Сегодня я хотел бы рассказать об игре из некогда очень популярной серии, которая в наши дни находится фактически в коматозном состоянии. В 90-е и 00-е эту линейку игр знал каждый геймер и, наверно, не было такого компьютерного клуба, в котором бы не была установлена хоть одна из игр этой франшизы. Зовётся эта серия «Command & Conquer», но подробней хочу остановиться именно на второй игре, ставшей уже давно культовой подсерией — Red Alert. Учитывая недавний ремейк Command & Conquer и Red Alert 1, тема кажется мне особенно актуальной. Вполне возможно, что и вторую часть «Красной угрозы» ждет ремейк, хоть мне и слабо верится в это.

В середине‑конце 90-х у меня еще не было компьютера, поэтому бОльшую часть игр той эпохи я не застал. Однако к некоторым хитам всё же удалось прикоснуться, благодаря походам к двоюродным братьям. Тогда, сидя в гостях за пузатым монитором, я не очень понимал во что играю, но мне очень нравилась.

Так я познакомился с такими замечательными играми как Command & Conquer: Red Alert 1 и Command & Conquer: Tiberian Sun. Не скажу, что они оставили огромный след в моей жизни, потому что, в силу возраста, мне было плевать на то, во что играть. Но я прекрасно запомнил основную музыкальную тему первого Red Alert. Мне кажется, это одна из лучших музыкальных композиций в стратегиях!

Но прошли годы, я стал взрослее и уже сам ходил в игровые клубы, где в начале двухтысячных на всех компьютерах была установлена Red Alert 2. По игре проводились турниры, люди собирались командами и устраивали динамичные сражения, полные драйва, эмоций, да и, что греха таить, мата. Как сейчас, помню подвал дома, в котором располагался самый популярный игровой клуб нашего района. Тёмный прокуренный зал, толпа народу, атмосфера беззаботности и час игры за 20 рублей... но что‑то я отвлёкся.

Пройдет ещё немного времени, родители подарят мне первый компьютер, и тогда уже не придется ходить в игровухи, чтобы прикоснуться к этому шедевру — я могу играть в Red Alert 2 у себя дома.

Кто

За игру стоит сказать «спасибо» Westwood Studios, которая в 90-е годы была иконой жанра стратегий, а ныне, к сожалению, почившая. Это компания, благодаря которой жанр стратегий стал таким, каким мы видим его сегодня. Разработчики таких игр, как Eye of the Beholder, линейка игр Command & Conquer и Dune, The Legend of Kyrandia, а также Nox. И если современное поколение могло даже не слышать эти названия, то прожжённые геймеры, убеждён, провели десятки, а то и сотни часов своей жизни в этих играх и вспоминают их с теплотой!

Сюжет

В альтернативном 1946 году Альберт Эйнштейн разрабатывает машину времени и использует её, чтобы переместиться в 1924 год, в день, когда Адольф Гитлер был выпущен из Ландсбергской тюрьмы. Эйнштейн планирует устранить будущего лидера Германии, тем самым предотвратив Вторую мировую войну. Казалось бы, операция прошла успешно, однако Эйнштейн не учел, что без Гитлера не появится нацистская Германия, а значит никто не сдержит Советский Союз во главе с Иосифом Сталиным от экспансии. В результате СССР предпринимает победоносное наступление на Европу, Китай и Индию.

Чтобы остановить Красную военную машину, создаётся Европейский Альянс. По каноничному финалу первой части игры демократия победила, Сталин погиб, а у руля СССР становится Александр Романов (да, это руководитель СССР, потомок императорской семьи))), фактически являющийся марионеткой запада. Так начинаются события Command & Conquer Red Alert 2.

Прошли годы, и Романов, под влиянием главного советника — телепата Юрия, подталкивает других членов Правительства к нападению на США. В короткие сроки возрождается Советская армия, способная поставить на колени западный блок стран. Так мир становится втянутым в новую глобальную войну. Войска красной армии, находящиеся под вашим руководством разрушат Пентагон и Всемирный Торговый центр, а Эйфелеву башню превратят в огромную, испепеляющую «Тесла башню». Но вам никто не запрещает возглавить армию Альянса и постараться защитить демократические идеалы от «Красной угрозы».

