История перьевой ручки — это прежде всего история большого бизнеса, а потому богата легендами и апокрифами, которые всегда сопровождают любой большой бизнес и создаются им же для самоутверждения. Отделить в этой истории зерна от плевел достаточно проблематично, особенно сегодня, когда «золотой век» перьевой ручки позади и самая дешевая шариковая ручка более функциональна, чем самая дорогая авторучка. Parker или Monblanc с золотым пером остаются предметом престижа для уважающего себя бизнесмена или политика наряду со швейцарским хронометром на запястье, множа ряды подражателей и подпитывая мифологию «вечного пера» новыми и новыми апокрифами.

Вопрос о том, что появилось раньше — перо или бумага, не из разряда вопросов о курице и яйце. Перо было раньше. Когда им писали на глиняных и восковых табличках, оно имело форму гвоздя, и лучше его было делать из металла — меди, бронзы, серебра, золота, железа. Когда же появились технологии изготовления гигроскопичного материала, удобного для быстрого письма на нем водной эмульсией красителей — тушью, чернилами, перо изменилось самым кардинальным образом. 

На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. На заостренном конце делалась продольная щель, при тупом конце было несколько параллельных щелей. Писали также крупным птичьим пером с косо обрезанным кончиком его ствола (эта часть пера так и называется — очин), на кончике которого тоже делался продольный разрез. Или тонкой полой тростинкой, очиненной с одного конца таким же образом.

В отличие от чисто механического принципа царапающего стержня, перо работало по другим физическим законам — законам капиллярной гидродинамики, где движущей силой является поверхностное натяжение на границе раздела двух фаз. Надо сказать, что простые задачи о растекании капли по плоской поверхности или о заполнении круглого капилляра даже современной наукой не могли быть окончательно решены в рамках классической гидродинамики. Основы современной теории смачивания сейчас только закладываются, в 1991 году Нобелевскую премию по физике получил ее главный теоретик Пьер Жиль де Жен, которого восторженные коллеги сгоряча даже назвали «современным Ньютоном».

Разумеется, наши предки сильно удивились бы, глядя на то, в какие научные дебри лезут современные ученые, когда на самом деле все просто: окунаешь гусиное перо или полую тростинку в чернила, вынимаешь, и чернила из нее не вытекают. Начнешь писать, они вытекают, причем ровно столько, сколько нужно для письма; нажмешь пером посильнее, его кончики по краям прорези на конце слегка разойдутся, и линия на папирусе, пергаменте, бумаге станет толще. Такой подход в физике (да и любой другой науке тоже) называется феноменологическим, когда основанием для вывода служит только то, что мы видим, а ломать голову над тонкостями процесса — пустая трата времени. 

При таком подходе, не в обиду будет сказано производителям перьевых ручек от древних египтян до конструкторов новых моделей «Паркера» и «Монблана», замена природных материалов первых перьев на металл в античные времена, Средние века и даже в ранее Новое время не удалась. Нет, конечно, тогда были медные, бронзовые, серебряные и даже золотые перья, о них известно из старинных рукописей, их не так уж редко находят археологи, но это были штучные экземпляры. И не по причине того, что они были дорогими и исключительно ручной работы, они не вытеснили тростниковые каламусы и гусиные перья в греческих полисах и Риме.

Грамотных людей тогда было не так уж много, и артель мастеров в Афинах или Риме могла снабдить их всех долговечным медными или железными инструментами для письма, которые при серийном производстве были бы доступны народу. Априори ясно, что такой бизнес был бы рентабельнее постоянной заготовки тысяч птичьих перьев (в дело шли всего по несколько десятков перьев с одного гуся) или пучков тростниковых стеблей, которые завозили морем из Египта. Но феноменологический подход древних мастеров и писцов, а говоря проще, житейские их наблюдения, показывали, что металлические имитации гусиного пера или каламуса сильно уступают оригиналу по всем показателям, и качества письма ими гораздо хуже и писать ими проблематично, а фиксировать что-то быстро просто невозможно. Словом, они были хороши для понтов, как говорят в народе, а не для рутинного письма.

Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке. Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. 

В XVIII веке появились первые патенты на стальные перья. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего (если он правша) не заслоняла перо-ложечку. Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. 

Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права. 

Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник. Писал он на злобу дня и довольно хлестко: о растущей преступности, состоянии коммунальных служб города, новых налогах, ну и, разумеется, о мудрой отеческой заботе его шефа бургомистра о насущных нуждах горожан, под руководством которого Ахен стал одним из самых процветающих городов королевства. Говоря современным языком, в Ахене и в Прусском королевстве в целом Янссен был популярным блогером. 

И вот в 1748 году, описывая церемонию подписания мира после Войны за австрийское наследство (Второй Ахенский конгресс, как называют это событие историки), Иоганн Яннсен сообщает: «Как раз к собранию конгресса я, не хвастаясь, изобрел новые перья для письма. Возможно, могло быть так, что добрый Господь не позволил бы этому изобретению прийти мне в голову, … но посланник Его Святейшества купил первое, и остальные посланники, надеюсь, купят будущие…Никто никогда не видел и не слышал о перьях, как изобретенные мной, но вы должны содержать их в чистоте от ржавчины и чернил, чтобы они оставались пригодными для письма в течение многих лет, и даже если кто-то будет писать ими на рисовой бумаге последняя строка будет описана как первая… Они попадут в Испанию, Францию, Англию, Голландию, всю Германию и всех уголки мира, …безусловно, будут скопированы другими, но я тот, кто изобрел и сделал их впервые, а также продал в больших количествах за пределами страны и внутри страны».

