Написать эту статью меня попросил @Artyom_Silchenko, за что ему большое спасибо.

Сначала я отказался от этой идеи, т.к. в процессе переделки почти не снимал промежуточные результаты (а речи о хороших фото, достойных публикации, и подавно не идёт), и по части электроники почти ничего своими руками не сделал. Но потом я подумал, что статья может оказаться полезной тем, кто вообще не в курсе, какие великолепные копеечные вещи для аудио можно купить на Aliexpress.

В статье будут упрощения, т.к. мы здесь не про прогрев проводов собрались поболтать. Также будет широко применяться термин «колонка», который мне совсем не по душе, но который прочно устоялся в обиходе.

Если вам неинтересна графоманская предыстория и теоретическая часть проблемы, можете переходить сразу к практической части.

И да, это моя первая публикация, потому прошу строго не судить и указать на ошибки/недочёты.

Предыстория

Что только не придёт в голову, когда её владелец скучает в пробке в час пик. В один прекрасный вечер, наблюдая за пешеходами, с гордостью превышающими скорость автомобильного потока, я почувствовал непреодолимое желание заиметь Bluetooth‑колонку. Желание это для меня весьма странное и одновременно вполне закономерное.

Закономерное потому, что я нередко бываю в ситуациях, когда неплохо было бы включить музыку для приятного фона. Музыка — довольно серьёзная часть моей жизни, так уж сложилось.

А странное потому, что моё отношение к портативной аудиотехнике долгое время было крайне негативным. Отчасти из‑за отвратительного качества звука (а я испытываю жуткие страдания от неприятного звука в музыке), отчасти из‑за любителей громко послушать современное творчество на улице или на природе.

И если вторая причина со временем только набирала обороты, то первую частично решило использование в портативном аудио пассивных излучателей. На том, что это такое, и как устроено, я здесь останавливаться не буду, т.к. в сети таких материалов хватает и эта объёмная тема выходит далеко за рамки данной статьи. Да и я в этой теме — лицо не самое компетентное.

Основная задача у таких штук — расширение диапазона воспроизводимых частот в нижней части спектра. Проще говоря, усиление баса.

Пассивные излучатели применяются давно, были установлены в нескольких моделях советских акустических систем (далее — АС), но в компактные устройства массово пришли именно с появлением портативных колонок из Поднебесной.

Впервые я был шокирован возможностями относительно небольшой акустики, когда на отдыхе услышал, как у соседей по пляжу из динамиков Harman/Kardon Go + Play божественно разливалась тюремная лирика 90-х годов (кстати, если я не ошибаюсь, у этой модели пассивных излучателей нет). Сам факт того, что такая компактная штука, да ещё из пластика (далеко не самый лучший материал для оформления АС) может так хлёстко и громко отыгрывать низ, причём на открытом воздухе, казался невероятным.

Тем же вечером я твёрдо решил, что просто обязан обзавестись такой же штуковиной. Твердость значительно обмякла, когда я загуглил цену (на тот момент около 24000 рублей). Не скажу, что это какие-то запредельные деньги, но отдать такую сумму за устройство, которое всё-таки является компромиссом и в сравнении со стационарной акустикой звучит откровенно плохо, я не готов и по сей день.

Спустя несколько месяцев, стоя в вышеупомянутой пробке, я понял, что момент настал. В ста метрах от меня был расположен магазин дешёвой одежды. Не знаю, везде ли так, но у нас в городе в этих магазинах возле касс Bluetooth-колонки представлены в изобилии и по ценам ниже онлайна.

В магазине продавец любезно включил мне несколько штук для прослушивания, я выбрал наименьшее из зол (цена вопроса — 1000 рублей), довольный вернулся в автомобиль и втиснулся обратно в затор. Надо сказать, терпения такая покупка не прибавила и хотелось поскорее приехать домой, чтобы примерить к обновке любимые композиции. Но радость моя была не такой долгой, как хотелось бы, так как по приезду домой быстро выяснилось, что в каждом из динамиков воспроизводится сумма двух каналов стереозаписи, проще говоря — моно.

Фото пациента. Не моё.

Почему моно плохо

Ну моно и моно, скажет обыватель. Буцки буцкают, слова слышно, всё хорошо. Но креативный звукорежиссёр отвесит обывателю оплеуху за такое пренебрежение его трудами. Первая проблема состоит в том, что два независимых канала позволяют расставить инструменты в стереополе, создавая тем самым объём. Лучше всего это слышно в наушниках — какие‑то инструменты звучат левее, какие‑то правее, а какие‑то прямо в центре головы. А сигнал в моно лишает нас этой красоты. Всё звучит в центре.

Ну в наушниках‑то понятно, скажет обыватель, потирая затылок, а колонка‑то от нас чаще всего далековато. Да и динамики не слишком далеко друг от друга расположены. И здесь отчасти есть доля здравого смысла. При нахождении в нескольких метрах от колонки, у которой пара динамиков расположена в десяти сантиметрах друг от друга, стереополе действительно почти не воспринимается должным образом (хотя разница таки слышна, я специально проверял и в слепом AB‑тесте легко определю, стерео это либо моно из двух динамиков). Но вторая проблема при воспроизведении суммы двух каналов более серьёзная, и имя ей — смещение фазы.

Полагаю, на Хабре много людей, знакомых с понятием фазы в переменном токе. Сильно углубляться в эту тему не буду, для понимания проблемы достаточно будет знать, что:

  1. Звуки, смещённые в стереополе влево/вправо при прослушивании в стерео не воспринимаются тише, чем звуки в центре, а в сумме они фактически гарантированно будут тише. т. е. в композиции уровни разных звуков, просто раскинутых по панораме, будут согласованы не так, как должны.

  2. Существует масса эффектов и приёмов, используемых в музыкальном производстве, которые смещают фазу одного из каналов для придания объёма звуку. Но если суммировать такой стереосигнал в моно, то чем дальше смещена фаза, тем тише будет звук. И так вплоть до 180 градусов, при которых в сумме звук полностью исчезнет.

