Привет! Меня зовут Михаил Дырма, я отвечаю за развитие финтех‑направления в AGIMA. На прошлой неделе мы провели митап для участников рынка финтех. Вместе с экспертами из Альфа‑Банка, Тинькофф, МКБ и Московской биржи обсудили, как работать с пользователями финтех‑продуктов. В этой статье собрал самые важные мысли из каждого доклада.

В первую очередь поделюсь ссылкой на запись самого митапа. Доклады были посвящены как продуктовой, так и технической составляющей финтех‑проектов.

Но наш главный фокус был на пользователе. Вся команда экспертов рассказывала о своем опыте привлечения и удержания пользователей с помощью новых фичей, грамотной архитектуры, сильной команды и метрик. Посмотреть всё это можно здесь:

Но если смотреть все полтора часа недосуг, то можно прочитать текст ниже. Там я максимально емко рассказываю, чему было посвящено каждое выступление. Здесь же найдете и тайм-коды, а презентации доступны в нашем хабе.

Поехали.

Доклад №1. Как мы запускали мобильное приложение Финуслуги

Алексей Киров, лидер разработки продукта мобильного приложения Финуслуги

Тайм-код: 5:28.

Алексей рассказал об опыте создания приложения Финуслуги, над которым Московская биржа работала вместе с AGIMA. Наша команда участвовала во всех этапах разработки: от архитектуры и создания MVP до внедрения новых функций в уже полноценный продукт с лояльной аудиторией. Про кейс Финуслуг мы подробно писали на нашем сайте.

Предпосылки к созданию мобильного приложения:

  • более 80 млн россиян пользуются онлайн-сервисами банков, в том числе мобильными сервисами;

  • 51% пользователей веб-версии Финуслуг заходили на сайт через мобильные устройства.

Эти цифры показали команде Финуслуг, что мобильное приложение — это важный финтех-продукт, без которого им не обойтись. Поэтому они начали разработку.

I. Исследования

Первым делом команда выяснила, какие финансовые продукты и какие функции интересны пользователям. Опросы показали, что большинство хотело бы увидеть в приложении ОСАГО. Также выяснилось, что пользователи хотели бы регистрироваться в приложении по номеру телефона.

Законодательство требует, чтобы авторизация проходила через Госуслуги — это нужно для оформления вкладов или кредитов. Но команда решила начать с быстрой регистрации по номеру — ОСАГО можно оформить и без Госуслуг. Так у пользователя появился выбор: зарегистрироваться он мог разными способами.

В итоге в MVP вошло:

  • оформление ОСАГО;

  • регистрация по номеру телефона;

  • ссылки на другие продукты — они вели на сайт;

  • полезные статьи и ссылки.

II. Развитие MVP

Следующим продуктом, по итогам опросов, стали вклады. При запуске этого канала команда уделяла особое внимание UX-киту — важно было сохранить консистентность. Первый продукт — оформление ОСАГО — уже работал, и остальные должны были ему соответствовать.

Как развивалось приложение дальше, читайте в этой статье.

III. Технологии

На старте разработки команда выбирала между 3 вариантами:

Выбор пал на нативную разработку. Подробнее о причинах такого выбора — в докладе. Среди других важных технологических этапов Алексей выделил обеспечение качества. Команда тестирования работала с актуальным стеком, применяла самые современные решения. Второй важный аспект — система мониторинга.

IV. Результаты

  • 49% пользователей Финуслуг заходят через мобильное приложение.

  • >30% вкладов открывают через мобильное приложение.

  • 18% пользователей впервые регистрируются в приложении.

Доклад №2. Сегментная стратегия работы с МСБ на конкурентном банковском рынке

Спикер: Юрий Мироненков, Chief Product owner SME, МКБ.

Тайм-код: 24:40.

Юрий поделился опытом исследования новых ниш и разработки продуктов для малого и среднего бизнеса. Он рассказал, какую сегментную стратегию выбрал банк МКБ и что из этого получилось.

Команда банка выбирала из двух стратегий:

  1. Прямая конкуренция на рынке.

  2. Создание диджитал-банка.