Признавайтесь, свело олдскуллы?

Пускай это описание звучит как сюжет любой серьезной стратегии с альтернативной историей, но Red Alert 2 не является таковой. В крутейших роликах между миссиями будет много юмора. Слава богу, стёб в игре направлен не только в сторону России, но и в сторону США. Высмеиваются стереотипы, которые, к сожалению, очень сложно понять русскому игроку, незнакомому с американской культурой.

В качестве приглашенных звёзд участие приняли достаточно известные актёры вроде Удо Кира, Рэйя Уайза, а также советско‑российский актёр Игорь Жижикин, чей образ запечатлён на логотипе игры.

Путешествия во времени; генсек СССР в трусах с серпом и молотом; купающийся в джакузи с девахами русский генерал, отмечающий победную военную операцию; золотые купола на промышленных постройках. А как вам Эрни Франкенфюрер, Салли Сталлион и Флинт Вествуд, которые помогают отбивать Голливуд от Советской армии (отсылка к Шварценеггеру, Сталлоне и Клинту Иствуду)?

Эта линейка игр никогда не была про серьёзность! Продвигаясь по сюжету игры, вы много раз улыбнётесь, я гарантирую это! Сюжет ужасно крут в своей идиотии. Это коктейль из клюквы, стёба и юмора с действительно занимательной альтернативной историей!

В игре представлены две взаимоисключающие кампании с разными концовками: за союзников и за Социалистический блок. Каноничной, правда, является концовка за демократов.

Юрий выглядит совсем как Ленин, а Романов похож на Брежнева
Юрий выглядит совсем как Ленин, а Романов похож на Брежнева

Геймплей

Это во многом типичная для своей эпохи стратегия в реальном времени, имеющая отличительную особенность, которая сильно выделяла игру на фоне конкурентов. В других играх, как правило, требуется собирать множество разных ресурсов для построения сильной экономики и армии. В Red Alert 2, в угоду динамичности игровых партий, вам придется следить лишь за финансами и энергией, необходимой для функционирования ваших зданий.

Собирая минералы, которые автоматически конвертируются в деньги, помните, что на карте они конечны, поэтому всегда ведите агрессивную экспансию! Приоритетом будут как новые залежи минералов, так и нефтяные вышки, которые, качая нефть, приносят прибыль. Но из‑за малого количества буровых установок на карте, ожидайте серьёзной борьбы за столь серьёзное преимущество.

 Еще немного и по вашему приказу, Пентагон сровняют с землёй
Еще немного и по вашему приказу, Пентагон сровняют с землёй

Помимо сюжетной кампании доступен и режим сражений, в котором вы можете испытать свои силы как с компьютером, так и с друзьями.

Перед началом битвы выберите страну из списка. Выбор влияет на то, в каком блоке стран вы будете состоять, а также на здания и войско. Каждое государство имеет свою особенность. Это может быть как уникальное строение (французская дальнобойная защитная пушка), так и вид войск, недоступный другим странам (фугасный грузовик с самоподрывом у Ливии). Отмечу, что, помимо различия в армиях и постройках, у каждой стороны конфликта имеется своё уникальное супероружие. Советы являются обладателями ядерного оружия и железного занавеса, делающего юнитов и здания неуязвимыми на короткое время. Супероружие альянса — устройство управления погодой, насылающее ужасный грозовой шторм в выбранную вами область на карте, а так же хроносфера, позволяющая телепортировать несколько юнитов в любую выбранную точку. Что же касается армии Юрия, основным супероружием является пси‑доминатор, наносящий урон зданиям и берущий под контроль вражеские юниты, а в качестве вспомогательного супероружия используется генетический мутатор, превращающий выбранную пехоту в другой, усиленный вид. Каждая из сторон конфликта сильна в чем‑то своём. Союзники в основном быстрые и слабо бронированные, Социалистический блок же, наоборот, медленный, но мощный.