С одной стороны, современные звукорежиссёры, особенно работающие на коммерческих рельсах, используют фазовые анализаторы для того, чтобы визуально контролировать моносовместимость, но такой компромисс порядком связывает руки для творчества.

Анализатор спектра и фазы от Waves
Взял первую попавшуюся под руку популярную композицию коммерческого артиста. Как видим, противофаза присутствует.
Взял первую попавшуюся под руку популярную композицию коммерческого артиста. Как видим, противофаза присутствует.

С другой стороны, всё же существуют не‑моносовместимые записи, и причины тому самые разные: недостаток квалификации инженеров, их творческий замысел, пожелание самих артистов и т. д.

Ну что ж, проблема обозначена, будем решать.

Решение 1

Первым делом вскроем нашего пациента и посмотрим, что под капотом. Фото содержимого в первозданном виде, к сожалению, нет. Внутри расположены два динамика, пассивный излучатель, аккумулятор в форм‑факторе 18650 и основная плата.

Фото основной платы
Уже знатно завандалена вашим покорным слугой.
Уже знатно завандалена вашим покорным слугой.

На плате нам интересны основная микросхема (1) и два (!) усилителя (2). Даташита на основную микрушку я найти не смог, но для китайских устройств это обычное дело (бывает, ставят микросхемы вообще без маркировки). Тот факт, что две стоящие рядом микросхемы являются усилителями, установить можно и без даташита. Если присмотреться, от них в сторону отходят по паре пятачков. С другой стороны платы это разъёмы, к которым подключаются динамики.

Найдя даташит на NS4165B, убеждаемся, что это Power Amplifier (усилитель). Вход на 4-й ноге. Включаем колонку, тыкаем пальцем по 4-м пинам обоих микросхем и вуаля — фон то в левом, то в правом канале.

Столь кликбейтный заголовок я выбрал неспроста. Во‑первых, проблема с моно, как оказалось позднее, была у всех представленных в том магазине экземпляров, вне зависимости от цены. А во‑вторых, мы видим на борту два усилителя и два аудио вывода из основной платы. Соответственно, можно предположить, что суммирование реализовано в прошивке. Иначе для чего делать выводы для двух каналов, если в них всегда сумма? И похожие микросхемы с такой же распиновкой и одинаковым голосовым интерфейсом (наверняка, многие слышали это неповторимое Зе блючус дивайс из риди ту пэл) я встречал в разных устройствах с нормальным стерео. Это ли не заговор?

Объективную причину я могу предположить только одну. Эти колонки, если верить производителю, умеют в TWS (я не пробовал). Это такой режим работы, при котором к Bluetooth‑источнику подключаются две колонки и одна воспроизводит правый канал, другая — левый. Хотите стерео? Берите две! Но через USB/microSD/AUX придётся довольствоваться суммой.

Но это всё лирика. Какие есть варианты? Можно было бы заморочиться, поискать прошивки (тот ещё квест), но, изучив тему, я понял, что эти платы кирпичатся прошивками на раз‑два (например, нередко после прошивки перестаёт работать USB порт, через который, собственно, девайс и шьётся). Да и не хардкорно.

Для меня функция Bluetooth не принципиальна, достаточно будет одной карты microSD. На мою радость, в коробках со всякой электронщиной нашёлся китайский mp3-плеер, который не жалко раздербанить.

Образец плеера

План такой:

  1. Поднимаем на плате колонки 4-ые ножки усилителей.

  2. Подводим к ним аудиовыход с платы mp3-плеера через конденсатор и резистор (по даташиту).

  3. Снимаем разъём microSD на плате mp3-плеера.

  4. Шлейфом соединяем выводы разъёма microSD mp3-плеера с ножками разъема microSD на плате колонки.

  5. На плате колонки топором ножом перерезаем все дорожки, идущие к разъёму microSD.

  6. Ищем на плате питание и запитываем оттуда плату плеера.

  7. На плате колонки перерезаем все дорожки, идущие к кнопкам управления.

  8. Шлейфом соединяем выводы кнопок плеера с кнопками управления на плате колонки.

Вот тут я сильно жалею, что нет фото. Работа была, по моим меркам, ювелирная. Но осталась нерешённая проблема — наша колонка постоянно включена. Тут я прям заморачиваться не стал. Выкинул антенну и поставил на её место брутальный тумблер (ниже будут фото) в разрыв аккумулятора. На моё счастье, при отключении/подключении питания плата включалась не в STAND BY, а в рабочем режиме.

Запускаем. Всё работает. Но не без проблем. Во‑первых, заряжать устройство получится только во включённом состоянии, что не очень удобно. Во‑вторых, карта памяти периодически отваливается (скорее всего, проблема в длинном шлейфе). В‑третьих, есть небольшие наводки (скорее всего, от длинных проводов от источника к усилителю или из‑за навесного монтажа сопротивления с конденсатором). Будем искать другое решение.

Решение 2

Не хотелось сильно портить внешний вид колонки, но, как вы могли заметить, я не особо эстет =))) Поэтому было решено полностью избавиться от основной платы.

Я, полный решительности

Я

В качестве источника звука использовать вот такой Bluetooth/mp3/FM/SD/USB/AUX‑модуль (далее mp3-модуль для краткости), в качестве усилителя взять плату усилителя на микросхеме PAM8403 (у меня давно лежали без дела пару штук), запитать всё это счастье платой заряда на основе TP4056 (тоже было пару штук).

Блок-схема 1
Красные лини это питание, синие — сигнал.
Красные лини это питание, синие — сигнал.

По приезду mp3-модуля разобрал колонку, вырезал в корпусе полотном от ножовки по металлу отверстие для него, всё соединил по блок‑схеме, включил и... mp3-модуль не работает. Проблема в том, что ему нужно питание 5–12 В, а на нашем аккумуляторе диапазон питания будет в пределах 2,5–4,2 В. Но у меня в шкафу, слава богу, чего только не найдёшь. На помощь пришёл повышающий DC‑DC преобразователь на MT3608. Ставим нашего спасителя в разрыв между выходом TP4056 и питанием mp3-модуля и всё готово.