Но в результате команда выбрала третью, — по сути, гибридную стратегию. Это ресегментация рынка. Такая стратегия предполагает, что банк выбирает ключевых клиентов и начинает работать с определенными сегментами. О том, почему именно этот путь подошел МКБ, подробнее в докладе.

Важными сегментами для себя команда МКБ выбрала продуктовые магазины и грузоперевозки. Про них и поговорим ниже.

I. Грузоперевозки

У любого бизнеса, в том числе у бизнеса грузоперевозок, много специфических потребностей. Финансовые — только часть из них. МКБ решили выделить основные потребности сегмента и замкнуть их реализацию на себе.

Это позволило команде создать сервисы внутри своего финтех-продукта:

  • сервис по ремонту;

  • электронный документооборот;

  • сервис проверки контрагентов;

  • заказы на грузоперевозки;

  • лизинг автотранспорта;

  • страхование транспорта и груза.

Также команда уделила много внимания исследованиям и аналитике данных. Они изучили клиентов, которые работают в сегменте грузоперевозок, чтобы понять их проблемы и потребности. Это позволило понять, какие продукты, помимо банковских, им интересны.

II. Структура разработки продуктов

Цикл разработки состоит из трех этапов:

  1. Идентификация и оценка сегмента.

  2. Потребности, гипотезы, эксперименты, MVP.

  3. Запуск, развитие.

Структура каналов продаж:

  1. Отделения банков.

  2. Онлайн-продажи.

  3. Крупные клиенты.

  4. Партнерская сеть.

В онлайн-продажах команда делает особый акцент на роботах. Фактически это холодные звонки, но звонят потенциальным клиентам не люди, а машина. Это позволяет компании получать лиды, но экономить ресурсы.

III. Результаты работы для клиентов

  • Единая точка входа.

  • Выгодные условия работы.

  • Гибкая история взаимодействия.

Доклад №3. Как правильно развивать финтех-продукт в новых реалиях

Спикер: Елена Маеркина, CPO AGIMA

Тайм-код: 42:48.

Елена рассказала, как построить и внедрить пирамиду продуктовых метрик в цифровой продукт, чтобы понять, как можно повлиять на прибыль и основные бизнес-показатели продукта через косвенные метрики.

Метрики — прозрачные, измеримые, сравнимые, соотносимые — самые надежные показатели успешности продукта. Чтобы работать с метриками, удобно использовать фреймворк «Пирамида метрик». Он позволяет не допустить гиперфокуса на какой-то одной метрике.

Алгоритм построения пирамиды:

  1. Аудит: определяем данные, которые нужно отслеживать.

  2. Классификация показателей: избавляемся от гиперфокуса.

  3. Иерархия: выделяем главные метрики.

  4. Связи между метриками: понимаем, как они взаимодействуют.

Из этих четырех кирпичей и состоит пирамида.

В основании пирамиды — платформенные метрики, связанные с надежностью и доступностью продукта. На следующем уровне — интерфейсные метрики. Затем продуктовые метрики. На вершине пирамиды бизнес-метрики.

Работа с метриками идет циклично:

  • осознаем потребности;

  • генерируем идеи;

  • выдвигаем гипотезы;

  • проверяем гипотезы;

  • дорабатываем;

  • изменяем выбранный показатель.

Работа с метриками невозможна без продуктовой команды.

О том, как с ней работать, на митапе я рассказываю сам. Посмотреть мою часть доклада можно в записи — она начинается с 51:40. Вот о чем я говорю:

  • как мотивировать команду продукта;

  • как настроить процесс взаимодействия;

  • что такое AGIMA Flow и как работает процесс;

  • как собрать отличную команду;

  • как найти подрядчиков и т. д.

Презентацию к докладам, как я и писал выше, доступны в нашем хабе. А еще у Лены есть свой телеграм-канал о продуктовом подходе — подписывайтесь.

Доклад №4. Как подружить финансовые и нефинансовые фичи в продукте

Спикер: Владимир Посвянский, Head of Engagement, Тинькофф

Тайм-код: 1:07:40.