Казалось, в первую очередь немецкие историки науки техники должны гордиться своим соотечественником, который изобрел современное стальное перо, но как раз они в этом сомневаются. Точнее, в том, что перо было, они не сомневаются, но мирный договор после восьмилетней кровопролитной бойни в центе Европы был подписан в 1748 году обычными гусиными перьями, а инновационное стальное перо Янссена, скорее всего, придумал кто-то из ахенских часовщиков, которыми был тогда знаменит город Ахен. В 2007 году городской комитет по культуре Ахена решил, что «вероятность приоритета  Янссена недостаточно высокая, чтобы отдавать ему должное за изобретение стальной ручки, и вопрос продвижения этого мнения, с точки зрения местной муниципальной политики, пока должен быть закрыт». 

Одновременно Ассоциация историков Ахена обратилась ко всему научному сообществу историков с просьбой: «Мы были бы признательны, если бы однажды этот вопрос был дополнительно прояснен историей технологий или историческими науками. …Это очень важно для  получения дополнительной информации о подлинности исторических источников, написанных таким пером. Промышленное производство стальных перьев, начавшееся в начале  XIX века, и их дифференциация заметно улучшили способ письма, … это важно и для истории литературы, а также искусства в связи с появлением рисунка пером».


В чем не сомневаются историки технологий, так это в том, что первые патенты на стальные перья один за другим стали появляться на рубеже XVIII и XIX веков, а в начале XIX века в Англии они посыпались, как из рога изобилия. Также не вызывает сомнения то, что изготовление стальных перьев современного типа в промышленных масштабах началось в 1820-е годы в английском городе Бирмингеме, где к началу 1830-х годов после короткого этапа слияний и поглощений появилось примерно полдюжины крупных игроков нового рынка, а затем обозначились и лидеры рынка. Это были компании Джона Митчелла и Джеймса Перри, особенно последняя: очень скоро все стальные перья для письма в народе начали называть «перрианскими» (perryian) вне зависимости от производителя, причем не только в Англии, но и на континенте. 

В обеих компаниях было «центральное конструкторское бюро», правда, пока в лице одного изобретателя. У Митчелла это был Джозеф Гилло, у Перри — Джосайя Мейсон. Как показало время, именно их идеи и патенты лежали в главном русле «перостроения»XIX века, вот только первые коммерчески успешные перья компании Перри запатентовал на свое имя владелец компании Джон Перри. В дальнейшем Мейсон основал собственную компанию по производству перьев и довольно успешную, но в данном случае сработал принцип «хозяин – барин». У Гилло потом тоже образовалась собственная компания и тоже успешная, но все патенты с самого первого остались при нем. 

Про Гилло часто пишут, как о простом рабочем парне из Шеффилда, который приехал в Бирмингем и упорным трудом создал там одну из ведущих компаний по производству стальных перьев. В конце жизни его личное состояние оценивалось в 250 тыс. фунтов стерлингов, огромные по тем временам деньги. Плюс коллекция картин, которую он собирал всю жизнь, а наследники тут же продали за 170 тысяч фунтов. Все это так, Джозеф Гилло несомненно принадлежал к категории людей, которых называют self-made man. Но есть нюанс:  Джозеф Гилло женился на сестре Джона Митчелла. Так что все авторские права на его изобретения были прежде всего сугубо семейным делом. 

У Джозайи Мейсона была другая ситуация. Он тоже пытался самостоятельно наладить выпуск перьев собственной конструкции в Бирмингеме, но поначалу неудачно. В 1825 году в окне книжного магазина он увидел ручку с пером производства компании Джемса Перри, которая была создана в 1824 году и за год хорошо, как сказали бы сейчас, раскрутилась. Мейсон купил ручку, внимательно рассмотрел перо и сделал несколько перьев, которые, как он считал, были лучше перрианских, а главное, дешевле в производстве. Эти перья он отправил по почти Джемсу Перри с сопроводительным письмом, а спустя короткое время, придя в свою мастерскую, увидел там поджидавшего его мистера Перри.

Перо Мейсона с более широким плечом имело центральное отверстие, которое не только собирало дополнительное количество чернил из чернильницы, но, главное, повышало гибкость зубцов конца пера и прочность всей конструкции, препятствуя облому зубца при сильном нажатии пера на бумагу. Перри перенес центральное отверстие ближе к переднему концу пера, чем у Мейсона, и в 1830 запатентовал свое перо. В 1831 году патент на перо аналогичной конструкции получил Джозеф Гилло. 

К этому времени Перри накопил целую пачку патентов на свои перья, принципиально  не отличавшиеся друг от друга. Сейчас это называется «двойным патентованием», то есть признания нескольких исключительных прав на один и тот же результат интеллектуальной деятельности, и в разных станах сейчас это либо запрещено, либо вызовет серьезные юридические проблемы для обладателей «двойных патентов», но в те годы бирмингемским производителя канцелярских перьев многое было позволено.

Перья Джозайи Мейсона выводил на рынок компания Джемса Перри, и на первом этапе Мейсона это устраивало. Его собственная компания, по сути основной производитель «перрианских» перьев, довольно долго оставалась в тени, но его состояние  росло, и он тоже закончил свои дни весьма состоятельным человеком. А Перри как прирожденный торговец в 1830 году напечатал большим тиражом брошюру с гравюрами своих перьев, которая начиналась так: «Еще полгода назад общественность мало что слышала о ручках со стальными перьями. А сейчас мало какой другой предмет можно так часто увидеть в руках представителей всех классов нашего общества. Столь быструю метаморфозу можно четко проследить от первых объявлений о патентованных ручках Перри в различных периодических изданиях около шести месяцев назад до нынешнего всеобщего спроса, который возник на перрианские ручки во всех частях империи».