Блок-схема 2
Красные лини это питание, синие — сигнал.

У нашего mp3-модуля есть один существенный недостаток, присущий многим китайским Bluetooth‑аудиоустройствам: громкость звукового интерфейса Bluetooth не зависит от установленной громкости воспроизведения. И когда вы включаете колонку, следом слышите громкий звук, сигнализирующий о готовности принять соединение. Эту проблему я решил также не самым утончённым способом — поставил в разрыв питания усилителя отдельный тумблер. Теперь можно включить mp3-модуль, подключиться по Bluetooth и только потом включить усилитель.

После того, как мы отказались от заводской платы, сзади остались сквозные отверстия от портов карты памяти, USB и AUX. Хотя ниша платы акустически изолирована от основного рабочего объёма, и на звук эти отверстия не повлияют, раздражать они от этого не перестанут. Заливаем их синим ABS‑пластиком, а к отверстию для microUSB советским болтом приколхозим плату с разъёмом, через который будем колонку заряжать. Некрасиво, зато надёжно.

Фото. Слабонервным лучше не смотреть.

Вижу, как Барни Стинсен играет на воображаемой гитаре

Собираем, включаем. Работает. Но плохо. Во‑первых, есть фон по питанию; во‑вторых, есть дополнительный фон при включении режима Bluetooth; в‑третьих, громкости мало.

Беда. Будем переделывать.

Решение 3

Очевидно, чтобы поднять громкость, нужен другой усилитель. В этот раз мой выбор пал на PAM8406 с регуляторами громкости. Они нам помогут выставить максимальный уровень громкости, при котором наша акустика будет играть без искажений.

Ставим на место предыдущего усилителя новый, включаем. Работает. Но плохо =))) Фон по питанию и от Bluetooth никуда не делся. Ставим полярный конденсатор 2200 мкФ на входе питания усилителя. Помогло, но отчасти. Пробуем зайти с другой стороны. Ставим полярный конденсатор на 470 мкФ на входе питания mp3-модуля, параллельно его заводскому фильтру.

Фото

Фона уже значительно меньше, но он всё ещё есть. Меняем три сигнальных провода от модуля к усилителю на один экранированный. Готово. Во всех режимах, кроме Bluetooth, полная тишина. В режиме Bluetooth ВЧ‑писк слышен, только если поднести ухо вплотную к динамику. Большой конденсатор с питания усилителя я снял, т.к. он перестал на что‑либо влиять.

Всё готово, ура? Как бы не так. При работе на ~30% громкости полного заряда аккумулятора хватает на 6 часов. Мало. Будем менять аккумулятор.

Автономность

На сайтах, где продаются такие же колонки, в характеристиках указана ёмкость аккумулятора 1200 mA*h, об этом же говорит надпись на самой батарее. Увеличения автономности хотелось бы, как минимум, в два раза. Заказываю аккумулятор 18650 на 3000 mA*h, а пока он едет, делаю замеры реальной ёмкости штатного аккумулятора. Как и ожидалось, заявленные цифры далеки от реальности. LiitoKala Lii‑S2 показала 596 mA*h.

После установки нового аккумулятора (его ёмкость я также проверил — действительно 3000 mA*h, даже чуть больше) наша колонка проиграла без малого 40 часов в течение недели. Полностью заряжается за 4 часа.

Также по предыдущему опыту использования стало понятно, что хорошо бы добавить индикацию завершения зарядки. Сверлим отверстие, вставляем в него светодиод и подводим к нему провода от платы заряда.

Фото
Новая рана на здоровом теле колонки.
Новая рана на здоровом теле колонки.

В комплекте с mp3-модулем шёл пульт ДУ. Дабы не потерялся и всегда был под рукой, прилепим его на липучку прямо к корпусу. Внешний вид уже особо ничем не испортить =)))

Внимательный читатель заметит два электролитических конденсатора, последовательно подключённых к каждому динамику. Они здесь для того, чтобы срезать те нижние частоты, звук которых такая акустика выдавать не сможет.

Итоги

Фото внутри

Фото снаружи

Стоила ли игра свеч? Если бы я не любил заниматься такими вещами, то, однозначно, нет. Если посчитать количество потраченных часов работы, то на заработанные за то же время деньги я мог бы себе купить ту же Harman/Kardon Go + Play. Но процесс подарил мне массу удовольствия, да и пользоваться устройством, к разработке которого ты приложил, хоть растущую не совсем откуда надо, но всё же свою руку, намного приятнее. Кстати, вся история заняла полтора года =))

Надеюсь, я не утомил вас не относящимися к основной теме подробностями. Если у вас есть вопросы, пишите в комментарии, отвечу. Спасибо за внимание.

UPD. Большое спасибо всем, кто указал на ошибки.

Комментарии (54)


  1. joffer
    00.00.0000 00:00
    +3

    так вышло, что у меня есть и Go, и Charge3. Очень раздражает, что ни то, ни то нельзя включить/выключить тихо - обязательно этот мерзкий супер-громкий звук на всю комнату и его брат-близнец при выключении. Естественно, это нельзя отключить - и это та часть, где я позавидовал вашему тумблеру, который, если верно понял, и решает эту проблему.


    1. sim2q
      00.00.0000 00:00
      +5

      Мы когда с али брали платки если не ошибаюсь на CRS8645, сразу их отучали трендить не по делу, а также настраивали сон и прочее... Это делается по i2c через открытые тулзы.
      Ещё там эквалайзер и вообще dsp - можно под свои динамики нашаманить, но это не пробовал.


      1. vin2809
        00.00.0000 00:00
        +2

        Отличная задумка! Ждем статью с подробным описанием!


        1. sim2q
          00.00.0000 00:00

          Дело было давно да и даже тогда не тянуло на статью, там буквально пару галок тыкнуть :)

          Повторюсь, всё это касается CSR86xx и его клонов. Что там ставят сейчас с али - не в теме.