Не стоит забывать, что битвы проходят не только на земле, но и на воде, и в воздухе, так как для проведения военных операций доступны авиация и флот.

Танки‑невидимки, летающая пехота, гигантские кальмары, боевые дельфины, летающие тарелки и конечно же, едва ли не самый популярный юнит игры — дирижабль «Киров». Где еще можно встретить такой нетипичный выбор войск, как не в играх Westwood Studios? Но как извечному фанату ролевых игр, мне игра запомнилась возможностью прокачки солдат. За уничтожение вражеских целей капает опыт, повышающий звания солдата. С каждым новым званием эффективность юнита повышается многократно, и даже небольшой отряд с тремя «лычками» может нанести существенный урон неприятелю.

Дополнение «Yuri's Revenge»

Спустя год после выхода игры Westwood Studios выпускает новое дополнение «Yuri's Revenge», которое привносит в игру много нового.

Как видно из названия, сюжет дополнения рассказывает про события, случившиеся после окончания основной кампании. Телепат Юрий возвращается со своей новой армией, становясь третьей стороной конфликта. Нам предлагают две дополнительные кампании СССР и Союзников, состоящие из 7 миссий, некоторые из которых имеют определённую нелинейность. Кампании за Юрия, увы, нет.

Несмотря на это, армия Юрия доступна для выбора в режиме «Схватки», являясь абсолютно новой и уникальной фракцией с непохожим на другие страны геймплеем. Так как Юрий — телепат‑псионик, бОльшая часть новых игровых механик делает ставку именно на это. Некоторые войска и здания могут подчинять своей воле вражеских солдат, заставляя выполнять свои приказы. А сам Юрий, являющийся самостоятельной боевой единицей, способен захватывать вражеские здания!

 Да, в армии Юрия есть Летающие тарелки
Да, в армии Юрия есть Летающие тарелки

Помимо этих нововведений, Советам и Альянсу добавили юнитов и зданий, подправили общий игровой баланс, добавили новую озвучку всем родам войск.

Считаю, что играть без этого дополнения однозначно не стоит. Даже учитывая, что фракция Юрия многими игроками считается слишком имбовой.

Звуковое сопровождение

Музыка полна энергетики и буквально заряжает, а мощные гитарные запилы так и зовут в бой! Автор столь крутого саундтрека - композитор серии Фрэнк Клепаки, который признавался, что на формирование его музыкального стиля оказали сильное влияние такие группы, как Iron Maiden, AC/DC и Depeche Mode.

Озвучка солдат стала уже классикой. Каждый юнит комментирует полученные приказы, и не только банальными «Да, сэр!», но и множеством других фраз, ставших уже мемами.

 Вы знаете, какая фраза тут должна прозвучать)))
Вы знаете, какая фраза тут должна прозвучать)))

Так как было сделано большое количество русских переводов, у каждого СНГшного геймера будет своя любимая озвучка, поэтому не буду выделять какую‑то определённую. Но нельзя забывать и про оригинальную английскую, являющуюся примером того, как нужно озвучивать игры! Пускай каждый из вас вспомнит и назовёт ту, что навсегда осталась в его сердце.

Минусы

К сожалению, во вторую часть так и не завезли баланс. Мне кажется, советская сторона сильнее Альянса, благодаря чему банальный раш тяжелыми танками или эскадрой дирижаблей «Киров», как правило, не остановить. А после выхода дополнения «Реванш Юрия», многие посчитали, что появилась имба в лице новой фракции (наверное, я хреновый игрок в стратегии, но мне не довелось ощутить этого дисбаланса).

Как и у любой игры из моей серии статей «Ностальгические игры», Red Alert 2, в силу возраста, не слишком хорошо смотрится на современных компьютерах. Но, в отличии от других игр, вам не требуется установка никаких модов, чтобы поднять разрешение экрана. Достаточно отредактировать ini‑файл настроек в корневой папке.

