Web 3.0
Web 3.0

Идея токенизировать социальные сети не нова, а цели Web3 Social приложений, вернуть пользователям власть над их данными, звучат слишком идеалистично, но тренды последних лет вызывают интерес к сфере Web 3 Social. Цель данной статьи, попробовать определить продуктовые подходы в сфере Web 3 Social, благодаря которым Web 3 Social приложения хотят навязать борьбу Web 2 гигантам.

Что такое Web 3 Social

Web3 Social приложения отличаются от Web2 проектов следующими свойствами:

  • социальные приложения Web3 могут использовать блокчейн для установления права владения над активами внутри приложения

  • данные пользователей могут быть общими в рамках блокчейна на котором создано приложение (Например, ваш NFT аватар, может использоваться сразу в нескольких приложениях автоматически)

  • приложения могут быть построены на смарт-контрактах, что позволяет другим разработчикам делать свои альтернативные клиенты поверх вашей логики и вы не можете на это повлиять, как это, например, было с Twitter.

Говоря простым языком:

Web1: читай;
Web2: читай + создавай контент (появление соц. сетей);
Web3: читай + создавай контент + владей.

Сейчас Web 3 Social приложения не могут похвастаться огромной базой пользователей, но есть тренды, привлекающие внимание к этой сфере.

Популярные социальные сети и блокчейн

Один из трендов — это проникновение блокчейн технологий в крупные платформы. Многие платформы социальных сетей добавляют возможности Web3 для пользователей Web2, предлагая интеграцию NFT.

  • Reddit запустил NFT аватары для поддержки создателей контента на платформе

  • Twitter позволяет использовать NFT аватарки для подписчиков сервиса Twitter Blue

  • Telegram продает имена пользователей и анонимные номер для Telegram в блокчейне TON. А также Telegram рассказал о планах на децентрализованную биржу

  • VK добавила NFT-аватары, представила витрину токенов и анонсировала запуск NFT-маркетплейса

Пока это выглядит как некоторая надстройка, но тем не менее первые шаги сделаны.

Крупные игроки и инвестиции

Другой тренд — это участие крупных игроков, например:

  • команда протокола кредитования AAVE, разрабатывает социальный граф Lens Protocol, который позволяет создавать децентрализованные социальные сети

  • Виталик Бутерин, основатель блокчейна Ethereum, создал аккаунт в Nostr - децентрализованной социальной сети

  • платформа CyberConnect привлекла 15 миллионов долларов в раунде серии А

  • Cointelegraph cоздал отдельную программу акселератор для Web3 проектов в сфере социальных сетей

  • Tribes, приложение для обмена сообщениями и группового кошелька с поддержкой Web3, привлекло 3,3 миллиона долларов в рамках раунда предварительного финансирования, проводимого Kindred Ventures, South Park Commons и Script Capital.

Перейдем к продуктовым подходам.

Промежуточные (Middleware) протоколы для работы с данными

Как известно, во времена любой золотой лихорадки выгоднее продавать лопаты, нежели искать золото, поэтому одним из подходов является не создание конечных приложений для пользователей, а создание Middleware протоколов, которые призваны организовать обработку данных между блокчейном и конечным пользовательским приложением.

Такие протоколы, часто называют себя децентрализованными социальными графами, их ключевые функции:

  • децентрализованная идентификация (аутентификация и авторизация)

  • граф социальных взаимодействий (информация о пользователе)

  • хранение и распространение контента

Заметные протоколы:

Lens Protocol

Lens Protocol, разработанный командой Aave (крупнейшей кредитной платформы на Ethereum), является одним из самых известных социальных протоколов. Lens построен на L2 решении Polygon и, таким образом, может взаимодействовать с экосистемой Ethereum. Его особенности:

  • Невзаимозаменяемая природа хранения данных - профиль, контент и многое другое в протоколе представлены как НФТ. Это удобно, во-первых, позволяет продавать, например, свой контент, во-вторых НФТ распространённый стандарт, а значит любой контент соцсети построенной на Lens Protocol будет легко представить на маркетплейсах НФТ.

  • Встроенная компонуемость - SDK Lens Protocol гибкое, и позволяет свободно менять механики и принципы монетизации конечного приложения.

Farcaster

Использование данных, хранящихся в блокчейне, будет всегда связано с комиссиями в виде газа, поэтому протокол Farcaster использует принцип достаточной децентрализации, комбинируя блокчейн с классическими централизованными подходами (в виде хабов данных). Позволяя создавать децентрализованные приложения дешевыми для конечного пользователя.