          Нашел у себя файлик c обрывочными заметками

          Нашел у себя файлик с разрозненными цитатами но по каким-то более сложным вопросам, лечение окирпичивания и прочее взятое отсюда: https://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=939642&view=findpost&p=99855845, https://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=939642&view=findpost&p=99879658 - полезный тред по теме.

          Для самих же настроек необходим модуль usb-i2c(spi?), (у меня их несколько разных, не скажу точно каким делалось, но что-то "за пару сотен с али").
          Конфигурирование в двух тулзах (версии на тот момент) :
          CSR86XX ConfigurationTool 3.0.70
          BlueSuite 2.6.11/PSTool.exe

          Сохранилось пару скринов, выложил для примера интерфейса.
          Последний раз я настраивал для встраивания в телевизор, соотв. обведено, на что обращалось внимание.

          режим выходного каскада
          режим выходного каскада
          это уже из другой утилиты - видны параметры ответственные за tone (если не ошибаюсь)
          это уже из другой утилиты - видны параметры ответственные за tone (если не ошибаюсь)

          Отдельно стоит обратить внимание, что у модуля балансный выход и соотв нужен усилитель с балансным входом иначе от "цифрошума" не избавиться.



      1. blind_oracle
        00.00.0000 00:00

        А не в курсе, для QCC5125 ничего такого нет? А то я себе взял платку на нём чтобы aptX и прочие убер-кодеки работали, но настроек там ноль. Наверное надо даташит читать... но пока лень :)


      1. javashura
        00.00.0000 00:00

        Ждем статью про такую доводку до ума



    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00
      +3

      В этой статье человек более гуманным способом решил эту проблему.


    1. ElvenSailor
      00.00.0000 00:00
      +3

      >>charge 3

      у жбл есть софтина, для обновления прошивки, вот в ней выключается этот бульк.


  1. Astroscope
    00.00.0000 00:00
    +7

    Меня искренне удивлял факт существования таких аудиофильских (не очень, в смысле) "колонок" и, в частности, кому может прийти в голову их покупать. Теперь я знаю - они нужны для любителей что-то хоббийно спаять, а покупают их, соответственно, энтузиасты электроники для переделки во что хочется. Загадка разгадана, а автору благодарность за статью.


    1. vin2809
      00.00.0000 00:00
      +2

      Правильно, такие люди назывались радиолюбители - руки чешутся и заодно знания приобретаются. Я сам половине школы и соседних домов ремонтировал приемники и телевизоры, пока не исчезло свободное время: женился...


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00
      +3

      Спасибо)

      Меня самого этот факт удивлял долгое время, но потом пришло осознание, что в тех местах, где нормальная акустика недоступна, лучше уж хоть с какой-то музыкой, чем без нее. Наушники тоже не всегда есть возможность использовать.


      1. Astroscope
        00.00.0000 00:00
        +3

        Ой, нет, лучше уж тишина. :)


        1. delvin-fil
          00.00.0000 00:00

          Ну не знаю, не знаю...
          У меня на работе вот такая фигня в кармане на рукаве бубнит

          Если играет что-то вроде Пола Оакенфольда - звук вполне приемлем.
          Работаю на пилораме ????


    1. boodilnik
      00.00.0000 00:00
      +3

      Подарили мне как то на какой то праздник подобное чудо аудиотехники (понятия не имею как до этого могли додуматься, ибо она мне не сдалась вообще никак, но пару раз в гараже под шашлычок пригодилась). И проработав буквально на одной зарядке какое то время, начала на всю громкость шипеть, и не выключалось это никак совершенно. По итогу колонка была заброшена на антресоль, и там благополучно валялась с год. Потом мне понадобились USB колонки простенькие и я достав и выпотрошив колонку от всего лишнего, всунул китайскую платку усилителя и подцепил играть интернет радио. Все хочу запилить статейку об этом девайсе, но пока в сомнениях, нужно ли оно (там что то вроде мини сервера для управления освещением и будильником).

      Hidden text


      1. sergey-antonov Автор
        00.00.0000 00:00
        +1

        Я тоже долго сомневался, писать или нет, т.к. вообще не писатель ни разу и тема не совсем про IT, да и сабж прям не повод для гордости. Но судя по плюсикам и комментам, кому-то интересно. Так что пишите не задумываясь, а модератор и сообщество сами решат, нужно ли это здесь. Удачи!


  1. vin2809
    00.00.0000 00:00
    +2

    За статью, конечно, плюс, а вот решение ужасное. Тем не менее пишите еще...


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00
      +2

      Благодарю!

      Решение — да, ужасное, я с вами согласен. А если учесть то, что я уже несколько лет борюсь с педантизмом, то ещё и болезненное (но успехи есть, как видите ????).

      Если я собрался что-то спроектировать и собрать, обычно у меня первым делом составляется подробный план действий, тщательно подбираются компоненты, продумывается прокладка кабелей, и т.д. Но когда дело касается музыки, почему-то шило в определённом месте заставляет первым делом браться за отвёртку, а не за блокнот с ручкой =)))


  1. remzalp
    00.00.0000 00:00
    +5

    Я правильно понял, что в итоге под видом колонок были куплены динамики с корпусом, а потом поменяли все остальные потроха?


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Поняли правильно. Я изначально подозревал, что так всё и будет, но полностью уверен не был.

      Но даже корпус с двумя динамиками и (возможно) рассчитанным пассивным излучателем за эту цену — довольно выгодная покупка.


  1. DmitriyB2
    00.00.0000 00:00
    +1

    У меня три переделаных мною колонки, в одной по питанию поколдовал, в другой по динамикам в третей переделал модуль Bluetooth, я никогда не воспринимал всерьёз портативную "бубниловку". На днях мне случайно досталась Anker soundcore motion plus, я поифигел, она действительно играет и скажу я вам, очень не плохо.


  1. vtal007
    00.00.0000 00:00
    +1

    Если я правильно понял, в плате было 2 усилителя. А нельзя было каждый усилок кинуть на отдельный канал?


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00

      В том-то и дело, что так и было изначально. На каждый динамик свой усилитель. И сигнал к этим усилителям подходил с двух отдельных ног основной микрушки. Но звук моно.


