Всем привет! Меня зовут Артем Первухин, я — продакшн-директор performance-агентства Кинетика. В компании мы уже более 15 лет помогаем компаниям успешно продвигаться в сети.

Но иногда я с SEO-командой сталкиваюсь с тем, что при создании сайта владельцы бизнеса совершают две серьезные ошибки:

  1. Создают структуру сайта без учета SEO. Если сайт большой, то есть риск потерять важные страницы в структуре, которая сделана неправильно.

  2. Не работают с внутренними ссылками. Внешние ссылки важны, но для подстраниц больших сайтов они встречаются редко. Компенсировать их значимость при обходе ботами ПС могут внутренние ссылки, которые помогают пользователям и поисковым системам в навигации.

Своевременная проработка этих моментов в будущем сыграет на руку — например, позволит улучшить позиции сайта и избежать траты ресурсов на техническую доработку.

Сегодня хочу поговорить об основах — почему нужно сразу правильно выстраивать структуру и внутренние ссылки и какие основные виды структур используются. И все покажу на примерах наших клиентов и нашего блога.

Почему нужно сразу правильно выстраивать структуру и работать с внутренними ссылками?

Правильная структура сайта выстраивается с помощью внутренних ссылок. И наоборот, правильное построение структуры при создании сайта служит фундаментом всей внутренней перелинковки и правильной генерации будущих страниц. Корректное построение структуры и работы с внутренними ссылками нужно:

  • чтобы сэкономить время и ресурсы на техническую доработку;

  • чтобы избавиться от дублей.

Расскажу о каждом из пунктов подробнее.

Экономим время и ресурсы на техническую доработку

Структуру сайта задает CMS. Поменять структуру не проблема, но если она работает от выгрузки товаров, которую создает другой сервис, то на изменения и исправление ошибок будет закладываться бюджет не меньше, чем для изначального создания сайта. Если проще — все придется делать с нуля, а значит и платить двойную стоимость за одну структуру.

Поэтому на начальном этапе важно много внимания уделять структуре. Если же есть правки, то делать их стоит как можно раньше. Если идет разработка сайта — то до его запуска. 

Избавляемся от дублей

Бывает так, что компании фокусируются на контенте, а формирование структуры оставляют без должного внимания. Сперва это может сработать. Но с увеличением количества контента, увеличивается и число страниц — структура становится разбросанной и сложной. В итоге получаем:

Понятно, что появляются проблемы с навигацией для ботов и людей. Но есть и более неочевидный момент — со временем на таком сайте будут страницы, которые дублируют контент. 

Из-за этого происходит:

  1. Каннибализация выдачи — страницы будут конкурировать между собой.

  2. Отмирание части сайта — страницы будут превращаться в «зомби» без поисковых сигналов, трафика и потенциала для его привлечения.

Приведу пример: товары лежат не в общей папке site.ru/product, а каждый в своем разделе. Но ноутбук Asus TUF Gaming может попасть под несколько разделов: ноутбуки и игровые ноутбуки. Из-за этого появляются две одинаковые карточки товара с разными адресами:

Это дубли — и для пользователя, и для поисковой системы. По запросам одного интента будут ранжироваться два разных URL, и трафик начнет разделяться. В итоге либо обе карточки не смогут накопить достаточно метрик, чтобы укрепиться в топ-10, либо одна карточка будет ранжироваться, а вторую поисковик отметит как дубль. Большое количество таких страниц отрицательно повлияет на оценку качества ресурса.

Избежать таких проблем поможет упорядоченная структура, которая сообщит ПС, какая страница приоритетна в отображении на запрос основной темы. Например, мы с командой при оптимизации сравниваем все страницы друг с другом. Так за счет процентного сопоставления видно, где карточки похожи друг на друга. И убиваем двух зайцев — находим дубли, которые нужно склеить, и неуникальные страницы, которые стоит скорректировать. 

Пример верно выстроенной структуры
Пример верно выстроенной структуры

Какие используются структуры сайтов?

Обычно не бывает структур, где берется только один чистый вид структурной организации. Вообще видов структур много, но я расскажу о трех самых популярных: древовидная, silo структура и семантический кокон.

Древовидная структура

Самый распространенный универсальный вид последовательности публикации материалов — по этой структуре выстроена большая часть сайтов Рунета. 

Суть структуры:

При этом любой из уровней может быть поделен и разветвлен дополнительно — то есть везде можно создать категории и разделы.

Пример древовидной структуры в нашем блоге
Пример древовидной структуры в нашем блоге

В древовидной структуре можно встретить перелинковку и ответвления, у которых нет жестких связей по теме — то есть группы не разделены друг от друга. Например, пользователь читает статью «Как написать диплом по истории», а в блоке «Читайте еще» ему могут предлагать статьи по теме бухгалтерского дела. Да, темы связываются — боту проще находить страницы. Но исчезают несколько важных факторов, которые дают ссылкам вес — тематичность и клики. Ведь логично, что если человек читал про диплом, то ему лучше подойдет статья «Как организовать структуру дипломной работы».

Если построить такую перелинковку правильно, то образуется семантический кокон — кластер страниц на одну тему. 

Пример правильной перелинковки на материале про астрономию — вокруг околотематические ссылки
Пример правильной перелинковки на материале про астрономию — вокруг околотематические ссылки

О семантическом коконе подробнее расскажe дальше, но, чтобы понять принцип его работы, нужно разобрать структуру, которая уже не используется, но сама по себе является прародительницей кокона — SILO.