Таким образом, в силу описанных выше причин не было патентных войн, которые следовало ожидать при столь плотной концентрации компаний-производителей перьев в одном месте. Подробно история рождения, юности и зрелости «вечного пера» описана в книге Генри Боура (Henry Bore) The story of the invention of steel pens 1890 года. Она доступна в интернете на английском языке, и, пожалуй, одна из самых объективных по данному вопросу, во всяком случае каждый тезис в ней подтверждается документами эпохи.

Спустя век, когда для пера с чернильницей наступили тяжелые времена, основные производители стальных перьев в 1830-60 годы — компании Перри, Митчелла, а чуть позже Гилло и Мейсона, конкурировавшие на рынке в «золотой век» перьевой ручки, слились под крышей British Pens Coю  Но это была уже агония «вечного пера».

В Германии и Франции промышленное производство стальных перьев для письма началось в 1840-е годы, то есть примерно на десять лет позже, чем в Англии. В нашей стране и того позже, хотя, разумеется, импортными перьями начали писать еще в николаевские времена, но массовым явлением это стало только в 1860- годы. А когда в 1832 году литератор Вадим Пассек подарил жене ручку с железным пером, об это говорил «весь Петербург». 

И ушла в небытие перьевая ручка с чернильницей у нас позже, чем на Западе. Только в конце 1960-х в стране появились доступные шариковые ручки. Но еще несколько лет после этого ученикам младших классов запрещалось пользоваться шариковыми ручками, чтобы не испортить почерк. Детям приходилось носить в школу чернильницы-непроливайки в специальном мешочке,  но неудобство окупалось с лихвой. Сложив из вырванного из тетради листа стабилизатор и прилепив к нему запасное перо для ручки пластилином или мякишем хлеба можно было сделать дротик, который при удачном броске даже с задней парты вонзался в линолеум классной доски.

Что же касается «вечного пера», то попытки снабдить его собственной чернильницей предпринимались с самого начала. В литературе упоминаются авторучки из драгоценных металлов периода античности и Средних веков, но насколько практичны были они, науке не известно. Еще чаще упоминается патент 1827 года на авторучку с гусиным пером румынского студента в Париже Петраша Поэнару. Но понятно, что появление пишущей без проблем ручки с вечным пером и вмонтированной в ее корпус чернильницей сдерживало отсутствие подходящих для этого материалов и технологий.

Удачную конструкцию авторучки запатентовал в Льюис Уотерман в США в 1884 году, но их массовое производство началось только в эру пластмасс. Постоянно совершенствовался резервуар для чернил, а само перо в авторучке было то же самое, даже более примитивное, образца конца XVIII — начала XIX века, потому что при постоянной подаче чернил насечки, центральное отверстие и прочие ухищрения для забора пером из чернильницы максимально возможного количества чернил, не требовались. Даже иридиевый шарик на конце пера — инновация 1830-х годов, когда химики научились получать этот недавно открытый им металл в чистом виде в достаточных количествах. 

Сейчас мы, похоже, стоим на пороге новой технологической революции в письме. Благодаря работам упоминавшегося в первой части Нобелевского лауреата Пьера Жиля де Жена и его коллег появились жидкокристаллические дисплеи, на которых можно писать стилусом. Проще говоря, мы вернулись на уровень древних шумеров с их глиняными табличками и стилусами, только теперь они цифровые. Ждем патентов на цифровую бересту, папирус, пергамент и бумагу. Может быть, действительно был прав Гегель,  когда говорил, что любое развитие идет по спирали. А может, просто по заколдованному кругу?

О сервисе Онлайн Патент

Онлайн Патент – цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:

  • Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;

  • Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;

  • Опции ускоренного оформления услуг;

  • Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;

  • Мониторинги новых заявок по критериям;

  • Онлайн-поддержку специалистов.

Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм-канале.

Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте.

 

Комментарии (49)


  1. Exchan-ge
    00.00.0000 00:00
    +6

    И ушла в небытие перьевая ручка с чернильницей у нас позже, чем на Западе. Только в конце 1960-х в стране появились доступные шариковые ручки. Но еще несколько лет после этого ученикам младших классов запрещалось пользоваться шариковыми ручками, чтобы не испортить почерк. Детям приходилось носить в школу чернильницы-непроливайки в специальном мешочке, но неудобство окупалось с лихвой.


    «Не так все было» (с) :)

    В 60-х вовсю и повсеместно использовались авторучки (то, что в статье названо «вечным пером» :)

    Но в школах еще были уроки чистописания, на которые ученики младших классов носили с собой в маленьких мешочках чернильницы-непроливайки и перьевые ручки — и вовсе не потому, что родители не могли им купить авторучку.
    В 1967 году ввели новую школьную программу, в которой предмет «Чистописание» был исключен, и с нового учебного года (1968) и перья и чернильницы ушли в прошлое (кроме почтовых отделений и сберкасс:)

    Все начали писать авторучками.
    Новомодные шариковые появились за несколько лет до этого и «запрещались» сугубо неофициально (в одной школе было нельзя, в другой — можно :)

    Но основной фокус был в том, что авторучкой было писать приятнее.

    А киллер-фичей шариковых была возможность писать разными цветами + они не протекали так, как могли протечь авторучки и их не надо было регулярно заправлять чернилами из чернильницы (тоже не вполне безопасная процедура)

    (Шариковые ручки тоже протекали, но не так часто :)


    1. sshikov
      00.00.0000 00:00
      +2

      Подтверждаю. Я сам учился в это время. Ваше изложение ближе к правде.

