидентов Армении.

В соответствии со ст. 10, Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество», налог на дивиденды, который был уплачен в одной стране можно зачесть в аналогичный налог, который возникает в другой стране.

ст. 10, СИДН между РФ и РА, установлены иные ставки налога на дивиденды:

а) 5% валовой суммы дивидендов, если налоговый резидент другого государства

прямо владеет не менее 25% уставного капитала предприятия;

b) 10% от валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Примеры:

Если мажоритарный участник ООО в Армении, налоговый резидент РФ, распределяет дивиденды своего ООО в Армении, то он уплатит налог на дивиденды в Армении в размере 5%, после чего будет должен уплатить НДФЛ в РФ в размере 8% –-10% в зависимости от суммы дохода, до 5 млн или более 5 млн рублей, то есть общая налоговая нагрузка не превысит НДФЛ 13% –- 15%

В обратном направлении, СИДН тоже работает, но несколько по иному: Если ООО в РФ, выплачивает дивиденды мажоритарному участнику, налоговому резиденту Армении (проживает в Армении), то ООО в РФ уплачивает налог на дивиденды в РФ 5% в соответствии со ст. 10 СИДН между РФ и РА, а в Армении физическое лицо, налог на дивиденды 5% уже не уплачивает, так как он уплачен в этом размере в РФ на основании СИДН.

Ставка налога по дивидендам для физического лица, налогового нерезидента РФ –- 15% (п. 3 ст. 224 НК РФ), при условии что между РФ и другой юрисдикцией нету СИДН которым могут быть установлены иные ставки. (п. 6 ст. 275 НК РФ)

Согласно п. 1, ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров, то есть установлен приоритет СИДН между Россией и Арменией над НК РФ, согласно которому ставка налога на дивиденды 5%

В случае распределения дивидендов, одной организацией в пользу другой иностранной организации, а не физического лица, действуют несколько другие принципы, и там все довольно индивидуально, кроме того, нужно помнить что в 2022 году в России были введены анти санкционные меры, затрагивающие переводы дивидендов Российских ООО АО, в иностранные юрисдикции и на данный момент, такие зачисления резидентов РФ, находятся под запретом ЦБ при определенных обстоятельствах, так что лучше проконсультироваться с юристом при любых операциях, связанных с дивидендами в международных схемах.

IT-сертификат в Армении – специальный налоговый режим

Если говорить про IT-сертификат тезисами, то первое – сертифицированная IT-компания должна экспортировать IT-услуги (работы) из Армении, второе – четкое соответствие заявителя определенным видам деятельности и характеристикам ИП / ООО перечисленным ниже, третье – государственный контроль раз в пол года (онлайн) отчетность по оказанным услугам, четвертое – программа продлевается каждый год, в 2022 она действовала, в 2023 действует, будет ли действовать в 2024 узнаем в конце 2023 года, ну и конечно, это просто супер программа с точки зрения оптимизации налогов, особенно под крупный стартап или IT-команды.

Налоги ИП / ООО c IT-cертификатом в Армении 2023 году

  • Ставка налога на прибыль ИП / ООО вместо 5% /18% – 0%

  • Социальные взносы ИП отсутствуют (гербовый сбор есть)

  • Если есть сотрудники подоходный налог вместо 20% – 10%

  • НДС 0% (в любом случае 0% при экспорте услуг из РА)

  • Ставка налога на дивиденды для ООО не меняется – 5%

При IT-сертификате, у индивидуального предпринимателя в Армении отсутствует налоговая база (0%) что влечет за собой отсутствие объекта для начисления ежемесячных социальных выплат ( 5 000 ֏ + 5 000 ֏ если ВНЖ).

Однако, вне зависимости от ВНЖ, у ИП сохраняется обязанность по уплате гербового сбора в бюджет Армении исходя из размеров доходов (таблица выше).