  1. kAIST
    00.00.0000 00:00
    +1

    Извините, но получился откровенный уродец. Какой смысл переделывать в стерео, если в любом случае звук будет не очень?

    По общим затратам, думаю можно было чуть добавить и взять просто нормальную колонку. DIY конечно хорошо, но в чем кайф просто собрать что то из готовых модулей? Если самому сделать корпус или прошивочку под себя написать, сделать то, что никто не делает, или сделать аналог, но дешевле - это ещё могу понять.

    Но это мое личное мнение. Уже прошло у меня то время, когда вместо того чтобы просто пользоваться, ты имеешь секс с дешёвой электроникой. Ну там, берешь дешёвый роутер и пытаешься хоть как то его заставить более менее работать, путем перебора прошивок, параметров и пр. Сейчас хочется просто пользоваться вещами, а для DIY оставлять то, чего не продают.


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00
      +6

      Извините, но получился откровенный уродец.

      Это вы еще моё рабочее место не видели =))) Как я и говорил, я совсем не эстет. По крайней мере, когда дело касается аудио.

      По общим затратам, думаю можно было чуть добавить и взять просто нормальную колонку

      По временным затратам — да, можно было. По денежным — нет.

      Сама колонка 1000 ₽
      Mp3-модуль 290,75 ₽
      MT3608 41,96 ₽
      PAM8406 38,99 ₽
      TP4056 18,28 ₽
      Тумблеры 2 шт. 35,86 ₽
      Разъём microUSB 17,12 ₽
      Аккумулятор 376 ₽
      Конденсаторы уже не помню, брал давно пачкой с али. Пусть будет 50 ₽
      Светодиод бесплатно из запасов.

      Итого 1868,96 ₽. За эти деньги со сносным стреозвуком я ничего даже близко не нашёл.

      но в чем кайф просто собрать что то из готовых модулей?

      Мне сам процесс нравится. Собрать что‑то самому не из готовых модулей у меня не хватает ни терпения, ни знаний, ни таланта.

      берешь дешёвый роутер и пытаешься хоть как то его заставить более менее работать, путем перебора прошивок, параметров и пр.

      Этот этап жизни я тоже давно прошёл. Раньше был азарт купить что‑нибудь дешевое и заставить его работать как что‑то такое же, но дороже. Например, перешивали Siemens A55 под C55. Причем, там для прошивки надо было какую‑то дорожку перерезать (test point по‑моему это называлось). Появлялись GPRS и возможность ставить то ли wav, то ли amr в качестве рингтона. Сейчас я бы просто купил C55.

      Но что касается аудио, тут у меня почему‑то самодеятельность активизируется на все 100% не в самых красивых её проявлениях =)) Да и почему нет? Если это приносит удовольствие и имеет какой‑то вменяемый результат.


      1. ilyakruchinin
        00.00.0000 00:00

        Вы забыли оценить стоимость затраченного вами времени.
        Если потраченное время (почасовая ставка специалиста вашего уровня * количество часов) стоит меньше 24000 за нормальную колонку (лишенную устраняемых недостатков) - то вы в плюсе.


        1. Astroscope
          00.00.0000 00:00
          +1

          Оценка стоимости времени, потраченного на хоббийные проекты, сравнительно бессмысленна, ведь это время потрачено на удовольствие (удовольствие - штука субъективная и слабо формализуемая), а значит это наоборот как бы получение выгоды, пусть эта выгода едва ли поддается оценке в денежном эквиваленте - в денежном эквиваленте можно оценить только потраченные материалы.


        1. sergey-antonov Автор
          00.00.0000 00:00

          Вы забыли оценить стоимость затраченного вами времени.

          Вы невнимательно читали:

          По временным затратам — да, можно было.

          Стоила ли игра свеч? Если бы я не любил заниматься такими вещами, то, однозначно, нет. Если посчитать количество потраченных часов работы, то на заработанные за то же время деньги я мог бы себе купить ту же Harman/Kardon Go + Play. Но процесс подарил мне массу удовольствия, да и пользоваться устройством, к разработке которого ты приложил, хоть растущую не совсем откуда надо, но всё же свою руку, намного приятнее.

          Более ёмко и развернуто вам уже ответил товарищ Astroscope.


  1. sergeyns
    00.00.0000 00:00

    Впервые я был шокирован возможностями относительно небольшой акустики, когда на отдыхе услышал, как у соседей по пляжу из динамиков Harman/Kardon Go + Play божественно разливалась тюремная лирика 90-х годов (кстати, если я не ошибаюсь, у этой модели пассивных излучателей нет). С

    Тем же вечером я твёрдо решил, что просто обязан обзавестись такой же штуковиной. Твердость значительно обмякла, когда я загуглил цену (на тот момент около 24000 рублей)

    Наушники себе купите!


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Есть несколько пар — закрытые мониторные, полуоткрытые, вставные проводные, вставные Bluetooth. Не всегда их удобно использовать.


      1. Astroscope
        00.00.0000 00:00
        +1

        А что значит мониторные? Это словечко навязчиво циркулирует среди пользователей электронной сети обмена фоточками няшных котиков (aka интернеты), но все как-то трудно понять, что оно значит именно применительно к наушникам. Ну, например, абстрактный певец ротом в обезьяннике - на голове у него или нее практически безальтернативные в таком деле K271 любого поколения. Это подходит под "мониторные"? Или, вот лучше вариант, абстрактный гитарист руками на не менее абстрактном концерте - в ушах внутриканальные мониторы, отлитые по ушному слепку и настроенные под его инструмент и вообще субъективные предпочтения. Это, наверное, еще более мониторные?


        1. sergey-antonov Автор
          00.00.0000 00:00

          Чаще всего этот термин применяют к высокоточным ушам, у которых более‑менее ровная АЧХ. И такие наушники, как правило, полноразмерные (т. е. не внутриканальные и не накладные).

          Реже — речь про наушники для мониторинга исполнителем его игры/вокала.