      Да, и я практически уверен, что у автора никогда не было паркера… я бы советовал зайти в магазин типа Красный карандаш, или Передвижник (если в Москве), и попробовать современную перьевую ручку, например LAMY. Во-первых, это приятно, ей писать.

      И это вариант сравнительно дешевый. Для каллиграфии, черчения и некоторых других работ заправляемые чернилами ручки и линеры, это все еще наше сегодня, а не устарело много лет назад. А писать… ну да, щас все больше на клавиатуре тексты набирают.


    1. burdin
      00.00.0000 00:00
      +1

      В 1990г в первом паспорте я ставил подпись перьевой ручкой. Паспортистка обмакнула в чернильницу и торжественно подала мне. Был немного шокирован этим артефактом, но кое-как подпись поставил.


      1. Exchan-ge
        00.00.0000 00:00
        +1

        В 1990г в первом паспорте я ставил подпись перьевой ручкой.


        Я прошел эту процедуру намного раньше и даже ухитрился поставить небольшую кляксу :)


      1. Radisto
        00.00.0000 00:00
        +1

        Я делал это в 1997. Тоже был озадачен


        1. nwanomaly
          00.00.0000 00:00
          +1

          Последний раз менял паспорт в 2002 в Питере и тоже самое. Т.к. держал перо в руках второй раз в жизни, то подпись получилась корявая и очень не похожая на то, как обычной ручкой. В некоторых местах типа банков даже говорили, что не так подписываю (


    1. ion2
      00.00.0000 00:00
      +1

      А ещё авторучки замерзали в мороз. Помню как сидел на первой паре и ждал когда ручка оттает. Не я один. Пером писать было намного быстрее и приятнее, чем шариковой ручкой. Ту ещё надо было расписывать.


  1. Exchan-ge
    00.00.0000 00:00

    появились жидкокристаллические дисплеи, на которых можно писать стилусом.


    У меня целых два Сюрфейса с сенсорными экранами и стилусом (2017 и 2019 гг)
    Угадайте, как часто мне пришлось за эти годы что-то писать этим стилусом :)


    1. sshikov
      00.00.0000 00:00

      Ну, на самом деле варианты, где можно написать, нарисовать, оно распознается, сохранится, будет индексировано, и потом сможете найти — они местами очень хороши. Если вы вообще не рисуете ничего, даже диаграммы — вам наверное стилус и не нужен. Но после того, как попользуешься пару раз Galaxy Note или планшетом со стилусом — понимаешь, что когда он нужен, заменить его в общем-то нечем. Мышь и клавиатура, и тачпад, и сенсорные экраны, по которым водишь пальцем — не замена стилусу вообще, ни по отдельности, ни вместе.

      И кстати, довольно давно появились E-ink дисплеи с возможностью писать и рисовать стилусом. Есть очень интересные задумки.


      1. Exchan-ge
        00.00.0000 00:00
        +1

        можно написать, нарисовать, оно распознается,


        Да, распознается (что меня очень удивило :)
        Но набор текста, даже на виртуальной клаве на пол-экрана -все равно быстрее.
        (про обычную и речи нет)

        Если вы вообще не рисуете ничего, даже диаграммы


        Диаграммы я «рисую» экселе, а для остального использую либо визио, либо банальный пайнт-нет.

        Galaxy Note или планшетом со стилусом


        У меня были Galaxy Tab (Samsung SM-T231 и Samsung SM-T705)
        Там вполне хватало и пальца :)

        появились E-ink дисплеи с возможностью писать и рисовать стилусом. Есть очень интересные задумки


        Тут, буквально год назад, довольно много знакомых сильно накололись с E-ink — вышли ридеры с цветным экраном на 8", люди обрадовались, начали покупать — и опа, пошел косяком брак (производителя называть не буду, но это слоненок :)

        Так что к интересным задумкам с E-ink я пока отношусь с некоторым недоверием :)


        1. sshikov
          00.00.0000 00:00

          >У меня были Galaxy Tab (Samsung SM-T231 и Samsung SM-T705)
          >Там вполне хватало и пальца :)
          Э, нет. У меня это тоже было и есть. Палец и стилус (особенно хороший стилус, как у вакомовских планшетов), это две совершенно разные вещи. Не сравнивайте. Ну ладно, вакомовские стилусы стоят нынче тысячи рублей, до пятнадцати, это другая ценовая категория. Но даже стилус Note, простейший, и палец — это реально не сравнимо по удобству.


          1. Exchan-ge
            00.00.0000 00:00

            вакомовские стилусы стоят нынче тысячи рублей,


            Да, этот вариант отпал много лет назад.

            Но даже стилус Note, простейший, и палец — это реально не сравнимо по удобству.


            Я же пользовался стилусом — не зашло.

            (сейчас я четко попадаю пальцем по элементам управления Windows. На 12" экране. На Сюрфейсе с Windows 10 Pro :)


            1. sshikov
              00.00.0000 00:00

              >Я же пользовался стилусом — не зашло.
              На Surface? Ну вообще говоря, далеко не факт что их стилусы нормальные. Для рисования на приличном уровне замен вакому не так много. Даже дешевому.

              >Да, этот вариант отпал много лет назад.
              Ну у меня не отпадал. Мы реже рисуем на планшете, но просто потому, что профессией это не стало, а времени не так много. И претензий к планшету и стилусам нет никаких (кроме дороговизны, но живут они долго — нашему планшету лет 10 наверное). А стилус за 10-ку — это чувствительность к нажатию, наклону и повороту — то есть, кисти, и прочие инструменты рисования эмулирует он отлично. Пальцем такое просто не проделать.