В соответствии Законом Республики Армения “О государственном содействии в сфере информационных технологий” от 17 декабря 2014 года ЗР-245-Н сертификацию могут пройти как индивидуальные предприниматели (ИП), так и организации (ООО) которые соответствуют следующим требованиям (ст. 8, ЗР-245-Н):

  1. Cозданы исключительно для осуществления деятельности по видам деятельности, определенным п. 2 ч. 1 ст. 3, ЗР-245-Н;

  2. Количество работников не превышает 30 человек;

  3. Организация не была создана в результате реорганизации другой организации;

  4. Ранее был выдан сертификат, по которому предоставили недостоверные сведения;

  5. Организация ранее, получила сертификат и занимались другими видами деятельности.

Что касается видов деятельности, он определены п. 2, ч. 1, ст. 3, ЗР-245-Н:

разработка программного обеспечения, включающая создание, модификацию, тестирование и поддержку программного обеспечения, создание прикладных программ для заказчиков, разработку системного программного обеспечения, прикладных программ, баз данных, структуры и содержания веб-сайтов и/или машинных команд, необходимых для разработка и создание эксплуатации, программных средств - преобразование и адаптация прикладных программ, разработанных для реализации тех или иных функций, к среде информационной системы заказчика;

консультационная деятельность в области компьютерных технологий, включающая разработку и проектирование комплексных компьютерных систем компьютерной техники, программного обеспечения и коммуникационных технологий, услуги, связанные с обучением пользователей;

деятельность по управлению компьютерными системами, которая включает внутрисетевое управление и создание компьютерных систем для клиентов и/или техническое обслуживание технических средств обработки данных и другие вспомогательные услуги;

обработка данных, распространение информации в сети и связанная с этим деятельность, включающая в себя предоставление инфраструктур для размещения веб-сайтов в сети, обработка данных (полная обработка данных, предоставленных пользователями или с использованием оригинальных программ, услуги, обеспечивающие автоматизированную обработку и ввод данных , включая услуги по управлению базами данных) и сопутствующие услуги, специализированные услуги, связанные с размещением веб-сайтов (услуга хостинга): размещение веб-сайтов в сети Интернет (веб-хостинг), потоковая передача данных (не разделенная на пакеты) или размещение прикладных программ, эксплуатация программно-аппаратных ресурсов, центральной (универсальной) работающей в режиме общего времени компьютерной службы пользователей;

деятельность, связанную с веб-порталами, которая включает в себя деятельность, связанную с веб-сайтами, для создания и ведения обширных баз данных в Интернете в определенном формате, использование поисковых систем для организации легкого и доступного поиска по адресу или содержанию, деятельность, связанную с другими веб-сайтами, которые работают такие как интернет-порталы, такие как новостные сайты, предоставляющие регулярно обновляемую информацию.

При этом п. 11, ч. 1, ст. 3, ЗР-245-Н установлено, что оборот продаж по вышеперечисленным видам деятельности должен составлять не менее 70%, при условии что у сертифицированного ИП / ООО есть источники дохода не связанные с IT-cферой.

Когда можно перейти на IT-сертификат в 2023 году

IT-сертификат в Армении является специальным налоговым режимом ИП / ООО, на который необходимо подать заявку в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации ИП / ООО (ст. 11 ЗР-245-Н).

ВАЖНО: Перейти на IT-сертификат после регистрации ИП / ООО

Фатальной ошибкой соискателей IT-сертификата в Армении, является регистрация ИП / ООО и переход на систему налогообложения «Налог с оборота» с дальнейшими попытками получить IT-сертификат.

Вышеописанные действия, повлекут необратимые последствия для налогообложения новой IT-компании, которая останется на «Налоге с оборота» 5%, так как переход на IT-сертификат будет уже невозможен.

Правильные действия – регистрации ИП / ООО для конкретного IT-проекта с последующим переходом на IT-сертификат в течение 90 дней с момента регистрации.

Как получить IT-сертификат в Армении в 2023 году?

Решение о присвоении IT-сертификата принимает специальная комиссия из 5-7 человек, во главе вице министра Министерства высокотехнологичной промышленности (МВТ) Республики Армения, решение комиссии, принимается простым большинством голосов, но в строгом соответствии с Законом Республики Армения “О государственном содействии в сфере информационных технологий” от 17 декабря 2014 года ЗР-245-Н, а не произвольно по принципу эти подходят, а вот эти лицом не вышли.