          Я красивым словечком не выпендриться хотел, а указать на то, что есть хорошие наушники, и, тем не менее, бывают ситуации, когда не очень красиво играющий портативный источник удобнее хорошо звучащих ушей.


          1. Astroscope
            00.00.0000 00:00

            АЧХ наушников - вообще довольно спорная тема. То есть саму по себе АЧХ объективно можно снять приемлемо точно, а при использовании одного и того же измерительного стенда - так и сравнивать разные АЧХ между собой. Но вот только практика поцсказывает, что объективно измеренная АЧХ неважно коррелирует с субъективным восприятием, причем субъективное восприятие еще и разнится от слушателя к слушателю - разнится куда больше, чем при прослушивании колонок. По-видимому, сказывается небольшая, но заметно влияющая разница в анатомическом строении ушного канала, в принципе одинакового у всех, но несколько разнящегося по размерам (объему), от чего создающего сильно разнящуюся акустическую нагрузку для электроакустических преобразователей, работающих на малый (в длинах волны) объем. Разумеется, грубые перекосы АЧХ, измеренные на любом стенде, будут слышны как грубое нарушение тонального баланса - "плохая" АЧХ точно будет звучать плохо. А вот "хорошая" АЧХ сама по себе не говорит ни о чем - в отличие от колонок вообще и мониторов в частности, где верный тональный баланс - обязательное, хотя само по себе сильно недостаточное условие. "Высокоточные" наушники - это больше про возможность расслышать мельчайшие детали, а не про общий тональный баланс, хотя хотелось бы, чтобы тональный баланс был приемлемо верным - небольшие флуктуации можно подправить эквалайзером, а совсем небольшие быстро перестают замечаться из-за высокой адаптивности слуха. Тогда как разборчивость, возможность расслышать мелкие детали - каким бы словом это не называлось и какие бы объективные технические характеристики для этого не требовались - вот это вот ничем не заменить и если этого нет, то это не исправить никакими внешними регулировками. Но относится ли это свойство к мониторам? Необязательно. Для музыканта монитор - это наушники или индивидуально направленный на него громкоговоритель, иногда несколько, которые нужны для самоконтроля. Высокая верность вообще и высокая детальность в частности от них не требуется, хотя и приветствуется, конечно - по сути единственная задача их это быть слышимым самому себе на фоне других исполнителей и направленного в зал микса. Я неспроста упомянул K271 - это прекрасные, стопроцентно профессиональные наушники, причем еще и отлично выполненные чисто механически, мониторнее некуда. Но вот как меломанские - воспроизводить готовую музыку, они многим слушателям довольно неинтересны. Почему? Впрочем, вопрос скорее риторический.


            1. sergey-antonov Автор
              00.00.0000 00:00
              +1

              Вы в теме, по-видимому, сильно больше осведомлены, чем я, потому, смею предположить, что этот ваш вопрос:

              А что значит мониторные?

              был скорее для того, чтобы уличить меня в использовании не нравящегося вам словечка))) Но я его не с потолка взял, это довольно устоявшийся термин. И я несколько лет работал сначала звукооператором, потом звукорежиссером и люди вокруг меня его часто употребляли. И в те годы еще не было няшных котиков, да и интернеты тогда совсем другие были.

              Касательно моих наушников, я даже не знаю, как их еще назвать, чтобы было понятно, что это не потребительские Dexp за 500 рублей, и не, например, игровые. С последними вообще странная история. Что делает их таковыми? Наличие микрофона? Так не только в них он есть. Дизайн? Ну, допустим. Но вот доводилось мне как-то слушать SteelSeries Siberia Elite (на тот момент цена ~18k). Такого мерзостного звука нужно еще поискать. Так что цена тоже не показатель.

              Про АЧХ наушников я с вами согласен. Не получится посмотреть на график АЧХ и решить, подойдут эти наушники вам или нет (а жаль). Но, согласитесь, если на графике АЧХ будут альпы с разбросом в 40Дб в рабочем диапазоне, то ничего хорошего от таких ушей ждать не стоит.

              Но вот как меломанские - воспроизводить готовую музыку, они многим слушателям довольно неинтересны.

              Я к таким слушателям не отношусь. Мне разный (но далеко не всякий) звук нравится, просто каждый по-своему.


              1. Astroscope
                00.00.0000 00:00
                +2

                Вы в теме, по-видимому, сильно больше осведомлены, чем я

                Вряд ли, а если даже вдруг и так, то я все равно открыт к чужим суждениям и опыту безотносительно того, соглашусь я с ними в конечном итоге и откажусь от собственных убеждений, признав их ошибочность, или наоборот еще более утвержусь в своем мнении.

                уличить меня в использовании не нравящегося вам словечка

                Это было бы слишком толсто. :)

                И в те годы еще не было няшных котиков, да и интернеты тогда совсем другие были.

                Няшные котики были несколько тысяч лет назад точно, а на уровне бездоказательного, но категорически убежденного предположения - еще сильно ранее. Интернеты - лишь закономерное следствие, осуществленное по мере роста уровня прикладной науки и техники, что позволило создавать фото, а впоследствии и видео, и обмениваться ими в электронном виде. До этого были фото и киноленты, а вообще все время существовало изобразительное искусство, увековечивающее няшных котиков в вечности.

                не, например, игровые. С последними вообще странная история. Что делает их таковыми? Наличие микрофона?

                Прекрасный вопрос. Наличие микрофона делает из наушников, любых вообще, гарнитуру. Так что нет, микрофон - критерий гарнитуры, а не "игровости". Суровая V-образная АЧХ? Так такое и в неигровых бывает, в том числе не самых даже и дешевых. Наоборот, играть в неигровых - вполне не хуже, чем в игровых, причем чем лучше наушники, тем лучше. Остается только декларация "игровости" предполагающая, видимо, подменять собой некоторые несовершенства конкретных моделей (с поправкой на розничную цену и уровень конкурентных предложений) эмоциональной, нематериальной компонентой.