              1. Exchan-ge
                00.00.0000 00:00

                Ну вообще говоря, далеко не факт что их стилусы нормальные.


                Отличные там стилусы, не ваком, но где-то близко
                (у меня и комплект сменных наконечников есть — купил после того как уронил свой стилус точно острием вниз на плитки пола :)

                Вот только область применения далека от реальных потребностей юзеров.

                Пальцем такое просто не проделать.


                Палец — как замена мыши, а не кисти или карандашу :)


  1. freakru
    00.00.0000 00:00
    +3

    В Германии школьники младших классов до сих пор пишут перьевыми ручками типа таких


    1. YMA
      00.00.0000 00:00
      +6

      Перьевая ручка еще и удобнее шариковой (и даже хорошей гелевой), когда писать надо много. Помню, лекции писал авторучкой - рука не устает, почерк ровный. Но да, заправки хватало чуть больше чем на день, поэтому каждый вечер надо было не забыть заправиться из бутылочки с чернилами (как раз Паркер брал, очень хорошие были чернила).


      1. ilya_pu
        00.00.0000 00:00

        Зато если вовремя заметил, что чернила скоро закончатся - можно добавить несколько капель воды, это конечно осветлит линии, оставляемые ручкой, но позволит протянуть до конца дня. С шариковыми ручками такой фокус, понятное дело, не прокатывает.


        1. Exchan-ge
          00.00.0000 00:00

          С шариковыми ручками такой фокус, понятное дело, не прокатывает.


          В 70х некоторым школьникам удавалось заправлять и шариковые (подробностей не помню уже (так как сам не заправлял), помню только сам факт)
          (аппаратный хак, да :)


          1. ilya_pu
            00.00.0000 00:00

            Заправлять не заправлял, это было жутко грязное дело, но приходилось порой переставлять пишущие узлы в другие стержни - а как иначе, если у тебя есть нормальный пишущий узел, но паста в его стержне закончилась?


    1. vd0
      00.00.0000 00:00

      В Нидерландах тоже школьники пишут похожими, к ним еще пластиковые картриджы с чернилами выдают


      1. Exchan-ge
        00.00.0000 00:00
        +1

        к ним еще пластиковые картриджы с чернилами выдают

        Сменные одноразовые картриджи к авторучкам были еще в советское время.
        Но это было круто и дорого :)
        Кстати, они не протекали.
        (не помню уже, отечественные или зарубежные)


        1. ion2
          00.00.0000 00:00

          Писал такой ручкой в 1988 году. Но не долго. Баллончики (слова картридж тогда не знали) были как треть заправки по объёму и летели очень быстро. Иногда на одну пару не хватало. Маета эта быстро надоела и вернулся к обычному перу.


          1. Exchan-ge
            00.00.0000 00:00

            (слова картридж тогда не знали)


            Слово «картридж» я впервые узнал из книги «Новинки в электроакустике и технике магнитной звукозаписи'; Чабаи, Д.; Изд-во: М., Советское радио, 1977 г.»

            Там было фото акаевского катушечного магнитофона, с торца которого в аппарат вставлялись таинственные прямоугольные «картриджи» :)

            (поскольку данная книга пользовалась бешеной популярностью в кругах ди-джеев и радиолюбителей в СССР — думаю, что слово знали многие :)


    1. ilya_pu
      00.00.0000 00:00
      +1

      И правильно делают! Лет десять назад на одном из форумов читал обсуждение вопроса, почему детей нужно учить писать не шариковыми, а именно перьевыми ручками. Это более "здоровьесберегающая" технология. Сам пишу перьевой ручкой и знаю, что держать её можно и нужно легко и нежно, так, чтобы колпачок смотрел мне в правое плечо (вы помните это правило? так вот, оно пошло из школьных лет, от перьевых ручек, такое положение обеспечивает оптимальный наклон пера). Шариковые ручки так не умеют: лучшее положение пишущего узла шариковой ручки - строго перпендикулярно бумаге, соответственно хват из мягкого и нежного (как художник держит кисть - на большой палец кладёт её и легко придерживает указательным и средним пальцами) превращается в "клешню" - такие повсеместно можно увидеть у студентов техникумов (у студентов вузов "клешню" не видел, но частенько видел неестественно вывернутые при письме фаланги указательного пальца).

      Единственный минус перьевых ручек - даже не протекание и малый объём баллончика, а малый срок жизни пера. В одной умной книге читал про то, что пробег пера составляет порядка 17 километров (потом металл стирается и ручка может перестать писать так же легко и приятно, как новая), тогда как у одноразового гелевого стержня длина линии составляет 2-3 километра. Сделай перо жёстче - прослужит дольше, но захочешь ли таким пером писать? В принципе, перо первые 10 километров "подстраивается" под руку владельца (пришлифовывается к бумаге в соответствии с привычным "хватом" и наклоном ручки), а потом - тут уж как повезёт.

      У меня были ручки и с "пипетками" типа китайских - перо пишет отлично, но недолго, металл мягкий, плюс заправлять крайне неудобно (макаешь такую ручку в чернильницу, потом её нужно вытирать, да и расход чернил растёт), и с поршнем (чуть ли не 2/3 полезного объёма внутри ручки, который можно было бы занять чернилами, занято поршнем), но самым лучшим вариантом считаю полноразмерный длинный картридж (правда, заправлять его приходится уже с помощью шприца). В плане лёгкости письма - однажды пришлось исписать за день тетрадку 18 листов в клеточку (в каждую клеточку), и ничего, рука не отвалилась.