SILO структура

Это структура закрытого типа, распределяющая ветки сайта по иерархии в соответствии с тематикой. То есть страница категорий (хаб) объединяет контент в общую ветку, а структура SILO отвечает за распределение ступеней внутри этой ветки. Каждая ступень связана со ступенями выше и ниже себя — к примеру, со страницы «Техника для дома» можно либо попасть на разновидности техники, либо вернуться в хаб. Но соседние разделы в такой структуре между собой не связаны.

SILO структура помогала роботам понимать контекст страницы. Например, на одном из наших проектов по продвижению интернет-магазина аптечной сети есть страница domain.ru/catalog/smesi. Понять сразу, что имеется в виду сложно — под словом «смеси» могут пониматься и строительные смеси, и смеси для животных, и смеси для детей. Но если эта страница часть SILO-структуры, все становится ясно даже краулерам. В нашем случае смеси попадают в категорию «Детские товары».

Проблема классической SILO структуры в том, что она оставляет соседние разделы без связи друг с другом, а значит проработки внутренних ссылок почти нет. На страницах может быть всего одна входящая ссылка с категории уровнем выше. В таком случае и для пользователя, и для бота поисковой системы остается только один вход на определенную страницу. И если они его не находят — страница не попадает в индекс.

Поэтому у SILO структуры появилось более продвинутое продолжение — семантический кокон.

Семантический кокон

Представляет собой организацию иерархической структуры за счет внутренней перелинковки с семантической классификацией контента. Если проще — это набор связанных по смыслу изолированных групп из страниц контента, которые дополняют и поддерживают друг друга, раскрывают одну общую тему. 

Главный плюс кокона — можно восполнить связки между соседними разделами.

Архитектура обычного сайта и сайта с семантическими коконами
Архитектура обычного сайта и сайта с семантическими коконами

Чтобы лучше понять суть структуры, сравню ее с SILO на примере блога о SEO.

При построении SILO структуры. С раздела SEO пойдут ответвления на статьи о семантике, кластеризации, продвижении информационных запросов. Страницы сгруппированы просто по теме в одной папке.

При построении семантического кокона. В разделе SEO будут все те же статьи, но структуру можно усложнить. Например, в статье о семантике можно добавить абзац о кластеризации со ссылкой на отдельный материал по этой теме. Так, все статьи содержат в себе общую мысль о SEO-продвижении сайта, и если переходить из статьи в статью, условно получится один большой лонгрид, который должен полностью закрыть вопрос «Что такое SEO-продвижение?». А если захотеть расширить эту тему еще больше и добавить ссылку на PPC-статью, будет раскрыт еще и интернет-маркетинг.

На картинке — схема работы структуры.

А тут — как это выглядит в блоге. Статья из нашего блога об оптимизации карточек содержит пункт, который касается как темы текущей статьи, так и темы отдельного материала об оптимизации изображений.

Теперь о продвижении в поисковиках. Изображения зачастую недооценивают — а зря. Правильная оптимизация изображений повышает скорость загрузки страниц, улучшает визуализацию контента и приносит дополнительный трафик за счет поиска по картинкам. Чтобы добиться таких результатов, позаботьтесь об авторских правах, проведите оптимизацию для мобильных, заполните alt и titile и настройте другие важные параметры — обо всех рассказывали в статье об оптимизации изображений.

Создать такие семантические связи помогают автоматические сервисы, которые используют метамоты — набор слов, в совокупности формирующих сигнал, с которым поисковая система определяет релевантность контента страницы по отношению к запросу. 

Но это дорого, а наработок по этой теме практически нет. Поэтому, чтобы найти семантически связанные страницы, наша команда на проектах пользуется другим вариантом — две страницы с текстом связываются вместе, если некоторые абзацы с текстом могут дополнять друг друга.

Так, страница об обуви Dr.Martens может содержать ссылку на страницу о Британии. Но с условием, что на странице о Британии будет упоминание производителя AirWair Ltd. В реальном примере две эти темы могут быть раскрыты, например, на сайте доставки товаров из-за границы, в блоге которой будут две статьи: о том, что можно заказать из Британии, и о бренде обуви Dr.Martens с примерами моделей, которые сейчас популярны или попадают под акцию.

Лучше всего семантический кокон подходит для информационных разделов и сайтов услуг. Но его удобно использовать и как элемент структуры. К примеру, для нашего клиента, интернет-магазина бытовой техники, мы сделали кокон из карточек товаров и статей. То есть в один кластер попали товары раздела «Стиральные машины» и статьи на тему «Как выбрать стиральную машину», «Топ стиральных машин до 30 тысяч» и так далее.

Но почему недостаточно разместить ссылку в меню вместо того, чтобы внедрять ее в статью? Если поставить сквозную ссылку в футере сайта на определенную страницу, то ее PageRank — алгоритм ранжирования, который оценивает значимость страницы — возрастет. На нее будут ссылаться все страницы сайта. Вот только при этом варианте упускаются более значимые факторы, которые придают вес. Например, такие ссылки с меньшей вероятностью будут ссылаться на релевантный контент. А чтобы ссылка была важной, она должна прежде всего быть релевантной, в видимой зоне пользователя, а сама страница — трафиковой.

Да, есть сервисы, которые сами дают рекомендации, куда поставить некоторые ссылки. Но такие сервисы используют только 7% информации от той, что анализирует поисковая система. Эту проблему решает создание коконов — так как в этом процессе учитывается целый ряд параметров, вес ссылок увеличивается.


В следующей статье мы с вами рассмотрим и основу создания структуры, и более глубокие моменты построения: работу с хлебными крошками, пагинацией, теговыми страницами и фильтрами. И как обычно — все с примерами. Ждите! 

Комментарии (0)