CyberConnect

Платформы социальных сетей Web2 хранят все социальные взаимодействия на
своих серверах, а CyberConnect стремится стать общедоступной базой данных для различных приложений, таким образом достигая большей совместимости между приложениями.

Компания собрала $25M в двух раундах с участием Multicoin, Draper, Hashed, Animoca Brands, Sky9 Capital и других инвесторов. Один из наиболее успешных проектов в экосистеме CyberConnect - Link3, где можно создавать и участвовать в Web 3.0 эвентах.

RSS3

RSS — это стандарт Web1, который позволяет людям подписываться на ленту контента в Интернете. RSS3 - протокол, направленный на распространение контента Web3. В настоящее время основным продуктом RSS3 является его API данных, который отдает данные, связанные с контентом, на Web3.

Ежемесячное количество запросов перевалило за 200 миллионов.

Попытка оседлать новые тренды соц. сетей

Если посмотреть на приложения, которые создают на промежуточных протоколах для Web3 Social, можно увидеть, что в большинстве случаев это просто копии Web2 продуктов. Поэтому часть продуктов, вместо построения очередного клона на промежуточном протоколе, идут другим путём. Они ищут новые тренды в сфере социальных сетей и пробуют выстроить Web3 продукт на данном тренде.

Фасилитация контента

В интернете очень много информации по любой теме, перегруз некачественной информацией, приводит к появлению закрытых каналов, платных подписок на контент и прочего. Часто это явление называют Curation Economy(как сожалению не знаю как это правильно назвать на русском, если знаете - напишите в комментариях, буду благодарен).

Web3 Social стартапы предлагают фасилитаторам прозрачную экономику, предлагая им вознаграждения за тот контент, который они собирают.

  • Yup — социальная сеть для фасилитаторов контента. Фасилитаторам платят в токенах YUP, когда пользователи «лайкают» их коллекции контента.

  • Dataverse — Pinterest для Web3. Пользователи могут фасилитировать, делиться и монетизировать свои коллекции контента.

Инвестиции как социальное развлечение

Исследования показывают, что поколение Gen Z любит вкладывать деньги в крипту, а также потребляют много информации про инвестиции в социальных сетях.

Эксперты указывают на появление "социального инвестирования" - людям интересно во что инвестируют другие люди.

На пересечении этих двух веяний, появляются следующие компании:

  • SprinkleBit позволяет вам следить за ведущими инвесторами/друзьями и копировать их сделки

  • Alinea позволяет создавать плейлисты инвестиций и делиться ими

Представление Web3 контента

Появление различных стандартов смарт-контрактов, связанных с хранением контента, вроде NFT приводит к проблеме просмотра информации. Некоторые компании решают эту проблему создавая ленты контента с информацией из Web3.

  • Showtime - лента NFT похожая дизайном на Tiktok

  • Zapper - интерфейс для просмотра NFT

  • Interface - ещё одна лента для NFT

Токенизация проблемных мест Web 2 проектов

Другим стоящим внимания подходом, является попытка найти слабые места в Web 2 проектах и токенизировать их. Социальные сети Web 2 монетизируют данные пользователей продавая рекламу. Web 3 проекты видят в этом возможность для себя:

  • Стартап Permission соединяет бренды и клиентов, предлагая клиентам получать рекламу брендов взамен на токены

  • Стартап Bullz предлагает одним пользователям создавать контент о крипте за токены, а другим проверять его качество также за токены, обменять токены можно на подарочные карты для разных брендов

Ложка дегтя

Идеалы Web 3 - децентрализация, владение пользователями своими данными, а также в какой-то мере "справедливое" перераспределение доходов между создателями контента. К сожалению, идеалы слабо влияют на набор критической массы пользователей приложениями. Статья 2017 года показывает, большинство людей присоединяются к платформам социальных сетей, потому что там находятся их друзья, а не потому, что они отражают их идей и принципы относительно данных и справедливости.

Заключение

Сможет ли какая-либо из этих социальных медиа-платформ Web3 бросить вызов большим компаниям Web2? Вопрос открытый. Конечно же в статье разобраны не все тренды, а самые значимые, сама сфере довольно обширна и в ней есть много интересных компаний. Подобные статьи я пишу для своего телеграм канала - https://t.me/ton_learn . Буду рад вашей подписке.

Комментарии (0)