                цена тоже не показатель

                Более того, с тех недавних пор, как наушники из утилитарного объекта превратились в модный аксессуар, и без того нелинейная связь цены и качества оказалась полностью разорванной. Если наушники "модные" (пример - недавняя истерия с маркой Beats), то за двести долларов в розницу можно получить шлак, уступающий среднестатистическому китайскому нонейму долларов так за тридцать-пятьдесят - это с "бесплатной" доставкой.

                Но, согласитесь, если на графике АЧХ будут альпы с разбросом в 40Дб в рабочем диапазоне, то ничего хорошего от таких ушей ждать не стоит.

                Именно это я имел в виду говоря, что "хорошая" АЧХ сама по себе ничего не значит, а "плохая" АЧХ надежно указывает на негодные наушники, потому что это конструктивный изъян и признак, один из многих, низкого инженерного уровня.

                Я к таким слушателям не отношусь. Мне разный (но далеко не всякий) звук нравится, просто каждый по-своему.

                Если бы спросили меня, я бы ответил, что я скорее меломан - мне больше интересна музыка как таковая, чем ковыряние в деталях и, особенно, чем превращение аппаратуры записи и воспроизведения в фетиш. Но это работает и в другую сторону - с ростом качества воспроизведения раскрывается больше деталей и это дает большее удовольствие от прослушивания готовой музыки - до тех пор, пока несовершенства записи не начинают слишком тянуть на себя внимание и собою раздражать. Поэтому я не люблю слушать готовую музыку на мониторах - хорошие мониторы хороши в работе, в том числе в поиске и исправлении ошибок, а слушая готовую музыку я хочу получать удовольствие, а не слышать чьи-то ошибки. Бытовое аудио таки рулит в бытовом звуковоспроизведении.


                1. sergey-antonov Автор
                  00.00.0000 00:00
                  +1

                  Наоборот, играть в неигровых - вполне не хуже, чем в игровых, причем чем лучше наушники, тем лучше.

                  Хоть в рамку вставляй и на стену вешай.

                  пример - недавняя истерия с маркой Beats

                  И это. Я про них вообще забыл. Видимо, подсознание стирает травматический опыт. Я вам больше скажу, я ТАК их себе хотел (маркетинг сыграл свою роль), но когда впервые послушал, думал, что надо мной пошутили.

                  мне больше интересна музыка как таковая, чем ковыряние в деталях и, особенно, чем превращение аппаратуры записи и воспроизведения в фетиш

                  Замечал не раз, что если субъективно хорошая музыка, о деталях вообще не думаешь. Можно в какой‑нибудь пятидесятый раз прослушивания что‑то обнаружить и потом удивляться, как же этого раньше не слышал? =)))

                  Поэтому я не люблю слушать готовую музыку на мониторах

                  Тут, опять же, каждому своё. Если бы мне оставили на выбор, что будет стоять у меня в зале: хорошие напольники или пара мониторов, я бы выбрал напольники (даже если бы в качестве мониторов предлагались какие-нибудь топовые Дженелеки, Нойманы или Адамы). Но от мониторной акустики я удовольствие-таки получить вполне могу.

                  P.S. Крайне интересно, чем вы занимаетесь? =)


                  1. Astroscope
                    00.00.0000 00:00
                    +1

                    Мониторы в необработанном помещении - это просто мультимедийные колонки, разве что иммунные к наводкам благодаря балансному подключению. Впрочем, одного этого для меня достаточно - из-за непосредственной близости к антенне коротковолнового передатчика, в качестве мультимедийных колонок у меня именно мониторы, разве что начального уровня. Добавьте минимум акустической обработки по принципу "20% усилий дают 80% результата" и получится аматорская студия, вполне годная для радиовещания, например.


  1. mafia8
    00.00.0000 00:00

    Тема Великого Китайского Заговора не раскрыта.


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Мы видим на борту два усилителя и два аудио вывода из основной платы. Соответственно, можно предположить, что суммирование реализовано в прошивке. Иначе для чего делать выводы для двух каналов, если в них всегда сумма? И похожие микросхемы с такой же распиновкой и одинаковым голосовым интерфейсом я встречал в разных устройствах с нормальным стерео. Это ли не заговор?

      Программное суммирование каналов при stereo-ready железе у устройств разных производителей.


      1. Serge78rus
        00.00.0000 00:00

        Возможно, разработчики осознанно отказались от стерео для исключения ситуации, когда на две НЧ головки в одном общем корпусе подаются противофазные сигналы, так как это на частотах, близких к резонансу, могло приводить к повреждению головок.


        1. sergey-antonov Автор
          00.00.0000 00:00
          +1

          Никогда о таком эффекте не слышал, спасибо. Тем не менее, у меня большие сомнения, что полу‑noname бренд будет беспокоиться о выходе из строя его продукции, тем более если проблема проявляется в довольно редких ситуациях.

          Моё предположение из статьи лично мне кажется более правдоподобным:

          Объективную причину я могу предположить только одну. Эти колонки, если верить производителю, умеют в TWS (я не пробовал). Это такой режим работы, при котором к Bluetooth‑источнику подключаются две колонки и одна воспроизводит правый канал, другая — левый. Хотите стерео? Берите две! 


          1. Serge78rus
            00.00.0000 00:00
            +1

            Да наверняка слышали, эффект называется аккустическое короткое замыкание. При этом из за отсутствия сопротивления воздуха ход диффузора головки резко возрастает, что приводит к большим искажениям, а на больших мощностях, если не повезет, то и к повреждению головки. Особенно это касается длинноходных динамиков, а, судя по достаточно большому магниту по отношению к размеру диффузора, здесь именно они и используются.


            Что же касается Ваших сомнений в том, о чем будет заботиться noname бренд, то как раз попытка решить проблему неожиданно большого количества рекламаций таким костылем — то это именно в их стиле.


            Но это все лишь мое предположение, поэтому я и начал комментарий со слова "возможно".


            1. sergey-antonov Автор
              00.00.0000 00:00

              Да наверняка слышали, эффект называется аккустическое короткое замыкание

              Про эффект слышал, но немного в другом контексте — хрестоматийный случай, когда головка в открытом пространстве. В какой-то из статей Алдошиной точно было.