Федор Андреев | Stop Taxes

На данный момент на IT-сертификацию ИП / ООО в Армении уходит 1-1,5 месяца, при условии, что такая задача была поставлена изначально и конкретно, еще до первичной регистрации бизнеса в Армении. Консультации @urist_fedor_andreev

Пакет документов для заявки на IT-сертификат в Армении:

  • Бизнес план IT-проекта;

  • Письмо адресованное министру;

  • Заявление, адресованное министру;

  • Заявление для получения сертификата;

  • Декларация про подлинность представленной информации.

Еще несколько документов, например сведения об участниках ООО, в случае регистрации организации или о работниках, если предполагается релокация IT-команды с трудоустройством в сертифицированную организацию.

Куда подавать документы на IT-сертификат в Армении в 2023 году?

Подготовленный пакет документов подается в Министерство высокотехнологичной промышленности Армении в электронном виде, но может быть подан и лично.

После подачи документов необходимо явиться в Министерство на комиссию и рассказать про свой проект, после чего будет принято решение о сертификации IT-компании / ИП или получен отказ.

Все сертифицированные IT-компании / ИП вносятся в специальный реестр. Сертификат начинает действовать с месяца в котором получен. В случае отказа ИП / ООО вносится в специальный реестр, что исключает повторное обращение за IT-сертификатом в Армении, но не исключает применение налога с оборота 5%, так что для получения максимальной налоговой выгоды, нужно все делать правильно с первого раза.

Корпоративный налог (налог на прибыль) в Армении – 18%

Налог на прибыль (корпоративный налог) в Армении – общий налоговый режим (аналог ОСНО в РФ) который присваивается после регистрации всем индивидуальным предпринимателям и организациями в Армении, до перехода на специальный налоговый режим, например налог с оборота или IT-сертификат.

Плательщики «Налог на прибыль (КПН)» – 18% по общему правилу являются плательщикам «Налога на добавленную стоимость (НДС)» – 20%, но при этом в НК РА содержится перечень видов экономической деятельности и операций, при которых ставка НДС будет 0%, как я говорил выше, например при дистанционном оказании услуг (экспорт услуг) из Армении иностранным заказчикам которые находиться за пределами Армении.

Для ИП / ООО в Армении, объектом налогообложения по налогу на прибыль считается валовый доход получаемый от источников в Армении и от источников, находящихся за пределами Армении, за исключением личных доходов индивидуальный предпринимателей (ст. 104 НК РА).

Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль индивидуальных предпринимателей и организаций в Армении считается положительная разница между валовым доходом и предпринимательскими расходами, то есть доходы минус расходы (ст. 105, ст. 110 НК РА), при этом есть перечень расходов, которые нельзя принять к вычету, среди которых можно отметить распределение дивидендов, выполненные для своего бизнеса работ и услуг, расходы на приобретение ценных бумаг и т.д. (ст. 112 НК РА).

Авансовые платежи, по налогу на прибыль, уплачиваются ежеквартально до 20 числа последнего месяца, прошедшего квартала, при этом ИП / ООО зарегистрированные в текущем налоговом периоде (календарном) году освобождаются от авансовых платежей в течение всего года (ст. 135 НК РА).

Отчетным периодом, по налогу на прибыль в Армении, является налоговый год (ст. 129 НК РА), при этом плательщики налога на прибыль представляют в налоговый орган расчет по налогу на прибыль до 20 апреля налогового (календарного) года, следующего за отчетным периодом включительно (ст. 134 НК РА).

Какие налоги за работников в Армении в 2023 году?

В этом разделе статьи про налоги в Армении, я предлагаю информацию которая будет полезна потенциальным стартапам с командами и работодателями кто планирует релоцировать бизнес в Армению. Работодатели (налоговые агенты) в Армении уплачивают за сотрудников:

  • Подоходный налог;

  • Соц. взносы;

  • Гербовый сбор.

Какой подоходный налог в Армении за сотрудников в 2023 году?