 Игра в 2к разрешении
Игра в 2к разрешении

Итог

Это действительно добротная стратегия в реальном времени с упором на сражения, а не на экономику. Да, механика не столь глубока, как у какого‑нибудь Starcraft, но море юмора, хорошая озвучка и действительно классные видеоролики между миссиями кампании дают фору многим другим братьям по жанру. Если вы являетесь любителем стратегий, то просто обязаны хотя бы попробовать эту игру. Благо, она прекрасно воспринимается даже сегодня. Ну а старожилам предлагаю окунуться в прошлое и поделиться своими воспоминаниями в комментариях.

Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!

Комментарии (41)


  1. ivankudryavtsev
    00.00.0000 00:00

    У меня один вопрос: кто нынче телепат Юрий?


    1. OldfagGamer Автор
      00.00.0000 00:00
      +1


    1. CosmicRave
      00.00.0000 00:00

      Орная статья! Всплакнул даже...

      Гамал у одноклассника в 1996, на "трёшке" гонял её, зато с AWE32 ????????????

      Кстати, вероятно, именно после неё , а не wow, полюбил стратегии... Потом перешёл на квесты, но ведь любой квест требует проработки стратегии


      1. OldfagGamer Автор
        00.00.0000 00:00

        В 96 это, видимо, был самый первый Command & Conquer


  1. mpaxepnepe
    00.00.0000 00:00

    это было так давно - что не правда


  1. Wolf4D
    00.00.0000 00:00
    +3

    До сих пор играю по сети. Коммьюнити небольшое, но онлайн до 500 человек стабильный. Даже турниры проходят.

    И нет, Альянс в среднем чуть сильнее Советов за счёт тактической гибкости и пары хитрых юнитов. У него есть стратегии, против которых у Советов нет внятной контр-игры. Впрочем, Юрий чисто математически выходит сильнее обоих, и без уравнивающего мод-патча обыкновенно не берётся.


    1. OldfagGamer Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Ну, я не очень хороший игрок в стратегии, потому, вполне мог ошибаться.


    1. faiwer
      00.00.0000 00:00
      +5

      Даже турниры проходят.

      Я ради интереса как-то посмотрел как в RA2 играют PvP. Оказалось крайне унылым зрелищем. Игры короткие минут по 7-10. Всё сводится к безумному закупу собак и первоначальных танков, а потом умелому маневрированию. Большая часть возможностей в игре начисто игнорируется. Просто, скажем, 10 собак и 15 рино-танков.


      В то время как соло я как только не извращался. Например научился телепортировать дирижабли :-)


  1. danfe
    00.00.0000 00:00
    +2

    Наверное, здесь стоит упомянуть фанатское расширение-долгострой Mental Omega, 15 лет чуваки пилили!

    К большой чести EA, три года назад они выложили исходники классических C&C и RA под GPLv3, нынче развиваемые сообществом, а вот RA2, увы, пока нет (надеемся, ждем).


  1. DarkPreacher
    00.00.0000 00:00
    +1

    Ещё есть OpenRA, сборник из Dune 2000, Red Alert, Tiberian Dawn и Tiberian Sun (в процессе) – обновили интерфейс под современные реалии, мультиплеер, подправили баланс.


    1. mokhin-denis
      00.00.0000 00:00

      Только вчера про него видос смотрел!


  1. Zetsu
    00.00.0000 00:00

    Игра не заброшена есть CnC Net, там играем и в Ra2 и в RA:YR
    Есть комюнити в дискорде, сам клиент CnCNet постоянно допиливается, если есть желание можно законтрибьютиться, так же создаются новые офф. карты.
    Поэтому и сейчас вполне можно поиграть было бы желание.


  1. vtal007
    00.00.0000 00:00
    +1

    Red Alert 2 не знаю, но Red Alert 3 вполне себе играбельна на современном железе. Подлодки Акула, Киров репортинг и все в таком духе


    1. LordDarklight
      00.00.0000 00:00
      +3

      До RA3 так и не добрался, но по слухам геймплей RA2 почти на голову круче, чем RA3 - с которого игровая серия окончательно сгнила под командованием EA (от Westwood studios там уже ничего не осталось). Хотя C&C3 ещё был очень даже ничего: и по сюжету и по геймплею!