Владимир рассказал, как с помощью нефинансовых фичей (игр, квизов и сторис в приложении) можно увеличить доход компании, лояльность клиентов и вовлечение пользователей в продукт. А также как Sticky Factor влияет на доход. 

Согласно докладу, у любого бизнеса есть 2 большие задачи:

  • заработать;

  • повысить лояльность.

Чтобы достичь этих целей, в финтех-проекте можно использовать несколько инструментов. Например, усилить коммуникации с помощью пушей или других приемов. Другой вариант — попасть на главный экран, чтобы быть ближе к пользователю.

Но оба этих подхода уязвимы — они ведут к расслабленности. Пользователь не предпринимает никаких шагов самостоятельно. И с этим нужно работать — вовлекать пользователей. Вовлечение — это набор механик, направленных на повышение лояльности. Вовлечение может быть финансовым и нефинансовым. К финансовым относятся пуши, рассылки, баннеры и т. п. Но доклад посвящен нефинансовым методам:

  • геймификация;

  • контент;

  • поиск;

  • хелп и т. д.

Как измерить нефинансовое вовлечение:

  1. Интерес к продукту.

  2. Включенность в продукт.

Оба эти блока в сумме дают целевое действие. В докладе намного больше подробностей о том, какие конкретно метрики использовать для каждого из этих пунктов.

Как влиять на метрики

Подходов много. В докладе речь идет о таких из них, как:

  • персонализация;

  • виральность;

  • пасхалки;

  • пазлы и квизы и т. п.

Но у таких подходов есть и свои нюансы. Все минусы связаны с процессами, стоимостью и временем на разработку и проверку гипотез.

Выводы:

  • нефинансовые инструменты работают, ими нужно пользоваться;

  • нефинансовые инструменты дают реальный финансовый результат;

  • но при этом нельзя ожидать мгновенного результата — это долгосрочная инвестиция.

Доклад №5. В чем Cloud Value, или Зачем финтеху в облака

Спикер: Светлана Вагнер, Cloud Product Owner, Альфа-Банк.

Тайм-код: 1:27:54.

Светлана рассказала об использовании облачных технологий и создании голосовых помощников в финансовом продукте на базе машинного обучения.

Главный тезис доклада — облачные технологии позволяют сократить Time-to-market:

  • они увеличивают скорость и качество разработки продукта;

  • ускоряют тестирование технологий;

  • ускоряют масштабирование ресурсов.

Технологии речевой аналитики на базе машинного обучения не имеет смысла разрабатывать с нуля. Это такие же инструменты, как, например, таск-трекеры — ими нужно просто пользоваться.

Облачные решения дают команде гибкость:

  • не нужно обновлять железо каждые N лет;

  • получаете ЦОДы без затрат на строительство;

  • переводите CAPEX в OPEX.

Плюс если у вас зрелая архитектура и инфраструктура, вы получаете возможность гибкого масштабирования и готовность к любым нагрузкам.

Выводы:

  • Облако ускоряет Time-to-market.

  • Компания может сфокусироваться на разработке конкурентных продуктов, стать более гибкой и управляемой.

  • Облако позволяет изучать, как конкуренты осваивают новые облачные технологии.

  • Законодательство не запрещает размещать инфраструктуру в облаке. Однако она должна соответствовать требованиям 152-ФЗ.

  • Инфраструктура облака надежна.


Всего на митапе прозвучало 5 докладов. Вы только что прочитали их конспекты. Больше примеров, подробностей и вообще «мяса» в записи с митапа. Еще раз ссылка.

Задать вопросы спикерам по-прежнему можно в нашем чате. Возможно, вы найдете там ответы на вопросы, которые не прозвучали в эфире, поскольку докладчики параллельно общались с участниками. Буду признателен, если оставите обратную связь после просмотра. Кстати, в той же небольшой анкете сможете задать вопрос экспертам митапа, мы постараемся на него ответить.

Приходите на наши онлайн-конференции. Будем рады вас там видеть. А вместо заключения прикладываю подборку статей, которые могут помочь вам в работе:

Если возникли вопросы, задавайте в комментариях — постараюсь ответить.

Комментарии (0)