Основной налог, который уплачивает работодатель (налоговый агент) в бюджет Армении с доходов сотрудников, это подоходный налог, ставка которого в 2023 году составляет 20%.

При сертификации IT-компании и получении IT-сертификата, ставка подоходного налога за сотрудников будет снижена с 20% до 10%, что еще раз подчеркивает значимость IT-сертификата для стартапа с командой в Армении.

Какие социальные взносы в Армении за работников в 2023 году?

Ставка взносов на социальное страхование с дохода до 500 000 ֏ (~ 1 250 $), оплачиваемых работодателем, составляет 4,5% после налогообложения, при этом доля государственного участия в социальных составляет 5,5% дохода.

Если доход работника более 500 000 ֏ (~ 1 250 $) сумма взносов рассчитывается следующим образом: работодатель платит 10% от чистого дохода сотрудника минус 27 500 ֏ (~ 70 $), а государство - 27 500 ֏ (~ 70 $), при этом общая сумма взносов не должна превышать 74 500 ֏ (~ 180 $).

Какой размер гербового взноса нужно заплатить с дохода работника в 2023 году?

Работодатели (налоговые агенты) уплачивают обязательные взносы в фонд страхования военнослужащих (гербовый взнос) исходя из размера доходов работника:

  • От 0 до 100 000 ֏ – 1500 ֏

  • От 100 001 до 200 000 ֏ – 3000 ֏

  • От 200 001 до 500 000 ֏ – 5500 ֏

  • При расчетной базе от 500 001 до 1 000 000 ֏  – 8500 ֏

  • При расчетной базе от 1 000 001 и более ֏ – 15 000 ֏

Соглашение между Россией и Арменией о трудовой деятельности и социальной защите работников

Да, действительно между РФ и РА есть действующее соглашение направленное на гарантии прав работников, которые находились в трудовых отношениях с работодателями, как в России так и в Армении и есть более свежее соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., так что кому интересно ознакомьтесь пожалуйста самостоятельно, так как широко раскрывать эту тему я не планирую.

Основный смысл таких соглашений, это взаимное признание трудового стажа работников, включая стаж исчисляемый в льготном порядке, на территории всех государств членов ЕАЭС, другими словами, если Вы официально работали несколько лет в Армении, они однозначно не потеряны для пенсии и трудового стажа в России.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в Армении – 20%

Друзья, я предлагаю всем кто планирует заниматься экспортом / импортом услуг (работ) в пределах ЕАЭС и в страны «дальнего зарубежья», обратить внимание на этот раздел моей статьи и НДС в целом, так как именно НДС, для многих предпринимателей становится налогом нежданчиком, убивающим на первый взгляд, идеальную налоговую схему, тем более в Армении НДС 20% как и в России, что выше чем в других странах ЕАЭС и ошибки, в схеме денежных потоков, могут дорого обойтись беспечным предпринимателям.

Общий принцип агентского НДС очень простой – если Заказчик (налогоплательщик в одной стране) импортирует услуги (работы) Исполнителя-иностранца (налогоплательщика в другой стране) на свою территорию, он обязан удержать агентский НДС с Исполнителя-иностранца, который не стоит на налоговом учете в стране куда импортируются определенные услуги (работы) и перечислить агентский НДС в бюджет своей страны, по ставкам которые действуют в стране где Заказчик стоит на налоговом учете, то есть стать агентом по НДС Исполнителя-иностранца.

При условии что, Исполнитель оказывает трансграничные услуги Заказчикам-иностранцам, которые находятся за пределами территории на которой Исполнитель стоит на налоговом учете, то он экспортирует услуги (работы) из своей страны, в таком случае обязанность удерживать НДС по общему правилу у Исполнителя не возникает, так как лежит на Заказчике-иностранце, импортирующим его услуги на свою территорию, все просто.