      1. OldfagGamer Автор
        00.00.0000 00:00

        Не знаю, все что было после Генералов - мне не зашло. Тем более что делали эти игры, действительно, другие люди.


        1. LordDarklight
          00.00.0000 00:00
          +2

          C&C Genreranls тоже отличной игрой была с крутым геймплеем - там только сюжет подкачал (по сути его отсутствием), зато баланс был неплохой (начиная с дополнения Zero Hour), очень жаль что вторая Генералы так и не увидели свет.

          Что касабельно C&C3 лично мне она больше понравилась, чем Tiberian sun - 3тья часть более динамичная, хорошо сбалансированная, и тут наконец-то появилось 3 компании. Но RA2 конечно значительно повеселее, чем C&C3 (хотя управление в RA2 по нынешним меркам - просто жесть). Да и музон в C&C3 уж больно скучный и однообразный (его уже не Фрэнк пилил, как и в RA3 - хотя там музон уже получше, но до RA2 всё-равно не дотягивает)!


          1. danfe
            00.00.0000 00:00

            хотя управление в RA2 по нынешним меркам — просто жесть
            А можете привести какой-нибудь пример? Я помню, что после второй Дюны (вот уж где точно жесть), C&C и RA казались верхом удобства, а потом в RA2 появляется right-click scroll coasting, к которому быстро привыкаешь и уже хочешь его в предыдущих играх тоже (таки добавили).


            1. LordDarklight
              00.00.0000 00:00

              Давно не играл не помню. Но да - после Дюны2 C&C это был прорыв - но пока ещё недостаточно большой.

              Но вот RA2 от C&C3 разительно отличалось хотя бы боковой панелью - в C&C3 каждая фабрика имела отдельную очередь производства, кажется, и закладки переключения. Да и сама очередь по-моему только с C&C3 смогла содержать последовательности разных юнитов (зданий)

              Последовательные команды и пути следования тоже в C&C3 куда более продуманны


              1. K0styan
                00.00.0000 00:00

                Не очень хорошо помню детали в C&C3, но отдельные очереди фабрик с произвольным порядком юнитов были ещё в Total Annihilation. Да и по остальным пунктам она, кажется, закрыла все вопросы интерфейса на годы вперёд.


                1. LordDarklight
                  00.00.0000 00:00
                  +1

                  Ну... Total Annihilation вообще была во многом очень революционной! Но вот такого удачного геймплея как у серии C&C не смогла достичь, да и с балансом там было куда больше косяков


              1. RainAustin
                00.00.0000 00:00

                После C&C3 вехой развития была Суприм командер, особенно ее дополнение, так же сделавшее игру культовой, там получили развитие и команды и войска, до сих пор очень бодро играется.


      1. aik
        00.00.0000 00:00

        C&C3 и RA3 — вполне нормальные игры.
        RA3 истинно клюквенная, за что её и любим.


        А вот C&C4 — какая-то фигня, я сыграл пару миссий и забил.


  1. gionet
    00.00.0000 00:00

    Я тут на днях играл в ремейк RA на движке С&C Generals ... Красиво, но все равно не то. Хочется классики просто в новой графике ...


    1. LordDarklight
      00.00.0000 00:00

      Попробуйте тогда ремейк C&C Generals на движке RA3

      Generals Evolution


      1. Crimento
        00.00.0000 00:00

        Generals Evolution хорошо, но оригинальная игра позволяла много интересных вещей из-за отсутствия привязки к сетке (вроде закрытия узкого прохода дворцом GLA). А еще моддинг игры расцвел с новой силой после выхода GenPatcher и GenLauncher (также доступен из GenPatcher), которые позволяют спокойно играть на современных Windows буквально в пару кликов.


        Раз в пару месяцев захожу посмотреть за прогрессом работы над OpenSAGE (а это не только Generals, но и ещё Battle for Middle-Earth)


        1. LordDarklight
          00.00.0000 00:00

          "вроде закрытия узкого прохода дворцом GLA " это скорее читерство на косяках игры


          1. Crimento
            00.00.0000 00:00

            Ну, закрытие точки сбора ресурсов реактором/тоннелем и казармами, чтобы не дать убить рабочих/грузовики я видел на многих турнирах. Для США не актуально, у них вертолёты.