  1. AstorS1
    00.00.0000 00:00

    Совпадение. Сегодня как раз закончились чернила в ручках: красные в stub-nib для дат и заголовков, в МВ-146 заправил чернила Privat Reserve, цвет Florida blue для обычного текста.


  1. sentimentaltrooper
    00.00.0000 00:00
    +1

    Пишу перьевыми ручками каждый день уже очень давно. Они лучше / быстрее скользят по бумаге. Есть разные, включая самосборных франкенштейнов в гибким пером Zebra G для каллиграфии, но по-умолчанию обычная, дешевая Lamy Safari и 50 мл пузырек чирнил к ней вечные. За исключением самосборных китайский франкенштейнов, которых я почти забросил, ни одна не протекла.

    Стилус без чувствительности к силе нажатия и углу - практически бесполезен для меня. Айпад с их же карандашом (Pencil) прекрасен, но если не рисовать при этом еще, а просто на митингах записи вести / схемку быстро набросать чет как-то слишком дорого / недостаточно часто надо.


    1. redwooder
      00.00.0000 00:00
      +1

      Какими чернилами пользуетесь?
      Три года назад купил Lamy Safari. После этого покупал на али китайские подделки этой модели от разных производителей. Разницы с оригиналом не заметил. Сейчас пишу Flair INKY CEO.
      От нее пальцы не так устают как от Lamy. Вместе с Flair INKY CEO идут два длинных картриджа с чернилами. Цвет чернил в этих картриджах своеобразный. Темно синий. Такого оттенка больше нигде не смог найти. Пытался в синие чернила добавлять и черные и фиолетовые, чтобы получить похожий оттенок как в картриджах Flair, но из-за разных хим.веществ в составе чернил ничего хорошего не вышло. В цвет попасть получалось, но вся смесь начинала сворачиваться через несколько минут и ручка переставала писать совсем.
      Купил уже 4 ручки Flair только из-за запасных картриджей с чернилами.


      1. sentimentaltrooper
        00.00.0000 00:00
        +1

        Я исписал 30 ml Royal Blue от Pelikan сейчас дописываю обычные черные Lamy же. Я с самого начала не пользуюсь картриджами, только конвертером/ насосом. Треугольная Сафари у многих вызывает боль, никто из моих коллег кто порывался одолжить ручку что бы быстро что-то чиркнуть - не мог и линии провести, но лично мне в пальцы легла норм. Китайская тоже была, но там что-то пластик быстро разшатался. Сейчас надо что-то на замену подобрать. В идеале хочу что-то с приличным флексом, но опыт с Noodler Ahab был какой-то неудачный (странный запах, никакого флекса и течет), а самосбор Jinghao + Zebra G быстро высыхает. День не писал и всё, мой. Сейчас смотрю в сторону TWSBI как вариант на каждый день.


        1. redwooder
          00.00.0000 00:00
          +1

          Я купил Lamy Safari для рисования, по рекомендациям из Ютуба. Но пока ее доставляли, был в таком нетерпении порисовать пером, что недождавшись зашел в канцтовары и купил первую попавшуюся дешевую ручку, которая показалась мне более-менее приличной. Это была Flair INKY CEO. И тут по случайному стечению обстоятельств я наткнулся на челлендж где требовалось на протяжении месяца ежедневно исписывать одну страницу левой рукой (для правшей). Я подумал, что это не случайное совпадение и начал писать перьевой ручкой левой рукой по странице в день. Когда закончились чернила в картриджах, пришла и Lamy с чернилами нескольких цветов.
          Цвет чернил меня не устроил и я начал эксперименты по смешиванию чернил. Для этих экспериментов купил на али с десяток копий Lamy от Jinhao и еще 8 от разных других производителей.
          И вот уже на протяжении трех лет продолжаю ежедневно левой рукой исписывать 1-2 листа перьевой ручкой.
          А вчера из вашего комментария узнал что такое флекс. Теперь перечитываю профильные форумы по этой теме и просматриваю видеообзоры мягких перьев.
          Из прочитанного могу предположить, что проблема быстрого высыхания из-за особенности конструкции под флекс перо. Фидер практически открыт и если колпачок не герметично прилегает, то проблема высыхания обеспечена. Или состав чернил должен быть специфический, чтобы испарение было не такое быстрое. Может из-за чернил у вас Noodler и переливала.


          1. Exchan-ge
            00.00.0000 00:00

            И тут по случайному стечению обстоятельств я наткнулся на челлендж где требовалось на протяжении месяца ежедневно исписывать одну страницу левой рукой (для правшей). Я подумал, что это не случайное совпадение и начал писать перьевой ручкой левой рукой по странице в день.


            Объясните, плиз, пенсионеру — что такое челлендж и почему его надо выполнять…


            1. redwooder
              00.00.0000 00:00
              +3

              Всегда восхищался амбидекстрами. И боялся деменции с болезнью Альцгеймера. Поэтому стараюсь по возможности загружать мозг и осваивать что-то новое.
              Если хочешь на шестом десятке быть молодым — нужно думать как молодой, окружить себя молодежью, одеваться как молодой и разговаривать с ними на языке молодых. Вот как-то так.
              А тут посмотрел мотивационное видео в Ютубе, где девушка на своем примере показывает как она училась писать левой рукой в течении 30 дней. Процесс был показан в ускоренном режиме и результат меня впечатлил. Я вдохновился, плюс совпало с приобретением перьевой ручки, красивых тетрадей. Ну и мне зашло.
              Еще младший сын у меня левша и почерк у него в школе был мягко говоря не идеальный. Супруга оправдывала это тем, что ему левой рукой писать сложнее, т.к. правописание у нас устроено слева направо и приходится «из под руки выглядывать» и т.п. Ручки всегда ему покупали для левшей, ножницы тоже и т.д.
              Вот я тогда для себя решил, что мне надо повторить этот челлендж. Плюс проверить теорию, что привычка формируется за 21 день. И побыть на месте младшего сына, убедиться что писать левшам сложно, поэтому у них почерк «корявый».