НДС при разработке программ, баз данных, консультационных услугах

Самое важное при импорте и экспорте услуг — правильно определить место их оказания. Место оказания услуг (работ) по разработке программ для ЭВМ, баз данных, маркетинговых, рекламных услуг, консультационных услуг, юридических, бухгалтерских услуг – определяется по месту налогового учета (регистрации) Заказчика-иностранца, данные принципы раскрыты в следующих нормативах:

По Российским налоговым правилам, обязанности налоговых агентов по НДС, возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п. 2 ст.161 НК РФ), налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ) за Исполнителя-иностранца.

Если ИП / ООО в Армении, экспортирует услуги, например из Армении в США или ИП / ООО в РФ, экспортирует услуги из РФ в Армению, то у такого Исполнителя (налогоплательщика в одной стране) не возникает обязанность удержать и перечислить НДС на своей территории, но в большинстве случае возникает у Заказчика-иностранца импортера услуг (налогоплательщика в другой стране) на своей территории, что в том числе, может компенсироваться Заказчиком-иностранцем, со стоимости Ваших услуг (работ) и требует уточнения по порядку удержания НДС в заключенном между сторонами договоре на оказание услуг.

Для электронных услуг в России, придуманы иные правила, но они применимы, если услуги оказываются ИП / ООО из стран «дальнего зарубежья» которые не входят в ЕАЭС, такие правила изложены в ст. 174.2 НК РФ, перечень электронных услуг закрытый.

С 01 октября 2022 года, покупатели из РФ, таких услуг как размещение рекламы в интернете, поддержание сайтов, предоставление удаленного доступа к файлу (скачивание), должны платить НДС вместо иностранцев, то есть НДС определяется по покупателю услуги.

НДС при работе с партнерами из Армении и ЕАЭС

Для определения места реализации услуг (работ) которые оказываются через Интернет в пределах ЕАЭС нужно определять место реализации таких услуг (работ) в соответствии с Приложением № 18 к договору о ЕАЭС, детально изучая саму суть услуг, независимо от того как они называются в договоре, так как прямо понятие электронных услуг не раскрывается.

Например, если ИП / ООО из РФ, заказало услуги (работы) ИП / ООО в Армении или другой страны ЕАЭС по администрированию сайта или социальной сети в РФ, то для таких услуг территория РФ не будет считаться местом реализации (пп. 5, п. 29, Приложение № 18), то есть Заказчик в РФ не будет признаваться налоговым агентом по НДС и НДС в РФ возникать не будет в принципе.

Но в случае, если ИП / ООО из РФ, заказало услуги (работы) ИП / ООО из Армении или другой страны ЕАЭС по разработке кода или базы данных для сайта в РФ или наполнение социальной сети в РФ (рекламные, маркетинговые услуги), то местом реализации таких услуг, будет признаваться территория РФ, соответственно Заказчик из РФ будет является налоговым агентом по НДС и будет должен перечислить НДС в бюджет РФ за Исполнителя-иностранца.

При этом, важно понимать, что при смешанном характере оказываемых услуг (выполняемых работ) при котором некоторые услуги (работы) носят вспомогательный характер по отношению к другим услугам (работам), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных услуг или выполняемых работ. (п. 3 ст. 148 НК РФ, п. 33 Приложения № 18).

НДС при деятельности посредников и агентов

Ведение агентской деятельности, в любой стране мира требует детального изучения нормативно-правовой базы, так например выше мы уже обсудили, что специальный налоговый режим в Армении, налог с оборота не подходит для ведения агентской (посреднической) деятельности, но сейчас я про другое, про НДС, так как тут тоже действуют иные правила.

Для целей определения места реализации услуг посредников (агентов) признается место регистрации Исполнителя (агента, комиссионера или поверенного), так как в ст. 148 НК РФ и в приложение № 18 к договору о ЕАЭС, услуги посредников не раскрыты.

Соответственно если Принципал (Заказчик) ИП / ООО из РФ заключает агентский договор с ИП / ООО в Армении, которое от своего имени за счет Принципала (Заказчика) из РФ содействует в реализации услуг (работ) Принципала (Заказчика) из РФ иностранной компании, например за пределами Армении, то НДС у ИП / ООО в РФ при приобретении таких услуг Агента из Армении возникать не будет (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), но будет возникать у Агента на своей территории, в большинстве случаев.