            Стакинг крипов в DotA тоже не был изначально задуман разработчиками, а был лишь побочным эффектом скриптов JASS, но сейчас это неотъемлемая часть игры


  1. Fox_exe
    00.00.0000 00:00
    +4

    О, да, первая и единственная игра, которая погружала в себя уже с момента запуска установки игры.

    А от вступительного ролика досихпор мурашки по коже. "Weswood studios с гордостью представляет..." - действительно, с гордостью... Аж слезу вышибло...


  1. face86
    00.00.0000 00:00

    Композитора саундтреков зовут Frank Klepacki. Его музыку можно легко найти на просторах интернета. Я иногда слушаю в фоне во время работы.


    1. danfe
      00.00.0000 00:00
      +1

      Композитора саундтреков зовут Frank Klepacki.
      Об этом, вообще-то, написано в статье. :-)
      Его музыку можно легко найти на просторах интернета.
      Дабы сэкономить время на поиск, вот неплохая FLAC-коллекция, там С&C, RA, RA2 и TS (1.6 ГБ): 9efd4f21f9e5271cd60d04d5a0699ca31f94a9a0.


    1. LordDarklight
      00.00.0000 00:00
      +1

      Фрэнк Клепаки до пандемии гастролировал с этой музыкой (в живом исполнении) по миру - устраивал концерты, в 2020 году должен был выступать в России но.... по-моему концерт тогда так и не состоялся - теперь всё - навряд ли приедет!


      1. RainAustin
        00.00.0000 00:00

        А жаль, еще у него был шикарный саундтрек к Дюна император.


  1. Adler_lug
    00.00.0000 00:00
    +2

    Эх. "Турнир" по RA2 в свое время в техникуме среди одногруппников на древних компах устраивали во время прохождения практики :) Это было своего рода полу официальное поощрение - выполнил дневное задание - иди играй...


  1. LordDarklight
    00.00.0000 00:00

    Эх... в в связи с современной обстановкой в мире уже пора RA4 клепать!

    С выпуском C&C Generals 2 уже опоздали (как бы не сглазить) - конфликт в Сирии уже завершён (хотя Китай там участие не принимал - его место отчасти заняла Турция), ну а третья часть Генералов - это скорее уже либо должен быть конфликт между Индией и Китаем, либо война за ресурсы в Арктике.... к чёрту... тьфу-тьфу-тьфу


  1. DAN_SEA
    00.00.0000 00:00

    Когда серия С&С появилась — у меня компьютера не было. Когда появился — она уже устарела :-) Так и остался непоигравшим...:-)
    (равно как и не поиграл в Starcraft — когда она была в пике).


    1. OldfagGamer Автор
      00.00.0000 00:00
      +2

      Графически, игра нисколько не режет глаз и воспринимается довольно приятно. Да, некоторые механики устарели, но, мне кажется, вы действительно можете опробовать её сейчас и суметь получить удовольствие.


    1. scream_r
      00.00.0000 00:00
      +1

      Ну Starcraft 2 и сейчас пройти можно с удовольствием без необходимости на что-то закрывать глаза. И смотрится и играется отлично. Первый да, уже устарел, хоть вроде недавно и вышел hd ремейк.


      1. juray
        00.00.0000 00:00

        HD-ремейк - фигня. Вот рескин Starcraft: Cartooned (официальный!) позволяет получить совершенно новые ощущения от игры.


  1. alexeyvr
    00.00.0000 00:00

    1996 C&C Tiberian dawn opening
    https://youtu.be/5c9xyryhCqY?t=29


  1. XanderBass
    00.00.0000 00:00
    +1

    У меня когда-то было увлечение - делать карты для "Реванша Юрия".


  1. MonsterCatz
    00.00.0000 00:00
    +1

    Ну, что я могу сказать...

    Kirov reporting