              Теперь вот думаю, не попробовать ли воспроизвести проблему в моей поделке? Динамики, конечно, жалко будет, но интересно до жути))) Я так понимаю, достаточно будет сгенерировать синус от 1 Гц до 2,5 кГц, развернуть фазу у одного из каналов и навалить громкости?


              1. Serge78rus
                00.00.0000 00:00

                Когда две головки в общем корпусе работают в противофазе — это примерно то же, что и работа в открытом пространстве — очень низкое сопротивление, оказываемое воздухом ходу диффузора.


                Искать резонанс головок можно не в диапазоне от 1 Гц до 2,5 кГц, а в гораздо более узком. Для таких головок, думается, достаточно просканировать диапазон 60...120 Гц.


                1. sergey-antonov Автор
                  00.00.0000 00:00

                  2,5 кГц это по вышеупомянутой Алдошиной. Если мне не изменяет память, именно эту частоту она упоминала в качестве условной пороговой для работы в поршневом режиме.

                  Если наберусь смелости для эксперимента, отпишусь здесь.


                  1. Serge78rus
                    00.00.0000 00:00

                    Я говорил о частоте резонанса, где ход диффузора и будет максимальным. Что касается "рискованности" эксперимента, то можно сначала найти резонанс на относительно малом сигнале, а уже потом аккуратно прибавлять громкость, наблюдая за ходом диффузора и не доводя уж совсем до разрушения.


              1. Astroscope
                00.00.0000 00:00

                Про эффект слышал, но немного в другом контексте — хрестоматийный случай, когда головка в открытом пространстве.

                Так разные головки (с разной массой диффузора, разной жесткостью подвеса и, собственно, разной собственной резонансной частотой) наилучшим образом работают в разных акустических оформлениях. Гитарные, скажем, кабинеты - это скорее акустический экран, завернутый в подобие ящика, то есть не закрытый, не фазоинвертор и не какие-то экзотические конструкции типа лабиринта, бэндпэса и тому подобного сзади, равно как без линзы или рупора (чаще, конечно, такое на ВЧ или СЧ бывает) спереди. И ничего "плохого" не случается ни с одним единичным динамиком, ни со (синфазным, да) стеком из двух или четырех при том, что задняя стенка практически не нагружает диффузоры, а служит скорее механической прочности кабинета. Так что я бы не обобщал, а лучше смотрел бы на параметры Тила-Смоля для каждой конкретной головки.


  1. ElvenSailor
    00.00.0000 00:00
    +2

    человек сделал руками, за что ему уважение.

    но. Колонка то изначально выглядела, как откровенный мусор, можно б было взять что-то получше изначально, при любви-то к музыке.

    Помутнение? )


    1. Astroscope
      00.00.0000 00:00
      +2

      В случае успеха некоторые эстетически спорные решения выполненной переделки не особо ухудшают исходный дизайн. А в случае тотального неуспеха и практически неизбежного выбрасывания в мусор - не жалко. :)


  1. artemlight
    00.00.0000 00:00

    Xiaomi Mi 16W Portable стоит 35 евро (2200 руб), и на первый взгляд лучше примерно всем).


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00

      Не нашёл в России таких цен. И эта колонка тоже моно. Время работы в пять с половиной раз меньше моей. Нельзя бесшумно включить или подключиться к Bluetooth. Кроме внешнего вида, я вообще ни единого преимущества не вижу.

      Цены и звуковая схема


  1. fvariation
    00.00.0000 00:00

    Стоя в обычной пробке в час пик, что только не придёт в скучающую голову.

    "Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа." Почему здесь, - другим полезно.

    Xiaomi Mi 16W Portable стоит 35 евро (2200 руб), и на первый взгляд лучше примерно всем).

    Диапазон цен на такого типа колонки с двумя динамиками по 5W и аккумуляторм формата 18650 примерно от 500р за ноунэйм на распродаже и до наверное 10K р за что-то типа JBL в магазине. И, в принципе, в каждом случае цена вполне сбалансирована - сколько заплатили, на столько и получили. Автор, как по мне, как-то смог переплатить раза в полтора, а то и в два. За тысячу ₽, к примеру, на liberti.ru можно взять HOCO HC3 Bounce BT5.0, 2x5W - вполне себе прибор за эти деньги. За 2165 ₽ там же - клон J-Xtreme 2х20 Ватт с декларируемым аккумулятором 10 Ач и с тремя динамиками.

    Ну если нравится кому-то ковыряться в самом нижнем ценовом диапазоне, - его право. Есть же люди кто, к примеру, УАЗ Буханку модернизирует - двери, которые закрываются с усилием 5 кг, меняют на двери с усилием 3 кг, тратят на это время, сопоставимые своей ценой с ценой авто классом выше - их право.


    1. sergey-antonov Автор
      00.00.0000 00:00

      За тысячу ₽, к примеру, на liberti.ru можно взять HOCO HC3 Bounce BT5.0, 2x5W - вполне себе прибор за эти деньги.

      Во‑первых, в данный момент цена не 1000 ₽, а 1200 ₽, во‑вторых, у неё абсолютно те же характеристики, что у моей — 2×5 Вт, TWS, чип JL, даже емкости аккумуляторов совпадают. Подозреваю, что у них одна платформа с одинаковыми проблемами.

      За 2165 ₽ там же - клон J-Xtreme 2х20 Ватт с декларируемым аккумулятором 10 Ач

      В местном магазине я слушал подобные клоны — тоже моно.

      с тремя динамиками

      И как я убедился на собственном опыте, это ещё ни о чем не говорит. Даже наличие двух усилителей, сигнально запитанных с двух ног основного чипа, не гарантируют стерео.

      И покупка этих экземпляров не решает проблему громкого интерфейса. Плюс моя намного автономнее. Плюс у меня есть экран, эквалайзер, пульт. Ну и как бонус, если какой‑то компонент выйдет из строя, его можно заказать дешево на али или быстро на российских маркетплейсах.