Какие документы подтверждают место оказания услуг (выполнения работ) для целей НДС?

Основные документы, которые подтверждают место оказания услуг (выполнения работ) для целей НДС определены в п. 4, ст. 148 НК РФ, а также в п. 30 Протокола № 18 о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг:

  • Договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками;

  • Документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг.

Федор Андреев | Stop Taxes

Друзья, чтобы не пришлось платить НДС за свой счет или выяснять отношения после заключения договора (контракта) с Заказчиком или Исполнителем, когда за оказанные услуги стали приходить выплаты за вычетом НДС, нужно изначально правильно определить условия удержания НДС в договоре и не забывать про валютное законодательство при внешнеэкономической деятельности, так что обращайтесь за составлением и проверкой договора к юристу.

Как рассчитать НДС и в какой срок уплатить при импорте услуг (работ) в РФ?

Как я говорил выше, если предполагается что у контрагента будет возникать агентский НДС нужно четко определить порядок его удержания в договоре:

Предположим, что в договоре (контракте) указано что стоимость услуг (работ) по разработке программного кода для интернет-магазина в РФ которые оказывает ИП / ООО в Армении (Исполнитель-иностранец) составит 2 200 $ без учета НДС.

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость услуг (работ) НДС, делая отдельную оговорку в договоре что их услуги (работы) не включают косвенные налоги которые должны удерживаться в соответствии с законодательством РФ.

В таком случае, налоговый агент по НДС в РФ, заказчик, должен увеличить указанную в договоре (контракте) стоимость на 20% и исчислить НДС, то есть услуги Исполнителя-иностранца станут дороже для Заказчика в РФ на 20%

В таком случае Заказчик ИП / ООО в РФ независимо от системы налогообложения должен удержать НДС исходя из данной формулы:

2 200 $ * 68,8467 ₽ (курс ЦБ РФ) * НДС 20% = 30 292,54 ₽ агентский НДС (косвенный налог) который надо заплатить в ИФНС.

Так как в договоре (контракте) указана цена услуг (работ) без НДС, то Заказчику (импортеру) придется заплатить его за свой счет, а Исполнителю-иностранцу перевести оговоренные 2 200 $, то есть фактически услуги будут стоит 2 640 $, как то так.

Давайте предположим, что в договоре (контракте) указана стоимость работ (услуг) 2 200 $ с учетом НДС, что означает понимание и согласие Исполнителя-иностранца (например ИП / ООО в Армении) с удержанием Заказчиком в РФ, агентского НДС с его денег за услуги. Предположим что в день оплаты счета, курс $ ЦБ РФ 68,8467 ₽:

2 200 $ * 68,8467 ₽ = 151 462,74 * 20 / 120 = 25 243,79 надо будет заплатить в ИФНС, а ИП / ООО в Армении перевести 1 835 $, опять же все просто.

С позицией Минфина по данному вопросу, можно ознакомиться, в Письме Департамента налоговой политики Минфина России от 25 ноября 2022 г. N 03-07-08/115422.

С 01 января 2023 года, налоговые агенты по НДС могут зачесть (принять к вычету) агентский НДС как только его удержат и начислять, а до 01 января 2023 года налоговые агенты могли принимать к вычету удержанный НДС только после его фактической уплаты в бюджет, но с 01 января 2023 года ситуация изменилась, так как был введен единый налоговый платеж (ЕНП) в составе которого теперь уплачивается и агентский НДС.

Агентский НДС в Армении если ИП / ООО оплачивает услуги исполнителей в РФ?

Если ИП / ООО в Армении, импортируют услуги (работы) в Армению и применяют общую систему налогообложения «Налог на прибыль» (корпоративный налог), то у них возникает агентский НДС в Армении, который надо удержать с Исполнителя-иностранца и уплатить в бюджет Армении, так как место оказания услуг в данном случае определяется по покупателю в Армении.

Какие налоги в РФ за удаленного сотрудника в Армении?