              1. Exchan-ge
                00.00.0000 00:00

                Если хочешь на шестом десятке быть молодым

                На седьмом…

                окружить себя молодежью

                Это есть :)

                одеваться как молодой

                Свитер и джинсы — это уже старперский стиль? :)

                где девушка на своем примере показывает как она училась писать левой рукой в течении 30 дней.

                В свои 16 лет я бы спросил — «зачем?»
                (а более простые в быту одноклассники однозначно сочли бы ее дурой, сорри, времена были суровые, бамовские :)

                Другое дело, если бы она была поклонницей автора Джоконды и подражала ему во всем.
                А так, тем кто не был в курсе привычек Леонардо — подумалось бы, что девушка тренируется писать анонимки.

                И побыть на месте младшего сына

                А, так это совсем другое дело, одобряю.

                Но вопрос был совсем не про вас…


          1. sentimentaltrooper
            00.00.0000 00:00
            +1

            Zebra-G серьёзно восхитительна, я не рисую (умею только чертить), но могу писать каллиграфически, собственно это перо для каллиграфии и обычно ручки для каллиграфии они как бы не авто - надо именно макать в чернильницу. Но если заморчиться с усадкой пера на фидер с его нагревом и т.д. то можно получить годный вариант за дешево (но как вы верно заметили будет высыхать из-за особенностей конструкции). Обычные перья с гибким пером к сожалению и близко не дают такой чувствительности к нажатию, не смотря на заверения производителей. Якобы золотое перо, особенно на винтажной ручке, даст нужный эффект. Но я не смог себя пока убедить потратить больше 100$ на ручку.


            1. redwooder
              00.00.0000 00:00
              +1

              Вдохновленный вашими комментариями сегодня купил в канцтоварах два флекс пера. Подозреваю что они условно флекс или производитель дешевый или подделка. В нашей глуши были только перья фирмы Leonardt. А заказать что-либо приличное уже как год нет возможности.
              Плоское перо оказалось с браком, который рассмотрел только на фотоснимке (завтра обменяю), а перо с круглым хвостовиком мне понравилось. Толщина линии очень тонкая. Вероятно японский EF. При нажатии линия получается немногим более 1 мм. Но писать непривычно по сравнению с обычным пером, перо слегка царапает бумагу, а не скользит идеально. Почитаю еще напрофильных форумах, может его нужно отполировать, чтобы улучшить скольжение.
              Для сравнения положил рядом китайское перо EF.
              drive.google.com/file/d/1bvgpuJfdy05oQyo6R3gmB7C3GKlcbOY5/view?usp=sharing


            1. redwooder
              00.00.0000 00:00
              +1

              Если я правильно понял, то вы ежедневно пишете перьевой ручкой на работе. И ручка с флекс пером вам нужна, т.к. вы пишете каллиграфическим почерком?
              Или писать каллиграфическим почерком это у вас хобби, а на работе вы пользуетесь Lamy Safari (или другой с обычным пером)? И ваши коллеги тоже пишут на работе перьевыми ручками?

              Но я не смог себя пока убедить потратить больше 100$ на ручку.

              Если бы я работал в таком коллективе, то на месте ваших коллег, зная увлечения своего шефа, обязательно подарил бы ему хорошую перьевую ручку:)


              1. sentimentaltrooper
                00.00.0000 00:00
                +3

                Я абсолютно все пишу перьевой: заметки митингов, списки дел, пометки на полях, конспект курсов. У меня на столе\в стакане россыпь разных (в основном китайских, с некоторыми связаны разные байки типа торг на рынке подделок в Шанхае). Пишу на разной бумаге, в А4 блокнотах более грубая, там хорошо идет Medium перо, на черновиках (обратная сторона распечатанных статей или ненужных документов) нужно fine.

                У меня в целом довольно хороший почерк, но я в свое время в качестве хобби по видео с ютуба осваивал каллиграфическое написание английского курсива (мой основной язык общения Fr\En). В итоге если есть хорошая бумага и хороший флекс то пишу облегченной каллиграфией как я бы сказал - изменяется толщина линий в a,o, u, n, m завитушки в g,p,q, t, но без извратов в заглавных буквах. Но так писать медленнее и на плохой бумаге, которая слишком легко впитывает чернила (типа тех что в дешевых студенческих блокнотах) все расплывается.


  1. Adler_lug
    00.00.0000 00:00

    Люблю перьевые ручки. Есть небольшая "коллекция" из примерно десятка ручек от китайских Jinhao за 1$ до Японской Sailor с золотым пером за ~250$. Жаль только, что особо писать нечего и некогда.


  1. Mingun
    00.00.0000 00:00
    +1

    Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу

    Вообще-то есть. Без фото вообще непонятна форма этого устройства и насколько оно «кляксоскопично» :)


  1. h1pp0
    00.00.0000 00:00
    +1

    Очень люблю перьевые ручки, а тут почти не затронули их историю и эволюцию.

    Прелесть использования в том, насколько сильно оно отличается от типичных инструментов с которым работают программисты: бумагой неудобно делиться, носитель будет уничтожен вместе с информацией, а одинаковый текст будет выглядеть по-разному у разных людей. Удобно делать заметки по встречам, отлично как черновик для схем.

    Многие недостатки неактуальны:

    • Чернила могут не засыхать до 6 месяцев Slip&Seal, причём эта фича есть и в недорогих моделях этого бренда

    • Есть много вариантов чернил, которые не растекаются от воды разных брендов на разных технологиях.

    • Если не искать специально плохие модели, то нужно постараться, чтобы ручка протекла при обычном использовании.

    Комфортнее обычных шариковых: давить на ручку не требуется, оно пишет под своим весом. Цена обычно выше, но за это получаем более приятные материалы и удобство, особенно, если руки большие. При этом даже хорошие модели не стоят слишком дорого (особенно с возможностью заказывать на eBay до СВО).

    Пример того, как оно выглядит сегодня


    1. redwooder
      00.00.0000 00:00
      +1

      Чернила могут не засыхать до 6 месяцев Slip&Seal, причём эта фича есть и в недорогих моделях этого бренда

      Прочитал про эту систему и пересмотрел все свои ручки, где колпачки были прозрачные.
      В колпачке ручки стоимостью 2 доллара обратил внимание на пружинку.
      drive.google.com/file/d/1Q01AOGaBkyYsqZFjZngqRFy1jeZ6y78Y/view?usp=sharing
      Теперь осталось провести эксперимент, оставить эту ручку заправленной на 6 месцев и посмотреть, засохнут чернила или нет:))


      1. h1pp0
        00.00.0000 00:00
        +1

        Похожи на клон Platinum Preppy, где как раз эта технология и используется. Не уверен, что ваша ручка продержится 6 месяцев, но оригинал может выдержать месяцы


        1. redwooder
          00.00.0000 00:00
          +1

          Купил специально для эксперимента ручку. Черных не было, купил оранжевую. И что прикольно фидер тоже оранжевый:) Первый раз такое встретилось.
          Судя по форме пера и его креплению к фидеру, это усовершенствованная копия одноразовой Zebra Fuente. Это уже вторая модель индийской фирмы Flair, которую я купил. Размер пера М. Поставлю на нее конвертер, напишу страничку и оставлю на 6 месяцев:) Чернила будут фиолетовые Радуга.
          drive.google.com/file/d/1xsmutB8-CtksfvqCya5t6wOuF6b5rAG4/view?usp=sharing


  1. milovidov
    00.00.0000 00:00

    А для левшей перьевые, кто-нибудь встречал? Я в паспорте в 95 году при росписи стандартной перьевой страницу прорвал, пришлось заменять


    1. h1pp0
      00.00.0000 00:00

      У Lamy есть перья LH, которые вроде бы лучше подходят для левшей.
      Вообще, есть проблема с тем, что чернила засыхают с задержкой, это решается специальным положением руки. Если есть проблема с перьями, а вы готовы платить, то их могут переточить под вас за условные 100-200$ вместе с доставкой и работой.


  1. TheLongwalker
    00.00.0000 00:00
    +1

    забыл когда в последний раз писал "шариком". вроде, когда где-то возразили, увидев необычный агрегат...глупцы =)

    нравится то, что пишется легко, ручки красивые, написанное выглядит красиво, можно легко менять чернила. вообще ручек и чернил перепробовал очень много, остановился на waterman serenity blue/waterman tender purple + leonardo officina momento zero grande 2.0 anemone.

    кто не пробовал писать пером - советую причаститься =)


  1. Jeeno93
    00.00.0000 00:00

    Интересно, что за столько столетий менялись лишь инструменты письма, но совсем не менялась механика.

    Были попытки сделать ручки, которые надевались на палец и прочие другие, но классический способ всё ещё почему-то самый удобный.


    1. Exchan-ge
      00.00.0000 00:00
      +1

      и прочие другие,


      Была практика писать одним стержнем шариковой ручки, без самой ручки — но оказалось очень неудобно.
      (шариковые ручки иногда ломались в пальцах при письме, другого выхода не было :)


    1. h1pp0
      00.00.0000 00:00

      Если под механикой имеется в виду палка с пишущим наконечником, то это, кажется, просто оказалось самым удобным. Изменения были не очень большие, но их было очень много. Я бы отметил:

      • Масляные и другие чернила не на водной основе. Они довольно легко выдерживают время и ультрафиолет.

      • Стержни под давлением позволяют писать в любом положении

      • Одноразовые ручки, хотя это больше про экономику


  1. ilya_pu
    00.00.0000 00:00
    +1

    В конце 1980-х, когда я ходил в начальную школу, очень ценились тетради с лощёной бумагой (плотная, глянцевая) и хорошие шариковые ручки - обычные ручки и тетрадки были в достаточном количестве, но... "стандартная" ручка имела толстый шарик, который постоянно оставлял на пишущем узле излишки чернил, время от времени соскальзывавшие на бумагу и превращавшиеся в жирные точки, отпечатывавшиеся на противоположной странице тетради. Ручки с тонким пишущим узлом тоже бывали в продаже, но редко, и были довольно капризными (писали далеко не на всех сортах бумаги, могли подвести в самый важный момент, любили "драть" бумагу по чём зря).

    Перьевые ручки в то время в продаже если и были, то китайские с пипеткой и закрытым пером, при аккуратном обращении служили довольно долго. Отечественные перьевые ручки в продаже тоже бывали, но писали отвратительно (у одних были проблемы с чернилами, у других - с перьями, хотя не исключаю, что это мне так сильно с ними везло). В 90-е годы у меня появился первый Parker (Frontier, если что) - беспроблемная ручка при должном обращении. В те времена у них была пожизненная гарантия, в нулевые годы её отменили, а качество паркеров заметно упало, примерно до уровня школьных Staedtler (ручки неплохие, но недолговечные).