  • Работник налоговый резидент РФ – для работника и работодателя ничего не меняется, работодатель удерживает НДФЛ 13% и уплачивает социальные взносы 30%, всего ~ 43%

  • Работник налоговый нерезидент РФ – НДФЛ становится 30%, социальные взносы не изменяются 30%, всего ~ 60%,

Поскольку работник, уже давно работает из Армении (более 183 дней) он может стать налоговым резидентом Армении и у него возникнет подходный налог 20% с мировых доходов (от удаленной работы в организации РФ), в таком случае, работнику придется самостоятельно воспользоваться положениями СИДН между РФ и РФ и зачесть уплаченный работодателем в РФ НДФЛ 30% в счет подоходного налога в Армении 20%.

Сегодня, еще существует возможность заключить с работодателем дополнительное соглашение с указанием места работы (рабочего места) в иностранном государстве, тогда доходы удаленного работника будут считаться доходами из иностранных источников и не будут облагаться НДФЛ в РФ, с момента утраты статуса налогового резидента РФ удаленным сотрудником, в таком случае работодатель в РФ будет уплачивать только социальные взносы 30%, а работник в Армении подоходный налог 20%, всего ~ 50%

Как оптимизировать налоги работодателю из РФ если работник уехал за границу в Армению в 2023 году?

Если сотрудник уехал в Армению, на постоянное место жительства или на продолжительный срок, то имеет смысл перейти с ним на гражданско-правовой договор и отношения Заказчика и Исполнителя-иностранца, который легализовался в Армении, как ИП на налоге с оборота, в таком случае налоги будут следующие:

  • Заказчик в РФ (бывший работодатель) будет удерживать агентский НДС 20% со стоимости услуг Исполнителя-иностранца (бывший работник);

  • ИП в Армении (Исполнитель) будет уплачивать налог с оборота 5% и незначительные социальные и гербовые сборы, про которые мы говорили выше.

В принципе, данный вариант выглядит вполне интересно в сравнении с ~ 50% или ~ 60% в трудовых отношениях и сложностями СИДН, если возникнут вопросы от армянской налоговой службы, по поводу подоходного налога физического лица которое проживает в Армении, про это мы говорили выше.

Федор Андреев

Друзья, на этом у меня все. Если Вам нужны ответы на вопросы, предлагаю задавать их в чате https://t.me/nomads_taxes или комментариях к статье, но в чате будет быстрее, кроме того, приглашаю Вас подписаться на мой канал https://t.me/stop_taxes, за что буду благодарен каждому.

Платные индивидуальные консультации тут https://t.me/urist_fedor_andreev

Об авторе — Федор Андреев, российский юрист в сфере информационных технологий (криптовалюта, инвестиции, трейдинг, IT-сфера), консультант по международному налогообложению.

Комментарии (3)


  1. ovalsky
    23.01.2023 12:26
    +3

    Так-с, я же на хабр заходил


  1. el_kex
    23.01.2023 12:26
    +1

    Статья вроде и была бы полезна, но всё в кучу свалено - и условия для компаний, и условия для ИП, и платёжные системы. Для кого эта статья? Не стоило ли её разбить на несколько статей, каждая из которых была бы посвящена отдельному аспекту и структурирована?

    Зачем блоки выделены цитатами и прочим?

    Правда, подобные статьи могли бы повышать грамотность их ЦА, но при условии, что ЦА была бы определена более четко, что позволило бы написать статью более понятным языком, в более удобочитаемом формате и не официальным языком.

    А тут кажется, что статья - просто повод для размещения ссылки на платные консультации. Но кто ж пойдёт консультироваться, если статья неструктурна?

    Хотя, что это я? Платные консультации по написанию статей на Хабре - тут :)


  1. gravyzzap
    23.01.2023 17:02

    Индивидуальные предприниматели (ИП) уплачивают гербовый сбор ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом) вместе с налогом с оборота в следующих размерах: 

    – при расчетной базе до 2 400 000 ֏ – 18 000 ֏ (45 $)

    – при расчетной базе от 2 400 001 до 6 000 000 ֏ – 24 000 ֏ (60 $)

    Расчётная база это доход за прошлый месяц, квартал или год? Нарастающим итогом?